| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Соколов Б. И. профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Гао И. магистрант кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье анализируется структура торговли между Китаем и Германией. Доказывается, что структура торговли между Китаем и Германией скорее взаимодополняющая, чем конкурентная, а потенциал экономического сотрудничества огромен. | Ключевые слова: китайско-германские экономические отношения, международная торговля, экономическая взаимодополняемость, торговая интеграция | УДК 339.5; ББК У59(4)/У59(8) Стр: 145 - 149 | Постановка проблемы. Китай и Германия установили дипломатические отношения в 1972 г. После провозглашения политики реформ и открытости в 1978 г. экономика Китая стала быстро развиваться. Объединение Германии в 1990 г. привело к ускорению развития взаимных экономических связей. После вступления Китая в 2001 г. во Всемирную торговую организацию торговля Китая с Германией обрела тенденцию к устойчивому росту, а в период канцлерства Ангелы Меркель с 2005 по 2021 г. Китай и Германия установили тесные отношения сотрудничества. В 2014 г. Китай и Германия стали стратегическими партнерами. В Германии действует Институт изучения Китая имени Меркатора (Mercator Institute for China Studies, MERICS) [3]. Напомним, институты экономической и финансовой информации — значимое явление в глобальном мире [4].
В период правления Меркель был запущен ряд торговых стратегий в отношении Китая, способствовавших росту двусторонней торговли между Китаем и Германией. В этот период, когда Китай стремительно развивается, возникает острая необходимость в автомобильном рынке, многие немецкие предприятия в Китае инвестируют в совместное строительство заводов. Китайскому народу известно, что Германия обладает передовой технологией производства двигателей внутреннего сгорания, а автомобильная промышленность всегда была важной опорой немецкой экономики.
Строительство заводов в Китае не только решало проблему занятости, но и увеличило долю рынка немецких автомобилей в Китае. Через совместные заводы китайские автомобильные предприятия получили от Германии передовые технологии производства и управления, что способствовало развитию местной экономики и продвигало устойчивое развитие автомобильной промышленности двух стран. Beijing Benz, FAW-Volkswagen и BMW Brilliance — три совместных предприятия Китая и Германии и сегодня уверенно наращивают свою рыночную активность в Китае.
С 2015 года Китай стал крупнейшей торговой страной для Германии. Среднегодовые темпы роста двусторонней торговли между Китаем и Германией достигли 10,1%, а объем двусторонней торговли между двумя странами в 2018 году достиг 200 млрд евро. С 2011 года налажено сообщение между китайским Чунцином и немецким Дуйсбургом: общая протяженность пути составляет 11,2 тыс.км, и прежде чем достичь Германии, китайский поезд проходит по территории Казахстана, России и Польши. В целом, в 2018 году совокупное количество линейных поездов Китай — Европейский союз достигло 10 000 составов. 29 июля 2023 года была преодолена отметка в 10 000 колонн на 22 дня раньше, чем в 2021 году, а совокупное количество отправленных грузов составило 1 083 000 TEUs, что на 27% больше, чем в прошлом году. Линейное сообщение Китай — ЕС укрепило торговые связи между Китаем и Германией, сократило время торговли и расширило масштабы торговли между двумя странами. В табл. 1 приведен общий объем двусторонней торговли между Китаем и Германией за период 2012–2022 гг.
Таблица 1
Объем двусторонней торговли между Китаем и Германией, млрд долл. СШАГод | Объем торговли | Год | Объем торговли |
---|
2012 | 164.0 | 2018 | 199.7 | 2013 | 165.8 | 2019 | 193.7 | 2014 | 180.3 | 2020 | 251.7 | 2015 | 156.3 | 2021 | 290.4 | 2016 | 162.6 | 2022 | 350.5 | 2017 | 180.6 | | | Источник: Министерство торговли Китая. — URL: https://countryreport.mofcom.gov.cn/record/index110209.asp
Однако, принятая (впервые) Правительством Германии 13 июля 2023 года межсекторальная и всеобъемлющая «Стратегия в отношении Китая» [9], по мнению авторов статьи, способна вызвать кризис и даже породить торговую войну. Основная цель стратегии — «привести структуру и направление сложных отношений с Китаем в полное соответствие с целями и задачами Евросоюза, не ставя под угрозу свободно-демократический образ жизни, суверенитет, процветание и безопасность Германии». При этом федеральное правительство Германии четко определяет Китай не столько в качестве партнера, сколько как мощного конкурента и системного соперника. По мнению авторов стратегии, Китай негативно изменился за последние несколько лет, отказавшись от курса либерализации, принятого около 45 лет назад, а правительство проводит все более репрессивную политику внутри страны и все более агрессивную внешнюю политику. В этом документе стремление Китая развивать дружественные связи с Россией называется угрозой безопасности ФРГ. Будучи явным политическим сателлитом США с мнимым суверенитетом, Германия требует от Китая сильнее давить на Россию в вопросе украинского конфликта. Осуждение вызывает и то, что Китай является крупнейшим источником выбросов CO2 в мире [8].
Последний момент явно выглядит как идеологизированный выпад из области недобросовестной конкуренции, поскольку «сегодня КНР доминирует практически во всех звеньях международных цепочек поставок зеленых технологий» [1, с. 36], а это вызывает острое желание Запада установить неторговые барьеры в их распространении.
По данным Министерства торговли КНР за 2012 год, основными статьями экспорта Германии в Китай в 2012 году были машины и оборудование, автомобильные запчасти, электронные изделия, химическая продукция и медицинское оборудование, обладающие высокой технологической добавленной стоимостью. Китайский экспорт в Германию — это в основном трудоемкие товары, включая электронную продукцию, машины и оборудование, текстиль, мебель и игрушки. По данным Министерства торговли Китая, в 2022 году основными статьями экспорта Германии в Китай будут электромеханическое оборудование и детали, автомобили и автомобильные запчасти, высокотехнологичная продукция, химическая продукция и промышленные товары, а китайского экспорта в Германию — электронное и коммуникационное оборудование, электрооборудование, промышленное оборудование, мебель и химическая продукция [10].
Для анализа структуры двусторонней торговли между Китаем и Германией в первую очередь необходимо проанализировать состав экспорта двух стран, по данным табл. 2 можно сделать вывод, что в июле 2023 года Китай экспортировал в Германию больше всего немецких товаров — это машины и транспортное оборудование, на долю которых пришлось 47,7% от общего объема экспорта Германии. Это на 4,8% больше по сравнению с 42,9% в августе 2014 года. В настоящее время основной экспорт машин и оборудования Китая в Германию в основном состоит из силовых машин и оборудования, специального промышленного специализированного оборудования, офисной техники и оборудования для автоматической обработки данных, телекоммуникационного оборудования и оборудования для звукозаписывающих и воспроизводящих устройств, а также электрических машин, приборов и их электрических частей, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности электромеханической продукции Китая на международном рынке за последние девять лет развития, и она заменила детали для мелкой бытовой техники, текстиля, прочей и сырьевой продукции, что свидетельствует о том, что в последние годы в Китае проводятся промышленные реформы, направленные на сокращение ресурсного экспорта и усиление высокотехнологичного экспорта [11].
Рассматривая структуру китайского импорта из Германии, легко заметить, что в августе 2014 года на долю машин и транспортного оборудования из Германии приходилось 38% от общего объема импорта, далее следовали 13% непродовольственного сырья и 16% минерального топлива, смазочных материалов и сопутствующего сырья, которые составляли большую часть импортируемых в тот период товаров. К июлю 2023 года структура китайского импорта из Германии существенно изменилась: на непродовольственное сырье пришлось 62,9%, а на машины и транспортное оборудование серьезно снизилась по сравнению с прошлым годом, составив всего 4%, что свидетельствует о резком увеличении количества товаров, которыми можно заменить товары немецкого производства на международном рынке, и снижении конкурентоспособности немецких машин и транспортного оборудования.
Согласно теории обеспеченности факторами производства, для производства различных товаров требуется различное размещение факторов производства. Считается, что страна должна экспортировать продукцию, произведенную за счет собственных относительно богатых факторов производства, и импортировать продукцию, произведенную за счет собственных относительно дефицитных факторов производства. В современных условиях китайско-германской торговли Германия имеет много заменителей своей машиностроительной продукции на международном рынке, а ее экспорт в Китай постепенно переключается на низкотехнологичную, с низкой добавленной стоимостью и трудоемкую продукцию, например, несъедобное сырье. В целях сокращения выбросов углекислого газа в последние годы в Китае развиваются технологии электродвигателей, которые заменяют двигатели внутреннего сгорания, а крупнейшие автомобильные компании заявили о том, что в ближайшее время они прекратят разработку технологий двигателей внутреннего сгорания. В последние годы китайские технологии электродвигателей были очень конкурентоспособны на немецком рынке. Вместе с тем, немецкая модель индустриализации «4.0» может способствовать более быстрому развитию китайской электромоторной промышленности за счет интеллектуального производства. Это различие отражает взаимодополняемость двух сторон в структуре торговли, а также свидетельствует о том, что торговое сотрудничество между Китаем и Германией имеет большой потенциал для развития. В табл. 2 и 3 приведены статистические данные по экспорту и импорту товаров из Китая в Германию в августе 2014 года и июле 2023 года.
Таблица 2
Экспорт и импорт товаров из Китая в Германию, август 2014 года, млн долл. СШАНаименование | Экспорт | Импорт |
---|
всего | % | всего | % |
---|
Категория 0:
Продукты питания и живые животные | 4854,1 | 2.328 | 3702,3 | 2.334 | Категория 1:
Напитки и табак | 250,8 | 0.120 | 323,0 | 0.204 | Категория 2:
Непищевые ингредиенты (кроме топлива) | 1265,3 | 0.607 | 21399,3 | 13.490 | Категория 3:
Ископаемое топливо, смазочные материалы и сопутствующее сырье | 3300,7 | 1.583 | 26147,4 | 16.483 | Категория 4:
Животные и растительные масла, жиры и воски | 55,2 | 0.026 | 657,9 | 0.415 | Категория 5:
Готовые химические продукты и сопутствующие товары | 11881,4 | 5.699 | 15828,0 | 9.978 | Категория 6:
Сырьевые товары | 36003,6 | 17.271 | 13425,5 | 8.463 | Категория 7:
Машины и транспортное оборудование | 89596,5 | 42.979 | 61375,2 | 38.691 | Категория 8:
Разные продукты | 61022,9 | 29.272 | 12055,4 | 7.600 | Класс 9:
Товары, не отнесенные к другим классам | 235,4 | 0.113 | 3715,4 | 2.342 | Источник: Министерство торговли Китая. — URL: http://data.mofcom.gov.cn/hwmy/imexCountry_detail.shtml?key= %E5%BE%B7%E5%9B%BD
Таблица 3
Экспорт и импорт товаров из Китая в Германию, июль 2023 года, млн долл. СШАНаименование | Экспорт | Импорт |
---|
всего | % | всего | % |
---|
Категория 0:
Продукты питания и живые животные | 6066,3 | 2.153 | 10036,3 | 7.7 | Категория 1:
Напитки и табак | 328,9 | 0.117 | 766,5 | 4.7 | Категория 2:
Непищевые ингредиенты (кроме топлива) | 1790,2 | 0.635 | 32502,2 | 62.9 | Категория 3:
Ископаемое топливо, смазочные материалы и сопутствующее сырье | 4831,6 | 1.715 | 37460,8 | 1 | Категория 4:
Животные и растительные масла, жиры и воски | 233,8 | 0.083 | 964,9 | 2.4 | Категория 5:
Готовые химические продукты и сопутствующие товары | 21057,1 | 7.474 | 18511,8 | 2.9 | Категория 6:
Сырьевые товары | 44970,7 | 15.961 | 13802,4 | 4.8 | Категория 7:
Машины и транспортное оборудование | 134334,3 | 47.678 | 68567,7 | 4 | Категория 8:
Разные продукты | 62831,5 | 22.300 | 11009,8 | 15.5 | Класс 9:
Товары, не отнесенные к другим классам | 5311,5 | 1.885 | 7537,1 | 13.4 | Источник: Министерство торговли Китая. — URL: http://data.mofcom.gov.cn/hwmy/imexCountry_detail.shtml?key= %E5%BE%B7%E5%9B%BD
Интенсивность двусторонней торговли между Китаем и Германией может быть рассчитана с помощью индекса Trade Intensity Index, который представляет собой показатель степени взаимной торговой зависимости двух стран, выраженный как отношение экспорта страны в адрес торгового партнера к общему объему экспорта этой страны и импорта этого торгового партнера к общему объему импорта в мире. Чем больше значение, тем сильнее торговые связи между двумя странами. Формула имеет следующий вид:
TIij = (Xij/Xi)/(Mj/Mw)
где TIij — торговая интеграция страны i и страны j; Xij — экспорт страны i в страну j; Xi — общий экспорт страны i; Mj — общий импорт страны j; Mw — общий мировой импорт.
Если TIij > 1, то это означает, что страна i и страна j имеют тесный торговый союз, если TIij < 1, то это означает, что страна i и страна j имеют более отдаленные торговые отношения, а если TIij = 1, то это означает, что две страны находятся на среднем уровне торговли, и величина значения TIij отражает степень торгового союза между страной i и страной j.
В табл. 4 рассчитана торговая интеграция между Китаем и Германией в период с 2012 по 2022 гг. в соответствии с формулой индекса торговой интеграции.
Следует отметить, что общий объем мирового экспорта равен сумме экспорта сырьевых товаров и экспорта услуг [5].
Из табл. 4 видно, что за исключением 2020 и 2022 гг. торговая комбинация Китая с Германией составляла меньше 1. Длительное время торговые связи между Китаем и Германией были недостаточно прочными, однако в связи с быстрым экономическим развитием Китая темпы роста, как экспорта Китая в Германию, так и экспорта Германии в Китай превышают темпы роста общего мирового импорта в период 2012–2022 гг. Это говорит о том, что Китай и Германия становятся важными торговыми партнерами, а их торговый потенциал огромен вследствие взаимодополняемости экспортируемых товаров.
Модель взаимного притяжения (гравитации) в торговле может быть использована для качественной оценки двусторонних связей между Китаем и Германией. Формула модели гравитации торговли выглядит следующим образом:
Tij = AYi*Yj/Dij
где Tij — стоимость экспорта из страны i в страну j; A — константа; Yi — ВВП страны i, Yj — ВВП страны j, Dij — пространственное расстояние между странами i и j. В качестве значения Dij использовано расстояние между столицами двух стран.
Таблица 4
Оценка внешнеторговой интеграции между Китаем и Германией, 100 млн долл. США | Экспорт Китая в Германию | Общий объем экспорта Китая | Общий объем импорта из Германии | Общий объем мирового импорта | Внешнеторговая интеграция Китая с Германией | Экспорт из Германии в Китай | Общий объем экспорта Германии | Общий объем импорта Китая | Внешнеторговая интеграция Германии с Китаем |
---|
2012 | 784.32 | 20000.00 | 10502.50 | 232005.80 | 0.87 | 855.45 | 14011.00 | 14900.00 | 0.95 | 2013 | 763.62 | 22090.00 | 11878.00 | 239408.98 | 0.70 | 893.63 | 14450.00 | 19499.00 | 0.76 | 2014 | 806.71 | 22600.00 | 13800.00 | 242923.95 | 0.63 | 996.03 | 14900.00 | 19592.00 | 0.83 | 2015 | 765.02 | 22734.00 | 10502.00 | 216151.98 | 0.69 | 797.04 | 13295.00 | 16795.00 | 0.77 | 2016 | 772.93 | 20976.00 | 10494.00 | 211715.50 | 0.74 | 853.08 | 13340.00 | 15879.00 | 0.85 | 2017 | 817.67 | 22633.00 | 10346.00 | 233305.39 | 0.81 | 988.04 | 14480.00 | 18437.00 | 0.86 | 2018 | 890.35 | 24910.00 | 13050.00 | 256803.13 | 0.70 | 1106.22 | 15600.00 | 20200.00 | 0.90 | 2019 | 859.58 | 25000.00 | 13276.00 | 253107.05 | 0.66 | 1077.66 | 14891.00 | 20784.00 | 0.88 | 2020 | 1386.00 | 25899.00 | 10256.00 | 228857.50 | 1.19 | 1131.00 | 13820.00 | 20659.00 | 0.91 | 2021 | 1660.00 | 33571.00 | 14423.00 | 285769.72 | 0.98 | 1244.00 | 16200.00 | 26867.00 | 0.82 | 2022 | 2235.00 | 35921.00 | 16410.00 | 319708.26 | 1.21 | 1270.00 | 16500.00 | 27143.00 | 0.91 | темп роста % | 2.85 | 1.80 | 1.56 | 1.35 | | 1.48 | 1.18 | 1.82 | | Источник: составлено авторами по данным Всемирного банка. — URL: https://data.worldbank.org.cn/indicator/TX.VAL.MRCH.CD.WT?end=2022&start=2012; https://data.worldbank.org.cn/indicator/BX.GSR.NFSV.CD?end=2022&start=2012.
Для получения надежного значения A были выбраны Индия, Япония, Южная Корея, Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия, Индонезия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Иран, Саудовская Аравия, Испания, Швейцария, Мексика и Нигерия, имеющие относительно большой объем торговли с Китаем в 2022 году. Причем эти страны распределены по всему миру, что может лучше отразить общие характеристики внешнеторгового сотрудничества (табл. 5).
Таблица 5
Объем торговли, ВВП, расстояние каждой страны от Китая | Объем торговли
с Китаем
(100 млн долл.) | A | ВВП | Расстояние
по прямой
между двумя
странами |
---|
Индия | 1359 | 0.000849299 | 33850 | 3800 | Япония | 3574 | 0.001004898 | 42311 | 2137 | Корея | 3622 | 0.001120460 | 16700 | 928 | Россия | 1902 | 0.002761943 | 22400 | 5843 | Бразилия | 1566 | 0.007365652 | 19200 | 16222 | Канада | 960 | 0.002497551 | 21398 | 10000 | США | 6906 | 0.001660853 | 254627 | 11000 | Австралия | 2200 | 0.007083440 | 16754 | 9690 | Индонезия | 1491 | 0.002894503 | 13191 | 4600 | Великобритания | 1033 | 0.001507611 | 30706 | 8050 | Германия | 2276 | 0.002349184 | 40721 | 7550 | Франция | 812 | 0.001299465 | 27829 | 8000 | Италия | 778 | 0.001569434 | 20104 | 7285 | Нидерланды | 1302 | 0.006216254 | 9911 | 8500 | Иран | 158 | 0.000989382 | 3885 | 4370 | Саудовская Аравия | 1162 | 0.003736143 | 11081 | 6400 | Испания | 515 | 0.001948926 | 13975 | 9500 | Швейцария | 573 | 0.003159445 | 8077 | 8000 | Мексика | 950 | 0.004861868 | 14141 | 13000 | Нигерия | 239 | 0.002899053 | 4773 | 10400 | ВВП Китая — 17963,2 млрд долл.
Источник: составлено авторами.
Из табл.5 следует, что среднее значение A составляет 0,0289, которое использовано в формуле модели торговой гравитации для построения графика ожидаемой и фактической торговли между Китаем и Германией (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что фактическое значение двусторонней торговли между Китаем и Германией до 2016 года было выше ожидаемого. Но с 2014–2016 гг. объем двусторонней торговли между двумя странами стал снижаться, что связано с замедлением развития европейской экономики, вызванным украинским вопросом. В 2018 году ожидаемое значение оказалось больше смоделированного в основном из-за того, что не были учтены изменения в экономике Германии вследствие Brexit Великобритании, что привело к нестабильности экономической среды Евросоюза. Не были учтены такие переменные, как геополитические риски и торговый протекционизм. Однако в целом складывается впечатление, что фактический объем двусторонней торговли всегда больше ожидаемого, что также свидетельствует о наличии у Китая и Германии огромного торгового потенциала. Торговля между двумя странами носит интенсивный характер. | | | Рис. 1. Ожидаемая и фактическая торговля между Китаем и Германией
Источник: составлено авторами. | Выводы и прогнозы. Проведенное исследование показало, что с точки зрения торгового баланса в 2013–2016 гг. в торговле между Китаем и Германией Китай находится в состоянии торгового дефицита, а затем Китай переходит в состояние положительного сальдо, причем величина положительного сальдо увеличивается из года в год, что свидетельствует о росте торговой зависимости Германии от Китая и повышении конкурентоспособности китайской продукции в Германии, что объясняется модернизацией промышленности Китая в последние несколько лет, а также развитием высокотехнологичных отраслей. Это связано с модернизацией промышленности Китая и развитием высокотехнологичных отраслей в последние несколько лет. Что касается общей торговой интеграции, то в особые периоды она демонстрирует тенденцию к росту и высокую зависимость, что свидетельствует о том, что некоторые отрасли китайской промышленности достигли передового международного уровня, а экспортная продукция постепенно переходит от трудоемких товаров к технологически ёмким.
С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Германией 11 октября 1972 г. общее развитие отношений между двумя странами было плавным. В мае 2004 г. стороны в рамках Всеобъемлющего стратегического партнерства Китай — ЕС создали партнерство с глобальной ответственностью; в 2011 г. был создан Механизм консультаций между правительством Китая и Германии; в марте 2014 г. отношения между Китаем и Германией были усовершенствованы до Всеобъемлющего стратегического партнерства.
Промышленная цепочка и цепочка поставок двух стран глубоко интегрированы, и растет число инвестиционных проектов в таких областях, как экологически чистые низкоуглеродные технологии, медицина и здравоохранение, научно-технические инновации, «умные города» и искусственный интеллект.
С точки зрения торговли товарами Германия является крупнейшим торговым партнером Китая в Европе, начиная с 1975 года. Китай является главным торговым партнером Германии уже шесть лет подряд. По данным китайской статистики, объем двусторонней торговли в 2021 году составил 235,12 млрд долл. и увеличился на 22,5% по сравнению с предыдущим годом. В том числе китайский экспорт составил 115,19 млрд долл., что на 32,7% больше, чем в предыдущем году, импорт — 119,93 млрд долл., что на 14,1% больше, чем в предыдущем году. Что касается двусторонних инвестиций, то Германия является страной с наибольшим объемом инвестиций и количеством проектов в Китае среди стран ЕС, а также важным направлением для внешних инвестиций китайских предприятий. Отметим, что Китай в последнее время нуждается в иностранных инвестициях [7], о чем свидетельствуют данные рис. 2.
Если рассматривать связи Китая и Германии с чисто экономических позиций, то в их укреплении нуждается и Германия, поскольку в стране официально фиксируется рецессия. Статистическое управление Германии сообщило, что в IV квартале 2022 года ВВП сократился на 0,5%, а в 2023 году снизится еще на 0,6%, несмотря на прогнозируемый рост в IV квартале 2023 года. Напомним, рецессия определяется тогда, когда в течение двух последовательных кварталов наблюдается отрицательный рост ВВП [5]. Отказ от российских энергоносителей привел к росту цен в Германии на электроэнергию, высокому уровню инфляции, падению потребления жителей страны и всей экономики. В связи с этим в британской газете The Economist задались вопросом, не является ли Германия новым «больным человеком Европы» [2]. Хотя в общем это уже и не вопрос. | | | Рис. 2. Прямые иностранные инвестиции в Китай
Источник: Прямые иностранные инвестиции в Китай упали до минимума за 25 лет // Ведомости. 11.08.2023. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/08/11/989570-pryamie-inostrannie-investitsii-v-kitai-upali | Вместе с тем, не всё радужно в отношениях Германии и Китая. Германия, подталкиваемая Францией, хочет доминировать и направлять экономическую политику Китая, также как с ней поступают США. В 2020 году из-за коронавируса общий мировой импорт в целом резко сократился, в то же время Китай пострадал от вируса в меньшей степени, что привело к росту китайского экспорта в Германию, в результате чего экспорт Китая в Германию стал превышать экспорт Германии в Китай. Это вызвало резкую негативную реакцию со стороны авторов «Стратегии в отношении Китая»: «Одностороннее снижение зависимости Китая от немецкого экспорта не отвечает интересам Германии» [8, с. 38].
Несмотря на то что Китай и Германия имеют разные политические системы, Китай, в отличие от Германии, действительно суверенное государство, на его территории не расквартированы иностранные войска, фундаментального конфликта экономических интересов пока не сложилось. Однако в Евросоюзе есть силы, желающие развязать торговую войну с Китаем и втянуть в неё Германию. Так, Еврокомиссия приступила к расследованию политики субсидирования китайскими властями производства электромобилей. В свою очередь Китай вполне может ответить на данное расследование введением тарифа на европейские электромобили. В торговой войне, развязанной по любым основаниям, предприниматели России вполне могут стать открытыми союзниками Китая [6].
Китайская и немецкая экономики в значительной степени дополняют друг друга с точки зрения рынка, капитала, НИОКР, сырья и промышленной цепочки. Обе стороны имеют большой потенциал для сотрудничества в области электроники и автомобилей, машин и оборудования, химической промышленности и медицины. Стороны имеют большие перспективы для сотрудничества в сфере торговли услугами, интеллектуального производства, цифровизации и в других областях. Китай будет ускорять построение новой модели развития и стремиться к высококачественному развитию. Китайско-германское торгово-экономическое сотрудничество будет способствовать расширению рыночных возможностей, открытию институтов и углублению международного сотрудничества.
Препятствием-доминантой для развития экономического сотрудничества с Китаем может стать смена политических интересов Германии, продиктованная из-за океана. |
| |
|
|