Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Казанский А. В.
доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Банковское проектное финансирование в сфере государственно-частного партнерства
В статье раскрываются особенности использования банковского проектного финансирования в сфере ГЧП. Показано, что специфика применения проектного финансирования ГЧП состоит в создании специальной проектной компании, отвечающей за мобилизацию финансовых ресурсов для реализации проекта; наличие иерархии инвестиций; более объективная оценка платежеспособности и надежности заемщика и оценка самого проекта с точки зрения его эффективности, безопасности и риска; значительные трансакционные издержки по урегулированию интересов всех членов товарищества.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проектное финансирование, банковское проектное финансирование, проектная компания, проектное кредитование, общественное благосостояние
УДК 334.76   Стр: 116 - 119

Введение. В условиях экономической нестабильности и постоянного дефицита бюджетных ресурсов внедрение инновационных финансовых технологий, которые позволят мобилизовать ресурсы частного сектора для реализации важных проектов экономического и социального развития, является актуальным вопросом практики государственного управления. Согласно мировой практике, банковский сегмент финансового рынка играет важную роль в реализации проектов в сотрудничестве государства и частного сектора, поскольку банки обычно инициируют и организуют крупные инвестиционные проекты, организуют мобилизацию необходимые финансовые ресурсы. Важной областью применения технологии проектного финансирования является реализация проектов с участием государства как заинтересованной стороны и донора. Участие государства в финансировании проектов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) имеет многосторонний положительный эффект, который, наряду со снижением фискальной нагрузки на бюджетную систему и реализацией важных для государства проектов, заключается во внедрении новых технологии управления и совершенствование управления государственными финансами. Банки как участники финансирования проектов ГЧП получают стабильный доход от реализации проектов с относительно низким уровнем риска (поскольку проекты ГЧП обычно предусматривают государственные гарантии), а также имиджевую выгоду. Учитывая столь взаимодополняющие положительные эффекты от применения проектного финансирования ГЧП для различных экономических агентов, тщательное изучение теоретических основ и практики его реализации в условиях экономической неопределенности имеет значительные перспективы.
Несмотря на значительные перспективы применения механизма ГЧП для реализации проектов развития в Российской Федерации, научные работы по проблемам его финансирования представлены в отечественной экономической литературе спорадически. Среди исследований последних лет можно выделить монографии И.А. Никоновой по выявлению особенностей банковского проектного финансирования и выявлению факторов, сдерживающих его развитие в РФ [1], а также по развитию институциональной среды для активизации сотрудничества между банковским сектором и государством при реализация проектов ГЧП [2]; работы С.Г. Медянцевой, посвященные общей характеристике ГЧП в социальной сфере РФ [3], В.В. Переверзевой о перспективах использования проектного финансирования в системе проектного управления.
Вопросы проектного финансирования с привлечением банковских ресурсов раскрыты и в научных работах зарубежных ученых. Г. Ходж и К. Греве [5] утверждают, что важнейшим направлением исследований по реализации проектов ГЧП является их финансирование. Н. Линь, С. Ван, Х. Т. Туи раскрывают ключевые каналы участия банковских учреждений в реализации проектов ГЧП (кредитование, участие через финансирование проектной компании ГЧП) [6]. Ф. Блан-Брюде и Р. Стрэндж [7] раскрывают детерминанты стоимости банковского финансирования проектов ГЧП и утверждают, что на нее больше всего влияет рыночный риск, тогда как технические риски подлежат диверсификации посредством структурирования проекта. X. Wang, L. Shi, B. Wang, M. Kan [8] обращают внимание на методические подходы к оценке уровня кредитных рисков проектов ГЧП и предлагают учитывать неопределенность и другие особенности финансирования проектов ГЧП.
Несмотря на некоторое развитие участия банковского сектора в финансировании проектов ГЧП, в большинстве исследований оно рассматривается кратко, в контексте освещения более общих вопросов проектного финансирования. В связи с этим актуальной задачей на сегодняшний день является разработка теоретической основы банковского проектного кредитования в контексте выявления его особенностей и факторов, сдерживающих его развитие в Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным автором данной статьи поставлена цель — раскрыть особенности применения банковского проектного финансирования в сфере ГЧП в России. Реализация поставленной цели предусматривает выявление имманентных признаков проектного финансирования в сфере ГЧП, оценку тенденций его применения в России и выявление факторов правового, экономического и организационного характера, которые сдерживают развитие проектного финансирования при реализации проектов ГЧП в России.

Наиболее приемлемой формой финансового механизма государственно-частного партнерства (как с точки зрения риска, так и с точки зрения эффективности) является проектное финансирование. Учитывая, что проекты государственно-частного партнерства имеют широкую поддержку со стороны государства, этот вид финансирования является наиболее разумным и целесообразным, так как не требует дополнительного обеспечения кредита.
Появление проектного финансирования ГЧП связано с реализацией масштабных проектов, инициированных несколькими крупными инвесторами, которые не могут реализовать их самостоятельно. Особенностью данной формы финансирования является создание специальной проектной компании. В этом случае вновь созданное юридическое лицо не имеет ни финансовой истории, ни достаточных активов для предоставления залога. Учредителями компании являются инициаторы проекта ГЧП, которые обеспечивают финансирование посредством формирования уставного капитала проектной компании. Именно специальная проектная компания, а не инициаторы проекта, привлекает кредитные ресурсы для реализации проекта. Обычно около 30% проекта — это инвестиции компании, а остальную часть проекта компания занимает в кредит у финансовых институтов в среднем на срок от 5 до 15 лет. Движение средств при проектном финансировании ГЧП показано на рис. 1.
Считается, что такое соотношение минимизирует риски кредиторов, поскольку инвесторы в проект уже вложили достаточно собственных средств и, следовательно, более чем заинтересованы в успешной реализации проекта. При этом условием кредиторов является вложение собственных средств инвесторов на начальных стадиях реализации проекта ГЧП (проектирование и строительство), а затем осуществление их финансирования. Однако, в отличие от традиционных форм кредитования, проектное финансирование позволяет кредиторам более точно определить платежеспособность и надежность заемщика; оценить инвестиционный проект с точки зрения его эффективности, безопасности, рисков; спрогнозировать окончательный результат проекта ГЧП.
Большое количество участников финансирования проектов ГЧП вызывает определенные трудности в организации партнерства, поскольку достижение компромисса между партнерами требует длительного времени. Переговоры по наиболее важным финансовым аспектам проекта и их регулирование может занять больше года. За это время партнёры могут поменяться. В результате операционные расходы удваиваются по сравнению с традиционным кредитованием. Они могут достигать до 10% от общей стоимости инфраструктурного проекта.
Рис. 1. Денежный поток в форме проектного финансирования государственно-частного партнерства

Проектное финансирование ГЧП активно использовалось в зарубежной практике на протяжении многих лет, однако до 1996 г. не было статистической информации об объеме и структуре источников его финансового обеспечения. С 1996 года Project & Trade Finance создает базу данных о реализации соглашений о партнерстве между государством и бизнесом на основе проектного финансирования в различных регионах мира. В настоящее время такую статистику в глобальном масштабе ведут аналитические агентства Thomson Reuters и IJ Global.
Оценивая это финансирование, IJ Global изучает динамику его структурных источников, включая инвестиции международных финансовых институтов, кредиты, проектные облигации и собственный капитал предприятий. Так, данные рисунка 2 показывают, что в 2013 году проектное кредитование вообще не осуществлялось, что связано с выходом банков из финансового кризиса. Зато преобладали инвестиции международных финансовых институтов, составившие 52,7% от общего объема источников финансирования проектов ГЧП. Однако в течение 2012–2017 гг. ситуация существенно изменилась, поскольку кредиты стали преобладать. За этот период их доля колебалась от 36,4 до 61,6 процентных пункта. Период 2018–2019 гг. характеризовался увеличением роли проектных облигаций и инвестиций международных финансовых институтов, а в 2020 году — проектных кредитов.
Учитывая преобладание заемных средств в структуре финансирования проектов ГЧП, значительное количество ученых из числа указанных выше, утверждают, что его реализация осуществляется на принципах банковского кредитования. Однако функции банков в проектном финансировании гораздо шире, чем кредитование. Они не только обеспечивают финансовую поддержку проекта, но и становятся непосредственными участниками проекта ГЧП, управляя (участвуя в выборе учредителей проектной компании, подготовке проектной документации, оценке рисков проекта, управлении проектами, постоянном контроле за их реализацией и т.д.), и осуществляя расчетные, консультационные, гарантийные и другие функции (рис. 2).
Рис. 2. Роль банков в проектном финансировании государственно-частного партнерства

Деятельность банков в сфере финансирования проектов ГЧП связана, прежде всего, с предоставлением кредитов. Эту форму финансирования проектов ГЧП могут использовать влиятельные банки, имеющие возможность занимать или получать финансирование от материнских компаний. Из-за масштаба большинства инфраструктурных проектов, длительного периода их реализации и высокой стоимости, большинство коммерческих банков не имеют возможности кредитовать долгосрочные проекты ГЧП по низкой процентной ставке.
В условиях активизировавшихся процессов глобализации, механизм финансирования проектов ГЧП активно используется Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, ведущими инвестиционными банками мира для оказания помощи странам с дефицитом капитала. Эти банки также участвуют в финансировании проектов в Восточной Европе, испытывающих трудности переходного периода. Еврокредиты, предоставляемые международными консорциумами (синдикатами) банков, являются распространенным наднациональным источником финансирования банковских проектов. Помимо кредитования, эти учреждения участвуют в финансировании проектов ГЧП на ранних стадиях в качестве инвестиционных консультантов. Это позволяет детально рассмотреть все аспекты, которые могут повлиять на стоимость проекта и сроки его реализации.
В отечественной практике государственно-частного партнерства проектное финансирование является новейшей формой финансирования, законодательство в сфере которого возникло относительно недавно. В связи со структурной перестройкой российской экономики, начавшейся в 2022 году, и фактическим прекращением взаимодействия с международными финансовыми организациями, основную роль в государственной поддержке проектного финансирования взяли на себя российские институты развития, а также наднациональные институты развития с участием дружественных России государств (например — ЕАБР)
Центральный Банк Российской Федерации активно участвует в мероприятиях, направленных на достижение технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Прежде всего, усилия регулятора направлены на меры, стимулирующие проектное финансирование. Целью таких мер является снижение нагрузки на капитал для банков с универсальной лицензией, выдающих целевые кредиты.
В настоящее время можно привести немало примеров программ государственной поддержки, оказываемой финансовому сектору государственными институтами: это и налоговые льготы, и субсидирование процентных ставок, и государственные гарантии, и промышленная ипотека, займы Фонда развития промышленности (ФРП), Фабрика проектного финансирования ВЭБ РФ, программы поддержки экспорта и импортозамещения, соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специальные инвестиционные контракты (СПИК) и многие другие.
В июне 2023 года на встрече президента РФ Владимира Путина с членами «Деловой России» была озвучена цифра, характеризующая объем инвестиций в те отрасли, которые критичны для достижения технологического суверенитета. В настоящее время она составляет 500 млрд рублей при требуемых 2,5 трлн рублей в год, согласно оценке Правительства РФ.
В результате новых мер Центрального банка, универсальные кредитные организации смогут снизить нагрузку на капитал в рамках целевого кредитования в размере до 70% от стандартной величины кредитного риска (коэффициента риска в соответствии с положением N 199-П ЦБ РФ)
Таксономия проектов технологического суверенитета утверждена постановлением Правительства РФ №603 от 15 апреля 2023 года. К ним отнесли десятки направлений автомобилестроения, судостроения, авиационной, медицинской, станкоинструментальной, фармацевтической, химической, электронной, электротехнической и энергетической промышленности, а также железнодорожного, нефтегазового, сельскохозяйственного, специализированного и тяжелого машиностроения. Таксономия проектов структурной адаптации экономики вышла короче, но вложений потребует не меньше, а возможно, и больше, так как речь идет о строительстве, модернизации и развитии инфраструктурных проектов, в том числе самых масштабных. Еще одно направление адаптации экономики включает в себя услуги, среди них есть такие, как перевозка грузов космическим транспортом и услуги по производству систем ядерных реакторов и оборудования для атомных станций.
В результате ставки по кредитам для таких проектов должны стать ниже. «Предлагаемые меры действительно позволят снизить стоимость кредита за счет снижения нагрузки на капитал. Однако надо учитывать, что наиболее существенное снижение стоимости заемных средств за счет пониженного коэффициента RWA (активы, взвешенные по уровню кредитного риска) возможно, прежде всего, для проектов с относительно высоким рейтингом кредитоспособности», — говорит управляющий директор, руководитель группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Валерий Пивень.
Проще говоря, банки смогут в меньшем объеме закладывать в стоимость кредита средства на создание резервов и соблюдение нормативов.
Кроме того, деньги на многие из промышленных и инфраструктурных проектов удобнее привлекать в формате проектного финансирования. В России же из-за особенностей регулирования кредитной сферы сделать это чрезвычайно сложно, если только проект впишется в формат Фабрики проектного финансирования ВЭБ РФ. Одна из основных проблем проектного финансирования связана как раз с оценкой кредитного риска и требованиями ЦБ при расчете связанных с ним нормативов достаточности капитала банков. Соответственно, возможность оценивать кредитный риск «со скидкой» частично решает эту проблему.
Мероприятия ЦБ РФ существенно стимулируют развитие проектного финансирования в нашей стране. Тем не менее, по сравнению с зарубежными регионами проекты, реализуемые в форме проектного финансирования в России, реализуются не так часто, как могло бы быть[10].
Причины такой практики заключаются в следующем [11].
1. Не глубокое понимание понятия «проектное финансирование».
2. Отсутствие общедоступной и понятной статистки по ранее реализованным проектам с точки зрения структурирования.
3. Отсутствие широкой и хорошо проработанной законодательной базы в области проектного финансирования.
4. Отсутствие большого количества квалифицированных кадров в этой сфере, и как результат: длительные сроки проработки и анализа проектов.
5. Отсутствие благоприятного инвестиционного климата, в том числе в силу геополитической нестабильности.
6. Низкий уровень управления проектами по проектному финансированию на предприятиях и в банках.
7. Отсутствие широкого выбора финансовых инструментов, применение которых будет обеспечивать оптимальное соотношение рисков и доходности при реализации инвестиционных проектов.
На этом фоне можно выделить несколько направлений путей развития и совершенствования проектного финансирования в России [12].
1. Развитие рынка и повышение уровня качества консультационных и страховых услуг. В мировой практике в реализации проектного финансирования почти в 100% случаев принимают участие различные страховые и консалтинговые компании, особенно при реализации долгосрочных проектов.
2. Усиление роли государства в сфере страховании рисков. Возможность рассматривания государства как гаранта при реализации проектного финансирования.
3. Увеличение эффективности налогового стимулирования реализации проектного финансирования. Разработка поправок к налоговому законодательства с точки зрения предоставления льгот участникам проектного финансирования.
4. Стимулирование межбанковского сотрудничества. Использование более эффективных схем взаимодействия банков при совместной работе над инвестиционным проектом.
5. Разработка и увеличение набора инструментов, используемых в процессе осуществления проектного финансирования
Таким образом, развитие проектного финансирования ГЧП в России представляет собой безусловно достаточно рискованным направлением банковской деятельности. Оно получило бы определенный дополнительный импульс в период структурной перестройки экономики и является объектом стимулирования со стороны регулятора и институтов развития. При этом, данная сфера не лишена очевидных проблем в своем развитии, что требует системного внимания как со стороны государства, так и со стороны коммерческих структур.


Список использованных источников:
1. Никонова И.А. Стоимостная оценка в проектном анализе и проектном финансировании. — М.: Издательство Прометей, 2023. — 374 с
2. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. — М.: Издательство Альпина Паблишер, 2109. — 285 с.
3. Медянцева С.Г., Кавкаева Н.В., Кавкаева О.Н. Процессы Государственно-Частного партнерства в социальной сфере Российской Федерации // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — 2018. — №4. — С.59–71.
4. Переверзева В.В., Юрьева Т.В. Проектное финансирование в системе проектного управления // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. — 2017. — № 5. — С. 36–45.
5. Graeme Hodge, Carsten Greve. Contemporary public–private partnership: Towards a global research agenda // Financial Accountability and Management, Vol. 34, 1, 2018 pp 3–16. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/faam
6. Линь Н., Ван Х. и Туи Х. Т. (2018). Финансирование проекта ГЧП: источники и финансовые инструменты — пример Китая // Международный журнал бизнеса и менеджмента. — 2018. — Т. 13. — №10. — С. 240–248.
7. Frederic Blanc-Brude, Roger Strange. How Banks Price Loans to Public-Private Partnerships: Evidence from the European Markets. // Journal of Applied Corporate Finance Журнал прикладных корпоративных финансов, Vol. 19, 4, 2007, pp. 94–106. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1745- 6622.2007.00163.x.
8. Xiuqin Wang, Lanmin Shi, Bing Wang, Mengying Kan. A method to evaluate credit risk for banks under PPP project finance // Engineering, Construction and Architectural Management, Vol. 27, 2, 2020, pp. 483–501.
9. Долженков А.А. Прыжок в сторону суверенитета // Эксперт. — 2023. — № 26 (1303), 26.06.-02.07.2023. — С.31–38.
10. Никонова И.А. Эффективность проектов: Давайте считать одинаково, одинаково и правильно // Инвестиции в России. — 2009. — № 9. — С. 21.
11. Серов С.И. Особенности проектного финансирования в России: проблемы и перспективы // Вестник Евразийской науки. — 2022. — № 5. Том 14. — С 1–13.
12. Носкова Е. Инвесторы ищут мотив // Российская Бизнес-газета. — 2013. — № 892(14). — С. 30–32.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия