| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Голубецкая Н. П. профессор кафедры менеджмента и государственного муниципального управления
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
доктор экономических наук Коваленко Е. А. аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики Чиркова Т. В. доцент кафедры менеджмента государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается развитие ресурсного подхода менеджмента, предполагющего трансформацию классических линейных моделей бизнес-процессов хозяйствующих субъектов, обеспечивающих внедрение замкнутых циклов в цепочки создания ценностей общественного воспроизводства. Показано, что в условиях геополитических вызовов цифровые платформы, инновационные преобразования становятся ресурсами менеджмента, обеспечивающими устойчивое взаимодействие секторов экономики, ориентированного на расширение знаний и компетенций человеческого капитала, активное использование искусственного интеллекта. | Ключевые слова: менеджмент, ресурсный подход, цифровая экономика, межсекторальное взаимодействие, устойчивое развитие | УДК 338.2; ББК 65 Стр: 137 - 140 | Введение. В условиях глобальной турбулентности происходит корректировка менеджмента субъектов единого цифрового пространства на базе сформированной информационно-коммуникационной инфраструктуры, инновационного потенциала, интеллектуального капитала, знаний, умений и компетенций персонала, обеспечивающих развитие инновационных процессов во всех секторах общественного воспроизводства. В работах Воронцовского А.В., Газизулина Н.Ф., Глухова В.В., Пахомовой Н.В. [2, 3, 4, 10] цифровые платформы и базы больших данных рассматриваются в качестве инструментов модернизации цикличности производства, спроса, предложения, обмена, оказания услуг. По мнению Смирнова Е.Н., Ценжарик М., цифровые технологии повышают результативность систем управления, опирающихся на интеллектуальный капитал в сегментах развития инновационной инфраструктуры и бизнес-процессов, обеспечивающих гибкость, интегрированность и масштабность преобразований секторов общественного воспроизводства [16, 18].
Дятлов С.А. обращает внимание на усиление роли инновационной конкуренции за ресурсы в развитии экономических систем на различных уровнях управления [7]. Основные риски для российской экономики связаны с неравномерным развитием цифровой инфраструктуры в ряде регионов и недостаточным уровнем технических мощностей центров сбора, хранения и комплексной обработки баз данных. На макроуровне экономики высокий уровень турбулентности приводит к структурной перестройки всех элементов экономических систем, учитывая риски и необходимость гибкой адаптации к изменениям. Под влиянием цифровых трансакций наблюдается преобразование природного, человеческого и техногенного капиталов и их роли в ресурсном подходе. Центры сбора, хранения и обработки информационно-аналитических данных корректируют функции планирования, прогнозирования и контроля в цифровых экосистемах, которые унифицируются и масштабируются в сетевом пространстве.
Современные инновационные технологии, повышение скорости управленческих воздействий, искусственный интеллект, цифровые экосистемы потребовали корректировки деятельности хозяйствующих субъектов на принципах циркулярной экономики. Существенно трансформируются организационные структуры функционирования инновационных форматов объединений на фундаменте цифровых экосистем [1, 5].
Под устойчивым межсекторальным сотрудничеством подразумевается инновационная форма партнерских отношений субъектов публичного права, созданных и функционирующих в государственном, региональном, муниципальном, коммерческом и некоммерческом сегментах национальных экономики.
Концепция инклюзивного развития, опирающая на ресурсосбережение и циркулярную модель общественного воспроизводства, привела к пересмотру теоретических и практических приоритетов ресурсного подхода менеджмента в цифровой экосистеме. Межсекторальное взаимодействие предполагает реформирование сценарных вариантов информационно-аналитических моделей взаимодействия партнеров, клиентов, поставщиков, потребителей в цифровой экосистеме, находящейся в условиях ESG-критериев функционирования природно-ресурсной, социальной, энергетической, финансовой сфер глобального цикла общественного воспроизводства.
В ходе исследования авторами статьи был проведен комплексный анализ эволюции подходов к теории устойчивого развития в условиях геополитической неопределенности. Одной из задач стало прогнозирование тенденций межсекторального взаимодействия, обеспечивающих стратегические цели сбалансированности использования региональных природно-ресурсных комплексов. Глобальные и региональные рынки трансформируются под влиянием усиления конкурентной борьбы за ресурсное обеспечение секторов экономики и расширение потребительской аудитории.
Создание новых стратегических форм сотрудничества является одним из возможных сценариев устойчивости отраслевых сегментов деятельности экономических систем. Исследование экстернальных издержек на глобальном, секторальном, региональном, муниципальном уровнях управления должно осуществляться с учетом роли основного ресурса, которым становится информационно-аналитическая база данных. Концепция инклюзивного роста с учетом расширения масштабов операционных процессов и оказания услуг в сетевом пространстве корректирует государственную политику стимулирования экологических преобразований.
Ресурсный подход в стратегическом партнерстве ориентирован на повышение эффективности циклов общественного воспроизводства, используя возможности бесшовной интеграции информационных систем и поддерживающих сквозные бизнес-процессы. Под влиянием цифровых технологий, больших баз данных, применения современных технических средств коммуникации возникают инновационные кооперационные формы сотрудничества [9, 11, 13, 19], обеспечивающие достижение синергетического эффекта в цикле общественного воспроизводства. Наблюдается переход на более высокий уровень управленческих воздействий в государственном, муниципальном, предпринимательском, некоммерческом сегментах социально-экономических систем. Цифровые технологии усилили интеграцию хозяйствующих субъектов различного нормативно-правового регламента, форм собственности, направлений функционирования, территориальной принадлежности, вкладом в процесс общественного воспроизводства. Возросший поток информационно-аналитических данных, унификация технологий их поиска и обработки привели к автоматизации управленческих воздействий. Возникают предпосылки для стимулирования взаимовыгодной кооперации в цифровой экосистеме, поскольку увеличились риски обеспечения безопасности использования данных и использования инструментов недобросовестной конкуренции.
На базе повышения удельного веса высокотехнологичного сектора в общественном воспроизводственном процессе происходит рост дополнительных расходов в научно-исследовательские разработки, информационно-аналитическое, техническое обеспечение, образовательную сферу. Наблюдается расширение масштабов кооперации административных органов управления, корпоративных структур, высших учебных заведений, направленной на использование достижений сетевой экономики в распространении знаний и тиражирование инновационных проектов, внедрения ESG-показателей. Облачные технологии обработки информации, современные мощные центры по сбору, обработке и хранению информационно-аналитических баз данных, автоматизация технологических цепочек, широкое использование роботов и искусственного интеллекта привели к повышению роли ресурсного подхода, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность субъектов экономики в долгосрочной перспективе. Системы управления на макроуровне гибко корректируется под влиянием цифровых трансакций, которые в межсекторальном сотрудничестве повышают скорость распространения инновационных процессов, результатов интеллектуальной собственности, оптимизируя глобальный цикл общественного воспроизводства [12, 17, 20, 22].
Цифровая экосистема позволяет повысить эффективность коммуникационного взаимодействия экономических агентов, ликвидируя посреднические услуги, что является предпосылкой экономии ресурсного обеспечения менеджмента в межсекторальном взаимодействии. В результате расширяются границы регулирования системы общего менеджмента и его функций с учетом задач климатических ограничений и снижения нагрузки на окружающую среду. Оптимизация текущих издержек и использование цифровых моделей ценообразования как факторов повышения конкурентных преимуществ оказывают существенное влияние на сценарии реализации проектного менеджмента. Интеллектуальный капитал и цифровые платформы становятся ресурсами для осуществления масштабного перехода к ресурсосберегающим и альтернативным источникам энергии в циклах общественного воспроизводства.
Нуреев Р.М. в качестве ресурсов рассматривал элементы, определяющие производство экономических благ, которыми являются земля, труд, капитал, предпринимательская инициатива и информация [9]. Сценарии повышения эффективности использования ресурсов на всех этапах жизненного цикла товаров и услуг [3, 11, 22] представлены в публикациях в качестве приоритетных проектов по устойчивому развитию. При этом эффективность проектов с точки зрения отдачи финансовых ресурсов требует существенного комплексного анализа практического опыта их реализации и тиражирования с учетом глобальных целей устойчивого развития. Цифровые экосистемы становятся фактором общественного воспроизводственного процесса [15, 16], обеспечивающего облачное хранение, генерацию расширенного поиска, формирования стратегической цели и комплексной оценки управления большими базами. В данной системе координат проекты использования альтернативных энергетических ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий позволят сформировать приоритеты стратегического партнерства в достижении конечных результатов. Необходимо [6, 10, 21] обосновать перспективы инновационной проектной деятельности циркулярной экономики, в частности, используя возможности искусственного интеллекта. Поскольку узким местом является качество метаданных в цифровой системе координат, административным органам регулирования необходимо использовать методы активного адаптивного мониторинга результативности проектной деятельности.
В современных условиях переход от материальных производственных процессов к инновационным сценариям функционирования экономических агентов, обеспечивающим снижение ресурсоемкости и повышение роли интеллектуального капитала, знаний, информационной базы, требует корректировки ресурсного подхода в межсекторальном взаимодействии. Существенная финансовая нагрузка для решения экологических и социальных проблем требует использования комплексной оценки бизнес — экосистем, кластер которых формируется на фундаменте цифровых платформ. Приоритетными направлениями проектной деятельности являются мероприятия по внедрению цепочек создания «зеленой» продукции, снижению выбросов парниковых газов, защите животных и биоразнообразия, утилизации отходов, стимулированию экологического менеджмента и аудита, рационального использования экосистемы и т.д. (рис. 1). | | | Рис. 1. Распределение приоритетов в межсекторальном взаимодействии хозяйствующих субъектов регионов в решении задач устойчивого развития (% отношение)
Источник: ESG: три буквы, которые меняют мир. Доклад НИУ ВШЭ.М.,2022 [8, с. 112] | В условиях разрыва систем логистики, технологий, производства, являющихся причинами стагнации экономики, партнерство в российской национальной модели экономики может позволить последовательно осуществлять мероприятия по структурной перестройке деятельности в направлениях устойчивого развития. В частности, предусматривающих масштабное использование смарт-технологий:
– проектов «умных» городов, альтернативных источников энергии, сырья, материалов с низкой себестоимостью;
– снижения углеродной нагрузки в соответствии с климатическими ограничениями;
– оптимизацию распределения инвестиционных потоков с учетом мобилизационного ресурсного обеспечения.
Эмбарго на технологии, зарубежные инвестиции, транспортно-логистические барьеры для комплектующих и продукции увеличивают риски добывающих и осуществляющих первичную переработку компаний. Требуется существенная инвестиционная, материальная, административная поддержка их деятельности государственными, региональными и муниципальными органами управления.
Институциональные инструменты регулирования, в первую очередь, должны обеспечить поддержку технологического, инфраструктурного потенциала региональных экономических систем. Несмотря на глобальные вызовы, наблюдается расширение российского рынка ответственных инвестиций, учитывающих экологические и социальные критерии результативности деятельности корпоративных структур. По решению Банка России расширяются сегменты, связанные с выпуском «зеленых», «социальных» облигаций и ценных бумаг по устойчивому развитию. Внутренние ресурсы и оптимизация их использования являются трендами в корпоративном управлении. Происходит трансформация организационных форм осуществления операционных бизнес-процессов в единой цифровой экосистеме, разрабатывается национальная система снижения выбросов газов, формируются команды по реализации проектов мусороперерабатывающих сортирующих технологических заводов и т.д. Формируемое межсекторальное сотрудничество направлено на разработку новых проектов, достижение информационной прозрачности данных, реализацию стратегии озеленения экономики, создание рынка социальных и устойчивых облигаций, достижение результативности в снижении нагрузки на климат. Организационная структура стратегического партнерства гибко и динамично адаптируется к изменениям управленческих воздействий под влиянием внешней среды и рискам, связанным с недобросовестной конкуренцией, оказывающим влияние на формирование инновационного потенциала хозяйствующих субъектов (рис. 2). | | | Рис. 2. Приоритетные направления развития ресурсного подхода менеджмента на глобальных и локальных рынках
Источник: Руководство для эмитента. Как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития. Московская биржа, М., 2022 [19, с. 83] | Вертикальная интеграция хозяйствующих субъектов позволяет им стать лидерами в реализации ESG — принципов, в частности, Сбер, Полиметалл, РЖД, Газпром и др. определяют перспективные сценарии развития отрасли. Поскольку происходит снижение инвестиционной привлекательности большинства проектов, возникает необходимость стимулирования и поддержки на государственном уровне их развития в дальнейшем. Смещение акцентов на сотрудничество с глобальными рынками развивающейся экономики Китая, Индии, Бразилии и Азии в целом потребует соблюдения требований по экологическим ограничениям стран-партнеров. Особое место в дискуссии о модернизации ресурсного подхода отводится возрастающей роли цифровых ресурсов и активов в разрезе формируемых знаний, компетенций, человеческого потенциала, интеллектуального капитала, цифровой инфраструктуры, предпринимательства, определяющих факторы циклов общественного воспроизводства. Введение требований по обязательным платежам в случае превышения лимитов выбросов Европейским Союзом и США привели к необходимости внедрения инновационного регламента менеджмента в сталелитейных, алюминиевых, энергетических компаниях. Большинство стран с развитой экономикой последовательно реализуют дорожную карту по реформированию промышленного сектора на принципах «зеленых» технологических цепочек и налогового регулирования углеводородной нагрузки.
Однако, в текущей геополитической ситуации значительная часть инвестиций была направлена в традиционные проекты по добыче и переработке минеральных ресурсов, например, объем вложений в угольную промышленность увеличился на 15% в 2022 г. США и Саудовская Аравия планируют увеличить инвестиции в добычу нефти и газа более, чем на 30%. Недостаточная результативность и дороговизна проектов использования солнечной, ветряной энергии, батарей для электромобилей и т.д. стали причиной дискуссии о перспективах внедрения ESG-требований на глобальном рынке в качестве фактора недобросовестной конкуренции из-за рисков достижения стратегической цели углеродной нейтральности секторов экономики к 2050 году.
Анализ деятельности корпоративных структур в Северо-Западном и Дальневосточном Федеральных округах показал, что в их работе существенно возросла роль цифровых технологий, банковской сферы, системообразующих компаний, человеческого капитала и некоммерческих инициативных групп в межсекторальном взаимодействии. Экспертные заключения позволили определить ключевые ресурсы оптимизации систем управления, в частности, большим потенциалом обладают инновационные форматы институтов регулирования, цифровые платформы, ответственное инвестирование, стимулирование инновационного проектирования, инвестиционные фонды со встроенной благотворительностью.
По оценкам G20, «зеленое» финансирование предполагает усиление процесса коллективной ответственности за экологическую нагрузку, предполагающую повышение котировок акций, увеличение объемов прибыли и операционных показателей субъектов экономических систем [14] Коррекция ресурсного подхода наиболее успешно осуществляется в банковском, транспортном, информационно-коммуникационном секторах, регулируемых государственными и региональными институтами управления. При этом, существенная роль в межсекторальном партнерстве отводится способности реализовывать новую стратегию, масштабирование инноваций с помощью инструментов искусственного интеллекта при разработке управленческих воздействий административными органами и участия гражданского общества в их сценариях реализации.
В качестве приоритетов долгосрочной стратегии в форме государственно-частного партнерства или общественно-государственного сотрудничества можно рассматривать достижение сбалансированности в использовании природно-ресурсного потенциала, углеводородной нейтральности, циркулярного корпоративного управления и замкнутого цикла общественного воспроизводства в масштабах глобальных экономических систем. Ресурсы данных процессов формируются на базе цифровых экосистем институтами регулирования, системой ответственного инвестирования, SSG-инвестиционными фондами, инновационной проектной деятельностью и т.д.
Интегрированные в цикл общественного воспроизводства инновационные технологические цепочки не только позволяют оптимизировать нагрузку на природно-ресурсный потенциал, но и становятся ресурсом, обеспечивающим инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность секторов экономики. В России партнерство с Китаем позволило начать реализацию совместных образовательных программ по проектированию климатических последствий для мировой экономики, в некоторых регионах планируется осуществлять проекты карбоновых полигонов. На территории Сахалина предполагается реализация пилотного проекта достижения углеводородной нейтральности, снижения воздействий на климатические изменения и уменьшение нагрузки на природно-ресурсный комплекс.
Основные выводы и результаты
Цифровые экосистемы на государственном и региональном уровнях управления являются ресурсом для трансформации ресурсного подхода, поэтому на их основе по существу формируются новые формы кооперативных связей участников общественного воспроизводства. Комплексный цифровой профиль субъектов экономики позволяет на базе ресурсного подхода менеджмента оптимизировать функции планирования, прогнозирования и контроля, которые требуют корректировки нормативно-правовых и институциональных регламентов, направленных на снижение избыточных управленческих функций и барьеров для ESG-форматирования.
Барьерами достижения устойчивости экономических систем являются неравномерный охват информационно-коммуникационными сетями территориальных образований, отсутствие системообразующей государственной поддержки недостаточной инвестиционной активности предпринимательских структур в форме партнерства, диспропорции в развитии системообразующих компаний, необходимость обеспечения гарантии безопасности сбора, хранения и комплексной обработки аналитических баз данных. Базисом инклюзивного развития общественного воспроизводственного цикла становится ресурсный подход, опирающийся на цифровые технологии, институциональное администрирование, ответственное инвестирование, проектную деятельность в инновационной сфере, осуществляющий последовательное внедрение искусственного интеллекта, развивающий SSG-инвестиционные фонды и т.д. В рамках сотрудничества формируется межсекторальное партнерство, обеспечивающее достижение стратегической цели устойчивого развития и сценариев по ее реализации на всех уровнях управления экономическими системами.
Тенденции трансформации функций государственного регулирования в направлениях расширения полномочий общественных институтов по формированию ресурсосберегающей парадигмы общественного развития отражаются в моделях межсекторального взаимодействия. Особое значение имеет развитие институциональных инструментов в управленческих воздействиях, обеспечивающих снижение негативных последствий от рисков глобальных вызовов. Наблюдается последовательное углубление социальной ответственности государственных структур, бизнеса, некоммерческих организаций и гражданского общества в переходе к замкнутому циклу общественного воспроизводства и стимулированию проектной деятельности по устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. |
| |
|
|