| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Кузнецова Ю. А. аспирант кафедры финансов и кредита
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | В статье рассмотрены сущность и факторы, влияющие на становление поведенческих финансов в России. Показано, что развитие финансовой системы России происходит в условиях воздействия большого количества негативных факторов внешней среды, повсеместной цифровизации, появления инновационных продуктов, трансформации потребностей потребителей финансовых услуг. Параллельно усиливаются роль и влияние когнитивных факторов на принятие решений в банковском секторе и в этой связи увеличивается значимость поведенческого надзора. Проведен теоретический анализ понятий «поведенческие финансы», а также «цифровизация банковского сектора», как напрямую связанного с искомым понятием для выявления основных направлений их взаимосвязи и взаимовлияния. В качестве ключевых результатов работы следует выделить: 1) обоснована взаимосвязь цифровизации банковского сектора и поведенческих финансов; 2) выделены характерные черты каждого понятия; 3) осуществлена структуризация и анализ недобросовестных практик в области осуществления дистанционных банковских услуг. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования системы поведенческого надзора в Российской Федерации, становления качественных процессов в исследуемой сфере. | Ключевые слова: финансовая система, банковская система, цифровизация, цифровая банковская система, поведенческие финансы, поведенческий надзор | УДК 336; ББК 65.26 Стр: 68 - 71 | Развитие финансового рынка в Российской Федерации находится в условиях глобальных экономических изменений, влиянии большого комплекса вызовов и угроз, беспрецедентного санкционного давления. В качестве ключевых задач, стоящих перед финансовым рынком России, выделяются его восстановление и развитие в новых условиях. Существующие условия однозначно окажут влияние на структурные изменения финансовой системы, совершенствование процессов адаптации и пересмотр как краткосрочных, так и долгосрочных приоритетов развития.
Банковская система является одной из наиболее развитых отраслей, которая максимально сосредоточена на технологических инновациях и повсеместной цифровизации [1]. Согласно материалам Банка России, в которых раскрываются особенности развития финансового сектора страны, в России продолжается рост популярности платформенной бизнес-модели в целом, и дистанционных механизмов, в частности [2]. При этом данные процессы не есть вынужденная мера — спрос на услуги этой отрасли существенно растет. Финансовые организации выходят на один уровень с технологическими компаниями, являющимися крупнейшими участниками этого рынка. Созданная отечественная платежная инфраструктура доказала свою жизнеспособность в условиях санкционных ограничений и обеспечила бесперебойность работы финансовой системы в целом. В условиях, когда развитие отечественного рынка сопровождается уходом иностранных поставщиков оборудования, программного обеспечения, систем управления базами данных и иных, особенно важным является развитие собственных цифровых решений. Основные положения, выдвигаемые Банком России в данном направлении, следующие:
1) развитие действующих проектов (дальнейшее совершенствование платежной системы «Мир», развитие российских платежных онлайн-инструментов, увеличение числа участников системы передачи финансовых сообщений (СПФС), расширение механизмов регистрации биометрических данных и др.);
2) развитие новых проектов (продолжение работы по внедрению цифрового рубля, формирование инфраструктуры информационного обмена между участниками рынка, введение модели регулирования небанковских поставщиков платежных услуг, реализация комплекса мероприятий по импортозамещению программного обеспечения и оборудования в финансовой сфере) [3].
Представляется, что в условиях масштабных работ в области технологического и цифрового развития финансового сектора страны, отдельным направлением должно явиться встраивание соответствующих технологий в достаточно новое, но крайне важное направление для Российской Федерации — поведенческие финансы. Поведенческие финансы представляют собой область исследования, которая предлагает объяснять рыночные отношения на основе использования психологии, понимания сложившегося образа взаимодействия человека с окружающей средой. В данном направлении новая архитектура финансового рынка пополнилась таким направлением, как поведенческий надзор, связанный с наблюдением за тем, как финансовые организации взаимодействуют с потребителем. Однако в настоящее время эта область слабо развита, что актуализировало тему данного исследования. В этой связи, целью настоящего исследования, представленного в статье явилось осуществление теоретического анализа понятий «поведенческие финансы», а также «цифровизация банковского сектора», как напрямую связанного с искомым понятием для выявления основных направлений их взаимосвязи и взаимовлияния.
Для достижения поставленной цели автор решает ряд следующих задач:
1) изучение существующих точек зрения о содержании понятий «цифровизация банковского сектора» и «поведенческие финансы»;
2) на основе обобщения имеющихся позиций выявление особенности каждого понятия;
3) формулирование авторского видения о взаимосвязи и взаимозависимости цифровизации банковского сектора и поведенческих финансов;
4) изучение и структуризация практики поведенческого надзора Банка России в области осуществления дистанционных банковских услуг.
Для выявления точек соприкосновения двух важнейших явлений в сфере развития финансового (банковского) сектора страны, а именно: цифровизации и влияния поведенческих факторов на принятие управленческих решений в сфере финансов, необходимо рассмотреть содержание ключевых понятий. В настоящее время существует достаточно много научных публикаций, в которых раскрывается порядок развития процессов цифровизации финансового (банковского) сектора, особенности трансформации банковской системы при переходе к цифровой экономике. Так, например, по запросу «цифровизация банковского сектора» в научно-электронной библиотеке e-library.ru можно обнаружить более 1500 публикаций, начиная с 2008 года. Критический обзор отечественной и зарубежной научной литературы по тематике цифровизации банковского сектора показал, в целом, схожие позиции в понятийном аппарате. Далее для анализа были отобраны работы авторов, имеющие наиболее высокие наукометрические показатели по соответствующим исследованиям и наиболее полно раскрывающие авторскую позицию по исследуемому вопросу.
Д.В. Богданов, И.Е. Шапиро раскрывают цифровые технологии в банковской системе как «комплекс высокотехнологичных информационных технологий и процессов, направленных на совершенствование предоставляемых услуг, с целью расширения продуктового ряда и усиления уровня безопасности кредитных организаций, а также предлагающий клиентам банка новые бизнес-возможности» [4]. Л.Г. Мирзоян акцентирует внимание на понятии «цифровой банкинг» и раскрывает его как «применение технологий к каждой банковской деятельности, процессам и программам, что делает работу клиента простой, легкой и удобной, устраняя при этом необходимость находиться в физическом месте» [5]. Ч. Го раскрывает понятие как «логическую и неотъемлемую часть эволюционного развития коммерческих банков в структуре современной экономической системы, обусловленную стремительным развитием электронной коммерции и удаленного взаимодействия между субъектами экономической деятельности» [6]. Е.А. Ягупова под цифровым банком понимает «банк, множество продуктов и услуг которого предоставляется в цифровом (электронном) формате» [7].
Поведенческая экономика является одним из наиболее динамичных направлений экономической мысли (зародившееся во второй половине XX века), признавая, в то же время, значительный вклад неоклассической теории в развитии этого направления. Однако, в рамках поведенческой экономики предлагается под новым углом рассмотреть некоторые аспекты поведения человека. К. Камарер (C. F. Camerer) отмечает, что «в ядре поведенческой экономики лежит убежденность, что увеличение реальности психологических оснований в экономическом анализе улучшит экономическую теорию на ее собственных началах, давая возможность проникать в суть процессов, делать лучшие прогнозы относительно реальных феноменов и предлагать лучшую политику» [8, c. 3]. Иными словами, можно утверждать, что поведенческая экономика — не революционное направление, поскольку не предполагает кардинального пересмотра существующих подходов; она ставит цель дополнить существующие знания об экономических явлениях, опираясь на достижения современной психологии и не отрицая использование достижений иных наук о человеке и обществе.
Анализ многочисленных исследований позволяет заключить, что в основе принимаемых человеком решений чаще всего лежит именно иррациональное поведение. Отдельные его проявления обусловлены эмоционально-психологической реакцией человека, некоторые — следствием ошибочного восприятия действительности. Иными словами, можно утверждать, что в большинстве случаев действия человека не соответствуют положениям, характеризующим рационального индивида. Еще более иррациональность усиливается тогда, когда возникает ситуация неопределенности и риска.
Значимость использования поведенческих финансов С.Ю. Богатырев видит в том, что при их использовании «можно отличить злой умысел от финансовой некомпетентности лица, принимающего финансовые решения» [9]. Р.Ш. Тимерханов, Г.Р. Хафизова, В.И. Косачев отмечают, что поведенческие финансы — это «процесс, при котором рассматривается синтез классических теорий и новых концепций анализа, моделирования и прогнозирования динамики рынка капитала, учитывающих различные проявления иррациональности на фондовом рынке» [10]. По мнению авторов, теория поведенческих финансов подтверждает, почему участники рыночных отношений регулярно ошибаются, что ведет к финансовой неэффективности и влияет на цены и общий доход компаний. С точки зрения большего понимания сущности и применимости поведенческих финансов в реальной жизни, следует привести мнение Д.А. Голосова, указывающего на то, что «поведенческие финансы наиболее ярко проявляются при рассмотрении уже произошедших событий. В то же время оценки прогнозирований на этой базе будущих событий достаточно противоречивы» [11]. В трудах современных исследователей мы можем увидеть акценты на следующих составляющих:
1) явлении «информационный каскад»: участник рынка наблюдает за поведением других участников и наилучшим для себя решением находит поступить так, как поступили все [12];
2) неотъемлемости иррационального поведения: неотъемлемой и важной составной части социально-экономического поведения субъекта, ключевого элемента жизни [13];
3) сравнении с термином «нормальность»: соучастники различного рода рыночных и нерыночных финансовых взаимоотношений не всегда разумны при принятии решений и их действия никак не согласуются с мнением «нормальное» — «ненормальное» поведение считается никак не исключением, а скорее обыкновением или правилом [14].
Результаты исследования определений понятия «цифровизация банковского сектора» позволили выделить несколько ключевых особенностей:
1) чаще всего содержание трактуется в узком смысле — как набор определенных услуг, которые осуществляются посредством дистанционных технологий;
2) цифровизация признается одним из факторов эволюции финансового сектора;
3) цифровизации подвержены все процессы предоставления банковских услуг и каждый объект финансового сектора;
4) для повышения эффективности функционирования банковского сектора и повышения отдачи от процесса цифровизации, важна отладка работы с потребителями финансовых услуг в цифровом формате, что является отдельной масштабной работой.
Что касается содержания понятия «поведенческие финансы», то его ключевыми особенностями являются:
1) иррациональное поведение — это «нормальное» состояние;
2) предубеждения могут быть источником для объяснения всех типов рыночных аномалий, в том числе, в банковском секторе;
3) психологическое поведение влияет на результаты банковской деятельности.
Объединяя выделенные особенности двух понятий следует сделать вывод о трех следующих аспектах их взаимного влияния. Во-первых, то, как поведенческие аспекты проявляются при использовании цифровых банковских технологий. Во-вторых, цифровизация часто существенно трансформирует поведение потребителя финансовых услуг. В-третьих, важно понимание взаимного, двустороннего процесса — осуществление действий клиента в финансовой организации и его отклик на получаемые услуги. Иными словами, с нашей точки зрения, в рамках цифровизации финансового сектора необходимо формирование отдельной структуры поведенческого надзора, которая уже начинает свое становление в Российской Федерации.
В этой связи, с нашей точки зрения, актуализируется необходимость глубокого осмысления и нахождения точек соприкосновения двух масштабных процессов: цифровизации банковского сектора и становления поведенческих финансов (рис. 1).
Согласно официальной информации Банка России поведенческий надзор — это надзор за тем, как финансовые организации взаимодействуют с потребителем [15]. Роль поведенческого надзора состоит не только в реализации мер по восстановлению нарушенных прав граждан, но и устранении причин их появления. На основе обобщения недобросовестных практик, появляющихся на рынке, Банк России выпускает соответствующие рекомендации для всего рынка. Для того, чтобы сформировать целостное представление о том, насколько часто недобросовестные практики появляются в области цифровизации и предоставлении дистанционных услуг, нами был проведен анализ официальной информации Банка России по данному направлению в разрезе деятельности восьми участников финансового рынка (табл.1).
Как видно по данным табл. 1 больше всего негативных практик в области предоставления дистанционных услуг зафиксировано в деятельности кредитных организаций. В данной области деятельности неблагоприятные ситуации возникают как в области информирования населения о финансовых услугах, так и неполном размещении сведений на официальных сайтах, что затрудняет принятие верных решений потребителями финансовых услуг. | | | Рис. 1. Взаимосвязь цифровизации банковского сектора и поведенческих финансов
Источник: составлено автором. | Таблица 1
Недобросовестные практики осуществления дистанционных банковских услугУчастник финансового рынка | Доля недобросовестных практик в области ДО и цифровизации к общему количеству раскрытых недобросовестных практик, % | Краткое пояснение |
---|
Кредитные организации | 8 / 31 = 0,26 | Отражена 31 практика, из них негативные в заданном направлении:
ненадлежащее размещение на сайтах условий договора потребительского кредита и тарифов за обслуживание, ненадлежащее информирование потребителей о дополнительных платных услугах при оформлении кредита онлайн и др. | Микрофинансовые организации | 3 / 10 = 0,3 | Отражено 10 практик, из них негативные в заданном направлении: кибермошенничество, отсутствие возможности оперативно получить обратную связь при использовании цифровых каналов взаимодействия и др. | Негосударственные пенсионные фонды | Отсутствуют | Отражено 10 практик | Страховые организации | 7 / 17 = 0,41 | Отражено 17 практик, из них негативные в заданном направлении:
ограниченный функционал мобильных приложений, недостаточные качество и скорость ответов при использовании цифровых каналов взаимодействия и др. | Брокеры | 6 / 20 = 0,3 | Отражено 20 практик, из них негативные в заданном направлении: удаленные способы подачи поручений, невозможность дистанционного расторжения договора, ненадлежащее информирование клиентов и др. | Регистраторы | Отсутствуют | Отражено 12 практик | Депозитарии | Отсутствуют | Отражено 10 практик | Управляющие | Отсутствуют | Отражено 2 практики | Источник: составлено автором по: Поведенческий надзор: практики и рекомендации. Банк России. https://cbr.ru/protection_rights/behavioral_surveillance/
Изучение существующих точек зрения о содержании понятий «цифровизация банковского сектора» и «поведенческие финансы» позволило выявить, что, учитывая кажущуюся невозможность взаимного рассмотрения этих понятий, они имеют множество точек соприкосновения.
На основе обобщения имеющихся позиций выявлены особенности каждого понятия. В частности, и то, и другое можно признать этапом эволюции финансового сектора.
Сформировано авторское видение о взаимосвязи и взаимозависимости цифровизации банковского сектора и поведенческих финансов, заключающееся в настоятельной необходимости современного развития, в частности, в оценке действий «клиент-организация» в цифровой среде.
Изучены и структурированы практики поведенческого надзора Банка России в области осуществления дистанционных банковских услуг, представленные на официальном сайте, в части пресечения недобросовестных практик и реализации поведенческого надзора в рамках цифровизации и предоставления дистанционных банковских услуг, что позволило сделать вывод о необходимости разработки отдельных положений их реализации с учетом особенностей поведенческих финансов.
Таким образом, следует говорить о высокой значимости проведения дальнейших исследований в рамках искомой тематической области для формирования действенной и эффективной системы поведенческого надзора. |
| |
|
|