Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Гао И.
магистрант кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета


Китайско-германские экономические отношения: оценка торговой интеграции
В статье анализируется структура торговли между Китаем и Германией. Доказывается, что структура торговли между Китаем и Германией скорее взаимодополняющая, чем конкурентная, а потенциал экономического сотрудничества огромен.
Ключевые слова: китайско-германские экономические отношения, международная торговля, экономическая взаимодополняемость, торговая интеграция
УДК 339.5; ББК У59(4)/У59(8)   Стр: 145 - 149

Постановка проблемы. Китай и Германия установили дипломатические отношения в 1972 г. После провозглашения политики реформ и открытости в 1978 г. экономика Китая стала быстро развиваться. Объединение Германии в 1990 г. привело к ускорению развития взаимных экономических связей. После вступления Китая в 2001 г. во Всемирную торговую организацию торговля Китая с Германией обрела тенденцию к устойчивому росту, а в период канцлерства Ангелы Меркель с 2005 по 2021 г. Китай и Германия установили тесные отношения сотрудничества. В 2014 г. Китай и Германия стали стратегическими партнерами. В Германии действует Институт изучения Китая имени Меркатора (Mercator Institute for China Studies, MERICS) [3]. Напомним, институты экономической и финансовой информации — значимое явление в глобальном мире [4].
В период правления Меркель был запущен ряд торговых стратегий в отношении Китая, способствовавших росту двусторонней торговли между Китаем и Германией. В этот период, когда Китай стремительно развивается, возникает острая необходимость в автомобильном рынке, многие немецкие предприятия в Китае инвестируют в совместное строительство заводов. Китайскому народу известно, что Германия обладает передовой технологией производства двигателей внутреннего сгорания, а автомобильная промышленность всегда была важной опорой немецкой экономики.
Строительство заводов в Китае не только решало проблему занятости, но и увеличило долю рынка немецких автомобилей в Китае. Через совместные заводы китайские автомобильные предприятия получили от Германии передовые технологии производства и управления, что способствовало развитию местной экономики и продвигало устойчивое развитие автомобильной промышленности двух стран. Beijing Benz, FAW-Volkswagen и BMW Brilliance — три совместных предприятия Китая и Германии и сегодня уверенно наращивают свою рыночную активность в Китае.
С 2015 года Китай стал крупнейшей торговой страной для Германии. Среднегодовые темпы роста двусторонней торговли между Китаем и Германией достигли 10,1%, а объем двусторонней торговли между двумя странами в 2018 году достиг 200 млрд евро. С 2011 года налажено сообщение между китайским Чунцином и немецким Дуйсбургом: общая протяженность пути составляет 11,2 тыс.км, и прежде чем достичь Германии, китайский поезд проходит по территории Казахстана, России и Польши. В целом, в 2018 году совокупное количество линейных поездов Китай — Европейский союз достигло 10 000 составов. 29 июля 2023 года была преодолена отметка в 10 000 колонн на 22 дня раньше, чем в 2021 году, а совокупное количество отправленных грузов составило 1 083 000 TEUs, что на 27% больше, чем в прошлом году. Линейное сообщение Китай — ЕС укрепило торговые связи между Китаем и Германией, сократило время торговли и расширило масштабы торговли между двумя странами. В табл. 1 приведен общий объем двусторонней торговли между Китаем и Германией за период 2012–2022 гг.

Таблица 1
Объем двусторонней торговли между Китаем и Германией, млрд долл. США
ГодОбъем торговлиГодОбъем торговли
2012164.02018199.7
2013165.82019193.7
2014180.32020251.7
2015156.32021290.4
2016162.62022350.5
2017180.6  
Источник: Министерство торговли Китая. — URL: https://countryreport.mofcom.gov.cn/record/index110209.asp

Однако, принятая (впервые) Правительством Германии 13 июля 2023 года межсекторальная и всеобъемлющая «Стратегия в отношении Китая» [9], по мнению авторов статьи, способна вызвать кризис и даже породить торговую войну. Основная цель стратегии — «привести структуру и направление сложных отношений с Китаем в полное соответствие с целями и задачами Евросоюза, не ставя под угрозу свободно-демократический образ жизни, суверенитет, процветание и безопасность Германии». При этом федеральное правительство Германии четко определяет Китай не столько в качестве партнера, сколько как мощного конкурента и системного соперника. По мнению авторов стратегии, Китай негативно изменился за последние несколько лет, отказавшись от курса либерализации, принятого около 45 лет назад, а правительство проводит все более репрессивную политику внутри страны и все более агрессивную внешнюю политику. В этом документе стремление Китая развивать дружественные связи с Россией называется угрозой безопасности ФРГ. Будучи явным политическим сателлитом США с мнимым суверенитетом, Германия требует от Китая сильнее давить на Россию в вопросе украинского конфликта. Осуждение вызывает и то, что Китай является крупнейшим источником выбросов CO2 в мире [8].
Последний момент явно выглядит как идеологизированный выпад из области недобросовестной конкуренции, поскольку «сегодня КНР доминирует практически во всех звеньях международных цепочек поставок зеленых технологий» [1, с. 36], а это вызывает острое желание Запада установить неторговые барьеры в их распространении.
По данным Министерства торговли КНР за 2012 год, основными статьями экспорта Германии в Китай в 2012 году были машины и оборудование, автомобильные запчасти, электронные изделия, химическая продукция и медицинское оборудование, обладающие высокой технологической добавленной стоимостью. Китайский экспорт в Германию — это в основном трудоемкие товары, включая электронную продукцию, машины и оборудование, текстиль, мебель и игрушки. По данным Министерства торговли Китая, в 2022 году основными статьями экспорта Германии в Китай будут электромеханическое оборудование и детали, автомобили и автомобильные запчасти, высокотехнологичная продукция, химическая продукция и промышленные товары, а китайского экспорта в Германию — электронное и коммуникационное оборудование, электрооборудование, промышленное оборудование, мебель и химическая продукция [10].
Для анализа структуры двусторонней торговли между Китаем и Германией в первую очередь необходимо проанализировать состав экспорта двух стран, по данным табл. 2 можно сделать вывод, что в июле 2023 года Китай экспортировал в Германию больше всего немецких товаров — это машины и транспортное оборудование, на долю которых пришлось 47,7% от общего объема экспорта Германии. Это на 4,8% больше по сравнению с 42,9% в августе 2014 года. В настоящее время основной экспорт машин и оборудования Китая в Германию в основном состоит из силовых машин и оборудования, специального промышленного специализированного оборудования, офисной техники и оборудования для автоматической обработки данных, телекоммуникационного оборудования и оборудования для звукозаписывающих и воспроизводящих устройств, а также электрических машин, приборов и их электрических частей, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности электромеханической продукции Китая на международном рынке за последние девять лет развития, и она заменила детали для мелкой бытовой техники, текстиля, прочей и сырьевой продукции, что свидетельствует о том, что в последние годы в Китае проводятся промышленные реформы, направленные на сокращение ресурсного экспорта и усиление высокотехнологичного экспорта [11].
Рассматривая структуру китайского импорта из Германии, легко заметить, что в августе 2014 года на долю машин и транспортного оборудования из Германии приходилось 38% от общего объема импорта, далее следовали 13% непродовольственного сырья и 16% минерального топлива, смазочных материалов и сопутствующего сырья, которые составляли большую часть импортируемых в тот период товаров. К июлю 2023 года структура китайского импорта из Германии существенно изменилась: на непродовольственное сырье пришлось 62,9%, а на машины и транспортное оборудование серьезно снизилась по сравнению с прошлым годом, составив всего 4%, что свидетельствует о резком увеличении количества товаров, которыми можно заменить товары немецкого производства на международном рынке, и снижении конкурентоспособности немецких машин и транспортного оборудования.
Согласно теории обеспеченности факторами производства, для производства различных товаров требуется различное размещение факторов производства. Считается, что страна должна экспортировать продукцию, произведенную за счет собственных относительно богатых факторов производства, и импортировать продукцию, произведенную за счет собственных относительно дефицитных факторов производства. В современных условиях китайско-германской торговли Германия имеет много заменителей своей машиностроительной продукции на международном рынке, а ее экспорт в Китай постепенно переключается на низкотехнологичную, с низкой добавленной стоимостью и трудоемкую продукцию, например, несъедобное сырье. В целях сокращения выбросов углекислого газа в последние годы в Китае развиваются технологии электродвигателей, которые заменяют двигатели внутреннего сгорания, а крупнейшие автомобильные компании заявили о том, что в ближайшее время они прекратят разработку технологий двигателей внутреннего сгорания. В последние годы китайские технологии электродвигателей были очень конкурентоспособны на немецком рынке. Вместе с тем, немецкая модель индустриализации «4.0» может способствовать более быстрому развитию китайской электромоторной промышленности за счет интеллектуального производства. Это различие отражает взаимодополняемость двух сторон в структуре торговли, а также свидетельствует о том, что торговое сотрудничество между Китаем и Германией имеет большой потенциал для развития. В табл. 2 и 3 приведены статистические данные по экспорту и импорту товаров из Китая в Германию в августе 2014 года и июле 2023 года.

Таблица 2
Экспорт и импорт товаров из Китая в Германию, август 2014 года, млн долл. США
НаименованиеЭкспортИмпорт
всего%всего%
Категория 0:
Продукты питания и живые животные
4854,12.3283702,32.334
Категория 1:
Напитки и табак
250,80.120323,00.204
Категория 2:
Непищевые ингредиенты (кроме топлива)
1265,30.60721399,313.490
Категория 3:
Ископаемое топливо, смазочные материалы и сопутствующее сырье
3300,71.58326147,416.483
Категория 4:
Животные и растительные масла, жиры и воски
55,20.026657,90.415
Категория 5:
Готовые химические продукты и сопутствующие товары
11881,45.69915828,09.978
Категория 6:
Сырьевые товары
36003,617.27113425,58.463
Категория 7:
Машины и транспортное оборудование
89596,542.97961375,238.691
Категория 8:
Разные продукты
61022,929.27212055,47.600
Класс 9:
Товары, не отнесенные к другим классам
235,40.1133715,42.342
Источник: Министерство торговли Китая. — URL: http://data.mofcom.gov.cn/hwmy/imexCountry_detail.shtml?key= %E5%BE%B7%E5%9B%BD

Таблица 3
Экспорт и импорт товаров из Китая в Германию, июль 2023 года, млн долл. США
НаименованиеЭкспортИмпорт
всего%всего%
Категория 0:
Продукты питания и живые животные
6066,32.15310036,37.7
Категория 1:
Напитки и табак
328,90.117766,54.7
Категория 2:
Непищевые ингредиенты (кроме топлива)
1790,20.63532502,262.9
Категория 3:
Ископаемое топливо, смазочные материалы и сопутствующее сырье
4831,61.71537460,81
Категория 4:
Животные и растительные масла, жиры и воски
233,80.083964,92.4
Категория 5:
Готовые химические продукты и сопутствующие товары
21057,17.47418511,82.9
Категория 6:
Сырьевые товары
44970,715.96113802,44.8
Категория 7:
Машины и транспортное оборудование
134334,347.67868567,74
Категория 8:
Разные продукты
62831,522.30011009,815.5
Класс 9:
Товары, не отнесенные к другим классам
5311,51.8857537,113.4
Источник: Министерство торговли Китая. — URL: http://data.mofcom.gov.cn/hwmy/imexCountry_detail.shtml?key= %E5%BE%B7%E5%9B%BD

Интенсивность двусторонней торговли между Китаем и Германией может быть рассчитана с помощью индекса Trade Intensity Index, который представляет собой показатель степени взаимной торговой зависимости двух стран, выраженный как отношение экспорта страны в адрес торгового партнера к общему объему экспорта этой страны и импорта этого торгового партнера к общему объему импорта в мире. Чем больше значение, тем сильнее торговые связи между двумя странами. Формула имеет следующий вид:
TIij = (Xij/Xi)/(Mj/Mw)
где TIij — торговая интеграция страны i и страны j; Xij — экспорт страны i в страну j; Xi — общий экспорт страны i; Mj — общий импорт страны j; Mw — общий мировой импорт.
Если TIij > 1, то это означает, что страна i и страна j имеют тесный торговый союз, если TIij < 1, то это означает, что страна i и страна j имеют более отдаленные торговые отношения, а если TIij = 1, то это означает, что две страны находятся на среднем уровне торговли, и величина значения TIij отражает степень торгового союза между страной i и страной j.
В табл. 4 рассчитана торговая интеграция между Китаем и Германией в период с 2012 по 2022 гг. в соответствии с формулой индекса торговой интеграции.
Следует отметить, что общий объем мирового экспорта равен сумме экспорта сырьевых товаров и экспорта услуг [5].
Из табл. 4 видно, что за исключением 2020 и 2022 гг. торговая комбинация Китая с Германией составляла меньше 1. Длительное время торговые связи между Китаем и Германией были недостаточно прочными, однако в связи с быстрым экономическим развитием Китая темпы роста, как экспорта Китая в Германию, так и экспорта Германии в Китай превышают темпы роста общего мирового импорта в период 2012–2022 гг. Это говорит о том, что Китай и Германия становятся важными торговыми партнерами, а их торговый потенциал огромен вследствие взаимодополняемости экспортируемых товаров.
Модель взаимного притяжения (гравитации) в торговле может быть использована для качественной оценки двусторонних связей между Китаем и Германией. Формула модели гравитации торговли выглядит следующим образом:
Tij = AYi*Yj/Dij
где Tij — стоимость экспорта из страны i в страну j; A — константа; Yi — ВВП страны i, Yj — ВВП страны j, Dij — пространственное расстояние между странами i и j. В качестве значения Dij использовано расстояние между столицами двух стран.

Таблица 4
Оценка внешнеторговой интеграции между Китаем и Германией, 100 млн долл. США
 Экспорт Китая в ГерманиюОбщий объем экспорта КитаяОбщий объем импорта из ГерманииОбщий объем мирового импортаВнешнеторговая интеграция Китая с ГерманиейЭкспорт из Германии в КитайОбщий объем экспорта ГерманииОбщий объем импорта КитаяВнешнеторговая интеграция Германии с Китаем
2012784.3220000.0010502.50232005.800.87855.4514011.0014900.000.95
2013763.6222090.0011878.00239408.980.70893.6314450.0019499.000.76
2014806.7122600.0013800.00242923.950.63996.0314900.0019592.000.83
2015765.0222734.0010502.00216151.980.69797.0413295.0016795.000.77
2016772.9320976.0010494.00211715.500.74853.0813340.0015879.000.85
2017817.6722633.0010346.00233305.390.81988.0414480.0018437.000.86
2018890.3524910.0013050.00256803.130.701106.2215600.0020200.000.90
2019859.5825000.0013276.00253107.050.661077.6614891.0020784.000.88
20201386.0025899.0010256.00228857.501.191131.0013820.0020659.000.91
20211660.0033571.0014423.00285769.720.981244.0016200.0026867.000.82
20222235.0035921.0016410.00319708.261.211270.0016500.0027143.000.91
темп роста %2.851.801.561.35 1.481.181.82 
Источник: составлено авторами по данным Всемирного банка. — URL: https://data.worldbank.org.cn/indicator/TX.VAL.MRCH.CD.WT?end=2022&start=2012; https://data.worldbank.org.cn/indicator/BX.GSR.NFSV.CD?end=2022&start=2012.

Для получения надежного значения A были выбраны Индия, Япония, Южная Корея, Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия, Индонезия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды, Иран, Саудовская Аравия, Испания, Швейцария, Мексика и Нигерия, имеющие относительно большой объем торговли с Китаем в 2022 году. Причем эти страны распределены по всему миру, что может лучше отразить общие характеристики внешнеторгового сотрудничества (табл. 5).

Таблица 5
Объем торговли, ВВП, расстояние каждой страны от Китая
 Объем торговли
с Китаем
(100 млн долл.)
AВВПРасстояние
по прямой
между двумя
странами
Индия13590.000849299338503800
Япония35740.001004898423112137
Корея36220.00112046016700928
Россия19020.002761943224005843
Бразилия15660.0073656521920016222
Канада9600.0024975512139810000
США69060.00166085325462711000
Австралия22000.007083440167549690
Индонезия14910.002894503131914600
Великобритания10330.001507611307068050
Германия22760.002349184407217550
Франция8120.001299465278298000
Италия7780.001569434201047285
Нидерланды13020.00621625499118500
Иран1580.00098938238854370
Саудовская Аравия11620.003736143110816400
Испания5150.001948926139759500
Швейцария5730.00315944580778000
Мексика9500.0048618681414113000
Нигерия2390.002899053477310400
ВВП Китая — 17963,2 млрд долл.
Источник: составлено авторами.

Из табл.5 следует, что среднее значение A составляет 0,0289, которое использовано в формуле модели торговой гравитации для построения графика ожидаемой и фактической торговли между Китаем и Германией (рис. 1).
Из рис. 1 видно, что фактическое значение двусторонней торговли между Китаем и Германией до 2016 года было выше ожидаемого. Но с 2014–2016 гг. объем двусторонней торговли между двумя странами стал снижаться, что связано с замедлением развития европейской экономики, вызванным украинским вопросом. В 2018 году ожидаемое значение оказалось больше смоделированного в основном из-за того, что не были учтены изменения в экономике Германии вследствие Brexit Великобритании, что привело к нестабильности экономической среды Евросоюза. Не были учтены такие переменные, как геополитические риски и торговый протекционизм. Однако в целом складывается впечатление, что фактический объем двусторонней торговли всегда больше ожидаемого, что также свидетельствует о наличии у Китая и Германии огромного торгового потенциала. Торговля между двумя странами носит интенсивный характер.
Рис. 1. Ожидаемая и фактическая торговля между Китаем и Германией
Источник: составлено авторами.

Выводы и прогнозы. Проведенное исследование показало, что с точки зрения торгового баланса в 2013–2016 гг. в торговле между Китаем и Германией Китай находится в состоянии торгового дефицита, а затем Китай переходит в состояние положительного сальдо, причем величина положительного сальдо увеличивается из года в год, что свидетельствует о росте торговой зависимости Германии от Китая и повышении конкурентоспособности китайской продукции в Германии, что объясняется модернизацией промышленности Китая в последние несколько лет, а также развитием высокотехнологичных отраслей. Это связано с модернизацией промышленности Китая и развитием высокотехнологичных отраслей в последние несколько лет. Что касается общей торговой интеграции, то в особые периоды она демонстрирует тенденцию к росту и высокую зависимость, что свидетельствует о том, что некоторые отрасли китайской промышленности достигли передового международного уровня, а экспортная продукция постепенно переходит от трудоемких товаров к технологически ёмким.
С момента установления дипломатических отношений между Китаем и Германией 11 октября 1972 г. общее развитие отношений между двумя странами было плавным. В мае 2004 г. стороны в рамках Всеобъемлющего стратегического партнерства Китай — ЕС создали партнерство с глобальной ответственностью; в 2011 г. был создан Механизм консультаций между правительством Китая и Германии; в марте 2014 г. отношения между Китаем и Германией были усовершенствованы до Всеобъемлющего стратегического партнерства.
Промышленная цепочка и цепочка поставок двух стран глубоко интегрированы, и растет число инвестиционных проектов в таких областях, как экологически чистые низкоуглеродные технологии, медицина и здравоохранение, научно-технические инновации, «умные города» и искусственный интеллект.
С точки зрения торговли товарами Германия является крупнейшим торговым партнером Китая в Европе, начиная с 1975 года. Китай является главным торговым партнером Германии уже шесть лет подряд. По данным китайской статистики, объем двусторонней торговли в 2021 году составил 235,12 млрд долл. и увеличился на 22,5% по сравнению с предыдущим годом. В том числе китайский экспорт составил 115,19 млрд долл., что на 32,7% больше, чем в предыдущем году, импорт — 119,93 млрд долл., что на 14,1% больше, чем в предыдущем году. Что касается двусторонних инвестиций, то Германия является страной с наибольшим объемом инвестиций и количеством проектов в Китае среди стран ЕС, а также важным направлением для внешних инвестиций китайских предприятий. Отметим, что Китай в последнее время нуждается в иностранных инвестициях [7], о чем свидетельствуют данные рис. 2.
Если рассматривать связи Китая и Германии с чисто экономических позиций, то в их укреплении нуждается и Германия, поскольку в стране официально фиксируется рецессия. Статистическое управление Германии сообщило, что в IV квартале 2022 года ВВП сократился на 0,5%, а в 2023 году снизится еще на 0,6%, несмотря на прогнозируемый рост в IV квартале 2023 года. Напомним, рецессия определяется тогда, когда в течение двух последовательных кварталов наблюдается отрицательный рост ВВП [5]. Отказ от российских энергоносителей привел к росту цен в Германии на электроэнергию, высокому уровню инфляции, падению потребления жителей страны и всей экономики. В связи с этим в британской газете The Economist задались вопросом, не является ли Германия новым «больным человеком Европы» [2]. Хотя в общем это уже и не вопрос.
Рис. 2. Прямые иностранные инвестиции в Китай
Источник: Прямые иностранные инвестиции в Китай упали до минимума за 25 лет // Ведомости. 11.08.2023. — URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/08/11/989570-pryamie-inostrannie-investitsii-v-kitai-upali

Вместе с тем, не всё радужно в отношениях Германии и Китая. Германия, подталкиваемая Францией, хочет доминировать и направлять экономическую политику Китая, также как с ней поступают США. В 2020 году из-за коронавируса общий мировой импорт в целом резко сократился, в то же время Китай пострадал от вируса в меньшей степени, что привело к росту китайского экспорта в Германию, в результате чего экспорт Китая в Германию стал превышать экспорт Германии в Китай. Это вызвало резкую негативную реакцию со стороны авторов «Стратегии в отношении Китая»: «Одностороннее снижение зависимости Китая от немецкого экспорта не отвечает интересам Германии» [8, с. 38].
Несмотря на то что Китай и Германия имеют разные политические системы, Китай, в отличие от Германии, действительно суверенное государство, на его территории не расквартированы иностранные войска, фундаментального конфликта экономических интересов пока не сложилось. Однако в Евросоюзе есть силы, желающие развязать торговую войну с Китаем и втянуть в неё Германию. Так, Еврокомиссия приступила к расследованию политики субсидирования китайскими властями производства электромобилей. В свою очередь Китай вполне может ответить на данное расследование введением тарифа на европейские электромобили. В торговой войне, развязанной по любым основаниям, предприниматели России вполне могут стать открытыми союзниками Китая [6].
Китайская и немецкая экономики в значительной степени дополняют друг друга с точки зрения рынка, капитала, НИОКР, сырья и промышленной цепочки. Обе стороны имеют большой потенциал для сотрудничества в области электроники и автомобилей, машин и оборудования, химической промышленности и медицины. Стороны имеют большие перспективы для сотрудничества в сфере торговли услугами, интеллектуального производства, цифровизации и в других областях. Китай будет ускорять построение новой модели развития и стремиться к высококачественному развитию. Китайско-германское торгово-экономическое сотрудничество будет способствовать расширению рыночных возможностей, открытию институтов и углублению международного сотрудничества.
Препятствием-доминантой для развития экономического сотрудничества с Китаем может стать смена политических интересов Германии, продиктованная из-за океана.


Список использованных источников:
1. Иванова О. Переиграть Китай в зеленых технологиях будет сложно. Европа нацелилась на вытеснение КНР с позиций монополиста в производстве зеленых технологий. Но страхов у нее больше, чем амбиций // Эксперт. — 2023. — № 36. — С. 36–40.
2. Канцлер Германии ответил на призывы «англосаксов» брать в долг. — URL: https://lenta.ru/news/2023/09/16/naglo/ (дата обращения 7.10.2023).
3. Сайт Института изучения Китая имени Меркатора. — URL: https://merics.org/en
4. Соколов Б.И. Институты финансовой информации //Финансы и кредит. — 2013. — №31(559). — С. 2–16.
5. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика. Учебник для гуманитариев. — Санкт-Петербург, 2002.
6. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — №3(53). — С. 93–95.
7. Соколов Б.И. Инвестиционно-финансовое кредитование и создание долговой экономики // Проблемы современной экономики. — 2008. — №2(26). — С. 361–368.
8. China-Strategie der Bundesregierung. Unsere Werte und Interessen besser verwirklichen. — URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/china-strategie-2202212 (дата обращения 7.10.2023).
9. Strategy on China of the Government of the Federal Republic of Germany. — https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2608580/49d50fecc479304c3da2e2079c55e106/china-strategie-en-data.pdf. (дата обращения 7.10.2023).
10. ZHANG J Z. Y., ZHANG X. The current situation and potential evaluation of Sino-German bilateral, trade based on gravity model[J]. World Regional Studies, 25(6):18–27. The current situation and potential evaluation ofSino-German bilateral trade based on gravity model // 10.3969.
11. 赫 宣. 王 (ВАН). 中德贸易竞争性与互补性研究 (Исследование конкурентоспособности и взаимодополняемости китайско-германской торговли) // International Trade. 2020. C. 155–158.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия