Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Потапенко А. В.
доцент кафедры экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук


Эволюция взглядов на категорию «конкуренция»
В статье исследована эволюция взглядов на категорию «конкуренция» с древнейших времен до наших дней. Проведено сравнение двух тенденций: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции. Показаны взгляды ученых разных лет на механизм конкурентной борьбы. Изучены современные определения конкуренции, предложенные российскими учеными. Выявлены три подхода к данному термину. Доказано, что третий подход представляет особый интерес в современном глобализирующемся мире, построенном на информационно-коммуникационных технологиях. Выявлены новые тенденции в конкурентной борьбе и новые факторы конкуренции.
Ключевые слова: конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, современные технологии, корпорация
УДК 330.8; ББК 65.02   Стр: 62 - 65

Конкуренция — (в русском через немецкий Konkurrenz (с XVII в.) или польский konkurencja от латинского concurrere — совместно достигать цели; английское competition от позднелатинского competere — добиваться лидерства) — соперничество, соревнование физических и юридических лиц в определенной сфере деятельности при столкновении экономических интересов.
Вопросы соревновательных отношений поднимаются учеными с возникновением первых теоретических учений по экономике. В Древней Греции конкуренция наблюдалась между рабами и между рабовладельцами [1, с. 119]. Эта форма состязательных отношений освещена Ксенофонтом (ок. 430–355 гг. до н.э.) в его произведении «Домострой» [2], Платоном (427–347 гг. до н.э.) в работе «Законы» [3], Аристотелем (384–322 гг. до н.э.) в труде «Политика» [4].
Рассмотрим эволюцию категории «конкуренция» с позиции совершенной и несовершенной теорий.
Теория чистой (совершенной) конкуренции.
Крупнейший представитель классической политэкономии А. Смит (1723–1790 гг.) в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) первым сформулировал теорию совершенной конкуренции [5]. Смит писал о «невидимой руке», которая служит предприятию, побуждая его повышать эффективность деятельности; индивиду, обеспечивая возможности наиболее полного удовлетворения его потребностей; обществу, способствуя улучшению качества жизни его членов [6, с. 117], т.е. каждый «...преследуя свои собственные интересы ... часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться делать это» [5, с. 331–332]. Фактически А. Смит рассматривал конкуренцию как динамичный предпринимательский процесс.
Другой классик экономической теории Д. Рикардо (1772–1823) отмечал неразрывность товарного обмена и конкуренции. Говоря о товарах, их меновой стоимости и законах, регулирующих их относительные цены, Рикардо всегда имел ввиду только такое товарное производство, которое может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не нарушается никакими ограничениями [7, с. 56]. То есть Рикардо трактовал конкуренцию как свободное соперничество субъектов на открытом рынке, регулирующее цены.
В XIX в. взгляды на теорию совершенной конкуренции получили развитие в трудах маржиналистов, сформировавших неоклассическое направление экономической мысли. Так, Дж. Кэрнс определил состояние свободной конкуренции как такое, при котором товары обмениваются пропорционально затратам труда и капитала на их производство. У. Джевонс предложил модель конкурентного обмена, которую затем развил Ф. Эджуорт, предложив определение совершенной конкуренции, в основе которой лежит выполнение следующих необходимых условий: а) наличие неопределенно большого числа участников с обеих сторон рынка; б) полное отсутствие каких-либо ограничений корыстолюбивого поведения; в) полная делимость продаваемых участниками рынка товаров. Целью совершенной конкуренции им названы максимизация прибыли и делимость торгуемых товаров [8, с. 22].
Другой представитель неоклассической школы А. Маршалл (1842–1924) снискал признание созданием такой теории цены, которая увязывает состояние конкуренции с рыночным равновесием [9, с. 54]. Он выступал против ограничений конкуренции [10, с. 63–64]. Преимущество свободной конкуренции перед другими формами организации экономики заключалось, по мнению Маршалла, в формировании низких цен («нормальных цен» в терминах Маршалла) равновесия. Конкуренция трактовалась им именно как свободная: не существует прочного объединения торговцев на обеих сторонах, каждый выступает самостоятельно, продавцы беспрепятственно конкурируют с продавцами, а покупатели столь же беспрепятственно конкурируют с покупателями.
Развивая основные положения классиков, а также представителей маржиналистской школы, А. Маршалл в конце XIX века, разработал теорию анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке. На базе методологии А. Маршалла и Дж. Б. Кларка в экономической науке сложились статический и динамический подходы к анализу рыночных моделей конкуренции [11].
Современниками и во многом единомышленниками А. Маршалла были представители математической концепции экономического равновесия. Так, французский ученый А.А. Курно (1801–1877) [12] использовал аппарат высшей математики для подтверждения той истины, что чем больше конкурирующих товаропроизводителей, тем при прочих равных условиях ниже цены и большее количество товаров может быть реализовано [13, с. 153].
Дж.М. Кларк (1884–1963) определял конкуренцию как «... соперничество в продаже товаров, в котором каждая продающая единица стремиться к максимизации чистого дохода в таких условиях, когда возможности изменения цены каждым продавцом эффективно ограничены свободным выбором покупателя ... и когда существует необходимость усилий каждого продавца к выравниванию или превосходству привлекательности товаров, по сравнению с другими предложениями достаточного числа продавцов, чтобы выполнить эту задачу» [14, с. 243].
Ф.Х. Найт (1885–1972) трактовал конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [15, с. 142].
Современный американский экономист П. Хайне считает: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам» [16].
Авторы всемирно известного «Экономикса» К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю понимают под конкуренцией — рынок, в котором функционирует большое число покупателей и продавцов, свободно входящих в отрасль и покидающих ее [17, с. 65].
Начало XX века и вся его первая половина характеризуются заметным отходом экономической теории от неоклассического представления о сущности конкуренции под воздействием её трансформации из совершенной модели в несовершенную, учитывающую эволюционное развитие рынка.
Теория несовершенной конкуренции.
Ф. Энгельс в «Набросках к критике политической экономии» [18] писал, что конкуренция переходит в монополию, а монополия порождает конкуренцию [19, с. 326]. «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение» [20, с. 166]. Ф. Энгельс пришел к мысли о необходимости отказа от протекционистских мер государства, поскольку последние «защищают производителя уже не от иностранного импортера, а от внутреннего потребителя» [21, с. 386], что приводит к образованию крупных компаний, держащих под контролем производство и обращение.
В.И. Ленин считал, что «превращение конкуренции в монополию представляет из себя одно из важнейших явлений — если не важнейшее — в экономике новейшего капитализма» [22, с. 312]. Ленинское понимание капиталистической монополии — это одновременное сочетание монополии и конкуренции [23, с. 108].
Теории несовершенной конкуренции развиты в трудах Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» [24] и Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции» [25].
Э. Чемберлин ввел в экономическую теорию понятие «монополистическая конкуренция». Он покал, что на рынке существует большое число фирм, по сути своей независимых друг от друга, имеющих свободный доступ на рынок. Основным содержанием монополистической конкуренции является монополия продукта [26, с. 197–199].
Дж. Робинсон анализировала несовершенную конкуренцию, имеющую общее с монополией: спрос менее подвижный, условия для свободной конкуренции отсутствуют, поставщиков на рынке немного, выход на рынок для других фирм сопряжен с преодолением ряда барьеров, цены воздействуют на спрос, служат средством регулирования сбыта [27, с. 484–487].
А.А. Галкин, В.Н. Котов, Ю.А. Красин, с.М. Меньшиков доказали, что интенсивность конкуренции тем выше, чем меньше число участников рынка, и, наоборот. Они говорили о монополистической конкуренции, идущей в капиталистической экономике, и настаивали на том, что важную роль должно играть государство, поскольку «конкуренция не в состоянии сохранить себя сама» [28, с. 110–111].
Советский академик Е.С. Варга (1879–1964) также посвятил свои исследования особенностям капиталистической конкуренции и пришел к выводу, что во второй половине XX века лидирующее положение приобретают монополии, которые еще больше усиливают конкурентную борьбу [29, с. 314].
Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.
Работы Й. Шумпетера, Дж. М. Кларка, Ф. Хайека И. Кирцнера посвящены изучению конкуренции как активного процесса соперничества. Проблемы теории конкуренции анализировались ими с позиции функциональной трактовки её сущности, предполагающей развитие конкуренции под воздействием инноваций, накопленных знаний, информации, а также использования предпринимательского потенциала.
Й.А. Шумпетер (1883–1950) определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями [30, 31]. Конкуренцию Шумпетер классифицировал как созидательное разрушение, в котором фирмы растут, выживают или умирают. Фирмы, способные осуществлять нововведения и адаптироваться, растут или выживают, а другие оттесняются и устраняются. Стремление к сверхприбыли проверяется в конкурентном окружении, которое одновременно представляет собой бесконечный процесс изменений и преобразований.
Лауреат Нобелевской премии по экономике профессор Фридрих фон Хайек (1899–1993) изучал конкуренцию с позиции экономических отношений, позволяющих сравнивать альтернативные способы организации общества [32]. Хаейк связал понятие конкуренция с информацией и новыми знаниями, необходимыми для эффективного использования ресурсов, внедрения более совершенных технологий и создания новых благ [33, с. 38].
И.М. Кирцнер (1930–) основатель современной австрийской школы формулирует теорию «конкурентно-предпринимательского» рыночного процесса, движущей силой которого является стремление предпринимателей получить прибыль, которая возникает в результате неадекватности обладания ими рыночной информацией. Адекватное же обладание предпринимателями всей информацией является проявлением рыночного равновесия, в котором отсутствуют и конкуренция, и предпринимательство [34, с. 7, 25].
Таким образом, однозначное понимание термина «конкуренция» не достигнуто, а среди представителей несовершенной теории часто делается акцент на роль, которую конкуренция играет в экономике.
В настоящее время наиболее авторитетным исследователем проблем конкуренции является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер. Широко известна его точка зрения, что «конкуренция — это не равновесие, а постоянные перемены» [35, с. 81]. Портер также констатирует усиление конкуренции в экономике последних десятилетий и утверждает, что именно конкуренция является важнейшим фактором экономического роста в развитых странах [35, с. 15]. Основная его идея: снижение издержек производства и/или дифференциация продукции [36, с. 58]. При этом в его теории нет привязки к совершенной или несовершенной модели.
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года № 948–1 (в ред. от 09.10.2002 № 122-ФЗ) трактует конкуренцию как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [37].
Современные определения, предложенные российскими учеными, отражают преимущественно экономическое содержание этого явления. Подход к конкуренции как состязательности на рынке наблюдается у большинства исследователей: Я. Гордона, Е.А. Зайцева, Г.А. Медведева, с.Д. Смирнова, И.А. Спиридонова, Ю.Б. Рубина, Ю.В. Тарануха, Р.А. Фатхутдинова, В.Е. Целина. Сторонники другого подхода говорят о конкуренции как об элементе рыночного механизма, позволяющем уравновесить спрос и предложение: С.Б. Авдашев, Р.Р. Ахтариева, М.Б. Гадиева, Б.В. Кузнецов, А.Е. Шастико. Третий подход подразумевает конкуренцию между различными типами отраслевого рынка П.С. Завьялов, В.А. Гордеев (см. табл. 1).

Таблица 1
Различные подходы к определению конкуренции
 АвторыОпределение
1И.А. Спиридонов
[38, с. 15]
Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли
Р.А. Фатхутдинов [39, с. 171], Г.А. Медведев [40, с. 12]Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории) для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях
Ю.Б. Рубин [41, с. 13, 39]«...конкуренция представляет собой применение обладающими деловым суверенитетом экономическими агентами потенциала своей реальной конкурентоспособности в процессе практической деятельности по реализации права на достижение относительного успеха и ограничению возможности достижения успеха другими экономическими агентами». «Соперничество может быть конкурентным и неконкурентным, между тем конкуренция всегда означает двустороннее либо многостороннее соперничество»
Тарануха Ю.В. [42, с. 91], В.Е. Целин [43, с. 6], Е.А. Зайцева [44, с. 17]Соперничество, накладывающее ограничения на возможности соперников в достижении одних и тех же целей
Я. Гордон [45, с. 20]«Вследствие быстрых процессов формирования компаний, организационной мобильности, таких структурных изменений в отраслях, как поглощения, слияния и банкротства, законодательных изменений и появления новых технологий, конкуренция стала жесткой и стремительной, причем борьба идет не на жизнь, а на смерть. Сейчас, если вы говорите об интенсификации конкуренции, вы серьезно недооцениваете задачу»
2Р.Р. Ахтариева [46]Конкуренция приводит к сбалансированности цены по кривым спроса и предложения и трансформирует субъективную цель предпринимателя — получение прибыли в объективную цель — удовлетворение потребностей общества
С.Б. Авдашев, А.Е. Шастико, Б.В. Кузнецов [47, с. 4]«...обеспечивает «рыночную координацию» в противоположность иерархической и гибридной»
М.Б. Гадиева [48, с. 11]Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма
3П. С. Завьялов
[49, с. 256]
Конкуренция — это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства, в котором каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий — это сила, у мелких фирм — гибкость, у специализированных компаний — приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов — преимущества первооткрывателей и т.д.
В.А. Гордеев [50, с. 42]«...в нынешней экономике налицо тенденция не к развитию, а к угасанию конкуренции, сокращению числа ее субъектов и общего масштаба. Правда эта тенденция находится в диалектическом взаимодействии с контртенденцией. Последняя связана с ужесточением конкурентной борьбы между мировыми экономическими центрами, государствами и транснациональными корпорациями, а также с сохранением некоторых анклавов конкурентных отношений, в том числе малого и среднего бизнеса»

Третий подход представляет особый интерес в современном глобализирующемся мире, построенном на информационно-коммуникационных технологиях. В наши дни конкуренция — это все то же соперничество, которое приобрело новые формы, масштабы, инструменты. В современном мире параллельно происходят два процесса: с одной стороны, конкуренция имеет тенденцию к угасанию, что объясняется монополизацией рынков крупными корпорациями, поглощающими маленьких конкурентов, с другой — внутри этих гигантских многонациональных компаний и между ними идут процессы соперничества и жесточайшей борьбы.
Таким образом, можно предположить, что изменяется представление о чистой (совершенной) конкуренции и о монополии (несовершенной конкуренции). Обе модели имеют место и функциональное назначение. Конкуренция способствует усилению соперничества среди производителей и тем самым стимулирует совершенствование производства, увеличивает рентабельность, способствует эффективному использованию ресурсов, чтобы сохранить свою рыночную нишу на данном сегменте рынка. Монополия имеет возможность экономить на масштабах производства и концентрировать материальные, трудовые, научно-технические и денежные ресурсы, но в условиях полного главенствования на рынке она приводит к стагнации производства. Следовательно, конкуренция на внутреннем рынке оптимизирует издержки и повышает производительность, но выйти на глобальный уровень и выдерживать конкурентное давление проще крупным компаниям, аккумулирующим в своих руках новые знания, современные технологии и внедряющим последние достижения НТП. Такие организации, однако, не должны быть слишком крупными, поскольку усложняется управление ею. Для разрешения этой проблемы И. Галица предлагает заменить административно-командные внутрифирменные механизмы управления системами внутрикорпоративных и внутрифирменных рынков. Чтобы данная корпорация, вышедшая на глобальный рынок и имеющая монопольный статус на национальном, ощущала конкурентное давление как из внешней среды, так и «изнутри» [51, с. 43–44].
Время, адаптация и инфраструктура становятся ведущими факторами, определяющими успех в конкурентной борьбе. Стремительно развивается олигопольный рынок. Прогресс в науке и технике: более эффективные технологии, сокращение производственных циклов и издержек, быстрое обновление ассортимента продукции, превышение возможностей производства над возможностями потребления и прочее модифицируют конкуренцию.


Список использованных источников:
1. Всемирная история экономической мысли: [В 6 т.] / МГУ им. М.В. Ломоносова. Т. 1. — М.: Мысль, 1987. — 606 с.
2. Домострой Сильвестовского извода: Текс памятника с примеч., материалы для сравнительного изуч. (образцы Домостроев: Ксенофонт и 3 зап.-европ.), объясн. ст. и словарь. — Санкт-Петербург: Глазунов, 1891. — IV, 132 с., 1 л. фронт. (ил.).
3. Платон Законы / Пер. с древнегреч. А.Н. Егунова и др. — М.: Мысль, 1999. — 831 с.
4. Аристотель Политика / Пер. с древнегреч. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. — М.: АСТ: Хранитель, 2006. — 393 с.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — 956 с.
6. Родионова Н.В. Комплексная модель человека в экономике //Эффективность производства и качество жизни: Сб. науч. тр. / Редкол.: Б.М. Генкин, Л.Г. Симкина (отв. ред.) и др. — СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — 287 с.
7. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Антология экономической классики. В 2 т. Т. 1. — М., 1993. — 148 с.
8. Алиев З.Т. Конкурентоспособность России в условиях глобализирующегося мира. — М.: 2009. — 182 с.
9. Тикин В. Как связаны друг с другом равновесие и конкуренция? // Экономист. — 2007. — № 3. — С. 49–58.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I / Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 416 с.
11. Кларк Дж. Б. Распределение богатства /Пер. с англ. Д. Страшунского и А. Бесчинского. — М.: Гелиос АРВ, 2000. — 367 с.
12. Дмитриев В.К. Экономические очерки: Теория конкуренции Ог. Курно (великого «забытого» экономиста). — Москва: типо-лит. В. Рихтёр, 1902. — 152 с.
13. Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т.3. Начало ленинского этапа марксистской экономической мысли. Эволюция буржуазной политической экономии (конец XIX — начало XX в.) / МГУ им. М.В. Ломоносова; Гл. редкол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др. — М.: Мысль, 1989. — 605 с.
14. Clark J.M. Toward a Concept of Workable Competition // American Economic Review. — 1940. — № 30. — P. 645.
15. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль /Пер. с англ. Каждана М.Я.; Науч. ред. пер. Гребенников В.Г. — М.: Дело, 2003. — 359 с.
16. Понятие и сущность рыночной конкуренции. — Электронный ресурс: http://vds1234.narod.ru/?21.html
17. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. 11-го изд. Т. 2. — М.: Республика, 1995. — 400 с.: табл., граф.
18. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии. — М.: Политиздат, 1990. — 29 с.
19. Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т. 2. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса /МГУ им. В.В. Ломоносова; Гл. редкол.: В.В. Черковец (гл. ред.) и др. — М.: Мысль, 1988. — 574 с.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. — М.: Политиздат, 1985.
21. Энгельс Ф. Протекционизм и свобода торговли. Предисловие к брошюре: Карл Маркс. «Речь о свободе торговли». — Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд. т. 21. — М.: гос. изд-во полит. лит-ры, 1961.
22. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. — М., 1997. — 414 с.
23. Капитализм сегодня: парадоксы развития / А.А. Галкин, В.Н. Котов, Ю.А. Красин, с.М. Меньшиков. — М.: Мысль, 1989. — 315 с.
24. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. — М., 1959. — 374 с.
25. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. — М.: Прогресс, 1986. — 172 с.
26. Ядгаров Я.С. История экономических учений. — М.: Экономика, 1996. — 249 с.
27. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. — М., 1968. — С. 560.
28. Капитализм сегодня: парадоксы развития / А.А. Галкин, В.Н. Котов, Ю.А. Красин, с.М. Меньшиков. — М.: Мысль, 1989. — 315 с.
29. Варга Е.С. Основные вопросы экономики и политики империализма (после второй мировой войны). — АН СССР, Ин-т экономики. — М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1953. — 575 с.
30. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
31. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Предисл. В.С. Автономова. — М.: ЭКСМО, 2007. — 864 с.
32. Хайек Ф.А. фон Познание, конкуренция и свобода: антология соч. / Пер. С. Мальцевой, К. Большакова. — СПб.: Пневма, 1999. — 287 с.
33. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992. — 303 с.
34. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
35. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. — 496 с.
36. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / Пер. с англ. Квасюка И.В. и др. — М.: Международные отношения, 1993. — 898 с.
37. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года № 948–1 (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119–1, от 15.07.92 № 3310–1; Федеральных законов от 25.05.95 № 83-ФЗ, от 06.05.98 № 70-ФЗ, от 02.01.2000 № 3-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.10.2002 № 122-ФЗ). — Электронный ресурс: http://www.sovetnik.ru/documents/monopo
38. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 170 с.
39. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 504 с.
40. Медведев Г.А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии: Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. — 72 с.
41. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. — М.: Маркет ДС, 2006. — 458 с.
42. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии (в структурно-логических схемах): учеб.-метод. пособие. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. — 272 с.
43. Целин В.Е., Смирнов С.Д. Проблемы оценки и повышения конкурентного статуса предприятия: Самара: Самарский институт управления, 2007. — 135 с.
44. Зайцева Е.А., Песков В.И., Песков Д.В. Маркетинговая оценка конкурентоспособности предприятия. Монография. — Нижегород. гос. техн. ун-т. — Н. Новгород, 2007. — 144 с.
45. Гордон Я. Целевая конкуренция. — М.: Вершина, 2006. — 368 c.
46. Ахтариева Р.Р. Конкурентоспособность как экономическая категория и критерий эффективного управления предприятием. // Вестник ТИСБИ. — 2008. — № 3. — Электронный ресурс: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2008/issue3/ahtarieva.html
47. Авдашев С.Б., Шастико А.Е., Кузнецов Б.В. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России // Российский журнал менеджмента. — 2006. — Том 4. — № 4. — С. 3–22.
48. Гадиева М.Б. Особенности формирования институциональных условий развития конкурентной среды в экономике России. — М.: Прометей, 2006. — 200 с.
49. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. — М.: «ИНФРА-М», 2007. — 496 с.
50. Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №1. — С. 42–48.
51. Галица И. Конкуренция в условиях глобализации: новые аспекты // Общество и экономика. — 2009. — № 1. — С. 40–44.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия