Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ефимова Е. Г.
профессор кафедры мировой экономики экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Рекорд С. И.
заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Конахина Н. А.
доцент Высшей школы производственного менеджмента
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук

Максакова О. А.
магистрант кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета


Анализ влияния пандемии COVID-19 на лизинг автомобилей в Великобритании
В статье сделан обзор подходов к проблеме лизинговых операций, дана характеристика лизингового механизма в Великобритании, проведен анализ адаптационных мер, предпринятых лизинговыми компаниями в условиях влияния пандемии COVID-19. Сделан вывод о том, что лизинговые компании в целом адаптировались к сложившимся условиям. Описывая функционирование лизинга в Великобритании, отмечена значимая роль Ассоциаций. Несмотря на меры по сглаживанию последствий пандемии объемы заключаемых контрактов и их количество пока снижаются. Преобразовать лизинговую отрасль и подтолкнуть ее к росту могут передовые информационные технологии.
Ключевые слова: Великобритания, лизинговые компании в Великобритании, лизинг автомобилей, пандемия COVID-19, адаптационные меры лизинговых компаний
УДК 339.9; ББК 65.5   Стр: 150 - 154

Нарушения, вызванные пандемией COVID-19, распространились практически на все отрасли экономики и оказали значительное влияние как на потребителей, так и на производителей. Существовали опасения, что снижение спроса на товары и услуги приведет к остановке производства в некоторых секторах экономики. Лизинговая индустрия пострадала меньше по сравнению с другими отраслями, например, с отраслью туризма. Несмотря на то, что данная индустрия связана с туризмом через авиакомпании, которые практикуют использование самолетов на лизинговой основе, она также затрагивает торговлю, промышленность и отдельных частных лиц. Лизинг легковых автомобилей осуществляется в основном в форме приобретения корпоративных автомобилей юридическими лицами и личных автомобилей физическими лицами.
В Великобритании первые вспышки COVID-19 были зарегистрированы в конце января 2020 года. С того времени руководство лизинговых компаний было вынуждено искать пути адаптации к сложившимся кризисным условиям. Лизинговый сегмент является заметным элементом финансового рынка с долей, колеблющейся от 20% до 35% (с 2010 по 2020 гг.). Удельный вес лизинговых операций в ВВП Великобритании составляет примерно 3–4% (за последние пять лет).
Целью данного исследования является выявление влияния пандемии на развитие лизинга легковых автомобилей. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• дать характеристику существующему механизму лизинга в Великобритании;
• описать действия, предпринятые лизинговыми компаниями и государством для продолжения работы в период пандемии;
• проанализировать статистические данные, характеризующие развитие отрасли в период пандемии.
В данном исследовании использовались методы сравнительного анализа, статистического сопоставления и обобщения. Авторы опирались на статистические данные, представленные на официальных сайтах лизинговых ассоциаций и международных аналитических агентств. Кроме того, были проанализированы финансовые результаты деятельности крупнейших компаний отрасли лизинга автомобилей Великобритании.
Исследование основано на изучении и обобщении работ отечественных и иностранных ученых в области экономического анализа влияния пандемии на отрасли лизинга в России и Великобритании, а также нормативных положений Великобритании в области регулирования лизинговых операций.
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе вопросы лизинга товаров длительного пользования освещаются с конца 1990-х. Однако в последнее время в связи с развитием финансовых механизмов и товарным насыщением автомобильного рынка исследования российских специалистов регулярно публикуются. Первые работы были посвящены анализу зарубежного опыта применения лизинговых инструментов на рынке автомобилей. В частности, В. Газман [1] показывает, что понятия финансового лизинга в Великобритании и России различаются. Исследователь обращает внимание на то, что в английский договор лизинга не может быть включено условие, которое стало обязательным элементом континентального договора, а именно: пользователь по договору лизинга не имеет права покупки используемого им продукта.
В дальнейшем российские специалисты преимущественно фокусировались на проблемах отечественного рынка. Рассмотрев сущность и динамику развития лизинговых операций, Н.А. Наумкина [2] выявила достоинства и недостатки автолизинга. И.Р. Дун [3] рассматривает вопросы финансовой аренды (лизинга) транспортных средств на уровне предприятия. Исследователь отмечает, что лизинг предоставляет возможность фирмам оптимизировать их коммерческую и управленческую деятельность, оплачивая уже используемые транспортные средства частями в течение срока договора лизинга. Л.З. Алиакберова с соавторами [4] показали, что, согласно официальной статистике РФ, объем лизинговых сделок на российском авторынке зависит от двух факторов: среднегодового уровня инфляции и инвестиций в основной капитал.
Влияние пандемии на развитие различных секторов экономики в отечественной литературе было рассмотрено на организованном Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН обсуждении в апреле-июне 2020 года [5]. Было указано, что российские авиакомпании испытывают трудности с выплатой лизинговых платежей за иностранную технику, а перезапуск программы льготного лизинга Минпромторгом был предложен как мера поддержки спроса на автомобили и спецтехнику. Последствия пандемии и других факторов на сферу лизинга в России также рассматриваются в работе [6]. Были выявлены обстоятельства, которые препятствуют развитию данной сферы, среди которых слабое развитие информационных технологий и сложности перевода лизинговых услуг на онлайн-площадки.
Анализ влияния пандемии на мировую экономику активно проводится иностранными учеными. Исследователи T.A. Kusumahadi и F.C. Permana [7] выяснили, что появление Covid-19 влияло на волатильность доходности акций в выборке стран, кроме Великобритании. Смежная с автомобилестроением отрасль проката автомобилей в составе крупного туристического сектора в мировом масштабе подверглась анализу G.Nhamo и соавторами [8], которые по результатам анализа указали на то, что пандемия привела к падению рейтингов и потере стоимости акций ведущих компаний данной отрасли, в то время как влияние пандемии на отрасли, связанные с транспортными средствами, используемыми для поездок и совместного пользования (шэринговая экономика) было более умеренным.
Анализ влияния на экономику страны проводился Kl. de Vries, A. Erumban, B. van Ark [9]. Авторы исследовали влияние данного кризиса на тренд производительности в разных областях экономики Великобритании. В целом авторы выделяют долгосрочный тренд на снижение производительности. Анализ также проводился D.Altig и соавторами [10]. Исследователи сравнивали реакцию показателей экономической неопределенности США и Великобритании. По результатам анализа был сделан вывод о том, что все выбранные показатели (волатильность фондового рынка, неопределенность экономической политики на основе газетных данных и другие) демонстрируют огромные скачки в ответ на пандемию. Экономическая неопределенность также изучается S.S.Jeris и R.D.Nath [11], авторы на основе моделирования приходят к выводу, что новые случаи заболевания COVID-19 и новые случаи смерти, зарегистрированные в Великобритании, имеют сильную и положительную связь с неопределенностью экономической политики Великобритании в долгосрочной перспективе. J.D.Lyon и S.Dhindra [12] отмечают важность политических решений со стороны государства для поддержки бизнеса, особенно через программы обучения и помощи в адаптации. Эффект влияния пандемии на ВВП с помощью моделирования осуществили Marcus R. Keogh-Brown и соавторы [13], по результатам которого она одна может привести к экономическим потерям, связанным со здоровьем в размере 1,73% от ВВП. Maria Albonico, Zdravko Mladenov и др. [14] концентировались на анализе положения среднего и малого бизнеса в Великобритании. По результатам их опроса авторы указывают на то, что чем крупнее предприятие, тем больше вероятность запроса финансовой поддержки со стороны государства и банков. Также можно обнаружить достаточно много работ, посвященных исследованию влияния пандемии на отдельную специфическую отрасль, например, на рынок недвижимости [15]. Анализ внедрения технологий в производственный процесс, проведенный C. Riom и А. Valero, показал, что в Великобритании в 2020 году с начала пандемии более 60% компаний начали использовать новые технологии и методы управления.
Таким образом, публикации преимущественно освещают общие механизмы лизинговых сделок и влияние пандемии на экономику в целом и только на некоторые отрасли. Изучение современной практики Великобритании, входящей в тройку стран-лидеров по объему лизинговых операций, представляется существенным для выявления тенденций развития финансовой аренды и способов адаптироваться к существующим кризисным условиям.
Лизинг легковых автомобилей: практика и обзор статистических данных лизинговых компаний Великобритании. В британской практике лизинг является элементом внешнего финансирования покупки автомобиля (табл. 1). Причем непосредственно лизинг по сравнению с другими методами финансирования покупки занимает небольшую долю (табл. 2).

Таблица 1
Внешнее финансирование покупки автомобиля
Спланированная покупка:Лизинг:
Купля-продажа в рассрочку и условная продажа /
Hire Purchase (HP) и Conditional Sale
Оперативный лизинг или
индивидуальный договор аренды /
Operating Lease или Personal Contract Hire
Индивидуальный контрактный план /
Personal Contract Purchase или Personal Contract Plan (PCP)
Покупка в лизинг / Lease PurchaseФинансовый лизинг /
Finance Lease
Индивидуальный заем / Personal Loans
Источник: Expert training material. SAF [Электронный ресурс]. URL: https://www.specialistautomotivefinance.org.uk/documents/saf-expert-training-material-11-february-2020-print-version/ (дата обращения: 10.08.2023)

Таблица 2
Финансирование автомобилей, 2021 г, в %
 HPЛизингPCP
Новые автомобили*11,1***14,574,4
Подержанные автомобили**58,13,2***38,7
Источник: Motor Finance 2021 Statistics // FLA [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fla.org.uk/research/motor-finance-key-statistics/ (Дата обращения: 22.12.2022)
* на основе более 737 тысяч договоров FLA в 2021 г.
** на основе более 1,3 млн договоров FLA в 2021 г.
*** включая по договорам ссуды

Основным отличием лизинга в Великобритании от спланированной покупки является то, что в первом случае клиенты арендуют автомобили без возможности приобретения прав собственности, а второе подразумевает приобретение указанных прав. С помощью оперативного лизинга финансируется использование автомобиля в течение определенного периода времени, по окончании которого автомобиль возвращается лизинговой компании. Финансовый лизинг используется в основном юридическими лицами. Для того, чтобы уменьшить ежемесячные платежи, в договор может быть включен крупный остаточный платеж. Клиент в конце срока действия договора выступает как агент лизинговой компании, участвуя в продаже автомобиля.
Говоря о системе рынка лизинга, нельзя не сказать про объединение лизинговых компаний в крупные ассоциации. Самыми крупными являются FLA и BVRLA. Первая показывает наибольшие обороты: входящие в нее финансовые структуры, заключили в 2020 году контрактов на £39 млрд, которые обеспечили покупку физическими и юридическими лицами новых и подержанных автомобилей. Вторая ассоциация, хотя в отчете объявляет об обороте только в £2,8 млрд, включает в свой состав одни из самых крупных лизинговых компаний: Lex Autolease Ltd, Volkswagen Financial Services (UK) Ltd и LeasePlan UK Ltd. Выручка первой компании на конец 2021 года составила £2,1 млрд. Ассоциации диктуют принципы работы лизинговых компаний и стандарты обслуживания клиентов.
Если обращаться к статистике, то доходность сектора лизинга автомобилей в Великобритании имеет колеблющийся тренд (рис. 1). В 2015 году наблюдается снижение объемов. Начиная с 2020 года, данные на графике прогнозные. С 2019 года объемы доходов падают, достигая дна в 2019 году и затем растут на всем прогнозном периоде.
Рис. 1. Динамика оборота рынка аренды и лизинга автомобилей в Великобритании с 2012 по 2025 гг., в млрд долл.
Источник: Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/forecasts/397577/rental-and-leasing-of-cars-and-light-motor-vehicles-revenue-in-the-united-kingdom (дата обращения: 20.12.2021)

COVID-19 явился триггером мирового автомобильного рынка и, в частности, его лизингового сегмента. Согласно анализа Fortune business insights, мировой рынок в 2020 году упал на 20,6% по сравнению с 2019 годом. По другой оценке, с 2019 по 2020 гг. показатель совокупного годового темпа роста (CAGR) снизился на 35%. По мере постепенной адаптации к пандемии ожидается, что рынок восстановится и вырастет с $82,01 млрд в 2022 году до $131,10 млрд в 2029 году при CAGR 6,9% в прогнозируемый период 2022–2029 гг.
Пандемия внесла изменения в основные показатели рынка лизинга автомобилей. В Великобритании доход от проката автомобилей (в том числе лизинга) сократился в 2020 г. почти на 50% с £1 651 млн до £821 млн Динамику можно проследить на рис. 2.
Рис. 2. Динамика числа контрактов по финансированию автомобилей в Великобритании по месяцам в 2019–2022 годах, в тыс. шт.
Источник: Latest Motor Finance Statistics. FLA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fla.org.uk/research/motor-finance/ (дата обращения: 22.12.2022)

Для изучения влияния пандемии на отрасль лизинга были проанализированы финансовые результаты трех крупнейших лизинговых компаний Великобритании (табл. 3).

Таблица 3
Анализ финансовой отчетности и финансовых результатов трех крупнейших компаний отрасли, 2019–2021 гг.
 202120202019
в тыс. фунтов
Lex Autolease Ltd (282,720 машин в автопарке)
Выручка2,143,4922,336,4412,503,584
Чистая прибыль404,448108,494122,284
Себестоимость продаж(1,568,880)(1,962,402)(1,957,633)
Другие операционные (чаще всего амортизация и резервы на обесценение) расходы(95,174)(129,850)(119,877)
Volkswagen Financial Services (UK) Ltd (202,155 машин в автопарке)
Выручка2,701,9182,628,4852,586,027
Чистая прибыль642,543222,548271,114
Себестоимость продаж(1,896,239)(2,071,096)(2,002,401)
Другие операционные (чаще всего амортизация и резервы на обесценение) расходы(38,585)(141,108)(47,297)
Arval UK Ltd (179,022 машин в автопарке)
Выручка1,298,1351,105,5831,159,072
Чистая прибыль104,70757,95342,855
Себестоимость продаж(1,067,480)(917,139)(995,524)
Другие операционные (чаще всего амортизация и резервы на обесценение) расходы(67,214)(63,571)(67,329)
Источник: https://www.fleetnews.co.uk/fleet-leasing/fn50-data/

Таким образом, анализ показал, что в условиях пандемии основные финансовые показатели лизинговых компаний (за исключением Lex Autolease Ltd) существенно не изменились при одновременном сокращении себестоимости.
Вместе с тем, следует отметить, что действия государства, направленные на борьбу с вирусом, снижают краткосрочные потенциальные возможности роста отрасли. Ограничения на международные поездки серьезно повлияли на индустрию аренды автомобилей в аэропортах, что ограничило возможности компаний, специализирующихся на аренде автомобилей. В целях адаптации к новым вызовам (COVID-19) автомобильные лизинговые компании корректировали свои стратегии. Например, сокращали парки автомобилей в целях экономии затрат, фокусировали деятельность на логистических услугах для удовлетворения изменившихся потребностей клиентов.
FLA получила более миллиона запросов о помощи от клиентов в течение первых 6 недель пандемии. Потребовались срочные меры поддержки. Приоритетными видами деятельности ассоциации в этот период стали следующие:
1. Реформы закона о потребительском кредите — FLA убедило Казначейство Палаты Общин и регулирующие органы, что существующий закон не способствует быстрому решению проблем клиентов, которые находились в финансовом затруднении.
2. Финансирование членов FLA — осуществлялся поиск ликвидной поддержки для небанковских кредиторов. FLA смогла обеспечить широкий доступ своим малым предприятиям, членам ассоциации, к государственной схеме кредитования приостановленного бизнеса в период коронавируса.
3. Помощь клиентам в возвращении к нормальному графику платежей. Вместе с FCA разрабатывались схемы отсрочки платежей. Кроме того, FLA разрабатывала рекомендации правительству по увеличению финансирования лизинговых компаний.
Изменения в образе жизни, мобильности и рабочем распорядке в период после самоизоляции повысили потребности в лизинге автомобилей с небольшим пробегом. Согласно статистике, предоставленной платформой Leasing.com, к середине 2020 г. спрос на договоры лизинга автомобиля с пробегом меньше 5000 миль увеличился на 40%. Заявки на договоры с пробегом в 8000 миль увеличились только на 14%, в то же время спрос на договоры с 10000-мильным пробегом снизились на 25%.
Пандемия привела к тому, что некоторые компании и физические лица стали иметь меньший доход, и, как следствие, возникали трудности с погашением лизинговых платежей. В связи с этим лизинговые компании разрабатывали мероприятия по решению возникающих сложностей. Например, создавали отдельные страницы на своих веб-сайтах с информацией о наиболее часто задаваемых вопросах, связанных с пандемией; крупные лизинговые компании как Lex Autolease, одна из крупнейших компаний по размеру автопарка в Великобритании, и Arval предлагали консалтинговые услуги своим клиентам в целях поиска путей ликвидации задолженности.
Заключение. Таким образом, в схеме функционирования лизинга в Великобритании значимую роль играют Ассоциации. Важным отличием от континентальной схемы лизинга является то, что по лизингу в Великобритании клиент в конце срока действия договора не может приобрести автомобиль в собственность.
Доходность сектора лизинга автомобилей имеет нестабильную динамику (рис. 1). В 2015 году имело место снижение объемов, что может быть связано с общим замедлением экономики страны, что отражалось в падении темпов роста ВВП на уровне страны и мира. Начиная с 2020 года данные показывают ускорение темпа роста после предположительного окончания пандемии, а затем его замедление к 2025 году.
На мировом уровне пандемия COVID-19 оказала значительное влияние. Повсеместное замедление экономического роста в разных странах из-за пандемии и ограничительные меры по ее сдерживанию объясняют снижение экономических показателей с 2019 по 2020 гг. Одной из более конкретных причин снижения могут быть набравшие популярность в пандемию услуги заказа такси, которые снизили спрос на краткосрочную аренду автомобилей и на лизинг.
Непосредственно в самой Великобритании падение на 27% в марте 2020 год отражает первичный результат строгой изоляции. В апреле, когда наблюдалось самое сильное падение, были введены самые строгие меры для борьбы с вирусом. Так, 23 марта 2020 г. начали действовать ограничения на передвижение людей. Большинство предприятий было закрыто, и были запрещены собрания людей в количестве более двух. Смягчение ограничений привели к значительному росту количества сделок с июня 2020 года. «Вторая волна» пандемии, начавшаяся осенью 2020 г., ознаменовалась усилением ограничений. Это отразилось на уменьшении объемов той осени по сравнению с 2019 годом. Значительное падение в апреле 2021 года может быть частично связано со снятием ограничений. Граждане предпочитали потратить денежные средства на открывшиеся публичные заведения и события, а не на приобретение таких долгосрочных предметов, как автомобили. Дальше в целом происходит адаптация к пандемии и в 2022 году объемы постепенно возвращаются к уровню 2019 года. Пандемия в Великобритании официально на декабрь 2022 года еще не завершена, Национальный офис статистики (ONS) продолжает публиковать статистику заболеваний.
Выборочный анализ компаний на реакцию компаний на кризис пандемии показал, что крупнейшие лизинговые компании Великобритании достаточно успешно организовывали свою деятельность. Крупнейшие компании России, такие как ПАО Газпром и ПАО НК Роснефть, сравнительно хуже окончили 2020 год, либо получив чистый убыток (Газпром на конец 2020 имел убыток в 707 млрд руб. по отчетности РСБУ), либо очень значительно сократив чистую прибыль (Роснефть: сокращение чистой прибыли почти в 4 раза до 156 млрд рублей по отчетности РСБУ). Таким образом, по сравнению даже с крупнейшими системообразующими компаниями России, лизинговые компании Великобритании демонстрируют высокую эффективность работы в период пандемии.
В целом, основные результаты влияния пандемии можно свести к следующему. Первоначально по причине введения локдаунов и полной остановки производства отрасль была подтверждена серьезным испытаниям. Далее, когда государство ослабляло принимаемые меры, рынок лизинга легковых автомобилей в основном оживлялся. Можно сделать вывод, что лизинговые компании адаптировались к существующим условиям. Руководство компаний и государство активно взаимодействовали, чтобы облегчить положение клиентов, оказавшихся в сложной ситуации.
Описывая функционирование лизинга в Великобритании, стоит отметить значимую роль, которую играют Ассоциации. Несмотря на меры по сглаживанию последствий пандемии объемы заключаемых контрактов и их количество пока снижаются. В то же время, новые информационные технологии могут позволить преобразовать данную отрасль и подтолкнуть ее к росту.


Список использованных источников:
1. Газман В. Лизинг в Великобритании // Эксперт-Оборудование. — 2008. — №1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/modernization/mod_funding/leasing_uk.html. (дата обращения: 02.09.2023).
2. Наумкина Н.А. Особенности лизинга автотранспортных средств // Вестник Самарской гуманитарной академии. — Серия Экономика. — 2017. — №1(19). — С. 13–18. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34850678 по подписке СПбГУ (дата обращения: 10.02.2023).
3. Дун И.Р. Автолизинг в России // Лизинг. — 2008. — №4. — С. 18–25.
4. Алиакберова Л.З., Булатова Э.И., Лето Л.А. Прогноз развития автолизинга в России //Вестник МГЭИ. — 2018 — №4. — С.9–15.
5. Плотникова Д.А. Проблемы российских отраслей и регионов, связанные с пандемией коронавируса // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — 2020. — №18. — С. 566–601. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru:3693/download/elibrary_44609959_90618722.pdf по подписке СПбГУ (дата обращения: 20.12.2022).
6. Азарова Л.В. Динамика рынка лизинга в Российской Федерации и прогноз его развития / Л.В. Азарова, Е.Н. Ястребова, А.И. Хоменко // Вестник Тверского государственного университета. — Серия: Экономика и управление. — 2021. — №3(55). — С. 121–128 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru:3693/download/elibrary_46658376_35064980.pdf по подписке СПбГУ (дата обращения: 20.12.2022).
7. Teresia Angelia Kusumahadi, Fikri C. Permana. Impact of COVID-19 on Global Stock Market Volatility. Journal of Economic Integration, vol. 36, no. 1, 2021, pp. 20–45. JSTOR, https://www.jstor.org/stable/26985574. Accessed 23 Dec. 2022 https://doi.org/10.11130/jei.2021.36.1.20 (Режим доступа: по подписке СПбГУ).
8. Nhamo, G., Dube, K., Chikodzi, D. Impact of COVID-19 on Global Car Rental Industry and Ride and Share Transport Services. In: Counting the Cost of COVID-19 on the Global Tourism Industry //Springer, Cham. 2020. https://doi.org/10.1007/978–3–030–56231–1_7 https://link.springer.com/chapter/10.1007/978–3–030–56231–1_7#citeas.
9. de Vries, Kl. Erumban, A. van Ark, B. Productivity and the pandemic: short-term disruptions and long-term implications / de Vries Kl., A. Erumban, B. van Ark. International Economics and Economic Policy. 2021. — v.18. — iss. 3. — pp. 541–70. Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru/2096/content/pdf/10.1007/s10368–021–00515–4.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
10. David Altig, Scott R. Baker, Jose Maria Barrero, Nicholas Bloom. Economic uncertainty before and during the covid-19 pandemic. NBER working paper series. Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138 June 2020. Режим доступа: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w27418/w27418.pdf.
11. Saeed Sazzad Jeris, Ridoy Deb Nath. Covid-19, oil price and UK economic policy uncertainty: evidence from the ARDL approach [J]. Quantitative Finance and Economics, 2020, 4(3): 503–514. doi: 10.3934/QFE.2020023.
12. Josh De Lyon and Swati Dhingra, The impacts of Covid-19 and Brexit on the UK economy: early evidence in 2021. CEP COVID-19 analysis, Centre for economic performance. N21, May 2021. Режим доступа: https://cep.lse.ac.uk/pubs/download/cepcovid-19–021.pdf.
13. Marcus R. Keogh-Brown, Henning Tarp Jensen, W. John Edmunds, Richard D. Smith. The impact of Covid-19, associated behaviours and policies on the UK economy: A computable general equilibrium model // SSM — Population Health. — Volume 12. — 2020. — https://doi.org/10.1016/j.ssmph.2020.100651.
14. Maria Albonico, Zdravko Mladenov, and Ruchi Sharma, How the COVID-19 crisis is affecting UK small and medium-size enterprises. McKinsey and Company. June 2020. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Industries/Public%20and%20Social%20Sector/Our%20Insights/How%20the%20COVID%2019%20crisis%20is%20affecting%20UK%20small%20and%20medium%20size%20enterprises/How-the-COVID-19-crisis-is-affecting-UK-small-and-medium-size%20enterprises.pdf.
15. Chen, G. Cheng, M. Edwards, D. and Xu, L. COVID-19 pandemic exposes the vulnerability of the sharing economy: a novel accounting framework / G. Chen, M. Cheng, D. Edwards, and L. Xu. // Journal of sustainable tourism. — 2020. — C. 1–18. Режим доступа: https://proxy.library.spbu.ru:2131/doi/epub/10.1080/09669582.2020.1868484?needAccess=true по подписке СПбГУ (дата обращения: 20.12.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия