Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Основные тенденции развития международного рынка образования и экспорта образовательных услуг в период пандемии новой коронавирусной инфекции
Нуцалов Ш. А.
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Статья посвящена состоянию и перспективам развития международного рынка образования и экспорта образовательных услуг на современном этапе. До начала пандемии новой коронавирусной инфекции в декабре 2019 г. международный рынок образования был одним из самых динамически развивающихся рынков экспортоориентированных услуг с объёмом около 300 млрд долл. США. Эпидемиологический кризис во всех странах мира и последовавшие за ним карантинные ограничения, закрытие границ и прекращение авиасообщения изменили планы по обучению за рубежом потенциальных студентов, а университеты по всему миру и в России были вынуждены полностью пересмотреть свои традиционные стратегии и способы привлечения абитуриентов на зарубежных образовательных рынках. Показано, что особую важность приобрели онлайн-средства коммуникации и использование внешних ресурсов (организационных и кадровых) в рамках механизма государственно-частного партнёрства на условиях аутсорсинга со специализированными агентствами по набору иностранных абитуриентов.
Ключевые слова: международный рынок образования, аутсорсинг, экспорт образовательных услуг, государственно-частное партнерство, иностранные студенты, образовательные организации, иностранные абитуриенты
УДК 338.4   Стр: 200 - 203

Исследования международного рынка образования в последнее десятилетие вызывают растущий интерес у зарубежных и отечественных учёных. Значительный вклад в его изучение внесли российские исследователи Арефьев A.Л., Айдрус И., Балыхин М.Г., Горшкова Л.Ю., Крум Э.В., Спартак А.Н., Шереги Ф.Э., Филиппов В.М. и др. Среди зарубежных авторов можно отметить Ф. Альтбаха, М. Ван дер Венде, Г. Макбурни, С. Маргинсона, Дж. Найта, Р. Чоудаха, Р. Эланда и др.
Особенностям набора иностранных студентов в университеты были посвящены статьи и монографии как отечественных (Билибин Д.П., Васильева Т.В., Голованов А.С., Жидикин А.А., Конник В.А., Коротышев А.В., Краснова Г.А., Соколов Г.Г. и др.), так и зарубежных исследователей — Ф. Альтбаха, П. Бодикотт, Дж. Кивисто, Ф. Коллинса, Р. Коффи, П. Никула, Л. Перри, Л. Райзберг, Р. Чоудаха и др.
Анализ научной литературы показывает, что в последние годы в России и за рубежом международный рынок образования и экспорт образовательных услуг стал предметом оживлённых дискуссий в академической и политической среде, а также предметом специальных исследований.
Объём рынка международного образования, по оценкам экспертов, составляет примерно 300 млрд долл. США [1]. Экспорт образовательных услуг занимает значительное место в национальной экономике в ведущих странах-экспортёрах [2]. Доходы от такого экспорта складываются из оплаты за обучение, проживание и других сопутствующих расходов в период пребывания иностранных граждан в стране обучения, численность которых весьма высока (табл. 1).

Таблица 1
Численность обучающихся за рубежом с 1998 по 2018 гг., в млн чел.
ГодЧисленность обучающихся за рубежом
во всем мире, в млн чел.
119982,2
220032,7
320083,2
420134,1
520185,6
Источник: [3].

Странами-лидерами по количеству иностранных студентов являются США, Великобритания, Канада, Китай, Австралия (табл.2). Россия занимает 7 место в мире с долей 6% от всех иностранных студентов в мире.

Таблица 2
ТОП-10 стран-лидеров по численности иностранных студентов, чел и %.
СтранаЧисленность
иностранных
студентов, чел
Доля иностранных
студентов от общей
численности в мире, %
1США1 075 49620
2Великобритания551 49510
3Канада503 2709
4Китай9
5Австралия463 6438
6Франция358 0006
7Россия353 3316
8Германия302 1575
9Япония228 4034
10Испания125 6752
Источник: [3].

Странами-лидерами по численности своих граждан, обучающихся за рубежом, на протяжении последних десятилетий являются Китай, Индия, Южная Корея (табл.3).

Таблица 3
ТОП-6 стран, граждане, которых обучаются за рубежом, чел. и %
СтранаЧисленность
обучающихся
за рубежом, чел.
Доля граждан страны
в общей численности
иностранных студентов
во всем мире, %
1Китай993 36735
2Индия375 05518
3Южная Корея102 5275
4Вьетнам108 5272
5Япония31 9032
6Бразилия67 1832
Источник: составлено автором на основе данных [4, 5].

Начавшаяся в конце 2019 г. пандемия новой коронавирусной инфекции сильно ударила по рынку международного образования. Так, по данным различных исследований, введение карантинных ограничений и закрытие границ в большинстве стран мира оказало отрицательное влияние на решение обучаться за рубежом у значительной доли абитуриентов. По данным опроса компании ICEF по 108 странам мира, самыми большими препятствиями для студентов стали: закрытие границ (77%), а также задержка или приостановка выдачи учебных виз (69%). Проблемами, стоящими на первом месте для студентов, были названы здоровье, медицинские страховки и проживание, а также доступность авиасообщения и билетов, перспектива жёстких карантинных ограничений [6].
Восстановление рынка международного образования эксперты прогнозируют к 2025 г. [7]. В то же время, появляющиеся данные по отдельным странам-экспортёрам образовательных услуг, например, по Великобритании, Канаде и Швеции, показывают значительное увеличение численности иностранных студентов в период пандемии COVID-19.
Изучая особенности приёмных кампаний 2019–2021 гг., эксперты сходятся во мнении, что в отсутствии возможностей очного участия в зарубежных образовательных выставках, непосредственной работы с целевой аудиторией потенциальных абитуриентов и использования других традиционных форм привлечения будущих студентов, зарубежные университеты сосредоточились на работе со специализированными организациями, которым передали функции по набору абитуриентов на зарубежных образовательных рынках [8, 9].
Эти организации специализируются на предоставлении консультационных услуг физическим лицам по обучению за рубежом и услуг по набору кандидатов на обучение, оказываемых образовательным организациям высшего образования на условиях аутсорсинга.
Первые упоминания об использовании образовательными организациями специализированных компаний по набору студентов на зарубежных образовательных рынках появились в 60-х годах прошлого века [10], но значительное распространение эта практика получила в 90-е годы 20 века в период коммерциализации, массовизации и интернационализации высшего образования [11, 12, 13].
По данным исследования QS «International student» 2021 г. [14], в условиях пандемии более одного из пяти абитуриентов в 2020 г. обратились к специализированной организации по вопросам своего обучения за рубежом. Если в 2014 году доля таких студентов составляла 14%, то в 2020 году она резко выросла до 22%. Отчёт QS «International student» также показал, что иностранные абитуриенты больше, чем когда-либо, стали полагаться на мнение консультантов при принятии решений об обучении за рубежом в целом и в конкретном зарубежном университете, в частности. Основной вывод по результатам исследования QS заключается в том, что формы привлечения и набора иностранных студентов значительно изменились. В текущей санитарной ситуации и ввиду неопределенности дальнейшего развития пандемии как в принимающих, так и в направляющих странах, специализированные организации в странах приёма станут основным каналом набора иностранных студентов для образовательных организаций высшего образования. При этом те вузы, которые активизируют работу с ними, получат бесспорное преимущество на зарубежных образовательных рынках [9].
Таким образом, после 2020 г. невозможность использовать традиционные каналы привлечения иностранных абитуриентов заставляет университеты по всему миру (и в России тоже), а также экспертов, полностью пересмотреть стратегии и практику использования частных компаний для набора иностранных студентов. Спрос на услуги таких фирм со стороны вузов, а также абитуриентов, диктует необходимость осмысления и последующего внедрения новых стратегий и форм управления набором иностранных студентов с использованием ресурсов сторонних компаний. Это предполагает выстраивание стратегических партнёрств со специализированными организациями, управление рисками и возможностями при передаче им набора абитуриентов на зарубежных образовательных рынках.
В настоящее время отсутствуют какие-либо данные по количеству и качеству деятельности российских и зарубежных организаций, набирающих студентов для обучения в России. В целом привлечение специализированных организаций к набору иностранных студентов в приоритетных странах приёма до настоящего времени мало изучено, практика российских вузов плохо задокументирована. В целом, в отечественных науковедческих, экономических и иных гуманитарных исследованиях работы по этой проблематике немногочисленны и носят разрозненный характер, что свидетельствует о том, что в российской науке, равно как и в образовательном сообществе, изучение этого вида деятельности находится на начальной стадии.
Анализ открытых источников позволяет выделить три типа агентов, агентств и организаций, работающих с российскими образовательными организациями.
Первая группа — индивидуальные консультанты — является самой многочисленной. Её в основном представляют иностранные выпускники и студенты российских вузов, как правило, не имеющие стационарных офисов ни в России, ни за рубежом, а также необходимой для набора квалификации. Они набирают от 5 до 20 студентов из одной страны, в основном, для университетов, в которых обучались или обучаются. Их деятельность не носит систематического характера, является стихийной, условия согласовываются и уточняются с вузом в процессе работы. Основной формой их коммуникации с иностранными абитуриентами является «сарафанное радио». Договоренности с образовательными организациями редко фиксируются, по факту набора с индивидуальным предпринимателем может быть заключен договор возмездного оказания услуг на 2–3 месяца. Практически все индивидуальные консультанты никак не оформляют свою предпринимательскую деятельность и, естественно, не платят налоги в государственный бюджет России или страны проживания.
Вторая группа — малые и средние предприятия, работающие по принципу туристических агентств — является немногочисленной. У таких агентств, как правило, есть офисы в России и зарубежные компании-субподрядчики за рубежом. Вследствие этого, они не могут осуществлять функции по постоянному представительству вуза в странах происхождения (проживания) абитуриентов. Набирают такие компании до 50 студентов в год из одной или нескольких стран и, как правило, активизируют свою деятельность в июле-августе. К этой группе относится компания «ЭдьюРу», которая занимается набором из азиатских стран; ООО «Лайнс Эдьюкейшн» — специализирующаяся на наборе турецких абитуриентов и др. С университетами такие организации, как правило, работают на условиях агентского договора или договора подряда, и могут иметь до 10 вузов-партнёров. Выплата комиссионных вознаграждений вузами осуществляется один раз в год по факту набора после завершения приёмной компании. Вследствие финансовой неустойчивости жизненный цикл таких организаций в среднем 2–3 года.
Как отмечают специалисты, основной проблемой по осуществлению набора российскими вузами по схемам двух первых типов являются проблемы «с предоставлением недостоверной или неполной информации о предыдущем образовании абитуриента, что приводит к неверным решениям приёмной комиссии вуза при зачислении абитуриентов» [14].
Третья группа — крупные мультинациональные компании. К этому типу организаций относится компания «РАКУС» (основана в 1991 году), которая ежегодно направляет в вузы России в среднем до 8 тысяч иностранных студентов, из них на медицинские специальности — 70%; инженерно-технические — 20%; классические, экономические и гуманитарные — 8%, программы постдипломного образования — 2%. Компания «РАКУС» имеет представительства в 10 российских городах России, а также зарубежные представительства в 75 странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки, СНГ и Европы (на сентябрь 2021 года). Зарубежные представительства обеспечивают постоянное присутствие компании «РАКУС» в странах происхождения абитуриентов и организуют маркетинговые мероприятия в течение всего года: семинары и круглые столы в школах для учащихся последних двух выпускных классов, образовательные выставки (не менее пяти в год), дни открытых дверей, различные спортивно-развлекательные и культурные мероприятия и т.д. Все эти мероприятия проводятся с учётом маркетинговых исследований и постоянного мониторинга зарубежных образовательных рынков, проводимые штатными сотрудниками зарубежных и российских представительств и головного офиса «РАКУС» в Санкт-Петербурге.
Важной частью деятельности организации «РАКУС» и его представительств за рубежом является постоянная работа с национальными органами управления образованием, уполномоченными ими организациями, в частности, по признанию документов об образовании, организациями, проводящими образовательные выставки за рубежом и ведущими зарубежными вузами.
Компания «РАКУС» работает на условиях полного или частичного аутсорсинга с более чем 20 российскими вузами. В случае полного аутсорсинга вуз целиком передаёт компании функции по набору студентов с учётом согласованных показателей по количеству студентов в зависимости от стран их происхождения. В случае сотрудничества на правах полного аутсорсинга компании «РАКУС» интересны университеты, осуществляющие приём более 500 иностранных студентов ежегодно и имеют в обороте за 6 лет порядка 3000 иностранных студентов. Компания представляет образовательную организацию за рубежом во всех странах, где работают зарубежные представительства компании, осуществляя масштабную круглогодичную рекламную кампанию; организуя различные рекламные образовательные мероприятия; проводя работу по признанию вуза путём включения его в реестр рекомендуемых/признаваемых вузов в зарубежных странах, где такого рода реестры существуют как для вузов в целом, так и для отдельных специальностей, в основном медицинских. К этим образовательным организациям относятся Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Астраханский государственный медицинский университет, Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского и др. В случае частичного аутсорсинга вуз передаёт набор иностранных граждан из определенного заранее списка стран и определяет необходимое количество направляемых из этих стран абитуриентов. Так работает, например, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского и некоторые другие.
Деятельность компании «РАКУС» постоянно расширяется за счёт освоения новых образовательных рынков и направлений деятельности. В настоящее время компания «РАКУС» приступила к проекту создания «Российского университета в Касабланке» (Королевство Марокко) за счёт собственных и привлечённых средств при поддержке Министерства иностранных дел и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Предполагается, что в «Российском университете в Касабланке» будет обучаться ежегодно около 12 тыс. чел. на медицинском, архитектурно-строительном, экономическом, технологическом, политехническом, авиационном, аграрном, гуманитарном факультетах; факультетах телекоммуникаций и информационных технологий, геологии, нефти и газа, морской техники и технологий, физической культуры и спорта. Безусловно, реализация проекта строительства данного университета в Марокко значительно расширит возможности сторон и развития новых проектов: программ двух дипломов, обмена преподавателями и др.
Как показывают опросы сотрудников международных служб российских университетов, только чуть больше половины (53%) оценивают работу со специализированными компаниями по набору как эффективную [15]. Судя по всему, это связано с целым рядом внешних и внутренних факторов. К числу внутренних факторов можно отнести: отсутствие у вузов опыта взаимодействия со специализированными компаниями и агентствами; недостаточная развитость маркетинговых стратегий по привлечению иностранных обучающихся за рубежом; сопротивление штатного персонала нововведениям в образовательных организациях и, одновременно, неготовность топ-менеджмента к изменениям, а также боязнь утечки информации и потери контроля. Все вышеперечисленные факторы объясняются, по мнению автора статьи, тем, что передача набора студентов внешнему исполнителю не рассматривается руководством университетов как стратегическое решение, основанное на маркетинговом анализе зарубежных образовательных рынков, анализе собственных кадровых и финансовых возможностей и анализе услуг, предлагаемых различными агентствами и компаниями.
К числу внешних факторов можно отнести: несовершенство российского законодательства; отсутствие государственного регулирования и поддержки; недостаток информации об услугах и компаниях; незначительное количество агентств и компаний, специализирующихся на российском рынке; преобладание среди них индивидуальных предпринимателей, работа которых носит стихийный характер и несёт репутационные риски для вузов.
Как показывает анализ концептуальных документов по развитию экспорта российских образовательных услуг [2, 16], использование государственно-частного партнёрства в рамках набора иностранных студентов в настоящее время не является частью стратегии образовательного экспорта. Ни в одном из стратегических документов по этому виду экспорта не упоминаются агентства и компании по набору иностранных студентов, не учитывается их возрастающая роль и влияние на решение абитуриентов обучаться за рубежом.
Вследствие этого, в России отсутствует минимальное регулирование на законодательном уровне этой деятельности, как и контроль этой деятельности, результатом чего стало появление «серого» рынка услуг по организации обучения в российских вузах, значительное число мошеннических случаев и репутационные потери для отдельных вузов и российского образования за рубежом в целом.
В этой ситуации показательны попытки отдельных вузов и организаций создать общественный реестр добросовестных компаний, предоставляющих услуги по набору для российских вузов и «черный» список недобросовестных поставщиков. Реестр сертифицированных агентов был опубликован в журнале Education Export Magazine, издаваемом Центром экспорта образования, коммерческой организацией, занимающейся набором студентов для российских вузов. Как утверждается в комментариях к опубликованному Реестру, все вошедшие в Реестр сертифицированных агентов, прошли специализированный тренинг по работе с российскими вузами и сертификацию, которая имеет своей целью «привлечение максимального количества иностранных рекрутинговых компаний к работе с российскими вузами. Эта работа требует специальной подготовки и сертификации, поскольку только таким образом можно обеспечить донесение агентами до потенциальных студентов правильную и корректную информацию о возможностях обучения в России» [17]. В опубликованный Реестр вошли 33 компании из Индии, Шри-Ланки, Нигерии, Египта, Уганды и др.
Основная проблема заключается в том, что у Центра экспорта образования нет никаких официальных полномочий и юридических оснований на создание Реестра сертифицированных агентов. По факту в него вошли компании-субподрядчики Центра экспорта образования (причём сам Центр является заинтересованным лицом). Выданные им сертификаты не дают никаких преференций, как и гарантий оказания качественных услуг.
В отсутствии официального реестра, опыта работы с агентствами и компаниями по набору иностранных абитуриентов, соответствующих методических рекомендаций со стороны органов управления образования, только отдельные российские университеты смогли эффективно использовать механизм государственно-частного партнёрства на условиях аутсорсинга в наборе студентов на зарубежных образовательных рынках, обеспечивая постоянный приток контингента иностранных обучающихся. Этот опыт крайне востребован и должен быть тиражирован в российской международной образовательной среде.
В целом, сотрудничество со специализированными компаниями, с которыми в рамках набора иностранных студентов сотрудничают отечественные образовательные организации, приобретает ключевое значение и в ближайшие годы может стать основным каналом набора студентов из стран дальнего зарубежья.

Список использованных источников:
1. Международная торговля услугами: новые тенденции развития и регулирования, роль в интеграционных процессах / Под ред. А.Н. Спартака. — М.: ВАВТ, 2016.
2. Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 августа 2019 г. № 1797-р // Правительство России. URL: http://government.ru/docs/37669.
3. Open Doors. Institute of International Education. 2020. URL: https://www.iie.org/en/ Research-and-Insights/Publications/Open-Doors-2020.
4. Институт статистики ЮНЕСКО. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow.
5. Институт международного образования (США). URL: https://opendoorsdata.org/ infographic/top-10-places-of-origin-of-international-students.
6. New Survey Updates Agent Outlook into 2022. ICEF. 19 May 2021. URL: https://monitor.icef.com/2021/05/new-survey-updates-agent-outlook-into-2022.
7. Mitchell N. Five Years to recover Global Mobility // Universityworldnews. 26 March 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=202003261801044 07.
8. Baer J., Martel М. Fall 2020 International Student // Enrollment Snapshot. November 2020.
9. How to Navigate the Challenges of Agent Management in 2021. QS. 2021.
10. Moodie G. 5 Lessons from Australia on International Agents // The Chronicle of Higher Education, 1 September 2011.
11. Collins F.L. Organizing Student Mobility: Education Agents and Student Migration to New Zealand // Pacific Affairs. 2012. № 85(1). PP. 137–160.
12. Kauppinen I., Mathies C., Weimer L. Developing a Conceptual Model to study the International Student Market // Academic Capitalism in the Age of Globalization. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014. PP. 248–264.
13. Shinn C., Welch A., Bagnall N. Culture of Competition? Comparing International Student Policy in the United States and Australia // Journal of Further and Higher Education. 1999. № 23(1). PP. 81–99.
14. Краснова Г.А. Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов: агентства образовательной мобильности // Аккредитация в образовании. — 2017. — № 2(94). — С. 22.
15. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования: Отчёт по результатам всероссийского исследования. — М.: Центр социологических исследований, 2016. — C. 21.
16. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). URL: http://government.ru/info/35566.
17. Education Export Magazine. 2021. № 3. декабрь 2020 — январь 2021. С. 108–109. URL: https://drive.google.com/file/d/1RP8gbUM6ih1sJmSc7p2TG1at7Di-yoT3/view.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия