Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Дегтярева С. В.
доцент кафедры экономики и финансов
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского,
кандидат экономических наук


Участие Узбекистана в ЕАЭС: возможности и перспективы
Статья носит обзорный характер. Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей и торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС осуществлен с использованием статистических материалов и официальных документов. Проанализирован сохранившийся производственный потенциал республики с учетом предприятий советского периода. Автор пришел к заключению о наличии экономических предпосылок и возможностей успешного участия Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена этого интеграционного объединения.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, ЕАЭС, Узбекистан, социально-экономические показатели, торгово-экономические отношения, интеграционный потенциал отраслей экономики Узбекистана, производственный потенциал Узбекистана
УДК 339.924; ББК Т3(2)74–3   Стр: 133 - 138

В современных интеграционных процессах, происходящих на территории постсоветского пространства в целом, а также в рамках ЕАЭС представляют интерес интеграционные возможности Узбекистана как государства-наблюдателя при ЕАЭС.
Объект исследования в данной статье — экономика Узбекистана как государства-наблюдателя при ЕАЭС, предметом исследования являются экономические предпосылки и возможности вхождения Узбекистана в ЕАЭС. Целью настоящего исследования стало продолжение на основе теоретических положений предыдущей статьи [1] рассмотрение экономических предпосылок и возможности вхождения Узбекистана в ЕАЭС.
Изучению регионального сотрудничества в ЕАЭС посвящено немало работ [2,3,4]. Узбекистан рассматривается как активный субъект регионостроительства в Центральной Азии [5]. Активно обсуждаются тенденции и риски сотрудничества Узбекистана и России [6]. Анализ положительных и отрицательных сторон вхождения Узбекистана в ЕАЭС актуализировался со времени получения этой страной статуса наблюдателя в этом Союзе с 11 декабря 2020 года [7,8, 9,10]. В то же время по-прежнему остается актуальным исследование экономических предпосылок и возможностей вхождения Узбекистана в ЕАЭС в условиях многовекторности его внешнеполитических и внешнеэкономических связей.
С 11 декабря 2020 года Узбекистан является государством-наблюдателем при ЕАЭС. В апреле 2021 года для реализации этого статуса Узбекистан подписал меморандум о взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК), а также план совместных мероприятий на 2021–2023 годы. По данным ЕЭК, «меморандум предусматривает сотрудничество между государствами-участниками ЕАЭС и Узбекистаном в сферах торговой политики, таможенного и технического регулирования, защиты прав потребителей, а также социальных и трудовых прав трудящихся, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, финансовых рынков, транспорта, энергетики, промышленности, сферы услуг, инвестиционной деятельности, агропромышленного комплекса, цифровой экономики» [11]. В этом статусе Узбекистан получил возможность изучить особенности правового регулирования в ЕАЭС, преимущества единого рынка государств-участников: нормы технического, санитарного, таможенного регулирования в целом.
Курс на всестороннее реформирование Узбекистана, проводимый Президентом Ш.М. Мирзиёевым и его администрацией с 2017 года, привел к значительным успехам в социально-экономической, политической сферах и всесторонним изменениям во внутренней и внешней политике республики. Одним из следствий этих успешных преобразований стало получение Узбекистаном статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Приоритетные направления внешней и внутренней политики — развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с непосредственными соседями-государствами Центральной Азии (далее — ЦА) и дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества с Россией — были отражены в «Стратегии действия по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг.» [12]. А развитие экономической сферы в рамках этой Стратегии осуществлялось «через импортозамещение, стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции, географическую диверсификацию поставок на зарубежные рынки, повышение в структуре экспорта доли товаров с высокой добавленной стоимостью, подготовка к вступлению в ВТО» [12].
«Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.» [13] обозначила 100 целей, реализуемых в семи приоритетных направлениях развития Нового Узбекистана, представленных в предвыборной программе Президента Ш.М. Мирзиёева.
Как отметил Н. Зиядуллаев, «во многом благодаря личным усилиям Президента страны Ш.М. Мирзиёева, удалось добиться существенных результатов в формировании новой концепции регионостроительства, имеющего вполне конкретное политическое и социальное измерение. Ещё недавно сильно отдаленные друг от друга государства все больше идут на сближение и соглашения» [5, с.88]. Другими словами, руководство Узбекистана во главе с Ш. М. Мирзиеёвым выступило инициатором преобразования региона Центральной Азии в зону мира, поступательного развития и роста благосостояния населения региона. 21 июля 2022 г. в Чолпон-Ате (Кыргызстан) был подписан «Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI в.» [14], который предусматривает «как всестороннее сотрудничество в военно-технической, экологической, социально-культурной сферах, так и значительное расширение экономического сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой и инвестиционной деятельности с этими постсоветскими республиками ЦА» [14]. Проводя динамичную внутреннюю и внешнюю политику, «Узбекистан выступает соорганизатором и участником ряда многосторонних инициатив: СНГ, ШОС, ЦА + Россия, ЦА + Китай, ЦА + Япония, ЦА + Южная Корея, ЦА + США, ЦА + ЕС, ЦА + Индия и др. Успешно ведутся интенсивные переговоры по вступлению в ВТО, а также о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Наблюдается все возрастающая роль Узбекистана в решении ключевых проблем региональной безопасности и обеспечении мира и стабильности во всей Евразии, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане» [5, с. 88]. Укрепление позиций государств ЦА усиливает конкуренцию за влияние в этом регионе между ведущими сверхдержавами: США, Китаем, Россией, ЕС. Тенденция к нарастанию политического и экономического влияния в ЦА регионе в настоящее время наблюдается со стороны Турции, Ирана, Пакистана, Афганистана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов. При этом всесторонние внешнеэкономические отношения с государствами ЦА, государствами-участниками ЕАЭС и Россией являются по-прежнему приоритетными для Узбекистана.
Новый курс Узбекистана направлен на реализацию устойчивого и динамичного развития республики. В обновленной Конституции Узбекистана (действует с 1 мая 2023 г.), в частности, обозначен «пересмотр модели интеграционного сотрудничества с тем, чтобы появились реальные возможности для более тесного взаимодействия, роста внутреннего производства и диверсификации экономик стран СНГ» [15].
Дальнейшее успешное развитие экономики Узбекистана может опираться, по замыслу разработчиков проекта «Узбекистан 2035 год», на «4 фактора роста: развитие промышленности и сферы услуг, трансформация сельского хозяйства, активизация предпринимательской инициативы, обеспечение финансовыми ресурсами, а также и 3 трансформационных тренда: модернизация, индустриализация, урбанизация. Драйверами роста станут 7 отраслей: АПК, текстильная промышленность, ТЭК, ГМК (горно-металлургический комплекс), автомобильная отрасль, туризм и транспорт» [16].
Динамично развивающийся Узбекистан рассматривается в настоящее время, по мнению специалистов Евразийского Банка Развития (далее — ЕАБР), «как один из ключевых элементов «пазла» экономической интеграции в Центральной Азии ... и более активная экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером инвестиционного и торгового сотрудничества» [17, с. 8–9]. Другими словами, участие Узбекистана в ЕАЭС в качестве полноправного члена этого интеграционного объединения усилит возможности успешного развития, как этой республики, так и всех стран на евразийском пространстве.
Обратимся к оценке возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена, применив подход В.В. Спасского к анализу возможностей и сценариев сотрудничества стран в евразийских интеграционных процессах, который он применил к Таджикистану [18]. Мы назвали представленный В.В. Спасским набор аспектов анализа этих возможностей условно — алгоритмом. В нашем исследовании будут применены не все, а отдельные аспекты из этого алгоритма. А именно:
– «сравнительный анализ основных социально-экономических и макроэкономических показателей экономики Узбекистана и государств-членов ЕАЭС;
– анализ торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС и с третьими странами;
– определение отраслей экономики (производства) Узбекистана, имеющих наибольший интеграционный потенциал;
– рассмотрение экономического эффекта и последствий возможного присоединения Узбекистана к ЕАЭС как для самого Узбекистана, так и для государств-членов и Союза в целом, в том числе: в области торговли товарами, развития рынка услуг и капитала, рынка рабочей силы» [18]. Автор ссылается на анализ этой позиции специалистами ЕАБР [17]. Специально этот аспект в настоящей статье не рассматриваются;
– сохранившийся производственный потенциал в форме предприятий советского периода как необходимое условие для развития производственной кооперации этих предприятий Узбекистана с партнерами ЕАЭС в рамках новых совместных инвестиционных проектов. Данный аспект рассмотрения добавлен автором настоящей статьи в алгоритм В.В. Спасского.
Обратимся к первому аспекту — проведем сравнительный анализ основных социально-экономических и макроэкономических показателей экономики Узбекистана и государств-членов ЕАЭС.
Государства-члены ЕАЭС и Узбекистан, как наблюдатель при ЕАЭС, показали устойчивый рост ВВП. Как видно из табл. 1, в целом его рост по ЕАЭС в январе-сентябре 2023г. составил 3,3% к январю-сентябрю 2022 г., и соответственно в отдельных государствах: Армении — 9,3%, Беларуси — 3,6%, Казахстане — 4,7%, Кыргызстане — 4,2%, России — 3%. По Узбекистану за этот период рост ВВП составил 5,8%, а по итогам 2023 г. — 6%.

Таблица 1
Основные социально-экономические показатели государств ЕАЭС и Узбекистана (январь-ноябрь 2023 г. в % к 2022 г.)
 ЕАЭСВ том числеУзбекистан
Арме-
ния
Бела-
русь
Казах-
стан
Кыргыз-
стан
Рос-
сия
янв.-
сент1)
янв.-
дек.2)
ВВП1)103,3109,3103,6104,7104,2103105,8106,0
Промышленное производство103,8102,1107,9104,3101,8103,6105,7106,0
Производство продукции сельского хозяйства97,8101,6100,991,6100,398,4104,1104,1
Инвестиции в основной капитал110,3117,0111,9112,6116,7110,0111,8122,1
Объем выполненных строительных работ108,4138,1111,2112,6122,8107,8105,6106,4
Оборот розничной торговли106,2113,3108,2107,7109,4105,9107109,1
Индекс потребительских цен106,798,5104,9108,9106,9106,6105,1108,8
1) Январь-сентябрь 2023 г. к январю-сентябрю 2022 г. Источник: [19]
2) Узбекистан за январь-декабрь 2023 г. к январю-декабрю 2022 г. Источник: [20, 21]

В январе-ноябре 2023 года отмечен рост промышленного производства (табл. 1) по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. — в ЕАЭС (3,8%), Беларуси (7,9%), Казахстане (4,3%), России (3,6%), Армении (2,1%), Кыргызстане (1,8%), в Узбекистане (5,7%); рост производства продукции сельского хозяйства — в Армении (1,6%), Беларуси (на 0,9%) и Кыргызстане (0,3%), в Узбекистане (4,1%); рост объема выполненных строительных работ — в ЕАЭС (8,4%), Армении (38,1%), Кыргызстане (22,8%), Казахстане (12,6%), Беларуси (11,2%) и России (7,8%), Узбекистане (5,6%). Инвестиции в основной капитал выросли за этот период — в ЕАЭС (10,3%), Армении (17%), Беларуси (11,9%), Кыргызстане (16,7%) и Казахстане (12,6%), России (10%), Узбекистане (11,8% и 22,1%). Вырос оборот розничной торговли — в ЕАЭС (6,2%), Армении 13,3%), России (5,9%), Казахстане (7,7%), Кыргызстане (9,4%) и Беларуси (8,2%), Узбекистане (7% и 9,1%). За этот период индекс розничных цен вырос — в ЕАЭС (6,7%), Беларуси (4,9%), Казахстане (8,9%), Кыргызстане (6,9%), России (6,6%), Узбекистане (5,1% и 8,8%).
Рост ВВП и промышленного производства обусловил в государствах-членах ЕАЭС и Узбекистане и рост реальной зарплаты: в январе-августе 2023года. «Она, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, выросла: в Беларуси — на 15,1%, в Армении — на 10,9%, в России — на 9,2%, в Узбекистане — на 12,7%» [22].
Обратимся ко второму аспекту анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС — к анализу торгово-экономических отношений Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС и с третьими странами.
«В январе-декабре 2023 года внешнеторговый оборот Узбекистана составил $62,6 млрд и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2022 года на $12,1 млрд или на 23,9%.
В общем объеме внешнеторгового оборота республики экспорт составил $24,4 млрд (к январю-декабрю 2023 года отмечено увеличение на 23,8%), а импорт — $38,1 млрд (рост 24%). В результате сальдо внешнеторгового оборота оказалось отрицательным и составило $13,7 млрд Структура экспорта: товары — 78,8% (из них промышленные — 16,6%; пищевые продукты и живые животные — 7,3%; машины и транспортное оборудование — 5,3%). Структура импорта: машины и транспортное оборудование — 39,2%; промышленные товары — 16,6%; химические вещества и аналогичная продукция — 12,8%.
Узбекистан сегодня имеет торговые отношения со 198 странами мира. Наибольший объем оборота зафиксирован с КНР (21,9%). Следом идет Россия (15,8%).
Со странами СНГ В январе-декабре 2023 года внешнеторговый оборот Узбекистана достиг $20,6 млрд. Из них объем экспорта составил $8,1 млрд, а объем импорта — $12,4 млрд.
Основными партнерами Узбекистана по экспорту товаров и услуг в 2023 году стали Россия (13,5%), КНР (10,1%), Казахстан (5,6%), Турция (5,1%), Афганистан (3,5%), Кыргызстан (2,6%) Таджикистан (2,5%) и др. Россия занимает первую строчку среди 20 стран-партнеров по темпам роста экспорта товаров и услуг — рост на 5%, по сравнению с соответствующим периодом 2022 г. При этом, темпы роста этого показателя снизилась в ряде стран: в Китае — минус 6,5%, Казахстане — минус 2,5%, Турции — минус 24%.
Всего по итогам 2023 года в Узбекистан импортированы товары и услуги из 179 стран. Более двух третей импорта приходятся на такие крупные страны-партнеры, как КНР (29,5%), Россия (17,2%), Казахстан (7,9%), Республика Корея (6%), Турция (4,9%)» [23].
Необходимо отметить, что по данным Центра экономических исследований и реформ Узбекистана, «доля внешнеторгового оборота Узбекистана со странами ЕАЭС росла, с января по ноябрь и составила, соответственно: в 2020 году — 27,1% ($9,83 млрд), в 2021 году — 30,4% ($12,8 млрд), в 2022 году — 31,5% ($14,2 млрд), в 2023 году –25,1% ($14,4 млрд)» [24].
Как отметил С. Глазьев: «Узбекистан занимает первое место среди торговых партнеров Евразийского экономического союза в Содружестве Независимых Государств» [25].
Третий аспект анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС — определение отраслей экономики (производства) Узбекистана, имеющих наибольший интеграционный потенциал.
С нашей точки зрения, при проведении упрощенного анализа можно оценивать наибольший интеграционный потенциал Узбекистана по товарным группам во внешней торговле и на основании этого — по отраслям специализации Узбекистана. Проанализируем эти положения подробнее.
Из данных, представленных специалистами ЕАБР (табл. 2) видно, что нереализованный экспортный потенциал Узбекистана в государства ЕАЭС за 2015–2019 гг. был значительный, как суммарный, так и по его основным товарным группам. А именно: «нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению к государствам-участникам ЕАЭС суммарно оценивается в 1,11 млрд долл. Наиболее перспективным рынком сбыта продукции обладает Россия: нереализованный экспортный потенциал Узбекистана по отношению к ней составляет 559 млн долл. Соответственно: нереализованный потенциал экспорта Узбекистана в Казахстан составляет 362,8 млн долл., в Кыргызстан — 125,5 млн долл., в Беларусь — 61,2 млн долл., в Армению — 2,3 млн долл.» [17, с. 30, 62].

Таблица 2
Потенциал экспорта Узбекистана в государства-члены ЕАЭС за 2015–2019 гг.
Страна-
импортер
Нереализованный
потенциал
общий по партнеру
(млн долл.)
Фактический
объем экспорта
(млн долл.)
Товарные
группы
Неиспользованный
потенциал
по товарным группам
(млн долл.)
Фактический
экспорт
по товарным группам
(млн долл.)
Россия559,2920Фрукты
Овощи
Пластмассы
и резина
Металлы
(кроме черных
и драгоценных)
Машины
305,5
90,2

15,6

12,7

17,3
88,9
47,6

127,1

37,2

18,9
Казахстан362,8565,0Овощи
Металлы
(кроме черных и драгоценных)
Одежда
21,5

6,5

5,5
78,8

23,0

19,1
Кыргызстан125,5187,1Одежда
Хлопок
Орехи
Текстильные
изделия
Фрукты
5,3
29,6
8,4

7,7
4,7
36,6
9,2
0,2

1,6
47,3
Беларусь61,232,0Фрукты
Овощи
Пластмассы и резина
Металлы (кроме черных и драгоценных)
Машины
34,1
9,3

5,6

1,2

0,8
5,1
294

927

1,2

0,1
Армения2,32,0Черные металлы
Фрукты
Пластмассы и резина

0,3
0,1

0,3


0,3

0,0
Источник: [17, с. 62]

В том числе, «нереализованный экспортный потенциал Узбекистана в Россию, как ведущего партнера, по Топ-10 товарным группам составил соответственно: по химической, пищевой и фармацевтической продукции — 99%, по фруктам — 77%, по овощам — 67%, по оборудованию — 63%, по металлам (кроме черных и драгоценных металлов) — 31%, по пластмассе и резине — 11%, по хлопку — 8%, по одежде — 2%» [17, с. 31].
Нереализованный суммарный потенциал экспорта государств ЕАЭС в Узбекистан — 1,5814 млрд долл., из них у России — 1,2 млрд долл. (табл.3). Нереализованный импортный потенциал Узбекистана, соответственно, из государств ЕАЭС за 2015–2019 гг. по Топ-10 товарным группам составил соответственно: «по электронному оборудованию — 67%, по химической, фармацевтической продукции, пластмассе и резине — по 62% соответственно, по различным промышленным товарам — 65%, по металлическим изделиям — 57%, по оборудованию — 56%, по транспортным средствам и комплектующим — 54%, по черным металлам — 53%, по древесине и продуктам растительного происхождения — 51%» [17, с. 32].

Таблица 3
Потенциал экспорта государств-членов ЕАЭС в Узбекистан за 2015–2019 гг.
Страна-экспортерНереализованный потенциал общий по партнеру (млн долл.)Фактический объем экспорта (млн долл.)Товарные груп-пыНеиспользованный потенциал по товарным группам (млн долл.)Фактический экс-порт по товарным группам (млн долл.)
Россия1200,02600,0Черные металлы
Древесина и растительный материал
Пластмассы и резина
Пшеница
Растительные масла и жиры
227,4

158,5
92,6
173,9

19,7
544,9

426,0
117,2
2,4

143,4
Казахстан153,51100,0Злаки (переработанные)
Масличные семена
Минеральные продукты
Остатки овощей и корма для животных
Удобрения
46,5
32,0
6,0

2,2
2,0
111,9
59,7
42,6

16,5
11,9
Кыргызстан45,344,2Минеральные продукты
Изделия из стекла
Машины
Черные металлы
Овощи
2,7
12,2
0,7
0,7
0,6
22,3
6,4
2,5
4,4
0,7
Беларусь177,8177,0Автомобили и запчасти
Древесина и растительный материал
Машины
Пластмассы и резина
Черные металлы
20,4

32,6
21,3
14,7
14,4
111,5

7,0
14,2
7,4
0,2
Армения4,82,2Живые жи-вотные (кроме птиц)
Алкогольные напитки
Металлы (кроме черных и драгоценных)

1,3
0,6

0,5

0
0,1

0,0
Источник: [17, с. 63]

Можно заключить на основе анализа данных табл. 2 и 3, что как Узбекистан, так и страны-члены ЕАЭС испытывают взаимный интерес в дальнейшем развитии и углублении внешнеторговых отношений, так как каждая из сторон имеет значительный нереализованный экспортный и импортный потенциалы, как суммарный, так и по Топ-10 товарным группам.
Четвертый аспект анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС — сохранившийся производственный потенциал в форме предприятий советского периода как необходимое условие для развития производственной кооперации этих предприятий Узбекистана с партнерами ЕАЭС в рамках новых совместных инвестиционных проектов.
Как известно, изначально основу промышленного потенциала Узбекистана составили эвакуированные во время Великой Отечественной войны более 100 промышленных предприятий (48 из них — предприятия тяжелой промышленности) из прифронтовых районов. «Это были такие предприятия как «Россельмаш», «Красный Аксай», Сумский завод насосно-компрессорного оборудования, Днепропетровский вагоноремонтный, московские заводы «Электрокабель», «Подъемник», машиностроительный завод Наркомата путей сообщения и др. Потенциал этих предприятий способствовал созданию новых важных отрасли промышленности — станкостроительной, тяжелого и среднего машиностроения, электромеханической и др. Узбекистан стал базой цветной и черной металлургии. Объем промышленного производства за два года войны увеличился вдвое, а предприятия союзного подчинения стали давать продукции в 2,7 раза больше, чем в 1940 г.» [26].
В этот период были заложены основы химической промышленности в Узбекистане. Так, была введена вторая очередь Чирчикского электрохимического комбината (ныне — АО «Максам-Чирчик). Был запущен эксплуатацию Кувасайский химический завод (ныне — «Кувасайцемент»). Сейчас этот завод наряду с такими предприятиями, как «Кызылкумцемент» (Узбекистан), «Кантский цементный завод» (Кыргызстан) и другими предприятиями Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана, вошли в United Cement Group — компанию, которая была основана в Казахстане. «Созданные в конце 50-х гг. и в 70-е гг. такие предприятия химической промышленности как Ферганский завод азотных удобрений (1958) (ныне — АО «Ферганаазот»), Навоийский химический комбинат (1964) (ныне — АО «Навоиазот») составляют в настоящее время костяк химической промышленности Узбекистана» [26].
Основанный в 1958 году на основе уникального месторождения золота Мурунтау, Навойский горно-металлургический комбинат входит в настоящее время в десятку крупнейших предприятий по производству золота и урана. Джизакский завод пластмассовых труб (1972г.) был вторым предприятием в СССР среди 4 крупнейших предприятий отрасли. В настоящее время завод успешно работает на внутреннем рынке Узбекистана и за рубежом — поставляет пленку и трубы различного диаметра для сельского хозяйства и строительства.
С 1941 по 1990 годы в Узбекистане работал пятый в мире по объему производства авиационный завод и единственный в СССР, производивший транспортные самолеты — Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова. Сейчас на базе этого объединения предполагается возродить авиастроение в Узбекистане, как совместный инвестиционный проект с Россией [27].
Как отметил М. Мишустин на 4-м заседании Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана, «в настоящее время Россия — один из ведущих партнеров и инвесторов экономики Узбекистана. За последние три года в Узбекистане удвоилось число предприятий с участием российского капитала. Сегодня их количество приблизилось к трем тысячам. Активно реализуются проекты промышленной кооперации в горно-металлургической, энергетической, химической, аграрной, машиностроительной и электротехнической отраслях. Для нас Узбекистан — один из ведущих экономических партнеров в Центрально-Азиатском регионе. Крупнейшие российские компании расширяют свое присутствие в Узбекистане. Их суммарные инвестиции составляю пятую часть от общего объема иностранных капиталовложений. Число совместных проектов неуклонно растет в промышленности, агропромышленном комплексе, в текстильной отрасли, в транспортной инфраструктуре» [28].
Происходит в целом углубление межрегиональных связей между Россией и Узбекистаном. «Торгово-экономические отношения с партнёрами в Узбекистане поддерживают более 80 российских субъектов. В лидерах — Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Московская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская области» [28]. Совместно с российской корпорацией «Росатом», за счёт средств госбюджета Узбекистана и госкредита России в Джизакской области Узбекистана планируется начать возведение АЭС по российским технологиям.
Реализуется «комплексная программа транспортной связанности Узбекистана и России, и в целом всего евразийского пространства» [28]. Так, 4 октября 2023 года между компаниями «Российские железные дороги» и «Железные дороги Узбекистана» заключен меморандум о развитии взаимного сотрудничества в области железнодорожных перевозок между Россией и Узбекистаном. Получила новый импульс «развития транспортная артерия Евразийского континента — международного коридора «Север — Юг». Страны-партнеры заинтересованы в совместном запуске нового мультимодального транспортного коридора Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан. Важным аспектом реализации данной инициативы является строительство железной дороги по трансафганскому коридору» [28].
Россия, Казахстан и Узбекистан имеют связанные газотранспортные системы (далее — ГТС): фактически это единая ГТС, построенная во времена СССР — система магистральных трубопроводов (МГП) Средняя Азия — Центр (далее — САЦ). «В начале 70-х годов прошлого столетия на территории Узбекистана полноценно действовали две магистральные линии ГТС «САЦ-1» и «САЦ-2» с суммарной пропускной способностью более 50 млрд куб. м газа в год. По ним топливо из Туркмении, Узбекистана и Казахстана поступало в Россию. Часть узбекского газа, в рамках общесоюзной энергетической политики, направлялась на восток по маршруту «Бухара (Бухарский нефтегазоносный район) — Ташкент — ответвление на Фрунзе (Бишкек) — Алма-Ата» для обеспечения топливом южных областей Казахской ССР и северных регионов Киргизской ССР» [29]. На базе САЦ будет реализовано трехстороннее соглашение между РФ, Казахстаном и Узбекистаном. 7 октября 2023 года Владимир Путин, Шавкат Мирзиёев и Касым-Жомарт Токаев в ходе официальной встречи дали старт трехстороннему союзу о транспортировке российского газа в Узбекистан через Казахстан. Потенциально интерес к сотрудничеству в газовой сфере имеют и другие государства Средней Азии: ранее по САЦ газ шел в Киргизию и Туркмению. Еще в 2002 году Президент России В.Путин выдвинул инициативу о Евразийском газовом альянсе, в котором бы участвовали Россия, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан [30].
Выводы. Представленный нами обзор фактического материала по выбранным нами аспектам анализа возможностей и перспектив участия Узбекистана в ЕАЭС выявил тенденции к комплиментарности сфер экономики Узбекистана к экономикам государств-участников ЕАЭС. Более конкретно это нашло отражение в следующем. Во-первых, сравнительный анализ основных социально-экономических и макроэкономических показателей экономики Узбекистана, как наблюдателя при ЕАЭС, и государств-членов ЕАЭС выявил устойчивый и сопоставимый рост этих показателей (табл.1). Во-вторых, анализ торгово-экономических отношений Узбекистана продемонстрировал рост его взаимовыгодной торговли с государствами-членами ЕАЭС. Как отметил С.Глазьев «с момента образования ЕАЭС товарооборот с Узбекистаном вырос в три раза и на эту страну приходится почти половина всего объема внешней торговли ЕАЭС со странами СНГ» [25]. В-третьих, выявление отраслей экономики Узбекистана, имеющих наибольший интеграционный потенциал (табл. 2 и табл. 3) показал, что структура экспорта государств-участников ЕАЭС в Узбекистан (его импорта — соответственно) комплиментарна, в большей степени, к экспорту Узбекистана в эти государства. Другими словами, обе стороны испытывают взаимный интерес в дальнейшем развитии и углублении внешнеторговых отношений, так как имеют значительный нереализованный экспортный и импортный потенциалы по Топ-10 товарным группам отраслей специализации. В-четвертых, автор пришел к заключению, что сохранившийся в Узбекистане производственный потенциал в форме предприятий советского периода является необходимым условием для развития производственной кооперации этих предприятий Узбекистана с партнерами ЕАЭС в рамках новых совместных инвестиционных проектов. В целом, анализ этих аспектов продемонстрировал наличие экономических предпосылок и возможностей успешного участия Узбекистана в ЕАЭС как полноправного члена.


Список используемых источников:
1. Дегтярёва С.В. Единый народнохозяйственный комплекс как экономическая предпосылка интеграционных процессов в СНГ // Проблемы современной экономики. — 2023 — № 3(87). — С.244–248.
2. Глиттова Я., Торопыгин А.В. Евразийский экономический союз: многоуровневое управление в контексте наднациональности и суверенитета государств-членов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2020(1). — С.109–117. https://doi.org/10.22394/2073–2929–2020–1–109–117 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/782 (дата обращения: 23.02.2024)
3. Мисько О.Н., Рубцов Г.Г. Влияние унификации политик стран ЕАЭС и их союзников на долгосрочные социально-экономические процессы внутри Евразийского союза // ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. — 2021 — 6(3). — С.34–46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eijournal.ru/jour/article/view/1049 (дата обращения: 23.02.2024)
4. Ковалёв В.С., Мясникович М.В. Новые страницы интеграции в Евразийском экономическом союзе // Россия в глобальной политике. 2023. — Т.21 — № 2. — С. 207–218. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/novye-straniczy-integraczii/ (дата обращения: 22.02.2024)
5. Зиядуллаев Н.С. Геоэкономические приоритеты регионостроительства в Центральной Азии // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 4. — С. 86–102.
6. Романчук Е.С. Тренды и риски экономического сотрудничества России и Узбекистана в условиях геополитической напряженности // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2023. — № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-i-riski-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-uzbekistana-v-usloviyah-geopoliticheskoy-napryazhennosti (дата обращения: 05.01.2024)]
7. Халова Г.О., Иллерицкий Н.И., Абдусаломов А.А. Перспективы вступления Узбекистана в ЕАЭС: эффекты и вызовы // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vstupleniya-uzbekistana-v-eaes-effekty-i-vyzovy (дата обращения: 19.01.2024)
8. Дадабаева З.А. Факторы возможного присоединения к ЕАЭС Таджикистана и Узбекистана // Геоэкономика энергетики. — 2021, — № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vozmozhnogo-prisoedineniya-k-eaes-tadzhikistana-i-uzbekistana/viewer (дата обращения: 19.01.2024)
9. Козлов Д.В. Узбекистан как новый субъект ЕАЭС // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2020 — № 3–2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-kak-novyy-subekt-eaes (дата обращения: 19.01.2024).
10. Моховикова М.Н. Узбекистан в проектах регионального партнерства // Вестник РГГУ. Сер. «Политология. История. Международные отношения». — 2022. — № 4. — С. 60–73. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://politicalscience.rsuh.ru/jour/article/view/430 (дата обращения: 12.05.2024)
11. Евразийская экономическая комиссия и правительство Узбекистана подписали меморандум о взаимодействии. Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz.. 30 апреля 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://politicalscience.rsuh.ru/jour/article/view/430 (дата обращения: 12.05.2024) https://podrobno.uz/cat/obchestvo/evraziyskaya-ekonomicheskaya-komissiya-i-pravitelstvo-uzbekistana-podpisali-memorandum-o-vzaimodeyst/
12. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр “Адолат” при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/docs/3107042 (дата обращения: 12.05.2024)
13.Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 гг.» от 28.01.2022 г. №  УП-60 // Государственное учреждение «Национальный правовой информационный центр “Адолат” при Министерстве юстиции Республики Узбекистан»: офиц. Сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lex.uz/ru/docs/5841077
14. Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке (г.Чолпон-Ата, 21 июля 2022 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://continent-online.com/Document/?doc_id=35067463#pos=1;-125 (дата обращения:2.03.2024)
15. Зиядуллаев Н.С. Конституция нового Узбекистана определяет путь развития страны // Российская газета — Спецвыпуск: Восточный вектор. — № 107(9052) Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2023/05/18/celi-iasny.html (дата обращения: 2.03.2024)
16. Грибов А. Презентация Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.readkong.com/page/prezentaciya-strategii-razvitiya-respubliki-uzbekistan-5651855?p=3 (дата обращения:2.03.2024)
17. Винокуров Е., Цукарев Т., Ахунбаев А., Бабаджанян В., Бердигулова А., Кузнецов А., Перебоев В., Федоров К., Харитончик А., Чкония А. Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции. Доклады и рабочие документы 21/2. — Москва: Евразийский банк развития. — 2021. — 70 с.
18. Спасский В.В. Аннотация к результатам научно-исследовательской работы на тему «Комплексная оценка возможностей и перспектив участия Республики Таджикистан в евразийских интеграционных процессах. Разработка возможных форм и сценариев сотрудничества Евразийского экономического союза с Республикой Таджикистан». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/7fc/Annotatsiya-NIR-Tadzhik.-K_401.pdf] (дата обращения: 12.05.2024)
19. Развитие экономики Узбекистана в январе-сентябре 2023 года (инфографика). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/112965/ (дата обращения: 30.04.2024)
20. ЕЭК. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза. Январь-ноябрь 2023 года. Аналитический обзор от 18 января 2024 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/publications/express/express_inf.php (дата обращения: 30.04.2024)
21. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан (за январь-декабрь 2023 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/img/talil-2023-jil-yanvar-dekabr-ruscha-.pdf (дата обращения: 30.04.2024)
22. Доклад «Социально-экономическое положение стран Содружества Независимых Государств в январе-августе 2023 года» / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. — М., 2023. — С.42.
23. Как изменилась внешняя торговля Узбекистана в 2023 году — обзор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/20240123/uzbekistan-vneshnyaya-torgovlya-izmeneniya-2023–42167456.html (дата обращения: 23.01.2024)
24.Торговые отношения Узбекистана с ЕАЭС в январе-октябре 2022 года. Инфографика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cer.uz/ru/post/publication/infographics-trade-relations-between-uzbekistan-and-the-eaeu-in-january-october-2022 (дата обращения: 30.04.2024)
25. Сергей Глазьев: «Узбекистан занимает первое место среди торговых партнеров ЕАЭС в СНГ» // ЕЭК. Заседание совместной рабочей группы по взаимодействию между ЕЭК и Правительством Республики Узбекистан. Самарканд. 6.09.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/news/sergey-glazev-uzbekistan-zanimaet-pervoe-mesto-sredi-torgovykh-partnerov-eaes-v-sng/ (дата обращения: 30.04.2024)
26. День Победы мы приближали, как могли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/den-pobedy-my-priblizhali-kak-mogli/#:~:text=Так%2C%20были%20введены%20в%20действие,сообщения%20и%20другие%20крупные%20предприятия (дата обращения: 30.04.2024)
27. 7 крупных заводов Узбекистана со времен СССР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://заводы.рф/publication/7-krupnyh-zavodov-uzbekistana-so-vremen-sssr (дата обращения: 30.04.2024)
28. 4-е заседание Совместной комиссии на уровне глав правительств России и Узбекистана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/49526/ (дата обращения: 30.04.2024)
29. Матвеев И.Е. Каспийское геополитическое пространство в системе региональной безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://caspiumsecuritatis.ru/index.php/csj/article/view/4 (дата обращения: 13.05.2024)
30. Открыт транзит российского газа в Узбекистан через Казахстан: URL: https://realnoevremya.ru/news/292762-putin-mirziev-i-tokaev-zapustili-postavki-rossiyskogo-gaza-v-uzbekistan (дата обращения: 13.05.2024)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия