Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Технико-экономическая эффективность мероприятий предварительного планирования при управлении тушением пожаров воздушных судов
Крымский В. В.
зам. начальника Института профессиональной подготовки
Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева,
кандидат экономических наук

Головенко В. Р.
адъюнкт факультета подготовки кадров высшей квалификации
Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева

В статье раскрыт управленческий аспект тушения пожаров воздушных судов с помощью водного раствора пенообразователя от стадии применения раствора при тушении пожаров воздушных судов, до сложностей подбора и сертифицирования необходимого пенообразователя. Раскрыта экономическая эффективность данного процесса. Проведено сравнение международной нормативной базы и нормативной базы нашей страны. Сделано заключение о пригодности действующих сертификационных требований и выявлено, что в Российской Федерации отсутствует единый документ — ГОСТ, по которому проводится сертификация пенообразователей для тушения пожаров, в том числе воздушных судов.
Ключевые слова: управление тушением пожара, авария, воздушное судно, авиакатастрофа, пенообразователь, воздушно-механическая пена, аварийно-спасательные работы
УДК 614.842; ББК 65.054   Стр: 172 - 175

Во всём мире вопрос эффективного тушения пожаров (далее — ТП) тесно связан с использованием различных огнетушащих веществ (далее — ОТВ). Одним из самых часто применяемых ОТВ является воздушно-механическая пена (далее — ВМП) низкой, средней и высокой кратностей. Кратность пены — это отношение объёма полученной ВМП к объёму пенообразователя (далее — ПОО), использованного при производстве пены. Однако, не многим известно, что видов этих самых ПОО существует великое множество. Для различных пожаров, классов А, B, C, D, E, F используются различные ПОО, обладающие теми или иными особенностями для целей ТП в конкретной ситуации.
Какие же ПОО используются для ТП воздушных судов (далее — ВС)? Это очень важный вопрос, ведь самые сложные авиационные пожары — это пожары с розливами авиационного топлива, когда даже отсутствует возможность подобраться к фюзеляжу ВС для спасения оттуда терпящих бедствие людей.
При тушении ВС, предполагаемое место остановки приземляющегося аварийного борта на взлётно-посадочную полосу (далее — ВПП) заблаговременно покрывают пенной полосой, чтобы розлив авиационного топлива не смог воспламениться.
При управлении ТП руководитель тушения пожара (далее — РТП) обязан также определить для личного состава какой тип наносимой пенной полосы (рис. 1) необходимо нанести на ВПП для приёма на неё аварийного ВС, чтобы при такой посадке обеспечить необходимый уровень безопасности, в т.ч. учитывая возможность применения спасательных устройств для эвакуации пассажиров из ВС. Необходимо также учитывать что при аварийной посадке ВС, может произойти надлом передней стойки шасси, или тормозные колодки вообще могут «заклинить», что повлечет за собой особую методику управления тушения ВС, что также необходимо учитывать в документах предварительного планирования, с учетом экономической составляющей на утилизацию применяемых при этом порошковых составов.
Рис. 1. Схемы нанесения пенных полос на ВПП
Источник: авторский рисунок

Однако, бывают ситуации, когда такие превентивные меры не приводят к успеху, например, когда разгерметизация топливных баков, а также воспламенение разливающегося топлива от искр происходит ещё до остановки ВС. Тогда ВС будет охвачено пламенем ещё до того, как подразделения ПО смогут приступить к ТП (печальным примером такого случая можно назвать авиакатастрофу самолёта Sukhoi Superjet 100 в Московском аэропорту «Шереметьево» 05.05.2019 г., когда при приземлении, у самолёта сломались стойки шасси, и он несколько раз ударился о ВПП, произошла разгерметизация топливных баков, а от искр, произведённых трущимся об асфальт алюминиевым фюзеляжем произошло воспламенение топлива.) В таком случае сотрудникам пожарной охраны (далее — ПО) приходится покрывать пенной подушкой уже горящее зеркало розлива авиатоплива, что нужно делать как можно быстрее, ведь от дыма и огня, который вдобавок нагревает фюзеляж аварийного ВС, могут пострадать пассажиры.
При оценке и обосновании результатов данного исследования использовались теории и методы, а также практический опыт ТП ВС, где проанализирован ход ТП при разборах произошедших чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) в области аварийной посадки ВС. Особое внимание уделено фактам, когда применяемое в целях ликвидации ЧС ОТВ оказывалось недостаточно эффективным в сложившихся условиях работы, что приводило к трагическим последствиям. Проведено сравнение международной нормативной базы и нормативной базы РФ, касающееся оснащения пожарно-спасательных подразделений ПОО, а также сертификационных требований к данным ПОО. Результаты исследования должны повлиять на нормативную базу РФ в данной области, что должно положительно сказаться на эффективности боевых действий подразделений ПО и, возможно, облегчить процедуры управления этими боевыми действиями со стороны РТП.
В системе управления подразделениями ПО эффективность ТП очень сильно зависит от правильности принятия верного решения, консолидации всех органов управления, принимающих участие в ТП в короткий промежуток времени на безопасном расстоянии от ВС, но с достаточной интенсивностью подачи ОТВ, а также в правильности выбора при покупке этих же ОТВ у поставщиков, т.к. фальсифицированных ПОО на рынке очень большое множество.
Интенсивность подачи ОТВ напрямую влияет на требуемый расход qтp. qтp, который определяется следующим образом:
qтр = IFFП ;
qтр = IWWП ,
где IF — объемно-поверхностная интенсивность подачи огнетушащего состава, л/(м2×с);
Fп — площадь пожара, м2;
IW — массово-объемная интенсивность подачи огнетушащего состава, кг/(м3×с);
Wп — объем пожара, м3.
qтp ОТВ определяется исходя из возможных условий конкретного пожара. Для пожаров на ВС рассчитывают постоянный для каждого типа ВС минимально допустимый, так называемый qтр, исходя из возможной максимальной площади пожара.
После определения qтр огнетушащего состава находят минимально необходимый запас этого состава, доставляемый к месту возможного авиационного происшествия, сопровождающегося пожаром.
Этот запас огнетушащего состава:
Qзап = qтрtp ,
где qтр — требуемый расход огнетушащего состава, л/с или кг/с;
tр — расчетное время тушения, с.
В качестве методологической предпосылки принято экономическую эффективность определять путем соизмерения или сопоставления результатов и затрат на их достижение. Общая экономическая эффективность измеряется отношением эффекта (конечного результата) к сумме дополнительных капитальных вложений. Сравнительная экономическая эффективность предполагает, насколько один вариант капитальных затрат эффективнее другого. Поэтому далее рассмотрим требования, предъявляемые к ПОО.
В [1] отсутствуют какие-либо конкретные технические требования, но определено, что ПОО должен иметь сертификацию. Сертификацию же он получает на основании [2]. С точки зрения законодательства РФ, только сертифицированный ПОО может быть использован при ТП ВС.
Что же касается нормативной базы ТП на ВС, то на основании [3] указано только одно требование к ПОО для аварийно-спасательного обеспечения авиации. Всё должно соответствовать законодательству РФ, т.е., как уже было сказано выше, все ПОО должны быть сертифицированы по [2].
Также важно отметить, что в РФ нет конкретных критериев, чтобы установить, какой ПОО пригоден для ТП ВС, а какой нет. Это может быть указано лишь в технической документации на ПОО, а её составляет сам производитель!
В [2] отражены следующие виды ПОО:
Пенообразователи типа AFFF: Синтетические фторсодержащие пленкообразующие пенообразователи целевого назначения для тушения горючих жидкостей.
Пенообразователи типа FFFP: Протеиновые фторсодержащие пленкообразующие пенообразователи целевого назначения для тушения горючих жидкостей.
Пенообразователи типа FP: Протеиновые фторсодержащие ПО целевого назначения для тушения горючих жидкостей.
Пенообразователи типа AFFF/AR: Синтетические фторсодержащие пленкообразующие спиртоустойчивые ПО целевого назначения для тушения водорастворимых и водонерастворимых горючих жидкостей.
Пенообразователи типа AFFF/AR-LV: Синтетические фторсодержащие пленкообразующие спиртоустойчивые ПО целевого назначения низкой вязкости для тушения водорастворимых и водонерастворимых горючих жидкостей.
Пенообразователи типа FFFP/AR: Протеиновые фторсодержащие пленкообразующие спиртоустойчивые ПО целевого назначения для тушения водорастворимых и водонерастворимых горючих жидкостей.
Пенообразователи типа FP/AR: Протеиновые фторсодержащие спиртоустойчивые ПО целевого назначения для тушения водорастворимых и водонерастворимых горючих жидкостей.
Пенообразователи типа S/AR: Синтетические спиртоустойчивые ПО целевого назначения без содержания фторированного поверхностно-активного вещества для тушения водорастворимых и водонерастворимых горючих жидкостей.
Пенообразователи типа S: Синтетические ПО, не содержащие фторированные поверхностно-активные вещества для тушения пожаров.
Пенообразователи типа WA: Синтетические ПО, не содержащие фторированные поверхностно-активные вещества, используемые для тушения пожаров в качестве смачивателя.
Так же, в [2] указана классификация ПОО по назначению, но, к сожалению, только в общем виде, а именно:
Пенообразователи общего назначения: ПОО, используемые для получения ВМП различной кратности и растворов смачивателей при тушении горючих жидкостей, твердых горючих материалов, волокнистых и тлеющих веществ, для защиты строительных конструкций, технологических аппаратов и хранящихся материалов от воздействия тепловых потоков. По химическому составу ПОО общего назначения классифицируются как синтетические углеводородные типа S.
Пенообразователи целевого назначения: ПОО, используемые в основном при тушении нефти, нефтепродуктов, водонерастворимых и водорастворимых горючих жидкостей. По химическому составу ПО целевого назначения подразделяют на: синтетические углеводородные типов S, S/AR; синтетические фторсодержащие типов AFFF, AFFF/AR, AFFF/AR-LV; фтор-протеиновые типов FP, FFFP, FP/AR и FFFP/AR.
Фактически, на этом и заканчивается вся нормативно-правовая база РФ, касающаяся выбора ПОО для тушения того или иного пожара, и вопрос «Какие ПОО используются для тушения пожаров ВС?» всё так же остаётся открытым.
Для нахождения ответа стоит обратиться к базе данных Международной организации гражданской авиации (далее — ИКАО, от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization), а конкретно к [4].
В Главе 8 «Характеристики ОТВ» утверждены конкретные характеристики ПОО по возможности тушения ими авиатоплива (табл. 1).
Базовыми из них являются:
a) время тушения пожара меньше или равно 60 с;
b) время повторного воспламенения 25% былой площади пожара произойдёт за 5 или более минут.
В каждом их этих параметров время является решающим фактором.
Схожими в [2] и в [4] являются следующие параметры:
Типы ПО:
синтетические углеводородные
фторсодержащие (протеиновые)
пленкообразующие
рН от 6,5 до 8,5.
Нет осадка.
Внешние условия при проведении испытаний.
Вид тестового пожарного ствола и метод подачи ВМП модельный пожар.
Размер модельного пожара примерно 2,8 м2 (табл. 2).
Время подачи ВМП при испытаниях — 120 секунд (табл. 2).
Различий же в [2] и в [4] целая масса и они очень важны:
Таким образом:
По [2] и по документу ИКАО [4] совпадают типы ПОО, которые могут быть использованы для тушения пожаров ВС, и ряд их параметров;
По [2] и по [4] есть различия в методиках испытаний;
Отличительно от [4], по [2] не измеряется время тушения и время повторного воспламенения авиационного керосина.

Таблица 1
Table 8–1. Foam specifications из Doc 9137-AN898 ИКАО
Fire testsPerformance
level A
Performance
level В
Performance
level C
Nozzle (air aspirated)
a) Branch pipe«Uni 86»
Foam nozzle
(See Appendix 3)
«Uni 86»
Foam nozzle
(See Appendix 3)
«Uni 86»
Foam nozzle
(See Appendix 3)
b) Nozzle pressure700 kPa700 kPa700 kPa
c) Application rate4.1 L/min/m22.5 L/min/m21.56 L/min/m2
d) Nozzle discharge rate11.4 L/min11.4 L/min11.4 L/min
Fire size≈ 2.8 m2
(circular)
≈ 4.5 m2
(circular)
≈ 7.32 m2
(circular)
Fuel (on water substrate)KeroseneKeroseneKerosene
Preburn time60s60s60s
Fire performance
a) extinguishing time≤ 60 s≤ 60 s≤ 60 s
b) total application time120 s120 s120 s
c) 25% reignition time≥ 5 min≥ 5 min≥ 5 min


Таблица 2
Различия в требованиях, предъявляемых к ПО по законодательству РФ и международным по ИКАО
ПараметрГОСТИКАО
Горючая жидкость для модели пожараH-гептанАвиационный керосин
Время тушения модели пожара ВМП низкой кратности, не более120 секунд — для ПОО типа S/AR90 — для фторсодержащих и протеиновых.
Для ПО типа S — не нормируется!
60 секунд
Расход ВМП при испытаниях0,166 л/с0,19 л/с
Давление на стволе при испытаниях0,58 МПа0,7 МПа
Интенсивность подачи раствора0,059 л/(м2с)0,068 л/(м2с) — тип А
0,042 л/(м2с) — тип В
0,026 л/(м2с) — тип С
Количество горючей жидкости в модели пожара150 л60 л
Использование водяной подушки под горючей жидкостьюНетДа, 1/1 по объёму
Время свободного горения модели пожара до начала тушения120 с60 с
Время после окончания подачи ВМП, через которое в модельный пожар вносится источник пламени для определения времени повторного воспламенения60 с120 с
Площадь горения при определении времени повторного воспламенения100 %25 %
Время повторного воспламенения после тушения ВМП низкой кратности, не более5,5 мин — для фторсодержащих и протеиновых.
Для ПОО типа S и S/AR — не нормируется!
5 мин

Разобравшись в вышеописанных различиях, мы так и не ответили на вопрос какими же ПОО тушат пожары ВС в РФ? Ответ можно найти на официальном сайте центра подготовки руководящего состава гражданской авиации [5] (рис. 4), это интернет-портал, с помощью которого ведётся информирование в сфере подготовки специалистов аэропортов гражданской авиации, в том числе и профессиональная подготовка специалистов СПАСОП.
На данном сайте (https://cprsga.ru/) в разделе «Сертификация АСТИО» (аварийно-спасательная техника и оборудование) выложен список сертифицированных в РФ ПОО для целей тушения пожаров ВС, а именно:
Пенообразователь ПОО-6A3F — синтетический фторсодержащий плёнкообразующий (тип AFFF). Производство ООО «Эгида ПТВ»
Пенообразователь ПОО-6HCB «Авиа» — синтетический углеводородный (тип S). Производителем отмечается, что данный ПОО предназначен для ликвидации аварий на воздушном транспорте, так как обладает наилучшей стойкостью ВМП по сравнению с любыми другими ПОО. Производство ООО «Эгида ПТВ»
Пенообразователь ПОО-6ЦТ — синтетический углеводородный биоразлагаемый (тип S). Производство АО «Ивхимпром»
Пенообразователь ПОО-Р3А — синтетический углеводородный, не содержащий фторированные поверхностно-активные вещества (тип S). Предназначен для тушения пожаров классов А и В, в том числе на воздушных судах и взлётно-посадочных полосах аэродромов с применением ВМП низкой, средней и высокой кратности (отмечено производителем). Производство ООО «Завод Спецхимпродукт»
Пенообразователь ПОО-Р3Ф — синтетический фторсодержащий пленкообразующий (тип AFFF). Производство ООО «Завод Спецхимпродукт»
Пенообразователь ПОО-6ЦБТ — синтетический углеводородный биоразлагаемый (тип S). Производителем указано, что ПОО пригоден для тушения пожаров на ВС, и ВПП аэродромов, что подтверждается наличием сертификата соответствия «ЦС СПАСОП ГА», выданному по [6]. Производство ООО «Завод ТехноХимсинтез»
Пенообразователь «ЛЮКС» — синтетический углеводородный биоразлагаемый (тип S). Производство ООО «Юг Пена»
Для каждого из этих ПОО здесь же прикреплён и его сертификат, в приложении к которому указано, что сертификация была проведена по документу [6].
Однако, важно отметить, что:
Положениям [6] должны соответствовать только синтетические углеводородные ПО типа S, а в списке ПОО для тушения ВС, из списка представленного выше, есть и ПОО типа AFFF, следовательно к ним требования [6] не применимы.
Положениям [6] должны соответствовать ПОО, применяемые для тушения наземных пожаров на ВС и создания пенной полосы на ВПП. Если ПОО не предназначен для создания пенной полосы, а только для тушения — он не должен соответствовать этим требованиям.
Пункт 2.4 положений [6] гласит, что ПОО, применяемый для создания на ВПП пенной полосы, должен обеспечивать время сохранения пенного слоя на бетоне 80% от первоначальной высоты слоя не менее 50±2 минут, в современных ТТХ ПО присутствует только «Показатель устойчивости пены», измеряемый в секундах, и так как этот показатель варьируется от 60 с до 200 с, то нужно понимать, что это совершенно не то же самое, что требуется в [6].
В пункте 2.1 положений [6] указано, что ПОО, используемые при тушении пожаров ВС и создании пенных полос на ВПП, обязаны обеспечивать получение ВМП средней кратности кратностью не менее 80, ПОО же из списка:
ПОО-6A3F: средняя, не более 40;
ПОО-6HCB «Авиа»: средняя, не более 80;
ПОО-6ЦТ: средняя, не менее 60;
ПОО-Р3А: средняя, не менее 60;
ПОО-Р3Ф: средняя, не менее 60;
ПОО-6ЦБТ: средняя, не менее 63;
«ЛЮКС»: средняя, не менее 60.
Данные по ПОО были взяты из открытых источников — сайтов производителей, где выложены все ТТХ производимых ПОО. Таким образом, можно увидеть, что из них точно подходит под требование пункта 2.1 положения [6–10] только ПОО-6HCB «Авиа», а ПОО-6A3F вообще нельзя покупать подразделениям ПО и использовать в боевой работе!
Благодаря проведённому анализу современной нормативной базы, как Российской Федерации, так и ИКАО, а так же изучив ТТХ ПОО, допущенных к использованию при ТП аварий ВС и организации пенных полос на ВПП и поставляемых подразделениям СПАСОП, выяснилось, что в наши дни в РФ отсутствует единый документ, по которому можно было бы провести сертификацию ПОО для тушения пожаров ВС, а, следовательно, необходимо разработать современные требования, вместо [6], которые были утверждены уже давно (20.09.1999 г.), и уже не актуальны сегодня [11–18].

Список использованных источников:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. ГОСТ Р 50588–2012 «Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний».
3. Приказ Минтранса России от 26.11.2020 № 517 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов».
4. Doc 9137-AN898. Airport Services Manual. Part 1 — Rescue and Firefighting. (Руководство по аэропортовым службам ИКАО, Часть 1 — Спасение и Пожаротушение).
5. http://cprsga.ru/
6. Пенообразователи для тушения пожаров на воздушных судах. Технические требования. Методы испытаний. СТ СПАСОП ГА № 01–99. Утв. 20.09.1999 г.
7. Газизуллин Н.Ф. Актуальные вопросы управления в условиях цифровой экономики // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 4(80). — С. 220. — EDN JZMDWZ.
8. Пилявский В.П. Операционная эффективность как стратегический ориентир // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 1(73). — С. 218–219. — EDN DSLFMC.
9. Крымский В.В. Особенности управления при тушении воздушных судов пожарными подразделениями / В.В. Крымский, В.Р. Головенко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2023. — № 3(47). — С. 115–124. — DOI 10.21685/2227–8486–2023–3–8. — EDN XEJWBT.
10. Головенко В.Р. Специфика тушения пожаров воздушных судов // Пожаротушение: проблемы, технологии, инновации: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, в 2 ч., Москва, 17–18 марта 2022 года. Том Часть 1. — Москва: Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2022. — С. 260–263. — EDN OYNENE.
11. Головенко В.Р. Управление действиями пожарных подразделений при крушении самолёта // Актуальные вопросы пожаротушения: сборник материалов II Всероссийского круглого стола, Иваново, 26 мая 2022 года. — Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. — С. 53–61. — EDN JFXXUR.
12. Головенко В.Р. Порядок определения категории аэропортов по уровню требуемой пожарной защиты // Актуальные проблемы пожарной безопасности: материалы Международной XXXIV научно-практической конференции, посвященной 85-летию образования ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Балашиха, 23–24 августа 2022 года. — Москва: Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2022. — С. 453–459. — EDN RDYOPY.
13. Крымский В.В. Оценка эффективности использования средств организации на инфраструктурную безопасность для производственных возможностей промышленного предприятия (на примере ОАО «Морской порт Санкт-Петербург») // Аудит и финансовый анализ. — 2016. — № 1. — С. 372–376. — EDN VLOGUH.
14. Крымский В.В. Применение установки генерации температурно-активированной воды при тушении пожаров воздушных и морских судов /В.В. Крымский, В.Р. Головенко, Р.А. Юрченко // Пожарная и аварийная безопасность: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 90-й годовщине образования гражданской обороны, Иваново, 24 ноября 2022 года. — Иваново: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», 2022. — С. 415–420. — EDN KOXTPS.
15. Крымский В.В. Аэродромный автомобиль с установкой генерации температурно активированной воды, разработанный для тушения пожаров воздушных судов / В.В. Крымский, В.Р. Головенко, В.Д. Суминский // Транспорт России: проблемы и перспективы : Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 09–10 ноября 2022 года / ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко Российской академии наук, Коллектив авторов. Том 2. — Санкт-Петербург: Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, 2022. — С. 162–166. — EDN BJKRSU.
16. Крымский В.В. 9.2. Автоматизация учета, эксплуатации, испытаний и работы пожарной техники и пожарно-технического вооружения и оборудования / В.В. Крымский, С.В. Ильницкий, А.Е. Гайдукевич // Аудит и финансовый анализ. — 2020. — № 1. — С. 238–242. — DOI 10.38097/AFA.2020.16.25.034. — EDN MPZTKB.
17. Аверьянова О.В. Методологические подходы к определению роли социальной информации в управлении ресурсами // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 1(81). — С. 44–48. — EDN CFDZZX.
18. Брянцева Т.А. Особенности финансирования инновационной деятельности в современных экономических условиях // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 3(83). — С. 58–63. — EDN ZXJZPB.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия