| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Завгородний А. Ф. профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук Кудрова Н. А. зав. кафедрой международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье проанализированы вопросы государственного регулирования миграционных процессов. Раскрыты особенности, влияющие на интенсивность международной трудовой миграции; перечислены основные меры по регулированию миграции в развитых странах Западной Европы (на примере Франции). Обозначены принципы государственной миграционной политики России; раскрыты тенденции современной международной трудовой миграции. | Ключевые слова: государственное регулирование миграционных процессов, международная миграция рабочей силы, трудовая миграция, международные экономические отношения, эмиграция, иммиграция, регулирование миграции в развитых странах, принципы государственной миграционной политики России, международная трудовая миграция | УДК 339.5; ББК 65.428.8с51 Стр: 24 - 26 | Одной из основных форм международных экономических отношений и международных связей в мировой экономике является международная миграция рабочей силы. Во втором десятилетии XXI в. увеличение движения международных потоков рабочей силы — главная тенденция развития мирового хозяйства в целом, и отдельных национальных государств, в частности. Эта тенденция — следствие снижения ограничений на прием мигрантов из других стран позволила: мигрантам — выбирать страну-источник дохода в виде заработной платы; отдельным странам, нуждающимся в специалистах, привлекать зарубежных работников при помощи повышения уровня заработной платы; некоторым гражданам находить убежище в период вооруженных конфликтов на своей территории (Афганистан, Ирак, Сирия, Сомали, Украина).
Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция в целом обеспечивает определенные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Международной миграции присущи две составляющие: эмиграция и иммиграция. Эмиграция — это выезд из страны для постоянного проживания на территории другой страны. Иммиграция — это въезд в страну для постоянного места жительства. Кроме этого, в понятие международной миграции входит и процесс репатриации — возвращение в страну, где человек родился и проживал, ранее уехавший из нее [1].
На интенсивность международной миграции рабочей силы могут влиять особенности политической системы, уровень демократии, уровень коррупции в органах власти и экологические условия страны (доступ к чистой воде, доступность качественной пищи). При рассмотрении механизма регулирования трудовой миграции выделяются два аспекта — правовой и экономический. Правовой механизм предусмотрен нормативно-законодательными актами и международными соглашениями в сфере трудовой миграции. Экономический механизм представляет собой набор инструментов, стимулирующих или ограничивающих трудовую миграцию.
Наиболее наглядная картина иммиграционных процессов в Западной Европе — это Франция. По данным Государственного института статистики и экономических исследований Франции (INSEE), в 2021 г. во Франции проживало 7 млн иммигрантов, то есть 10,3% от общей численности населения. Из них 2,5 млн, или 36%, приобрели французское гражданство. Для сравнения, в 1968 г. иммигрантов во Франции было 6,5%.
Иностранное население во Франции составляет 5,2 млн человек, или 7,7% от общей численности населения. Из них 4,5 млн — иммигранты, не получившие французского гражданства, и 800 тыс. человек, родившихся во Франции, но имеющих иностранное гражданство. Кроме того, еще 1,7 млн человек, имеющих французское гражданство, родились за пределами Франции [2].
В то же время, за последние 50 лет происхождение мигрантов во Франции разнообразилось. Если раньше они были преимущественно выходцами из Южной Европы, то сейчас, прежде всего, из стран Магриба (Тунис, Ливия, Алжир, Марокко и Мавритания), Африки и Азии.
К примеру, количество иммигрантов из Испании и Италии сократилось с 882 тыс. в 2011 г. до 543 тыс. в 2021 г., в то время как выходцы из Северной Африки составляли 2 млн человек (против 1,63 млн в 2011 г.). В общей сложности, почти половина всех иммигрантов в 2021 г. — выходцы из Африки (3,31 млн человек из 6,96 млн). Большинство мигрантов проживают в двух районах страны — департаменте Сена-Сен-Дени на севере (32%) и Париже (20%) [3].
Далее. Франция взяла на себя ответственность и приступила к реализации программ по приему и интеграции иммигрантов. Это осуществлялось в рамках миграционной истории, гражданства и национальной идентичности французского государства. Для президента Э. Макрона принципиально, чтобы проблема иммиграции не ограничивалась вопросом переговоров, а ставила приоритетом интеграцию с учетом национальных интересов. Франция, считал Э. Макрон, должна выдавать разрешение на въезд всем тем, кого считает достойными права на убежище на своей территории, и отправлять обратно на исходные границы пересечения французской границы тех, кто не выполняет условий, требуемых для разрешения на въезд [4].
Важной целью французской миграционной политики является поощрение иммиграции знаний и талантов. Особое внимание направлено на знание французского языка. Квалифицированные талантливые иностранные специалисты должны способствовать динамичному экономическому и научному развитию Франции, повышая ее конкурентоспособность в международном соревновании. Одним из основных положений новых миграционных правил Франции является сокращение пособий по безработице. Новые правила существенно ударят по мигрантам, которые не желают приносить реальную помощь, а лишь существуют за счет налогоплательщиков Франции [5]. В настоящее время иммигранты из стран Евросоюза получают пособие в размере 2 тыс. евро на взрослого и 1 тыс. евро — на ребенка. Для регулирования миграционных процессов во Франции, как и в других развитых странах, была создана многоступенчатая система государственных учреждений и органов.
Основные меры по регулированию миграции в развитых странах включают:
1) пресечение нелегальной миграции и борьба с ней;
2) удержание высококвалифицированных специалистов и поощрение мигрантов к возвращению на родину;
3) прием на работу осуществляется в соответствии с утвержденным государством перечнем специальностей;
4) согласование методов регулирования на национальном и международном уровнях, соблюдение требований международных организаций;
5) возможность получения двойного гражданства и др.
Целями регулирования миграционных процессов в России являются [6]:
а) обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности;
б) удовлетворение потребностей российской экономики в трудовых ресурсах;
в) рациональное размещение населения на территории страны;
г) использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Для России наиболее актуальна проблема международной трудовой миграции. Это объясняется тем, что современные государственные подходы по миграционному законодательству России формируются под влиянием различных тенденций. Быстро меняющаяся миграционная ситуация и необходимость оперативного реагирования, постоянный поиск наиболее оптимальных методов государственного регулирования ускоряющихся потоков легальных мигрантов, регулирование нелегальной миграции, адаптация к наднациональным правилам и стандартам, попытки приспособить миграционное законодательство к потребностям бизнеса и др.
Государственная миграционная политика России основывается на следующих принципах [7]:
– комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
– приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
– учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
– координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
– участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
– финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
На смену вынужденным, преимущественно этническим, миграциям пришла экономически обоснованная миграция, инициируемая следующими факторами:
а) «прозрачность» границ со странами Ближнего зарубежья;
б) наличие огромного числа связей (родственных, профессиональных, личностных, деловых);
в) возникновение новых государств со сложной ситуацией с занятостью, низкой заработной платой, противоречивой и непоследовательной социально-экономической политикой;
г) рост националистических настроений;
д) ослабление роли русского языка и принятие национальных языков в качестве государственных.
Эти факторы оказали влияние на структуру миграционных потоков, основой которых стали вынужденные мигранты, покидавшие страны выезда (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Молдова, Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия) и направлявшиеся в Россию, Украину и Казахстан.
Для страны-реципиента (принимающей) рост иммиграции имеет положительные и отрицательные стороны. Для России положительным явилось:
1) за счет мигрантов была в значительной мере решена проблема нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири;
2) содержание и развитие инфраструктуры в городах-мегаполисах.
Трудящиеся — мигранты из стран СНГ, работавшие в России, создали 6–8% ВВП страны, а российские ученые называют более высокую цифру — 8–9% ВВП. Масштабы трудовой миграции в Россию в течение последнего десятилетия стабильно возрастали.
Во втором квартале 2022 г. на миграционный учет с регистрацией по месту пребывания встали 4 млн 160 тыс. иностранцев. В качестве цели приезда на работу указали 3 млн 120 тыс. (75%). Это рекордно высокое квартальное значение за весь период доступной статистики с 2017 г. [8].
Существенная проблема — схема взаимодействия федеральных и региональных органов власти и процедура формирования квот. Актуальна проблема неоднозначного восприятия участниками этих процессов соответствующих норм права, установленных законодательством.
В результате возникают фактически искусственно созданные ситуации, которые служат источником негативных последствий для управления миграционными процессами и продуцируют усиление социальной напряженности в обществе.
В качестве недоработок, присутствующих в современных миграционных правовых актах, является отсутствие механизмов регулирования трудовой деятельности иностранцев, выезжающих за пределы регионов РФ, на территории которого мигрантам выдано разрешение на работу.
Определенные сложности в привлечении и использовании иностранных специалистов связаны с требованием обязательного предоставления документа об образовании. Данное требование не учитывает потребностей компаний в уникальных, узкоспециализированных специалистах, которые не имеют таких документов.
Проблема миграционного учета и проблемы технического и административного характера, вызванные частичной неосведомленностью работодателей по заполнению формы заявки на привлечение иностранной рабочей силы, ошибки при их заполнении, отсутствие «обратной связи» при представлении заявок работодателей, создают известные сложности.
Фактором притока трудовых мигрантов является прогрессивное изменение в образовательном составе российского населения. Так, в 2000–2021 гг. доля лиц с высшим образованием среди населения в возрасте 25–59 лет увеличилась с 23% до 33%, тогда как со средним и более низким уровнем образования — сократилась с 32% до 23% [9]. Дефицит трудовых ресурсов невысокой квалификации наложился на быстрое развитие в постсоветской России сферы услуг, труд в которой, преимущественно низкой и средней квалификации, характеризуется тяжелыми условиями и низкой оплатой труда. Значительная часть таких вакансий замещается трудовыми мигрантами.
В 2022 г. характерный для российского рынка труда дефицит «синих воротничков» только усилился. В сфере «рабочих специальностей» традиционно высока доля иностранных работников, потребность в которых сейчас стала еще больше. На фоне нехватки кадров зарплаты курьеров, водителей, ремонтников, кладовщиков, грузчиков и строителей начали расти. Дополнительную привлекательность для иностранцев российский рынок получил за счет укрепления курса рубля, благодаря чему заработки в пересчете на иностранные валюты значительно возросли.
В табл. 1 представлены данные о странах, обеспечивших наибольший прирост трудовых мигрантов в 2022 г. в Россию (тыс. человек).
Данные, представленные в табл. 1. свидетельствуют, что в 2022 г. наибольшее количество мигрантов, более 90% прироста иностранной рабочей силы пришлось суммарно на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Значительно выросло число трудовых мигрантов из Казахстана, Азербайджана, Вьетнама, Молдовы, Турции, Туркмении и Китая.
Таблица 1
Страны, обеспечившие наибольший прирост трудовых мигрантов в 2022 г. в Россию [10]Страна | Численность, чел. | % |
---|
Узбекистан | 1,45 млн | 41,9 | Таджикистан | 986,7 тыс. | 28,4 | Киргизия | 562,6 тыс. | 16,2 | Армения | 163,8 тыс. | 4,7 | Казахстан | 114,5 тыс. | 3,3 | Азербайджан | 95,1 тыс. | 2,7 | Турция | 17,1 тыс. | 0,5 | Китай | 11,8 тыс. | 0,3 | Вьетнам | 9,0 тыс. | 0,26 | Молдова | 8,8 тыс. | 0,25 | Остальные страны | 47,2 тыс. | 1,4 |
Чаще всего трудовые мигранты регистрировались в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае, Иркутской области, Свердловской области, Амурской области, Приморском крае, Татарстане и Красноярском крае. | | | Рис. 1. Количество прибывших в Россию трудовых мигрантов и их доля в общем притоке иностранцев, 2019–2022 гг. | В 2022 г. общее количество фактов постановки на миграционный учет иностранных работников, включая продления регистраций и перерегистрации, составило 11,8 млн, что следует из миграционной статистики МВД. Более 40% регистраций пришлось на Москву и Подмосковье (за год иностранцы оформили 4,8 млн регистраций в столичном регионе), в 12,8% случаев иностранные работники регистрировались в Санкт-Петербурге и Ленобласти (1,5 млн регистраций). В число регионов, привлекающих многочисленные трудовые ресурсы из-за рубежа, вошли Краснодарский край (на субъект пришлось 2,7% от числа всех регистраций, или 319 тыс.), Иркутская область (2,3%, или 275 тыс.), Свердловская область (2,2%, или 264 тыс.), Амурская область и Приморский край (по 1,8%, или 216 тыс. и 211 тыс. соответственно), Татарстан (1,6%, или 192 тыс.), а также Красноярский край (1,5%, или 180 тыс.). Около трети всех регистраций трудовых мигрантов распределилось по другим регионам России.
Наименее привлекательными для работы иностранцы сочли Ненецкий автономный округ (там по месту пребывания регистрировались 2 тыс. раз), Калмыкию (2,7 тыс. регистраций), Марий-Эл (3 тыс.), Тыву (3,3 тыс.), Чечню (4,3 тыс.), Еврейскую автономную область (6,6 тыс.), Чувашию (8 тыс.), Хакасию (9,1 тыс.), Чукотку (9,9 тыс.) и Северную Осетию (10,2 тыс.). Суммарная доля этих регионов в общем числе регистраций составила всего 0,5% [11].
К тенденциям, присущим современной международной трудовой миграции, следует отнести:
– влияние демографической ситуации на международную трудовую миграцию;
– вовлечение большего числа стран в процессы международной трудовой миграции;
– увеличение числа категорий международных трудовых мигрантов и появление новых видов миграции;
– увеличение числа нелегальных мигрантов;
– постепенное увеличение числа высококвалифицированных специалистов среди численности трудовых мигрантов;
– интенсификация международной трудовой миграции.
Таким образом, международная миграция рабочей силы — один из наиболее существенных аспектов интенсивной глобализации мировой экономики, который заметно влияет на экономику, состав и структуру рабочей силы. |
| |
|
|