Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Бражник М. В.
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Эффективное цифровое образование: система и иерархия составляющих
В статье рассмотрена проблематика цифровизации системы образования как одного из основных направлений цифровой трансформации современного общества. На основании проведения сравнительного анализа сути включенных в профильную повестку дня составляющих цифровой трансформации образовательного процесса сформирована их система и представлена их иерархия. При этом эффективность образования в условиях его цифровизации обоснована в качестве главной составляющей, а создание адекватной цифровой среды и адаптация педагога к ней и к работе в ее рамках — в качестве составляющих, выступающих необходимыми предпосылками обеспечения эффективности образовательного процесса в текущих условиях. По результатам изучения и анализа существующих подходов к толкованию слов, образующих термин «эффективное цифровое образование», представлена авторская трактовка его смысла и содержания.
Ключевые слова: цифровизация образования, образовательные инфраструктурные элементы, цифровая среда, педагогические работники, эффективность образования, функциональный подход
УДК 378.14.015.62; 378.146; 378.147; ББК 74.484.4   Стр: 203 - 207

В настоящее время процессами глобальной цифровизации оказались охвачены практически все сферы нашей повседневной жизни. При этом тезис о том, что система высшего образования не является в этом плане исключением, наглядно подтверждается как достаточно активным обсуждением (причем на самых разнообразных дискуссионных площадках. — М.Б.) цифровой трансформации данной системы, так и всесторонним поиском наиболее рациональных и эффективных способов и приемов внедрения элементов цифровизации (например, цифровых инструментов и цифровых технологий) в образовательный процесс.
Красноречивым свидетельством сказанного является, в частности, проведение на базе образовательной платформы «Юрайт» в июне минувшего — 2023 — года XIII Летней школы преподавателя, тема которой была сформулирована как «Эффективность цифрового образования: от целей к результатам».
На протяжении пяти дней участники данного мероприятия делились имеющимися у них наработками и накопленным ими опытом в области цифровизации образования с упором на обеспечение его конечной результативности и высокой эффективности, а также дискутировали о формах и методах такой организации процесса образования, которая сочетала бы в себе различные (как «традиционный», так и «цифровой». — М.Б.) форматы взаимодействия всех участников данного процесса.
С учетом сказанного выше, заслуживает особого внимания перечень тех вопросов, которые были вынесены на итоговую аттестацию «экспертной» составляющей участников XIII Летней школы преподавателя, и явились, таким образом, основными направлениями поиска того результата, который смог извлечь для себя каждый из обозначенных участников названной выше дискуссионной площадки. Данный перечень вобрал в себя такие вопросы, как «Цифровая образовательная среда», «Совершенствование педагога в своей профессии» и «Эффективность цифрового образования».
По всей видимости, поиск и нахождение подтвержденных практикой ответов на совокупность перечисленных вопросов с акцентом на необходимость активной цифровизации системы образования и обеспечение при этом высокого качества образовательного процесса должно:
во-первых, рассматриваться как упорядоченная совокупность основных составляющих системы эффективного цифрового образования;
во-вторых, очерчивать направления оперативной трансформации «традиционной» образовательной среды в «цифровую»;
в-третьих, выстраивать механизмы «безболезненной» адаптации педагога к его дальнейшей работе в условиях непрерывного внедрения элементов цифровизации;
в-четвертых, гарантированно обеспечивать высокую эффективность осуществления образовательного процесса в условиях цифровой среды.
Сказанное выше наводит на мысль о том, что система эффективного цифрового образования должна формироваться следующими тремя основными составляющими:
– цифровая образовательная среда (техника, технологии, инструменты, коммуникации и т.д.), доступная участникам образовательного процесса, воспринимаемая и понимаемая ими (далее — цифровая образовательная среда);
– совершенствование педагога в своей профессии, обеспечивающее овладение им соответствующим набором таких знаний, умений и навыков, а также освоение им таких компетенций, которые позволят вести образовательный процесс такого же качества, как и в «стандартном формате», но с применением всего арсенала цифровых инструментов и технологий, которые свойственны «цифровому формату» и позволяют повысить удобство взаимодействия участников данного процесса, оперативность актуализации используемых в его рамках учебно-методических и практических материалов, высвободить время от выполнения «технических» операций, направив его на увеличение объема и повышение сложности преподносимого учебно-методического и практического материала (далее — совершенствование педагога в своей профессии);
– эффективность цифрового образования, ориентированная на формирование актуального и постоянно актуализируемого объема учебно-методического и практического материала и на рациональный формат его подачи, а также на создание и применение механизмов всесторонней и объективной оценки степени компетентности обучающихся или степени освоения обучающимися соответствующих объемов учебно-методического и практического материала, уровня овладения этим материалом (т.е. совокупностью знаний) и способности его применять (т.е. умений и навыков) в своей практической деятельности (далее — эффективность цифрового образования).
У автора настоящей статьи, как у заинтересованного лица, естественно, возникла необходимость всесторонне проанализировать содержание каждой из обозначенных выше трех основных составляющих системы эффективного цифрового образования и выстроить их «иерархию» с точки зрения степени важности в решении главного вопроса — обеспечения эффективного цифрового образования на пути продвижения участников образовательного процесса от формулирования целей данного процесса до получения его конечных результатов.
При этом, опираясь на собственный более, чем двадцатилетний опыт ведения учебно-методической и практику осуществления преподавательской деятельности на разных уровнях образования (среднее профессиональное и высшее образование, причем как в формате бакалавриата, так и в формате магистратуры), а также исходя из анализа информации, почерпнутой на указанной выше дискуссионной площадке, удалось сформулировать следующие выводы.
Конечно, наиболее всеобъемлющей и значимой среди перечисленных выше основных составляющих системы цифрового образования (т.е. главной его составляющей) является его высокая эффективность в смысле обеспечения ее безусловного достижения. Аргументация в пользу обоснованности такого умозаключения сводится к следующему.
Формулировка данного направления («Эффективность цифрового образования») работы XIII Летней школы преподавателя в наибольшей мере (по сравнению с остальными двумя — «первым» и «третьим» ее направлениями) соответствует ее главной теме, процитированной выше.
Кроме того, формулировка этого направления, в отличие от формулировок двух остальных направлений, замыкается не только на условиях, необходимых для того, чтобы осуществление процесса образования (а в эпоху цифровизации — цифрового образования) стало в принципе возможным, а также не столько на самом процессе цифрового образования, а именно одновременно и на осуществлении данного процесса в его цифровом виде (формате), и на его результатах, полученных на основе всестороннего применения многочисленных инструментов цифровизации и цифровых технологий, а также достижений в области компьютерной техники и компьютерных технологий при рациональной минимизации затрат без ущерба качеству.
Вместе с тем, «первое» из трех перечисленных направлений «Цифровая образовательная среда», по мнению автора, в большей мере замыкается именно на «условиях», наличие которых является необходимой (но зачастую не всегда достаточной) предпосылкой ведения образовательного процесса в формате цифровой среды.
«Второе» же из трех перечисленных направлений «Совершенствование педагога в своей профессии», касается, прежде всего (но не только), «соответствия» представителей профессорско-преподавательского сообщества требованиям времени с точки зрения наличия у них (у педагогов) реальных возможностей осуществления образовательной деятельности в условиях ее цифровизации.
Помимо этого, при всем многообразии тем, заявленных и разобранных на протяжении пяти дней работы XIII Летней школы преподавателя — 2023, именно направлению, замыкающемуся на эффективности цифрового образования, был посвящен отдельный день — 29 июня, обозначенный как «Эффективность и результативность образования». При этом, «третьему» направлению «Совершенствование педагога в своей профессии» отдельного дня посвящено, к сожалению, не было. Но и в другие дни вопросы, связанные с эффективностью цифрового образования [15], успешностью обучающихся [10], подбором эффективных преподавателей и применением эффективных методик преподавания и воспитания [12], а также эффективностью и востребованностью образовательных сервисов [11] и общей результативностью [9] и эффективностью учебного процесса [8] и учебно-методической деятельности в целом, обсуждались и, при этом, весьма активно, проходя, таким образом, некоей «красной нитью» сквозь все упомянутое мероприятие.
Также следует отметить, что вопросы обеспечения высокого качества [4; 2; 17] и постоянного повышения эффективности образовательного процесса [1; 2; 3], в том числе в условиях его цифровизации [18], постоянно находятся в поле зрения автора настоящей статьи. Подтверждением этого является ряд авторских публикаций, содержанием которых представляется возможным и целесообразным поделиться с заинтересованными читателями.
Наконец, в привязке к любому «предприятию» (в смысле — «делу» или «процессу») всегда представляется уместным говорить о его конечном результате (или полученном эффекте), то есть о том, что мы будем иметь в итоге, по факту, т.е. путем сопоставления показателей — «полученный результат» и «понесенные при этом затраты» — судить об эффективности «предприятия» в указанном выше смысле слова в целом и о целесообразности его осуществления.
При этом в подобных случаях невольно вспоминается «крылатое» высказывание, которое звучит примерно так: «Люблю рассуждать о намерениях, но сужу по конечному результату».
Следствием этого и явился сделанный автором настоящей научной статьи вывод, связанный с тем, что именно обеспечение высокой эффективности цифрового образования является главной составляющей процесса цифровизации системы образования. При этом такие составляющие процесса цифровизации системы образования как собственно формирование цифровой образовательной среды, а также наделение педагога соответствующим набором знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющим ему осуществлять свою профессиональную деятельность в такой среде, по максимуму используя все ее преимущества, должны выступить объективными предпосылками для успешного достижения высокой эффективности данного процесса.
Перейдем к формулированию авторского видения главной составляющей системы эффективного цифрового образования — его эффективности.
Конечно, основной понятийный аппарат системы образования Российской Федерации представлен в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» главы 1 «Общие положения» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Однако, среди перечисленных и истолкованных в рамках названной статьи тридцати семи понятий, такое понятие как «эффективность цифрового образования», к сожалению, не значится. Равно как не значатся в рамках упомянутой статьи и более частные понятия «эффективность образования» и «цифровое образование».
В связи с этим, формулируя авторское видение понятия «эффективность цифрового образования», изначально придется руководствоваться толкованием тех трех слов, которые его формируют.
Итак, словосочетание «эффективность цифрового образования» образовано тремя словами: существительными «эффективность» и «образование», а также прилагательным «цифровое». Для раскрытия смысла данного словосочетания попробуем оттолкнуться от значений каждого их образующих его слов.
По понятной причине толкование существительного «эффективность» и прилагательного «цифровое» в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» главы 1 «Общие положения» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] не представлено, что для объективного понимания их сущности наложило на автора настоящей статьи необходимость привлечения иных источников, что и было им сделано по принципу «продвижения от наиболее общих и универсальных источников к источникам более частным и специфическим».
При этом «наиболее общим и универсальным источником», явившимся для автора настоящей статьи доступным, выступил один из важнейших толковых словарей русского языка — «Толковый словарь русского языка», изданный под редакцией профессора Д.Н. Ушакова в четырех томах в 1935 — 1940 годах.
Существительное «эффективность» в трактовке названного Толкового словаря русского языка [14, стб. 1442] рассматривается как «отвлеч. сущ. к эффективный». При этом существительное «эффективный» трактуется как «дающий эффект (во 2 знач.), приводящий к нужным результатам, действенный» [16, стб. 1442], а 2-е значение существительного «эффект» трактуется как «действие, производимое кем-чем-н., результат, следствие чего-н.» [13, стб. 1441].
Поскольку в силу своей относительной «современности» прилагательное «цифровое» в упомянутом Толковом словаре русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова не фигурирует, постольку для получения его объективного толкования автором настоящей статьи было использовано более позднее и специфическое издание, коим в данном случае явилась «профильная» научная статья ««Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению», написанная М.Е. Вайндорф-Сысоевой и М.Л. Субочевой [6, с. 25–30].
По мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой и М.Л. Субочевой, прилагательное «цифровое» (в привязке к существительному «образование». — М.Б.) интерпретируется как обозначающее «процесс организации взаимодействия ... при движении от цели к результату в ... среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [6, с. 30].
Полное соответствие смысла, характера и содержания существительного «образование» предназначению, духу и букве Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] позволило вновь обратиться к названному закону для получения объективного толкования его сущности.
Согласно пункту 1 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» главы 1 «Общие положения» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] «образование» рассматривается как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и / или профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Исходя из этого авторское видение толкования значения словосочетания «эффективное цифровое образование» может быть сформулировано как образовательный процесс, осуществляемый на основе применения современных достижений науки, техники и технологий, связанных с использованием цифровых инструментов виртуализации, дополненной реальности, облачных вычислений и многих других, и гарантированно обеспечивающий в качестве своей результативной составляющей приобретение обучающимися совокупности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции соответствующего актуальным требованиям объема и сложности для профессионального развития обучающихся с ориентацией на достижение ими требуемого уровня конкурентоспособности, а также всестороннего удовлетворения их образовательных потребностей и интересов.
В завершение остановимся на зависимости эффективности цифрового образования от рационального распределения функционала между участниками образовательного процесса.
Поскольку данный вопрос, наряду с авторским видением критериев эффективности цифрового образования, а также мнением автора относительно возможности сравнения эффективности «традиционной» и «цифровой» моделей образования уже был подробно рассмотрен в публикации [5], здесь представляется целесообразным ограничиться тезисным перечислением параметров эффективного цифрового образования, зависящих от участников образовательного процесса.
Прежде всего — о том, кто же в данном контексте рассматривается в качестве участников образовательного процесса. Таковыми выступают образовательные организации (в лице их администраций), профессорско-преподавательский состав (прежде всего, кадры высшей научно-педагогической квалификации), а также обучающиеся (то есть, студенческое сообщество).
Безусловно, эффективность образования вообще и цифрового образования, в частности, это результат конструктивного и плодотворного взаимодействия всех участников образовательного процесса — и образовательной организации, и ее профессорско-преподавательского состава, и обучающихся.
Каждый из перечисленных участников образовательного процесса может и должен вносить свой посильный вклад в такой образовательный процесс, который претендует на то, чтобы быть признанным эффективном. При этом «функционал» перечисленных «действующих лиц» может быть распределен между ними следующим образом.
К совокупности задач и функций, соответственно решаемых и выполняемых образовательной организацией, целесообразно отнести, прежде всего:
– создание профессорско-преподавательскому составу условий для первоначального формирования и последующей систематической актуализации содержания преподаваемых дисциплин, полностью соответствующего компетенциям, предстоящим к освоению обучающимися;
– осуществление с привлечением представителей заинтересованных сторон (профильных учебно-методических объединений, потенциальных работодателей и др.) предварительного и последующего контроля за соответствием содержания преподаваемых дисциплин компетенциям, осваиваемым обучающимися;
– формирование и поддержание такой материально-технической базы обеспечения учебного процесса, которая необходима для его осуществления в условиях цифровой трансформации системы образования с учетом постоянного увеличения, как объемов учебно-методической и практической информации, так и скорости ее динамизма, а, следовательно, необходимости оперативной и качественной (а не формальной) ее актуализации.
К совокупности задач и функций, соответственно решаемых и выполняемых профессорско-преподавательским составом, целесообразно отнести, прежде всего:
– первоначальное формирование с привлечением представителей заинтересованных сторон (профильных учебно-методических объединений, потенциальных работодателей и др.) и последующую систематическую актуализацию содержания преподаваемых дисциплин, полностью соответствующего компетенциям, осваиваемым обучающимися;
– разработку механизмов текущего, промежуточного и итогового контроля степени освоения обучающимися преподносимых им учебно-методических и практических материалов и возможности последующей самостоятельной реализации освоенных компетенций в своей профессиональной деятельности;
– выстраивание системы «обратной связи» с обучающимися для корректировок содержания и форматов преподнесения, разработанных учебно-методических и практических материалов, а также действенных механизмов контроля степени овладения ими.
К совокупности задач и функций, соответственно решаемых и выполняемых обучающимися, целесообразно отнести, прежде всего:
– нацеленность на систематическое и полное освоение доводимых учебно-методических и практических материалов;
– стремление работать самостоятельно, на себя и для себя;
– заинтересованность, как в ощущении фактов постоянного «приращения» знаний, умений и навыков, так и в систематическом измерении степени освоенности требуемых компетенций;
– готовность к обеспечению «обратной связи» для внесения корректив в содержание образовательного процесса в условиях его состоявшейся компьютеризации и происходящей цифровизации, в форматы взаимодействия с профессорско-преподавательским составом, а также в применяемые механизмы текущего, промежуточного и итогового контроля уровня освоения преподносимых учебно-методических и практических материалов.
Резюмируя основное содержание настоящей статьи, остановимся на ее ключевых моментах.
Основными составляющими системы образования в условиях его цифровизации являются: цифровая образовательная среда, включающая необходимый набор цифровых инструментов и технологий; совершенствование педагога в своей профессии, ориентированное на способности применять существующие цифровые инструменты и технологии; а также эффективность цифрового образования, обеспечивающая его высокое качество при рационально минимизированных (или, как в настоящее время принято говорить, «оптимизированных») затратах.
При этом «первая» и «вторая» составляющие, которые соответственно замыкаются на условиях ведения образовательного процесса в условиях цифровой среды и касается наличия у педагогических работников возможности осуществления образовательной деятельности в условиях ее цифровизации, выступают необходимыми предпосылками результативного и эффективного образования. А «третья» составляющая, будучи связанной именно с результатом и эффектом образовательного процесса, то есть с главной его целью, является, таким образом, главной составляющей системы цифрового образования, могущей быть реализованной при обязательном наличии первых двух.
Интеграция толкования слов, образующих понятие «эффективное цифровое образование», позволяет говорить о том, что последнее представляет собой образовательный процесс, осуществляемый на основе применения современных достижений и технологий, связанных с использованием цифровых инструментов и гарантированно обеспечивающий приобретение обучающимися совокупности знаний, умений, навыков, опыта и компетенции соответствующего актуальным требованиям объема и сложности.
Каждый из участников образовательного процесса, которыми являются образовательные организации, их профессорско-преподавательский состав, а также обучающиеся, должен вносить свой посильный вклад в обеспечение его результативности и эффективности. Их плодотворное и конструктивное взаимодействие в условиях цифровой трансформации образования возможно исключительно на основе достаточности и рационального распределения между ними широкого перечня задач и набора функций, являющихся взаимообусловленными и взаимодополняющими.


Список использованных источников:
1. Бражник М.В. Интерактивное оценивание и балльно-рейтинговая система по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» // Человек. Социум. Общество. — 2022. — № 7. — С. 43–50. — EDN HJMMNG.
2. Бражник М.В. Научно-образовательное партнерство, геймификация и игрофикация, интерактивное оценивание и балльно-рейтинговая система как компоненты учебного процесса: сравнительная оценка степени важности с точки зрения необходимости и возможности реализации в работе преподавателя // Научный альманах Центрального Черноземья. — 2022. — №  2–3. — С. 284–290. — EDN NMJBCU.
3. Бражник М.В. Обеспечение высоких результатов изучения дисциплины «Основы коммерциализации на предприятиях АПК» в ходе освоения магистерской программы по направлению подготовки 35.04.05 Садоводство с использованием системы электронного обучения в образовательной организации высшего образования // Инновационные технологии в высшем образовании: Материалы Национальной научно-методической конференции, Ульяновск, 23 декабря 2022 года /Редколлегия: Постнова М.В. [и др.]. — Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2022. — С. 11–19. — EDN UOMWVU.
4. Бражник М.В. Преимущества и недостатки работы студентов в малых группах на практических (семинарских) занятиях при освоении учебных дисциплин, предусмотренных образовательными программами экономического профиля // Человек. Социум. Общество. — 2021. — № 6. — С. 4–7. — EDN GRIOQQ.
5. Бражник М.В. Эффективность цифрового образования / Эссе слушателей Школы // Эффективность цифрового образования. Материалы Юрайт. Академии. Вып. 8 / Д.М. Антипина [и др.]; составитель Д.М. Антипина, А.И. Каленкова, А.А. Сафонов; под общей редакцией Н.В. Рыбкиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 159 с. — С. 67–71. — (Юрайт.Академия). — ISBN 978–5–534–17995–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534113 (дата обращения: 07.12.2023).
6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». — 2018. — № 3. — С. 25–34.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. ч.I, ст. 7598.
8. Рациональное управление: аналитика в образовательном менеджменте. — Панельная дискуссия Летней школы преподавателя 2023. — День 2-й. — 27 июня 2023 г. — 13:40–15:10.
9. Результаты образования: насколько вопрос очевиден. — Онлайн-класс Летней школы преподавателя 2023. — День 5-й. — 30 июня 2023 г. — 16:45–17:10.
10. Учет личных достижений как траектория успешности обучающихся. — Онлайн-класс Летней школы преподавателя 2023. — День 1-й. — 26 июня 2023 г. — 15:10–15:50.
11. Цифровая образовательная среда: общие ресурсы и индивидуальные траектории. — Панельная дискуссия Летней школы преподавателя 2023. — День 3-й. — 28 июня 2023 г. — 11:00–12:30.
12. Частные факторы: доказательное образование на основе цифровых данных личных. — Панельная дискуссия Летней школы преподавателя 2023. — День 2-й. — 27 июня 2023 г. — 11:00–12:30.
13. Эффект // Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — Том IV. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. — 1940. — 1500 стб. — Стб. 1441–1442.
14. Эффективность // Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — Том IV. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. — 1940. — 1500 стб. — Стб. 1442.
15. Эффективность цифрового образования. — Исследовательский семинар Летней школы преподавателя 2023. — День 1-й. — 26 июня 2023 г. — 10:20–11:00.
16. Эффективный // Толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — Том IV. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. — 1940. — 1500 стб. — Стб. 1442.
17. Brazhnik, M.V. Ensuring the quality of teaching the discipline «Production Document Management» during the implementation of the master’s program in the field of training 35.04.05 gardening // Vestnik of the Kyrgyz National Agrarian University K.I. Scriabin. — 2022. — № 4(63). — P. 142–148. — EDN DPEUNA.
18. Brazhnik, M.V. The expediency of using the digital components of the educational platform «Urait» in teaching academic disciplines with dynamic content (on the example of the discipline «Financial accounting») // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 05 июня 2023 года / Чувашский республиканский институт образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. — Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2023. — P. 87–91. — DOI 10.31483/r-107152. — EDN PJPPNX.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия