| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Романенко М. И. доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье объектом исследования выступают особые экономические зоны РФ. В процессе анализа определено текущее состояние ОЭЗ и условия их формирования, выявлены основные проблемы развития, которые являются преградами на пути привлечения иностранного капитала. Согласно методике национального рейтинга, определена динамика рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ промышленно-производственного и портового типа за 2017–2023 гг., на основании чего разработан комплекс мероприятий по ее повышению. | Ключевые слова: особые экономические зоны, инвестиционная привлекательность, экономический рост, гибкое управление, иностранные инвестиции | УДК 332.1; ББК 65.5 Стр: 112 - 115 | Введение. На протяжении последних четырех лет экономика России сталкивается с серьезными угрозами извне, направленными на деструктуризацию внутренней системы и зарождение конкурентной борьбы. Пандемия, военная операция, сложная политическая обстановка, многочисленные санкции со стороны Запада, террористические акты оказали негативное воздействие на многие отрасли народного хозяйства и подвергли риску различные сферы жизни граждан. В то же время, негативные нападки из внешней среды позволили стране выработать «иммунитет» и сформировать собственную стратегию развития в условиях риска и неопределенности, основанную, в первую очередь, на активной государственной политике.
На сегодняшний день наблюдается положительная динамика многих показателей российской экономики, в том числе за прошедший 2023 г. отмечается рост ВВП на 3,6%, промышленного производства — на 3,6%, обрабатывающей промышленности — на 7,5%, инвестиций в основной капитал — на 10%, прибыли предприятий — на 24%. Одним из главных показателей остается уровень реальных доходов населения, который также вырос на 8 %, и безработицы, она достигла рекордно низкой отметки в 2,9%. Данные показатели свидетельствуют об устойчивости экономики и высоких темпах роста.
Достижение полученных результатов после провального 2022 г. и превышения уровня показателей 2021 г. также основано на интеллектуальной деятельности, за счет которой мы стремимся к достижению технологического суверенитета и импортозамещению [1]. Особые экономические зоны в текущих условиях являются действующими локациями инновационного развития [2, 3]. На протяжении 18 лет функционирует этот проект, направленный на привлечение инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства и виды экономической деятельности. За последние три года наблюдается наибольшее количество бизнес-планов, разработанных под данную форму развития. В настоящий момент на территории РФ функционируют 50 ОЭЗ, чуть меньше половины из них сформированы за короткий период с 2021 г.
Однако, несмотря на то, что особые экономические зоны приобретают все большую актуальность для развития страны, со стороны государства активно реализуются меры поддержки резидентов по обеспечению льготными налоговыми режимами и свободной таможенной зоной, уровень иностранного капитала не достигает плановых показателей, процесс привлечения инвестиций остается затрудненным.
Свободные экономические зоны являются благоприятным проектом для развития приоритетных отраслей экономики, транспортно-логистических путей и инфраструктуры на определенных территориях, разработки инноваций и внедрения их в реальный бизнес-сектор путем трансфера технологий, создания новых рабочих мест и повышения уровня благосостояния населения [4].
ОЭЗ служат эффективной платформой для международного сотрудничества, укрепления финансовых взаимодействий с ними и экономической интеграции [5]. В настоящее время 36 стран являются долевыми участниками российских ОЭЗ (12,2 %), в том числе Нидерланды, Германия, Кипр, Швейцария, Япония (рис. 1).
Согласно первоначально сформированной стратегии, свободные экономические зоны разрабатывались, в первую очередь, для привлечения иностранного капитала в определенные государством приоритетные направления экономики, доля которых планировалась быть не менее 60%, что является в 5 раз больше действительных значений. Обусловлено такое положение множественными рисками, тормозящими иностранцев к интеграции капиталов, несмотря на перечень предоставляемых льгот и мер поддержки [6, 7].
В России функционируют особые экономические зоны четырех типов, среди которых по количеству первое место занимают промышленно-производственные, второе –туристско-рекреационные, третье и четвертые места распределили между собой технико-внедренческие и портовые. В зависимости от направленности ОЭЗ существуют определенные требования к их созданию (табл. 1).
Исходя из предъявляемых требований возникает проблема территориального расположения, свидетельствующая о развитых территориях Центральной России, особенно Москвы и Московской области (на ее территории сосредоточена почти половина всех ОЭЗ) и слаборазвитых других частях страны. Так, например, в Дальневосточном и Сибирском Федеральных округах, которые занимают более 60 % территории всей страны, зарегистрировано всего лишь 7 таких объединений. Возникает необходимость планомерного наделения развитой инфраструктурой и передовыми технологическими линиями отдаленных регионов за счет инструментов ОЭЗ.
От того насколько развиты территории зависит уровень привлекательности для инвесторов [8]. Оценка этого понятия является достаточно субъективной и основывается на глубоком всеобъемлющем анализе рассматриваемого объекта, в процессе которого применяется метод сравнения и выстраивания рейтингов. В первую очередь выявляется баланс доходности и риска, возможностей и ограничений. В число основных категорий, которые подвергаются оценке, входят: социальная, политическая и экономическая стабильность в стране; наличие финансовых инструментов и мер поддержки со стороны федеральных и региональных уровней власти; степень коррумпированности территорий; применение передовых технологий и внедрение результатов научно-технического прогресса; кадровый потенциал; наличие природных ресурсов и развитость инфраструктуры.
Оценка инвестиционной привлекательности позволяет выявить потенциал рассматриваемого объекта в долгосрочной перспективе и определить его конкурентоспособность в текущих условиях развития.
Таблица 1
Основные требования, предъявляемые при формировании ОЭЗТип ОЭЗ | Критерий |
---|
Участники | Площадь | Земельный
участок | Жилищный
фонд |
---|
Промышленно-
производственный | Нет специфических
требований | не более
60 км2 | – Земли населенных пунктов;
– специального назначения;
– промышленности;
– энергетики,
– радиовещания;
– космической деятельности;
– обороны. | Отсутствие
объектов
жилищного
фонда | Технико-внедренческий | не более 6 км2 | Портовые | Территориальная
принадлежность к:
– речным и морским портам
международного типа;
– действующим аэропортам | не более 50 км2 | Туристско-
рекреационный | Нет специфических
требований | не более 60 км2 | – особо охраняемые территории;
– земли лесного фонда;
– сельскохозяйственного назначения | Возможно
наличие
объектов
жилищного
фонда | Источник: составлено автором.
Таблица 2
Методика оценки рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗШифр | Наименование блока | Характеристика |
---|
S1 | Инвестиционная привлекательность территории | – Социально-экономическая характеристика регионов;
– выявление перспектив и угроз развития бизнеса на данных территориях;
– наличие трудовых ресурсов;
– оценка эффективности проведения экономической и инновационной политики. | S2 | Благоприятные условия для ведения бизнеса | – Уровень взаимодействия управляющих компаний ОЭЗ с инвесторами, в том числе с иностранными;
– возможность получения разрешения на возведение того или иного объекта;
– развитость общей инфраструктуры,
– наличие свободной таможенной зоны,
– степень ежегодной вовлеченности новых резидентов в развитие территории. | S3 | Развитость инфраструктуры | – Наличие развитой транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения;
– запас свободных мощностей инженерного назначения, в том числе организация обеспечения тепло-, электро-, газо-, водными ресурсами;
– уровень инфраструктурной застройки в сравнении с предполагаемые показателями. | S4 | Земельные ресурсы | – Наличие и возможность приобретения земельных участков;
– доступность приобретения свободной земли;
– запас недвижимости под аренду офисов. | S5 | Инновационно-инвестиционная активность зоны | – степень финансовой активности резидентов ОЭЗ и инвесторов;
– уровень создания, применения и внедрения в реальный сектор экономики результатов интеллектуальной деятельности;
– техническая оснащенность мест производств и степень их модернизации. | S6 | Информационная освещенность в сети «Интернет» | – Достоверность, полнота и своевременность представленной информации на официальных электронных порталах;
– возможность отслеживания информации о вводе в эксплуатацию тех или иных объектов, наличии льгот, заключении новых контрактов, плановых и текущих показателях;
– оперативность и качество ответа на обращения со стороны инвесторов и резидентов через сайт;
– удобство размещения всех необходимой информации на разных интернет-платформах о ОЭЗ. | S7 | Адаптация к экономическим вызовам | – Применение гибких систем управления в условиях риска и неопределенности;
– наличие нефинансовой документации и отчетности на официальном сайте;
– уровень цифровизации, в том числе наличие CRM-систем, высокоскоростного интернета, IT-специалистов, личного электронного кабинета;
– взаимодействие с промышленными кластерами. | Источник: составлено автором по [9]. | | | Рис. 1. Динамика участников ОЭЗ за 2017–2022 гг.
Источник: обобщено автором. | В рамках методики национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России были сформированы основные блоки, позволяющие оценить степень привлекательности ОЭЗ для инвесторов, а также выявить уровень влияния конкретных факторов на принятие ими решений (табл. 2) [9].
Такой оценочный подход к формированию рейтинга позволяет выявить сильные и слабые стороны реально действующей экономической системы страны и определить направления, которые целесообразно активизировать для формирования надежных условий развития и повышения инвестиционной привлекательности [10].
На основании полученного рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России выявлена динамика за 2017–2023 гг. промышленно-производственного и портового типа зон (рис. 2) [9, 11–16]. | | | Рис. 2. Динамика рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ промышленно-производственного и портового типа за 2017–2023 гг.
Источник: составлено автором по [9, 11–16]. | Произведенный анализ показал, что по состоянию на 2023 г. в группу высокой инвестиционной привлекательности промышленно-производственного и портового типа вошли 9 ОЭЗ — ОЭЗ ППТ «Алабуга» (Республика Татарстан), ОЭЗ ППТ «Липецк» (Липецкая область), ПОЭЗ «Ульяновск» (Ульяновская область), ОЭЗ ППТ «Калуга» (Калужская область), ОЭЗ ППТ «Моглино» (Псковская область), ОЭЗ ППТ «Тольятти» (Самарская область), ОЭЗ ППТ «Титановая долина» (Свердловская область), ОЭЗ ППТ «Алга» (Республика Башкортостан), ОЭЗ ППТ «Узловая» (Тульская область). Остальные 56 % ОЭЗ обладают умеренной привлекательностью для инвесторов, 8 % ОЭЗ — достаточной.
При рассмотрении рейтинга в динамике с 2017 г. выяснилось, что эти показатели являются плавающими и их нельзя характеризовать как стабильные. Так ОЭЗ ППТ «Калуга» в 2023 г. относительно предшествующего периода поднялась в рейтинге на 5 пунктов, а ОЭЗ ППТ «Моглино» наоборот, опустилось на 2. Также в своих показателях опустились на 1 позицию ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ППТ «Тольятти», ОЭЗ ППТ «Титановая долина». Такие скачкообразные переходы наблюдаются на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2022 г. относительно 2021 г. ОЭЗ ППТ «Титановая долина» поднялась на 3 позиции, а, в 2021 г. — на 4 (к уровню 2020 г.), тем самом перейдя во вторую группу. Например, ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат», из первой высокой группы рейтинга к 2023 г. спустилась на 4 ступеньки и вышла из группы. К сожалению, к текущему дню нет ОЭЗ, которая, по мнению экспертного сообщества, могла бы инвесторам продемонстрировать устойчивые, стабильные показатели, что негативно сказывается на принятии ими решений о долгосрочных инвертированиях.
Особые экономические зоны РФ в условиях ряда антироссийских санкций могут выступать драйвером экономического развития, формировать высокотехнологичные производства, современную инфраструктуру, новые рабочие места, создавать благоприятные условия для проживания, развития бизнеса и налаживания международных партнерских взаимоотношений. ОЭЗ имеют обширную общемировую практику и зарекомендовали себя надежным инструментом по налаживанию международных экономических связей, однако в РФ данные территории не достигают в полной мере запланированных программой показателей.
Несмотря на обширный перечень льгот, предоставляемых для резидентов ОЭЗ, процесс вливания иностранного капитала остается достаточно медленным и не соответствует плановым показателям [17, 18]. Основными причинами являются: ограничения на виды деятельности, нестабильность, недостаточная инфраструктурная обеспеченность.
В силу сложившихся военно-политических условий и всеми вытекающими барьерами экономического характера, введенными против России, основными внешними партнерами стали Китай, Турция и Иран. Данные страны в большей степени стремятся к экспорту готовой продукции на рынки нашей страны, нежели к совместному производству на территории России.
В связи с этим возникает необходимость укрепления позиций ОЭЗ как драйвера экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности на международном уровне, вопреки антироссийским международным санкциям.
При решении данной проблемы целесообразно ориентироваться на успешный опыт Китая, который отдает приоритет доли преференциальных территорий в уровне ВВП всей страны и синхронизируют их функционирование с программами макроэкономического развития [19].
Также немаловажным аспектом является кадровая политика. В силу того, что создано в 2,8 раза меньше рабочих мест, чем планировалось, целесообразно сформировать программы, направленные на привлечение узкоспециализированных высококвалифицированных специалистов, а также профессионалов общего профиля, увеличение численности трудоустроенных, в том числе через систему аутсорсинга с иностранными агентствами. Это позволит открыть новые направления в учебных заведениях, а также начать реализовывать уникальные направления профессиональной переподготовки.
С целью обеспечения экономической безопасности, налаживания механизма регулирования ОЭЗ между федеральными, региональными органами власти и управляющими компаниями необходимо на законодательном уровне четко разграничить зоны ответственности каждого из них. Нововведения обеспечат согласованность, систематичность действий и предотвратят теневую деятельность.
При оценке привлекательности инвесторы обращают внимание на эффективность работы резидентов, при этом существенных барьеров входа в ОЭЗ практически не существует. Разработка и принятие соответствующих постановлений, отражающих критерии, предъявляемые к резидентам, а также проведение более тщательных проверок при вступлении и в ходе осуществления деятельности, позволили бы повысить результативность и вовлеченность всех участников территорий и избавиться от балласта.
Разработанные рекомендации носят стратегический характер и являются инструментом стимулирования производственно-внедренческой деятельности. Их учет позволит ускорить темпы экономического развития особых экономических зон и повысить инвестиционную привлекательность и уровень доверия со стороны иностранных инвесторов. |
| |
|
|