Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Контрактный и корпоративный механизмы заключения концессионных соглашений на ресурсоснабжающих предприятиях
Родионов А. П.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

В статье представлены особенности организации концессионных соглашений по таким схемам, как: контрактный и корпоративный механизм, которые позволяют в разных аспектах управлять процессами предприятий в рамках концессии. Использование концессионных соглашений — результативный механизм, который затрагивает различные инструменты управления, а их сочетание дает возможность создать оптимальные условия функционирования предприятий городского водопроводно-канализационного хозяйства.
Ключевые слова: концессионное соглашение, ресурсоснабжающее предприятие, банковские гарантии, корпоративные механизмы
УДК 330.15; ББК 65.050   Стр: 101 - 103

В настоящее время заключение концессионных соглашений является перспективным направлением для развития жилищно-коммунального сектора: данное направление может коснуться не только предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, но и предприятий теплоснабжения и ресурсоснабжения.
Предметом Концессионного соглашения будет являться обязанность Концессионера за свой счет создавать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (см. ниже описание и состав Объекта концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит (в отношении существующих объектов) или будет принадлежать (в отношении вновь создаваемых / приобретаемых Концессионером объектов) Концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) Объекта концессионного соглашения и Иного имущества, а также обязанность Концедента предоставлять Концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования Объектом концессионного соглашения и Иным имуществом для осуществления указанной деятельности [2; 4;7].
В целях защиты интересов Концедента и повышения привлекательности Проекта для инвесторов Концедент, в соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона «О концессионных соглашениях», заключит прямое соглашение с инвесторами, предоставляющими финансирование в рамках Проекта. Данное соглашение будет определять порядок действий сторон при реализации механизмов прямого управления со стороны инвесторов и Концедента, процедуру обмена информацией в рамках Проекта, условия осуществления платежей, причитающихся сторонам при прекращении Концессионного соглашения, и иные положения, не противоречащие действующему законодательству.
Банковские гарантии будут обеспечивать следующие обязательства Концессионера в период срока действия Концессионного соглашения [9; 13; 14]:
1) выполнение финансовых обязательств в отчетные периоды;
2) выполнение взятых обязательств по эксплуатации имущества в рамках заключенного концессионного соглашения;
3) осуществление обязательств по реконструкции и проведению мероприятий по улучшению деятельности объектов, используемых в рамках концессионного соглашения;
Концессионер обязан передать имущество Концеденту в соответствующем состоянии для эксплуатации.
Размер указанных гарантий будет определен в Концессионном соглашении. В Концессионном соглашении будут также установлены минимальные требования по страхованию ответственности Концессионера и Объекта концессионного соглашения и Иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
С учетом указанного, непрерывность эксплуатации Централизованной системы водоснабжения и водоотведения будет обеспечена за счет следующих механизмов, которые будут закреплены в Концессионном соглашении:
контрактный механизм;
корпоративный механизм.

а) Контрактный механизм
Указанный механизм предусматривает установление в Концессионном соглашении контрактного обязательства сторон по соблюдению специальной процедуры по передаче Объекта концессионного соглашения и Иного имущества Городу, в случае прекращения Концессионного соглашения. По своей сути данный механизм будет аналогичен Переходному периоду (основной целью которого является предоставление Концессионеру времени на подготовку к передаче ему имущества Городом), за тем исключением, что целью Периода подготовки к прекращению будет предоставление Городу достаточного количества времени для подготовки к возврату имущества от Концессионера к Городу (так, в этот период времени Город может объявить новый концессионный конкурс и обеспечить передачу имущества новому концессионеру сразу после того, как имущество поступит от действующего Концессионера).
При использовании контрактного механизма Концессионеру, после наступления основания для расторжения Концессионного соглашения по вине Концессионера и направления Концессионеру соответствующего уведомления, предоставляется период времени на устранение нарушения, в течение которого Концессионер продолжит эксплуатацию Централизованной системы водоснабжения и водоотведения и должен будет устранить нарушение. Если по истечении такого периода времени нарушение не будет устранено, то Концедент вправе либо продлить период устранения нарушений, либо уведомить Концессионера о вступлении в «прямое управление» на определенный в Концессионном соглашении срок, по завершении которого Концессионное соглашение прекращается (Период подготовки к прекращению). При этом в случае прекращения Концессионного соглашения вследствие форс-мажора или по вине Концедента, условие Концессионного соглашения о предоставлении периода для устранения нарушений не применяется и сразу наступает Период подготовки к прекращению.
В течение Периода подготовки к прекращению [1; 6; 8]:
– стороны определяют готовность Объекта концессионного соглашения к передаче, согласовывают размер и порядок выплат, а также подают заявление о расторжении в суд в соответствии с обычным порядком, применяемом в концессионных проектах;
– уполномоченный представитель Концедента (в отношении которого Концессионер должен в течение всего срока соглашения поддерживать безотзывную доверенность с правом передоверия и по требованию Концедента вносить в нее изменения об уполномоченном лице) вправе вступить в прямое управление на основании доверенности и запросить всю информацию и документацию о деятельности Концессионера, при этом такой уполномоченный представитель назначается по решению Концедента в соответствии с порядком, который может быть установлен в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга, утверждающем решение о заключении Концессионного соглашения;
– объем полномочий по доверенности будет включать действия, необходимые для управления персоналом с целью эксплуатации Объекта концессионного соглашения и Иного имущества и поддержания обычной деятельности Концессионера;
– единоличный исполнительный орган Концессионера и лица, действующие от имени Концессионера по доверенности, не вправе принимать никаких решений без предварительного согласования с уполномоченным лицом Концедента;
– несоблюдение Концессионером положений о прямом управлении в Период подготовки к прекращению (например, совершение единоличным исполнительным органом действий без согласования с уполномоченным представителем Концедента) влечет за собой право Концедента на обращение взыскания по банковской гарантии, предоставляемой Концессионером на Период подготовки к прекращению;
– Концедент компенсирует Концессионеру фактически произведенные затраты на эксплуатацию и осуществление инвестиционной программы в объеме и порядке, установленном в Концессионном соглашении.

б) Корпоративный механизм
Корпоративный механизм будет предусматривать наличие у Города опциона на приобретение ста процентов акций (долей участия в уставном капитале) Концессионера, который может быть реализован Городом в случае возникновения каких-либо оснований для прекращения Концессионного соглашения.
В соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс, институт опциона в настоящее время прямо предусмотрен ст.429.2 и ст.429.3 Гражданского кодекса. В настоящее время в рамках действующего законодательства предусмотрено заключение опционного договора, который регламентирует в своем составе действия концессии.
Для целей использования корпоративного механизма в условиях Концессионного соглашения будет предусмотрено обязательство Концессионера обеспечить подписание документации об опционе всеми акционерами (участниками) Концессионера и предоставить ее Концеденту на подписание до окончания Переходного периода. По условиям опциона на основании требования Концедента, которое может быть предъявлено при инициации процедуры прекращения Концессионного соглашения, право собственности на 100% акций (долей в уставном капитале) Концессионера подлежит передаче акционерами (участниками) Концессионера в пользу Концедента. При этом Городу не требуется быть акционером (участником) Концессионера для реализации своего права в рамках опциона. В документации об опционе стороны могут согласовать вопрос покупной цены, уплачиваемой Концедентом за акции (доли в уставном капитале) Концессионера, в зависимости от условий выплаты компенсации при прекращении Концессионного соглашения [5; 10; 12].
В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга № 223–35 «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» от 11 мая 2006 года принятие решений об участии и об определении цели участия Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях, относятся к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга. Соответственно, в целях обеспечения возможности реализации Городом прав по опциону потребуется принятие соответствующего постановления Правительства Санкт-Петербурга. Законодательство не запрещает заблаговременного принятия такого постановления, поэтому в качестве такого акта может выступать постановление Правительства Санкт-Петербурга, утверждающее решение о заключении Концессионного соглашения). Процедура реализации прав по опциону будет предусматривать проведение комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности Концессионера, которая будет содержать независимое объективное мнение о положении дел Концессионера, в части соответствия действующему законодательству и ключевых рисках, которые могут возникнуть.
Управление механизмами непрерывного использования Центральной системы водоснабжения и водоотведения в случае расторжения Концессионного соглашения дают права Концеденту на [3; 11]:
– при нарушении условий Концессионного договора Концедент вправе устранить нарушения и продолжать эксплуатацию объектов, в рамках Концессионного соглашения;
– Концедент может в рамках Концессионного договора передавать стороннему частному инвестору часть своих полномочий по эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения в рамках района, региона, зон водоснабжения и водоотведения, что будет являться уступкой прав по концессионному соглашению. Данная сделка несет самостоятельное экономическое значение и направлена на реализацию интересов всех участников Концессии;
– вероятнее всего, Концессионер сможет продолжить обслуживание обязательств по кредитным договорам и, таким образом, Концедент не будет обязан выплачивать компенсацию при прекращении в части компенсации старшего долга;
– в оставшейся части (компенсация долевых инвестиций) вместо выплаты компенсации при прекращении по Концессионному соглашению Концедент выплатит покупную цену акций (долей в уставном капитале) Концессионера, заменяющую компенсацию при прекращении в части долевых инвестиций, за исключением случаев расторжения Концессионного соглашения, при которых у акционеров Концессионера не возникает права на возмещение (в таких случаях цена выкупа акций будет номинальной или нулевой), использовать право, предусмотренное Концессионным соглашением, на прекращение Концессионного соглашения и обеспечить исполнение обязательств сторон в рамках Периода подготовки к прекращению, в том числе осуществить выплату компенсации при прекращении Концессионеру и подготовить условия на стороне Города для принятия Объекта концессионного соглашения. При этом в случае нарушения Концессионером контрактных обязательств в рамках Периода подготовки к прекращению, Концедент будет вправе воспользоваться опционом и обеспечить установление контроля над Концессионером.
Рассмотренные механизмы можно считать важными и актуальными для построения системы управления на ресурсоснабжающих предприятиях, так как различные виды концессии дают возможность построить оптимальные подходы к концессионной деятельности и создать систему взаимоотношений всех участников процесса концессии. Концессионная деятельность затрагивает различные механизмы управления, и их сочетание дает возможность создать оптимальные условия функционирования предприятий городского водопроводно-канализационного хозяйства.

Список использованных источников:
1. Шор И.М., Шор Д.М. Концессия как инструмент повышения результативности расходов регионального бюджета (на примере Волгоградской области): монография / Волгоградский государственный университет. — Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2017. — 155 с.
2. Орлов Е.В. Некоммерческая концессия: теоретические основы и практическое применение / Костромской государственный университет. — Ярославль: Костромской гос. ун-т, 2017. — 149 с.
3. Левицкая Е.А. Концессионные соглашения в сфере коммунального имущества муниципальных образований. — Москва: Юрлитинформ, 2009. — 156 с.
4. Сосна С.А. Концессионные соглашения: Теория и практика. — М.: Нестор Академик Паблишерз, 2002. — 251 с.
5. Ярославцев А.В., Ярославцева Т.А. Концессии в жилищно-коммунальной сфере: история и современность: монография / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Дальневосточный институт управления. — Хабаровск: редакционно-издательский отдел Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС, 2018. — 194 с.
6. Власова Е.Я., Яндыганов Я.Я. Стратегическое управление природопользованием: [монография] / Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2019. — 526 с.
7. Ледовская Н.В. Государственное управление природопользованием в условиях конвергенционных экономических систем: монография / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет». — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. — 169 с.
8. Потравный И.М., Новиков Д.В. Эколого-ландшафтное управление природопользованием: [монография] / Москва: Экономика, 2016. — 254 с.
9. Цгоев Т.Ф., Теблоев Р.А., Цидаев Б.С. Экономические методы управления охраной окружающей среды и природопользованием: [монография] / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)». — Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2018. — 499 с.
10. Романова О.А., Новоселов А.В. Корпоративное управление: социоэкономический анализ / Препринт. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. — 51 с.
11. Савенкова И.В. Организация корпоративного управления как преимущество в конкурентной борьбе: монография. — Белгород: Константа, 2013. — 111 с.
12. Беляков В.Г. Институты корпоративного управления современной России. Экономическое содержание и правовая форма: монография. — Санкт-Петербург: Инфо-да, 2012. — 171 с.
13. Иванова Е.А. Особенности функционирования корпораций и корпоративное управление в современной экономике / Ростовский гос. экономический ун-т «РИНХ». — Москва: МЭСИ, 2012. — 199 с.
14. Боярко Д.В., Кривелевич М.Е., Надеин И.И. Корпоративное управление в акционерных обществах с государственным участием: развитие, практика и регулирование: монография. — Владивосток: Дальнаука, 2012. — 126 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия