Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Родионов А. П.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Управление водопользованием на региональном уровне: проблемы, тренды, тенденции
В исследовании представлены особенности оценки деятельности регионального водопользования, в частности касающиеся управления процессами водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге. Разработаны и рассчитаны показатели, позволяющие осуществлять управление процессами предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. Данные подходы важны и актуальны в современных условиях и позволяют перенести модель управления на водопользование других регионов.
Ключевые слова: процессы управления, водопользование, водоснабжение, водоотведение, водопроводно-канализационное хозяйство, Санкт-Петербург
УДК 338.2; ББК 65   Стр: 136 - 140

Введение. В настоящее время вопросы защиты окружающей природной среды стоят достаточно остро и их решение позволит существенно улучшить показатели по здоровью и качеству жизни населения. Управление водопользованием и оценка его эффективности — важное направление, которое позволяет регулировать деятельность всех участников этого процесса. Рациональное использование водных ресурсов необходимо для сохранения окружающей природной среды и экосистем региона.

1. Водоотведение (общесплавная и раздельная хозяйственно-бытовая система водоотведения)
Контрольные показатели позволяют оценить деятельность предприятия как с качественной, так и с количественной стороны и расширяют возможности в сфере управления, так как значения контрольных показателей влияют на управленческие решения и позволяют наиболее эффективно регулировать водопользование на региональном уровне.
а) Доля хозяйственно-бытовых сточных вод в общем объеме хозяйственно-бытовых сточных вод, поступивших в общесплавную и раздельную хозяйственно-бытовую систему водоотведения, не подвергающихся очистке.
Данный показатель характеризует соотношение объема хозяйственно-бытовых сточных вод, не прошедших очистку и сброшенных в водные объекты города и области к общему объему хозяйственно-бытовых сточных вод, поступивших в общесплавную и раздельную хозяйственно-бытовую систему водоотведения. Величина данного показателя зависит от реализации мероприятий по прекращению сброса неочищенных сточных вод в водные объекты города. В перечне мероприятий предусмотрено строительство новых коллекторов, протяженностью 46,5 км для целей переключения прямых выпусков [10; 11].
Устранение сброса неочищенных сточных вод является главной задачей в части водоотведения, сформулированной в основных документах, определяющих развитие системы водоотведения Санкт-Петербурга (табл. 1).
Рис. 1. Планируемые значения доли хозяйственно-бытовых сточных вод в общем объеме хозяйственно-бытовых сточных вод, поступивших в общесплавную и раздельную хозяйственно-бытовую систему водоотведения, не подвергающихся очистке (в виде столбцов) и объем инвестиций в мероприятия по устранению прямых выпусков

Таблица 1
Мероприятия, направленные на исключение из работы прямых выпусков
(по внутренним данным предприятия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)
Наименование мероприятия2024202520262027202820292030
Переключение прямых выпусков Петроградского р-на Санкт-Петербурга, наб. р. Карповки. 26,3460,6300,6   
Строительство общесплавной канализации по Петровскому о-ву с переключением выпусков.   100,0300,0700,0633,0
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петроградский район, Мытнинская наб., переключение выпусков СБ-66 и СО-134.  35,2182,2   
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петроградский район ул. Талалихина, переключение выпуска СО-52.  21,184,5   
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петроградский район, Песочная наб. и у Большого Крестовского моста (3 выпуска).  7,087,4   
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петроградский район, Восточная часть Крестовского острова (пр. Динамо), переключение выпуска СО-93 на ш. 452.  7,087,4   
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петроградский район, выпуски в р. Ждановка (2 выпуска).  2,814,645,1  
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петроградский район, Каменный остров (8 выпусков, строительство сетей диаметром ориентировочно 300–600 мм, ориентировочной протяженностью 5 км).   17,5273,7  
Реконструкция канализационной сети от Ново-Адмиралтейского канала до пл. Труда для переключения прямых выпусков (переключение 4 выпусков).8,510,597,1    
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Адмиралтейский район, пл. Репина (переключение 1 выпуска).  1,48,7102,3  
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Центральный район, наб. Кутузова (переключение 10 выпусков). 13,121,1214,2   
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Петродворцовый район, г. Ломоносов (2 выпуска).42,7151,2     
Реконструкция КНС «Мартышкино» и системы транспортировки сточных вод от КНС до КОС г. Петродворца для переключения прямого выпуска.   180,7264,7  
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков. Колпинский район (2 выпуска).  35,2145,7225,6  
Строительство канализационных сетей от пос. Решетниково и пос. Красавица до г. Зеленогорска.72,897,8155,3203,4   
Строительство канализационной сети для переключения прямых выпусков ВД-13, ВД-45, ВО-160.109,9118,3     
Строительство системы прекращения сброса неочищенных вод с площадки водопроводных очистных сооружений г. Петродворца в систему коммунальной канализации.     7,7106,7
Строительство системы прекращения сброса неочищенных промывных вод ЮВС.12,232,914,1402,9   
Строительство системы прекращения сброса неочищенных вод с площадки водопроводных очистных сооружений г. Зеленогорска в систему коммунальной канализации.  2,826,5   

Все эти мероприятия запланированы на период до 2030 года, завершение строительства сети по Петровскому острову намечено на 2025 г. Это означает, что величина целевого показателя, описанного в этом разделе, достигнет ноля только в 2030 году.
б) Доля поверхностных сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме поверхностных сточных вод, поступивших в общесплавную и раздельную хозяйственно-бытовую систему водоотведения. В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения к 2022 году весь объем поверхностных вод, поступающий в систему водоотведения должен подвергаться очистке. Тем самым, данный целевой показатель, начиная с 2020 года, должен иметь значение близкое к нулю. Мероприятия, описанные выше, направлены и на решение данной задачи. Учитывая срок завершения большинства из них в 2021 году, а часть и в 2022 году, величина данного показателя примет значение, близкое с нулевым, начиная с 2022 года.
в) Доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанных для общесплавной и раздельной хозяйственно-бытовой системы водоотведения.
Данный параметр зависит, в основном, от [5; 8]:
– Загрязненности входящих стоков, в т.ч. специфических загрязнений, не характерных для хозяйственно-бытовых стоков.
– Эффективности внедренных технологических решений в системе очистки стоков.
Оборудование ССА (Северная станция аэрации), ЦСА (Центральная станция аэрации) и некоторых КОС (канализационные очистные сооружения), и внедренные технологические решения не обеспечивают стабильное соответствие современным требованиям по качеству очистки и нуждается в необходимой модернизации. Процесс изменения показателя доли проб синхронизирован с моментами ввода в эксплуатацию нового оборудования и современных технологий. Мероприятия, позволяющие достичь необходимых значений данного показателя, были запланированы по всему периоду 2018–2030 гг.
Ввод в эксплуатацию после модернизации мощностей ССА (Северная станция аэрации) и ЦСА (центральная станция аэрации) будет происходить поэтапно (по очередям), что в свою очередь будет влиять на рассматриваемый показатель доли проб. Улучшение показателя связано с выполнением мероприятий по внедрению эффективных технологий с современным технологическим оборудованием. Наибольший эффект будет достигнут после окончания модернизации сооружений ССА, ЦСА и ЮЗОС (юго-западные очистные сооружения) — более 80% мощностей очистки. Мероприятия по остальным очистным сооружениям в общем объеме влияют в меньшей степени [2; 4].
Достижение рассматриваемого показателя нулевого значения возможно только после модернизации всех очистных сооружений, что, по данным предприятия, должно произойти до 2030 года. При реализации перечня мероприятий 2018–2030 гг. целевой показатель будет несколько лучше показателя, заложенного в схему водоснабжения и водоотведения.
Рис. 2. Планируемые значения доли проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанных для общесплавной и раздельной хозяйственно-бытовой системы водоотведения, %
Рис. 3. Значение параметра «доля проб сточных вод» только в части содержания биогенных элементов
(азот всех видов и фосфор) — бенчмаркинг мировых значений, % [12]

Надо понимать, что под нормативами сброса понимается неполный перечень загрязняющих агентов. Значительное количество компонент техногенного загрязнения не может быть выведено из процесса в силу применяемой технологии. Полная очистка стоков, включая выведение тяжелых металлов, потребует значительно больших сумм инвестиций в иные технологические процессы.
г) Доля осадка, складированного на полигоне, обработанного до экологически безопасного состояния.
Данный показатель оценивает эффективность мероприятий по переработке осадка сточных вод на полигонах до экологически безопасного состояния. Данный показатель не имеет существенной корреляции с предлагаемыми мероприятиями, т.е. данный показатель не имеет впрямую отношения с инвестициями, но для целей концессионного соглашения имеет высокий уровень важности. Исполнение мероприятий по обработке осадка, складированного на полигоне важно с точки зрения исполнения предписаний и требований со стороны экологических служб города [1; 3].
д) Обеспеченность системы водоотведения технологическими приборами учета (расходомеры, уровнемеры), оснащенными системой дистанционной передачи данных в единую информационную систему, показывает уровень соответствия требованиям к системе контроля и управления процессами транспорта и очистки сточных вод.
Данный показатель формируется исходя из утверждения целей по созданию системы управления канализованием г. Санкт-Петербурга и достижения требуемых параметров очистки сточных вод, и зависит от устанавливаемых средств измерений и подключению их к АСУ ТП объектов и информационным системам Предприятия.
Исходя из планируемых результатов, при реализации мероприятий, к 2025 году будет достигнут необходимый уровень оснащения технологическими приборами, позволяющими осуществлять эффективное управление системой в целом. Данный отрезок времени вполне достаточен для достижения этих значений показателя [7; 9].
2. Водоотведение (раздельная дождевая система водоотведения (ливневая)
Перечень мероприятий 2023–2030 гг. ориентирован на два основных направления:
– реконструкция или модернизация существующих сетей с целью снижения объема неочищенного стока, попадающего в водные объекты города;
– реализация комплекса мероприятий по строительству системы сбора, транспортировки и очистки поверхностного стока в пойме «Муринского ручья» [6].
а) Доля поверхностных сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме поверхностных сточных вод, поступивших в раздельную дождевую систему водоотведения.
Существующая инвестиционная программа 2016–2025 гг., подготовленная в рамках Схемы водоснабжения и водоотведения при запланированных инвестициях в строительство новых сетей водоотведения, длинной 3,0 км, поверхностного стока в размере 139,9 млн руб. и реконструкция дождевой канализации в рамках программы благоустройства территории «Муринского парка» в размере 542,1 млн руб. позволяла к 2025 году снизить долю поверхностных сточных вод, не подвергнувшихся очистке в общем объеме поверхностных сточных вод, поступивших в раздельную дождевую канализацию с 98,1% до 50%.
Рис. 4. Распределение инвестиционных средств в перечне мероприятий 2023–2030 гг.

Рассматриваемый набор мероприятий 2018–2030 гг. имеет меньший объем инвестиций в строительство новых сетей — 104,6 млн руб., и больший объем инвестиций в мероприятия по реконструкции системы водоотведения «Муринского парка» — прокладке 2,5 км сетей и реконструкции систем очистки.
Тем самым, в программе 2018–2030 гг. объем вновь вводимых сетей водоотведения поверхностных сточных вод уменьшен на величину 0,77 км, что повлечет изменение целевого показателя 2030 года до величины 56,7%.
б) Доля проб поверхностных сточных вод, не соответствующих установленным нормативам, допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанных для раздельной дождевой системы водоотведения.
Основными мероприятиями, оказывающими влияние на данный показатель, является строительство системы сбора, транспортировки и очистки поверхностного стока в пойме Муринского ручья, включая и второй этап строительства систем очистки и подводящих сетей. По данным предприятия, модернизация системы очистки «Муринский квартал» позволит получить общее значение рассматриваемого показателя 90,3%.
Рис. 5. Изменение целевого показателя и инвестиций по годам

в) Удельное количество аварий и засоров в расчете на протяженность сети раздельной дождевой системы водоотведения в год.
Данный показатель зависит от значительного количества параметров и его расчет может быть произведен по существующим статистическим значениям работы системы в целом. Данный показатель зависит от объема работ по комплексной прочистке канализационных сетей, износа сетей и его изменение синхронизировано с параметром модернизации сетевых объектов. По данным предприятия, аварии и засоры на сетях раздельной дождевой системы водоотведения отсутствуют. При реализации перечня мероприятий и эффективном обслуживании существующей системы данный целевой показатель в период 2018–2030 гг. должен сохранить свое значение, близкое к нулевому.
г) Доля уличной сети раздельной дождевой системы водоотведения, нуждающейся в замене.
В инвестиционной программе заложен комплекс мероприятий по реконструкции сетей, охватывающий всю протяженность и позволяющий значительно улучшить состояние сетей.
Инвестиционная программа 2016–2025 гг. при запланированных инвестициях в реконструкцию сетей раздельной дождевой системы водоотведения в размере 5106,6 млн руб., позволяла достичь снижения рассматриваемого целевого показателя до величины 13%.
Рассматриваемый набор мероприятий 2018–2030 гг. имеет объем инвестиций 9564,3 млн руб., что позволяет к 2030 году получить величину целевого показателя равного 5,7%, что и является конечным целевым показателем для концессионера. Изменение целевого показателя по годам реализации мероприятий коррелировано с объемами инвестиций.
Тем самым, перечень мероприятий 2018–2030 гг. достигает лучших показателей в части потребностей в замене (реконструкции).
д) Удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки поверхностных сточных вод, на единицу объема очищаемых поверхностных сточных вод.
Данный показатель зависит от качества работы систем очистки и его уменьшение коррелируется по мере проведения модернизации и реконструкции на оборудовании очистных сооружений. По очистным сооружениям сравнительный анализ по данному показателю трудно применим в силу того, что на удельные расходы электроэнергии, сказываются, прежде всего, условия местности и величины перепадов, которые для различных объектов различны. Для целей расчета преимущественно используются статистические подходы. Влияние на снижение удельных расходов электроэнергии в технологическом процессе очистки поверхностных сточных вод является следствием проведения мероприятий на систему очистки «Муринский квартал». По данным предприятия модернизация систем очистки «Муринский квартал» позволит получить общее значение удельного расхода электрической энергии на очистку 0,308 кВт*ч/м3.
Таким образом, рассмотренные и проанализированные показатели позволяют контролировать систему управления водопользованием на региональном уровне и решают основные проблемы водоохранной деятельности. Система управления водопользованием важна для региона, поскольку позволяет регулировать использование ресурсов, в том числе их экономию.


Список использованных источников:
1. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности: разработка, внедрение и применение решающих показателей. — Москва: Олимп-Бизнес, 2008. — 258 с.
2. Bražnikov A. O. The efficiency of current risk management in oil and gas prospecting: risk-free E&A business model. — Moscow: Filin, 2020. — 169 p.
3. Фридман А.А. Модели экономического управления водными ресурсами / Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. — Москва: Изд-во Высшей школы экономики, 2012. — 284 с.
4. Савичев О.Г. Водные ресурсы Томской области: монография / Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Нац. исслед. том. политехн. ун-т». — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. — 247 с.
5. Коковкин А.В., Тихонова Т.В., Фомина В.Ф. Водные ресурсы и управление водопользованием на Европейском Северо-Востоке / Урал. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т соц.-экон. и энергет. проблем Севера. — Сыктывкар: Информационно-издательский отдел Коми научного центра УрО РАН, 2011. — 320 с.
6. Андросов И.М., Александров С.П., Готовцева Л.И. Водные ресурсы Республики Саха (Якутия). — Якутск: Бичик, 2013. — 103 с.
7. Гришина Н.В. Водные ресурсы Африки южнее Сахары: возможности и проблемы использования: монография / Институт Африки Российской академии наук. — Москва: ИАфр РАН, 2022. — 227 с.
8. Чжан Гоюй Определение водных ресурсов районов с интенсивным развитием хозяйственной деятельности (на примере бассейна озера Наньси КНР): монография / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российской Федерации Российский гос. гидрометеорологический ун-т. — Санкт-Петербург: РГГМУ, 2012. — 103 с.
9. Шевцов М.Н. Водно-экологические проблемы и использование водных ресурсов / Тихоокеанский гос. ун-т. — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2015. — 191 с.
10. Прохорова Н.В. Водные ресурсы КНР: проблемы освоения: монография / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. — Москва: ИДВ РАН, 2021. — 247 с.
11. Данилов-Данильян В.И., Пряжинская В.Г., Готовцев А.В. Водные ресурсы и качество вод: состояние и проблемы управления: Российская акад. наук, Ин-т водных проблем. — Москва: РАСХНИЛ, 2010. — 414 с.
12. Джамалов Р.Г., Киреева М.Б., Косолапов А.Е., Фролова Н.Л. Водные ресурсы бассейна Дона и их экологическое состояние: [монография] / Федеральное агентство научных организаций, Институт водных проблем РАН. — Москва: ГЕОС, 2017. — 204 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия