| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2024 | | Амплеева Е. Е. зав. кафедрой теории и истории государства и права
Санкт-Петербургского юридического института (филиала)
Университета прокуратуры Российской Федерации,
кандидат юридических наук
| |
| | Анализируя процесс развития евразийской интеграции необходимо выделить ее особенности, критерии повышения уровня развития и роль многосторонних соглашений для обмена опытом между евразийскими государствами и их отношения к процессу евразийской интеграции в целом. Экономический потенциал интеграционных связей этих стран огромен и раскрывается в развитии трансграничной торговли, формировании совместных крупных экономических проектов, сочетании сравнительных национальных преимуществ и обеспечения собственного технологического суверенитета и региональной безопасности. | Ключевые слова: право Евразийского Союза, международно-правовые нормы, государственный суверенитет, интеграция | УДК 341 Стр: 21 - 24 | Отмечая свое 10-летие с момента образования, ЕАЭС предстает как региональная международная организация экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью и основана на принципах обеспечения взаимовыгодного экономического сотрудничества и равноправия сторон. Однако экономическая интеграция эффективная лишь на основе формирования особой правовой системы — интеграционного права, в данном случае — права ЕАЭС. И здесь возникает принципиальный и неожиданный вопрос: регулирует ли интеграционное право ЕАЭС отношения, которые ранее традиционно регламентировались национальным законодательством, в том числе конституционно-правовые процедуры, правовые межведомственные институты, судебную юстицию и пр. [1, с. 9.] При этом, учитывая опыт СНГ, право ЕАЭС, как система международно-правовых норм, задумывалась ее создателями не просто еще одной экономической организацией стран-членов, а именно интеграционным объединением.
Первым крупным и пока единственным в полном смысле этого слова «интеграционным объединением» современности является Европейский Союз, который, начиная с 50-х гг. ХХ в. прошёл долгий путь трансформации от идеи создания европейских экономических организаций к действительно единому экономическому и валютному союзу стран-участников, что было достигнуто лишь к началу 2000-х гг. На примере опыта Европейского Союза можно выделить три базовых направления сотрудничества для любых форм современного интеграционного процесса, которые определились после подписания Маастрихтского Договора об образовании ЕС в 1992 г. Европейский Союз сосредоточил свое внимание на «трех» опорах межгосударственного сотрудничества: во-первых, общей экономической политике, во-вторых, на сотрудничестве правоохранительных органов по уголовным делам (органов внутренних дел и правосудия), в-третьих, на общей внешней политике и политике безопасности. Все три направления сотрудничества имеют огромное значение для интеграционных преобразований среди стран ЕАЭС.
Иными словами, первым и главным локомотивом интеграционных процессов на евразийском пространстве в рамках ЕАЭС должно стать повышение роли промышленного комплекса в хозяйственных системах стран-членов нового интеграционного объединения. Соответствующая политика должна учитывать не только внутренние потребности государств — членов ЕАЭС, но и потенциал экспорта. Ядро евразийской интеграции составляют три государства-члена Таможенного союза — Россия, Беларусь и Казахстан. К ним примыкают другие государства-члены ЕАЭС, а также государства-наблюдатели, которые экономически заинтересованы в сохранении хозяйственных связей с Россией и ее союзниками. Отсюда и ощутимый экономический результат, когда в странах постсоветского пространства объемы торговли друг с другом превышают обычный объем торговли стран в регионе. Это стало реализацией заложенного в Преамбуле Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г. положения о том, что Договор принимается «...с целью развития экономики государств постсоветского пространства для обеспечения их гармоничного развития и сближения, а также гарантий устойчивого роста деловой активности, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции». Основными направлениями, которые подверглись унификации и гармонизации в рамках ЕАЭС за последние годы — это внутренний рынок товаров и таможенное регулирование.
Помимо прогрессивного развития таможенной сферы, на сегодняшний день в ЕАЭС активно реализуются программы цифрового взаимодействия государств-участников (например, контрольно-пропускная система «Портал морской порт») [2, с. 183], внедряется единый электронный документооборот, запущен механизм научно-технического сотрудничества в агропромышленном комплексе. Вместе с тем, наряду с достижением прогрессивного сотрудничества в одних сферах, евразийская интеграция почти не затронула такие сферы, как валютный контроль, обращение категорий товаров двойного назначения, вопросы трудовой миграции и т. д. Замедляющаяся динамика или даже отсутствие успешного сотрудничества по этим направлениям затрудняет дальнейшее сближение экономик государств-членов в рамках ЕАЭС. На сегодняшний день Евразийский экономический союз — это, скорее, успешный пример симбиоза добрососедства и сотрудничества на постсоветском пространстве, а также один из ярких показателей эффективности углубления евразийской интеграции [3, с. 15.]
Как представляется, сложности дальнейшего наращивания евразийской интеграции объясняются особенностями развития сотрудничества в ЕАЭС, к которым можно отнести неоднозначность права ЕАЭС, а также отсутствие подлинно единого внешнеполитического курса государств — участников Евразийского экономического союза. Ускоренное развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС представляется возможным только при перемещении созданной международно-правовой основы на реальную экономику и усиления правового единства. Более того, укрепление экономического и политического сотрудничества станет возможным путем унификации проблемных для ЕАЭС вопросов и выработки строгого механизма выполнения взятых на себя международных обязательств государствами-участниками.
На сегодняшний день, закрепленный в ст. 6 Договора о ЕАЭС в объем понятия «право Союза», включены сам Договор 2014 г., международные договоры, заключаемые в рамках ЕАЭС, международные договоры ЕАЭС с третьей стороной, а также решения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий и предусмотренные в Договоре о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. С другой стороны, в преамбуле к Договору также обозначено, что договаривающиеся государства, по сути, учитывают в целях создания и дальнейшего функционирования ЕАЭС нормы, правила и принципы ВТО, условия членства в которой могут быть весьма различными для стран-членов.
Таким образом, в Договоре о ЕАЭС 2014 г. определены приоритетные направления объединения государств в Евразийском экономическом союзе. Государства — члены ЕАЭС осуществляют общую экономическую политику, реализацию которой обеспечивают органы Союза согласно предусмотренным в Договоре полномочиям. Реализация согласованной политики государств — участников ЕАЭС обеспечивается путем выработки общих принципов и норм посредством унификации, например, предполагающей создание одинаковых, единообразных национально-правовых норм и гармонизации, результатом которой является уменьшение и устранение различий между национально-правовыми системами [3, с. 16.]
Унификация активно проводится в рамках евразийской интеграции. Однако, с другой стороны, несмотря на столь прогрессивное развитие экономического сотрудничества в сфере внутреннего рынка и таможенного регулирования, в ЕАЭС остается еще много проблем. Основными сферами Союза, которые сложны для интеграции, являются автомобильные перевозки грузов; оборот сельхозпродукции, алкогольной продукции, валютный контроль, трудовая миграция, в частности предоставление медицинской страховки, признание документов об образовании, документов об ученых степенях и званиях, допуск граждан государств Союза к осуществлению трудовой деятельности в качестве водителей на территории другого государства-члена и пр.
Приведенные примеры показывают, что интеграционные процессы в ЕАЭС проходят с разной степенью развития. Представляется верным, что такую успешную динамику евразийской интеграции можно объяснить социальными связями государств и народов, обусловленных историческим развитием и географическим положением. Государства ЕАЭС — это страны-соседи с общей историей, некогда общей экономикой и промышленностью. У нас есть общая «стартовая площадка» устоявшегося межгосударственного сотрудничества, которое развивалось на постсоветском пространстве на базе таких международных организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, а также в рамках Союзного государства России и Белоруссии [4, с. 27.] С другой стороны, международное сотрудничество по многим направлениям остается по-прежнему неустойчивым из-за многовекторной политики национальных лидеров евразийских стран, постоянно балансирующими между интересами крупных геополитических игроков современного мира.
Помимо договоров внутри ЕАЭС, государства-члены заключают двусторонние соглашения как друг с другом, так и с международными организациями, например, с ВТО, которые могут содержать противоречащие обязательства. Как соотносить эти нормы, право ЕАЭС не определяет. Большую роль играет и имплементация права ЕАЭС во внутригосударственное право, без чего право ЕАЭС просто не будет применяться, поскольку принципы имплементации международных соглашений и порядок их имплементации в странах ЕАЭС, по-прежнему, различны. Другими словами, право ЕАЭС не обладает свойством верховенства и прямым действием на территории государств-членов и не подлежит судебной защите, наравне с национальными нормами.
Вторым значимым направлением развития евразийской интеграции в последние десятилетия является тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь сотрудничество национальных судов и национальных полиций в борьбе с преступностью. Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью и выполнение задачи обеспечения общественной безопасности имеют объективную основу — их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, например, за совершение преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом и т.п. К числу основных направлений сотрудничества евразийских государств в правоохранительной сфере должен стать обмен правовой информацией, в том числе оперативной, справочной, криминалистической, а также оказание правовой помощи по уголовным делам [5, с. 112.]
Наибольшее внимание унификации и гармонизации национального законодательства в правоохранительной и гуманитарной сфере уделяется двусторонним договорам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам, а также в аналогичных многосторонних договорах, в частности Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 1993 г. и Кишиневской конвенции о правовой помощи стран СНГ 2002 г., которые содержат в том числе, конвенционные положения об основах сотрудничества правоохранительных органов и межведомственного сотрудничества национальных судов стран-участниц. Однако на примере опыта европейских стран, эти вопросы охватываются значительно большим количеством международных соглашений, а не только соглашениями по правовой помощи. В европейском общеправовом пространстве действуют, например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 16 дополнительных протоколов к ней, Европейская социальная хартия 1996 г., Европейская конвенция об усыновлении детей (ETS № 58) 1967 г., Европейская конвенция о международном признании судебных решений по уголовным делам 1974 г., Европейская конвенция об осуществлении прав детей (ETS № 160) 1996 и др. [6, с. 16.]
Следовательно, и в этом направлении для евразийской интеграции является проблемным вопрос об имплементации актов ЕАЭС в национальное законодательство государств-членов. Все еще сохраняется практика различного толкования регламентов Союза в государствах-участниках, а также в ЕАЭС отсутствует механизм привлечения к ответственности за несоблюдение права Союза [7, с. 68.] Нельзя не сказать и о том, что на сегодняшний день осуществляется скоординированное взаимодействие органов ЕАЭС с высшими судами, министерствами и ведомствами государств-участников. Таким образом, не только в экономической сфере, но и в правовой сфере в настоящее время существует большое количество изъятий из общего режима. Например, в качестве системы защитных мер существует механизм наложения государствами-участниками вето на льготный порядок перемещения товаров [7], который может запускать любое государство в тех или иных исключительных случаях.
Еще одним важным направлением углубления евразийской интеграции как гарантии евразийской коллективной безопасности и обороны служат совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран ЕАЭС. В качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия и другие страны ЕАЭС выступают за качественное развитие ОДКБ, превращение ее в авторитетную многофункциональную международную организацию, способную противостоять современным вызовам и угрозам в условиях усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах.
Россия работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами [8]. Кроме того, Китай, Пакистан, Таджикистан и Афганистан под эгидой ШОС совместно с другими странами ОДКБ и СНГ постепенно формируют военную антитеррористическую коалицию, что является хорошим показателем углубления политического, дипломатического и военно-технического сотрудничества на евразийском пространстве.
Наконец, «независимым» направлением углубления сотрудничества евразийской интеграции, является судебное правотворчество. Несмотря на то, что по сравнению с Судом ЕврАзЭС новый Суд утратил целый ряд важных полномочий, его решения и консультативные заключения продолжают играть важную роль при применении норм права ЕАЭС. При анализе вопроса о правовой природе судебных актов Суда ЕАЭС следует иметь в виду, что согласно п. 50 статута, при осуществлении правосудия Суд ЕАЭС применяет наряду с учредительными договорами международные договоры, подписанные в рамках Союза, участниками которых являются государства-члены Союза, как стороны того или иного межгосударственного спора. Таким образом, представляется, что правовая система ЕАЭС постепенно будет синхронизирована и согласована, что должно укрепить убеждение сторонников сохранения государственного суверенитета в наличии соответствующих международно-правовых гарантий интеграционного процесса в целом. Вместе с тем, право ЕАЭС должно включать не только императивные, но и нормы «мягкого права», принимаемые органами ЕАЭС и государствами-членами, которые также будут оказывать влияние на международно-правовое регулирование евразийской экономической интеграции на отдаленную перспективу [9, c. 8.]
Таким образом, реальное продвижение евразийской экономической интеграции во многом будет зависеть от эффективности управления интеграционными процессами. В связи с этим важно, чтобы решения, принимаемые по вопросам развития интеграции, были тщательно продуманы и обоснованы, опирались на достоверные критерии и подкреплялись не только экономическими, но и общеправовыми оценками. Значение ЕАЭС возрастает в условиях мирового экономического кризиса. Так, государства — члены ЕАЭС для сохранения своих экономик могут использовать возможности, которые предоставляются свободным перемещением товаров, капиталов и людей на едином таможенном и экономическом пространстве ЕАЭС. В развитии евразийской интеграции должны быть искренне заинтересованы все ее участники.
Относительно будущего ЕАЭС в научной литературе достаточно много различных оценок, которые направлены как на развитие внутреннего потенциала ЕАЭС, так и на создание экономического и политического гиганта с привлечением стран за пределами постсоветского пространства. На наш взгляд, для самовыживания, все страны ЕАЭС должны полностью встать на путь антизападного развития и сосредоточиться на формировании и становлении евразийского экономического макрорегиона, в зону влияния которого, помимо стран ЕАЭС и СНГ, могут быть включены страны из других географических регионов, например, Иран и Сирия, Куба и Венесуэла, Монголия и Египет, что позволит ставить и успешно решать многие скрытые экономические и гуманитарные проблемы евразийской интеграции в будущем. |
| |
|
|