Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИЗ ПРОЕКТА "ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА"

Действующие международные (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) договоры ЕврАзЭС подлежат реализации после их включения в установленном порядке в правовые системы государств - членов ЕврАзЭС непосредственно и/или путем имплементации содержащихся в них правоустанавливающих положений в национальные акты.
Реализация международных договоров ЕврАзЭС предполагает:
на межгосударственном уровне - выполнение обязательств, взятых государствами - членами ЕврАзЭС, на национальном уровне - гармонизацию (сближение, унификацию) на-ционального законодательства в соответствующей сфере правоотношений.
Международные договоры ЕврАзЭС считаются реализованными в каждой из стран Сообщества в случае, если национальные акты соответствуют положениям этих международных договоров.
Основы законодательства ЕврАзЭС реализуются в порядке, предусмотренном Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации.
Реализация Основ законодательства ЕврАзЭС как актов прямого действия осуществляется в форме исполнения путем включения Основ в национальные правовые системы.
Основы законодательства ЕврАзЭС при необходимости имплементируются в установленном порядке в национальные акты, как правило, в синхронизированные сроки, определяемые соответствующими решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.
Национальные акты, не соответствующие (противоречащие) Основам законодательства ЕврАзЭС, подлежат изъятию (признанию утратившими силу) и/или изменению (дополнению) в установленном национальным законодательством порядке, если иное не установлено решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС о принятии Основ.
Органы ЕврАзЭС вправе вносить в правительства и/или парламенты предложения относительно форм и методов реализации Основ законодательст-ва ЕврАзЭС, а также мер по гармонизации (сближению, унификации) нацио-нальных законодательств в соответствующих сферах правоотношений.
Нормативные правовые акты Сообщества реализуются, как правило, путем их имплементации в национальные акты в порядке, установленном национальным законодательством, если иное не установлено в самих актах.
Государственные органы стран ЕврАзЭС применяют следующие меры по имплементации:
- принятие новых национальных актов, обеспечивающих реализацию нормативных правовых актов Сообщества;
- внесение соответствующих изменений и/или дополнений (поправок) в действующие национальные акты;
- признание утратившими силу (изъятие) национальных актов и/или их частей, противоречащих правовым актам Сообщества и/или их отдельным нормам и положениям.
Государственные органы стран ЕврАзЭС самостоятельно определяют необходимость, последовательность и содержание мер по имплементации, если иное не установлено в нормативных правовых актах Сообщества и/или планах (программах) организационно-правовых мероприятий.
В случае несоответствия между национальными актами и правовыми актами Сообщества, выявленного при сравнительно-правовом анализе, правовом мониторинге, правовой экспертизе и/или другими способами, которое может отрицательно сказаться на реализации правовых актов Сообщества, государственные органы стран Сообщества и/или органы ЕврАзЭС принимают меры по устранению этого несоответствия посредством гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств.
Правила и процедуры гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств определяются решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.
На межгосударственном уровне реализация нормативных правовых актов Сообщества и контроль осуществляются в установленном порядке органами ЕврАзЭС.
Органы ЕврАзЭС в пределах своей компетенции вправе делегировать контрольные функции, предусмотренные документами, регламентирующими их деятельность, вспомогательным органам при Межгосударственном Совете ЕврАзЭС, советам (комиссиям) при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, постоянным и временным комиссиям Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, соответствующим структурам Суда Сообщества.
На внутригосударственном уровне реализация нормативных правовых актов Сообщества и контроль осуществляются парламентом, правительством и/или иными государственными органами в порядке, установленном национальным законодательством.
Формы и методы реализации и контроля определяются по согласованию органами ЕврАзЭС и/или государственными органами стран ЕврАзЭС.
В порядке контроля органы ЕврАзЭС по согласованию и/или совместно с государственными органами стран Сообщества проводят сравнительно-правовой анализ, правовой мониторинг и экспертизу национальных актов на их соответствие нормативным правовым актам Сообщества.
С целью репрезентативности, достоверности и сопоставимости результатов сравнительно-правового анализа, правового мониторинга и экспертизы правила и процедуры их проведения определяется решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.
В целях реализации нормативных правовых актов Сообщества и контроля разрабатываются согласованные по содержанию и срокам планы (программы) организационно-правовых мероприятий, утверждаемые на межгосударственном уровне - органами ЕврАзЭС, на внутригосударственном уровне - правительствами и/или парламентами.
Министерства (ведомства) государств - членов ЕврАзЭС могут осуществлять реализацию нормативных правовых актов Сообщества и контроль в со-ответствии с планами (программами) организационно-правовых мероприятий, утверждаемыми вспомогательными органами ЕврАзЭС, советами (комиссиями) при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, постоянными и временными комиссиями Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.
Информация о выполнении организационно-правовых мероприятий и ходе реализации нормативных правовых актов Сообщества в установленном порядке заслушивается на заседаниях органов ЕврАзЭС.
В целях реализации нормативных правовых актов Сообщества и контроля Межгосударственный Совет ЕврАзЭС в пределах своей компетенции:
- принимает решения, направленные на достижение целей и задач ЕврАзЭС;
- заслушивает доклады Интеграционного Комитета о положении дел в Сообществе
и ходе реализации его целей и задач;
- обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее и с запросами - к Суду Сообщества, дает поручения Интеграционному Комитету и Генеральному секретарю ЕврАзЭС;
- осуществляет контроль за выполнением обязательств, вытекающих из решений Межгоссовета и договоров, принятых в рамках ЕврАзЭС;
- утверждает планы (программы) организационно-правовых мероприятий по реализации правовых актов Сообщества;
- осуществляет другие межгосударственные организационно-правовые мероприятия.
В целях реализации нормативных правовых актов Сообщества и контроля Интеграционный Комитет в пределах своей компетенции:
- рассматривает вопросы, касающиеся контроля за реализацией нормативных правовых актов Сообщества;
- информирует Межгосударственный Совет и Межпарламентскую Ассамблею о ходе реализации нормативных правовых актов Сообщества;
- осуществляет функции депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС;
- формирует планы (программы) организационно-правовых мероприятий Межгосударственного Совета по реализации нормативных правовых актов Со-общества и осуществляет контроль за их выполнением;
- обеспечивает взаимодействие органов ЕврАзЭС с правительствами стран Сообщества;
- осуществляет другие организационно-правовые мероприятия.
Реализация решений, принимаемых Интеграционным Комитетом, заключается в их исполнении и применении соответствующими государственными органами, должностными лицами и организациями стран ЕврАзЭС.
Указанные функции Интеграционного Комитета могут быть делегированы в установленном порядке Комиссии Постоянных представителей при Евразийском экономическом сообществе.
Комиссия Постпредов обеспечивает взаимодействие органов ЕврАзЭС и государственных органов стран Сообщества по вопросам реализации нормативных правовых актов Сообщества, контроля за выполнением планов (программ) организационно-правовых мероприятий.
В целях реализации нормативных правовых актов Сообщества и контроля Межпарламентская Ассамблея в пределах своей компетенции:
- рассматривает вопросы гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств и приведения его в соответствие с нормативными правовыми актами Сообщества в целях реализации задач Сообщества;
- рассматривает вопросы имплементации нормативных правовых актов Сообщества в национальные законодательства;
- разрабатывает предложения по синхронизации процедур принятия за-конодательных актов в парламентах;
- рассматривает информацию Интеграционного Комитета ЕврАзЭС о ходе реализации целей и задач Сообщества;
- вносит рекомендации парламентам по первоочередному рассмотрению законодательных актов, принятие (изменение) которых требуется для реализации нормативных правовых актов Сообщества;
- координирует проведение правовой экспертизы проектов национальных законов, поступающих на рассмотрение национальных парламентов, на предмет их соответствия нормативным правовым актам Сообщества;
- проводит сравнительно-правовой анализ, правовой мониторинг и правовую экспертизу национальных актов на предмет их соответствия нормативным правовым актам Сообщества;
- обеспечивает обмен информацией правового характера между парламентами;
- утверждает планы (программы) организационно-правовых мероприятий по реализации решений Межгосударственного Совета и Межпарламентской Ассамблеи;
- осуществляет другие организационно-правовые мероприятия.

Суд Сообщества в целях реализации нормативных правовых актов Сообщества и контроля в пределах своей компетенции:
- обеспечивает единообразное применение нормативных правовых актов Сообщества государствами - членами ЕврАзЭС;
- рассматривает споры экономического характера, возникающие при реализации нормативных правовых актов Сообщества;
- дает разъяснения и заключения по вопросам реализации нормативных правовых актов Сообщества;
- осуществляет другие организационно-правовые мероприятия.

Государственные органы стран ЕврАзЭС в пределах своей компетенции реализуют нормативные правовые акты Сообщества на внутригосударственном уровне и/или осуществляют функции контроля за реализацией в порядке, установленном национальным законодательством и/или планами (программами) организационно-правовых мероприятий.
Контроль за реализацией нормативных правовых актов Сообщества может осуществляться органами ЕврАзЭС с применением наднациональных функций, передаваемых в установленном порядке государственными органами стран Сообщества.
Правовое оформление наднациональных функций органов ЕврАзЭС и иных структур, создаваемых на межгосударственном уровне, осуществляется соответствующими решениями Межгосударственного Совета (на уровне глав государств).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия