Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Нуцалов Ш. А.
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Привлечение специализированных компаний к набору иностранных студентов: проблемы, состояние и тенденции
В статье анализируется деятельность компаний по набору иностранных абитуриентов и их место на международном рынке образования. Деятельность компаний заключается в предоставлении консультационных услуг потенциальным студентам, с одной стороны, и услуг по набору студентов для образовательных организаций, с другой стороны. В России привлечение специализированных компаний к набору иностранных студентов в приоритетных странах приёма до настоящего времени мало изучено. Настоящее исследование восполняет пробелы в этой сфере и может быть востребовано международными службами российских вузов в рамках повышения эффективности системы набора иностранных студентов на современном этапе.
Ключевые слова: международный рынок образования, государственно-частное партнёрство, компании и агентства по набору иностранных обучающихся, аутсорсинг, экспорт образовательных услуг, иностранные студенты, образовательные организации, набор иностранных абитуриентов, агентская теория
УДК 338.4   Стр: 172 - 176

Первые упоминания об использовании образовательными организациями компаний, специализирующихся в области набора студентов на зарубежных образовательных рынках, появились в 60-х годах прошлого века [1], но значительное распространение эта практика получила в 90-е годы 20 века в период коммерциализации, массовизации и интернационализации высшего образования [2, 3, 4].
По сути, такие компании являются посредниками между абитуриентами, планирующими обучение за рубежом, и зарубежными образовательными организациями, заинтересованными в привлечении на обучение иностранных граждан. Деятельность компаний заключается в популяризации и продвижении на международном образовательном рынке одного или нескольких университетов, в предоставлении консультационных услуг потенциальным студентам, с одной стороны, и услуг по набору студентов для образовательных организаций, с другой стороны. При этом абитуриенты и учебные заведения могут пользоваться услугами одной и той же компании; а компания может оказывать услуги различным вузам, в том числе, конкурирующим. На практике также существуют различия в отношении эксклюзивности: образовательные организации могут работать с большим числом компаний, в то время как другие предпочитают работать с одной или несколькими компаниями. Решение о том, с каким количеством компаний работать зависит от маркетинговой стратегии образовательной организации.
Первые попытки концептуализации отношений между вузами и компаниями были осуществлены в рамках агентской теории, которая активно разрабатывалась и внедрялась зарубежными экономистами, начиная с 60-х годов прошлого века применительно к различным областям хозяйственной деятельности.
В экономической теории в агентские отношения вступают два экономически равноправных субъекта: принципал, обладающий определенными ресурсами, который уполномочивает агента, специализированную компанию, действовать за его счёт, в его целях и от его имени. Агент действует, используя переданные ему принципалом ресурсы для достижения определённых принципалом целей. В модели агентских отношений, адаптированной применительно к рынку международного образования, вуз рассматривается как принципал и компания как агент. С этим связано появление и распространение в зарубежной и российской теории и практике терминов — образовательный агент (англ. — educational agent).
Согласно агентской теории, принципал-вуз в рамках агентского договора делегирует агенту-компании полномочия по продвижению вуза в одной или нескольких странах, набору студентов за агентское вознаграждение. Основные причины установления договорных отношений в сфере экспорта образования также хорошо согласуются с агентской теорией: образовательные агенты могут компенсировать нехватку у вузов необходимых ресурсов (например, кадровых или финансовых) для работы на зарубежных образовательных рынках.
Критики использования частных компаний вузами для привлечения иностранных студентов, например, Ф. Альтбах, считают, что она наносит ущерб академическим стандартам. В частности, в статье «Агенты и рекрутеры третьих сторон в международном высшем образовании» Ф. Альтбах призывает вузы прекратить или строго ограничить эту практику [5].
Проблема агентских отношений в сфере международного образования связана с информационной асимметрией, когда агенты обладают бóльшей информацией, чем вузы о спросе на конкретном образовательном рынке, способностях и предпочтениях абитуриентов и т.д. Из-за информационной асимметрии, когда университет не может непосредственно наблюдать за действиями агента, последний может не выполнять установленных договорённостей, предоставлять искаженную информацию о своих действиях, то есть преследовать свои частные интересы, иногда и за счёт принципала. В результате, у образовательной организации возникают так называемые проблемы морального риска, которые в теории агентств являются одними из основных. С другой стороны, компании инвестируют собственные средства для продвижения вуза (вузов) в течение всего календарного года и, безусловно, заинтересованы в высоких результатах по набору. Но, при этом, компании, как правило, получают комиссионное вознаграждение по результатам фактического набора один раз в году. Таким образом, высокие риски есть и у компаний, которые несут расходы в течение года, в том числе, в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств. Например, в странах Африки это могут быть: военные конфликты и перевороты, экономическая и политическая нестабильность; вспышки эпидемий; проблемы с признанием образовательных организаций в стране, например, исключение вуза (вузов) из списков/реестров признанных и др. Во избежание этих проблем большинство иностранных компаний предпочитают стабильные и предсказуемые зарубежные образовательные рынки, в том числе и рынки, которые активно поддерживаются на уровне правительств стран (тщательно контролируются МИДом, посольствами, министерствами образования стран).
Ещё одна проблема агентских отношений в контексте набора студентов связана с конфликтом целей принципалов и агентов. Это происходит, когда ориентированный на прибыль характер деятельности агента напрямую не согласуется с целями образовательной организации. Агент заинтересован в максимизации количественных показателей набираемых студентов и часто осуществляет набор в интересах нескольких, часто конкурирующих университетов, а вуз заинтересован в «качестве» (высокие академические успехи и платежеспособность) абитуриентов, поэтому может отклонять кандидатов агента, не соответствующих его критериям отбора [6]. Агент может вводить в заблуждение студентов, давать ложные обещания или заниматься другими сомнительными практиками, что может нанести серьёзный ущерб репутации образовательной организации [7].
Сторонники использования частных компаний справедливо указывают, что набор студентов из отдельных стран и регионов мира может быть осуществлён только через посредников, например, если эта деятельность является лицензируемой или требующей аккредитации в стране, то есть правом набора обладают только специализированные организации, прошедшие лицензирование или аккредитацию. Другими причинами могут быть невозможность въезда сотрудников международных служб в страну по причинам безопасности, отсутствие дипломатических отношений между странами, высокая стоимость транспортных расходов и т.д. [8].
Большинство экспертов считают, что передача набора иностранных студентов специализированным компаниям для вузов, которые не возглавляют топ мировых образовательных рейтингов и не имеют альтернативных способов привлечения иностранных студентов, вполне обоснована.
По мнению исследователей, использование вузами специализированных компаний, располагающихся и работающих в странах проживания потенциальных студентов, объясняется следующими основными причинами. Во-первых, такие компании могут предоставлять вузам информацию о специфике образовательного рынка, политической и экономической ситуации, культуре и традициях и т.д. [9], то есть проводить постоянные маркетинговые исследования спроса на образовательные программы в стране проживания абитуриентов. Кроме того, они могут проверять подлинность документов об образовании, консультировать по визовым и другим вопросам, помогать вузам получить доступ к национальным школам, образовательным центрам и др., где могут быть потенциальные абитуриенты, то есть к региональной инфраструктуре.
Во-вторых, использование компаний часто является вопросом экономической эффективности, когда вузы могут обеспечивать свое постоянное присутствие в стране без необходимости создавать представительства или регулярно направлять своих сотрудников в рекламных целях в рамках приёмной компании на образовательные выставки, в национальные школы и др. [10, 11].
По данным различных исследований, до 2020 г. около половины обучающихся за рубежом воспользовались услугами частных компаний для организации обучения в ведущих странах-экспортёрах образования [11], но по отдельным странам и университетам эта доля значительно выше.
Таким образом, несмотря на значительные различия между странами и образовательными организациями, существует общее мнение о том, что использование частных компаний для набора иностранных студентов, за исключением университетов, возглавляющих мировые образовательные рейтинги, является общераспространённым явлением. Партнёрство с частными компаниями по набору иностранных студентов стало к настоящему времени хорошо зарекомендовавшей себя практикой в зарубежных вузах ведущих стран-экспортёров [9, 10].
В настоящее время, по оценкам экспертов, во всем мире работает от 10 до 20 тыс. компаний по набору студентов для обучения за рубежом [12]. Как показывают различные исследования, размеры таких компаний значительно варьируются [13]. По данным опроса ICEF в 2013 г., в котором приняли участие 1 194 подобных компаний, 71% опрошенных представляли собой небольшие организации с менее 10 сотрудниками; 10% — организации с численностью более 20 сотрудников [13].
Другой опрос среди 312 организаций по набору студентов, проведённый в 2016 г. компанией Bridge Education Group, показал, что менее четверти компаний (23%) были среднего и крупного размера, при этом почти половина из них (49%) работала в странах Азии [12]. Как отмечается исследователями, большая их часть основана физическими лицами, имеющими предыдущий опыт обучения за рубежом, хорошо знакомыми со специфическими проблемами, возникающими у абитуриентов, а также особенностями набора и зачисления иностранных граждан в зарубежных вузах.
В результате быстрого роста желающих обучаться за рубежом, предоставление услуг по организации обучения за рубежом, по мнению экспертов, в настоящее время является многомиллионным бизнесом [13]. К примеру, по данным отчёта компании IDP Education Limited, крупнейшей австралийской компании, занимающейся организацией обучения за рубежом, в 2017 г. её доходы составили 124,6 млн долл. США. Компания IDP Education Limited была создана в 1986 году группой австралийских вузов и в настоящее время имеет сеть из 89 офисов по всему миру и представляет более 600 австралийских образовательных учреждений. Она сотрудничает с правительством Австралии и Британским Советом; также сертифицирована Американским международным рекрутинговым советом [13]. В настоящее время компания также занимается тестированием знания английского языка.
Различные исследования показывают, что доходы компаний по набору складываются из нескольких источников. Во-первых, это комиссионные вознаграждения, которые выплачивают университеты за каждого студента, направленного компанией и в последующем зачисленного в вуз. В среднем, как отмечают эксперты [8], комиссионные вознаграждения составляют от 15–25% от стоимости года первого года обучения иностранного студента, но в отдельных случаях они могут доходить до 70% [10]. Кроме того, известны случаи, когда вуз выплачивает компании до 5% с каждого последующего года обучения студента вплоть до окончания обучения (в среднем стоимость обучения в таких вузах в год составляет от 20 до 40 тысяч долларов США). Считается, что такая практика стимулирует компании вести широкую деятельность по продвижению вузов, направлять «хороших» кандидатов, то есть платежеспособных и имеющих высокие академические перспективы. Но традиционно выплата комиссионных вознаграждений осуществляется одноразово после зачисления студента на обучение в образовательную организацию, при этом компании сотрудничают с такими вузами «по разовой сделке и/или по остаточному принципу». В среднем, среди компаний считается актуальной сумма ежегодного вознаграждения 15–20% за одного студента.
Сумма таких комиссионных вознаграждений может быть значительной в случае высокой стоимости обучения. К примеру, в американских и австралийских университетах она в среднем составляет чуть меньше 25 тыс. долл. США за один год обучения (табл.1). Таким образом, сумма комиссионного вознаграждения за одного студента может составлять до 3 750 долл. США. Широко практикуется (например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Англии, США, Малайзии) оплата зарубежными университетами расходов по участию в крупных образовательных выставках за рубежом, по оплате аренды офисов компаний-партнёров в стране, по содержанию от 1 до 3 сотрудников (ежемесячная зарплата) и т.д. Безусловно, все это способствует эффективной деятельности по продвижению университета в течение года в приоритетных странах.

Таблица 1
Стоимость одного года обучения для иностранных студентов в ведущих странах-экспортерах образования, в долл. США
СтраныСтоимость обучения за один год,
в долл. США
Австралия24 081
США24 914
Великобритания21 365
Канада16 746
Франция16 900
Италия15 800
Испания14 700
Китай3 844
Источник: [14].

Здесь уместно подчеркнуть, что с учётом средней стоимости года обучения в российских вузах (около 3 500 долл. США), сумма вознаграждения компаний, соответственно, составляет около 300 долл. США. В целом работа с российскими вузами оценивается зарубежными агентствами как высокорискованная, низкодоходная и не окупаемая при малом количестве набранных студентов. В среднем расходы на проведение одной качественной образовательной выставки в любой стране мира составляют 15 тысяч долларов США. Здесь следует обратить внимание на то, что себестоимость затрат на рекламу одинаковая для всех компаний мира, работающих на образовательном рынке конкретного государства. Российские компании, работающие только с российскими вузами, где стоимость обучения находится в пределах 2500 — 3500 долл. США, соответственно сильно проигрывают. Именно этим и объясняется то, что преимущественный «средний возраст» компаний, работающих с российскими университетами, равен одному — трём годам.
В отдельных странах существует также практика оплаты консультационных услуг, оказываемых абитуриентам. Например, в Китае такие услуги могут приносить компаниям даже больше дохода, чем размеры комиссионных вознаграждений, полученных от вузов. В среднем с одного абитуриента в Китае за оказанные услуги компании берут от 8 до 10 тыс. долл. США, а с учётом комиссионного вознаграждения, выплачиваемого вузами, каждый китайский абитуриент может приносить компании до 14 тыс. долл. США [15, 16].
Как уже отмечалось выше, университеты, возглавляющие мировые образовательные рейтинги, как правило, не используют специализированные компании для набора иностранных абитуриентов ввиду большого конкурса среди желающих обучаться в топовых образовательных организациях. Но абитуриенты, которые планируют поступать в эти вузы, чаще всего пользуются услугами частных компаний для подготовки комплекта документов для поступления, а также для визовой поддержки, аренды жилья и т.д.
В Индии, как и во многих других странах мира, компании редко взимают плату за оказание консультационных услуг с абитуриентов, а их доходы складываются в основном из комиссионных вознаграждений, выплачиваемых зарубежными вузами. Такая же практика существует в Южной Корее. В некоторых странах, например, в Канаде, компаниям на законодательном уровне запрещено брать деньги за оказание консультационных услуг с абитуриентов и их родителей [10], поскольку такие консультации рассматриваются как консультации по миграции.
Содержание консультационных услуг, оказываемых потенциальным студентам, также варьируется по странам и образовательным организациям. В одних странах, к примеру, в основном это консультации с выбором страны для обучения, того или иного вуза и/или образовательной программы; сбор необходимых для зачисления документов, включая их перевод. В других странах — добавляется подготовка документов для подачи на учебную визу и к собеседованиям для её получения, иногда помощь в аренде жилья и др.
Чаще всего абитуриенты и их родители обращаются в компании потому, что не имеют опыта и знаний о процедуре отбора, зачисления, обучении и проживании за рубежом [10]. Они могут испытывать трудности с пониманием сложных процессов подачи документов для поступления и получения учебной визы; оценкой университетов и образовательных программ обучения и определением того, какой вуз лучше всего соответствует потребностям и интересам абитуриента [17]. Существуют сложности и с оплатой обучения при переводе средств частных лиц за рубеж, что связано с различными валютными правилами в странах. Например, Канада имеет свободно плавающий обменный курс и отсутствие валютного контроля над денежными средствами частных лиц. Другая ситуация — в развивающихся и некоторых других странах, где часто действуют жёсткие ограничения в отношении перечисления денежных средств за рубеж, которые студенты и их спонсоры должны учитывать при оплате обучения и текущих расходов на проживание. Например, в Китае установлен лимит в размере 50 тыс. долл. США в год. Существуют также проблемы с осуществлением международных переводов. В том же Китае в качестве инструментов онлайн-платежей используются только системы Alipay, China UnionPay или WeChat Pay. Во Вьетнаме и Индии международные переводы осуществляются только через банки в соответствии с утверждёнными процедурами, например, по подтверждению происхождения денежных средств, родства спонсора обучения с абитуриентом или студентом и т.д. [18].
Как отмечают специалисты, в некоторых странах, особенно в азиатских, существуют культурные традиции и предпочтения пользоваться услугами местного посредника, говорящего на одном языке и понимающего потребности и национальный менталитет абитуриента и его семьи [15, 16, 19]. Таким образом, учитывая стратегическую важность принятия решения об обучении за рубежом, значительные финансовые ресурсы, необходимые для этого, абитуриенты и их родители предпочитают обращаться за профессиональными консультациями, чтобы снизить свои риски и увеличить возможности [17].
В некоторых случаях, особенно там, где языковой барьер ограничивает прямое общение, даже после зачисления студента компании продолжают оказывать консультационные услуги, исполняя роль связующего звена между вузом, обучающимся и родителями. В результате, даже несмотря на быстрое развитие цифровизации, позволяющее вузам осуществлять приёмные компании в режиме онлайн (дни открытых дверей, виртуальные туры по кампусу и др.), популярность услуг компаний образовательной мобильности продолжает расти, как и их влияние на выбор студентов того или иного учебного заведения за рубежом.
Зарубежными специалистами активно изучаются отношения образовательных организаций с частными специализированными компаниями в рамках набора иностранных студентов на зарубежных образовательных рынках. Исследуются преимущества, национальные подходы, способы, условия, показатели, операционные/технические аспекты, инструменты мониторинга и контроля, влияние на принятие решения потенциальными студентами об обучении в той или иной стране и вузе. На основании этих исследований разрабатываются рекомендации для вузов, вносятся предложения в законодательное регулирование и практику приёма иностранных граждан в национальные университеты и т.д. Принимая во внимание важность деятельности специализированных компаний по набору студентов, органами управления образованием всё больше внимания уделяется методической поддержке вузов, анализу лучших практик, а также регулированию и мониторингу этой деятельности.
В России о работе специализированных компаний к набору иностранных студентов известно мало, опыт их работы с российскими вузами не изучен. Анализ отечественных научных исследований показал, что работы по этой тематике немногочисленны и не носят системного характера, что говорит о том, что в российской науке, равно как и в академическом сообществе, такие исследования находятся на начальной стадии.
По данным всероссийского опроса 2016 г. основными методами привлечения иностранных студентов, используемых российскими вузами, являются участие в зарубежных образовательных выставках, сотрудничество со специализированными компаниями по набору для обучения за рубежом и реклама в Интернете, в том числе, на сайте вуза (табл. 2).

Таблица 2
Методы привлечения иностранных студентов, используемые российскими вузами, в %
Методы привлечения
иностранных студентов,
используемые российскими вузами
Доля вузов,
использующих метод привлечения
иностранных студентов, в %
1Участие в зарубежных образовательных выставках46
2Сотрудничество с агентствами по набору35
3Реклама в Интернете/информация на сайте вуза33
4Сотрудничество с зарубежными партнёрскими вузами16
5Сотрудничество с национальными министерствами образования15
6Реклама через социальные сети12
7Реклама в СМИ, информационные почтовые рассылки9
8Взаимодействие с ассоциациями выпускников6
9Рекламно-информационная работа за рубежом6
Источник: [20].

Как видно из приведённых в табл. 2 данных, участие в зарубежных образовательных выставках до пандемии коронавирусной инфекции было основной формой набора иностранных граждан, как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья. И хотя аналогичных данных после 2020 г., уже в период пандемии, нет, очевидно, что вследствие закрытия границ и введения карантинных ограничений выезды представителей вузов для участия в выставках в странах приёма объективно стали невозможны.
Что касается рекламы в Интернете/информации на сайте вуза, то по данным доклада «Электронная интернационализация» Российского Совета по международным делам (РСМД) только около 60% российских вузов имеют англоязычные сайты и ресурсы, а в целом заполненность англоязычных сайтов вузов оценивается на уровне 61% [21]. С учётом состояния англоязычных сайтов российских вузов эксперты РСМД считают, что с заявленными задачами в федеральном проекте «Экспорт образования» справляются 12,8% университетов — участников проекта.
Таким образом, сотрудничество со специализированными компаниями, с которыми в рамках набора иностранных студентов сотрудничают отечественные вузы, приобретает ключевое значение и в ближайшие годы может стать основным каналом набора студентов из стран дальнего зарубежья. В отсутствие возможностей непосредственной работы представителей университетов с целевой аудиторией — молодежью университетского возраста — в странах происхождения (проживания), роль таких компаний будет расти. В связи с этим, необходимо переосмыслить теорию и практику управления отношениями образовательных организаций с такими компаниями в целях повышения эффективности системы набора иностранных обучающихся в российских вузах.


Список использованных источников:
1. Moodie G. 5 Lessons from Australia on International Agents // The Chronicle of Higher Education. 2011. September 1.
2. Collins F.L. Organizing Student Mobility: Education Agents and Student Migration to New Zealand // Pacific Affairs. 2012. № 85(1). PP. 137–160.
3. Kauppinen I., Mathies C., Weimer L. Developing a Conceptual Model to Study the International Student Market // Academic Capitalism in the Age of Globalization. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014. PP. 248–264.
4. Shinn C., Welch A., Bagnall N. Culture of Competition? Comparing International Student Policy in the United States and Australia // Journal of Further and Higher Education. 1999. № 23(1). PP. 81–99.
5. Altbach P. Agents and Third-party Recruiters in International Higher Education // International Higher Education. 2011. № 62 (Winter). PP. 11–14.
6. Using International Recruitment Agents: Risks and Regulation? Working paper. London: Leadership Foundation for Higher Education, 2013.
7. Coffey R. The Influence of Education Agents on Student Choice making in the Canadian Postsecondary Search Process. Ph.D. dissertation, Michigan State University. 2014.
8. Краснова Г.А. Лучшие практики рекрутинга иностранных студентов: агентства образовательной мобильности // Аккредитация в образовании. — 2017. — № 2(94). — С. 22.
9. Raimo V., Humfrey C., Huang I.Y. Managing International Student Recruitment Agents. Approaches, Benefits and Challenges. British Council, 2015.
10. Coffey R., Perry L.M. The Role of Education Agents in Canada’s Education Systems. Toronto: Council of Ministers of Education Canada, 2013.
11. The Agent Question: Insights from Students, Universities and Agents // Observatory of Borderless Higher Education. 2014. URL: http://www.obhe.ac.uk/documents/view_details?id=953.
12. Pace of Adoption of International Student Recruitment Agencies by U.S. Institutions // Bridge Education Group. 2016. URL: https://www.bridge.edu/assets/bridge-edu.pdf.
13. Nikula P.T., Kivisto J. Hiring Education Agents for International Student Recruitment: Perspectives from Agency Theory // Higher Education Policy. 2018. December. № 31(4). PP. 535–557. URL: https://doi.org/10.1057/s41307–017–0070–8.
14. HSBC: International Education. URL: http://www.hsbc.com/news-and-insight/2014/ international-education.
15. Bodycott P. Choosing a Higher Education Study Abroad Destination: What Mainland Chinese Parents and Students Rate as Important // Journal of Research in International Education. 2009. № 8(3). PP. 349–373.
16. Bodycott P., Lai A. The influence and implications of Chinese culture in the decision to undertake cross-border higher education // Journal of Studies in International Education. 2012. № 16(3). PP. 252–270.
17. Pimpa N. The Influence of Family, Peers and Education Agents on Thai Students’ Choices of International Education. 15th Australian International Education Conference. Melbourne: VIC, Australia. 2001 // Journal of Studies in International Education. 2003. № 7(2). PP. 178–192.
18. International Payments — One Size doesn’t Fit All «Currency Regulations Vary Greatly...and Agents may find this Challenging when Navigating the Waters of New Source Countries». URL: https://blog.thepienews.com/2019/04/international-payments-one-size-doesnt-fit-all/?mc_cid=27e99d07fd&mc_eid=0c22a946bd.
19. Whitcomb L.L., Erdener C.B., Li C. Business Ethical Values in China and the U.S. // Journal of Business Ethics. 1998. № 17(8). PP. 839–852.
20. Перспективы и проблемы обучения иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования. Отчёт по результатам всероссийского исследования. — М.: Центр социологических исследований, 2016. — С. 19.
21. Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2020 г.): доклад РСМД № 57/2020 / И.Н. Тимофеев, Е.О. Карпинская, Д.О. Яркова, М.А. Французова, И.А. Бочаров; Российский совет по международным делам (РСМД). — М.: НП РСМД, 2020. — 60 с.
22. Карпинская Е.О. Иностранные студенты — дефицитный ресурс. Российские вузы сравнили по качеству онлайн-ресурсов на английском языке // Независимая газета. — 2020. — № 173(7937). URL: https://www.ng.ru/vision/2020–07–15/8_7911_vision.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия