Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Иванов С. Л.
младший научный сотрудник Вологодского научного центра РАН

Воздействие процессов цифровизации на развитие креативных практик в предпринимательском секторе
В статье рассматривается влияние цифровизации на предпринимательский сектор, в том числе в качестве факторов роста его креативности, стимулирующих предпринимателей внедрять креативные практики, как в креативных индустриях, так и вне креативных отраслей экономики. Проводится анализ характера воздействия процессов цифровизации на развитие креативных практик в предпринимательском секторе. Установлено, что процессы «добровольной» цифровизации могут послужить активатором креативности в отечественном предпринимательстве.
Ключевые слова: цифровизация, тренды экономики, предпринимательство, креативные индустрии, креативные практики
УДК 330.11(075); ББК У5–13в612   Стр: 55 - 57

Введение. В условиях цифровизации российской экономики заметный рост демонстрирует её креативный сектор. Согласно данным, приведенным в исследовании [1], оборот российских креативных индустрий в течение последних лет ежегодно повышается: в 2017-м — на 6%, в 2018-м — на 15%, в 2019-м — на 9%. По результатам исследования Агентства стратегических инициатив, вклад креативных индустрий в ВВП России в 2021 году составил приблизительно 4,87%, или более 6 трлн рублей, из которых 2,3% — разработка программного обеспечения. Всего в креативных индустриях страны на тот момент было занято 1,5 млн человек — это 4,7% рабочей силы. Более того, по оценкам Центра стратегических разработок, к 2024 году доля креативной экономики в ВВП России может достичь 8,5%, а к 2035 году — 10% [1].
Значимую роль в развитии креативного сектора играет креативный бизнес, способный путем использования творческих подходов, производить продукцию, удовлетворяющую потребительский спрос. Следует подчеркнуть, что цифровизация оказывает значительное влияние на развитие креативных практик в предпринимательском секторе: среди компаний, реализующих креативные практики в рамках процесса цифровизации, преобладают те, деятельность которых связана с информационно-коммуникационными технологиями (секторы анализа данных, разработки программного обеспечения, компьютерных игр, VR), медиа технологиями (музыка, дизайн, мода) и пр. В то же время, растет потенциал креативности не только у IT- и инновационных компаний, но и у представителей «традиционного» предпринимательства.
Однако следует подчеркнуть, что цифровизация может оказывать неоднозначное влияние на развитие креативности предпринимательства ввиду различной «природы» процессов, ее обуславливающих.
В этой связи автор видит цель данной статьи в анализе характера воздействия процессов цифровизации на развитие креативных практик в предпринимательском секторе в рамках которой будут решаться следующие задачи.
1. Уточнение сущности понятий, связанных с тематикой исследования, которые не имеют однозначного толкования.
2. Рассмотрение ключевых трендов цифровизации, которые выступают факторами креативизации предпринимательского сектора.
3. Определение специфики процессов цифровизации в предпринимательстве.
В рамках статьи фигурируют две научные проблемы: первая касается наличия терминологической неопределенности в отношении понятий, связанных с темой настоящего исследования; вторая — с наличием полярных позиций, свидетельствующих о противоречивости представлений о влиянии процессов цифровизации на развитие креативных практик в предпринимательском секторе.
Соответственно, главное внимание автора будет направлено, во-первых, на уточнение сущности понятий «креативные индустрии» и «креативные практики», что должно позволить их детерминировать и «разграничить» между собой; во-вторых, доказать наличие «двойственного» характера воздействия процессов цифровизации на развитие креативных практик. На этой основе будет предпринята попытка разработки авторской классификации, в соответствии с которой ключевыми направлениями цифровизации бизнеса являются — «добровольная» и «вынужденная» цифровизация.

Обзор литературы. Истоки исследований креативности восходят к идеям Сократа, Платона и Аристотеля, которые рассматривали творческое начало как способность к созиданию. Связывая способность к созиданию с гениальностью, древнегреческие философы считали ее фактором исключительности, феноменом «гения» при отсутствии каких-либо эмпирических материалов [2].
Впоследствии исследование креативности приобрело масштабный характер. Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои труды данному направлению [3–5]. На современном этапе ключевые идеи креативности изложены в теории креативного класса, основателем которой считается Р. Флорида [6].
Креативность рассматривается как важнейшая составляющая, свойственная предпринимательскому сектору (П. Друкер, Й Шумпетер) [7]. Предпринимательство, внедряющее креативные практики в рамках креативных индустрий, является важнейшим источником инновационного развития.
Многообразие терминов, описывающих креативный сектор экономики, не имеющих однозначной трактовки, вызывает проблему терминологической неопределенности. В частности, это касается понятий «креативные индустрии» и «креативные практики», которые в ряде случаев употребляются как синонимы. В контексте исследования предложено решение данной научной проблемы при помощи определения границ рассматриваемых понятий.
Согласно позиции специалистов НИУ «Высшая школа экономики», креативные индустрии представляют собой сектор экономики, весомая доля добавленной стоимости которого обеспечивается посредством творческой деятельности, а также менеджмента интеллектуальной собственностью [8].
По мнению исследователя Р. Кэвэса, «креативные индустрии» — это один из секторов экономики, основная деятельность которого состоит в реализации товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
Некоторые ученые полагают, что креативные индустрии — это «сектор экономики, включающий в себя различные отрасли, связанные с созданием и производством исключительно творческих продуктов и услуг (изобразительное искусство, кино, музыка, телевидение, издательство, архитектура, компьютерные игры)».
Отсутствие единого мирового (либо национального) реестра креативных индустрий не позволяет судить об исчерпывающем перечне отраслей, которые следует к ним относить. В то же время Министерство по цифровизации, культуре, медиа и спорту Великобритании в 2015 году отнесло к креативной экономике отрасли, которые основаны на создании и использовании интеллектуальной собственности, а именно: промышленный и графический дизайн; разработка программного обеспечения, сервисов и приложений; реклама, маркетинг и пр.
Обзор представленных определений и характеристик позволяет выделить следующие подходы к сущности «креативных индустрий» с позиции результата производимой продукции:
– творческий: в рамках данного подхода креативные индустрии представляют собой сектор экономики, который специализируется на производстве исключительно творческой продукции на основе творческой деятельности;
– инновационный: в контексте данного подхода креативные индустрии также представляют сектор экономики, специализирующийся на производстве объектов интеллектуальной собственности, инноваций посредством и на основе творческой активности и интеллектуальной деятельности.
В рамках данного исследования считаем о необходимости учета «многоаспектности» сущности понятия «креативные индустрии» и разработки системного подхода к его толкованию. Предлагается следующее определение креативных индустрий: креативные индустрии — это сектор экономики, в котором на основе творческой и интеллектуальной деятельности производится творческая и инновационная продукция, создаются объекты интеллектуальной собственности.
Уточнив сущность понятия «креативные индустрии», следует также рассмотреть категорию «креативные практики». Следует подчеркнуть, что словосочетание «креативные практики» достаточно часто употребляется в научных работах в различных контекстах. Однако количество исследований, которые были бы посвящены анализу его сущности, существенно уступает количеству исследований, посвященных сущности понятия «креативные индустрии». В контексте экономического толкования, креативные практики ассоциируются с особыми направлениями деятельности хозяйствующих субъектов: фирм, домохозяйств, индивидов, основанных на творческом подходе при осуществлении экономических процессов. Креативные практики в предпринимательском секторе — это творческая и интеллектуальная деятельность предпринимателей, в процессе которой создается творческая или инновационная продукция [9].
Таким образом, основное отличие креативных индустрий и креативных практик состоит в том, что первые представляют конкретный сектор экономики, а вторые непосредственно связаны с деятельностью хозяйствующих субъектов (в данном случае — предпринимателей).
Результаты исследования. Развитие креативных практик в предпринимательском секторе является, с одной стороны, новым направлением, вызванным веянием времени (ранее данному направлению не уделялось внимания со стороны ученых, экспертов), с другой стороны, как отмечает заместитель декана факультета креативных индустрий НИУ «Высшая школа экономики» Т.Е. Ривчун, ссылаясь на Й. Шумпетера, креативное мышление во все времена было присуще практически любому предпринимателю.
В настоящее время происходит масштабное развитие креативных практик в предпринимательском секторе. В определенной степени на это оказывает влияние цифровизация экономики. Рассмотрим некоторые тренды цифровизации, которые стимулируют развитие креативных практик в предпринимательстве:
1. Развитие аудиовизуального контента. Данный тренд обуславливает востребованность специалистов в области мультимедиа, операторов, фотографов, музыкантов, блогеров и пр., которые в условиях рыночной экономики преимущественно становятся субъектами креативного предпринимательства. Это приводит к развитию рынка объектов цифрового искусства. Особую популярность для предметов искусства и коллекционирования набирают невзаимозаменяемые токены (NFT), которые представляют собой цифровые объекты, находящиеся в блокчейн. В данный момент NFT представляет собой многомиллиардный рынок. Отдельные NFT могут быть реализованы за десятки миллионов долларов. Важно подчеркнуть, что создателями NFT выступает не только креативный класс, но и промышленные компании, например «Coca-Cola», «Nike», которые выпускают собственные коллекции NFT. В России NFT также получают широкое распространение. Созданный отечественный маркетплейс «Rarible» в 2019 году А. Сальниковым и А. Фалиным на данный момент является второй по обороту торговой NFT-площадкой в мире (после «Opense»). Общая сумма сделок, совершенных на «Rarible», превышает 183 млн долларов США.
2. Рост интернет-рекламы. Если раньше (в офлайновой цивилизации) руководители компаний обращались за помощью в создании рекламы в рекламные агентства, то теперь за счет развития сети интернет многие компании сами себе делают рекламу: создают сайты, интернет-каналы и пр. Причем, чтобы компания выгодно выделялась на фоне конкурентов, сотруднику компании, ответственному за создание рекламы, необходимо использовать творческий подход. В частности, по данным «VC.RU», на данный момент насчитывается более 100 популярных сервисов, на которых можно размещать рекламу и привлекать клиентов. Более того, интернет-пространство насыщено контентом, который позволяет совершенно бесплатно получить компетенции, необходимые для создания креативной интернет-рекламы.
3. Платформенный подход к разработке сложных инновационных предпринимательских структур. Развитие интернет-платформ является мейнстримом цифровой трансформации бизнеса, необходимым инструментом взаимодействия владельца бизнеса с контрагентами, клиентами и даже контролирующими органами. Популярность платформ повышается с каждым годом. По данным обследования, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2022 г. по заказу ПАО «Ростелеком», в котором приняли участие более 350 компаний, которые в своей деятельности используют цифровые экосистемы и платформы, получены следующие выводы: 78% респондентов с помощью цифровых экосистем и бизнес-платформ оптимизируют производственные процессы. С помощью сетевых эффектов повышается «прозрачность» взаимодействия с потребителями (61%), а также снижаются расходы на выполнение бизнес-задач (56%). Применение экосистем и платформ также позволяет увеличить доход компании (44%) и расширить клиентскую базу (42%). Более 90% опрошенных используют цифровые платформы для подбора кадров. Порядка 80% респондентов отметили, что используют цифровые платформы для взаимодействия с контрагентами. Практически 50% опрошенных организаций с помощью цифровых бизнес-платформ принимают участие в государственных закупках, а 43% — рекламируют собственную продукцию. Порядка 57% обследованных компаний создают собственные бизнес-платформы. Каждая пятая компания с их помощью предоставляет доступ к открытой информации, что является условием роста лояльности со стороны клиентов.
4. Искусственный интеллект. Данное направление играет решающую роль в формировании креативной экономики. Развиваются предпринимательские инициативы в сферах виртуальной и дополненной реальности (VR, AR) [13]. При этом обращается внимание на развитие индустрии развлечений, создание клубов виртуальной реальности и даже целых парков аттракционов.
Проведенный анализ трендов цифровизации позволил выделить два основных направления развития креативных практик в предпринимательстве: 1. В рамках креативных индустрий; 2. Вне креативных индустрий.
Как правило, креативные практики в креативных индустриях развивают представители «креативного» предпринимательства (художники, модельеры, музыканты, IT-специалисты и пр.). Однако цифровизация, которая выступает одним из факторов креативности [1], повышает заинтересованность предпринимателей внедрять креативные практики и вне креативных индустрий (например, в промышленности, в розничной торговле и т.п.).
Однако следует подчеркнуть, что процессы цифровизации оказывают неоднозначный характер на развитие предпринимательства. На основании анализа работ [10–12] было установлено, что, с одной стороны, предприниматели внедряют цифровые решения на добровольной основе, исходя из собственных желаний и потребностей («добровольная цифровизация»), с другой стороны, внедрение цифровых технологий может быть продиктовано требованием нормативно-правовых документов («вынужденная» цифровизация). Яркими примерами «вынужденной» цифровизации могут являться цифровая маркировка «Честный знак», электронный документооборот, применение кассового оборудования категории «онлайн» и т.д.
В свою очередь, двойственный характер процессов цифровизации определяет особенности развития креативных практик в предпринимательстве. В условиях «добровольной» цифровизации присутствует свобода творчества. В то же время, в условиях «вынужденной» цифровизации все действия экономических агентов регламентированы: алгоритмы действий и принятия решений являются типовыми и конкретными, на каждом иерархическом уровне системы присутствует жесткий контроль. Кроме того, для данного типа цифровизации также характерна монополизация в рамках разработки софта, цифрового оборудования и пр. Это свидетельствует о том, что именно «добровольная» цифровизация выступает фактором активизации креативных практик.
Заключение. Проведенное исследование позволило выявить следующие направления влияния цифровизации на развитие креативных практик в предпринимательском секторе.
1. Многообразие терминов, описывающих креативный сектор экономики, не имеют однозначной трактовки, что вызывает проблему терминологической неопределенности. В частности, это касается понятий «креативные индустрии» и «креативные практики», которые в некоторых случаях рассматриваются как синонимы. Выделение подходов к сущности рассматриваемых понятий позволило их детерминировать и «разграничить» между собой: основное отличие креативных индустрий и креативных практик состоит в том, что первые представляют конкретный сектор экономики, а вторые непосредственно связаны с деятельностью хозяйствующих субъектов (в данном случае — предпринимателей) преимущественно в этом секторе.
2. В настоящее время происходит масштабное развитие креативных практик в предпринимательском секторе. В значительной степени на это оказывает влияние цифровизация экономики. В ходе исследования были выявлены некоторые тренды цифровизации, которые стимулируют развитие креативных практик в предпринимательстве: развитие аудиовизуального контента, рост интернет-рекламы, платформизация, искусственный интеллект. Анализ трендов цифровизации позволил выделить два основных направления развития креативных практик в предпринимательстве в условиях рассматриваемого процесса: в рамках креативных индустрий; вне креативных индустрий.
3. Процессы цифровизации оказывают неоднозначный характер на развитие предпринимательства. С одной стороны, предприниматели внедряют цифровые решения на добровольной основе, исходя из собственных желаний и потребностей («добровольная цифровизация»), с другой стороны, внедрение цифровых технологий может быть продиктовано требованием нормативно-правовых документов («вынужденная» цифровизация). Было установлено, что преимущественно процессы «добровольной» цифровизации могут послужить активатором креативности в отечественном предпринимательстве.


Список использованных источников:
1. Антонова В.Г., Киседобрев В.П. Функционирование креативных индустрий в условиях цифровизации экономики: проблемы и пути решения // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 11–5(80). — С. 12–17.
2. Шульга Е.Н. Философия креативности: важнейшие вехи изучения творчества //Философия творчества. Ежегодник / РАН. ИФ. Сектор философских проблем творчества. Ред. колл.: Смирнова Н.М., гл. ред. и др. — М., 2016. — Вып.2, 2016: Когнитивные и социокультурные измерения / Ред. Смирнова Н.М., Майданов А.С. — М.: ИИнтеЛЛ, 2016. — 314 с.
3. Ильин Г.Е. Креативный подход в продвижении компаний малого и среднего бизнеса // Интернет-маркетинг. — 2018. — №  1. — С. 28–35.
4. Празднов Г.С. Инновации в машиностроении: цель, проблемы, эффективность // Креативная экономика. — 2017. — Том 11. — № 12. — С. 1389–1398. doi: 10.18334/ce.11.12.38649
5. Ahlin B., Drnovšek M., Hisrich R.D. Entrepreneurs’ creativity and firm innovation: the moderating role of entrepreneurial self-efficacy // Small Bus. Econ. — 2014. — Vol. 43. — pp. 101–117. doi: 10.1007/s11187–013–9531–7
6. Fiorida R. Cities and the Creative Class. Milton Park: Routledge, — 2004. — 208 p.
7. Шевченко А.А. Креативные практики в рекреационном пространстве современного российского города // Гуманитарий Юга России. — 2015. — № 4. — С. 292–298.
8. Королева И.Б., Соколова И.Л. Креативные индустрии в России и мире: состояние, тенденции и проблемы управления развитием // Baikal research Journal. — 2022. — Т.13. — № 3. — С. 1–15.
9. Repenning A., Oechslen A. Creative digipreneurs: Artistic entrepreneurial practices in platform-mediated space // Digital Geography and Society. — 2023. — Vol. 4. — pp. 1–11. https://doi.org/10.1016/j.diggeo.2023.100058
10. Панфилова Е. Цифровая трансформация бизнеса: тренды и модели //Московский экономический журнал. — 2019. — № 11. — С. 312–319.
11. Худжатов М. Анализ особенностей обязательной маркировки лекарственных препаратов, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. — 2020. — № 1 (27). — С. 63–75.
12. Correani A., De Massis A., Frattini F., Petruzzelli A.M., Natalicchio A. Implementing a digital strategy: learning from the experience of three digital transformation projects // Calif. Manag. Rev. — 2020. — Vol. 62. — No 4. pp. 37–56.
13. Багиев Г.Л. Багиев Г.Л., Яненко М.Б., Яненко М.В. Технологии искусственного интеллекта в бизнесе и маркетинге // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 3 (79). — С. 105–109.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия