Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Кубасова И. А.
зам. начальника организационно-аналитического управления
Секретариата Бюро Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС- секретарь Постоянной
комиссии МПА по правовым вопросам,
кандидат юридических наук


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕ-НИЯ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕврАзЭС
(по итогам заседания Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС по правовым вопросам)

Разработка предложений по совершенствованию правовой системы ЕврАзЭС и повышению эффективности деятельности институциональных структур Сообщества, в том числе Суда ЕврАзЭС, - один из важнейших вопросов, рассмотренных Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам на заседании комиссии 17 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге.
В рамках Сообщества, в частности, еще не в полной мере отрегулированы механизмы защиты интересов хозяйствующих субъектов в случаях нарушения их прав при реализации международных договоров и решений органов ЕврАзЭС. Соответственно возникает необходимость внесения изменений в Статут Суда ЕврАзЭС, при которых следует учитывать и практику работы международных судов, в частности Суда Европейского Союза, истцами в котором могут выступать все субъекты права ЕС - органы ЕС, государства-члены, а также их юридические и физические лица и национальные судебные органы. Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи в связи с этим специально рассмотрела вопрос по конкретизации юрисдикционной компетенции Суда для придания обязательной юридической силы его решениям. Предложено установить упрощенный порядок и обеспечить возможность взаимодействия Суда непосредственно с компетентными органами государств - членов ЕврАзЭС, а не только на уровне правительств этих стран.
Председатель Постоянной комиссии М.Б.Тиникеев, член Комитета Мажилиса Парламента Республики Казахстан по законодательству и судебно-правовой реформе, обратил внимание на излишнюю сложность и длительность процедур обращения в Суд и предложил внести ряд поправок в его Статут. Предложенные им поправки связаны именно с расширением круга субъектов, имеющих право на непосредственное обращение в Суд и с максимальным сокращением сроков и упрощением процедуры таких обращений.
Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, член Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств О.Е.Пантелеев, предложил новую редакцию п.7 Статута Суда Сообщества, позволяющую Суду осуществлять толкование действующих международных договоров и решений органов ЕврАзЭС, давать консультативные заключения и разъяснения. Это предложение поддержано А.Ш.Керимбаевой, Председателем Экономического Суда СНГ, выполняющего в настоящее время функции Суда Сообщества.
Члены Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам признали необходимым обратиться в Суд ЕврАзЭС с запросом относительно толкования отдельных положений международных договоров, поскольку при разработке и реализации правовых актов Сообщества возникают определенные расхождения в понимании статьи 58 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Это касается юридической возможности принятия Межгосударственным Советом решений, устанавливающих единые правила, обязательные во всех своих частях и подлежащих непосредственному применению, а также резолюций, являющихся обязательными в отношении ожидаемого результата.
Обсуждая проект запроса в Суд Сообщества, Постоянная комиссия по правовым вопросам признала необходимым, во-первых, нормативно определить, являются ли соответствующие решения Межгосударственного Совета актами прямого действия; во-вторых, установить, означает ли юридическая возможность их принятия фактическое наделение Межгоссовета наднациональными полномочиями; в-третьих, принять во внимание, что заключение Суда относительно статуса актов Межгоссовета - это условие для конкретизации процедур вступления таких актов в юридическую силу (имеется в виду либо выполнение внутригосударственных процедур, аналогичных процедурам по международным договорам, либо вступление актов в законную силу сразу после подписания).
По предложению члена Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по конституционному законодательству, государственному устройству, законности, судебно-правовой реформе и правам человека А.А.Сабирова проект запроса направлен на рассмотрение Бюро МПА с целью последующего его обсуждения на заседании Межпарламентской Ассамблеи.
Анализируя тенденции развития правовой системы ЕврАзЭС, Постоянная комиссия МПА по правовым вопросам особое внимание уделила совершенствованию организационно-правового механизма реализации правовых актов Сообщества. По предложению заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члена Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству С.Н.Бабурина комиссия направила на рассмотрение Бюро МПА ЕврАзЭС соответствующие документы, принятые в этот же день.
Рекомендации Постоянной комиссии по совершенствованию организационно-правового механизма реализации международных договоров и решений органов ЕврАзЭС исходят из положений статьи 14 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Нормы этой статьи определяют порядок исполнения решений органов ЕврАзЭС путем принятия соответствующих национальных правовых актов государственными органами членов Сообщества.
Действующие на территориях государств - членов ЕврАзЭС режимы правового регулирования, согласованные на основе правовых актов Сообщества, можно рассматривать как общее правовое пространство ЕврАзЭС, формирующееся и развивающееся благодаря сближению и унификации национальных законодательств. При этом унификация означает полную идентичность правовых норм национальных актов, при гармонизации имеет место их аналогия (однородность), сближение национальных законодательств - это отсутствие противоречий и согласованность правовых актов по общим принципам правового регулирования, содержанию и направленности. Таким образом, в единое целое увязываются процессы реализации правовых актов ЕврАзЭС и гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств.
На рассмотрение Бюро МПА представлен также и проект Положения о Едином реестре правовых актов Евразийского экономического сообщества, поскольку в связи с развитием интеграционных процессов возникает необходимость рассматривать действующие правовые акты Сообщества как дифференцированную систему, основанную на принципах иерархии и субординации и предполагающую их скоординированность и взаимодополняемость. С этой целью Постоянная комиссия МПА предложила объединить все акты ЕврАзЭС в Единый реестр, что позволит исключить возможные противоречия между ними, удовлетворить информационные потребности органов ЕврАзЭС и государственных органов каждой из стран Сообщества, улучшить обмен правовой информацией.
Члены Постоянной комиссии Н.У.Чурсин, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации, и М.Б.Рахимов, заместитель председателя Комитета Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по конституционной законности, законодательству и правам человека, высказали ряд интересных соображений по Методике сравнительно-правового анализа и Методике гармонизации (сближения, унификации) законодательств государств - членов Сообщества.
Методические документы, разработанные Постоянной комиссией МПА по правовым вопросам, позволяют осуществлять дальнейшее согласование подходов и принципов правового регулирования, регламентируют основные этапы, уровни и приемы гармонизации, создают условия для сближения национальных актов в соответствующих сферах интеграционного взаимодействия. При этом использование отдельных форм, методов и процедур гармонизации определяется содержанием и соотношением нормативного материала в правовой системе ЕврАзЭС и национальных правовых системах.
Сравнительно-правовой анализ национальных законодательств является предварительным этапом гармонизации. В соответствии с Договором о статусе Основ законодательства, порядке их разработки и реализации этот анализ - обязательная предварительная процедура при разработке проектов Основ законодательства ЕврАзЭС. С целью получения сопоставимых результатов, стандартизации правил и процедур проведения сравнительных исследований Постоянная комиссия одобрила проект Методики сравнительно-правового анализа, в которой анализ рассматривается как система мер, направленных на изучение национальных правовых систем государств - членов ЕврАзЭС путем сопоставления одноименных правовых институтов, сфер законодательства и отдельных актов, выявления их соответствия действующим международным договорам и решениям органов ЕврАзЭС, а также общепризнанным нормам международного права. Основными принципами сравнительно-правового анализа признаны: всесторонность, научность, системность, объективность выводов и рекомендаций. Определены общие подходы к сравнительному исследованию, в том числе обязательное сопоставление анализируемых правовых актов по форме и видам, терминологии, принципам правового регулирования, содержанию составляющих их норм, особенностям применяемой законодательной техники, процедурам подготовки и принятия, порядку вступления в силу и реализации.
На заседании 17 ноября 2005 года Постоянная комиссия МПА по правовым вопросам обсудила также результаты сравнительно-правового анализа видов и статуса актов, принимаемых органами международных организаций и межгосударственных объединений. Рассмотрела организационно-правовые меры, необходимые для выполнения Договора о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. Также был рассмотрен примерный перечень тем специальных учебных курсов, касающихся деятельности и развития ЕврАзЭС, по предложению членов Постоянной комиссии этот перечень направлен в министерства образования государств Сообщества для использования в деятельности их высших учебных заведений.
Для координации деятельности Постоянной комиссии и Научно-экспертного совета при МПА по вопросам формирования правой базы ЕврАзЭС в заседании Постоянной комиссии приняла участие советник отдела правовой экспертизы законопроектов по международному праву Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В.Лавренова.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия