| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2024 | | Якшибаева Г. В. доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования
Института экономики, управления и бизнеса Уфимского университета науки и технологий,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается регулирование движения рабочей силы (трудовой миграции) в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Осуществляется анализ воспроизводственных процессов и движения рабочей силы в ЕАЭС. Предлагается авторский подход регулирования движения рабочей силы в интеграционном пространстве в условиях цифровизации экономики. | Ключевые слова: трудовая миграция, рабочая сила, регулирование миграции, цифровая экономика, ЕАЭС | УДК 331.55 Стр: 24 - 26 | Свободное движение рабочей силы и формирование единого рынка труда является одним из важнейших принципов функционирования Евразийского экономического союза. В условиях цифровизации и интеллектуализации экономики регулирование движения рабочей силы в ЕАЭС приобретает исключительно актуальное значение. Совершенно очевидно, для его эффективной реализации понадобится не один день, так как это процесс сложный, многоуровневый, многогранный и противоречивый, обусловленный трансформационными изменениями и огромными капиталовложениями в экономику союза и, в частности, в человеческий капитал, включающий:
– повышение уровня образования, профессиональную подготовку и высокую квалификацию, формирование таких знаний, умений и навыков работников, необходимых и востребованных для информационной, цифровой эпохи;
– институциональные изменения, касающиеся всех сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, культурной, духовно-нравственной и др.);
– создание экономической системы нового типа для достижения высокоэффективного, поступательного темпа роста ВНП с ориентацией развития социальной сферы, где жизненные интересы и ценности человека, его потребности, цели находились бы в центре;
– трансформация экономической системы в информационную, цифровую, где приоритетное место предоставляется высокотехнологичным, наукоемким производствам, с последующим изменением содержания труда в сторону расширения творческих, интеллектуальных и духовных способностей рабочей силы;
– создание соответствующих условий для мобильности рабочей силы с целью достижения оптимального регулирования трудовых ресурсов вкупе с государственной политикой стратегического социально-экономического развития государств союза и др.
В решении обозначенных выше задач исключительно важную роль выполняют инвестиции, направленные на сферу формирования рабочей силы (образование, здравоохранение, культура) и на обеспечение наукоемкого материально-технического производства.
Искусственный интеллект, роботизация, информатизация, работа с большими данными приводят к цифровой трансформации рынков труда. Появляются все новые и новые платформы цифрового труда (Fiverr, Freelancer, Guru, Uber, Upwork и др.). Новые формы труда представляют собой способы организации работы и предложения услуг. Очевидно, в сложившихся условиях наиболее конкурентоспособной рабочей силой станут те работники, которые владеют компетенциями в цифровой среде, приобретаемые в процессе воспроизводства рабочей силы.
Решение задачи конструктивного регулирования движения рабочей силы в ЕАЭС требует системного подхода, который должен включать в себя как воспроизводственные составляющие рабочей силы, так и ее управление. Воспроизводство рабочей силы означает процесс восстановления и поддержания умственных и физических способностей работника, позволяющего непрерывно осуществлять трудовую деятельность. Оно применимо как для отдельного человека, так и для всей совокупной рабочей силы. Особенностью воспроизводства рабочей силы служит то, что она взаимообусловлена и взаимосвязана тремя составляющими: формированием, распределением и использованием. В условиях цифровизации и информатизации мировой экономики влияние каждого отдельно взятого элемента, направленного на повышение качества воспроизводства рабочей силы в ЕАЭС, получает особую значимость.
Важнейшая роль при формировании рабочей силы возлагается на такие отрасли, как: образование, здравоохранение, культура, деятельность которых направлена, прежде всего, на интеллектуальное, духовное, физическое развитие человека. Обозначенные отрасли являются специфическими социальными отраслями, деятельность которых, в отличие от других, направлена не на получение быстрой отдачи от вложенных в их развитие средств. Результат вклада обозначенных отраслей, то есть конечный продукт, проявляет себя не сразу, а через определенное время, в средне- и долгосрочном периодах [1].
Вторая составляющая воспроизводства рабочей силы характеризует ее распределение по различным регионам, предприятиям, секторам, видам экономической деятельности и отраслям народного хозяйства. Если рассматривать распределение рабочей силы в плановой экономике Советского Союза, то оно отличалось от нынешнего тем, что, в то время применяли централизованный плановый механизм, суть которого заключается в использовании объемно-номенклатурного подхода [2]. Если для рынка формой привлечения к труду является наемный труд, то для плановой экономики — это планомерно организованное привлечение людей к труду, исходя из потребностей народного хозяйства в рабочей силе.
Третья составляющая воспроизводства рабочей силы предполагает ее использование, которое включает в себя решение двух важнейших тесно взаимосвязанных задач: а) достижение эффективного использования рабочей силы в ходе экономической деятельности; б) сохранение и совершенствование имеющейся рабочей силы. Рабочая сила, в отличие от других величин, характеризуется непостоянством, что выражается в непрерывном ее развитии и качественном и количественном изменении в соответствии с требованиями нового времени, научно-технического прогресса, законом возвышения потребностей и др. [3]. Совершенно очевидно, что способности и возможности рабочей силы прямо пропорциональны полученным знаниям, навыкам, умениям, компетенциям, созданным условиям в государстве, в обществе, рабочему месту с соответствующим технологическим оснащением.
Многочисленные научные исследования и эксперименты на мировом и отечественном уровне свидетельствуют, что именно формирование и становление полноценной рабочей силы является важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне. При этом важнейшим средством дальнейшего создания добавленной стоимости и фактором национального и глобального макроэкономического роста выступает образование [4].
Если рассматривать расходы на образование на мировом уровне, то лидерами в этой области являются Швеция, Бельгия, Дания и др. В ЕАЭС среди пяти членов лидирует Киргизия (5,9%), за ней следуют Беларусь (4,3%), Казахстан (4,4%), Россия (3,5%), Армения (2,1%), см. табл. 1.
Таблица 1
Государственные расходы на образование, в % к ВВП за 2022 г.Шве-
ция | Бель-
гия | Да-
ния | Укра-
ина | Эсто-
ния | Бра-
зилия | Лат-
вия | Фин-
ляндия | Австра-
лия | США | Фран-
ция | Кир-
гизия* | Бела-
русь | Казах-
стан | Рос-
сия** | Арме-
ния* |
---|
6,7 | 6,2 | 6,0 | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 | 5,6 | 5,4 | 5,2 | 5,9 | 4,3 | 4,4 | 3,5 | 2,1 | Источник: Россия и страны мира. 2023: Стат.сб./Росстат. — M., 2023. — 393 c. С.155.
* Государственный бюджет.
** Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Анализ динамики формирования человеческого капитала, следовательно, и рабочей силы, в СССР и России с 1945 по 2022 гг., по расходам на образование и науку показал существенную разницу по финансированию в советский и постсоветский периоды. В советский период с 1945 по 1990 гг. расходы на образование и на научные исследования и разработки были гораздо больше, причем вложения и на первую, и на вторую составляющие имели одинаково высокие значения. Это свидетельствует о том, что государством, в планово-директивной экономике, уделялось особое внимание на развитие как образования, так и научных исследований, и фундаментальных разработок. Во многом это обусловлено было тем, что в послевоенные годы развитие образования и науки шло под лозунгом эпохи индустриализации «кадры решают все», результатом чего стало то, что в пятидесятые и шестидесятые годы наши образовательные учреждения не уступали мировому уровню. Направлялись огромные ассигнования, составляющие солидные доли от ВВП, на развитие образования и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), см. табл.2.
Таблица 2
Динамика финансирования образования и научных исследований и разработок в СССР и РФ за 1945–2022 гг., в % от ВВП | 1945 | 1973 | 1987 | 2010 | 2022 |
---|
Государственные и негосударственные расходы на образование | 9,8 | 7,5 | 6,7 | 5,0 | 3,5 | Государственные и негосударственные расходы на научные исследования и разработки | 9,7 | 7,3 | 6,8 | 4,8 | 1,08 | Источник: Народное хозяйство Союза ССР в цифрах: Краткий справочник. M.: Центральное статистическое управление. 1988 г., Россия и страны мира. 2023: Стат. сб. / Росстат. — M., 2023.-400 с. С.155.
Архиважность роста инвестиций в воспроизводство рабочей силы со стороны государства и бизнеса заключается в том, что они оказывают как прямое, так и косвенное влияние на качество формирования, распределения и использования рабочей силы, как важнейшего фактора производства, от которого зависят темпы экономического развития [5].
Следовательно, в условиях цифровизации мировой экономики основными принципами воспроизводства рабочей силы в ЕАЭС должны быть:
– приоритетность развития и совершенствования всех составляющих производства рабочей силы (формирование, распределение и использование);
– обеспечение единства экономической эффективности и социальной справедливости всех акторов (государство, бизнес, работники), на основе усиления социального партнерства, соблюдения и выполнения их интересов;
– обеспечение многоуровневого характера регулирования движения рабочей силы, предполагающего тесную взаимосвязь потребностей экономик членов союза и программ всестороннего развития и совершенствования человека на разных уровнях (мега-, макро-, мезо-, микро-) на основе применения планового механизма.
В ЕАЭС движение рабочей силы (трудовой миграции) регулируются разделом 26 «Трудовая миграция» Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014.). Раздел состоит из 3 статей – ст. 96, 97 и 98.
Трудовая миграция находится в ведении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕЭК принимает нормативно-правовые решения. Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции Департамента трудовой миграции. Департамент осуществляет мониторинг и контроль за ходом реализации государствами-членами Договора в сфере трудовой миграции, см. рис. 1. | | | Рис. 1. Регулирование трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе | Движение рабочей силы (трудовая миграция) — исключительно сложное, неоднозначное социально-экономическое явление, которое зависит от многих факторов. Как правило, на нее оказывают влияние как выталкивающие (из стран выхода), так и притягивающие факторы (принимающих стран). Россия в постсоветском пространстве в последние десятилетия, несмотря на скачкообразные темпы социально-экономического развития, занимает относительно благоприятное и привлекательное социально-экономическое положение, что и привлекает трудовых мигрантов из бывших республик СССР. Прибывшие работники, осуществляя трудовую деятельность, значительную долю составляют в таких отраслях, как строительство, розничная и оптовая торговля, общепит, транспорт, сельское хозяйство, ремонт автомобильной и бытовой техники, в сфере услуг и др. Их труд преимущественно является низкоквалифицированным, физически тяжелым и низкооплачиваемым. Высока их доля в теневой экономике.
Регулирование представляет собой воздействие субъекта на объект с помощью определенных отношений [6]. Отношения на рынке труда, функционирующие на принципах свободной деятельности, складываются благодаря торговой сделке, где регулятором является цена рабочей силы, колебание которой и образует предложение рабочей силы, то есть людские потоки направляются, прежде всего, в те государства, где заработная плата относительно высокая [7]. Страны-реципиенты принимают потоки рабочей силы, а страны-доноры — отдают. Это явилось причиной того, что движение рабочей силы в ЕАЭС носит нерегулируемый и неупорядоченный характер, что в конечном итоге негативно сказалось на качественно-количественном несоответствии факторов производства. Совершенно очевидно, самостоятельно рынок труда не в состоянии обеспечить оптимальными объемами рабочей силы страны-участницы ЕАЭС. В связи с этим, внедрение планового (государственного) механизма, то есть объемно-номенклатурных отношений, позволит обеспечить теми необходимыми объемами рабочей силы экономики союза, которые реально в них нуждаются.
Департаменту трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК необходимо возложить разработку планирования по определению необходимого объема рабочей силы и дезагрегирования его в дальнейшем в номенклатуру специальностей, профессий, регионов, городов, отраслей, предприятий ЕАЭС и т.д. Вместе с тем, регулирование временной трудовой миграции необходимо осуществлять на основе инструментов (экономические, политические, социальные, культурные, психологические и др.). Постоянная трудовая миграция потребует создания соответствующей инфраструктуры и применения социо-демографических и социокультурных мер. Из них наиболее значимыми инструментами влияния на ожидания и поведение трудовых мигрантов считаются экономические и социальные, воздействие же остальных, как правило, происходит опосредованно, через формирование той или иной среды (рис. 2). | | | Рис. 2. Основные инструменты регулирования трудовой миграции в ЕАЭС | Санкционная политика, проводимая Западом, поставила в повестку дня задачу возрождения самодостаточной экономики, а это достижимо при технологическом прорыве экономик ЕАЭС, с применением новых общесистемных инструментов для развития интеллектуального, промышленного, экономического потенциала, где приоритетными отраслями являются: машиностроение, станкостроение, электростроение, микроэлектроника, авиа-, авто-, агро- и другие направления в сопровождении соответствующей инфраструктуры и межотраслевой кооперации.
Таким образом, в условиях цифровизации и интеллектуализации экономики конструктивное регулирование движения рабочей силы в ЕАЭС вкупе с проводимой миграционной политикой на наднациональном и национальном уровнях, с включением плановых (государственных) и рыночных отношений в сфере трудовой миграции, позволит определить оптимальные объемы рабочей силы для каждого члена союза, в соответствии с реальными потребностями экономики, и обеспечить эффективное функционирование единого рынка труда и, в целом, интеграционного пространства. |
| |
|
|