Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ИЗ МАТЕРИАЛОВ СОВЕЩАНИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», СОСТОЯВШЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.01.2024 г.
Орлов С. Л.
главный научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор


Новые приоритеты пространственного развития — основа сокращения диспропорционального положения регионов России
В современных условиях одними из наиболее сложных задач на пути поступательного национального развития можно считать вопросы, связанные с сокращением диспропорциональности регионов России. Важным способом решения указанных социально-экономических противоречий может быть новый подход как альтернатива или дополнение к традиционному финансово-организационному методу выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Имеется ввиду получение разнообразных эффектов от вдумчивого освоения и использования потенциала национального экономического пространства — ресурсного, промышленного, научно-технологического, социального, инфраструктурного, во многом способствующего повышению уровня регионального социально-экономического развития и возможному решению рассматриваемой проблемы в обозримой перспективе.
Ключевые слова: фундаментальные основы национального существования, национальная безопасность, национальные интересы и стратегические приоритеты, бюджетная обеспеченность, новая Стратегия пространственного развития, базовый опорный каркас пространственного развития, эффективное освоение национального экономического пространства
УДК 338.2   Стр: 21 - 23

Президент России В.В. Путин, выступая с программной речью перед делегатами XXI съезда партии «Единая Россия», рельефно выделил наиболее отличительную черту современного государственного мышления: «Мы должны помнить и никогда не забывать и детям нашим наказать: Россия или будет суверенной, самодостаточной державой, или её вообще не будет. Это очень важная вещь, которая всегда должна быть у нас в голове и в сердце...Это и есть суверенное государственное мировоззрение...» [1]. Необходимо подчеркнуть, что в условиях современной геополитической ситуации указанное условие достигается при обеспечении национальной безопасности, основанной на достижении национальных интересов и стратегических приоритетов, т.е. фундаментальных основ национального существования.
В течение последних двух лет Россия постепенно выстраивает суверенную экономическую модель национального развития. Подобный разворот предполагает и решение проблемы региональной диспропорциональности на основе современных, приемлемых для страны подходов, в основу которых положен принцип освоения и эффективного использования национального пространства. Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.
В настоящее время необходимо учитывать изменения, объективно произошедшие в экономических механизмах и некоторых приоритетах государственной региональной политики в последние 7–8 лет, а также перспективы российской финансово-экономической сферы для реализации потребностей на местах. Как известно, вплоть до середины 2010-х годов в региональной государственной политике превалировала идея о возможности практического выравнивания социально-экономического развития многочисленных субъектов России, имея ввиду разнообразные инструменты воздействия, главным образом, финансовые. Вместе с тем, согласно данным Минфина РФ, затраты на т.н. выравнивание по указанному принципу ежегодно должны составлять приблизительно 1,7 трлн руб. в ценах 2022 г. К этому следует добавить финансирование социальных и иных потребностей новых регионов России — ещё около 1,1 трлн руб. [2]. В совокупности эти цифры сопоставимы с оценкой дефицита федерального бюджета в 2023 г. — немногим более 3,2 трлн руб. [3], но вместе с тем значительно превышают затраты на сооружение железнодорожного Северного широтного хода (СШХ-1 и СШХ-2) в Арктической зоне и продолжение работ на Восточном полигоне в 2024–2025 гг., суммарно составляющие около 1,6 трлн рублей. Впоследствии принцип выравнивания социально-экономического положения был уточнён и за основу при распределении дотаций на первоочередные региональные потребности взято условие «выравнивания бюджетной обеспеченности». При этом среднегодовые дотации 62-м регионам, за исключением новых территорий, включая нераспределённый резерв, в 2024–2026 гг., составляют около 1,06 трлн рублей, что явно недостаточно для решения кардинальных социально-экономических задач в большинстве субъектов страны [4]. Проблема состоит в том, что ограниченность финансовых ресурсов не позволяет существенным образом повысить качество жизни населения и обеспечить научно-технологический прорыв на местах. В плане социально-экономического развития во многих случаях фактически происходит слишком медленное продвижение или даже «топтание» на месте. В этой связи, актуальным становится поиск наиболее приемлемых направлений региональной политики, способствующей сокращению диспропорциональности в положении субъектов России с целевой установкой на приоритеты в использовании национального экономического пространства. Этот разворот начал проявляться совсем недавно и вплоть до настоящего времени занимает весьма скромное место в научно-прикладных исследованиях отечественных авторов.
Сложность решения проблемы диспропорциональности определяется не только сравнительно поздним введением преференций финансового и кредитного характера, многочисленные конфигурации которых, бесспорно, способствуют развитию отдельных территорий, в первую очередь «старопромышленных», однако вряд ли обеспечат кардинальный прорыв в стратегическом плане: современное экономическое пространство России требует освоения, и только после этого можно говорить об устранении существующих различий в уровне социально-экономического развития многочисленных субъектов России. Данный императив находит ещё большее подтверждение при оценке современной геополитической ситуации и перспектив развития мирохозяйственного уклада.
Общая методологическая схема, основанная на освоении национального пространства как альтернатива или дополнение к существующим механизмам минимизации диспропорциональности, состоит в следующем. Для этого необходимо принять новую Стратегию пространственного развития, вместо ныне действующей [5], целевой установкой для которой является построение национальной экономической системы. Освоение современного пространства России в целях реализации потребностей государства и населения занимает при этом главенствующую роль, в противовес первоочередному использованию ресурсного потенциала отечественной территории для удовлетворения потребностей мировой экономической системы. Интересы России нужно считать определяющими на всех уровнях власти, а запросы международного сообщества имеют важное значение только в случае извлечения необходимых эффектов для Российского государства. В методологическом плане важное политическое и экономическое значение имеет применение новых подходов к развитию национального пространства, основанных на сложившемся административно-территориальном устройстве страны. В обозримом будущем, как и сейчас, сохранятся макрорегионы, регионы и муниципальные образования, включающие на нынешнем этапе восемь видов поселений. Естественно, при этом не исключены различные усовершенствующие конфигурации, в частности, изменение количества и состава макрорегионов, уточнение числа субъектов, в том числе за счёт появления новых территориальных образований и возможного укрупнения существующих и т.д. Однако в целом нынешняя административно-территориальная модель сохранит сложившуюся структуру, обеспечивающую для России внутреннюю политическую устойчивость. Здесь важно отметить потенциально высокую роль макрорегионов, способных обеспечить значительный прирост добычи полезных ископаемых, промышленного производства и более эффективного развития транспортных коммуникаций на основе концентрации межрегиональных связей и повышения уровня управляемости на определённой территории. Уже в ближайшей перспективе макрорегион или определённую совокупность входящих в него субъектов можно будет рассматривать в качестве единого территориально-производственного народнохозяйственного комплекса [6].
Вместе с тем, раскрытие потенциала государственного территориального устройства и возможные положительные сдвиги в решении проблемы региональной диспропорциональности могут быть связаны с особым вниманием к практической реализации принципа ведущего звена на этапе выбора приоритетов освоения российской территории. Имеется ввиду т.н. базовый опорный каркас пространственного развития как фундаментальная основа будущих преобразований. Здесь особое значение имеют:
– геостратегические территории;
– городские агломерации;
– особые экономические территории (ОЭЗ, СЭЗ, ТОР, СПВ, ИНТЦ, специальные административные районы и др.).
Представленный опорный каркас должен рассматриваться в разрезе сложившегося административно-территориального деления, при этом в каждом упомянутом ареале могут быть представлены указанные выше ориентиры. Их количество в отдельных территориальных структурах может существенно отличаться, однако именно данные базовые формирования в долгосрочной перспективе могут обеспечить важнейшие национальные интересы и стратегические приоритеты России. В частности, геостратегические территории формируют основы национальной безопасности, в первую очередь, в Арктической зоне страны, а также по всему периметру приграничного соприкосновения. Кроме этого, здесь обеспечивается значительный ресурсный потенциал в материально-вещественной форме и создаётся транспортно-логистическая связанность, способствующая улучшению среды проживания населения и долгосрочному международному сотрудничеству Российского государства и крупнейших хозяйствующих субъектов с зарубежными партнёрами.
Городские агломерации обеспечивают важнейший потенциал России в промышленной и научно-технологической сфере, ускоренными темпами продвигают процессы цифровизации вглубь страны и готовят высококвалифицированные кадры специалистов для всех отраслей общественного хозяйства. Особую роль имеет деятельность хозяйствующих субъектов, расположенных в крупнейших и крупных агломерациях, в реализации плановых заданий по государственному оборонному заказу. В настоящее время Правительство России рассматривает потенциал агломераций в качестве одного из драйверов развития районов Крайнего Севера на основе формирования опорных пунктов для обеспечения национальной безопасности, а также центров добычи различных видов ресурсов и реализации инфраструктурных проектов в целях продолжения активного освоения указанных территорий [7]. В определённой степени происходит постепенная урбанизация ранее типичных сельских поселений и на этой основе повышается социально-экономический статус значительных по площади образований.
Третьей составляющей базового опорного каркаса предлагается считать особые экономические территории, получивших поступательное развитие на протяжении последних двух десятков лет. В данном экономическом пространстве на локальных территориях с помощью преференциальных режимов в налоговой, административной, таможенной сферах и в системе социального страхования решаются многочисленные задачи построения нового типа производственных, научно-технологических, внешнеэкономических и в целом партнёрских отношений между хозяйствующими субъектами, исполнительной властью и дружественным зарубежным окружением. Особое значение имеет преобразование муниципальных образований (моногородов) и некоторых сельских поселений со сложным социально-экономическим положением на основе создания на подведомственной территории особых экономических зон и территорий опережающего развития [8].
Таким образом, принципиальным моментом для решения вопросов сокращения диспропорционального положения регионов следует считать аргументированную и целенаправленную трансформацию от финансово-организационного метода выравнивания минимальных бюджетных потребностей к решению насущных проблем через эффективное освоение национального экономического пространства. Важным обеспечивающим ресурсом в этом направлении можно считать особое внимание государства к созданию системы специализированных Национальных центров для научного изучения, анализа социально-экономических процессов и внедрения передовых практик, происходящих в регионах Дальнего Востока и Арктики, других геостратегических территориях, а также в новых субъектах Российской Федерации.


Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Фин­университета.

Список использованных источников:
1. Путин В.В. Выступление на XXI съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия», 17 декабря 2023 года. — URL: https//www.Kremlin.ru/events/prezident/transcripts/73013 Дата обращения:19.01.2024.
2. Путин В.В. Встреча с главами муниципальных образований Российской Федерации — 16 января 2024 года — URL: https//www.Kremlin.ru/events/president/news/73275/ Дата обращения: 19.01.2024.
3. Дефицит бюджета РФ в 2023 г. составил 3,24 трлн рублей, или 1,9% ВВП. — Электронный ресурс: https//www.interfax,ru/business/939771/ Дата обращения: 19.01.2024.
4. О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов: Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ. Таблица 219 «Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» — URL https//www.Consultant.ru/.
5. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022). URL: https//www.Consultant.ru/.
6. Орлов С.Л., Строев П.В. Стратегическое значение макрорегионов в пространственном развитии экономики России // Вестник экономики, права и социологии. — 2023. — № 2. — С.63–68.
7. Об утверждении перечня опорных населённых пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2023 года № 3377. — URL: https//www.Consultant.ru/.
8. Орлов С.Л. Роль моногородов в экономическом пространстве России // Проблемы современной экономики. — 2023. — № 3(87). — С.154–156.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия