Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Пашкус Н. А.
профессор кафедры отраслевой экономики и финансов
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук

Пашкус В. Ю.
профессор кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Савхалов В. К.
директор Центра творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском»
Василеостровского района Санкт-Петербурга


Прорывное позиционирование в системе дополнительного образования
Статья посвящена учреждениям дополнительного образования, которые становятся центрами притяжения жителей территории и выполняют ряд социальных задач. В работе показано, что одна из проблем учреждений дополнительного образования — это их продвижение. Решить эту проблему позволит грамотное применение модели прорывного позиционирования Дж. Кейгана и К. Вогеля, с помощью которой можно определить эффективные стратегии продвижения, значительно повысить эффект от государственной поддержки таких программ и избежать высоких рисков их реализации. Также приведен пример центра дополнительного образования, который, применяя различные инструменты, поднялся от позиции «генерик» к позиции «прорывные».
Ключевые слова: образование, дополнительное образование, продукт «генерик», продукт «кич», высокотехнологичный продукт, прорывное позиционирование, модель Кейгана-Вогеля
УДК 338.46; 339.138; ББК 65.497, 65.050   Стр: 195 - 199

Сфера культуры в современном мире становится все более значимой, она открывает перед людьми новые возможности и создает новые рабочие места, позволяет человеку совершенствовать свой досуг и является инструментом «мягкой силы». Развитие сферы культуры позволяет не только повысить качество рабочей силы, но и совершенствовать сферу досуга [1]. В этой связи, повышается роль образования и, в том числе, и дополнительного, которое открывает людям новые альтернативы, включая сферу отдыха и повышения своего человеческого капитала [2]. Отметим, что дополнительное образование помогает совершенствовать когнитивные навыки, развивать способности и лучше адаптироваться к рынку труда. Согласно современным исследованиям, когнитивные и некогнитивные навыки детей зависят от образования и навыков родителей и влияют на образование и результаты на рынке труда [3].
Учреждения дополнительного образования как центры дополнительного притяжения. Современные учреждения дополнительного образования все чаще возвращают себе роль местных центров притяжения. Те из них, которые ограничиваются узким направлением деятельности, не выходя за рамки выбранного направления, как правило, теряют потенциальные возможности развития и не могут, за редким исключением, обеспечить высокой конкурентоспособности. А учреждения, которые способны выйти за рамки привычных направлений и заявить о себе, как о досуговом центре, способном предложить жителям окружающего его района принципиально новые возможности проведения свободного времени, рассчитанного на разные возрастные группы людей с разными интересами и финансовыми возможностями, могут претендовать на принципиально отличные от других конкурентные позиции. [4; 5]
Более того, те учреждения дополнительного образования, которые нацелены на занятие лидирующих позиций на своем рынке, понимают свою роль в имиджевой политике района, в котором они работают. Тем самым, разрабатывая свою коммуникационную политику, они всячески подчеркивают свою связь с муниципальным образованием, его нуждами, традициями и приоритетами развития. Такой подход позволяет оказать влияние на привлекательность конкретного района проживания и сформировать комфортную среду для жизни в этом районе. Для учреждения же это означает более высокую узнаваемость и в перспективе высокую лояльность потребителей.
Наличие таких учреждений на уровне района проживания позволяет решить несколько важных социальных задач. Во-первых, это проблема высвобождения свободного времени для жителей района, которые в ином случае вынуждены решать вопрос доставки детей к местам их досуга или дополнительного образования, а при отсутствии такой возможности, вынуждены предоставить детей самостоятельному времяпрепровождению. Сегодня жители больших городов тратят много времени на дорогу из дома на работу и обратно, что в день отнимает у них, в среднем, от одного до трех часов времени. Это в дополнение к их рабочему графику, просто не оставляет им времени на общение с детьми и их «доставку» к местам получения дополнительного образования или досуга. Следовательно, наличие хороших досуговых центров рядом с домом, снимает с родителей дополнительную нагрузку и сложности с выбором между работой и семьей.
Во-вторых, это проблема общения родителей с детьми. Учреждения, организующие совместные мероприятия для детей и взрослых, активно участвующие в жизни района и проводящие интересные события, задействующие разные возрастные категории жителей, могут оказать позитивное влияние на укрепление семейных связей и связей поколений, развить общие для них интересы и открыть новые возможности проведения совместного досуга. Это может быть, например, театральная студия [6].
В-третьих, это возможность увеличить свой «человеческий капитал» за счет приобретенных навыков. Действительно, повышение человеческого капитала позволяет значительно повысить шансы на рынке труда и более адекватно отреагировать на изменение требований к рабочей силе [7].
И, наконец, в-четвертых, это проблема организации досуга детей и подростков, их комплексное развитие и совершенствование. При отсутствии возможности проведения организованного досуга и реализации своих творческих способностей, дети и подростки начинают искать возможности самостоятельной организации досуга, сбиваясь в уличные компании. Это зачастую не способствует гармоничному развитию их личностей, а, часто просто создает источник потенциальной опасности, как для самих детей, так и для других людей, по воле случая вовлеченных в их развлечения. Отметим, что потенциальную опасность представляет и иной полюс — когда весь досуг переходит исключительно в Интернет.
В то же время, учреждения дополнительного образования теряют свою потребительскую аудиторию, так как интересы современных потребителей зачастую обгоняют способности образовательных учреждений к изменениям. Кроме того, такие организации конкурируют не только с другими учреждениями сферы образования, но и с различными образовательными порталами, приложениями, а зачастую и популярными блогерами, самостоятельно взявшими на себя образовательные функции. Эти ресурсы и блогеры предлагают более интересный для потребителя контент, используют более эффективные методы взаимодействия с потребителем и привлекательную для него форму вовлеченности в процесс обучения, за счет чего добиваются высокого уровня доверия и популярности, особенно среди подростков. Кроме того, подобные продукты реализуются по более удобному для потребителей расписанию или даже доступны в любой удобный потребителю момент. В результате, образовательным учреждениям, тем более бюджетным, то есть связанным определенными ограничениями, регулирующими работу образовательных учреждений, и контролируемых со стороны органов управления образованием, достаточно сложно конкурировать с подобными ресурсами и лицами, неофициально реализующими образовательные функции.
Следовательно, для того, чтобы быть востребованными учреждениями дополнительного образования необходимо применять современные маркетинговые стратегии продвижения и учитывать реальные интересы потребителей, а также осуществлять коммуникации с потребителем на доступном им языке и в удобной им форме. Это требует проведения серии маркетинговых исследований, чтобы выявить существующие интересы и предпочтения потребителей и далее разработку комплексной маркетинговой стратегии продвижения, учитывающей возможность тестирования различных форм коммуникации с потребителями и возможность гибкой адаптации к динамике окружающей среды. [5; 8] Выбор эффективной стратегии продвижения позволяет учреждению дополнительного образования занять не просто выгодную рыночную позицию, но и реализовать прорывное позиционирование.
Стратегия прорывного позиционирования для учреждений дополнительного образования. Стратегия прорывного позиционирования базируется на выборе таких продуктов и способов их позиционирования и продвижения, которые обеспечивают возможность достижения экономическими субъектами лидирующего положения на выбранном рынке или даже развития принципиально нового рынка. Для оценки конкурентного положения продукта можно применять модифицированную модель Дж. Кейгана и К. Вогеля, в основе которой лежит следующая карта позиционирования (см. рис. 1).
Рис. 1. Карта позиционирования Дж. Кейган и К. Вогеля

Соответствие области «генерики» означает наличие в продуктовом портфеле организации типового продукта, обладающего своими привлекательными и негативными качествами, которые определяют спрос на этот продукт. В тоже время, платить за этот продукт больше, чем за аналогичные продукты конкурентов, потребитель не будет. Эти продукты не требуют значительных затрат на продвижение, так как выигрыш в доходах от реализации этих продуктов будет не столь значительным. При выборе стратегии рыночного поведения в отношении «генерика» лучше всего работает стратегия лидерства по издержкам, которая за счет стандартизации и оптимизации процессов, а также эффекта масштаба, позволяет достичь более высокой по отношению к конкурентам прибыли. Есть более или менее удачные «генерики», но обеспечить лидерство на рынке они не могут.
Именно этот эффект использует большая часть обучающих приложений. Максимально унифицированный образовательный контент, стандартизованные процессы освоения конкретных навыков, экономия времени и трудозатрат дорогостоящих педагогов. При этом цена использования приложений не велика, так как оно зарабатывает, главным образом, на массовом использовании. Более того, приложение экономит время пользователей, позволяя им заниматься дома или в любом другом удобном месте (при наличии мобильной версии) и в любое удобное время.
Среди он-лайн и офф-лайн программ дополнительного образования «генериков» есть более или менее удачные, но потребитель не значительно выделяет одну программу по отношению к другой. В отношении таких программ потребитель сильнее всего реагирует на цену, поэтому то учреждение или разработчики приложения, которые могут обеспечить самую низкую себестоимость, оказываются здесь на лучших позициях.
На рынке детского дополнительного образования к таким учреждениям относятся типичные районные дома детского творчества (ДДТ). В некоторых из них периодически появляются уникальные коллективы или отдельные образовательные программы, способные перевести эти учреждения в другие стратегические позиции, но чаще всего наиболее удачные проекты просто выходят из состава организации, чтобы иметь возможность использовать более гибкие механизмы управления. К той же категории относится множество всевозможных учебных центров раннего развития, подготовки к школе, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и т.п. Обычно такие учреждения и не ставят своей целью лидерство на рынке, они выбирают определенную монофункцию, которую и реализуют с большей или меньшей успешностью.
К области «кич» относятся, как правило, модные на текущий момент времени направления подготовки и образовательные учреждения. Зачастую такие организации не способны предоставить действительно уникальное образование, но обеспечивают уникальный подход к каждому клиенту и формируют в его голове иллюзию того, что это образование настолько уникально. Продукт «кич» предполагает наличие прекрасной формы при фактическом отсутствии содержания. В качестве главного отличительного момента такие учреждения чаще всего используют приобщение к некому элитарному обществу, вхождение в которое без данного учебного заведения может быть затруднено, а элитарного потребителя убеждают в том, что и невозможно.
В 1990-х, начале 2000-х, такими образовательными организациями были языковые и международные школы на Мальте. При фактически полном отсутствии качественной подготовки эти школы по всем направлениям, кроме, разве что, разговорного (правда, не всегда нормативного) английского языка, они были чрезвычайно востребованы среди элитарной родительской аудитории не сильно заинтересованной в предоставлении ребенку достаточно своего времени, но готовой дорого заплатить за образование и «дать ребенку все лучшее». Тем самым, такие школы предлагали очень дорогое и очень элитарное образование, ориентированное на семьи, планирующие переезд на постоянное проживание в Европу или США, или ориентирующие на это своего ребенка. В данном случае, главным притягательным моментом образования являлось именно то, что оно осуществлялось в Европе. Хотя мальтийские школы привлекали еще тем, что брали на себя «присмотр» за учеником и его «введение в общество». По факту, эти школы представляли собой безудержные тусовки бездарей и лоботрясов со всего мира, не гнушающиеся массовым потреблением алкоголя и наркотиков, впрочем, дети действительно были под «присмотром» и черту невозврата им перейти все-таки не давали. В общество «школы» тоже вводили, так как то самое «элитарное общество» и училось в таких учебных заведениях.
В настоящее время в России учебные заведения типа «кич» больше ориентированы на качество. И выбор подобной стратегии поведения определяется в основном стремлением чрезвычайно завысить цену своих программ. Например, в Санкт-Петербурге работает Кембриджская Международная Школа» (CIS Russia), частная школа «Дипломат», частная школа Brookes Saint Petersburg и ряд подобных учебных заведений. Здесь, в отличие от мальтийских школ, обеспечивается достаточно высокое качество образования, в том числе, за счет индивидуализированного подхода, приглашения на работу дорогостоящих педагогов, использования самого современного оборудования. Однако, цена обучения в подобных школах чрезмерно завышена по отношению к другим образовательным учреждениям, зачастую не уступающим, а иногда и превосходящим эти школы по качеству.
Например, цена обучения в Кембриджской Международной Школе» (CIS Russia) составляет от 900 000 до 1 300 000 рублей в год при обязательном вступительном взносе 5000 евро. За это школа гарантирует классическое кембриджское образование под руководством квалифицированных преподавателей из Британии, Австралии, США и Канады, а также предоставление двойных дипломов — кембриджского международного сертификата и российского государственного диплома. Brookes Saint Petersburg реализует программы совместно с Brookes Education Group, предлагая стажировки и посещение кампусов международной школьной сети, цена обучения от 1 000 000 рублей до 2 300 000 рублей в год при обязательном вступительном взносе 3950 фунтов стерлингов.
И, даже, несмотря на то, что после оттока ряда радикально настроенных граждан из России, популярность подобных частных школ несколько снизилась, они все еще довольно востребованы среди отдельных категорий населения. Пока будет существовать высокая мода на все иностранное и стремление в перспективе переехать жить за рубеж, будет популярно подобное «кич» образование.
К этой категории относятся и всевозможные он-лайн программы по наиболее модным направлениям, например, ряд программ психологического профиля, программ, направленных на раскрытие и активизацию таланта ученика, ряд программ обучения модным навыкам, таким как продвижение в сети (smm) или личностный рост и лидерство. Подобные программы могут быстро формировать определенные востребованные практические навыки, но опять-таки, цена таких программ чрезвычайно завышена.
В категорию высоко-технологичных попадают программы чаще всего информационного, естественно-научного и технического профиля. Это программы для тех, кто готов и хочет учиться самостоятельно. Это могут быть специализированные компьютерные программы, такие как Компас-3D v18 Home или Словарь ABBYY Lingvo x6 Английская версия. Или это могут быть полноценные образовательные проекты, существующие в он-лайн и офф-лайн форме, такие как Pixcel или Skysmart Pro, предлагающие полноценное обучение программированию, компьютерной грамотности и робототехнике. К этой группе относятся такие программы, как «Цвет и свет глазами физика», «Основы генетики», «Климатические изменения» и др. Все подобные образовательные программы или учебные заведения, например, такие как физико-математический лицей №30 или Президентский физико-математический лицей №239, проводят достаточно жесткий отбор учащихся. Как правило, в процессе обучения они также осуществляют отсев недостаточно способных или ленивых учащихся. Основным инструментом продвижения подобных образовательных программ являются результаты их образовательной деятельности и «сарафанное радио» среди заинтересованных конкретной тематикой учащихся. Обычно потенциальные ученики сами или с помощью своих близких находят такие программы. Основным требованием к обучению здесь становится готовность потенциальных учащихся глубоко погружаться в процесс обучения.
Образовательные учреждения и программы, объединяющие свои технологические решения и эффективные методы продвижения, дающие потребителю нечто большее, чем только образование, могут реализовать стратегию прорывного позиционирования. Например, среди высокотехнологичных проектов и программ выделяется проект «Роббо», в настоящее время объединяющий сеть он-лайн и офф-лайн программ, реализуемых на базе отдельных ДДТ и школ страны, а также он-лайн платформы, позволяющая любому ребенку освоить навыки робототехники. Отличительной особенностью проекта является то, что программа не требует жесткого отбора и позволяет обучить любого ребенка вне зависимости от его склонностей и способностей. Проект начинался с кружка робототехники и постоянно вовлекал все большее количество детей и потенциальных учителей, предлагая любому человеку, заинтересованному в работе в проекте, пройти бесплатное обучение и в дальнейшем возможно стать одним из преподавателей проекта.
К прорывным проектам относится также система кружков олимпиадной математики «Фрактал». Отличительной особенностью проекта стало то, что в отличие от большинства аналогичных курсов математической подготовки, этот проект сделал ставку не на сложившихся учителей математики, а на студентов, активно вовлекаемых в преподавательскую деятельность. Проект, как и другие, использует игровые методы обучения, но предлагает своим учащимся нечто большее, чем только дополнительное образование. Это своеобразный стиль жизни и среда общения, в которой подростку, интересующемуся математикой, будет интересно находиться, где он сможет найти друзей и чувствовать себя комфортно. В рамках проекта постоянно проводятся всевозможные конкурсы и олимпиады, распространяющиеся далеко за пределы математики, позволяющие ученикам показать себя в разных сферах жизни. Проект начинался с обычной программы дополнительной математической подготовки, но за счет умелого управления, использования творческого потенциала молодых педагогов и создания новой среды общения, стал популярен и высоко коммерчески эффективен.
Реализация стратегии прорывного позиционирования учреждения дополнительного образования детей «Центра творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском». Удачным примером использования стратегии прорывного позиционирования является деятельность Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центра творческого развития и гуманитарного образования детей «На Васильевском» Василеостровского района Санкт-Петербурга». Это учреждение только недавно выбрало для себя прорывную стратегию продвижения, причем опираясь на тесную связь с реальными интересами и потребностями жителей Василеостровского района. Тем самым, учреждение приняло участие в реализации концепции маркетинга территорий района, направленной на целевую аудиторию жителей.
Этот центр функционировал как обычный ДДТ, выбрав для себя творческое направление деятельности. В то же время, став досуговым центром района и используя свои связи с районом в своем продвижении, центр перешел в более перспективную стратегическую область. До реализации пилотного проекта стратегического развития центр относился к категории «генерики», хотя занимал среди учреждений данного типа выигрышную позицию (см. рис. 2).
Рис. 2. Матрица конкурентоспособности организации при реализации стратегии «генерик»

До участия в стратегических проектах района Центр достиг в своей нише рынка положения «звезды», то есть стал лидером в районе, разделив сферы интересов с еще двумя крупными учреждениями ДПО. В данной стратегической позиции Центр полностью реализовал свой потенциал, но, как и другие ДДТ, постоянно находился в состоянии финансовой неустойчивости и не мог замахнуться на какие-то крупные проекты из-за своей финансовой несостоятельности. Следовательно, для того, чтобы выйти на иной конкурентный уровень, учреждению было необходимо реализовать новые маркетинговые инструменты и образовательные технологии.
За последние три года были апробированы различные маркетинговые подходы. Центр отбирал те инструменты, которые оказывают наиболее сильный эффект на уровень продвижения учреждения и лояльность потребителей. Некоторые инструменты оказывались чрезмерно затратными для учреждения, что заставило от них отказаться. Другие не приносили систематического эффекта в долгосрочной перспективе.
В 2023 году Центром был запущен пилотный проект по реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ объемом 12 академических часов для детей в возрасте с 5 до 18 лет. За весь период реализации проекта количество детей, прошедших обучение по Дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ДООП), составило более 900 человек. Причем обучение в рамках проекта осуществляется на основе социального сертификата, зарегистрированного на портале «Навигатор» дополнительного образования Санкт-Петербурга. Этот проект позволил учреждению выйти на новую стратегическую позицию и начать реализовывать стратегию прорывного позиционирования.
При этом, учреждение серьезно подошло к отбору инструментов позиционирования. Центр поставил цель — определить перспективные для жителей района направления краткосрочных программ обучения. Для этого на официальном ресурсе Центра был проведен опрос потребителей. В результате выявлены основные целевые группы:
– родители — домохозяйки (законные представители), занимающиеся исключительно воспитанием и развитием своих детей (17%);
– родители (законные представители) воспитанников дошкольных образовательных учреждений (54%);
– сотрудники образовательных учреждений, которые рассматривают ДООП как дополнительный воспитательный инструмент (13%);
– родители (законные представители) воспитанников Центра (19%).
Среди каждой условной группы был проведен опрос, чтобы выявить наиболее желательные для них мероприятия Центра (см. табл. 1).

Таблица 1
Востребованность мероприятий по продвижению Центра Василеостровского района у различных групп потребителей
МероприятиеУсловные группы
родители–домохозяйкиродители воспитанников дошкольных образовательных учрежденийсотрудники образовательных учрежденийродители воспитанников Центра
Мастер-классы43,521715
Презентация1235227
Открытые занятия2417823
Концерты/акции20,5276355

На основе полученных данных были сделаны выводы о том, что каждая группа потребителей предпочитает свои «мероприятия», что обусловлено их интересами, а самое главное итоговыми целями, которые они преследуют. Общим для всех групп являлся высокий интерес к концертной деятельности Центра, так как это наглядный пример итогового результата, который получат их дети. Более того, именно концертная деятельность превращает Центр в досуговое объединение района и привлекает к нему разные возрастные категории жителей района. Тем самым, концертная деятельность становится ключевым аспектом прорывного позиционирования учреждения.
Родители-домохозяйки в большинстве своем выбирали мастер-классы, так как это свободно укладывается в личное время и не требует критических изменений в жизненном режиме. Родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений предпочитают презентацию деятельности, так как лично не могут присутствовать на занятиях, но хотели бы знать условия обучения, квалификацию педагога, а также его достижения.
Сотрудники образовательных учреждений, а также родители воспитанников центра выбирали концертную деятельность, при этом у каждой группы свои цели. У сотрудников это дополнительная форма досуговой занятости их обучающихся, а у родителей возможность наглядно посмотреть на разные коллективы и уровни подготовки. Для самого же центра, это возможность заявить о себе не только на уровне района, но и возможно на уровне города. Кроме того, в концертной деятельности больше всего возможностей показать свою связь с продвижением Василеостровского района, как комфортного места проживания.
Следующим этапом продвижения ДООП Центра стала подача заявки на сертифицирование ДООП объемом 36 академических часов. В период с ноября по декабрь 2023 года Региональным модельным центром при ГДТЮ проверены программы Центра и 8 программ получили сертификат на реализацию: Гимнастический интенсив; Керамика; Киберспортивные игры; Музыка для всех; Основы скетчинга; Практика по графике и живописи в музеях Санкт-Петербурга; Рисунок и аппликация; Проектная деятельность. Далее в Центре был проведен опрос по количеству участников каждой программы краткосрочного ДООП. Переход в новую стратегическую позицию предполагает более высокие риски для образовательного учреждения, так как существует возможность вложить существенные средства в материальную базу программы и не набрать достаточное для компенсации затрат количество учащихся. Именно для снижения этих рисков проводилась серия исследований предпочтений потребителей по конкретным программам.
Анализируя результаты текущего конкурентного состояния Центра, можно утверждать, что он находится в категории псевдо-прорывного учреждения (см. рис. 3).
Рис. 3. Матрица конкурентоспособности при выборе стратегии прорывного позиционирования

С одной стороны, это еще неустойчивая стратегическая позиция, что предполагает риски отказа от образовательных программ Центра. Представляется необходимым для усиления позиции установление партнерских отношений, например, с ВУЗами. Такая деятельность вполне соответствует новой роли ВУЗов в цифровой экономике и позволит привлекать преподавателей и студентов к образовательным проектам, что повысит конкурентоспособность самого ВУЗа. [9; 10] Тем более, что существуют многочисленные примеры такого позитивного сотрудничества. [11; 12]
С другой стороны, при наличии высокого качества подготовки и высокой степени удовлетворенности потребителей, данная категория позволяет получить значительную ценовую премию от внебюджетной деятельности и значительный выигрыш в конкурсе на предоставление бюджетных средств со стороны государства. Так, стоимость социального сертификата в 2023 году составляла 1700 рублей, а в 2024 составляет уже 5230 рублей при полном сохранении и даже увеличении численности обучающихся, что можно оценить уже по данным январских продаж сертификатов.
Показательны и результаты доступных Центру финансовых отчислений на обеспечение дополнительной образовательной и проектной деятельности. Так, в 2022 году они составляли только 300 тыс. руб., и это в основном были бюджетные средства, в 2023 они составили 3,5 млн руб., а в 2024 составят 7 млн 300 тыс. рублей. При этом расчеты рентабельности вложений показывают, что к концу года Центр сможет заработать дополнительные 5 601 330 рублей. Общая сумма расходов в 2024 году составит 2 246 175 рублей 23 коп. Чистая прибыль Центра составит 3 355 154 рублей, что не включает бюджетное финансирование.
Заключение. Учреждения дополнительного образования могут оказывать сильное влияние на качество жизни конкретной территории. Они позволяют приступить к решению целого ряда социально-экономических задач, однако на сегодняшний день, лишь немногие образовательные учреждения способны это сделать.
Применение стратегии прорывного позиционирования позволяет решить одну из самых «острых» проблем учреждений дополнительного образования — недостаточную известность и низкий уровень финансирования. Грамотное использование этой стратегии позволяет учреждениям дополнительного образования выйти на новый конкурентный уровень и обеспечить широкую известность и лояльность со стороны потребителей разных типов.
Тем самым, на примере одного прорывного проекта видно, что в случае правильного использования SET-факторов (социальные, экономические и технологические) и своевременного закрытия разрыва по этим факторам, организация может получить высокую ценовую премию по своим продуктам и добиться высокого уровня известности на выбранном для себя рынке. Применять стратегию прорывного позиционирования могут и молодые частные образовательные центры, но доступна она и сложившимся бюджетным образовательным учреждениям. Прорывное позиционирование является довольно рискованной стратегией рыночного поведения, но за счет эффективной подготовки и осуществления серии маркетинговых исследований уровень риска может быть сведен к минимуму.


Список использованных источников:
1. Алмакучуков К.М., Кольцова А.А., Старобинская Н.М. Особенности благ сферы культуры в современном мире // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 1. — С. 178–181. EDN: ZIHYDJ
2. Polachek, S.W., Das, T., Thamma-Apiroam, R. Micro and Macroeconomic Implications of Heterogeneity in the Production of Human Capital // Journal of Political Economy, 2015. — Vol. 123 (6), 1410–1455
3. Abbott, B., Gallipoli, G., Meghir C., Violante G. L. Education Policy and Intergenerational Transfers in Equilibrium // Journal of Political Economy. — 2019. — Vol. 127, Nо 6. — P. 2569–2624.
4. Кольцова А.А., Старобинская Н.М. Повышение качества и эффективности образования в Новой экономике // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. — 2014. -Т.5. — №3. — С. 137–149. EDN: THAZEJ
5. Алиаскарова Ж.А. Российское образование на пороге новой экономики: проблемы и возможности // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. — 2020. Т.11. — № 2. — С. 27–43.
6. Ерома М.В. Социальное партнёрство школы и театра: продвижение культурных ценностей // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. — 2022. Т.13. — Вып. 3. — С. 43–52.
7. Zhang, Y.C.L. Human Capital, Technology Adoption and Firm Performance: Impacts of China’s Higher Education Expansion in the Late 1990s. // The Economic Journal. — 2018. — Vol. 128. — P. 2282–2320
8. Кошкин А.В. Креативные индустрии: культурные проекты и политика правительства // Сфера культуры в глобальной экономике: от развития артрынка до брендов территорий и маркетинга. — СПб.: КультИнформИздат, 2020. — С. 23–27. EDN: LCKKZN
9. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Трансформация роли университетов в обеспечении социально-экономического развития // Экономика и управление. — 2017. — № 6. — С. 55–62.
10. Зинченко М.В., Трофимова И.Б. Конкурентоспособность программ профессионального образования университета: анализ социально-экономических факторов // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. — 2022. — Т. 13, № 3. — С. 53–64.
11. Пашоликов М.С. Организация взаимодействия между педагогическим университетом и учреждениями дополнительного образования детей // Педагогика и просвещение. — 2023. — № 4. — С. 53–69.
12. Егорова Е.В., Фролова Н.Н., Агапова Е.Н. Цифровые ресурсы формирования критического мышления в системе дополнительного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2022. — № 206. — С. 79–91.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия