| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ИЗ МАТЕРИАЛОВ СОВЕЩАНИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕНИЕ ДИСПРОПОРЦИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ», СОСТОЯВШЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18.01.2024 г. | | Герасимова Е. А. доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров
Института торговли и сферы услуг
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье выделены ключевые проблемы на примере Красноярского края, которые необходимо решить для дальнейшего социально-экономического развития региона. В число проблем вошли вопросы подготовки кадров экономического и управленческого профиля, функциональная загруженность преподавательского состава и вопросы его аттестации, состояние транспортной инфраструктуры региона и социальной обеспеченности. Разработаны рекомендации по решению поставленных проблем. | Ключевые слова: Сибирский регион, социально-экономическое развитие региона, региональные диспропорции, инфраструктура | УДК 338(571.51); ББК 65.9(2Рос-4Крн) Стр: 26 - 30 | При формировании стратегии развития России как социально-экономической системы всегда было понимание об исторически сложившихся диспропорциях состояний различных регионов. Для решения данной проблемы предлагаются различные, как классические, так и инновационные решения ученых, политиков [4, 7, 9]. В данном исследовании автором затронуто одно из ключевых направлений, которое можно сформулировать ответом на вопрос «Кто?». Иначе говоря, при постановке цели снижения диспропорций в социально-экономическом положении регионов России важно понимать — кто будет заниматься вопросами территориального развития, есть ли специалисты, лидеры в данных регионах, которые смогут решить эти вопросы?
Одна из очевидных диспропорций, сложившихся на территории России, это разность в расселении жителей по различным регионам. Анализируя плотность населения по различным территориям, можно сделать вывод о снижении числа жителей на квадратный километр с запада на восток. Абсолютные рекорды бьют наши столицы Москва и Санкт-Петербург (5116,82 чел. и 3991,48 чел.), если посмотреть по регионам, то по Центральным округам — около 60,00 чел., Челябинская обл. — 38,49 чел., Новосибирская обл. — 15,72 чел., Красноярский край — 1,2 чел., Чукотка — 0,07 чел. [5]. Сказывается малая освоенность северных территорий, что отражается на вытянутых с севера на юг Красноярского края и Якутии, т.е. можно наблюдать диспропорции в самих регионах. Проблема непропорционального развития и возможности ее решения будет рассмотрена на примере Красноярского края.
Рассматривая показатели по численности населения (табл. 1) Красноярского края, можно сделать вывод, что происходит увеличение городского населения, в первую очередь растет численность столицы края г. Красноярска. Основная численность по краю не сильно изменяется на протяжении почти 20 лет. За последние годы стабилизировался миграционный поток: примерно одинаковые показатели по прибытию в край и выбытию. Однако при рассмотрении вопроса структуры мигрантов, можно с уверенностью сказать, что регион постоянно теряет кадры с высоким уровнем образования и потенциалом развития. Наблюдается изменение доли трудоспособного населения (с 64,9% в 2005 г. до 57,7% в 2020 г.) и рост людей пенсионного возраста (с 17,5% в 2005 г. до 22,3% в 2020 г.). Значительно увеличилось число мигрантов из региона в другие страны, в 2020 г. она составила 16,5% (рост в 3 раза) по сравнению с прошлым годом [5]. Конечно, вопросы миграции нельзя решать в отрыве от других проблем развития региона, но выяснив основные причины выбытия жителей из Красноярского края, можно понять как ситуацию изменить.
Таблица 1
Данные по численности населения и миграционным процессам по Красноярскому краю [5]Показатель | 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2021 | 2022 |
---|
Численность населения, тыс. чел. | 2869,3 | 2829,1 | 2869,7 | 2862,4 | 2856,4 | 2845,5 | Удельный вес городского населения, % | 75,7 | 76,4 | 78,0 | 79,1 | 79,4 | 79,6 | Население в трудоспособном возрасте, % | 64,9 | 63,0 | 58,7 | 56,9 | 58,1 | 57,7 | Население старше трудоспособного возраста, % | 17,5 | 19,8 | 22,2 | 23,2 | 22,0 | 22,3 | Коэффициент миграционного прироста | -64 | -15 | 12 | 8 | 44 | 4 | Распределение числа выбывших
по направлениям передвижения
(в процентах от общего числа выбывших):
в пределах региона
в другие регионы России
за пределы России | 62,8
34,5
2,7 | 63,8
35,3
0,9 | 60,0
35,9
4,1 | 57,4
31,3
11,3 | 62,2
32,6
5,2 | 55,4
28,1
16,5 |
Исследователи, занимающиеся вопросами территориального развития по Красноярскому краю, подчеркивают, что «в крае окончательно сложились закономерности инновационного развития, основанные на заимствовании созданных вне региона знаний и технологий, включая их импорт. Человеческий капитал и патентная активность не являются значимыми факторами инновационного роста в регионе [7]». Это говорит о серьезной проблеме нехватки необходимых кадров, занимающихся региональным управлением и экономическим развитием.
По числу выбывших на тысячу человек населения город Красноярск, занимает лидирующее положение, рис. 1 [3]. Требует рассмотрения вопрос об основных причинах миграции из Красноярского региона. | | | Рис. 1. Сравнение показателей выбытия по крупным российским городам [3] | На разных этапах жизненного пути причины, по которым принимается решение о переезде в другую местность достаточно отличаются. Поэтому для снижения оттока людей из Сибирского региона, требуется их тщательное рассмотрение и анализ.
На рис. 2 изображены основные периоды в жизни людей, когда принимается решение о переезде в другую местность проживания. Первый такой период охватывает дошкольный и школьный возраст, когда родители детей принимают решение о переезде с целью дать лучшее образование, чем то, которое можно получить в месте проживания. В данном случае в основном осуществляется миграция из сельской местности в городские агломерации с лучшей образовательной и социальной инфраструктурой (медицина, спорт, музыка и т.д.). Немаловажное значение имеет доступ к интернету, поскольку большое количество сегодня осуществляется дистанционных образовательных программ. | | | Рис. 2. Основные возрастные периоды жизни людей, когда принимаются решения о миграции | На втором этапе происходит определение профессионального пути, выпускники школ определяются с выбором учебного заведения для дальнейшего карьерного и профессионального роста. Выбранный колледж или университет дают не только определенный уровень подготовки, но и профессиональную и социальную среду, которая дает возможность для дальнейшего развития. В данном случае происходит миграция выпускников в центральные вузы страны (Москва, Санкт-Петербург) или в точки сосредоточения определенной специальности. Особенно сложно в настоящее время приходится закрытым городам (например, по специализации Росатома), когда наблюдается не только общее старение населения, но и массовый отток выпускников школ в осенний период. Такое явление получило название «Автобус с отличниками». В Красноярском крае тоже есть такие города — Железногорск и Зеленогорск. За последние пять лет количество жителей в Железногорске сократилось на 3% (с 83 857 чел. в 2018 г. до 81 307 чел. в 2023 г. [2]). Численность трудоспособного населения составляет примерно 50%, увеличивается количество пенсионеров.
Одним из эффективных путей решения проблемы оттока выпускников школ является развитие современных образовательных программ в образовательных учреждениях Сибирского региона. Наибольший эффект приносят практико-ориентированные программы, дающие возможность хорошего трудоустройства с высокой заработной платой и дальнейшим карьерным ростом. Такие программы, например, имеются в Сибирском федеральном университете, включающем на сегодняшний день 21 институт различного профиля. Одним из практико-ориентированных институтов выступает сегодня Институт гастрономии, имеющий тесное взаимодействие с предприятиями индустрии гостеприимства. Такое сотрудничество позволяет не только осуществлять практику студентов на предприятиях ресторанного бизнеса, но и трудоустраивать выпускников после обучения. Институт полностью осуществляет внебюджетное обучение, стоимость программ от 231 000 руб. до 550 000 руб., что для сибирского региона достаточно высокая стоимость. Однако привлекательным выступает уникальность программ и возможность реализации себя как профессионала в любой точке мира. Программа «Высшая школа гастрономии от INSTITUT LYFE EXECUTIVE EDUCATION» единственная в России, организована совместно с французским институтом, студенты получают два диплома (российский и французский), собирает абитуриентов со всей страны (порядка 85% студентов приезжие). В последние пять лет таких образовательных программ в Сибирском регионе появляется все больше, многие крупные предприятия имеют целевые группы набора, однако отток лучших выпускников школ это до конца не останавливает (рис. 4). | | | Рис. 3. Изменение численности г. Железногорска | | | Рис. 4. Пример взаимосвязи образовательных программ СФУ и стратегических партнеров | Следующий миграционный поток из восточных территорий уже наблюдается после окончания обучения в различных образовательных учреждениях. В данном случае происходит поиск места работы, лучшего трудоустройства. Здесь побеждают территории, дающие возможность высокого заработка, профессионального развития, карьерного роста и развитой социальной инфраструктурой (медицина, спорт, культура). Привлекательными являются территории, дающие поддержку молодым семьям по жилью, при рождении детей. К сожалению, даже самые лучшие программы вузов, не подкрепленные возможностью трудоустройства, не спасают. Выпускники разъезжаются не только по стране, но и в другие страны. По данным Агентства РИА Новости, средняя заработная плата (на 1 июля 2023 г. [6]) по России составила 63,6 тыс. руб. Разброс по стране достаточно серьезен: самые высокие заработные платы у северян (Нижний Уренгой 142,6 тыс. руб.), дальше идет Москва (137,7 тыс. руб.), Санкт-Петербург (93,7 тыс. руб.) и самый низкий уровень по городам свыше 100 тысяч населения у Элисты (37,9 тыс. руб.). Очевидно, что более привлекательными для выпускников станут центральные территории с более мягким климатом, чем северные регионы.
Жители России в возрасте 30–40 лет решаются на миграцию в силу структурной безработицы и невозможности развиваться профессионально, подниматься по карьерной лестнице на своих рабочих местах. Это связано с закрытием предприятий определенной отраслевой принадлежности, реструктуризацией, насыщенностью рынка труда конкретной местности специалистами определенного профиля. При такой миграции восточные регионы продолжают проигрывать западным.
Последний миграционный этап (рис. 2) затрагивает предпенсионный и пенсионный возраст. В данном случае причины покинуть место проживания в основном две: работоспособные граждане не могут реализовать свои знания, опыт в своем регионе или уже неработающие пенсионеры перебираются поближе к детям, которые переехали раньше (обычно во время обучения) в центральные регионы. Если в первом случае предприятия центральной России получают квалифицированные и опытные кадры, то во втором происходит увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру городов, прежде всего, медицинскую.
Миграционные процессы, происходящие в Сибирском регионе, достаточно типичны для многих территорий России. Покидая территории, жители увозят с собой и свой человеческий капитал: знания, опыт, умения. Наиболее острыми становятся вопросы по подготовке кадров экономического и управленческого профиля, которые могли бы заниматься проблемами регионов, не хватает лидеров территориального развития. На это серьезное влияние, на наш взгляд, оказывает наличие бюджетных мест в образовательных учреждениях, в первую очередь университетах по экономическим и управленческим специальностям. Например, Сибирский федеральный университет практически вдвое за последние пять лет сократил количество бюджетных мест набора по этим направлениям. На 2024г. набор по программам бакалавриата составляет: экономика 24 чел., менеджмент 25 чел., управление персоналом 15 чел., государственное и муниципальное управление 15чел. Речь идет о городе Красноярске с численностью населения примерно 1200 тыс. жителей и в Красноярском крае проживает порядка 3 млн чел. Соотношение явно не в пользу региона. Остальные университеты города не имеют и такого количества бюджетных мест по данным направлениям [8].
Перечисленные проблемы могут быть решены, по нашему мнению, реализацией следующих мероприятий:
• наличие современных образовательных программ, соответствующих цифровой экономике и направленных на решение проблем социально-экономического развития России;
• наличие бюджетных мест по подготовке экономических и управленческих кадров, целевые места по региональным программам подготовки;
• привлечение студентов к разработке программ социально-экономического развития регионов, проведение конкурсов подготовки проектов для различных территорий;
• наличие мест практики и лояльных работодателей, взаимодействующих с вузами [1].
В обязательной связке с проблемой подготовки современных кадров стоит вопрос об уровне профессионализма педагогических кадров региональных университетов. Сибирские университеты могут гордиться своими сотрудниками, однако ряд проблем достаточно серьезно тормозит развитие многих вузов.
Функциональные обязанности современного преподавателя. Преподаватель высшей школы в своей деятельности занимается педагогической, научной, воспитательной и другими видами работ. Он принимает участие в привлечении абитуриентов, взаимодействует со школами. Уровень средней заработной платы вынуждает вести поиск дополнительного источника повышения дохода, что ведет к снижению качества выполняемой работы. Время на проведение научных исследований серьезно ограничено.
Стратегические перспективы карьерного роста и развития. Современный преподаватель сталкивается с серьезной неопределенностью перспектив развития образовательных программ, существующих сегодня в университетах. Многие разработанные методические и учебные материалы оказываются не нужными. При проведении конкурсов на занятие должности преподаватель может получить подписанный контракт на 2–3 года, что ставит под сомнение его дальнейшее развитие как ученого. Зачем вести научную деятельность, работать над кандидатской или докторской диссертацией, если завтра ты можешь стать безработным?
Немаловажным моментом в привлечении молодых специалистов в высшую школу становится отсутствие бюджетных мест в аспирантурах по экономическому профилю. За последние несколько лет в СФУ только на 2024 г. выделено 3 бюджетных места в аспирантуре по направлению региональная и отраслевая экономика. Платное обучение для молодежи достаточно дорого, что ведет к дальнейшему старению педагогических составов университетов.
Современная система аттестации работников высшей школы. При отказе от Болонской системы в высшей школе начали происходить изменения в аттестации научных работников и преподавателей высшей школы. Изменились паспорта специальностей, ведущие журналы в Перечне ВАК были разбиты на группы и проведены изменения на соответствие новым паспортам. К сожалению, на этом все остановилось. По-прежнему, в любых грантовых заявках, научных отчетах, рейтингах вузов на первом месте стоят публикации в международных базах данных (Web of Science, Scopus), и только после — наши российские журналы ВАК. Возвращаясь к развитию регионов, необходимо отметить, что именно наши российские журналы поднимают вопросы социально-экономического развития нашей страны, поэтому, на наш взгляд, именно им должна быть отдана и ведущая роль освещения и продвижения научных результатов, полученных российскими учеными.
Увязка научных результатов с социально-экономическими показателями объектов исследования. В любой научной работе отражается эффект от применения полученных результатов исследования. Каждый год защищается не мало кандидатских и докторских диссертаций по экономике и управлению, в том числе и по региональным вопросам. К сожалению, в реальной практике мы редко видим их применение в перспективе. Многие исследования остаются в архивах ВАК и библиотек. Более рационально было бы применение научных результатов в программах развития конкретных территорий, принятых стратегий.
Еще одной ключевой проблемой для сибирского региона выступает уровень развития транспортной инфраструктуры. В данном вопросе можно выделить сложные вопросы, как по видам применяемого транспорта, так и по качеству дорог, и на некоторых территориях даже просто их наличия. Красноярский край обладает большими территориями, население в основном сосредоточено в центральной и южной частях, в районах севера можно использовать только морской (Северный путь) или воздушный транспорт, что серьезно затрудняет их развитие в силу дороговизны такого перемещения. Развитию северных территорий, безусловно, будет способствовать наличие хороших федеральных трасс и железной дороги. Данные, отраженные в табл. 2, показывают, как значительно снижается плотность железнодорожных и автомобильных дорог после Урала. В Красноярском крае по железнодорожному обеспечению мы имеем БАМ и небольшие ответвления в центральной части, поэтому и очень низкие показатели (9).
Таблица 2
Плотность железнодорожных и автомобильных путей в 2022 г. (км путей на 10 000 км2 территории) [5]Округа | Железно-
дорожных | Авто-
мобильных |
---|
Центральный федеральный округ | 261 | 384 | Северо-Западный федеральный округ | 78 | 63 | Южный федеральный округ | 165 | 239 | Северо-Кавказский федеральный округ | 123 | 432 | Приволжский федеральный округ | 142 | 242 | Уральский федеральный округ | 47 | 44 | Сибирский федеральный округ
в т.ч. Красноярский край | 25
9 | 37
12 | Дальневосточный федеральный округ | 18 | 12 |
Сложным вопросом остается строительство в г. Красноярске метро. Анализ данного вопроса показывает (табл. 3), что вопрос с развитием метро, появлением новых станций решается в основном в г. Москве. Другие города-миллионники тоже имеют проблемы.
Таблица 3
Обеспечение транспортной доступности с помощью метро в городах-миллионниках России [5]№ | Город | Станций (шт.) | Протяженность
(км) | Численность
(чел.) |
---|
1 | Москва | 263 | 449 | 13106000 | 2 | Санкт-Петербург | 72 | 124,8 | 5600000 | 3 | Новосибирск | 13 | 15,9 | 1635000 | 4 | Екатеринбург | 9 | 12,7 | 1539000 | 5 | Казань | 11 | 16,77 | 1314000 | 6 | Нижний Новгород | 15 | 21,82 | 1213000 | 7 | Красноярск | строится | – | 1196000 | 8 | Челябинск | строится | – | 1182000 | 9 | Самара | 10 | 12,6 | 1163000 | 10 | Уфа | отменено | – | 1157000 | 11 | Ростов-на-Дону | отменено | – | 1135000 | 12 | Краснодар | – | – | 1121000 | 13 | Омск | консервация | – | 1110000 | 14 | Воронеж | – | – | 1051000 | 15 | Пермь | отменено | – | 1027000 | 16 | Волгоград | – | – | 1025000 |
До 2028 г., когда г. Красноярску исполнится 400 лет, намечена реализация программы «15 минут», направленная на решение транспортных проблем по городу. Как показывает практика, строительство метро снимает нагрузку на городские дороги, уменьшает пробки в час-пик, а соответственно развитие именно данного вида транспорта должно быть осуществлено в крупных городских мегаполисах.
В процессе анализа ключевых проблем по Красноярскому краю также можно выделить недостаточное внимание вопросам социального обеспечения по спортивным объектам. В результате проведения Универсиады в г. Красноярске в 2019 г., город стал обладателем многих спортивных объектов для занятий зимними видами спорта. Летним же видам, на наш взгляд, уделяется совсем мало внимания. Если студенты вузов имеют возможность заниматься в современных спортивных сооружениях, то дети дошкольного и школьного возрастов, а также взрослое население такого доступа не имеют, спортивные секции, занятия фитнесом осуществляются на платной основе, что не каждый может себе позволить в силу достаточной дороговизны этих услуг. Да и самих объектов летних видов спорта очень мало. Красноярск не имеет даже легкоатлетического манежа, который бы соответствовал современным требованиям.
В регионе, который имеет северные территории с низкими температурами и отсутствием солнца, необходимо проводить оздоровление населения, в первую очередь детей, с возможностью их вывоза на летний период на территории с более мягким климатом, организацию спортивных и культурных лагерей. Развитие такой формы досуга и оздоровления позволит снизить и экологическую нагрузку на жителей, особенно по г. Красноярску, который занимает одно из первых мест по загрязненности воздуха.
Таким образом, в результате исследования были выявлены ключевые проблемы Сибирского региона (на примере Красноярского края), препятствующие его социально-экономическому развитию: вопросы подготовки кадров экономических и управленческих кадров, связанные с наличием и реализацией современных образовательных программ; обеспечение образовательных процессов в вузах профессиональными кадрами; диспропорции и низкое качество транспортной инфраструктуры края; недостаточное социальное обеспечение населения спортивными объектами по летним видам спорта. Для решения этих проблем были предложены рекомендации, реализация которых позволит выполнить намеченные планы по стратегическому развитию Красноярского края и г. Красноярска, а также снизить диспропорции в социально-экономическом положении регионов России как необходимой цели национального развития. |
| |
|
|