Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Абзалилов С. Н.
начальник отдела экономики и предпринимательства
Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы


Объекты инновационной инфраструктуры Республики Башкортостан: стратегические приоритеты
В статье показано, что Республика Башкортостан характеризуется устойчивым экономическим развитием, наличием различных объектов инновационной инфраструктуры (территории опережающего развития, технопарки, бизнес-инкубаторы, индустриальные парки, кластеры), малых инновационных предприятий. Осуществлен анализ направлений долгосрочного развития объектов инновационной инфраструктуры (ОИИ) региона. Выявлено, что ОИИ республики имеют отдельные схожие направления, однако, на сегодняшний день ими слабо охвачена деятельность социальных предпринимателей и область развития социальных инноваций.
Ключевые слова: Республика Башкортостан, предпринимательство, инновации, инновационная инфраструктура, стратегия социального предпринимательства, социальное предпринимательство
УДК 005.519.6; ББК 65.291.551–21   Стр: 118 - 121

Ориентация на инновации — ключевая задача и стратегический вектор развития любого региона. Каждый регион обладает набором общих, используемых на любой территории, а также специфических инструментов развития. Данные инструменты разрабатываются и используются в зависимости от многих параметров: стартовых условий осуществления инновационной деятельности, эффективности уже используемых управленческих механизмов, запроса власти, бизнеса и населения на решение имеющихся проблем посредством инноваций и иных. При этом каждое предприятие, нацеленное на достижение общего вектора инновационного развития региона, разрабатывает собственные организационные, управленческие и иные подходы активизации инновационной деятельности, ставит долгосрочные цели развития.
Республика Башкортостан является регионом с устойчивой, динамично развивающейся экономикой. По объемам производства инновационных товаров (услуг, работ) республика входит десятку регионов-лидеров [1]. Среди конкурентных преимуществ региона — наличие одной из крупнейших образовательных систем в стране, функционирование крупных научно-исследовательских центров, развитие сети научно-инновационных центров и организаций инновационной инфраструктуры. Целевым сценарием развития региона является инновационный, предполагающий реализацию следующих ключевых составляющих: эффективное использование человеческого капитала, сбалансированное региональное развитие, новые подходы к государственному управлению. Система образования, ее модернизация, повышение эффективности и качества являются ключевым фактором инновационного развития.
Республика имеет самый высокий уровень инновационной активности в стране, доли исследователей в возрасте до 39 лет (табл. 1).
В данной связи интерес представляют особенности деятельности и перспективы развития объектов инновационной инфраструктуры и малых инновационных предприятий Республики Башкортостан, выявление общего и особенного. Представляется, что результаты исследования могут быть положены в основу совершенствования региональной политики в области инновационной деятельности.

Таблица 1
Количественные показатели инновационного развития Республики Башкортостан (по состоянию на 1 сентября 2022 г.)
Наименование показателяРоссийская ФедерацияРеспублика БашкортостанДоля региона в России, %
Коэффициент изобретательской активности, патентных заявок на 10 тысяч населения1,61,1
Объем инновационных товаров, работ, услуг, трлн руб.5,20,152,88
Уровень инновационной активности организаций, %10,825,1
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей, %44,252,4
Соотношение темпа роста внутренних затрат на НИР к темпу роста ВВП, %1,061,04
Внутренние затраты на исследования и разработки, млрд руб.1258,410,50,83
Количество элементов инновационной инфраструктуры, ед.3903160,41
Источник: составлено автором на основе использования данных [2]

Согласно информации Министерства промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан, реестр субъектов инновационной инфраструктуры региона включает 38 ед. [3] (начало 2019 года), из которых 24 ед. — это предприятия и организации в форме АО и ООО. Объектов инновационной инфраструктуры указано 13 ед. По данным Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС) конца 2022 года объектов инновационной инфраструктуры в Республике Башкортостан 16 ед., из них: территории опережающего социально-экономического развития («Благовещенск», «Нефтекамск», «Кумертау», «Белорецк», «Белебей»); кластеры («Авиационный промышленный», «Промышленный кластер машиностроительных предприятий»); технопарки («Авиационных технологий», «ИНМАШ»); бизнес-инкубаторы («г. Октябрьский», «КОЛОС»); индустриальные парки («Уфимский», «Нефтекамский», «Благовещенский»); особая экономическая зона (ППТ «Алга»); бизнес-центр «Юг Башкортостана». Большая часть предприятий, признанных в Республике Башкортостан инновационными, находится в г. Уфа (14 ед.).
АНО «Бизнес-центр «Юг Башкортостана» — классический бизнес-инкубатор, объединяющий под своей крышей предприятия самого разного профиля, действует в республике с 2006 года [4]. Ключевым приоритетом долгосрочного развития Центра является динамичное создание новых, эффективная поддержка действующих, а также реконструкция существующих предприятий для поддержания их жизнеспособности. В большей мере деятельность Центра ориентирована на производственную, научно-техническую и инновационную сферы.
Технопарк «ИНМАШ» подтвердил свой статус в 2009 году (подтвержден Министерством промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан) [5] и имеет большую территорию отапливаемых помещений, несколько сотен единиц оборудования, всю необходимую производственную, инженерную и офисную инфраструктуру. На территории располагается свыше 20 крупных предприятий, имеющих стратегически важное значение для региона. Ввиду того, что часть предприятий (в частности, Концерн «ИНМАШ») поддерживают инициативу главы государства о росте импортозамещения, стратегической целью технопарка является поддержка на качественном уровне всей инфраструктуры, создание благоприятных условий для ведения эффективной деятельности.
Научно-производственная ассоциация «Технопарк Авиационных технологий» ведет свою деятельность с 2007 года, его целью является продвижение именно инновационных проектов [6]. В долгосрочной перспективе технопарк ориентируется на усиление деятельности в области разработки инновационной продукции любой сложности на основе сотрудничества с ведущими российскими вузами, ассоциациями, промышленными предприятиями и детскими центрами. Однако преимущественно технопарк специализируется на авиадвигателестроении и общем машиностроении. Индустриальные парки Республики Башкортостан в долгосрочном плане ориентированы на создание долгосрочных, устойчивых проектов, поддержку частного бизнеса для усиления его роли.
Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Республике Башкортостан — это моногорода региона [7]. Стратегии каждого ориентированы на ускорение социально-экономического развития на новейшей, качественной основе, в том числе, путем повышения инвестиционной привлекательности территорий и обеспечения инвестиционной активности. Общей для всех территорий задачей является необходимость построения тесного сотрудничества со всеми заинтересованными в развитии территории сторонами.
Развитие кластеров — еще одна важная задача региона. К 2022 году на территории Башкирии стало функционировать уже 5 кластеров: авиационный, промышленный, машиностроительный, агропромышленный, мебельный. Каждый в своей области специализации, но все они нацелены на разработку комплексного производственного, хозяйственного процесса, в который органично встроены все участники кластера [8].
Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Алга» создана в 2020 году [9] и с этого времени уже дважды признавалась самой динамичной ОЭЗ в России. Стратегия «Алга» заключается в улучшении условий деятельности резидентов, строительстве качественной инфраструктуры, а также содействие появлению новых площадок.
Обобщение стратегических направлений развития объектов инновационной инфраструктуры в Республике Башкортостан позволило сформировать следующую визуальную структуру стратегических направлений их развития (рис. 1).
В целом, стратегические направления развития, выделенные как ключевые для ОИИ Республики Башкортостан, очевидны. Однако все они направлены на развитие производственной сферы и слабо затрагивают социальную. Тем не менее, в современных условиях социально-экономического развития, когда для государства и регионов важно найти действенные инструменты решения улучшения жизни населения, важно обратить внимание на социальные инновации, социальное предпринимательство.
Социальные инновации имеют высокую значимость, однако многие полагают, что они труднореализуемы, потому что сложно правильно реализовать все функции управления, затруднительно определить соответствующие им параметры [10, 11]. Наиболее известной методологией управления социальными инновациями признана концепция спиральной модели социальных инноваций, разработанная в рамках деятельности Европейской комиссии в 2013 году. Ч. Прескилл, Т. Бир выделяют следующие положения, которые следует учитывать при формировании системы управления инновационным пространством социальной сферы:
1) социальные инновации являются сложной системой, а потому полученные ранее результаты принятия управленческих решений не всегда могут быть положены в основу составления прогнозов;
2) в процессе реализации социальных инноваций принимает участие большое количество участников, которые имеют различные по содержанию и структуре взаимосвязи, не всегда полностью идентифицируемые, поэтому даже маленькие изменения в системе управления могут повлечь огромные последствия;
3) в силу того, что на решение вопросов о развитии и реализации социальных инноваций оказывает воздействие большое количество лиц, не всегда возможно получить четкий результат управленческого решения в установленное время [12].
Рис. 1. Визуальная структура стратегических направлений развития объектов инновационной инфраструктуры Республики Башкортостан
Источник: составлено автором

Центры инноваций социальной сферы — ключевой институт развития социальных инноваций в Российской Федерации. Исследование их деятельности, в категориях пространственного развития, позволило охарактеризовать пространственные характеристики следующим образом (табл. 2).

Таблица 2
Пространственные характеристики развития центров инноваций социальной сферы в регионах России
Свойство пространственной организацииХарактеристика пространственного развития социальных инноваций
ОднородностьНе является однородным. Количественно-качественные параметры развития центров инноваций сильно разнятся.
ПлотностьТиражирование социальных инновационных проектов осуществляется слабо. Связи между центрами и благополучателями неустойчивые.
СвязанностьВзаимодействие между центрами отсутствует.
СамоорганизацияПотенциал самосовершенствования центров и повышения качества деятельности высок.
Источник: составлено автором на основе [13]

Исследование системы управления социальных инноваций в регионах России позволяет выделить следующие негативные положения, сохраняющиеся и сегодня, в том числе, в Республике Башкортостан. Во-первых, у органов власти отсутствует четкое видение драйверов социальных инноваций, не сформирована действенная система их поддержки. Во-вторых, отсутствуют посреднические органы, способствующие созданию, развитию и тиражированию социальных инноваций. В-третьих, рынок тиражирования социальных инноваций находится на начальном этапе своего развития, а их результат далеко не всегда обеспечивает инвесторам потенциальную прибыль. Тем не менее, следует отметить высокую активность российских социальных предпринимателей, в частности, в сфере разработки новых инновационных идей, внедрения социальных проектов, что подтверждается информацией Ассоциации коммуникационных агентств России и Банка социальных идей.
Кроме того, выявлено, что социальные инновации не встроены в общую организационную структуру партнеров, транслируемую Центром содействия инновациям в Республике Башкортостан (рис. 2), что снижает возможности развития социальных инноваций в регионе.
Рис. 2. Организационная структура партнеров, осуществляющих инновационное развитие в Республике Башкортостан
Источник: составлено автором на основе использования [14]

Центр инноваций социальной сферы Республики Башкортостан нацелен на продвижение социального и молодежного предпринимательства, тиражирование социальных инновационных проектов [15], что, несомненно, важно для развития инноваций в регионе. Однако его обособленное положение не способствует результативной деятельности и эффективному решению проблем посредством социальных инновационных проектов. Представляется, что одним из стратегических направлений развития объектов инновационной инфраструктуры Республики Башкортостан должно стать формирование социального инновационного кластера региона, целью функционирования которого будет не только самостоятельное развитие для интенсификации деятельности социальных предпринимателей, но и встраивание в имеющуюся структуру организаций, содействующих инновационному развитию в регионах.


Список использованных источников:
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года №624 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» (с изменениями на 17 мая 2023 года)
2. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.miiris.ru/
3. Министерство промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://industry.bashkortostan.ru/documents/other/113840/
4. АНО Бизнес-центр «Юг Башкортостана»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://salavatbiz.ru/biznes-centr/
5. Технопарк «ИНМАШ»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inmash.info/
6. Технопарк Авиационных технологий: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tp-at.ru/
7. Территории опережающего развития: официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/activity/21992/
8. Промышленный кластер машиностроительных предприятий Республики: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: Башкортостан https://ak-rb.ru/klaster-1/
9. Особая экономическая зона «Алга»: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: Режим доступа: https://oezalga.ru/
10. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты: монография. — Новокузнецк: ИП Петровский К.В., 2020. –131 с.
11. Кузнецова Ю.А. Характеристики пространственного развития инноваций в законодательных актах макрорегионов Сибири // Russian Journal of Economics and Law. — 2022. — Т. 16. — № 1. — С. 79–93.
12. Preskill, H. Evaluating social innovation / H. Preskill, T. Beer. Washington: Network Impact and Center for Evaluation Innovation. 2012. — 25 p.
13. Кузнецова Ю.А. Ландшафт социальных инноваций: организационно-управленческий аспект // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2021. — Т. 5. — №2. — С. 164–169.
14. Центр содействия инновациям в Республике Башкортостан: официальный сайт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bash.ru/partners
15. Центр инноваций социальной сферы Республики Башкортостан: Инвестиционный портал Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://investrb.ru/ru/business/support/org/tsentr-innovatsiy-sotsialnoy-sfery/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия