| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Медынская И. В. профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Сперанская Н. Н. профессор Военной академии связи (г. Санкт-Петербург),
кандидат филологических наук
| |
| | В статье анализируются проблемы, связанные с развитием сотрудничества Российской Федерации со странами Содружества Независимых Государств в различных сферах жизни, прежде всего образования. Авторы отмечают необходимость преодоления противоречий, не позволивших осуществить цели и задачи Минского соглашения от 8 декабря 1991 года о создании единого экономического пространства этих стран. Выражается уверенность, что переход РФ на новую систему образования и выход из Болонского процесса позволит активизировать процесс интернационализации российского образования. Гибкий подход к срокам обучения будущих специалистов в вузах России, востребованность качественных профессиональных программ, увеличение квот на бюджетные места для молодых людей из стран СНГ создают условия для формирования единого образовательного пространства, а, следовательно, более тесной консолидации стран Содружества в сфере образования. | Ключевые слова: СНГ, интеграционные процессы, интернационализация образования, единое образовательное пространство, мультикультурное общество, консолидация стран СНГ, новая система образования | УДК 338.4 Стр: 213 - 217 | Основной задачей стран, подписавших Минское соглашение о создании СНГ 8 декабря 1991 года, является развитие сотрудничества, касающегося различных сфер жизни этих государств – политической, экономической, социальной, культурной, в том числе научной и образовательной. Анализируя тенденции и перспективы развития стран Содружества и их отношения с Россией, исследователи отмечали, что многие цели, которые были определены в Минском соглашении, по сути не были достигнуты. Так, например, Д.В. Доленко и Ж.Д. Кониченко в своей статье, опубликованной в 2010 году, утверждают, что в рамках СНГ не удалось создать единое экономическое пространство, не выстроена и эффективная внешняя политика государств - участников названной организации. Это объясняется двойственным характером тенденций развития бывших союзных республик. С одной стороны, имеется заинтересованность в сотрудничестве, прежде всего экономическом, с таким мощным государством, как Россия, а с другой стороны, есть твердое желание укреплять свою независимость [1].
Необходимость выработки эффективных подходов, стратегий взаимодействия в глобальном образовательном пространстве признают во многих странах мира. Российская Федерация, стремясь интегрироваться в систему поликультурного образования, всегда создавала условия для более успешного сотрудничества с образовательными учреждениями СНГ [2].
В целях дальнейшего продвижения интеграционных процессов, Россия стремится к выстраиванию дружеских, равноправных отношений, основанных на взаимном доверии, уважении и соблюдении интересов всех стран, входящих в Содружество Независимых Государств.
В исследованиях последних лет отмечается активизация процесса интернационализации российского образования, что приводит к необходимости формирования единого образовательного пространства в рамках СНГ [3]. Востребованность освоения качественных программ профессионального обучения у молодежи стран Содружества вызывает необходимость расширения экспорта российской системы образования в эти страны.
В настоящее время создание единого образовательного пространства в рамках СНГ будет приобретать определенную специфику в связи с выходом РФ из Болонского процесса и разработкой новой системы российского высшего образования. По сообщению В. Фалькова, министра науки и высшего образования РФ, в новой системе предполагается введение 3-х уровней:
– базовое высшее образование сроком от 4 до 6 лет, обеспечивающее междисциплинарный, практико-ориентированный подход к подготовке кадров;
– магистратура, или специализированное высшее образование (обучение от 1 года до 2 лет), рассчитанное на более углубленную подготовку профессиональных кадров;
– аспирантура (адъюнктура) – уровень профессионального образования, обеспечивающий подготовку научных и научно-практических кадров.
Диплом магистра – это необязательный диплом, так как после получения первого документа об образовании выпускник сможет самостоятельно выстраивать свою карьеру [4].
Изменения, которые коснутся новой системы российского высшего образования, были уточнены в Указе президента РФ от 12 мая 2023 года под № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [5]. В 2023/24 и 2025/26 учебных годах будет «проведен пилотный проект по изменению уровней профессионального образования», при этом отмечается, что высшее образование будет иметь двухуровневую систему:
- базовое (от 4 до 6 лет);
- специализированное, направленное на реализацию программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-
стажировки;
- аспирантура выделяется в отдельный уровень.
Магистратура предусматривает обучение от 1 года до 3 лет, в зависимости от направления (профиля) подготовки.
В пилотном проекте, кроме того, предусмотрено обучение уже получивших высшее образование (специалитет или магистратура). При этом в Указе отмечается, что такое обучение не будет означать получение второго высшего образования. В проекте предполагается участие пока только 6 вузов.
Вхождение в Болонский процесс означало для РФ интеграцию в мировое образовательное сообщество, выход же из него позволит сочетать накопившийся мировой опыт в области образования и сохранить многие достижения традиционной фундаментальной национальной системы подготовки профессиональных и научных кадров. С учетом гибкого подхода к срокам освоения программ трехуровневой системы, практической ориентированности программ обучения будущих специалистов в высших учебных заведениях РФ, все большего притока молодых граждан из стран СНГ, предпочитающих получать образование именно в России, - появляются возможности для более прочного сотрудничества в сфере образования и науки в рамках СНГ.
Несмотря на неблагоприятные условия за последние 2 года (ковид, новые вызовы в геополитике), тем не менее в вузы РФ ежегодно поступают не менее 300 тысяч молодых людей из стран Содружества, что свидетельствует о конкурентоспособности российского образования. Так, например, в 2023 учебном году будет выделено 30 тысяч бюджетных мест, вместо прежних 15 тысяч для этой категории граждан.
Активизируется деятельность Россотрудничества, приоритетом которой является развитие взаимодействия со странами СНГ: участие в работе международных организаций, разработка федеральных целевых программ, оказание помощи в развитии международных контактов в образовательной, научно-технической, культурной и экономической сферах.
Десятки соглашений по развитию сотрудничества в сфере образования, подписанных только за 2022-2023 гг. между соответствующими ведомствами РФ и Беларуси, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Таджикистана, свидетельствуют о расширении такого взаимодействия [6]. В республиках открываются филиалы наиболее престижных вузов РФ, организуются курсы повышения квалификации и переподготовки для руководящих и педагогических кадров, как на территории России, так и в республиках Содружества, увеличиваются квоты на бюджетные места для молодежи из среднеазиатских стран-членов СНГ, развивается сетевое взаимодействие и академический обмен между университетами. Так, например, Минобрнауки России объявило о начале проведения Саммита Славянских университетов «Славянский горизонт 2023».
Саммит стартует на базе ведущего вуза страны – Санкт-Петербургского государственного университета имени Петра Великого. В Славянские университеты входят вузы, созданные на основании межправительственных соглашений между РФ, Арменией, Киргизией, Республикой Беларусь и Таджикистаном. В них обучаются около 20 тысяч студентов.
На Саммите запланировано обсуждение реализации лучших совместных проектов. Целью организаторов этого значительного мероприятия является запуск процесса «мощной трансформации» и придания ему «нового вектора». Кроме того, в рамках мероприятия будет проведена сессия «Механизмы сетевого партнерства при реализации развития Славянских университетов».
В современных условиях геополитической нестабильности все большую актуальность приобретает формирование общего образовательного пространства в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).
Поэтому необходимо исследовать системы образования в России и странах Содружества Независимых Государств (СНГ), чтобы выявить общие подходы, точки соприкосновения и возможные различия, поскольку процесс интернационализации образования предполагает необходимость адаптации отдельных образовательных проектов к особенностям каждой отдельно взятой страны [3].
Следует также проводить отбор зарубежных образовательных организаций стран СНГ и России для реализации совместных образовательных программ, в том числе, программ двух дипломов.
Во взаимодействии с образовательной средой Российской Федерации появляется возможность создания и развития единого гуманитарного пространства, что повысит возможности для иностранных граждан получать образование в России.
Эффективной формой для выработки и реализации согласованной совместной деятельности, новых проектов и программ являются форумы творческой и научной интеллигенции государств–участников СНГ, объявление и проведение в СНГ ежегодных мероприятий по гуманитарной тематике.
В современных условиях развитие цифровых технологий делает сферу дистанционного образования одной из наиболее востребованных форм получения образования и создает возможности для российских образовательных организаций выйти, как на образовательный рынок стран СНГ, так и в более отдаленной перспективе - стран БРИКС [3].
Для успешной реализации совместных образовательных проектов и программ необходима Парадигма современной системы высшего образования, которая базируется на компетентностном подходе, определяющем потребность разработки соответствующей стратегии международной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций стран СНГ и России.
Поэтому для развития приоритетных стратегических направлений международной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций предлагается следующее (рис. 1). | | | Рис. 1. Основные приоритетные стратегические направления международной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций стран СНГ и России. | Важным фактором межгосударственного общения в Содружестве остается русский язык, который является средством межнациональной коммуникации.
В новых реалиях интенсивно развивается экономическое сотрудничество, углубляется мировое разделение труда, а также расширяются и укрепляются социальные и культурные связи не только между странами, но и между отдельно взятыми народами, что способствует постепенному формированию мультикультурного общества. В этой связи важная роль в данных процессах отдается реформированию национальных образовательных систем, которое представляет собой не только унификацию образовательных стандартов и заимствование наиболее эффективных практик, но и создание общего образовательного пространства (ООП) на основе территориальной, культурной и других общностей.
Концепция формирования единого образовательного пространства была разработана еще в 1997 г., однако не получила своего полноценного воплощения в силу разной степени мотивации и заинтересованности стран-участниц в интеграционном процессе на разных промежутках исторического периода [7].
В качестве основных принципов ООП в Концепции обозначены (рис.2). | | | Рис.2. Основные принципы ООП в Концепции | Формирование совместных образовательных учреждений всех уровней - это один из способов создания ООП. На данный момент такие образовательные учреждения существуют в рамках высшего образования и включают в себя далеко не все страны пространства СНГ. К таким сетевым университетам можно отнести Сетевой университет СНГ, Российско-Белорусский университет, а также университет ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Так, на 2020 г. участниками Сетевого университета СНГ являлись 9 государств, при этом университетский состав был представлен 39 учебными заведениями (15 из них - российские), предоставляющими образовательные услуги по 31 направлению подготовки. В свою очередь, университет ШОС состоит из 5 государств-членов (Республика Казахстан, Китай, Республика Киргизия, Российская Федерация, Республика Таджикистан), 78 высших учебных заведений (20 из них - российские), оказывающих образовательные услуги в 6 направлениях подготовки [7].
Перспективы дальнейшего развития ООП стран постсоветского пространства возможны за счет становления интернет-образования. Опираясь на интернет-технологии, страны СНГ могут открыть возможность создания единого образовательного пространства путем формирования сегментированных по интересам или же другим признакам групп образовательных учреждений России и стран СНГ, взаимодействующих в рамках общего образовательного интернет-пространства. Главной составляющей процесса информатизации будет стремление каждого государства-члена СНГ к расширению сети образовательных учреждений и их структурных подразделений, использующих услуги дистанционного образования, что позволит расширить контакты с ведущими образовательными организациями других стран и вести совместную научную и научно-педагогическую деятельность. Особую значимость в этом вопросе приобретет многопрофильность филиалов, которые получат возможность использовать дистанционный формат обучения для профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава. В последующем дистанционные образовательные учреждения могут быть преобразованы в научно-методические, информационно-обменные центры и межгосударственные университеты или другие образовательные организации [3].
В качестве примеров сотрудничества между союзными государствами и Россией в сфере высшего образования можно привести следующие.
1) В Ташкенте (Республика Узбекистан) 15 мая 2023 подписан меморандум между Академией Минпросвещения России и Головным научно-методическим центром по организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан [8].
2) В Киргизии на базе Ошского госуниверситета 29 мая 2023 года открылся центр «ЛОМОНОСОВ». Функционирование центра призвано способствовать расширению научно-образовательного сотрудничества двух стран, сохранению и развитию единого гуманитарного пространства России и Киргизии [9].
Работа центра будет направлена на реализацию совместных образовательных программ по направлениям (рис.3). | | | Рис.3. Основные направления совместных образовательных программ | Согласно договоренностям, первые два года обучение студентов будет проходить в ОшГУ, а следующие два – в МГУ, после чего обучающиеся получат дипломы двух вузов. Прием студентов начнется уже в июле этого года.
3) В Казахстане 22 мая 2023 года открылся первый в СНГ сетевой образовательный кампус Российского химико-технологического университета имени (РХТУ) Д.И. Менделеева и Таразского регионального университета (ТарРУ) имени М.Х. Дулати. Сетевой кампус – это международный образовательный проект, направленный на подготовку квалифицированных специалистов для предприятий химической промышленности Республики Казахстан [10].
Партнерство университета с РХТУ имени Д.И. Менделеева позволяет использовать научный и образовательный потенциал крупнейшего российского химико-технологического вуза для подготовки высококвалифицированных специалистов для химической отрасли Казахстана, а производственная база промышленных предприятий обеспечивать максимальное сближение образовательного процесса с будущей профессиональной деятельностью выпускников.
4) С 31 июля по 28 августа 2023 года на площадках российских университетов в Москве, Нижнем Новгороде и Пскове прошел «Летний институт» – это новый проект Минобрнауки России для участников из стран СНГ. В нем приняли участие исследователи и преподаватели ведущих научно-образовательных центров Армении, Республики Беларусь, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Проект «Летний институт» организован в 2023 году впервые по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Оператором проекта выступил Социоцентр.
Например, Псковский государственный университет объединил 25 участников «Летнего института». Здесь с 14 по 27 августа они прошли программу повышения квалификации по направлению «Российская культура и ценности (язык, литература, культуроведение)». Университетами-партнерами выступили: Институт русской литературы РАН, Пушкинский Дом; Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Гуманитарный факультет Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
В Российском государственном гуманитарном университете 28 преподавателей и молодых ученых из стран СНГ прошли подготовку по направлению «История и сохранение исторического наследия». Университетами-партнерами выступили: Государственный академический университет гуманитарных наук, Тверской государственный университет, Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого и Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Участники проекта познакомились с актуальными достижениями российской исторической науки и практиками в образовательном и научном процессе, получили реальное представление о роли России в современных международных отношениях и интеграционных процессах на евразийском пространстве.
Несмотря на положительные тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ и России, существует на сегодняшний день ряд проблем (рис.4). | | | Рис.4. Основные проблемы внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ и России в сфере науки высшего образования | Одной из главных проблем международного сотрудничества стран СНГ и России является отсутствие единых эффективных подходов, стратегий взаимодействия в евразийском образовательном пространстве. В связи с тем, что нет единого подхода к процессу оказания образовательных услуг, а также отсутствие сетевой информационно-инновационной базы для организации обучения иностранных граждан и граждан стран СНГ, внедрение инновационных форм и методик высшего образования на евразийской платформе является затруднительным.
Исходя из этого, возникает и ряд других проблем.
Во-первых, наличие ряда противоречий, существующих между бывшими советскими республиками, которые замедляют интеграцию в систему поликультурного образования.
Во-вторых, степень реальной коммерциализации НИР и рыночной эффективности всех звеньев многоуровневой научно-образовательной системы стран СНГ весьма различна и пока еще далека от унификации, характерной для нормативной рыночной экономики.
В-третьих, в рамках сетевых университетов со странами СНГ возникают сложности получения финансирования.
В решении данных проблем надлежит, прежде всего, принимать во внимание спрос высококвалифицированных специалистов и потребности рынка труда в странах СНГ, а также учитывать геополитическую нестабильность, влияние стран Евросоюза и США.
Для этого необходимо рассматривать компетентностный подход к планированию и реализации образовательных программ. В значительной степени это является следствием того, что при трудоустройстве работодатели обращают внимание не только на уровень полученного выпускником образования, но и на практические навыки, полученные им в процессе обучения.
Целесообразным является также уделить особое внимание на наличие межправительственных соглашений, договоров и протоколов в сфере образования и научно-технического сотрудничества, в том числе, о признании документов об образовании, выданных в РФ и в странах СНГ. При отсутствии подобных договоренностей могут применяться ограничения по тематической направленности и организационным формам взаимодействия, а отсутствие соглашений о признании российских документов об образовании влияет на мотивацию иностранных абитуриентов. Необходимо эффективно использовать глобальные инновационные ресурсы для развития внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ и России в сфере науки и высшего образования. |
| |
|
|