Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Организационно-экономический механизм стимулирования жилищного строительства на федеральном и региональном уровнях при реализации национальных проектов и государственных программ
Лиман И. А.
профессор кафедры менеджмента и бизнеса
Тюменского государственного университета,
доктор экономических наук

Киселица Е. П.
профессор кафедры экономики и финансов
Тюменского государственного университета,
доктор экономических наук

Пфецер Д. И.
доцент кафедры менеджмента и бизнеса
Тюменского государственного университета

Сотниченко А. О.
магистрант кафедры менеджмента и бизнеса
Тюменского государственного университета

В статье рассмотрены приоритетные государственные программы и национальные проекты, которые стали важным явлением в жизни страны. Показано, что в их реализацию включаются институты федеральной, региональной, местной власти, а также значительная часть общества. Представлены данные, согласно которым в рамках целевой федеральной программы «Жилище» реализуются различные подпрограммы. Показано, что, несмотря на положительный эффект и динамику работы в направлении стимуляции строительства жилья, существует ряд проблем, которые в значительной степени препятствуют наращиванию объемов жилищного строительства. Однако, государственная и региональная политика в сфере жилищного строительства постепенно выходит на вполне эффективное направление развития программ поддержки застройщиков и градостроительных проектов, которые не лишены недостатков, усложняющих процесс организации отношений между участниками жилищного рынка.
Ключевые слова: жилищное строительство, национальные проекты, государственные программы, государственная программа «Жилище»
УДК 332.85; ББК 65   Стр: 160 - 164

Введение. Приоритетные государственные программы, национальные проекты стали важным явлением в жизни страны. В их реализацию включаются институты федеральной, региональной, местной власти, а также значительная часть общества.
Согласно данным Министерства экономического развития России, в рамках целевой федеральной программы «Жилище» реализуются различные подпрограммы. Среди целей и задач Программы, разработанной в 2002 г., выделяются:
• создание условий по выполнению государственных обязательств, связанных с обеспечением жильём отдельных нуждающихся категорий граждан в максимальном объеме;
• повышение уровня обеспеченности населения жильём за счет стимулирования повышения объемов жилищного строительства;
• организация условий доступности и контроль над формированием рынка жилья;
• создание условий для роста рынка строительства жилья, развития массового жилищного строительства различных классов и т.д.
Программа «Жилище» преследует своей целью обеспечение жильем молодых семей, к которым относятся семьи до 35 лет, путём привлечения для этих целей материнского капитала, вследствие чего ожидается улучшение демографической ситуации в стране [9]. Ожидаемые итоги программы:
– улучшение демографической ситуации в стране, либо создание условий для ее улучшения;
– реализация эффективной миграционной политики;
– снижение социальной напряженности в обществе;
– переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
– мероприятия по поддержанию переселенцев, которые пострадали в аварии на Чернобыльской АЭС и т.д. [10]
Деятельность по реализации Программы «По обеспечению доступным и комфортным жильем» хорошо показала себя с самого начала и уже на конец первого года были достигнуты следующие положительные результаты:
• вклад в годовой объем ввода жилья. Благодаря поддержке строительства жилья в тридцати трех субъектах РФ стало возможным дополнительно ввести 7,7 млн кв. м. жилья;
• повышение качества городской среды. Благодаря поддержке федерального фонда были оборудованы 18,9 тыс. территорий дворов, 3,9 тыс. территорий общественного пользования, 0,2 тыс. парков городов и т.д. [2].
Постановлением Правительства Тюменской области от 12 мая 2015 г. № 198-п была утверждена государственная программа Тюменской области «Развитие жилищного строительства до 2020 года», которая, по результатам года, была продлена до 2025 г. Стратегической целью реализации программы является устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона.
С 2018 года в регионе активно действует программа «Развитие жилищного строительства», основная цель которой заключается в организации устойчивого уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона. Объемы финансирования проектов программы, выделяемые из федерального и регионального бюджета представлены в табл. 1.

Таблица 1
Объемы финансирования, направленные на реализацию программы
Наименование
уровня
финансирования
Объем финансового обеспечения
в период реализации программы,
в миллионах рублей
2019 год (факт)2020 год (факт)2021 год (факт)2022 год (план)2023 год (план)2024 год (план)2025 год (план)
Всего по программе5565626358417816247723982334
Из них средства из федерального бюджета124,6149,1103,0186,963,663,50,0
Из них средства из областного бюджета5440,46113,957387629,12413,42334,42334
Составлено автором на основании источника [6].

В 2021 г. 462 молодые семьи смогли получить свидетельство на приобретение социальной выплаты для покупки жилого помещения. 3910 граждан, имеющих трех и более детей, были обеспечены земельными участками, что на 19,5% больше показателя 2021 г. и на 66,4% больше показателя 2020 г. Также расселено 144,84 тыс. кв. м. фонда жилья, который непригоден для проживания, что на 58% и на 141% больше показателей 2021 и 2020 года соответственно.
В свою очередь, в качестве приоритетных направлений деятельности, комплексное развитие благоприятной, комфортной и безопасной для жизни людей городской среды, выделяют Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк [20]. В своих исследованиях Всемирный банк отмечает прямую зависимость развития государственной экономики и экономический рост от развития градостроительной области, куда входит формирование комфортной и открытой городской среды, развитие дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, а также развитие туризма.
Сегодня, в Российской Федерации сформировано 15 основных городских агломераций, в которых сосредоточено около половины объёма всего жилищного строительства и ипотечного кредитования. При этом, экспертами, в ходе исследования функционирования данных агломераций, выявлены следующие актуальные проблемы:
– массовая жилищная застройка зачастую осуществляется без учета возможностей дорожно-транспортной инфраструктуры городов;
– при высоких темпах жилищного строительства развивается дисбаланс между жилой и деловой средой;
– повышается риск высокой маятниковой миграции, при которой большая часть населения обречена на регулярные перемещения из одного пункта в другой (на работу или учебу);
– ощущается недостаточный уровень развития общественного транспорта и дорожно-транспортной системы;
– в крупных городах наблюдается дефицит общественных и культурно-досуговых пространств [8].
Можно сделать вывод, что жилищная сфера, как экономическая отрасль государства, рассматривает формирование комфортной и безопасной для проживания городской среды как ключевой элемент в решении проблемы развития жилищного строительства. Качество жизни населения, на сегодняшний день, является практически основным конкурентным инструментом в борьбе городов за человеческий капитал, «умы» и таланты. Также эта борьба является актуальной, как на уровне отдельных городов, так и на уровне целых стран.
Среди механизмов обеспечения населения жильем выделяется два направления: ипотека и арендное жилье. А для социально приоритетных категорий граждан в качестве инструмента приобретения жилья предусмотрен некоммерческий найм.
В развитых странах одним из основных инструментов формирования сбалансированных отношений на жилищном рынке является ипотечное кредитование. Альтернативным вариантом приобретению жилья в собственность и использование возможностей ипотечного кредитования является арендное жилье. Оба варианта являются взаимозаменяемыми при тех или иных условиях и покрывают собой практически все требования населения в повышении качества условий жилья. Развитие рынка аренды является необходимой задачей, поскольку аренда может помочь в короткий срок решить широкий спектр задач в тех ситуациях, где ипотека не выгодна [5].
Для многих стран, на сегодняшний день, актуальны вопросы эффективности стимулирования строительства в жилищной сфере. Поэтому целесообразно будет разобраться в системе взаимоотношений участников данного процесса и их вкладе в развитие жилищного строительства.
Жилищный рынок — это одна из тех сфер, в которой государственное регулирование имеет важное значение. Под регулированием понимается формирование определенных правил и контроль за исполнением мер, которые в общем смысле можно разделить на две категории:
– первая категория включает в себя прямые государственные расходы, выделяемые на поддержку и финансирование рынка жилья;
– вторая категория включает в себя различные налоговые меры и правила.
При этом, необходимо помнить, что на весь процесс стимулирования развития жилищной сферы влияние оказывают также и другие участники рынка жилищного строительства (население, банки, застройщики и т.д.). Поэтому государственное вмешательство в данную сферу не может и не должно быть глобальным, но должно учитывать и контролировать взаимоотношения всех элементов организационно-экономического механизма стимулирования жилищного строительства [11].
На сегодняшний день в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» входит восемнадцать льготных категорий, а именно: «чернобыльцы», молодые семьи, молодые ученые, принужденные переселенцы, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, ветераны боевых действий и т.д. В 2020 г. на разрешение данных проблем направлялось около 26,8 млрд рублей.
В частном порядке, поддержка в вопросах обеспечения жильем в размере более 5,1 млрд рублей была получена 16123 молодыми семьями. Переезжающим из областей Крайнего Севера были выданы от государства сертификаты на приобретение жилья суммарно на 4,7 млрд рублей. В связи с этим, 2104 семьи приобрели новую жилплощадь.
Для переселенцев, которые были вынуждены сменить место жительства, государство предоставило 4,3 млрд рублей и 1527 семей смогли использовать данную государством возможность.
Государство выделило более 2,8 млрд рублей на улучшение условий жилья для более чем 1000 ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Ветераны Великой Отечественной войны также включены в льготную категорию, в том числе и увольняемые военнослужащие и приравненные к ним лица, ветераны боевых действий, а также уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом обеспечении. В 2020 году Государство выделило около 4,4 млрд рублей на решение вопроса с жильем для этих категорий граждан. Более того, государством были направлены около 1,88 млрд рублей для обеспечения жильем почти двух тысяч семей инвалидов. [12].
На сегодняшний день более трети (37%) российских семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Также отмечается постепенное снижение этой доли в связи с развитием строительной сферы и сферы ипотечного кредитования. Так, например, по итогам 2017 года семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было около 45%, что составляет практически половину всего населения страны. Основная масса — это семьи, улучшающие жилищные условия за счет собственных средств и использования механизма ипотечного кредитования [1].
Существующая на сегодняшний день система учета нуждающихся в улучшении жилищных условий недостаточно эффективна (табл. 2).

Таблица 2
Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия за последние пять лет
 20172018201920202021
Число семей, получивших жилые помещения
или улучшивших жилищные условия за год, тыс. чел.
123991069693
В % от общего числа семей, состоящих на учете
в качестве нуждающихся в жилых помещениях
54444
Составлено автором на основании источника [14].

Как видно из данных таблицы, улучшить свои жилищные условия, удается не более 4–5% от общего учтенного числа семей. При этом доля социально-нуждающихся граждан имеет тенденцию к ежегодному нарастанию.
На сегодняшний день около 54 700 домов по всей стране признаны аварийными. Проживает в них около 954 тыс. чел. Граждане, проживающие в неблагоустроенных и ветхих домах, также причисляются к категории, которая нуждается в улучшении условий проживания. В связи с этим, требуется вести учет данных граждан, а также разработать меры, которые будут направлены на повышение качества условий жилья соответствующей категории населения [16].
Таким образом, категория населения, нуждающаяся в социальном жилье, активно стимулирует спрос на рынке социального жилья, вынуждая государственную и муниципальную власть активно разрабатывать стратегии строительства социального жилья и его финансирование, а также возможностей приобретения многодетными семьями свободных от застройки участков земли для последующего строительства личного жилья.
Население, имеющее возможности для приобретения жилья самостоятельно или с использованием кредитных и ипотечных средств, также влияет на спрос и предложение на рынке жилищного строительства. Спрос на рынке жилищного строительства может стимулироваться: за счет улучшения демографической ситуации в стране, когда существует необходимость в увеличении жилой площади; в случае стремления граждан к сбережению своих денежных средств и их преумножению, особенно, когда ожидается резкий рост цен на жилье; в случае улучшения общего благосостояния населения, когда достойный доход позволяет семье претендовать на улучшение своих жилищных условий и т.д.
Другими важнейшими участниками рынка жилищного строительства являются строительные компании и индивидуальные застройщики. Для выполнения показателей национальных проектов, им необходимо ежегодно увеличивать объемы ввода жилья (рис. 1). На конец первого полугодия текущего года на территории Российской Федерации планируется построить около 9467 жилых зданий, применительно к которым в полном объеме завершена и пройдена абсолютно каждая процедура одобрения и оформления финансирования и документации [7]. В упомянутых выше домах около 2 млн блоков, квартир и апартаментов, их совокупная площадь — около 102 млн кв. м (табл. 2).
Рис. 1. Объем жилищного строительства
Составлено автором на основании источника [19].

Стоит отметить, что большая часть строительства, относящегося к профессиональным застройщикам — это дома многоквартирного профиля (92,2%). В этих домах осуществляется строительство 96% от общего числа квартир. Блок-застройка занимает всего 0,2%, а на апартаменты приходится около 3,8% зданий, которые находятся в строительстве.
Профессиональные застройщики жилья в стране осуществляют строительство в 80 регионах. По итогам первого полугодия 2022 года, среди лидирующих профессиональных строительных организаций, по данным исследований, выделяют ТОП-3 организации — «ПИК», «ГК Самолет», расположенные в Москве и «Группу ЛСР», расположенную в Санкт-Петербурге. Если брать во внимание строительные организации Тюменской области, то лидирующей по региону является «Страна Девелопмент», а вот по стране, по объемам текущего жилищного строительства, компания занимает 34-е место в общем рейтинге [18]. Активно занимаются строительной деятельностью по всей стране около 2214 застройщиков, которые представляют 3682 компании.
Как население влияет на спрос на рынке жилищного строительства, так строительные организации влияют на его предложение. В определенных экономических условиях застройщики могут сдерживать вывод жилья на жилищный рынок в целях давления на население, и вынуждая его к стимулированию спроса на искусственно созданный дефицит жилья, при этом сохраняя высокие ценовые планки.
Говоря о мерах поддержки с точки зрения финансов в отрасли строительства следует отметить особые программы кредитования, которые были запущены как для организаций, которые строят коммерческую недвижимость, так и для компаний, которые осуществляют жилищную застройку. Здесь важно сказать, что до 15% субсидируются кредитные ставки, кредиты по которым были выданы для целей исполнения проектов в сфере строительства жилья.
Банки также встроены в организационно-экономический механизм рынка жилищного строительства. Согласно данным открытых источников, на конец первого квартала 2022 г. по стране банками было одобрено и оформлено 20 353 ипотечных кредита, направленных на участие в долевом строительстве, что на 55,9% меньше, чем по итогам того же периода 2021 г.
Несмотря на отложенный спрос на жилищном рынке в первом квартале, в сумме за 8 месяцев объем выдачи ипотеки по стране превысил 2,6 трлн руб. В июле 2022 г. российскими банками было одобрено 91,5 тыс. ипотечных кредитов, что на 40% больше показателя, который был месяцем ранее (65,4 тыс.) [15].
Так как в последнее время значимый эффект на установление жилищного спроса оказывает ипотека, формированию программ по ипотеке в кризисных условиях отдается особое внимание. В 2022 г. льготная ипотечная ставка, которая была установлена в апреле в районе 12%, с 1 мая понижена до 9%. Именно льготная ипотека помогла поддержать покупательский спрос на жилье. Таким образом, в 2020 г. российские банки, по расчетам ВТБ, выдали ипотечных кредитов на рекордную сумму в 4,2 трлн руб. В 2019 г. данный показатель был чуть более 2,8 трлн [13].
Влияние на стимулирование рынка жилищного строительства банками выражается в разработке различных кредитно-ипотечных программ во взаимодействии с застройщиками для поддержки населения, включающие льготные налоговые ставки, уменьшенный месячный платеж и т.д.
Таким образом, при условии, что государственной и муниципальной властью постоянно контролируются и разрабатываются различные нормативно-правовые акты, стандарты и требования, направленные на стимулирование развития жилищного строительства, следует помнить и о влиянии на данный процесс других участников организационно-экономического механизма сферы строительства жилья.
Сегодня, вопреки ряду положительных результатов в обсуждаемой сфере, учитывая неопределенность и нестабильность ситуации в экономике, требуется создавать новые методы и механизмы стимуляции роста строительства жилья, как на уровне отдельных регионов, так и на уровне страны в целом.
Для реализации целей стимулирования жилищного строительства, Правительством Российской Федерации проводится масштабная работа, которая охватывает, как разработку программ развития жилищной сферы, так и корректировку действующих законодательных систем в этой области, которыми регулируется и регламентируется весь строительный процесс [17]. Сюда можно отнести:
– постепенный переход от «бумажной волокиты» к цифровизации строительной отрасли, то есть перевод многих строительных процессов в цифровой формат, что позволяет не только сократить сроки строительства, но и отследить и повысить качество работы;
– создание и развитие механизма комплексного развития территорий, который будет способствовать созданию комфортной городской среды и обновлению жилищного фонда, за счет своевременного сноса аварийного жилья и возведения новых зданий, а также будет иметь положительное влияние на уровень удовлетворенности населения жилищными условиями;
– внедрение изменений, касающихся корректировки инвестиционного цикла в целях сокращения его сроков;
– развитие системы финансирования проектной деятельности застройщиков;
– обеспечение земельных участков, подлежащих жилищной застройке, необходимыми инфраструктурными элементами при государственной поддержке сектора строительства;
– переосмысление и внедрение особых программ по ипотеке, использующих пониженные ставки по кредитам, которые будут предоставлены различным категориям граждан и т.д.;
Благодаря своевременному введению и реализации некоторых мероприятий в строительной отрасли, из вышеперечисленных, сфера жилищного строительства достаточно успешно смогла преодолеть экономически тяжёлый период 2020–2021 гг., связанный с распространением в стране инфекции коронавируса. Также, благодаря этому, в строительной отрасли получилось заложить необходимые правовые основы для того, чтобы наращивать в дальнейшем темпы и объемы жилищного строительства [4].
Основными формами поддержки развития и стимулирования жилищного строительства, актуальными для регионов, являются:
• развитие системы дотаций из государственного бюджета, которые выделяются на покрытие убытков от деятельности основных участников жилищного рынка;
• субсидии, представляющие собой пособия, выделяемые участникам программ жилищной политики на безвозвратной основе. Субсидии и дотации рассматриваются в качестве разового финансирования в рамках реализации конкретных проектов и программ;
• привлечение в качестве долгосрочных вложений в развитие проектов, исследований и разработок реальных инвестиций;
• вложение средств региональных бюджетов в операции с ценными бумагами, а именно в акции жилищно-активных предприятий [3].
• региональные программы, содержащие разработанный перечень мер, которые направлены на рост сферы жилищного строительства в регионе и отношений внутри него и, как следствие, повышение качества жизни населения.
Заключение. Несмотря на положительный эффект и динамику работы в направлении стимуляции строительства жилья как в стране в целом, так и в отдельных регионах, можно выделить ряд существующих на данный момент проблем, которые в значительной степени препятствуют наращиванию объемов жилищного строительства:
• недостатки и недоработки нового механизма комплексного развития территорий, внедренного в Градостроительный Кодекс [21];
• сложность в финансировании небольших региональных застройщиков, в результате чего в ряде отдельных субъектов Российской Федерации обновление жилищного фонда за счет строительства нового жилья практически полностью отсутствует;
• слабое регулирование ценового баланса на рынке строительных материалов, что в большей степени негативно влияет на себестоимость строительства;
• низкий уровень государственного и регионального финансирования в развитие инфраструктуры земельных участков, выделяемых под жилищное строительство.
Таким образом, государственная и региональная политика в сфере жилищного строительства в стране постепенно выходит на вполне эффективное направление развития программ поддержки застройщиков и градостроительных проектов, однако не лишена недостатков, которые усложняют процесс организации отношений между участниками жилищного рынка.

Список использованных источников:
1. Аналитический обзор. Строительство жилья профессиональными застройщиками // ООО «Институт развития строительной отрасли»: сайт. — Москва. — 2020. URL: https://erzrf.ru/images/repfle/14447749001REPFLE.pdf (дата обращения: 05.09.2023).
2. Бузулуцкий М.И. Региональная социально-экономическая политика в сфере жилищного строительства: диссертация. — Москва, 2019. — 176 с.
3. Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы: учебник. / В.В. Бузырев, Н.В. Васильева. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 363 с
4. Бузырев В.В. Современные методы управления жилищным строительством: учебное пособие / В.В. Бузырев, В.Ф. Селютина. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 240 с.
5. Великославинский М.С. Основные направления зарубежного опыта реализации государственной жилищной политики // Juvenis scientia: журнал. — 2019. — №9. — С. 10–13.
6. Государственная программа Тюменской области «Развитие жилищного строительства»: Постановление Правительства от 06.10.2022. № 720-п. Официальный сайт Администрации Тюменской области: сайт. — URL https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1163%40egTargetGrant (дата обращения: 04.10.2023).
7. Динамика стоимости новостроек в Тюменской области 2017–2022 гг // РеалтиМаг: сайт. — URL: https://www.realtymag.ru/tyumenskaya-oblast/ novostroyka/prodazha/prices/all-time (дата обращения: 26.09.2023).
8. Журавлева Т.А. Перспективы совершенствования качества жилищного строительства в России с целью повышения его конкурентоспособности для потребителей / Т.А. Журавлева, Н.Ю. Анахин, Н.Г. Грошев [и др.] // Ростовский научный журнал. — 2020. — №12. — С. 288–295.
9. Как исполняется программа стимулирования развития жилищного строительства: сайт. — URL: https://erzrf.ru/news/kak-ispolnyayetsya-programma-stimulirovaniya-razvitiya-zhilishchnogo-stroitelstva (дата обращения 02.10.2023).
10. Минстрой России: официальный сайт: сайт. — URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/ (дата обращения: 02.10.2023).
11. Мяло В.Ю. Жилищное строительство в Российской Федерации: Состояние и перспективы // Актуальные вопросы науки и образования в XXI веке. — 2020. — С. 40–45.
12. Национальный проект «Жилье и городская среда» // Минстрой России: сайт. — URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 07.10.2023).
13. О мерах по стимулированию развития жилищного строительства, темпах повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения: постановление Федерального собрания Российской Федерации от 09.07.2014. № 390-СФ. Официальный сайт Государственной Думы: сайт. — URL: https://duma.consultant.ru/documents/3643207 (дата обращения 28.09.2023).
14. Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.05.2013, 180/ГС // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. — URL: https://docs.cntd.ru/document/550277003 (дата обращения: 16.09.2023).
15. Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30.12.2017, №1710: ред. от 07.11.2022 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. — URL: https://docs.cntd.ru/document/556184998?marker=7DE0K6 (дата обращения: 04.10.2023).
16. Портал строительного комплекса Российской Федерации: сайт. — URL: https://stroi.gov.ru/#housing-commissioning (дата обращения 06.10.2023).
17. Степанцова С.А. Государственное регулирование развития жилищного строительства и повышения доступности жилья: диссертация / ВГТУ. — Воронеж, 2021. — 146 с.
18. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года // Минстрой России: сайт. — URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/672/V-Strategiya-na-sayt-i-GASU.pdf (дата обращения: 04.10.2023).
19. Строительство: меры поддержки и текущее состояние отрасли // Гарант.Ру: информационно-правовое обеспечение: сайт. — URL: https://www.garant.ru/article/1545872/ (дата обращения: 30.09.2023).
20. Холодилин К.А. Мировые тенденции государственной жилищной политики // Жилищные стратегии. — 2019. — Т. 6. — № 1. — С. 9–44.
21. Юсуфова А.М. Современные формы и методы стимулирования развития строительных организаций // Молодой ученый: журнал. — 2021. — №31. — С. 64–67.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия