| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2024 | | Серазетдинов Б. У. ведущий научный сотрудник
Института российской истории РАН (г. Москва)
кандидат исторических наук, доцент
| |
| | В статье рассматриваются вопросы влияния политики великих держав на международные политические процессы, происходящие в современном многополярном мире в условиях глобализации. Глобальные реформы международных отношений ориентированы на поиски путей и способов интеграции стран с переходной экономикой и развивающихся стран в мировое хозяйство и мировую политическую систему. Как известно, многополярный мир сегодня — это международная конфигурация, где мир разделён на сферы влияния между великими державами и ни один из существующих центров силы не в состоянии самостоятельно навязать свою волю в чужой сфере без создания широкой коалиции сил. Автор отмечает, что преемственность исторической памяти, опора на собственные культурные ценности находится в основе развития всех цивилизованных государств мира. Анализируются работы ученых, изучающих ценностные основы в обеспечении справедливого многополярного мира в рамках ЕАЭС. | Ключевые слова: глобализация, международные отношения, современный мир, суверенные государства, мягкая сила, многополярный мир, политические структуры, международные процессы, историография | УДК 124.5 Стр: 18 - 21 | С момента распада СССР мы теряли свою идентичность, увеличивая разрыв между нашей природной цивилизационно-ценностной основой, подвергаясь бесконечным подменам ценностей и как быстро навязываемые ценности Запада развращали, пичкали и подменяли истину на второсортную жвачку.
Питать в России чисто «либерально-демократические иллюзии», как показала жизнь, не только наивно, бесплодно, бесполезно, опасно, но и чревато самоуничтожением.
Защита традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти является одним из стратегических национальных приоритетов для большинства стран срединной Евразии, в том числе государств — членов Евразийского экономического союза.
Обратим внимание лишь на три тесно связанные между собой фундаментальные ценности, которые, на наш взгляд, образуют аксиологическое основание цивилизации реального гуманизма. Это, как выше показано, жизнь человека — первая ценность, отделяющая цивилизационное состояние человечества от доцивилизиционного. Затем, уже в условиях цивилизации, в нашу эру стали формироваться еще две фундаментальные ее ценности: человеческое достоинство как внутренняя ценность, характеризующая само предназначение человека, и ненасилие в отношениях между людьми, соответствующее самоценности их жизни и достоинства. В этом аксиологическом триединстве первые две ценности — терминальные, относятся к человеку как к живой личности, индивиду, а третья — скорее инструментальная, формулирует высшую норму поведения во взаимоотношениях между людьми[1].
Анализ теоретических идей и собственные исследования позволили Н.И. Лапину заключить, что ценности представляют собой обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. В них он выделяет функцию обеспечения интеграции общества, помощи индивидам в осуществлении социально одобряемого выбора поведения в жизненно значимых ситуациях. При этом указывает, что каждая ценность и их совокупность имеют двуединое основание: в индивиде и в обществе [2].
В 2006 году по результатам общероссийского исследования интеграционное ядро составляли (индекс 4,69–4,51): семья, порядок, общительность, в 2010 — семья, порядок, общительность, жизнь человека, благополучие (4,79–4,5). В Чеченской Республике (2009) — жизнь человека, жертвенность, семья, традиция, порядок (4,82–4,65). В Челябинской области (2011) — жизнь человека, порядок, семья, общительность (4,76–4,61) [3; 4].
Система целей и мер реализации российской национальной стратегии по сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей закреплена в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента России от 9 ноября 2022 года № 809. К ним в этом документе отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служению Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Их сохранение является залогом равновесного, выверенного развития России, укрепления общероссийской гражданской идентичности, поддержания межнационального мира и согласия, достижения национальных целей развития, повышения конкурентоспособности и международного престижа России.
То есть согласно Указу Президента, традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К традиционным ценностям относятся: 1. жизнь, достоинство, права и свободы человека; 2. патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу; 3. высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд; 4. приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость; 5. коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; 6. историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
В своем выступлении в пленарной сессии XХ заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 5 октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что «прочный мир установится только тогда, когда все станут чувствовать себя в безопасности, понимать, что их мнение уважается и что в мире существует равновесие, когда никто не способен по собственному желанию заставить, принудить остальных жить и вести себя так, как это угодно гегемону, пусть даже это противоречит суверенитету, подлинным интересам, традициям, устоям народов и государств.
Мир будущего — это мир коллективных решений, принимаемых на тех уровнях, на которых они наиболее эффективны, и тем составом участников, кто действительно способен внести значительный вклад в урегулирование конкретной проблемы. Мы за всеобщую безопасность и прочный мир, построенный на уважении интересов всех: от великих, больших государств до малых стран. Мы уверены, что прагматизм и здравый смысл восторжествуют, а многополярный мир утвердится» [5].
Российский политолог Алексей Чаадаев на сессии «Восток или Запад: в чем сила ЕАЭС?» [6] в рамках Петербургского экономического форума, отмечал, что «в рамках же ЕАЭС говорили о многом — о хозяйстве, бизнесе, торговле, но очень мало говорили о ценностях». По его словам, сегодня несколько стран стоят перед выбором — ЕС или ЕАЭС. В этом контексте важно понять, что ЕАЭС предлагает не только в экономическом, но и в культурном, эстетическом и цивилизационном плане, и что он может противопоставить Евросоюзу.
В то же время, как показывает практика, важнейшим условием прочной и эффективной экономической интеграции является наличие общей идеологии и общих ценностей у стран, входящих в интеграционные объединения.
Идеологические основы формирования и развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) рассмотрены в работах Н.А. Назарбаева [7], А.А. Акаева [8], С.Ю. Глазьева[9], [10], И.В. Зеленевой и В.Д. Агеевой [11], К.П. Курылева с соавторами [12].
Н.А. Назарбаев писал о формировании наднациональной евразийской идентичности у народов России, Казахстана и Беларуси как важной предпосылке интеграционных процессов. Он подчеркивает, что «сегодня наши народы все более ощущают себя частью формирующейся евразийской идентичности с ее культурным, религиозным и языковым многообразием, но с общим стремлением к плодотворному экономическому взаимодействию и добрососедству» [13].
Жизнь показала, что под натиском идеологии западного неолиберального глобализма, выражающей интересы ТНК и глобальных финансовых структур, все ценности этики и цели социальной справедливости, традиционной семьи, развития человека, общества и реальной экономики, развитые до распада СССР, все эти перечисленные факторы подвергаются массированной атаке, их пытаются во что бы то ни стало девальвировать и разрушить. По сути, происходит разрушение национального государства, семьи, воспитания детей, образования, культуры, религии, морали, постепенная деградация всех общественных связей.
Об этом написал статью В.А. Пантин [14]. Он отмечает, что евразийство может стать интегрирующей идеологией, которая при развитии и адаптации к современным реалиям способна обеспечить более прочную экономическую интеграцию. Для этого необходимо преодолеть иллюзии о возможности интеграции России и других постсоветских стран в ЕС, проводить активную информационную политику в странах Евразии, показывать общность геополитических и экономических интересов стран ЕАЭС, противоположность этих интересов интересам США. Идеология евразийства может эффективно противодействовать угрозе этнического национализма в странах ЕАЭС, сделав акцент на евразийской интеграции как необходимом условии сохранения суверенитета стран Евразии, их традиционных ценностей, а также сочетании традиций и инноваций.
В пятой главе монографии C.Ю. Глазьева «За горизонтом конца истории» [10] обосновываются подходы к выработке консолидирующей идеологии, призванной убедить активную часть общества в объединении сил для скорейшего перехода к интегральному мирохозяйственному и технологическому укладам. В основу этой идеологии предлагается положить концепцию социально-консервативного синтеза, объединяющего социалистические идеалы традиционными духовными ценностями. В сочетании с теорией устойчивого развития реализация этой концепции отвечает интересам как подавляющего большинства народа России, так и человеческой цивилизации в целом. Она ориентирует производственные отношения и институты регулирования хозяйственной деятельности на раскрытие творческого потенциала личности в созидательной деятельности в интересах повышения общественного благосостояния, эффективности и конкурентоспособности экономики. С.Ю. Глазьев отмечает, что эта концепция может использоваться в качестве позитивной программы для формирования глобальной антивоенной коалиции, которая должна предложить понятные всем принципы упорядочивания и гармонизации социально-культурных и экономических отношений в мировом масштабе.
А.А. Мишучков [15] в статье «Цивилизационная перспектива евразийской интеграции» приходит к выводу: «Евразийская идеология, основанная на традиционных ценностях общего менталитета народов Евразии, могла бы усилить национальную безопасность стран ЕАЭС, повысить цивилизационный имидж стран Евразии, стать условием цивилизационной модернизации общества этих стран, быть конкурентной перед транснациональной идеологией западного альянса стран в условиях нарастающих вызовов глобализации.
Геополитическая цивилизационная стратегия России станет более успешной, когда она будет не ведомой в неолиберальном диалоге с Западом, а опираться на более высокую нравственную планку цивилизационного развития, заложенную в общей истории стран Евразии. Только сильная общенациональная идеология с опорой на духовно-нравственные ориентиры будет способствовать реализации исторического предназначения евразийской цивилизации, ее исторической миссии, историческому единству России и всех стран Евразии».
А.И. Агеев [16]в рецензии на монографию В.В. Перской и М.А. Эскиндарова [17] отмечает, что работа представляет собой фундаментальное исследование эволюции теории и практики развития интеграционных процессов в рамках мирового сообщества, отражающее его специфику в условиях перехода к многополярности. Авторы монографии подчеркивают, что особую роль в процессе эволюционирования интеграции играет образовательная среда — она реализует профессионально-квалификационную функцию и одновременно воздействует на ментальность и идеологию молодого поколения. Рецензент, анализируя эту среду, отмечает, что сегодня необходимо двигаться путем смены критериев функционирования образовательной системы в стране в целом: от услуги к воспитанию, от дидактики и получения компетенций к развитию логики, формированию навыков самостоятельного мышления и принятия решений, от креативности любым путем к постоянному саморазвитию и определению своего места в жизни на основе раскрытия внутреннего потенциала человека, к формированию многогранной личности, владеющей знаниями и умеющей использовать их на практике. И очень четко было подмечено, что если в основе многополярности лежит умение обеспечить мирное взаимодополняющее сосуществование стран и народов на нашей планете, не связанное с навязыванием интересов и традиций, правил и норм другим народам, то и в процессе формирования личности в условиях перехода к многополярности должны закладываться основы национальной самоидентификации и самодостаточности развития с опорой на исторические корни, уважение традиций и морально-этические нормы народов. Необходимо создавать условия для развития личности, не подменяя его упадком нравственно-этических норм поведения и потребления.
Г.Н. Кузьменко в статье «Межкультурный диалог как атрибут многополярного мира» [18] приходит к выводу, что концепция «многополярного» мира — не только как политическая, но как общекультурная — представляется более плодотворной, демократической для межкультурного диалога, более естественной для российского менталитета.
В работе Ю.В. Колин [19] отмечает, что преемственность исторической памяти, опора на собственные культурные ценности находится в основе развития всех цивилизованных государств мира. Радикальность восприятия мира и девальвация российского исторического опыта в рамках западного образа мира, усиление его влияния в российском информационном пространстве является предпосылкой ослабления российского суверенитета.
Он приходит к выводу, что критерием продвижения России в направлении суверенитета информационной сферы может служить преодоление радикальных тенденций и утверждение многополярной модели мира в российском информационном пространстве. Для достижения данной цели необходимо формирование конструктивной культурной модели в информационном пространстве на основе позитивного исторического нарратива: уважительного отношения к совокупному российскому культурно историческому опыту и укрепления гражданской идентичности российского общества.
В статье коллективных авторов [20] делается вывод о том, что евразийская интеграция и реинтеграция имеют колоссальные перспективы, значимая роль в которых отводится России как носителю традиционных ценностей.
В Научном совете РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию был заслушан научный доклад «О возможностях экономического развития ЕАЭС в долгосрочной перспективе» [21]. Авторами доклада являются С.Ю. Глазьев, Д. А. Митяев, С.П. Ткачук. Они отмечают, что при смене мирохозяйственных укладов (МХУ) особое значение приобретают моральные ценности, устанавливающие пределы произвола частного капитала и государственной бюрократии. По этим признакам новый МХУ назван интегральным, в отличие от предшествующего ему имперского, в котором каждый из двух соперничавших мировых центров выстраивал свою зону влияния по своему образу и подобию, внедряя универсальные институты и производственные отношения. Соответственно, меняется и идеология международного сотрудничества — модель либеральной глобализации в интересах частного капитала ведущих стран мира сменяется парадигмой устойчивого развития в интересах всего человечества.
По итогам III Евразийской встречи российских соотечественниц «Женская повестка соотечественного движения в контексте сохранения традиционных семейных ценностей», прошедшей в Нью-Дели 9 апреля 2024 г., вышло итоговое заявление, где говорилось: «Мы, участницы III Евразийской встречи российских соотечественниц, представляющие русскоязычные общины в 39 странах мира, поддерживаем политику Российской Федерации по сохранению и защите традиционных духовно-нравственных, в частности семейных, ценностей. Считаем губительными происходящие в ряде государств процессы агрессивного навязывания псевдолиберальной повестки, подмены базовых ценностных ориентиров искусственными, пересмотра фундаментальных норм общечеловеческой морали, уничтожения основ культурного разнообразия народов. Убеждены, что именно традиционные ценности вместе со стремлением народов к подлинной свободе, справедливости и суверенитету будут служить основой будущего многополярного мира» [22].
С точки зрения В.Н. Дежнева и О.В. Новиковой [23] традиционные ценности противопоставляются нетрадиционным и новационным ценностям. Отнесение тех или иных ценностей к традиционным, нетрадиционным либо новационным должно соотноситься с достаточно определенными критериями, которыми может быть то, что несет конкретная ценность для человека, семьи, общества, цивилизации, человечества, культуры, моральных устоев: развитие и духовное возвышение либо регресс и деградацию. Существующее сейчас острое противостояние в ценностной сфере нетрадиционным трактовкам связано именно с борьбой за сохранение и духовное возвышение человечества.
Таким образом, историографический анализ литературы показывает, что основная задача работ — это определение роли цивилизационно-ценностной основы для функционирования межстрановых интеграционных процессов, с последующей работой по определению шкалы ценностей народов стран Евразии и дальнейшей проекцией с целью понимания общности на основе традиционных ценностей. Данное определение как раз и станет основой формирования интеграционных процессов ЕАЭС. А также система многополярного мира в своей основе предполагает принятие идеи многообразия и равноправия культур и моделей развития в качестве отправной точки формирования устойчивой структуры международных отношений. Идею «многополярности» в противовес идее однополярного мира необходимо формировать в сознании, прежде всего, молодого поколения, поскольку именно молодёжь представляет собой реальную силу, определяющую вектор мирового развития.
Вместе с этим необходима широкая разъяснительная работа в национальных СМИ по различным вопросам евразийской интеграции, привлечение к дискуссии представителей гражданского общества и обсуждение злободневных тем, которые могут быть решены в том числе через механизм корректирования нормативно-правовой базы ЕАЭС.
В рамках патриотического воспитания молодежи следует проводить постоянное комплексное евразийское просвещение с элементами истории, культуры, религии, этнографии, социологии и геополитики.
В целом евразийская интеграция имеет колоссальные перспективы как глобальный фактор формирования многополярного мира, а также — в деле развития и укрепления тесного сотрудничества между Россией и народами евразийских стран, что обеспечивает хорошие возможности дальнейшего экономического, социального и культурного их развития.
Для проектирования образования как социального института, обеспечивающего формирование толерантности и профилактику экстремизма, необходимо учитывать следующие предпосылки социальной напряженности в обществе:
1. рост социального разнообразия общественной жизни и сложности процесса гражданской идентификации, т.е. принятия решений о месте личности (социальной группы) в системе гражданских, социальных, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношений;
2. неопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы, возникшая в результате произошедших в короткие сроки изменений политического, экономического и национально- государственного устройства страны;
3. рост гипермобильности населения, обусловленный динамикой этногеографической структуры общества в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов и приводящий к изменению социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым — к росту социальной напряженности;
4. возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и тем самым явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп, в том числе транслируемых через СМИ;
5. активное распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои — чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных «сайтов ненависти» в Интернете, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения.
6. С учетом проведенного нами исследования, полагаем целесообразным рекомендовать активизировать усилия соответствующих субъектов на взаимодействие с инициативой «Один пояс — один путь» и ЕАЭС как в формате интеграционной структуры, так и на двухсторонней основе его стран-участниц, ориентируясь на формирование в перспективе Большого Евразийского партнерства и поддержку складывающейся многополярной архитектуры современного мироустройства.
Надо быть реально мыслящими людьми, реально, как призвал Президент России, сохранять традиционные ценности, причем каждый должен делать это на своем месте, на своем уровне жизни в социуме: в семье, профессиональной деятельности, личном общении с людьми — это всеобъемлющая задача всех граждан нашей великой Родины в период обеспечения справедливого многополярного мира, в котором ЕАЭС отведена особая роль. |
| |
|
|