Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2024
Орлов С. Л.
главный научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор


Новые регионы России — важная составляющая евразийского экономического союза
Рассматриваются важнейшие аспекты научно-прикладного характера, способствующие грамотной интеграции новых регионов России в национальное и евразийское экономическое пространство. Объективным фактором, обеспечивающим ускорение данного процесса, является единство восстановительных и интеграционных процедур для последующего устойчивого развития Республик Донбасса и областей Новороссии, а также учёт менталитета местного населения.
Ключевые слова: интеграция и развитие Донбасса и Новороссии, ЕАЭС, новые регионы, синергетический эффект, государственная программа о восстановлении, национальная экономическая модель, собственная ниша в деловом пространстве ЕАЭС, Стратегия пространственного развития России
УДК 332.1   Стр: 31 - 33

Современное восприятие процесса интеграции и последующего эффективного взаимодействия новых регионов в пространстве ЕАЭС основывается на некоторой теоретико-методологической платформе, имеющей вместе с тем достаточно важное прикладное значение. Имеется ввиду необходимость сопряжения восстановительных процессов и последующей перманентно осуществляемой интеграции с другими вопросами практической, в том числе военно-политической деятельности на территории новых регионов. Это можно представить как своеобразную и во многом опорную «дорожную карту» восстановительных и интеграционных процедур в недавно воссоединившихся субъектах России, своего рода базисный фундамент всех последующих инициатив и прогнозов. Этот смысловой посыл вполне укладывается в аббревиатуру «О-ВИР» («Освобождение — восстановление, интеграция, развитие»), предполагающую после полного освобождения в пределах административных границ, входивших в состав Российского государства регионов, обязательное единство, синхронизацию и последовательность процессов восстановления, интеграции и развития ДНР, ЛНР (Донбасса), Запорожской и Херсонской областей (Новороссии) в социально-экономическое пространство России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В данном случае предполагается, что восстановительно-интеграционная деятельность, имея прочную правовую основу, должна осуществляться в едином перманентном режиме и не разъединяться на отдельные элементы.
Несомненно, что в данном случае экономическое взаимодействие новых регионов России с Евразийским союзом подразумевается исключительно в качестве субъектов страны [1, Статья 65] и на основании Договора о ЕАЭС и соответствующих приложений [2], действующего законодательства, регулирующего международную и внешнеэкономическую деятельность [3], иных соответствующих актов [4, Статьи 8 и 11] и др. Поэтому вопросы дальнейшего совершенствования взаимовыгодных связей между индустриальным Донбассом, перспективными в промышленном отношении регионами Новороссии (гг. Запорожье, Херсон), с одной стороны, и государствами Евразийского союза — с другой, непосредственным образом сопряжены с завершающей стадией освобождения указанных территорий и восстановления, по возможности, в наиболее полном объёме их разностороннего экономического потенциала, по уровню совокупного ВРП не ниже довоенного. При этом важнейшим целевым приоритетом является «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» [5]. Для Донбасса и Новороссии данная установка звучит особенно актуально.
Постановка вопроса о взаимовыгодном сотрудничестве новых регионов России и государств на пространстве ЕАЭС в методологическом и практико-ориентированном плане вполне соответствует принципам синергетического эффекта, т.е. при длительном взаимодействии возрастающему конечному результату. Эта теоретическая парадигма имеет собственное практическое обоснование. Автор, встречаясь с отдельными представителями бизнес-сообщества на территории новых регионов России, вполне обоснованно выдвигает данную точку зрения. Думается, что именно с учётом будущей синергии можно рассматривать важный положительный фактор одновременной интеграции Донбасса и Новороссии в состав России и Евразийского экономического пространства. В данном случае речь можно вести о синхронном взаимодействии, поскольку многие из базовых основ интеграционного процесса в ЕАЭС уже фактически приобрели практическую интерпретацию и в значительной степени реализованы [6]. Новые регионы России таким образом уже входят в подготовленное для взаимодействия экономическое пространство.
Рассмотрим важнейшие составляющие, обеспечивающие синергетический эффект и привлекательные для государств — членов ЕАЭС и национального бизнеса в государствах-партнёрах направления взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза, имея ввиду новые регионы, подготовленные для кооперации в различных сферах деятельности. Однако следует признать, что здесь необходим индивидуальный подход, с учётом менталитета местного населения: Республики Донбасса и области Новороссии во многом отличаются и это связано с историческими особенностями, характером размещения производительных сил, чертами делового оборота. Скажем, Донбасс начал интеграцию в российскую экономику около десяти лет назад, а Запорожская и Херсонская области — спустя почти восемь лет. Тем не менее, принятие многочисленных законодательных (56) и ещё более нормативных правовых актов на протяжении 2022–2023 гг. [7] в определённой степени привели новые регионы к единому старту, важно только как можно быстрее приблизить мирное время и обеспечить правоприменительную практику по всем направлениям. Постепенно, по мере интеграции в российскую национальную систему наиболее привлекательными для евразийского экономического пространства можно считать следующие характерные и перспективные для будущего взаимодействия позиции и отдельные направления сотрудничества. Многие из них основаны на утверждённой Правительством страны государственной программе о восстановлении новых субъектов России [8] и таким образом имеют официальную поддержку:
– промышленная кооперация в сфере производства, а также поставки в сектор государств ЕАЭС продукции металлургии, угольной промышленности, некоторых видов тяжёлого машиностроения, химической отрасли;
– перспективы совместной разработки отдельных видов редких металлов, марганцевых руд и других дефицитных твёрдых полезных ископаемых после обеспечения в полном объёме внутрироссийских потребностей — ДНР, Запорожская область [9];
– взаимовыгодное сотрудничество в области высоких технологий на основе ранее сложившейся в новых регионах структуры промышленного производства в наиболее конкурентоспособных направлениях деятельности — металлургия, тяжёлое машиностроение, горнорудная и химическая отрасли;
– поставки на рынок ЕАЭС конкурентоспособной продукции АПК, в особенности от ранее известных сельхозпроизводителей из районов Запорожской и Херсонской областей (зерновые, плодоовощная продукция, бахчевые, виноград и др.);
– выход к морским портам Азово-Черноморского побережья через железнодорожную магистраль от Таганрога до Джанкоя (около 465 км), реализуя принцип доступности, дополнительного выбора и связанности действующих национальных транспортных схем для продвижения собственной продукции на внешние рынки с помощью системы обновлённых логистических цепочек;
– появление новых возможностей в сфере санаторно-курортного отдыха и лечения, туризма, а также различных видов рекреационной деятельности;
– научное и прикладное сотрудничество по отдельным направлениям развития в сфере горнодобывающего дела, атомной энергетики, тяжёлого машиностроения и смежных отраслей, в которых новые регионы имеют значительный опыт хозяйственной деятельности и серьёзные научные разработки;
– практический опыт функционирования Свободной экономической зоны (СЭЗ) нового типа, сочетающего текущий восстановительно- интеграционный характер и вектор долгосрочного поступательного пространственного развития.
Отличительной особенностью вхождения экономики новых регионов в пространство Евразийского союза является их мобилизационная направленность. В данном случае речь не идёт о серьёзном участии в выполнении государственного оборонного заказа, здесь вклад этих субъектов по объективным причинам минимален. Однако зачастую приходится ремонтировать вышедшую из строя военную технику, принимать на лечение и восстановление пострадавших, что делает специфичной местную социальную сферу и т.д. В этом смысле можно рассматривать сопряжение военной экономики и гражданского регионального комплекса, причём это может быть характерно для довольно длительного периода. Пока ещё рано называть экономику России и отдельных регионов в полной мере мобилизационной. Вместе с тем классифицировать нынешнюю национальную экономическую модель как имеющую подобные признаки позволяет значительный рост совокупных затрат государства на оборону и национальную безопасность. Если в 2023 г. данные расходы российского бюджета составляли 4,0% ВВП [10], то в 2024 г. предполагается уже не менее 8,7% [11]. Сейчас актуальным также становится синхронизация будущей модели новых субъектов с формированием национального плана стратегического развития России. В данном случае от того, насколько эффективно будут сопряжены интересы государства и социально-экономической составляющей новых регионов в долгосрочной перспективе, зависит и поступательное их вхождение в Евразийский союз.
Если представить конкретный временной период, необходимый для окончательного восстановления народного хозяйства регионов Донбасса и Новороссии и синхронизировать процесс с возможностью занять собственную нишу в деловом пространстве ЕАЭС, то реализация данного условия займёт немало времени. По оценке автора, полноценный выход на довоенные рубежи в промышленном производстве и агрокомплексе потребует особых усилий на этапе разработки стратегических планов и прогнозов [5; 12] может продлиться вплоть до двух сроков полномочий Президента России, потребует значительных финансовых затрат, кадрового обеспечения и особых инженерно-технологических решений.
Важным фактором совершенствования экономической системы новых регионов России, основываясь на исторически сложившейся территориальной структуре расселения и необходимости наиболее эффективного распоряжения имеющимся научно-производственным потенциалом, является обоснование перспективной модели административного устройства и дальнейшего макрорегионального развития [13]. Это необходимо и для устойчивого сопряжения с разрабатываемым проектом Стратегии пространственного развития России и формирования территориальной схемы в качестве определяющего сегмента национального документа долгосрочного планирования. Главная цель в данном случае состоит в преодолении отставания новых субъектов в уровне социально-экономического развития посредством эффективного «встраивания» этих регионов в хозяйственный комплекс России и всего Евразийского экономического пространства.


Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — URL: https//www.Consultant.ru/.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29. 05.2014, ред. от 09.12. 2022) URL: https//www.Consultant.ru/.
3. Федеральный закон от 04.01 1999г., №  4-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» — URL: https//www.Consultant.ru/.
4. Федеральный закон от 08.12.2003 г. (ред. от 25.12.2023г.), №  164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» URL: https//www.Consultant.ru/;
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года, № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» URL: https//www.Consultant.ru/.
6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 года, №  12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» URL: https//www.Consultant.ru/.
7. Электронный ресурс: URL: https//fedpress.ru/news/NRegion/policy/3288559/- (Дата обращения: 21.04.2024.)
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 года, №  2255 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» — URL: https://www.Consultant.ru/. (Дата обращения: 9.06.2024)
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2024 года, № 939-р «Об утверждении перечня дефицитных видов твёрдых полезных ископаемых и Перечня продукции с высокой добавленной стоимостью, производимой с использованием добытых дефицитных видов твёрдых полезных ископаемых» URL: https://www.Consultant.ru/. (Дата обращения: 9.06.2024)
10. В.В. Путин — Интервью Дмитрию Киселёву. 13 марта 2024 года — URL: https://www.Kremlin.ru/events/president/transcriprs/73648/ (Дата обращения: 15.05.2024).
11. В.В. Путин — Встреча с командующими войсками военных округов. 15 мая 2024 г. — URL: https//www.Kremlin.ru/events/president/news/74030/ (Дата обращения: 1.06.2024).
12. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года, № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» URL: https://www.Consultant.ru/. (Дата обращения: 9.06.2024)
13. Электронный ресурс: Балицкий анонсировал новый федеральный округ Новороссия. — URL: https:www.Kommersant.ru/doc/6747788/ (Дата обращения: 9.06.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия