Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Горобцова Л. П.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Цыганков И. С.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Современные подходы к вопросам развития сферы образования
В статье рассмотрены современные тенденции развития сферы образования, описаны проблемы, объективно существующие в российском обществе, изложены предпосылки их разрешения. Показано, что этого невозможно достичь без применения современных подходов к финансированию образовательных учреждений. Определены наиболее перспективные варианты развития сферы современного образования.
Ключевые слова: инвестиции в образование, инновации, государственно-частное партнерство в сфере образования, вузы, высшее образование
УДК 378; ББК 74.48   Стр: 175 - 178

Рост эффективности работы высших учебных заведений находит отражение во всестороннем развитии общества посредством грамотной подготовки высококвалифицированных кадров для самых разных отраслей экономики. При этом у вузов, успешно внедряющих современные подходы в обучении студентов, как правило, не бывает и проблем с финансированием своих образовательных проектов.
Строго говоря, вопросы финансирования высших учебных заведений являются всего лишь расширением действующего рыночного механизма, предоставляя обществу кадры, в которых оно нуждается, за определённую плату. Механизмы финансирования сложно рассматривать в отрыве от особенностей функционирования рынка, поэтому необходимо выяснить, как они действуют, выявить проблемные области, а также взаимосвязи этих процессов.
В связи с этим, чрезвычайно важным представляется вопрос развития инфраструктуры образования. При этом именно вложения в инфраструктуру — одни из самых дорогостоящих путей модернизации, что, разумеется, необходимо учитывать, исследуя эту тему и развивая это направление с учётом ограниченности ресурсов, которые можно направить на эти цели.
Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, годовые затраты на новую материальную образовательную инфраструктуру превысят 300 миллиардов рублей. Важно учесть, что дополнительное растягивание временных рамок строительства может задержать появление ожидаемых положительных результатов от деятельности объектов образовательной инфраструктуры, а значит и снизить эффективность реализуемых проектов.
Для оптимизации затрат можно воспользоваться накопленным опытом в данной сфере и опереться на механизмы государственно-частного партнерства. При этом способе серьёзно сокращается нагрузка на бюджет за счёт распределения его статей расходов на несколько лет.
К наиболее перспективным вариантам реализации в этой сфере относятся следующие.
1. Частный инвестор строит новое здание и оснащает его учебной и информационной инфраструктурой, а государство выплачивает ему вознаграждение в течение десяти лет. Само здание передается государству. Это один из самых простых вариантов реализации.
2. Другая концепция предполагает, что инвестор заключает договор на модернизацию учебных заведений и обеспечивает поддержку инфраструктуры, а также повышение квалификации персонала. Подобный системный подход особо эффективен при проведении комплексной реконструкции школ или при цифровизации учебного процесса. Фирма-поставщик технологий может выступать как основной подрядчик, а строительные компании и дизайнеры могут выполнять работы по субподряду.
3. Последний подход представляет собой одну из форм концессии. Частный инвестор возводит образовательное учреждение и впоследствии обеспечивает его функционирование в соответствии с государственными образовательными стандартами, получая при этом финансовую поддержку из бюджета. Уже созданы проекты, получившие название «школы будущего», которые будут привлекать финансирование подобным образом для ускорения своего развития.
При этом государство не снимает с себя ответственность за решение социальных задач, реализуется федеральный проект «Современная школа», целью которого является обеспечение возможности детям получать качественное общее образование, отвечающее актуальным требованиям времени. В рамках мероприятий по этому проекту к концу 2024 г. предусмотрено создание 20 509 центров «Точка роста» в общеобразовательных организациях сельской местности, 496 детских технопарков «Кванториум», 900 коррекционных школ с обновлённой материально-технической базой и др. Для реализации этих целей из федерального бюджета передано субъектам Российской Федерации 541,2 млрд руб. [7].
Следует отметить, что рост расходов на образование может привести к улучшению качества и разнообразию предлагаемых образовательных услуг. Также можно наблюдать увеличение внебюджетного финансирования образования в рассмотренных моделях. Однако необходимо учесть, что образование имеет свои уникальные особенности, которые делают его менее подходящим для коммерциализации, чем многие проекты в сферах промышленности или торговли. Во многом это вложения именно в будущее развитие общества, на долгосрочную, а не краткосрочную перспективу.
Также зарубежный опыт показывает, что такие модели могут нести в себе потенциальные риски для достижения равенства образовательных возможностей. Это связано с тем, что рассмотренные механизмы оказывают влияние на сферу образования, которое потенциально может снизить уровень человеческого капитала за счет дополнительных ограничений для молодежи из малообеспеченных семей с точки зрения доступа к образовательным ресурсам. Решать этот вопрос по-прежнему может бюджетное финансирование образовательных услуг, которое традиционно активно участвует в решении социальных задач в государстве.
В последние годы появилась интересная тенденция роста готовности граждан не только вкладывать средства в своё собственное образование и в образование своих детей, но и в процессы финансирования образования в регионе в целом. Как правило, это связано с комплексными целями повышения качества образования, которое в дальнейшем позволит изменить жизнь населения этого региона к лучшему.
Для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие финансирования образовательных процессов, в рамках доклада Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики предлагаются следующие меры.
1. Внедрение механизма для жителей города или другого населенного пункта, позволяющего через прямое голосование вводить местные налоги на определенные образовательные цели. Полученные средства будут направлены на реализацию образовательных программ, таких как улучшение финансирования школ или появление новых программ для дополнительного образования детей, включая летние образовательные лагеря и другие подобные инициативы.
2. Поощрение инициатив по созданию фондов поддержки школ и колледжей, с привлечением взносов выпускников. При этом важным является соблюдение принципа добровольности при привлечении этих средств.
3. Для обеспечения равного доступа к образовательным услугам предлагается внести коррективы в существующие платные образовательные программы. Это предполагает выделение до 20% мест для студентов из малообеспеченных семей при перераспределении соответствующих издержек среди остальных пользователей.
4. Дальнейшее развитие концепции образовательного кредита, в который, в том числе, будут входить средства на проживание (не превышающие суммы средней зарплаты в регионе, где проходит образовательный процесс).
5. Добавление возможности использовать материнский капитал для оплаты дополнительного образования детей [4].
При формировании рынка образовательных услуг необходимо перейти к новой парадигме образования, что, безусловно, потребует значительных инвестиций. Развитие партнерства между частным и государственным секторами, а также внебюджетное финансирование будут способствовать созданию нового рынка образовательных услуг. Одни из наиболее ярких проектов в этой сфере известны под термином EdTech.
EdTech (от англ. education — «образование» и technology — «технологии») — проекты в области образовательных технологий, в рамках которых традиционные модели обучения интегрируются в современную цифровую среду. Это позволяет серьёзно модернизировать процессы в области образования.
Активное развитие цифровых технологий создает новые механизмы для трансформации образовательных учреждений, как в России, так и во всем мире. Цифровизация образования во многом расширяет горизонты знаний, что, в свою очередь, дает возможность принимать более рациональные решения в повседневной жизни.
Опрос, проведенный Международным инновационным образовательным саммитом, показал, что к 2030 году именно онлайн-курсы станут основными источниками знаний. Так считают 50% опрошенных экспертов в области образования. Появление растущего онлайн-сегмента образовательных услуг может полностью изменить ландшафт этого направления. А критическая ситуация начала 2020 года, вызванная пандемией Covid-19, вынужденно ускорила процесс перехода образования в онлайн-среду [1].
На сегодняшний день коммерческий образовательный рынок в России находится на этапе формирования. Некоторые крупные корпорации проявляют интерес к развитию образования и инвестируют в эту область, но их проекты обычно не ориентированы на прибыль и чаще всего являются благотворительными.
При этом, в целом EdTech действительно быстро растёт. Если посмотреть на российский рынок, многие платформы, предоставляющие подобные услуги, увеличили свою выручку на 30–40% и более, что представлено на рисунке 1. Многие из них находятся на рынке более пяти лет, а значит эффект низкой базы в данном случае не будет играть существенную роль.
Необходимо отметить, что рынок EdTech ещё не перенасыщен, в нём существуют ниши, в которых не так много крупных игроков, что представляет интерес для компаний, которые ищут новые направления своего развития. По оценкам экспертов, в ближайшие 5–7 лет ожидается дальнейший рост этого рынка как минимум на 10–15% ежегодно.
Интересным также является сочетание концепций EdTech и FinTech (англ. FinTech, финансовые технологии). Финтех представляет собой область, в которой компании активно внедряют технологические новшества, конкурируя с банками и посредниками на рынке финансовых услуг. Фактически обе модели делают ставку на развитие новых современных подходов к использованию привычных процессов образования и технологического развития.
Несмотря на ряд интересных инициатив (например, проекты «Нетология-групп» или SkyEng, вошедшие в топ-20 самых дорогих компаний Рунета), пространство рынка и его объемы очень малы на фоне стран-конкурентов.
В других странах наблюдается активное развитие данной отрасли. Так, в Индии уже к 2016 году объем рынка EdTech составил 247 миллионов долларов, охватывая 1,6 миллионов пользователей. Колоссальное значение также приобретает рынок онлайн-образования, который ещё в 2015 году оценивался в 165 миллиардов долларов, что составляло 3% от общего объема рынка образования.
Согласно исследованиям, данный сегмент переживает период стремительного роста, и в 2023 г его объем превысил 240 миллиардов долларов. Половина рынка онлайн-образования в мире принадлежит американским компаниям, а страны Азии (в первую очередь Китай и Республика Корея) занимают второе место. Можно констатировать, что потребление и производство услуг в области онлайн-образования в странах Азии растут значительно быстрее, чем это наблюдается в других регионах планеты.
При изучении российского рынка онлайн-образования было обнаружено, что сферы дополнительного профессионального, школьного и высшего образования представляют собой наиболее привлекательные области для использования онлайн-продуктов. В 2016 году объем российского рынка онлайн-образования составил 20,7 миллиардов рублей, что составляет 1,1% от мирового рынка. Потенциал для развития, безусловно, превышает эти цифры.
Рис. 1. График объёмов выручки крупнейших edtech-компаний России в 2022 г. [8]

Основная роль государства в стимулировании развития рынка онлайн-образования заключается, в первую очередь, в предоставлении начальных инвестиций для закупки ресурсов и создания инфраструктуры, а также в создании нового нормативного окружения, которое существенно расширяет возможности частных участников в сфере образования. Это включает в себя упрощение лицензирования и, что важно, обеспечение четких гарантий доступа к образовательным продуктам и услугам для лиц с ограниченными возможностями.
В целях ускорения развития современных форм образования разрабатываются «дорожные карты» исследования, апробации и внедрения ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), которые давали бы участникам рынка понятное и однозначное представление о том, какие продукты и сервисы государство будет закупать у частных компаний и делать общественным достоянием, какие средства государство предполагает тратить на приобретение конкретных видов образовательных ресурсов, какие стандарты будет необходимо соблюдать поставщикам ЦОР и др.
Принцип организации рынка с государственным участием — государство платит только за конечный продукт. Необходимо исключить любые формы бюджетного финансирования конкретных разработок, когда контракторы используют выделенные бюджетом средства, но школы так и не получают работоспособного образовательного ресурса.
Необходимо формирование и функционирование за счет государства единой цифровой образовательной платформы (ЕЦОП). Такое решение:
1. обеспечит для каждого разработчика и провайдера ЦОР значительный объем рынка;
2. снимет потенциальную возможность дискриминации «чужих» провайдеров;
3. повысит конкурентоспособность российского образования на глобальном рынке.
ЕЦОП должна обеспечить свободное размещение в ней всех сертифицированных ЦОР на любых условиях — от открытого доступа до платного доступа.
Особенность России — доминирование одного покупателя образовательных ресурсов в лице государства. При этом оно представляет себя сразу в нескольких ролях: федеральные проекты; региональные закупки; отдельные образовательные учреждения на местном уровне. «Разбивание» закупок по муниципалитетам и по школам повышает конкуренцию, но одновременно ведет к ограничению масштабов рынка для каждого продукта. В результате общий эффект для рынка на начальном этапе будет скорее отрицательным.
Отсутствие широкого выбора и достоверных систем сертификации компетенций в дополнительном образовании детей и в непрерывном образовании взрослых удерживает граждан от инвестиций. Основным игроком на этом рынке должно выступать не государство, а частные инвесторы, разработчики и держатели образовательных продуктов и сервисов. Ключевым «потребителем» и «заказчиком» на этом новом рынке должны стать сами учащиеся, их родители и работодатели — те, кто получит наибольшую прямую пользу от инвестиций в нужные компетенции, знания и умения.
Одновременно и отечественные вузы с каждым годы активнее участвуют в активизации процессов вовлечения студентов в образовательные проекты с целью формирования у них необходимых компетенций. Так, в июне 2023 года в СПбГЭУ прошла национальная конференция «Архитектура университетского образования: новые возможности образования для суверенитета России». Отметим, что Санкт-Петербургский государственный экономический университет является опорным вузом ПАО «Газпром», реализует тесное отраслевое и сетевое сотрудничество в интересах развития ТЭК РФ, в области эколого-экономических исследований Арктики.
Многие представители университетов в ходе конференции отметили необходимость развивать проектную деятельность, основанную на реальных кейсах бизнеса. Студенты должны решать не гипотетические, а реально стоящие перед компаниями задачи и чувствовать свою ответственность за принятые решения. Для вузов это возможность обеспечить практико-ориентированность образования, для бизнеса — создать «копилку идей».
Сейчас как никогда важно выстраивать культуру экосистемы, трансфера научных разработок в бизнес. В какой-то момент была утеряна связь университетов с промышленными компаниями, поэтому сейчас стала актуальной задача по построению этой системы заново. Тем более, что сейчас ведущие вузы хорошо укомплектованы в материально-техническом плане и готовы к решению актуальных задач. Еще одна важная задача, которую необходимо решать общими усилиями — формирование позитивного имиджа производственных профессий.
Ещё один принципиально важный момент — это необходимость кооперации между университетами, что позволит организовать обмен лабораторными базами, научно-исследовательским опытом, дополнять ресурсы друг друга. Это связано с тем, что по-настоящему большие задачи могут решаться только используя преимущества сотрудничества в коллективе, обращаясь к эффекту синергии. Обмен мнениями и опытом, консолидированная позиция по решению возникающих проблем, коллаборации университетов — все это позволит эффективнее и оперативнее решать поставленные перед отраслью и страной задачи [2].
Ещё один интересный пример современного подхода к развитию образования в России предложил ПАО «Сбербанк», который запустил акселерационную программу по развитию предпринимательских талантов среди молодежи для студентов, аспирантов и научных сотрудников вузов.
В основе программы — синергия лучших практик по технологическому предпринимательству:
– международных, таких как MIT, Harvard, Stanford и всемирно известных предпринимателей, имеющих опыт как построения единорогов, так и неудач при создании бизнеса;
– российских, от руководителей Сбера и компаний партнеров, успешных предпринимателей и инвесторов отечественного рынка.
Такая программа может быть полезна как молодым предпринимателям с уже готовой бизнес-идеей, так и тем, кто только находится в поиске перспективных разработок, которые могут привести к успеху в дальнейшем.
Формат акселератора предполагает самостоятельную и командную работу под руководством опытного наставника-предпринимателя. Срок прохождения программы составляет около десяти недель.
Успешные выпускники Студенческого акселератора смогут принять участие в федеральной программе возмещения инвестиций в университетские стартапы, а также получить различные призы и гранты от Сбера и его партнеров [6].
Наконец, ещё одним хорошим примером служит практика от Госинспекции — десятидневной программы для тех, кто прямо или косвенно планирует связать свою карьеру с охраной труда. Госинспекция труда Санкт-Петербурга с 2023 года реализует практическую программу для студентов в новом формате. В частности, студенты любого курса могут получить поддержку от организации, что, конечно, является важным условием для образовательного процесса.
Программа включает следующие дисциплины: правила делового этикета, оформления трудовых отношений, права и обязанности работников и работодателей, изучение нарушений, видов несчастных случаев и порядок их расследования. Кроме этого, участников ждут экскурсии на крупнейшие предприятия Петербурга с реальным практическим кейсом по рассмотрению обращений граждан [5].
Подводя итоги, можно отметить, что в современной российской экономике инновационная деятельность и практикоориентированные подходы становятся необходимым условием конкурентоспособности предприятия любой организационной формы и отраслевой принадлежности. Опыт показывает, что для достижения этих условий необходимо создание формализованной системы управления инновационными проектами [3].
Инновационная сфера деятельности долгое время оставалась вне зоны пристального внимания, как со стороны государства, так и со стороны инвесторов. В последние годы эта ситуация начинает меняться. Государство через специализированные структуры ведёт разработку и реализацию методов поддержки и финансирования современных образовательных проектов. Одновременно привлекаются средства частных инвесторов, используются возможности государственно-частного партнёрства. Это, безусловно, длительный процесс, требующий годы на свою реализацию, который, однако, уже приносит результаты.


Список использованных источников:
1. Бездудная А.Г. Применение цифровых технологий как фактор успешного развития образовательных учреждений / А.Г. Бездудная, О.В. Кадырова // Социально-экономическое развитие в условиях цифрового общества: Сборник лучших докладов по материалам IX Национальной научно-практической конференция Института магистратуры с международным участием, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2020 года. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. — С. 26–30.
2. Вузы и ТЭК: диалог о развитии стратегического партнерства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/vuzy-i-tek-dialog-o-razvitii-strategicheskogo-partnerstva/
3. Горобцова Л.П. Управление компетенциями в условиях инновационной экономики / Л.П. Горобцова, И.С. Цыганков // Проблемы инновационного развития промышленного предприятия: сборник научных трудов кафедры производственного менеджмента и инноваций / А.Г. Бездудная (отв. ред.) [и др.]. — Cанкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. — С. 184–191.
4. Двенадцать решений для нового образования: Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf
5. Новый формат прохождения практики стал доступен студентам направления «Управление персоналом» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/novyj-format-prohozhdeniya-praktiki-stal-dostupen-studentam-napravleniya-upravlenie-personalom/
6. Студенческий акселератор от Сбера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unecon.ru/studencheskij-akselerator-ot-sbera/
7. Федеральный проект «Современная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/
8. Edtech-рынок закончил год ростом почти в 18% [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/63f46feb9a794744929f5d29

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия