Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

Резолюция V Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2024
Казань 13–14 июня 2024 г.

Юбилейный пятый Казанский международный конгресс евразийской интеграции, проведенный 13–14 июня 2024 года в г. Казани, проходил при организующей роли, активном содействии и участии Государственной Думы Российской Федерации и под патронажем Главы Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан. Конгресс стал важным этапом в преддверии подготовки к очередному саммиту БРИКС в г. Казани в октябре 2024 г. и дал ответы на многие актуальные общественно-политические и социально-экономические проблемы евразийского развития.
Ответственными организаторами Конгресса выступили: Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Государственный Совет Республики Татарстан, Экономическое общество Республики Татарстан (ответственный оператор), Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики».
В организации и проведении Конгресса приняли участие: Академия наук Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Вольное экономическое общество России (ВЭО), Институт ЕАЭС, Институт культуры мира (ЮНЕСКО), Казанская государственная медицинская академия, Казанский государственный энергетический университет, Петровская академия наук и искусств, Татарский центр академический науки (г. Москва).
Целью V Казанского международного Конгресса евразийской интеграции-2024 явилось развитие теоретических основ и разработка практических механизмов по формированию евразийской суверенной платформы, объединяющей идеологическую, духовно-нравственную, социально-экономическую, экологическую, технологическую, финансовую, коммуникативную, научно-образовательную, культурно-гуманистическую и демографическую составляющие, которые должны обеспечивать устойчивое развитие, углубление и расширение межгосударственной и межрегиональной интеграции в ЕАЭС, СНГ и на пространстве Большой Евразии.
Основными задачами Казанского международного конгресса евразийской интеграции 2024 г. стали:
– формирование идеологии и развитие ценностных основ и межгосударственных институтов обеспечения справедливого многополярного мира в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС;
– углубление интеграционного сотрудничества в импортозамещении с учетом Карты индустриализации ЕАЭС;
– поиск методов и механизмов синхронизации целей и задач научно-технической политики государств ЕАЭС;
– совершенствование цифровых платформ взаимодействия государств и регионов ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии;
– разработка новых способов экологизации промышленного производства в межгосударственных и межрегиональных связях, обеспечивающих оздоровление окружающей среды в государствах ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии;
– анализ предпосылок становления общего финансового рынка в ЕАЭС с учетом расширения использования национальных валют государств — членов БРИКС;
– разработка кооперационных механизмов стимулирования производства передовой отечественной сельскохозяйственной техники, технологий земледелия и переработки сельскохозяйственного сырья в государствах ЕАЭС и СНГ с учетом возрастающих экологических требований;
– выработка предложений по формированию межгосударственных технологических альянсов и рынков объектов интеллектуальной собственности в рамках стран ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии и Африки;
– анализ направлений совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры как основы эффективного взаимодействия государств и регионов — членов ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии;
– определение новых путей сопряжения в развитии китайской инициативы «Один пояс — один путь» и ЕАЭС;
– выявление и анализ факторов развития конкурентоспособных школ здравоохранения, здоровье сбережения и активного долголетия в государствах ЕАЭС, СНГ и БРИКС на основе интенсификации обмена результатами научных исследований и практическим опытом;
– разработка системы научно-образовательных стандартов в евразийском пространстве и единой евразийской рейтинговой системы оценки деятельности вузов;
– формирование институтов развития и укрепления межкультурного диалога и обеспечения взаимного уважения в государствах ЕАЭС, Большой Евразии и государствах БРИКС;
– выработка мер по развитию международного сотрудничества в сфере молодежной политики на территории государств — членов ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии и БРИКС;
– анализ механизмов обеспечения инфраструктурой и качественным сервисом туристических потоков между государствами ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии, БРИКС;
– определение роли и задач периодических научных изданий и СМИ по пропаганде евразийской интеграции и обеспечению справедливого многополярного мира
В соответствии с целью и задачами Казанского международного конгресса евразийской интеграции 2024 были определены наиболее важные проблемы евразийской интеграции на текущий период, которые нашли отражение в докладах Пленарного заседания Конгресса, в работе 13 его секций:
Секция 1. Формирование идеологии и развитие ценностных основ межгосударственных институтов обеспечения справедливого многополярного мира в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС.
Секция 2. Экономико-правовое регулирование функционирования топливно-энергетического комплекса государств — членов ЕАЭС в условиях формирования многополярного мира.
Секция 3. Интеграционное сотрудничество в сфере научно-технической политики, совершенствования цифровых платформ, импортозамещения и экологизации производства в государствах ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии.
Секция 4. Развитие общего финансового рынка в государствах-участниках ЕАЭС, перспективы взаиморасчетов в национальных валютах в государствах — членах БРИКС и стимулирование инвестиционных проектов взаимовыгодного сотрудничества.
Секция 5. Совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры как основы эффективного взаимодействия государств и регионов — членов ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии и новые пути сопряжения в развитии китайской инициативы «Один пояс — один путь» и ЕАЭС.
Секция 6. Формирование институтов развития и укрепления межкультурного диалога и обеспечение инфраструктурой и качественным сервисом туристических потоков между государствами ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии, БРИКС
Секция 7. Углубление и расширение интеграции в научно-образовательном пространстве Евразии, развитие сотрудничества в области высоких технологий и формирование экономического суверенитета в государствах ЕАЭС, СНГ и БРИКС.
Секция 8. Развитие международного сотрудничества в сфере молодежной политики на территории государств — членов ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии и БРИКС.
Секция 9. Развитие школ здравоохранения, здоровьесбережения, реабилитации и активного долголетия в государствах ЕАЭС, СНГ и БРИКС.
Секция 10. Философско-методологические основания управления общественным здоровьем: здоровое и активное долголетие.
Секция 11. Проектная основа евразийской интеграции в области производства сельскохозяйственной техники, технологий земледелия и переработки сельскохозяйственного сырья.
Секция 12. Евразийская международная кооперация в сельском хозяйстве.
Секция 13. Направления и методы по формированию рынков объектов интеллектуальной собственности в рамках стран ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии, БРИКС.
В КФУ проведен также Круглый стол, посвященный развитию российско-китайских экономических отношений.
В работе конгресса приняли участие видные государственные и общественные деятели, ученые ведущих университетов и научных центров, представители бизнес-сообщества стран-участников Союзного государства, СНГ, Евразийского экономического союза, субъектов Российской Федерации и ряда зарубежных государств: Китайской Народной Республики, Вьетнама, Венгрии, Ирана, Болгарии, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Армении, Таджикистана.
В качестве основополагающих тем Конгресса была раскрыта роль евразийской интеграции в формировании справедливого многополярного мира, выявлено влияние экономики России на развитие евразийской интеграции, определены сценарии развития мировой финансовой системы в контексте вызовов для общего финансового рынка ЕАЭС, охарактеризованы контуры многополярного мира и трансформирующейся Евразии, предложены способы создания и развития евразийских научно-технологических платформ, определены основные направления разработки Евразийской межгосударственной программы для инфраструктурной модернизации АПК и комплексного развития сельских территорий государств-членов ЕАЭС, дано определение искусственного интеллекта в системе институтов государственного управления и защиты прав интеллектуальной собственности евразийских стран, предложены пути евразийской интеграции на высокотехнологической основе, рассмотрена роль и значение аналитической периодики и СМИ в информационном обеспечении процессов евразийской интеграции, представлено расширительное значение евразийского пространства как приоритета парламентской дипломатии России.
В докладах и выступлениях участников конгресса были рассмотрены возможности перспективного интеграционного развития ЕАЭС, СНГ и БРИКС в условиях формирования многополярного справедливого мира.
Была дана оценка результатов реализации действующих государственных программ по импортозамещению и международной производственной и научно-технической кооперации. Определены и систематизированы методологические и методические проблемы, ограничивающие динамику данного процесса. Сформированы подходы к их решению, актуальные на текущую и долгосрочную перспективу.
Участниками конгресса были определены место и возможности России, а также других государств в обеспечении глобальных трансформаций на территории Большой Евразии. Оценен институциональный потенциал обеспечения этого процесса.
Особое внимание было уделено возможностям совместного создания общего интеграционного научно-технического и образовательного поля, как основы обеспечения конкурентоспособности евразийских государств.
В порядке формирования приоритетов евразийского развития выделен и решен ряд теоретических и практических вопросов обеспечения здоровья населения и демографии на основе крупномасштабного обмена опытом ведущих научных школ, медицинских центров и производителей экологически чистых продуктов питания.
В качестве векторов, компенсирующих негативное влияние циклического развития и неопределенности мировой экономики, были выделены возможности формирования единых финансовых, научно-технических и логистических платформ, стабилизирующей евразийской системы энергообеспечения
Особое внимание было уделено укреплению интегрированного духовного и культурного потенциала народов Большой Евразии. Подчеркнута необходимость учета соответствия духовного и культурного развития динамике технического прогресса и сопутствующих рисков при несоблюдении этого принципиального условия.
Важным направлением стала оценка возможностей и перспектив молодежной дипломатии в развитии евразийской интеграции. Выделен ряд принципиальных направлений формирования межгосударственных молодежных институтов, сопряженных в своей работе с общими программами межгосударственной парламентской, научно-образовательной и культурной деятельности.

Участники Казанского международного конгресса евразийской интеграции 2024 пришли к следующим выводам.
Евразийская интеграция — это исторически закономерный фундаментальный процесс, в корне меняющий глобальную политическую и экономическую архитектуру. Вместе с тем, успешное развитие евразийской интеграции в многополярном мире требует кропотливой конструктивной работы по всем направлениям взаимовыгодного сотрудничества — дипломатическом, научно-техническом, технологическом, культурном, научно-образовательном. Иначе говоря, в современных условиях востребована разработка единой суверенной платформы для всех участников процессов евразийской интеграции. Прежде всего, отличительной особенностью евразийской интеграции, в противоположность от западных форм, является идеология равноправного взаимовыгодного сотрудничества и стратегического партнерства, основанных на традиционных ценностях и продвигающих все страны-участницы по пути к благополучию и процветанию.
В то же время, все более очевидно, какое разрушительное противостояние и в политическом, и в экономическом, и в нравственном аспектах оказывают на евразийские страны — сторонники западного однополярного мира. Продвижение и навязывание последними всему миру аморальной, противоречащей естеству человечества идеологии, в корне несовместимо с евразийской идеологией. Именно на идеологии евразийства должна строиться новая конструкция многополярного справедливого мира, требующая адекватных, системных государственных и межгосударственных решений.
Повышение эффективности евразийских интеграционных процессов требует учета и реализации следующих условий:
• Формирование общих политэкономических основ международной интеграции с выделением в ней места и роли гармонизирующей евразийской идеологии и соответствующей интеграционной модели;
• Четкое определение направлений и критериев оценки эффективности интеграционных процессов;
• Соответствие глубины и масштабов межгосударственных интеграционных связей уровню их технологического развития;
• Развитие совместных интеграционных процессов как на территории ЕАЭС, СНГ, так и дальнейшее их распространение на территории государств Большой Евразии и БРИКС;
• Создание общеевразийских цифровых интеграционных производственных, научно-образовательных и социально-культурных платформ;
• Оценка и формирование моделей компенсации рисков интеграционных процессов;
• Развития форм экологического сотрудничества стран-членов ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии.
Центральными практическими выводами и рекомендациями конгресса стали следующие:
1. Необходима разработка политико-экономических основ развития евразийских интеграционных процессов в условиях циклического развития мировой экономики, ее регионализации, увеличения количества интеграционных центров. Евразийская взаимовыгодная интеграция может осуществляться только на высоком технологическом уровне, обеспечивающем взаимодополняемость экономик и уход от монополизации сырьевой ренты. Это предполагает четкое определение направлений и критериев оценки эффективности интеграционных процессов, формирование моделей компенсации рисков интеграционных процессов. Соответственно необходима разработка и координация глобальных текущих и перспективных межгосударственных схем размещения евразийских производительных сил, влияющих на структуру, масштаб и направления интеграционных экономических связей. Важное место здесь должно занять моделирование развития производительных сил, кооперационных и миграционных связей на территории евразийских государств в зависимости от качества жизни и уровня здоровьесбережения в отдельных странах;
2. Евразийские государства нуждаются в совместном создании общего интеграционного научно-технического и образовательного поля, как основы обеспечения их конкурентоспособности. Соответствующая работа должна осуществляться на основе создания и развития единых научно-технологических, энергетических, логистических и торгово-биржевых платформ, проекты которых обеспечиваются финансированием профильных финансовых организаций в формате ЕАЭС, БРИКС, ШОС. Россия должна определить ниши в спектре критических технологий, в которых она может быть лидером, интегрируя вокруг себя другие страны и обеспечивая мировую конкурентоспособность. Нормативы финансового обеспечения создания «прорывного» технологического поля должны быть определены на всех уровнях управления совместной деятельностью и законодательно закреплены.
3. В области обеспечения продовольственной безопасности на базе экологически чистого сельхозпроизводства необходимо:
– формирование интегрированной научно-технологической платформы ЕАЭС по сельскому хозяйству с выделением сегмента органического производства, основанном на отечественной технике и технологиях;
– разработка схем финансирования совместных сельскохозяйственных проектов на базе структур, входящих в сферу деятельности ЕАЭС, ШОС, БРИКС;
– сокращение времени регистрации биопрепаратов, используемых в совместной деятельности сельхозпроизводителей стран ЕАЭС, ШОС и БРИКС до 1–2 лет с одновременным льготированием их производства;
– создание Совета по продовольственной безопасности в рамках совместной деятельности ЕАЭС, ШОС, БРИКС.
4. В области энергетической безопасности необходимо:
– формирование в рамках ЕАЭС экспертно-консультативного Совета по вопросам энергетики, в состав которого целесообразно включить ведущих специалистов: инженеров-энергетиков, экономистов, правоведов;
– в государствах ЕАЭС унифицировать законодательное обеспечение в сфере атомной энергетики, теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергоэффективности и других энергетических сфер;
– переход от двустороннего сотрудничества в области использования атомной энергии к многостороннему, и интенсификация последнего, что не допустило бы потери лидирующих позиций России и дружественных государств на мировых рынках атомной энергетики;
– создание единого перечня стандартов и терминов для цифровой трансформации в электроэнергетике, что упростит взаимодействие между различными участниками рынка;
– введение мер по либерализации рынка электроэнергии, что позволит увеличить конкуренцию и стимулировать инновации.
5. В области логистического обеспечения евразийской интеграции целесообразно: формирование евразийской и национальной концепции транспортных коридоров, которые в обязательном порядке должны определять систему внутренних межрегиональных внутрироссийских коридоров (маршрутов); создание интегрированных транспортных цифровых платформ, обеспечивая при этом защиту данных от санкционного давления и недобросовестной конкуренции.
6. Динамике научно-технологического развития евразийских государств должно соответствовать духовное и культурное развитие, которое имеет свое философское и политэкономическое осмысление. В основу должны быть положены базовые классифицированные системы ценностей, соответствующих историческому развитию евразийских государств. Важнейшей составляющей этого процесса должно стать создание национальных систем образования, учитывающих исторический опыт его развития, реальные потребности производства, ментальность населения.
7. В части углубления и расширения интеграции в научно-образовательном пространстве Евразии, в государствах ЕАЭС, СНГ и БРИКС участниками Конгресса предлагаются:
– разработать механизмы и координировать процесс привлечения бизнес-структур к управлению и финансированию научно-образовательных международных программ (государственно-частное образовательное партнерство стран Большой Евразии);
– реализовать сетевые международные образовательные программы и многосторонние практические действия по использованию соответствующих инструментов сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС, СНГ, а также Китаем, Индией, Ираном, Турцией и другими государствами Азии;
– создание универсальных моделей интернационализации высшего образования в странах ЕАЭС и разработка и внедрение единой платформы высшего онлайн-образования в странах ЕАЭС;
– разработка механизмов финансирования педагогических кадров по повышению квалификации в странах ЕАЭС (с возможностью прохождения стажировок в странах ЕАЭС, БРИКС+ и в бизнес-структурах, на производствах);
– разработка единой системы стандартов о взаимном признании документов об образовании и научных степеней в странах ЕАЭС;
– выработка единой стратегии финансирования международных образовательных программ и программ мобильности студентов и ППС в рамках большого Евразийского партнерства.
8. Разработка и реализация стратегии формирования межгосударственных технологических альянсов и рынков объектов интеллектуальной собственности в рамках стран ЕАЭС, СНГ, Большой Евразии и Африки.
9. Институализация процесса молодежной евразийской дипломатии в рамках профильных межгосударственных соглашений, программ и меморандумов.
10. Выявление и анализ национальных потребностей рынка труда в странах ЕАЭС, использование современных цифровых платформ в решении проблем привлечения молодежи на работу в странах ЕАЭС и СНГ.
11. Гармонизация экологического законодательства стран-членов ЕАЭС, СНГ и Большой Евразии, создание информационно-регулирующего интернет-портала мониторинга устойчивого развития на принципах открытости, здоровой конкуренции и экологической мотивации бизнеса и общества в рамках достижения целей устойчивого развития.
12. Развернутый вариант резолюции Конгресса и опубликованных по его завершению докладов должны поступить в адрес руководства саммита БРИКС (октябрь 2024 г.).
13. На основе опыта проведения Казанского международного конгресса евразийской интеграции, а также международных политических мероприятий мирового уровня (саммит БРИКС) необходимо инициировать перед Высшим советом Евразийского экономического союза создание в г. Казани Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического союза, а также Научно-методического центра евразийской интеграции на базе Экономического общества Республики Татарстан с финансированием из федерального и республиканского бюджетов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия