| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Дегтярева С. В. доцент кафедры экономики и финансов
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского,
кандидат экономических наук
| |
| | Статья носит обзорный характер. Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей и торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС осуществлен с использованием статистических материалов и официальных документов. Проанализирован сохранившийся производственный потенциал республики с учетом предприятий советского периода. Автор пришел к заключению о наличии экономических предпосылок и возможностей успешного участия Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена этого интеграционного объединения. | Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Узбекистан, социально-экономические показатели, торгово-экономические отношения, интеграционный потенциал отраслей экономики Узбекистана, производственный потенциал Узбекистана | УДК 339.924; ББК Т3(2)74–3 Стр: 133 - 138 | В современных интеграционных процессах, происходящих на территории постсоветского пространства в целом, а также в рамках ЕАЭС представляют интерес интеграционные возможности Узбекистана как государства-наблюдателя при ЕАЭС.
Объект исследования в данной статье — экономика Узбекистана как государства-наблюдателя при ЕАЭС, предметом исследования являются экономические предпосылки и возможности вхождения Узбекистана в ЕАЭС. Целью настоящего исследования стало продолжение на основе теоретических положений предыдущей статьи [1] рассмотрение экономических предпосылок и возможности вхождения Узбекистана в ЕАЭС.
Изучению регионального сотрудничества в ЕАЭС посвящено немало работ [2,3,4]. Узбекистан рассматривается как активный субъект регионостроительства в Центральной Азии [5]. Активно обсуждаются тенденции и риски сотрудничества Узбекистана и России [6]. Анализ положительных и отрицательных сторон вхождения Узбекистана в ЕАЭС актуализировался со времени получения этой страной статуса наблюдателя в этом Союзе с 11 декабря 2020 года [7,8, 9,10]. В то же время по-прежнему остается актуальным исследование экономических предпосылок и возможностей вхождения Узбекистана в ЕАЭС в условиях многовекторности его внешнеполитических и внешнеэкономических связей.
С 11 декабря 2020 года Узбекистан является государством-наблюдателем при ЕАЭС. В апреле 2021 года для реализации этого статуса Узбекистан подписал меморандум о взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК), а также план совместных мероприятий на 2021–2023 годы. По данным ЕЭК, «меморандум предусматривает сотрудничество между государствами-участниками ЕАЭС и Узбекистаном в сферах торговой политики, таможенного и технического регулирования, защиты прав потребителей, а также социальных и трудовых прав трудящихся, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, финансовых рынков, транспорта, энергетики, промышленности, сферы услуг, инвестиционной деятельности, агропромышленного комплекса, цифровой экономики» [11]. В этом статусе Узбекистан получил возможность изучить особенности правового регулирования в ЕАЭС, преимущества единого рынка государств-участников: нормы технического, санитарного, таможенного регулирования в целом.
Курс на всестороннее реформирование Узбекистана, проводимый Президентом Ш.М. Мирзиёевым и его администрацией с 2017 года, привел к значительным успехам в социально-экономической, политической сферах и всесторонним изменениям во внутренней и внешней политике республики. Одним из следствий этих успешных преобразований стало получение Узбекистаном статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Приоритетные направления внешней и внутренней политики — развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с непосредственными соседями-государствами Центральной Азии (далее — ЦА) и дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества с Россией — были отражены в «Стратегии действия по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг.» [12]. А развитие экономической сферы в рамках этой Стратегии осуществлялось «через импортозамещение, стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции, географическую диверсификацию поставок на зарубежные рынки, повышение в структуре экспорта доли товаров с высокой добавленной стоимостью, подготовка к вступлению в ВТО» [12].
«Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.» [13] обозначила 100 целей, реализуемых в семи приоритетных направлениях развития Нового Узбекистана, представленных в предвыборной программе Президента Ш.М. Мирзиёева.
Как отметил Н. Зиядуллаев, «во многом благодаря личным усилиям Президента страны Ш.М. Мирзиёева, удалось добиться существенных результатов в формировании новой концепции регионостроительства, имеющего вполне конкретное политическое и социальное измерение. Ещё недавно сильно отдаленные друг от друга государства все больше идут на сближение и соглашения» [5, с.88]. Другими словами, руководство Узбекистана во главе с Ш. М. Мирзиеёвым выступило инициатором преобразования региона Центральной Азии в зону мира, поступательного развития и роста благосостояния населения региона. 21 июля 2022 г. в Чолпон-Ате (Кыргызстан) был подписан «Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI в.» [14], который предусматривает «как всестороннее сотрудничество в военно-технической, экологической, социально-культурной сферах, так и значительное расширение экономического сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой и инвестиционной деятельности с этими постсоветскими республиками ЦА» [14]. Проводя динамичную внутреннюю и внешнюю политику, «Узбекистан выступает соорганизатором и участником ряда многосторонних инициатив: СНГ, ШОС, ЦА + Россия, ЦА + Китай, ЦА + Япония, ЦА + Южная Корея, ЦА + США, ЦА + ЕС, ЦА + Индия и др. Успешно ведутся интенсивные переговоры по вступлению в ВТО, а также о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Наблюдается все возрастающая роль Узбекистана в решении ключевых проблем региональной безопасности и обеспечении мира и стабильности во всей Евразии, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане» [5, с. 88]. Укрепление позиций государств ЦА усиливает конкуренцию за влияние в этом регионе между ведущими сверхдержавами: США, Китаем, Россией, ЕС. Тенденция к нарастанию политического и экономического влияния в ЦА регионе в настоящее время наблюдается со стороны Турции, Ирана, Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов. При этом всесторонние внешнеэкономические отношения с государствами ЦА, государствами-участниками ЕАЭС и Россией являются по-прежнему приоритетными для Узбекистана.
Новый курс Узбекистана направлен на реализацию устойчивого и динамичного развития республики. В обновленной Конституции Узбекистана (действует с 1 мая 2023 г.), в частности, обозначен «пересмотр модели интеграционного сотрудничества с тем, чтобы появились реальные возможности для более тесного взаимодействия, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран СНГ» [15].
Дальнейшее успешное развитие экономики Узбекистана может опираться, по замыслу разработчиков проекта «Узбекистан 2035 год», на «4 фактора роста: развитие промышленности и сферы услуг, трансформация сельского хозяйства, активизация предпринимательской инициативы, обеспечение финансовыми ресурсами, а также и 3 трансформационных тренда: модернизация, индустриализация, урбанизация. Драйверами роста станут 7 отраслей: АПК, текстильная промышленность, ТЭК, ГМК (горно-металлургический комплекс), автомобильная отрасль, туризм и транспорт» [16].
Динамично развивающийся Узбекистан рассматривается в настоящее время, по мнению специалистов Евразийского Банка Развития (далее — ЕАБР), «как один из ключевых элементов «пазла» экономической интеграции в Центральной Азии ... и более активная экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером инвестиционного и торгового сотрудничества» [17, с. 8–9]. Другими словами, участие Узбекистана в ЕАЭС в качестве полноправного члена этого интеграционного объединения усилит возможности успешного развития, как этой республики, так и всех стран на евразийском пространстве.
Обратимся к оценке возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена, применив подход В.В. Спасского к анализу возможностей и сценариев сотрудничества стран в евразийских интеграционных процессах, который он применил к Таджикистану [18]. Мы назвали представленный В.В. Спасским набор аспектов анализа этих возможностей условно — алгоритмом. В нашем исследовании будут применены не все, а отдельные аспекты из этого алгоритма. А именно:
– «сравнительный анализ основных социально-экономических и макроэкономических показателей экономики Узбекистана и государств-членов ЕАЭС;
– анализ торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС и с третьими странами;
– определение отраслей экономики (производства) Узбекистана, имеющих наибольший интеграционный потенциал;
– рассмотрение экономического эффекта и последствий возможного присоединения Узбекистана к ЕАЭС как для самого Узбекистана, так и для государств-членов и Союза в целом, в том числе: в области торговли товарами, развития рынка услуг и капитала, рынка рабочей силы» [18]. Автор ссылается на анализ этой позиции специалистами ЕАБР [17]. Специально этот аспект в настоящей статье не рассматриваются;
– сохранившийся производственный потенциал в форме предприятий советского периода как необходимое условие для развития производственной кооперации этих предприятий Узбекистана с партнерами ЕАЭС в рамках новых совместных инвестиционных проектов. Данный аспект рассмотрения добавлен автором настоящей статьи в алгоритм В.В. Спасского.
Обратимся к первому аспекту — проведем сравнительный анализ основных социально-экономических и макроэкономических показателей экономики Узбекистана и государств-членов ЕАЭС.
Государства-члены ЕАЭС и Узбекистан, как наблюдатель при ЕАЭС, показали устойчивый рост ВВП. Как видно из табл. 1, в целом его рост по ЕАЭС в январе-сентябре 2023г. составил 3,3% к январю-сентябрю 2022 г., и соответственно в отдельных государствах: Армении — 9,3%, Беларуси — 3,6%, Казахстане — 4,7%, Кыргызстане — 4,2%, России — 3%. По Узбекистану за этот период рост ВВП составил 5,8%, а по итогам 2023 г. — 6%.
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели государств ЕАЭС и Узбекистана (январь-ноябрь 2023 г. в % к 2022 г.) | ЕАЭС | В том числе | Узбекистан |
---|
Арме-
ния | Бела-
русь | Казах-
стан | Кыргыз-
стан | Рос-
сия | янв.-
сент1) | янв.-
дек.2) |
---|
ВВП1) | 103,3 | 109,3 | 103,6 | 104,7 | 104,2 | 103 | 105,8 | 106,0 | Промышленное производство | 103,8 | 102,1 | 107,9 | 104,3 | 101,8 | 103,6 | 105,7 | 106,0 | Производство продукции сельского хозяйства | 97,8 | 101,6 | 100,9 | 91,6 | 100,3 | 98,4 | 104,1 | 104,1 | Инвестиции в основной капитал | 110,3 | 117,0 | 111,9 | 112,6 | 116,7 | 110,0 | 111,8 | 122,1 | Объем выполненных строительных работ | 108,4 | 138,1 | 111,2 | 112,6 | 122,8 | 107,8 | 105,6 | 106,4 | Оборот розничной торговли | 106,2 | 113,3 | 108,2 | 107,7 | 109,4 | 105,9 | 107 | 109,1 | Индекс потребительских цен | 106,7 | 98,5 | 104,9 | 108,9 | 106,9 | 106,6 | 105,1 | 108,8 | 1) Январь-сентябрь 2023 г. к январю-сентябрю 2022 г. Источник: [19]
2) Узбекистан за январь-декабрь 2023 г. к январю-декабрю 2022 г. Источник: [20, 21]
В январе-ноябре 2023 года отмечен рост промышленного производства (табл. 1) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. — в ЕАЭС (3,8%), Беларуси (7,9%), Казахстане (4,3%), России (3,6%), Армении (2,1%), Кыргызстане (1,8%), в Узбекистане (5,7%); рост производства продукции сельского хозяйства — в Армении (1,6%), Беларуси (на 0,9%) и Кыргызстане (0,3%), в Узбекистане (4,1%); рост объема выполненных строительных работ — в ЕАЭС (8,4%), Армении (38,1%), Кыргызстане (22,8%), Казахстане (12,6%), Беларуси (11,2%) и России (7,8%), Узбекистане (5,6%). Инвестиции в основной капитал выросли за этот период — в ЕАЭС (10,3%), Армении (17%), Беларуси (11,9%), Кыргызстане (16,7%) и Казахстане (12,6%), России (10%), Узбекистане (11,8% и 22,1%). Вырос оборот розничной торговли — в ЕАЭС (6,2%), Армении 13,3%), России (5,9%), Казахстане (7,7%), Кыргызстане (9,4%) и Беларуси (8,2%), Узбекистане (7% и 9,1%). За этот период индекс розничных цен вырос — в ЕАЭС (6,7%), Беларуси (4,9%), Казахстане (8,9%), Кыргызстане (6,9%), России (6,6%), Узбекистане (5,1% и 8,8%).
Рост ВВП и промышленного производства обусловил в государствах-членах ЕАЭС и Узбекистане и рост реальной зарплаты: в январе-августе 2023года. «Она, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, выросла: в Беларуси — на 15,1%, в Армении — на 10,9%, в России — на 9,2%, в Узбекистане — на 12,7%» [22].
Обратимся ко второму аспекту анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС — к анализу торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС и с третьими странами.
«В январе-декабре 2023 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил $62,6 млрд и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на $12,1 млрд или на 23,9%.
В общем объеме внешнеторгового оборота республики экспорт составил $24,4 млрд (к январю-декабрю 2023 года отмечено увеличение на 23,8%), а импорт — $38,1 млрд (рост 24%). В результате сальдо внешнеторгового оборота оказалось отрицательным и составило $13,7 млрд Структура экспорта: товары — 78,8% (из них промышленные — 16,6%; пищевые продукты и живые животные — 7,3%; машины и транспортное оборудование — 5,3%). Структура импорта: машины и транспортное оборудование — 39,2%; промышленные товары — 16,6%; химические вещества и аналогичная продукция — 12,8%.
Узбекистан сегодня имеет торговые отношения со 198 странами мира. Наибольший объем оборота зафиксирован с КНР (21,9%). Следом идет Россия (15,8%).
Со странами СНГ В январе-декабре 2023 года внешнеторговый оборот Узбекистана достиг $20,6 млрд. Из них объем экспорта составил $8,1 млрд, а объем импорта — $12,4 млрд.
Основными партнерами Узбекистана по экспорту товаров и услуг в 2023 году стали Россия (13,5%), КНР (10,1%), Казахстан (5,6%), Турция (5,1%), Афганистан (3,5%), Кыргызстан (2,6%) Таджикистан (2,5%) и др. Россия занимает первую строчку среди 20 стран-партнеров по темпам роста экспорта товаров и услуг — рост на 5%, по сравнению с соответствующим периодом 2022 г. При этом, темпы роста этого показателя снизилась в ряде стран: в Китае — минус 6,5%, Казахстане — минус 2,5%, Турции — минус 24%.
Всего по итогам 2023 года в Узбекистан импортированы товары и услуги из 179 стран. Более двух третей импорта приходятся на такие крупные страны-партнеры, как КНР (29,5%), Россия (17,2%), Казахстан (7,9%), Республика Корея (6%), Турция (4,9%)» [23].
Необходимо отметить, что по данным Центра экономических исследований и реформ Узбекистана, «доля внешнеторгового оборота Узбекистана со странами ЕАЭС росла, с января по ноябрь и составила, соответственно: в 2020 году — 27,1% ($9,83 млрд), в 2021 году — 30,4% ($12,8 млрд), в 2022 году — 31,5% ($14,2 млрд), в 2023 году –25,1% ($14,4 млрд)» [24].
Как отметил С. Глазьев: «Узбекистан занимает первое место среди торговых партнеров Евразийского экономического союза в Содружестве Независимых Государств» [25].
Третий аспект анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС — определение отраслей экономики (производства) Узбекистана, имеющих наибольший интеграционный потенциал.
С нашей точки зрения, при проведении упрощенного анализа можно оценивать наибольший интеграционный потенциал Узбекистана по товарным группам во внешней торговле и на основании этого — по отраслям специализации Узбекистана. Проанализируем эти положения подробнее.
Из данных, представленных специалистами ЕАБР (табл. 2) видно, что нереализованный экспортный потенциал Узбекистана в государства ЕАЭС за 2015–2019 гг. был значительный, как суммарный, так и по его основным товарным группам. А именно: «нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению к государствам-участникам ЕАЭС суммарно оценивается в 1,11 млрд долл. Наиболее перспективным рынком сбыта продукции обладает Россия: нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению к ней составляет 559 млн долл. Соответственно: нереализованный потенциал экспорта Узбекистана в Казахстан составляет 362,8 млн долл., в Кыргызстан — 125,5 млн долл., в Беларусь — 61,2 млн долл., в Армению — 2,3 млн долл.» [17, с. 30, 62].
Таблица 2
Потенциал экспорта Узбекистана в государства-члены ЕАЭС за 2015–2019 гг.Страна-
импортер | Нереализованный
потенциал
общий по партнеру
(млн долл.) | Фактический
объем экспорта
(млн долл.) | Товарные
группы | Неиспользованный
потенциал
по товарным группам
(млн долл.) | Фактический
экспорт
по товарным группам
(млн долл.) |
---|
Россия | 559,2 | 920 | Фрукты
Овощи
Пластмассы
и резина
Металлы
(кроме черных
и драгоценных)
Машины | 305,5
90,2
15,6
12,7
17,3 | 88,9
47,6
127,1
37,2
18,9 | Казахстан | 362,8 | 565,0 | Овощи
Металлы
(кроме черных и драгоценных)
Одежда | 21,5
6,5
5,5 | 78,8
23,0
19,1 | Кыргызстан | 125,5 | 187,1 | Одежда
Хлопок
Орехи
Текстильные
изделия
Фрукты | 5,3
29,6
8,4
7,7
4,7 | 36,6
9,2
0,2
1,6
47,3 | Беларусь | 61,2 | 32,0 | Фрукты
Овощи
Пластмассы и резина
Металлы (кроме черных и драгоценных)
Машины | 34,1
9,3
5,6
1,2
0,8 | 5,1
294
927
1,2
0,1 | Армения | 2,3 | 2,0 | Черные металлы
Фрукты
Пластмассы и резина |
0,3
0,1
0,3 |
–
0,3
0,0 | Источник: [17, с. 62]
В том числе, «нереализованный экспортный потенциал Узбекистана в Россию, как ведущего партнера, по Топ-10 товарным группам составил соответственно: по химической, пищевой и фармацевтической продукции — 99%, по фруктам — 77%, по овощам — 67%, по оборудованию — 63%, по металлам (кроме черных и драгоценных металлов) — 31%, по пластмассе и резине — 11%, по хлопку — 8%, по одежде — 2%» [17, с. 31].
Нереализованный суммарный потенциал экспорта государств ЕАЭС в Узбекистан — 1,5814 млрд долл., из них у России — 1,2 млрд долл. (табл.3). Нереализованный импортный потенциал Узбекистана, соответственно, из государств ЕАЭС за 2015–2019 гг. по Топ-10 товарным группам составил соответственно: «по электронному оборудованию — 67%, по химической, фармацевтической продукции, пластмассе и резине — по 62% соответственно, по различным промышленным товарам — 65%, по металлическим изделиям — 57%, по оборудованию — 56%, по транспортным средствам и комплектующим — 54%, по черным металлам — 53%, по древесине и продуктам растительного происхождения — 51%» [17, с. 32].
Таблица 3
Потенциал экспорта государств-членов ЕАЭС в Узбекистан за 2015–2019 гг.Страна-экспортер | Нереализованный потенциал общий по партнеру (млн долл.) | Фактический объем экспорта (млн долл.) | Товарные груп-пы | Неиспользованный потенциал по товарным группам (млн долл.) | Фактический экс-порт по товарным группам (млн долл.) |
---|
Россия | 1200,0 | 2600,0 | Черные металлы
Древесина и растительный материал
Пластмассы и резина
Пшеница
Растительные масла и жиры | 227,4
158,5
92,6
173,9
19,7 | 544,9
426,0
117,2
2,4
143,4 | Казахстан | 153,5 | 1100,0 | Злаки (переработанные)
Масличные семена
Минеральные продукты
Остатки овощей и корма для животных
Удобрения | 46,5
32,0
6,0
2,2
2,0 | 111,9
59,7
42,6
16,5
11,9 | Кыргызстан | 45,3 | 44,2 | Минеральные продукты
Изделия из стекла
Машины
Черные металлы
Овощи | 2,7
12,2
0,7
0,7
0,6 | 22,3
6,4
2,5
4,4
0,7 | Беларусь | 177,8 | 177,0 | Автомобили и запчасти
Древесина и растительный материал
Машины
Пластмассы и резина
Черные металлы | 20,4
32,6
21,3
14,7
14,4 | 111,5
7,0
14,2
7,4
0,2 | Армения | 4,8 | 2,2 | Живые жи-вотные (кроме птиц)
Алкогольные напитки
Металлы (кроме черных и драгоценных) |
1,3
0,6
0,5 |
0
0,1
0,0 | Источник: [17, с. 63]
Можно заключить на основе анализа данных табл. 2 и 3, что как Узбекистан, так и страны-члены ЕАЭС испытывают взаимный интерес в дальнейшем развитии и углублении внешнеторговых отношений, так как каждая из сторон имеет значительный нереализованный экспортный и импортный потенциалы, как суммарный, так и по Топ-10 товарным группам.
Четвертый аспект анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС — сохранившийся производственный потенциал в форме предприятий советского периода как необходимое условие для развития производственной кооперации этих предприятий Узбекистана с партнерами ЕАЭС в рамках новых совместных инвестиционных проектов.
Как известно, изначально основу промышленного потенциала Узбекистана составили эвакуированные во время Великой Отечественной войны более 100 промышленных предприятий (48 из них — предприятия тяжелой промышленности) из прифронтовых районов. «Это были такие предприятия как «Россельмаш», «Красный Аксай», Сумский завод насосно-компрессорного оборудования, Днепропетровский вагоноремонтный, московские заводы «Электрокабель», «Подъемник», машиностроительный завод Наркомата путей сообщения и др. Потенциал этих предприятий способствовал созданию новых важных отрасли промышленности — станкостроительной, тяжелого и среднего машиностроения, электромеханической и др. Узбекистан стал базой цветной и черной металлургии. Объем промышленного производства за два года войны увеличился вдвое, а предприятия союзного подчинения стали давать продукции в 2,7 раза больше, чем в 1940 г.» [26].
В этот период были заложены основы химической промышленности в Узбекистане. Так, была введена вторая очередь Чирчикского электрохимического комбината (ныне — АО «Максам-Чирчик). Был запущен эксплуатацию Кувасайский химический завод (ныне — «Кувасайцемент»). Сейчас этот завод наряду с такими предприятиями, как «Кызылкумцемент» (Узбекистан), «Кантский цементный завод» (Кыргызстан) и другими предприятиями Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана, вошли в United Cement Group — компанию, которая была основана в Казахстане. «Созданные в конце 50-х гг. и в 70-е гг. такие предприятия химической промышленности как Ферганский завод азотных удобрений (1958) (ныне — АО «Ферганаазот»), Навоийский химический комбинат (1964) (ныне — АО «Навоиазот») составляют в настоящее время костяк химической промышленности Узбекистана» [26].
Основанный в 1958 году на основе уникального месторождения золота Мурунтау, Навойский горно-металлургический комбинат входит в настоящее время в десятку крупнейших предприятий по производству золота и урана. Джизакский завод пластмассовых труб (1972г.) был вторым предприятием в СССР среди 4 крупнейших предприятий отрасли. В настоящее время завод успешно работает на внутреннем рынке Узбекистана и за рубежом — поставляет пленку и трубы различного диаметра для сельского хозяйства и строительства.
С 1941 по 1990 годы в Узбекистане работал пятый в мире по объему производства авиационный завод и единственный в СССР, производивший транспортные самолеты — Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова. Сейчас на базе этого объединения предполагается возродить авиастроение в Узбекистане, как совместный инвестиционный проект с Россией [27].
Как отметил М. Мишустин на 4-м заседании Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана, «в настоящее время Россия — один из ведущих партнеров и инвесторов экономики Узбекистана. За последние три года в Узбекистане удвоилось число предприятий с участием российского капитала. Сегодня их количество приблизилось к трем тысячам. Активно реализуются проекты промышленной кооперации в горно-металлургической, энергетической, химической, аграрной, машиностроительной и электротехнической отраслях. Для нас Узбекистан — один из ведущих экономических партнеров в Центрально-Азиатском регионе. Крупнейшие российские компании расширяют свое присутствие в Узбекистане. Их суммарные инвестиции составляю пятую часть от общего объема иностранных капиталовложений. Число совместных проектов неуклонно растет в промышленности, агропромышленном комплексе, в текстильной отрасли, в транспортной инфраструктуре» [28].
Происходит в целом углубление межрегиональных связей между Россией и Узбекистаном. «Торгово-экономические отношения с партнёрами в Узбекистане поддерживают более 80 российских субъектов. В лидерах — Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Московская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская области» [28]. Совместно с российской корпорацией «Росатом», за счёт средств госбюджета Узбекистана и госкредита России в Джизакской области Узбекистана планируется начать возведение АЭС по российским технологиям.
Реализуется «комплексная программа транспортной связанности Узбекистана и России, и в целом всего евразийского пространства» [28]. Так, 4 октября 2023 года между компаниями «Российские железные дороги» и «Железные дороги Узбекистана» заключен меморандум о развитии взаимного сотрудничества в области железнодорожных перевозок между Россией и Узбекистаном. Получила новый импульс «развития транспортная артерия Евразийского континента — международного коридора «Север — Юг». Страны-партнеры заинтересованы в совместном запуске нового мультимодального транспортного коридора Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан. Важным аспектом реализации данной инициативы является строительство железной дороги по трансафганскому коридору» [28].
Россия, Казахстан и Узбекистан имеют связанные газотранспортные системы (далее — ГТС): фактически это единая ГТС, построенная во времена СССР — система магистральных трубопроводов (МГП) Средняя Азия — Центр (далее — САЦ). «В начале 70-х годов прошлого столетия на территории Узбекистана полноценно действовали две магистральные линии ГТС «САЦ-1» и «САЦ-2» с суммарной пропускной способностью более 50 млрд куб. м газа в год. По ним топливо из Туркмении, Узбекистана и Казахстана поступало в Россию. Часть узбекского газа, в рамках общесоюзной энергетической политики, направлялась на восток по маршруту «Бухара (Бухарский нефтегазоносный район) — Ташкент — ответвление на Фрунзе (Бишкек) — Алма-Ата» для обеспечения топливом южных областей Казахской ССР и северных регионов Киргизской ССР» [29]. На базе САЦ будет реализовано трехстороннее соглашение между РФ, Казахстаном и Узбекистаном. 7 октября 2023 года Владимир Путин, Шавкат Мирзиёев и Касым-Жомарт Токаев в ходе официальной встречи дали старт трехстороннему союзу о транспортировке российского газа в Узбекистан через Казахстан. Потенциально интерес к сотрудничеству в газовой сфере имеют и другие государства Средней Азии: ранее по САЦ газ шел в Киргизию и Туркмению. Еще в 2002 году Президент России В.Путин выдвинул инициативу о Евразийском газовом альянсе, в котором бы участвовали Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан [30].
Выводы. Представленный нами обзор фактического материала по выбранным нами аспектам анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС выявил тенденции к комплиментарности сфер экономики Узбекистана к экономикам государств-участников ЕАЭС. Более конкретно это нашло отражение в следующем. Во-первых, сравнительный анализ основных социально-экономических и макроэкономических показателей экономики Узбекистана, как наблюдателя при ЕАЭС, и государств-членов ЕАЭС выявил устойчивый и сопоставимый рост этих показателей (табл.1). Во-вторых, анализ торгово-экономических отношений Узбекистана продемонстрировал рост его взаимовыгодной торговли с государствами-членами ЕАЭС. Как отметил С.Глазьев «с момента образования ЕАЭС товарооборот с Узбекистаном вырос в три раза и на эту страну приходится почти половина всего объема внешней торговли ЕАЭС со странами СНГ» [25]. В-третьих, выявление отраслей экономики Узбекистана, имеющих наибольший интеграционный потенциал (табл. 2 и табл. 3) показал, что структура экспорта государств-участников ЕАЭС в Узбекистан (его импорта — соответственно) комплиментарна, в большей степени, к экспорту Узбекистана в эти государства. Другими словами, обе стороны испытывают взаимный интерес в дальнейшем развитии и углублении внешнеторговых отношений, так как имеют значительный нереализованный экспортный и импортный потенциалы по Топ-10 товарным группам отраслей специализации. В-четвертых, автор пришел к заключению, что сохранившийся в Узбекистане производственный потенциал в форме предприятий советского периода является необходимым условием для развития производственной кооперации этих предприятий Узбекистана с партнерами ЕАЭС в рамках новых совместных инвестиционных проектов. В целом, анализ этих аспектов продемонстрировал наличие экономических предпосылок и возможностей успешного участия Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена. |
| |
|
|