| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ИЗ МАТЕРИАЛОВ СОВЕЩАНИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», СОСТОЯВШЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.01.2024 г. | | Слуцкий Л. Э. президент факультета мировой политики
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук, профессор Кротов М. И. зав. кафедрой внешней политики России и стран СНГ
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук, профессор Мунтиян В. И. профессор кафедры внешней политики России и стран СНГ
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
доктор экономических наук
| |
| | В статье представлена матрица, позволяющая на системном уровне определить причинно-следственные связи существующего уровня неравенства между российскими регионами. Выстроена структура преодоления неравенства на основе стратегического управления, включающего планирование, гибкость, адаптивность, прогнозирование рисков, обеспечивающих устойчивое развитие и безопасность регионов и страны в целом. Предложено создание центра системного анализа, обеспечивающего применение современных методологических принципов, процедур и методов, направленных на выработку рекомендаций по управлению социально-экономической системой региона в штатных и нештатных ситуациях. | Ключевые слова: регионы России, стратегическое управление, структурные диспропорции регионов, экономическая безопасность, национальная безопасность, устойчивое развитие регионов России | УДК 332.14 Стр: 6 - 21 | Основной проблемой развития регионов являются образовавшиеся в силу разных причин социально-экономические диспропорции: неравномерность пространственного развития России, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню региональной безопасности и темпам социально-экономического развития. Это привело к негативным изменениям в воспроизводственных процессах экономики, социальной сфере, бессистемной миграции, ухудшению экологии и здоровья населения, нарушению нормального функционирования жизненно важных отраслей и, как следствие, к возникновению угрозы политической стабильности общества. Своевременное выравнивание этих диспропорций необходимо для обеспечения экономического роста и региональной безопасности, повышения уровня и качества жизни населения регионов — решения основных задач, предусмотренных Стратегией экономической безопасности Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Оптимальный алгоритм решения вышеприведенных задач мы видим в проведении следующих взаимоувязанных мероприятий:
– правильная оценка сложившейся ситуации. В начале важно понять суть проблемы и описать ее. Затем необходимо четко установить причины, приведшие к образованию проблемы. Иначе «лечение» может пойти по неправильному пути, вследствие чего ситуация усугубится, масштаб проблемы возрастет, в результате и время, и ресурсы будут нерационально потрачены;
– четкое определение системы целей, а также задач по достижению целей и переложение их на язык математического моделирования;
– правильное определение исходного состояния, которое является начальной точкой планирования процесса выравнивания диспропорций;
– точное целеуказание конечного состояния, достижение которого позволяет получить новый облик объекта, соответствующего заданным параметрам, эффектам и результатам.
Для выбора оптимального пути между начальной и конечной точкой, предлагается задействовать широкий спектр современных научных методов и практик, обеспечивающих органичный синтез законов социально-экономического развития, закономерностей стратегического управления, логики и практики стратегического планирования, способов и методов достижения целей и инструментария проверки сроков, полноты, достоверности и качества их выполнения. С целью повышения результативности работы по ликвидации региональных диспропорций, также необходимо задействовать механизм нейтрализации дестабилизирующих факторов и минимизации внешних и внутренних вызовов, рисков, угроз и опасностей экономического, социального, демографического, политического, информационного и экологического характера.
Решению всех этих задач будет способствовать предложенная нами Матрица выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов Российской Федерации (далее Матрица выравнивания диспропорций), которая по своей сути является инструментом корректировки социально-экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом. Она является аналогом создания системы управления стратегическим развитием регионов.
Применение Матрицы выравнивания диспропорций предполагает нахождение консенсуса между субъектами федерации, хозяйствующими субъектами и другими заинтересованными субъектами, а также использование научных методов выбора оптимального пути устранения сложившихся перекосов и обеспечения оптимальных межрегиональных и межгосударственных пропорций. Это в целом позволит обеспечить мультипликативный эффект, повышающий эффективность регулирования воспроизводственных процессов в экономике региона и экономики страны в целом. В Матрице выравнивания диспропорций заложены принципы системной методологии (См. [1]), а также главный принцип решения проблем, исходя из интересов всех слоев общества, укрепления его безопасности, обороноспособности, повышения социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей.
Матрица выравнивания диспропорций содержит в себе следующий функционал:
– разработка системы индикаторов, определяющих социально-экономическое состояние и развитие регионов, параметры уровней безопасности, а также степень и уровень риска при возникновении критической ситуации;
– увязка индикаторов с производственными мощностями, реальными потенциалами и имеющимися ресурсами;
– обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия органов государственного управления для выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов, с выходом на траекторию устойчивого социально-экономического развития;
– приведение социальных и экономических индикаторов в соответствие с целями, задачами, приоритетами и реальными ресурсными возможностями региона;
– определение уровня рисков и возможных последствий принятия управленческих решений;
– определение точек приложения усилий для осуществления выборочного вмешательства в те сферы, где сложились диспропорции.
Матрица выравнивания диспропорций предполагает модернизацию механизма координации государственного, регионального и муниципального стратегического управления, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Матрица выравнивания диспропорций дополняет действующие механизмы государственного управления, повышая эффективность и согласованность их действий, а также скорость принятия решений. Она направлена на снижение фактора неопределённости, достижения большей сбалансированности и устойчивости системы социально-экономического развития Российской Федерации. | |  | Рис. 1. Эффект действия Матрицы выравнивания диспропорций | Дело в том, что за счет системно-комплексного подхода в «постановке диагноза», определении первопричины проблемы, изучения темпов развития регионов, структуры системы и их подсистем, внутриотраслевых пропорций и межотраслевых, в границах регионов и субъектов федерации достигается эффект выравнивания диспропорций. Часть диспропорций будет выравниваться за счет перераспределения и оптимизации финансовых потоков, а часть за счет аккумулирования внутренних источников, государственной поддержки и внешних заимствований. Также Матрица предусматривает мероприятия, реализация которых обеспечит финансовую устойчивость регионов и страны в целом.
Матрица выравнивания диспропорций социально-экономического развития регионов предполагает использование следующих научно-методологических подходов: системно-элементный подход, системно-структурный подход, системно-функциональный подход, системно-целевой подход, системно-ресурсный подход, системно-интеграционный подход, системно-коммуникационный подход, системно-исторический подход (См. [3]). Логическая схема ликвидации региональных диспропорций с использованием Матрицы выравнивания диспропорций представлена на рис. 2. | |  | Рис. 2. Логическая схема ликвидации региональных диспропорций
Составлена авторами | Для того, чтобы Матрица выравнивания диспропорций была научно обоснована, постоянно совершенствовалась, а на основе её вырабатывались рекомендации для руководства страны и регионов, целесообразно создать Центр системного анализа, координации и принятия решений как высококомпетентную консультативно-экспертную организацию. Центр должен обеспечить применение современных методологических принципов, процедур и методов исследований, ориентированных на решение сложных междисциплинарных задач. Его целью будет являться получение конкретно-научных и прикладных результатов по устранению региональных диспропорций и кризисных ситуаций, выработка рекомендаций по управлению социально-экономической системой региона в штатных и нештатных ситуациях. Отличие данного Центра от существующих научных центров состоит в том, что он должен найти систему приемов и методов, позволяющих получить решение сложной системной задачи с практически приемлемой точностью, за допустимое время и при приемлемых затратах всех видов ресурсов. С учетом того, что часто объем и характер исходной информации об объекте исследования характеризуют неполнота, неточность, нечеткость и противоречивость.
Центр и неразрывно связанная с ним Матрица выравнивания диспропорций будут структурирующими инструментами, через которые проходит входящий информационный поток (Первый информационный контур), формирующий постановку проблемы, предоставляющий индикаторы, критерии, методы, целевые показатели, эффекты и результаты.
В процессе аналитической работы Центра произойдёт определение: уровня развития социально-экономической системы региона, ее структуры, пропорций и динамики текущей ситуации, а также прогноз сценарных оценок возможных тенденций социально-экономических процессов; целей, задач, приоритетов, стратегий программ и планов для обеспечения сбалансированного экономического роста, устойчивого развития регионов и страны в целом; формирование ресурсов для обеспечения выравнивания диспропорций; способов и методов достижения целей; выравнивание уровня обеспеченности регионов; создание благоприятного экономического климата в регионе; определение и систематизация индикаторов, которые характеризуют основные параметры и приоритеты регионального развития; увязка индикаторов с производственными мощностями, реальными потенциалами и имеющимися ресурсами. Центр обеспечит математическую постановку задачи и разработает вычислительный алгоритм.
Второй информационный контур включает взаимодействие Центра с органами власти: Центр получает и предоставляет в согласованном режиме информацию от федеральных и региональных властей. Информационные потоки циркулируют по каналам прямой и обратной связи в треугольнике: федеральные органы власти — регионы — Центр системного анализа. (см. рис. 2).
Центр проводит системный анализ, подготавливает управленческие решения для их принятия федеральными органами власти и для субъектов управления региональной власти. Задачей работы Центра является проведение региональной политики для выравнивания социально-экономического развития регионов, поддержки отстающих в экономическом отношении регионов с низким финансовым потенциалом и невысоким доходом на душу населения, а также для поддержки прорывных точек экономического роста.
Матрица выравнивания структурных диспропорций в социально-экономическом положении регионов Российской Федерации [2, 4, 5]№ | Проблема | Причина | Цель и пути решения проблемы | Методы | Эффект/результат |
---|
1. | Отсутствие комплексной стратегии развития регионов России. | Низкое качество системы управления;
Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р, была разработана на основе стратегических документов, которые уже утратили силу (например, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683), а также в ней не учтены факторы, вызванные эпидемией COVID-19, санкционной войной против РФ, СВО и появлением новых вызовов и угроз. | – разработать и принять комплексную модель структурирования будущего целостного государственного территориально-экономического пространства РФ;
– разработать и принять новую Стратегию пространственного развития РФ на период до 2035 г.
В соответствии с единым стратегическим замыслом и стратегическим планом в новой общенациональной Стратегии пространственного развития РФ на период до 2035 г, каждому региону разработать Стратегию развития региона, нацеленную на выравнивание существующих диспропорций, поддержание жизненного уровня региона в пределах контуров устойчивости, проводить активную муниципальную и региональную политику, стимулирующую устойчивое развитие региона и рост благосостояния его населения.
Особое внимание в Стратегии должно быть уделено обеспечению национальной безопасности, как системного единства развития государства и одновременно необходимой самостоятельности регионов и муниципальных образований в пределах, обеспечивающих целостность и неделимость страны, а также полное и неукоснительное распространение суверенитета РФ на всю ее территорию. | – системно-элементный подход;
– системно-структурный подход;
– пространственный анализ. | эмерджентный эффект — возникновение в системе новых интегративных качеств, не свойственных ее компонентам;
эффект целостности — когда каждый регион вносит вклад в реализацию целевой функции, обеспечивая целостность государства и его развитие как единой системы. | 2. | Разрыв традиционных хозяйственных связей между регионами | Неэффективная структурная реформа в экономике | – принять меры по восстановлению традиционных и налаживанию новых хозяйственных связей между регионами, исходя из целесообразности и социально-экономической востребованности;
– обеспечение институциональной и структурной реформы национальной экономики на современной технологической основе. | – системно-функциональный подход;
– системно-ресурсный подход | – повышение уровня взаимодействия с регионами;
– восстановление горизонтальных связей;
– устранение изоляционизма. | 3. | Отсутствие новых взаимосвязей между центром и регионами, между самими регионами, между регионами и экономическими субъектами | Ошибки при проведении институциональной и структурной реформ.
Деформация территориальной структуры и межрайонных связей, вызванная как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям устойчивого развития экономики. | Обеспечение скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов естественных монополий по реализации приоритетов пространственного развития РФ;
– развитие цифровых платформ для взаимодействия и координации регионов, муниципалитетов, субъектов экономической деятельности и граждан. | – системно-коммуникационный подход;
– ретроспективный анализ. | Эффект иерархичности — обеспечение иерархической упорядоченности, налаживание взаимоотношений между вышестоящим и нижестоящим уровнями;
– обеспечение согласованности и обоснованности процедур по решению любых проблем управления. | 4. | Отсутствие эффективно функционирующего хозяйственного механизма, связывающего воедино по горизонтали и вертикали системные элементы механизма. | Несовершенная хозяйственная организация общества, отсутствие хозяйственного механизма как целостной системы | – предложить эффективную модель работы и взаимодействия региональной экономики и национальной экономики, которые в предложенной модели являются составными частями общего механизма и подсистемами целостной системы, работающими в равной степени на обеспечение целостности и устойчивого поступательного развития;
– обеспечение взаимодействия и координации между центральным и региональным уровнем управления стратегическим развитием регионов. | – системно-комплексный подход | – обеспечение эквивалентности всеобщего товарообмена;
– обеспечение общехозяйственной пропорциональности;
– сглаживание противоречий между макроэкономикой и микроэкономикой;
– сбалансированное развитие экономики. | 5. | Низкий уровень интеграции и кооперации регионов | Слабое развитие интеграционных процессов и кооперационных связей | Проведение эффективной региональной интеграции при приоритетности национальных интересов России и соблюдении интересов коренных национальностей данного региона:
– эффективное использование природного потенциала, обеспечение безопасного и устойчивого развития страны;
– формирование единого информационного пространства;
– укрепление социально-экономической политики страны и противодействие сепаратистским тенденциям;
– обеспечение конкурентоспособности экономики страны и регионов;
– преодоление бедности населения регионов;
– сокращение чрезмерной дифференциации доходов населения по регионам;
– сокращение дифференциации по уровню и качеству жизни и связанных с ней аспектов (здравоохранение, образование, занятость, условия жизни, безопасность жизнедеятельности, экология и т.п.);
– сокращение уровня деприваций (доступ к чистой воде, продуктам питания, газоснабжению, транспорту, экобезопасным районам и т.д.), которые испытывают люди в регионах | системно-интеграционный подход; | – снижение зависимости от импорта;
– увеличение емкости спроса;
– увеличение конкурентоспособности региона;
– географическое расширение рынка;
– эффект взаимодополнения и координации производственных циклов;
– снижение издержек и повышение уровня ВРП. | 6. | Отсутствие полноценной системы стратегического планирования | Допущенные ошибки при построении системы стратегического управления:
– неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость и финансово-экономическую безопасность;
– обострение глобальных проблем;
– возникновение, новых вызовов и угроз;
– возникновение чрезвычайных ситуаций (военные конфликты, финансово-экономические кризисы, санкционные войны, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий | Внедрение полноценной системы стратегического планирования, обеспечение согласованности и координации индикативного планирования с системой стратегического планирования | Методология стратегического планирования | – устранение диспропорции между спросом и предложением;
– обеспечение согласования ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие между собой;
– обеспечение нормального развития общества и функционирования хозяйствующих субъектов в разных горизонтах планирования;
– оптимизация стратегических прогнозов, программ, планов, бюджетов | 7. | Отсутствие эффективно функционирующей системы реализации и контроля стратегических документов | Хроническое запаздывание с встраиванием полноценной системы стратегического планирования в практическую деятельность общества | Внедрение эффективной системы мониторинга, учета, контроля и анализа стратегических документов:
– цифровизация процессов мониторинга, учета, контроля стратегических документов;
– разработка современной системы показателей стратегического планирования и государственного регулирования, способную обеспечить комплексную количественно-качественную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов | – метод формализации;
– нормативный метод;
– методы социально-экономического анализа;
– эвристические методы. | – обеспечение эффективного функционирования обратных связей;
– повышение уровня организации выполнения управленческих решений;
– своевременная координация при подготовке и принятии управленческих решений;
– эффективное регулирование и оперативное управление процессом выполнения решений. | 8. | Отсутствие системной региональной политики. | Диспропорции при разработке и реализации пространственно-региональной политики и административной реформы | Разработка новой пространственно-региональной политики:
– устранение существующих диспропорций и создание благоприятных условий для безопасного и устойчивого развития регионов;
– выравнивание социально-экономического развития регионов;
– поддержка регионов с низким финансовым потенциалом и невысоким доходом на душу населения;
– поддержка перспективных регионов;
– четкое законодательное закрепление разделения полномочий федеральных и законодательных органов власти;
– выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
– создание единого экономического пространства на принципах федерализма, единой эффективной социальной, финансово-экономической, налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики;
– обеспечение правовых и экономических основ местного самоуправления;
– выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, путем внедрения справедливой и прозрачной системы формирования бюджетов и совершенствование межбюджетных отношений;
– согласование в бюджетном процессе текущих и стратегических целей и государственной региональной экономической политики;
– внедрение эффективных механизмов и процедур бюджетного процесса;
– выработка единых принципов и научно обоснованных отношений между бюджетами разных уровней;
– создание эффективных и надежных инструментов, позволяющих превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы регионов. | Многоцелевой анализ | Новые принципы, формы, способы, механизмы и инструменты разработки и реализации региональной политики на системно -комплексной основе, путем сбалансированного консенсуса центра, регионов, хозяйствующих субъектов с целью повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения высокого уровня занятости, стабильного уровня цен, обеспечения социальной справедливости, правовой защиты, доступной и эффективной системы социального обеспечения регионов. |
№ | Проблема | Причина | Цель и пути решения проблемы | Методы | Эффект/результат |
---|
9. | Игнорирование региональных особенностей при программировании и финансировании комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию регионов и отдельных территорий | – ошибки при определении приоритетов и нарушение обратной связи;
– несбалансированность формирования и осуществления региональных программ и целевых государственных программ поддержки конкретных регионов | Обеспечение баланса интересов центра и регионов. При разработке стратегий социально-экономического развития регионов и планов по их реализации необходимо учитывать следующие региональные особенности:
– экономико-географическое положение;
– природно-ресурсный потенциал;
– природно-климатические условия;
– демографический потенциал;
– структуру населения;
– структуру и специализацию экономики региона;
– ресурсную и финансовую обеспеченность;
– достаточность мобилизационных резервов;
– уровень социально-экономического развития региона;
– комплексную оценку экономической устойчивости региона | – системно-исторический подход;
– метод культурно-исторического анализа;
– метод исторической реконструкции;
– ретроспективный анализ | Повышение устойчивости, качества и эффективности системы управления в регионах за счет учета новых параметров, условий чувствительности и региональной специфики | 10. | Отсутствие практики применения единых принципов и современных подходов при разработке и реализации региональной политики | Отсутствие единой методологии стратегического планирования | – обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства РФ;
– обеспечение равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод граждан на всей территории РФ;
– использование дифференцированного подхода при разработке мер государственной поддержки социально-экономического развития территорий с учетом демографической ситуации, особенностей системы расселения, уровня и динамики развития экономики и специфических природных условий;
– применение комплексного системного подхода к социально-экономическому развитию территорий. | – принцип единства, централизма и самостоятельности;
– принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга;
– принцип единства экономики и политики;
– принцип повышения конкурентоспособности регионов различного ранга и их систем управления;
– обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;
– принцип системности;
– принцип социальной доминантности;
– принцип научности;
– принцип партнерства;
– принцип институционализации;
– принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. | – эффект целостности;
– эффект аддитивности (свойство, когда значение величины соответствует целому объекту. Эффекты, полученные регионами, суммируются, и их величины соответствуют целому эффекту страны;
– эффект синергизма (усиливающийся эффект в ходе взаимодействия и сотрудничества отдельных регионов);
– повышение упорядоченности, согласованности взаимодействия центра и регионов и объектов управления внутри регионов;
– совершенствование вертикальных и горизонтальных связей между разными уровнями управления. | 11. | Неравенство условий конкуренции, связанное с региональными особенностями и низкой эффективностью государственного и корпоративного управления | – низкая эффективность государственного и корпоративного управления;
– отсутствие условий и механизмов обеспечения равных стартовых возможностей жизнедеятельности населения с учетом минимальных гарантий государства и бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. | Создание равных условий для здоровой конкуренции:
– повышение эффективности и качества государственного и корпоративного управления;
– стимулирование развития межрегионального и межмуниципального сотрудничества;
– создание благоприятных условий для обеспечения реальной и прозрачной конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы;
– создание стимулов для регионов по привлечению внешних и внутренних инвестиций при формировании межбюджетных трансфертов;
– формирование новых центров экономического роста;
– осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития;
– создание благоприятного экономического климата в регионах. | – сетевые методы;
– эвристические подходы;
– логические методы моделирования и принятия решений;
– метод группового учета аргументов;
– метод сопряжения функций;
– методы теории управления;
– методы теории принятия решений. | – повышение уровня конкурентоспособности регионов;
– обеспечение оптимальной пропорции между соответствующими субъектами управления | 12. | Проблемы, связанные с квалификацией и мобильностью рабочей силы | Диспропорции между потребностями рынка труда и политикой подготовки кадров | – создание благоприятных условий и системы мотивации для развития рынка труда и эффективного регулирования занятости;
– проведение мероприятий по обеспечению широкой мобильности и территориально-рационального разделения рабочей силы;
– развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест в малых городах и сельских районах;
– улучшение условий для жизни — финансирование культуры, спорта, досуга, а также образования и здравоохранения;
– внедрение системы льготных кредитов и займов для переселенцев, предоставления льготного жилья и земельных участков для строительства жилья и подсобного хозяйства. | – методы теории анализа статистических величин;
факторный анализ;
оценка социального воздействия. | – повышение эффективности использования трудовых ресурсов;
– снятие напряженности в трудовых коллективах. | 13. | Неразвитость транспортной инфраструктуры | Дисбалансы национальной экономики | – повысить уровень экономической связанности территорий РФ и мобильности трудовых ресурсов посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры;
– обеспечить строительство обходов городов и организацию скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между крупными городскими агломерациями. | – прямые методы вычислительной математики;
статистическое прогнозирование;
математическое моделирование;
теория игр;
методы искусственного интеллекта. | – обеспечение связанности территории РФ;
– повышение уровня безопасности глобальной конкурентоспособности;
– получение дополнительных конкурентных преимуществ за счет роста транзитного потенциала | 14 | Низкий уровень развития систем образования и здравоохранения в значительной части регионов. | – структурная несбалансированность социально-экономической системы страны и ее регионов;
– наличие в регионах негативных социальных последствий структурной перестройки экономики | – расширить применение дистанционных форм выполнения трудовой деятельности для увеличения пространственной доступности услуг (прежде всего медицинских, образовательных, консультационных) в регионах за счет развития информационно-телекоммуникационных технологий;
– развитие сети врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах;
– использование мобильных медицинских комплексов, а также применение телемедицины;
– развитие выездных форм оказания услуг в сфере здравоохранения и социального обслуживания;
– повышение доступности лекарственных средств;
– восстановление государственной системы санитарной авиации;
– увеличение финансирования здравоохранения. | – прогнозирование поведения процесса;
метод системного анализа и синтеза;
эксперимент;
оценка социального воздействия. | Социально-экономический эффект:
– повышение уровня и качества жизни. | 15. | Неэффективность работы финансовой сферы и недоверие к финансовым институтам, прежде всего к денежно-кредитным, рост долговой нагрузки населения, дефицит финансовых ресурсов. | – отсутствие финансового суверенитета страны;
– диспропорции функционирования национальной финансовой системы;
– необеспечение регионами выполнения мероприятий в федеральных программах, имеющих ресурсную поддержку со стороны государства | – повышение эффективности и доступности работы кредитно-денежной системы;
– обеспечение ценовой стабильности;
– выпуск долгосрочных облигаций для юридических и физических лиц под инвестпроекты;
– использование сверхнормативных средств валютных резервов и ФНБ;
– снижение стоимости банковского кредита;
– ограничение рисков, связанных с повышенной долговой нагрузкой;
– совершенствование финансовых межбюджетных отношений, выработка четких критериев и механизмов предоставления государственной поддержки развития регионов;
– совершенствование государственного стратегического планирования бюджетного и финансового выравнивания. | – балансовый метод;
– создание системного и прикладного программного обеспечения;
– методы анализа рисков;
– адаптивное сглаживание
скользящая медиана;
– экономико-математические методы и модели;
– оценивание параметров финансовой устойчивости регионов. | – обеспечение суверенитета и независимости национальной финансовой системы;
– повышение эффективности функционирования национальной финансовой системы и ее подсистем;
– обеспечение необходимой монетизации региональных экономик. | 16. | Низкий уровень экономической интеграции | Несбалансированность национальной экономики | – активизировать процессы экономической интеграции по линии СНГ, ЕАЭС, ШОС и др. региональными объединениями;
– ускорить переориентацию внешнеэкономических связей от Запада к Востоку и Югу, что позволит создать новые возможности для сотрудничества и расширения экономических связей в регионах;
– укрепление экономической интеграции регионов с использованием преимуществ территориального разделения и кооперации труда. | – системно-интеграционный подход;
– системно-коммуникационный подход;
– системный анализ. | – интеграционный эффект;
– повышение эффективности экономических связей и конкурентоспособности регионов. | 17. | Нарушены воспроизводственные пропорции региона как субъекта мезо экономики. | Диспропорции региона как субъекта мезо экономики | Разработать и принять комплекс мер по:
– восстановлению воспроизводственных пропорций регионов;
– размещению производительных сил, совершенствованию форм и методов территориальной организации производства;
– созданию рыночной инфраструктуры регионального хозяйства;
– совершенствованию форм и методов государственного регулирования экономики на региональном уровне;
– возрождению небольших городов, заброшенных поселений в сельской местности, а также сельскохозяйственных угодий и промышленных объектов;
– санации и прямое финансовое участие в перепрофилировании производств в депрессивных регионах;
– создание благоприятных условий для наращивания экспортного потенциала регионов;
– обеспечение роста доли инвестиций, вложенных в человеческий капитал;
– усиление межрегионального сотрудничества и координации. | – системный анализ;
– логические методы моделирования и принятия решений;
метод совместного оценивания параметров и состояний;
– метод пропорциональных отношений;
– методы многомерных пропорциональных отношений. | – устранение региональных диспропорций в территориальной организации общественного производства;
– повышение эффективности хозяйства отдельных регионов и территориально-производственных комплексов. | 18. | Усиление межрегиональной дифференциации | Дисбалансы межрегионального уровня | Принятие мер по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ и снижению внутрирегиональных социально-экономических различий:
– диверсифицировать экономику страны путем снижения сырьевого сектора и увеличения доли высокотехнологичных отраслей;
– снижение региональной дифференциации в уровне оплаты труда | – метод системного анализа и синтеза;
– оценивание параметров случайных процессов;
– балансовый метод;
– оценка последствий. | Выравнивание межрегиональной дифференциации | 19. | Стагнация производства | Структурная несбалансированность национальной экономики. | – провести оптимизацию пространственного размещения производительных сил, условий международной торговли, научно-технологического развития, логистических и технологических цепочек с учетом новой ситуации;
– провести на инновационной основе структурную перестройку экономики регионов с учетом их потенциала и региональных особенностей;
– провести реконструкцию востребованных производственных мощностей путем конверсии или реконверсии оборонных и гражданских отраслей;
– провести демонополизацию производства, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства;
– обеспечить ограничение тарифов инфраструктурных монополий;
– обеспечить эффективное использование региональных ресурсов путем достижения устойчивой конкурентоспособности производимой продукции;
– сформировать точки роста, в которых сосредоточены важные конкурентные преимущества;
– повысить долю обрабатывающих производств, в том числе за счет импортозамещения и оборонного заказа;
– усовершенствовать территориальную организацию оказания услуг отраслей социальной сферы;
– провести эффективное пространственное размещение перспективных производств;
– обеспечить повышение уровня переработки сырья | экономико-математические методы и модели;
многомерный статистический анализ;
– факторный анализ;
– кластерный анализ;
– оценка социального воздействия
| – обеспечение поступательной динамики экономического роста;
– улучшение условий занятости;
– улучшение социальной инфраструктуры;
– рост производительности труда;
– увеличение количества рабочих мест. | 20. | Неразвитость приграничного сотрудничества | Резкое отставание в развитии приграничных связей. | -повысить интенсивность, хозяйственных контактов и взаимовыгодного сотрудничества с сопредельными территориями пограничных государств;
– принять меры по стимулированию приграничного сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами;
– укрепление торгово-экономических связей, правовой базы и таможенной службы приграничных регионов России; | -системно-интеграционный подход;
– системно-коммуникационный подход;
– системно-исторический подход;
– методы анализа рисков. | Увеличение внешнеторгового оборота |
№ | Проблема | Причина | Цель и пути решения проблемы | Методы | Эффект/результат |
---|
21 | Высокий уровень социального неравенства | Нарушение пороговых значений социальной безопасности, прежде всего в плане социального расслоения общества. | Ликвидация социального неравенства и несправедливости:
– приведение интегральных показателей уровня и качества жизни в регионах к среднему по стране;
– улучшение условий проживания граждан;
– повышение платежеспособного внутреннего спроса на товары и услуги;
– обеспечение сбалансированности роста кредитования физических лиц;
– обеспечение устойчивого роста показателей общей продолжительности жизни и здоровья населения регионов. | – методы конечных элементов и конечных разностей;
– эвристические подходы;
– методы экспертных оценок;
– оценка социального воздействия;
– смягчения последствий;
– методы оценки уровня социально-экономической и политической безопасности. | – обеспечение социальной безопасности и политической стабильности;
– улучшение уровня благосостояния населения. | 22 | Коррупция региональных органов власти | Низкий уровень контроля, прозрачности правоохранительной, прокурорской и судебной деятельности. Низкая активность общества в сфере правозащитной деятельности | – принятие комплекса мероприятий по повышению эффективности борьбы с коррупцией;
– обеспечение безопасности бизнеса. | Логические методы моделирования и принятия решений:
– сравнительно-правовой;
– метод правового моделирования;
– индукции;
– дедукции;
– аналогии;
абстрагирования и обобщения;
юридической интерпретации. | – снижение уровня коррупции;
– снижение объемов неформальной и теневой экономики. | 23 | Высокий уровень безработицы в отдельных регионах | Огромные диспропорции в экспортно-импортной политике, чрезмерная открытость внутреннего рынка, неразвитость рыночной и социальной инфраструктуры. Слабая защищенность внутреннего производителя мелкого и среднего предпринимателя. | – образование новых мест занятости и переквалификация персонала;
– принятие мер по повышению устойчивости системы расселения, путем социально-экономического развития городов и сельских территорий;
– обеспечение социального обустройства территорий с низкой плотностью населения с недостаточным собственным потенциалом экономического роста;
– принятие комплекса мер по снижению безработицы;
– обеспечение стабильности социально-экономического развития регионов, их способности к постоянному восстановлению и самосовершенствованию. | Системно-комплексный подход:
– факторный анализ;
– системный анализ;
– смягчения последствий;
– оценка социального воздействия. | – создание новых рабочих мест;
– улучшение занятости;
– улучшение благосостояния граждан;
– уменьшение безработицы | 24 | Снижение уровня жизни | Диспропорция между природно-ресурсным потенциалом и финансовой мощью государства | Принятие неотложных мер по снижению уровня бедности и неравенства:
– обеспечение роста реальных доходов граждан, сокращение разрыва в уровне развития регионов;
– защита материнства и детства, поддержка семей и сбережение народа;
– повышение доходов населения в сфере науки, образования и здравоохранения;
– предоставление бесплатных земельных участков на цели ИЖС;
– предоставление льготной ипотеки на цели ИЖС или на приобретение жилья;
– повышение пособия малоимущим гражданам;
– сокращение дифференциации доходов и повышение покупательной способности населения. | Системно-комплексный подход:
– системный анализ;
– итерационные методы;
– методы оценки пороговых значений жизнеобеспечения;
– метод смягчения последствий;
– оценка социального воздействия;
– методы анализа рисков | Повышение уровня и качества жизни:
– улучшение социальной защищенности граждан;
– улучшение правовой защищенности граждан;
– укрепление здоровья граждан, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности;
– улучшение жилищных условий;
– получение качественного образования. | 25 | Высокая степень социального неравенства | Диспропорция социальных слоев и социальная несправедливость;
– неудовлетворительные экономические условия жизни;
– ограничены социальные возможности полной реализации своих способностей;
– высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм;
– усиление имущественного расслоения населения | Устранить критические диспропорции социального расслоения, привести параметры к уровню пороговых значений безопасности:
– обеспечить баланс трудовых ресурсов, уровня занятости населения и структуры занятости по видам экономической деятельности, а также потребности населения в соответствующих услугах, транспортной доступности объектов, наличия квалифицированных кадров и сопутствующей инфраструктуры;
– провести выравнивание межрегиональных социально-экономических диспропорций;
– снизить уровень межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ;
– стимулировать внедрение социальных новаций, которые рождаются на местах, новых идей, стратегий, технологий, способов и методов, которые способствуют решению социально-значимых задач, вызывающих социальные изменения общества;
– создание системы поощрения регионов, которые решают свои социальные проблемы самостоятельно и способствуют поддержке проблемных регионов. | – эвристические подходы;
– экспертные системы;
– метод совместного оценивания параметров и состояний;
– модификация метода группового учета аргументов;
– анализ смягчения последствий;
– оценка социального воздействия. | – улучшение социальной структуры регионов;
– повышение уровня благосостояния населения; |
№ | Проблема | Причина | Цель и пути решения проблемы | Методы | Эффект/результат |
---|
26 | Негативные демографические тренды | – демографический кризис 90-х годов и неэффективная демографическая политика последующих лет, неудовлетворительные условия жизни;
– рост числа депрессивных регионов. | – стабилизировать население регионов за счет активной семейной политики, управляемой миграции и возвращения соотечественников из-за рубежа;
– повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности;
– установление повышенной величины маткапитала в зависимости от неблагоприятных климатических условий проживания;
– распространение маткапитала на всех детей;
– внедрение прогрессивной системы выплат в зависимости от очередности рождения ребенка;
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
– снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;
– повышение качества и доступности медицинской помощи. | – системно-комплексный подход;
– системный анализ;
– анализ трендов;
– метод совместного оценивания параметров и состояний;
– метод группового учета аргументов;
– анализ смягчения последствий;
– логические методы моделирования и принятия решений. | Обеспечение демографической безопасности регионов | 27 | Высокий уровень бюджетной и финансовой неустойчивости экономик регионов | – низкая эффективность финансово-банковской системы в трансформации сбережений в инвестиции;
– неэффективная денежно-кредитная и фискально-бюджетная политика; | – разработка и принятие новой методики обоснования финансовой помощи регионам, на основе системного подхода формирования дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;
– формирование бюджетов развития;
– повышение эффективности использования бюджетных средств;
– обеспечение устойчивости рубля;
– обеспечение сбалансированности бюджетной системы;
– укрепление делового климата в регионах. | – системный анализ;
– оценка параметров финансовой устойчивости регионов. | Повышение финансовой устойчивости регионов | 28 | Сокращение занятости в сфере науки и снижение объема научных исследований | – резкое отставание научно-технологического развития от мировых тенденций;
– отсутствие спроса со стороны государства и бизнеса на инновации;
– снижение научно-технического потенциала регионов | – расширение географии и ускорение экономического роста на основе инновационной модели развития и экономики знаний;
– обеспечение ускорения темпов экономического, научно-технологического и инновационного развития территорий;
– создание в инновационных научно-технологических центрах передовой исследовательской и инновационной инфраструктуры;
– создание на базе ведущих профессиональных образовательных организаций межрегиональных центров компетенций;
– активизация восстановления отраслей жизнеобеспечения и наукоемкого, высокотехнологичного производства в кризисных районах;
– создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;
– предоставление бюджетных гарантий на техническое и технологическое переоснащение отраслей специализации кризисных территорий;
– реализация региональных программам повышения устойчивости кризисных территорий;
– содействие формированию территориальных научно-промышленных комплексов;
– создание условий и стимулов для повышения заинтересованности российского бизнеса в развитии научной, научно-технологической и инновационной деятельности;
– ускорение внедрения в промышленное производство результатов научных исследований для обеспечения полного научно-производственного цикла;
– развитие инструментов защиты интеллектуальной собственности. | – многоцелевой анализ;
– эвристические подходы;
– анализ смягчения последствий;
– методы представления знаний и данных. | Минимизация эффекта:
– снижение оттока высококвалифицированных
кадров;
– повышение уровня инновационности экономики. | 29 | Снижение этнокультурной идентичности народов РФ | Отсутствие нового облика России, самоидентификации многонационального российского народа. | – обеспечение информационной безопасности многонационального народа РФ, сохраняющего исторически сложившееся государственное единство;
– проведение историко-культурных мероприятий, развитие сети историко-культурных заповедников, способствующих сохранению этнокультурной идентичности народов РФ и уникальных культурных ландшафтов;
– учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов РФ;
– укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
– обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и этнокультурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни;
– обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования, сохранение природного и историко-культурного наследия;
– обеспечение доступа к природным и культурным ценностям;
– учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития региона;
– сохранение природного и культурного наследия, а также содействия сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов;
– расширение туристской и обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммунальной, объектов инженерной защиты территории) на сельских территориях и продвижения их туристских ресурсов на внутреннем и международном туристских рынках;
– совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания) | – ретроспективный анализ;
системно-исторический подход;
анализ принятия решений. | – эффект коммуникативности (характеризует сложное единство системы со средой);
– историчности;
– этногенеза. | 30 | Возрастание антропогенных и техногенных нагрузок в регионах, рост загрязнения окружающей природной среды. | Диспропорции между ростом экологических угроз и наличием сил и средств по их нейтрализации. | Оздоровление экологической обстановки регионов и крупных городских агломераций:
– улучшение состояния окружающей среды, сохранение и развитие зеленого фонда городов и пригородных территорий;
– стимулирование внедрения инновационных и экологически чистых технологий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду;
– обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов;
– расширение использования экологически безопасного транспорта для обслуживания населения и отраслей экономики, реализации мер по защите от шумового загрязнения;
– развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов;
– стимулирование мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов;
– совершенствование систем мониторинга и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений (ураганов, градов, селей, наводнений, засух, природных пожаров, цунами и др.), в том числе развития наземной гидрометеорологической сети и расширение применения дистанционных методов контроля, мониторинга и прогнозирования;
– ликвидация проблем в сфере безопасности населения, проживающего на территориях, подверженных высокому риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;
– развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики. | – системный анализ;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков;
– методы обеспечения безопасности. | – снижение техногенной нагрузки;
– обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования. | 31 | Бессистемная миграция | – диспропорции в миграционной политике,
неудовлетворенность людей уровнем своего благосостояния, неудовлетворительные условия (социальные, экономические, демографические, правовые);
– неэффективное межрегиональное разделение труда;
– несовершенство механизма использования трудовых ресурсов;
– несформированность региональных рынков труда. | – создание стимулов остановки «оттока мозгов» из страны и стимулирование притока высокопрофессиональных специалистов и ученых;
– проведение эффективной миграционной политики, оказывающей положительное воздействие на экономику страны;
– содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
– организационная и финансовая поддержка социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счет опережающего развития рынка доступного арендного жилья. | – системно-комплексный подход;
системный анализ;
методы анализа рисков;
методы оценки и принятия решений. | Социально-экономический и демографический эффект. | 32 | Рост преступности | Диспропорции в распределении доходов, социальной защищенности, ошибки в миграционной политике, рост коррупции, внешнее информационно-психологическое воздействие на общество, низкий уровень информационной защиты и просветительско-воспитательной работы. | – снижение уровня преступности и повышение безопасности граждан;
– предотвращение межнациональных конфликтов в регионах со сложным национальным составом населения;
– предотвращение конфликтов между отдельными социальными слоями и группами населения в районах, характеризующихся сильным расслоением по уровню доходов;
– ликвидация криминогенной обстановки:
снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде;
– профилактика преступности;
– обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления;
– формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности. | – системный анализ;
– общенаучные и специальные юридические методы криминалистики, судебно-экспертной и оперативно розыскной деятельности. | Снижение уровня криминогенности | 33 | Низкая инвестиционная привлекательность территорий,
дефицит инвестиционных ресурсов у большей части регионов. | – структурная несбалансированность национальной экономики, огромные инвестиционные диспропорции;
– недостаточный для удовлетворения платежеспособного спроса уровень развития производственной и социальной инфраструктуры. | – создать условия, повышающие инвестиционную привлекательность территорий;
– провести инвентаризацию отраслевых правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) хозяйствующим субъектам субсидий и иных целевых трансфертов из федерального бюджета;
– провести инвентаризацию комплексных планов развития инфраструктуры субъектов РФ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
– провести комплексный анализ социально-экономических эффектов от реализации каждого проекта;
– обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал;
– обеспечение доступности долгосрочного кредитования;
стимулирование использования внутренних источников инвестиций. | – системный анализ;
– методы анализа статистических величин;
– многомерный статистический анализ;
– кластерный анализ;
– анализ трендов;
– экономико-математические методы и модели. | – обеспечение сбалансированности национальной экономики;
– повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов;
– переход на инновацинно-инвестиционную модель развития | 34 | Низкая производительность труда | Ошибки, допущенные в процессе реформирования экономики:
– низкое качество и эффективность корпоративного управления;
– низкая наукоемкость производства;
– отсутствие спроса на инновации;
– низкая конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий регионального хозяйства, вызванная их технической отсталостью, неэффективностью используемого сырья и материалов, высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства;
– высокий уровень изношенности и технологическая отсталость. | Принятие мер по повышению производительности труда:
– внедрение новых технологий, повышение уровня оснащённости;
– повышение эффективности организационно-управленческих факторов;
– модернизация промышленных предприятий и инфраструктуры;
– цифровизация экономики;
– использование технологий искусственного интеллекта;
– трансфер технологий;
– повышение производственной дисциплины;
– научная организация труда;
– эффективность менеджмента, внедрение новых форм и методов повышения производительности труда;
– создание высокотехнологичных рабочих мест. | – системный анализ;
– факторный анализ;
– кластерный анализ;
– сетевые методы;
– моделирование инновационной системы и экономики знаний | Повышение производительности труда, фондоотдачи и рентабельности производства | 35 | Низкая эффективность особых экономических зон. | Отсутствие благоприятных условий для их создания. | – создание эффективных экономических зон и новых форм хозяйствования;
– совершенствование механизма реализации государственных программ социально-экономического развития приоритетных геостратегических территорий РФ. | – институциональный анализ;
– анализ смягчения последствий. | – получение новых точек экономического роста;
– создание высокопроизводительных рабочих мест | 36 | Неустойчивое состояние агропромышленного комплекса | – наличие региональных диспропорций в обеспечении продовольственной безопасности при создании запасов и резервов длительного хранения
– существенная зависимость отрасли АПК от импорта;
– низкая распространенность технологий сбережения урожая и его глубокой переработки;
– монополизация отрасли, сокращение численности малых фермерских хозяйств;
– отток трудовых ресурсов из деревни в город. | Разработка и реализация Стратегии комплексного развития сельских территорий:
– улучшение условий жизни в сельских населенных пунктах, в том числе путем сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечение коммунальной инфраструктурой, в том числе центральным водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением;
– преодоление критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства), средств защиты растений;
– содействие развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг);
– повышение транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;
– создание благоприятных условий для повышения уровня конкурентоспособности экономики сельских территорий, являющихся, в том числе, перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен. | – системный анализ;
– факторный анализ;
– кластерный анализ;
– анализ смягчения последствий. | – обеспечение продовольственной безопасности;
– повышение независимости от зарубежных поставок;
– повышение глубины переработки сырья, выпуска готовой продукции и увеличение добавленной стоимости;
– обеспечение безопасности и повышение качества продуктов питания;
– исключение из производства пищевых продуктов генно-модифицированной продукции и вредных химических и биологических препаратов. |
| |
№ | Проблема | Причина | Цель и пути решения проблемы | Методы | Эффект/результат |
---|
37 | Увеличение оттока населения из Восточной Сибири, северных районов европейской части Российской Федерации и Дальнего Востока. | – структурная несбалансированность национальной экономики;
– допущенные ошибки при реформировании экономики и территориальном размещении производительных сил;
– ухудшение физического и нравственного здоровья населения данных регионов. | – утверждение комплекса мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом;
– стимулирование внутренней и внешней миграции;
– принятие действенных мер по сокращению миграционного оттока из Восточной Сибири, северных районов европейской части Российской Федерации и Дальнего Востока;
– повышение эффективности антикризисного регулирования социально-экономических процессов. | – системно-комплексный подход;
– системный анализ;
– анализ трендов;
– метод совместного оценивания параметров и состояний. | Эффект эквифинальности (характеризует предельные возможности систем). При изменении определенных параметров данных регионов они способны достичь высоких темпов экономического роста. | 38 | Ограниченная пропускная способность на магистральных железных и автомобильных дорогах, образующих международные транспортные коридоры «Запад — Восток» и «Север — Юг». | Допущенные ошибки в стратегическом планировании развития регионов и транспортной связанности страны. Огромное отставание
в развитии транспортной инфраструктуры. | – обеспечить координацию и синхронизацию во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией объектов всех видов транспортной инфраструктуры;
– ликвидация инфраструктурных ограничений на магистралях федерального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктур. | – системно-интеграционный подход;
– системно-коммуникационный подход;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков. | – эффект транзитного преимущества, способствующего превращению фактора пространственного развития в драйвер поступательной динамики экономического роста и качественных структурных трансформаций в экономике;
– улучшение транспортной связанности регионов и повышение мобильности трудовых ресурсов;
– снижение издержек и рисков;
– повышение уровня конкурентоспособности;
– повышение стимулов для внутренних и внешних инвесторов;
– формирование евроазиатского транспортного, инфраструктурного и логистического хаба. | 39 | Неразвитость коммуникаций и инфраструктуры на подъездах к крупным морским портам, крупным транспортным узлам и международным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации | Наличие диспропорций и низкий уровень прогнозных оценок с учетом реальных и гипотетических вызовов и угроз. | – активизация развития инфраструктуры региона;
– повышение бюджетно-финансового и инвестиционного потенциала.
– создание лучших условий для инновационного прорыва;
– обеспечение здоровой конкуренции. | – сетевые методы;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков. | – мультипликативный эффект;
– рост транзитного потенциала;
– рост пропускной и провозной способности транспортной инфраструктуры;
– фактор развития территорий и создания дополнительных центров роста. | 40 | Отсутствие сети скоростного и высокоскоростного движения, препятствующее реализации транзитного потенциала. | Плохое предвидение научно-технологического развития, отсутствие этого фактора в программах и проектах. | – обеспечить комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных, в том числе, в пределах или вблизи перспективных крупных центров экономического роста, разворот на Восток и Юг;
– обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны. | – сетевые методы;
– методы искусственного интеллекта;
– методы анализа рисков. | – повышение конкурентоспособности страны;
– капитализация выгодного транспортно-географического положения России;
– переход регионов на инновационную экономику;
– увеличение мощи транзитного потенциала;
– увеличение потенциала развития внешнеэкономических связей;
– увеличение доходов;
– повышение условий и качества жизни населения в регионах;
– сглаживание межрегионального различия в качестве жизни. | 41 | Транспортные и энергетические ограничения, препятствующие увеличению масштабов хозяйственного освоения Арктики, а также повышению значения Северного морского пути как международного транспортного коридора.
Неразвитость авиационных пассажирских перевозок в удаленных и труднодоступных районах Дальнего Востока и в Арктической зоне. | Допущенные ошибки и образовавшиеся диспропорции развития транспортной и логистической инфраструктуры. | – субсидирование организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в Калининградской области, Дальневосточном макрорегионе, Арктической зоне;
– реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву. | – сетевые методы;
методы искусственного интеллекта;
методы анализа рисков. | – нейтрализация региональных кризисных ситуаций;
– увеличение транзитного потенциала;
– повышение глобальной конкурентоспособности. | 42 | Отставание по ключевым социально-экономическим показателям от среднероссийского уровня части субъектов Российской Федерации, имеющих геостратегическое значение. | Диспропорции в социально-экономическом развитии регионов:
– крайне низкий уровень государственной поддержки регионов, имеющих геостратегическое значение | – сокращение бедности;
– снижение уровня социального и имущественного неравенства;
– повышение уровня образования населения;
– сокращение дифференциации доходов и повышение покупательной способности населения;
– активизация населения;
– нормализация положения в демографической сфере;
– сокращение безработицы;
– сокращение чрезмерных различий в доходах различных групп населения. | Метод системного анализа и синтеза;
– оценивание параметров случайных процессов;
– статистическое прогнозирование;
– математическое моделирование. | – обеспечение социально-экономической безопасности регионов;
– повышение уровня
благосостояния населения. | 43 | Высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре региональных экономик. | Слабое развитие обрабатывающих отраслей, низкий уровень инновационности продукции. | – улучшение управления природно-ресурсным потенциалом и повышение эффективности его использования;
– коммерциализация результатов научно-технической деятельности;
– государственная поддержка инновационной деятельности. | – экономико-математические методы и модели.
| – повышение рентабельности производства;
– повышение уровня инновационности продукции;
– повышение качества продукции. | 44 | Низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов и на сельских территориях. | Диспропорции между крупными агломерациями и малыми городами и сельскими территориями. | – устранение диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров;
– сокращение неформальной занятости, легализация трудовых отношений;
– повышение уровня профессиональной подготовки специалистов;
– установление принципа приоритетности трудоустройства российских граждан;
– совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса;
– содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
– создание благоприятной деловой среды для предпринимательства;
– развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. | – многомерный статистический анализ;
– факторный анализ. | – повышение предпринимательской активности;
– повышение уровня занятости. | 45 | Несбалансированное пространственное развитие крупных агломераций и крупнейших агломераций | Диспропорции в пространственно-территориальном развитии страны. | – укрепление надежности и безопасности систем жизнеобеспечения объединенных регионов (энергия, тепло, продовольствие, транспорт, связь). | – метод системного анализа и синтеза;
– оценивание параметров случайных процессов;
– адаптивное экспоненциальное сглаживание;
– анализ трендов;
– скользящая медиана. | – обеспечение единства воспроизводственного процесса в рамках единого экономического пространства;
– обеспечение сбалансированной динамики развития агломераций. | 46 | Негативное влияние глобальных климатических изменений, в том числе, таяния вечной мерзлоты и увеличение числа опасных гидрометеорологических явлений. | Низкая прогнозируемость глобальных угроз и запоздалое принятие мер. | – улучшение управления природно-ресурсным потенциалом и повышение эффективности его использования;
– развитие технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии. | – системный анализ;
– методы обеспечения безопасности. | – обеспечение комплексной региональной и национальной безопасности. | 47 | Низкий уровень комфортности городской среды в большинстве регионов. | Диспропорции социально-экономического положения регионов. | – обеспечение повышения качества и комфортности городской среды за счет капитального ремонта жилого фонда, расселения из ветхого и аварийного жилья, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развития и благоустройства общественных (публичных) пространств, реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
– развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;
– создание комфортной среды для проживания во всех населенных пунктах, развитие их транспортной и энергетической инфраструктуры;
– развитие транспорта общего пользования и оптимизации маршрутной сети;
– обеспечение сбалансированного развития городских территорий, в том числе путем освоения заброшенных и неэффективно используемых территорий;
– организация гарантированного обеспечения территорий Российской Федерации доступной электроэнергией и газом | – системно-комплексный поход;
– скользящее винзоризованное среднее;
– анализ смягчения последствий;
– оценка социального воздействия. | – создание комфортной и безопасной среды для проживания;
– формирование здорового образа жизни, социального обеспечения, образования и культуры. | 48 | Низкий уровень социально-экономической и региональной безопасности. | Нарушение пороговых значений региональной безопасности. | – принятие мер по обеспечению устойчивого и сбалансированного пространственного развития РФ, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и научно-технологического развития, а также на обеспечение безопасности;
– обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий РФ. | – методы нейтрализации угроз безопасности. | Достижение целей устойчивого развития и обеспечение региональной безопасности. |
Результатами работы Центра будут: рекомендации по координации решений в случаях отклонения объектов управления от заданных параметров, указание точек влияния управленческих воздействий на изменение параметров системы и обеспечение ее нормального функционирования, рекомендаций по разрешению возникших противоречий на разных иерархических уровнях принятия решений, расчет уровня возможного ущерба от ошибочного/необоснованного решения, обоснование порогового механизма действия фактора времени, решение задач научного предвидения и прогнозирования и др. функций и задач. Конечным результатом работы данной логической схемы должно стать устранение диспропорций, повышение уровня и качества стратегического управления. |
| |
|
|