Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Стуглев А. А.
Председатель правления, директор Фонда Росконгресс (г. Москва),
соискатель кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Итеративный хаб инноваций в контексте конгрессно-выставочной отрасли
Конгрессно-выставочная отрасль обоснованно считается, как за рубежом, так и в России, обеспечивающей существенный, прямой и косвенный вклад в экономику страны. В данной статье подчеркивается роль этой отрасли как виртуальной среды итеративных хабов инноваций, имеющих возможность организации целенаправленной диффузии и обогащения полезного знания в русле национальной инновационной политики. Соглашения о совместной деятельности между независимыми акторами конгрессно-выставочной отрасли трактуются в свете концепции мета-организации. В качестве примера вкратце представлена практика деятельности такого нефинансового института развития как Фонд Росконгресс, который фактически создает итеративные хабы инноваций.
Ключевые слова: итеративный хаб инноваций, диффузия инноваций, конгрессно-выставочная отрасль, мета-организация, нефинансовый институт развития, «Пространство доверия», спилловер инноваций, трансфер инноваций, Фонд Росконгресс, хаб инноваций
УДК 327.821   Стр: 151 - 157

Общие положения о роли и задачах конгрессно-выставочной деятельности. Качественные оценки и статистические показатели свидетельствуют о высокой значимости отрасли конгрессно-выставочной деятельности [5], также известной, как MICE-отрасли [21]. Это подтверждается многочисленными статьями о ее мультипликативном социально-экономическом эффекте [14], о вкладе в формирование положительного имиджа места (города/региона/страны) проведения мероприятий MICE-отрасли [7], о решении широкого диапазона задач информативно-целевого назначения в рамках функционирования этой отрасли [16], о ее роли как виртуальной сетевой среды, способствующей созданию и распространению (диффузии) инноваций [17], о выполнении функций духовно нравственного воспитания общества [9], о ее роли как важной и активной составляющей внешнеэкономической деятельности [3]. Количественная оценка «веса» MICE-отрасли в национальной экономике стала общим местом почти для каждой статьи, касающейся ее развития [8]. Экстерналии развития конгрессно-выставочной деятельности, по оценке вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Дмитриева В.А. [4], благоприятно сказываются в таких смежных секторах, как транспорт и торговля, рестораны и гостиницы, полиграфия и реклама, где, по некоторым оценкам, возможен 5–7-кратный сопряженный экономический эффект от инвестиций в эту важную отрасль, поскольку «проведение конгрессных мероприятий стимулирует развитие инфраструктуры в сфере индустрии встреч, способствует привлечению инвестиций в отрасль, создает новые рабочие места» [там же, с. 4]. Наконец, COVID-19 оказался волей-неволей мощным стимулом для освоения акторами (хозяйствующими субъектами) конгрессно-выставочной деятельности пространств Интернета, поскольку вызванный этой пандемией «карантин ускорил соединение он-лайн- и офлайн-сферы, и в будущем это сделает событийную отрасль более продвинутой с точки зрения использования диджитал-решений» [18].
Выполненное нами сравнение интенсивности исследований в области концептуализации и оценок практики MICЕ-туризма/отрасли (по сравнению числа Google-откликов на запросы < “конгрессно-выставочная деятельность” AND .pdf > OR < “MICE-туризм” AND .pdf > OR < “MICE-отрасль” AND .pdf > с числом Google-откликов на запросы < “MICE tourism” AND .pdf > OR < “MICE industry” AND .pdf >) показало, что число англоязычных источников как минимум на порядок выше русскоязычных, что заставляет интенсивно изучать зарубежный опыт, накопленный в процессе функционирования (в зарубежных терминах) MICE-отрасли (Meetings, Incentive Travels, Conventions and Exhibitions) [21]. Хотелось бы также раскрыть этот акроним так, как он выглядит в контексте бизнес-туризма, или делового туризма, с функциональной точки зрения, а именно [46]: 1) менеджмент встреч (Meetings Management), 2) мотивационные программы, или интенсив-туризм (Incentive Programmes) [1], 3) планирование конференций (Conference Planning), 4) управление выставками (Exhibition Management). Нетрудно заметить, что все эти четыре подотрасли MICЕ имеют непосредственное отношению к менеджменту знаний, реализуемому на разных уровнях, с разными участниками, в разных масштабах, с применением от традиционных до самых современных высоких технологий [39]. В настоящей статье акцент сделан на концептуализации деятельности акторов MICE-отрасли по генерации и диффузии инноваций.
Связь инновационной и конгрессно-выставочной деятельности. Анализ деятельности крупнейших мировых экономических форумов [23], в сущности относимых к MICE-отрасли, показал, что они обладают мощным инновационным ресурсом для продвижения инновационных идей как в области технологий, так и вне ее, и позволяют сформировать необходимые рекомендации для общества и правительств с целью экономического и социального развития регионов, что касается и продвижения относительно «новой» концепции устойчивого развития, всемирное и интенсивное продвижение которой началось в 1987 г. с культового доклада «Our Common Future» также известного, как «Доклад Брундтланд». Одна из многочисленных оценок социально-экономического значения MICE-отрасли [51] основана, помимо ее потенциально высокой экономической эффективности, определяемой относительно высоких расходов посетителей за день, еще и на то, что мероприятия (события) этой отрасли способствуют привлечению инвестиций, оживлению торговли, установлению и укреплению деловых, научных, политических и культурных коммуникаций и диффузии инновационных технологий. Кроме того, эта отрасль на локальном уровне (места событий, дестинации) выступает драйвером финансирования для развития локальной инфраструктуры, а на мега-уровне мировой экономики способствует распространению полезного знания по всему миру, что известно, как диффузия инноваций, реализуемая как трансфер и/или спилловер инноваций [19]. Конгрессно-выставочная деятельность, включаемая в MICE-отрасль, весьма разнообразна, что можно заметить по классификации экспозиций (табл. 1), предложенной АО «Экспоцентр» — выставочно-конгрессной компанией, являющейся ведущим организатором крупнейших международных отраслевых выставок в России, СНГ и Восточной Европе [https://www.expocentr.ru/ru/about/], членом Ассоциации «Национальное конгресс-бюро» (НКБ) [https://russiacb.com/], одним из учредителем которой является Фонд Росконгресс [https://roscongress.org/].

Таблица 1
Классификация экспозиций в рамках выставочной деятельности
СтатусСпециализация
и величина
Время
реализации
ПовторяемостьМесто
проведения:
Региональные;
Государственные;
Между-
народные
Традиционные
Узконаправленные
Общеотраслевые
Универсальные
Регулярные;
Длительные;
Краткосрочные;
Среднесрочные
Ежегодные;
Сезонные;
Единовременные
В одном месте
В разных местах;
Передвижные экспозиции;
Переменное место исполнения.
Источник: Актуальность выставочной деятельности (с некоторыми изменениями автора) URL: https://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/aktualnost-vystavochnoj-deyatelnosti/

Несмотря на то, что конгрессно-выставочная деятельность порою несколько сужено трактуется [3] как способствующая продвижению товаров на внешний и внутренние рынки в условиях постоянно увеличивающейся конкурентной борьбы, по нашему мнению, ее следует рассматривать комплексно, так как деятельность собственно MICE-отрасли требует развития и участия широкого спектра других, обеспечивающих отраслей, без которых реализация ее продукта, или событий (конгрессы, симпозиумы, конференции, выставки, форумы и т. п.), попросту невозможна. Поэтому расширенное понимание MICE-отрасли прямо или косвенно включает в себя бизнес-туризм, гостиничный бизнес, транспортные (логистические) услуги, общественное питание и розничную торговлю, которые могут обеспечить огромные экономические преимущества для места проведения событий (а также региона или страны в целом) в виде повышения доходов, занятости и привлечения инвестиций [42]. Также определяется [28, с. 1137], что, «с теоретической точки зрения конгрессно-выставочная деятельность — многофункциональное направление хозяйственной активности, что определяет особенности развития данного вида деятельности, номенклатуру реализуемых услуг, а также организационные механизмы и структуры, регулирующие эту деятельность». Не возражая в целом против этого определения, все же заметим, что трудно в нем заметить то, что обещано, а именно «с теоретической точки зрения». Существенно ближе к концептуализации конгрессно-выставочной деятельности находится одно из положений ГОСТ (ГОСТ Р 56765–2015 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения»), кстати, цитируемый в этой же статье [там же], где мы бы выделили формирование имиджа страны (региона, отрасли) и продвижение отечественных товаров, работ, услуг, инновационных разработок. Авторы, касаясь менеджмента туристских дестинаций [там же, с. 1139], на наш взгляд, верно отмечают, что «необходимо наличие координирующих центров (частных или с государственным участием) в целях всесторонней реализации потенциала дестинации и всех указанных выше функций». Координирующая деятельность федерального и региональных центров необходима не только для развития эффективного и результативного туризма, но и в целом — для получения синергического эффекта всей макроэкосистемы брендинга страны, где дестинации (и соответствующие им бренды) являются важной, но лишь частью этой макроэкосистемы [20].
Обратимся к нормативному для Российской Федерации документу — Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года [24, с. 1] (далее «Стратегия 2030 — авт.»), — где эта отрасль определена как «инструмент активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, привлечения инвестиций и укрепления экономического потенциала страны, эффективный механизм реализации национальных целей и задач», что позволяет сделать вывод о важнейшей роли этой отрасли, относительно которой туризм рассматривается как сопряженный с нею сегмент [там же, с. 11], для развития страны в целом не только экономической, но и политической (включая внешнюю политику). Роль этой отрасли «в стимулировании обмена опытом [можно, в терминах настоящей статьи сказать «знанием» — авт.] между представителями стран, отраслей, профессий и организаций в целях выработки решений по различным сферам жизни общества» определена как существенная [там же, с. 1]. Если сравнить эти положения «Стратегии 2030» с известным фреймом брендинга страны — «Гексагоном Анхольта» [32], то можно заметить, что они в достаточной степени конгруэнтны (табл. 2), что позволяет сделать довольно однозначный и, в свете общего мнения, банальный вывод: конгрессно-выставочная деятельность, так или иначе связанная с диспетчеризацией полезного знания, представляет собой комплексный инструмент повышения ценности бренда страны и, следовательно, ее международной конкурентоспособности, где в основе оценки обоих этих связанных понятий обнаруживается инновационный уровень развития страны, оцениваемый не изолированно, а путем сопоставления динамики, темпов развития, индексов стран друг с другом [26].

Таблица 2
Конгруэнтность контентов «Гексагона Анхольта» и «Стратегии 2030»
«Гексагон Анхольта»«Стратегия 2030»
Туризм, «продающий» страну по всему миру, обеспечивает рост ценности бренда страныТуризм как сопряженный с конгрессно-выставочной отраслью сегмент [24, с. 11]
Экспорт, где маркировка «MADE IN...» играет роль «инбренда» [30] в составе бренда страныАктивизация торгово-экономических отношений [там же]
Государственное управление, результативность которого определяется компетентностью политиков как составляющей бренда страныЭффективный механизм реализации национальных целей и задач [там же]
Инвестиции и иммиграция, объем которых возрастает с ростом ценности бренда страныПривлечение инвестиций [там же]
Культура и наследие, входящие в их состав артефакты повышают ценность бренда страны в целевых аудиториях внутри и вне страныКультура как сопряженный с конгрессно-выставочной отраслью сегмент [там же]
Люди, являющиеся носителями человеческого капитала, личностные бренды которых повышают ценность бренда страны [22].Связь с национальной программой роста «человеческого капитала» и ее направлениями — «инвестициями в человека» [там же, c. 20]
Источник: составлено автором по указанным в таблице источникам

Однако, при всей очевидной связи положительных результатов конгрессно-выставочной деятельности (MICE-отрасли) с повышением ценности бренда страны [19], обзор отечественной релевантной данной тематике литературы приводит к выводу, что в России уровень концептуализации MICE-отрасли, как и в случае ранее рассмотренного брендинга страны [31], пока еще находится на недостаточно высоком уровне, что свидетельствует о необходимости выполнения теоретических исследований с целью концептуализации процессов формирования и функционирования соответствующих структур MICE-отрасли [15]. Действительно, обнаруживается несколько однобокое определения содержания и сущности этой отрасли, типология которой отличается разнообразием форматов [16]: конгресс, съезд, форум, ассамблея, саммит, конференция, симпозиум, совещание, семинар, презентация, коллоквиум, круглый стол, биржа деловых контактов, деловой завтрак.
Если сравнить представленные в рассматриваемой типологии дефиниции ее составляющих [там же, с. 112], то можно обнаружить, что для них всех общим является слово «встреча». В другом источнике [28, с. 1138] при определении цели этого важного вида деятельности сделан акцент на туризм — «привлечение и максимизация туристских потоков», а в следующем [6, с. 55] (вышедшем в свет на три года ранее) основой дефиниции является «организация конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий». Принимая во внимание, что инновацией, в отличие от изобретения, все-таки следует именовать коммерциализированное полезное знание [33], то есть изобретение, добавочная ценность которого уже оценена рынком в виде ренты на новое полезное знание, следует отметить, что в еще одном «туристическом» определении MICE-деятельность определяется как конгрессно-выставочный туризм [16, с. 113], а именно, как вид туризма, направленный на совершение путешествий представителями (сотрудниками) организаций с коммерческими целями: проведение конференций, заседаний, переговоров, участие в выставках и презентациях. На наш взгляд, если рассматривать MICE-отрасль как «совершение путешествий» представителями организаций с «коммерческими целями», то это суживает сущность MICE-отрасли, поскольку намного важнее для общества и бизнеса то, что осуществляемая в ней сетезация (networking) доноров и акцепторов полезного знания способствует обмену знанием, находящимся на различных (во многих случаях далеких от коммерциализации) уровнях инновационной зрелости: от неявного/некодифицированного знания (часто идеи, или гипотезы) до кодифицированного и защищенного (патент, копирайт или иной вид оформленной и прошедшей экспертизу интеллектуальной собственности).
Довольно давно (2004) за рубежом была опубликована статья [36], где, по аналогии с физической пространственной кластеризацией (по Портеру) инновационной экономической деятельности и ее связью с пространственными измерениями создания знаний за счет различных видов интерактивных процессов взаимообучения компаний, рассматриваются глобальные системы снабжения знаниями (global knowledge pipelines), в роли которых как раз и выступают ярмарки, выставки, съезды, конгрессы и конференции. Вновь возвращаясь к роли конгрессно-выставочной деятельности, можно сказать, что во время мероприятий (событий) MICE-отрасли между их участниками происходит формальный и неформальный (соответственно, трансфер и спилловер), кодифицированный и некодифицированный (неявный), возмездный и безвозмездный обмен информацией о презентованных или выставленных напоказ новейших и самых передовых открытиях, изобретениях и продуктах, для их оценки (предполагающей явную покупку/аренду или неявное заимствование) потенциальными потребителями (покупателями) и подходящими поставщиками, а также коллегами и конкурентами. Участники подобных мероприятий со стороны производства или научно-исследовательских организаций (отделов, университетов) получают возможность определить текущие границы рынка инноваций, оценить относительные конкурентные позиции и сформировать планы на будущее. Таким образом, эти временно и довольно краткосрочно (хотя и многократно, или итеративно [2]) функционирующие дестинации, или хабы, MICE-отрасли, обеспечивающие (как во время события, так и после него) интенсивный обмен знаниями, Такое построение и функционирование академических и бизнес-сетей и генерации идей можно предложить рассматривать как сетевые виртуальные кластеры инноваций (также известные, как инновационные кластеры [13]). Заметим, что ранее (в терминах Нордической школы маркетинга и IMP Group [55]) было обращено особое внимание [54] на влияние социальных институтов (нефинансовые институты развития находятся в этой категории) на относительное облегчение формирования бизнес-сетей, узлы которых однозначно причастны к стимулированию создания и целенаправленной диффузии инноваций.
К вопросу о концептуализации понятия «хаб инноваций». Междисциплинарная природа современного нового полезного знания (инновации — в случае его коммерциализации) [12] приводит к феномену междисциплинарного перемещения терминов. Термин «хаб» (hub), который в начале утвердился в правовых документах, касающихся транспортно-логистической инфраструктуры [11], пока еще не получил широкого распространения в России применительно к феномену создания нового полезного знания и диффузии инноваций [запросы в Google «хаб инноваций» и «инновационный хаб» давали в июне 2024 всего лишь, соответственно, 74 и 1056 откликов, что меньше, соответственно, примерно в 600 и 6 раз, чем для «hub of innovations» и «innovations hub»; заметим, кстати, что для норм русского языка адекватность этому феномену дает, конечно, термин «хаб инноваций»).
В связи с этим обратимся к зарубежным источникам, где (например, в США) категория «хаб инноваций» весьма обширна и, на самом агрегированном уровне классификации, включает в себя зоны инноваций (innovation districts), технологические хабы (tech hubs) и экосистемы инноваций (innovation ecosystems) [41]. Хабы инноваций определяются [41] как физически определенные географические области, включающие в себя научно-исследовательские учреждения (такие как технологические корпорации, университеты и медицинские объекты), а также институты венчурного капитала, инкубаторы и стартапы. В этом определении можно заметить практически все парциальные детерминанты, введенные в свое время для определения кластеров и сетей инноваций (innovation clusters and networks) [45, p. 18], а именно: «(a) соответствующие географические локализации [места, зоны — авт.], проявляющиеся в различных пространственных масштабах и в конкретной институциональной среде; (b) которые взаимодействуют формально и/или неформально через межорганизационные и/или межличностные регулярные или случайные отношения и сети; и (c) которые совместно способствуют достижению всех видов инноваций в данной отрасли или сфере деятельности; то есть внутри некоторого домена, определяемого конкретными полями знания, компетентности и технологии».
Отличие от таких постоянных или перманентных хабов инноваций для случая организации и проведения конгрессно-выставочных событий, играющих роль хабов инноваций, состоит лишь в том, что локализация событий не всегда привязывается к конкретному месту, а в остальной части, все вышеуказанные признаки могут быть отнесены к деятельности нефинансовых институтов развития в роли указанных хабов. В таблице 3 дополнительно приводятся определения хабов инноваций, предложенные разными авторами в период 2014–2022 гг. При определенном разнообразии этих определений, можно заметить общие для хабов инноваций детерминанты [выделено курсивом — авт.], а именно: (1) локализация участников (физическое или виртуальное пространство, площадка, город, мегаполис, центр, платформа, совокупность, регион, место); (2) ресурсы для генерации инноваций (идеи, инновационные элементы, накопленные знания и инновации; (3) корпоративные и персонифицированные акторы инноваций (исследователи, творцы и инноваторы, наставники, инновационные стартапы, компании); (4) интеграция участников инновационной деятельности (объединение, связи, сети, [общее — авт.] пространство, сообщество единомышленников, совместное творчество, сообщество, встречи, взаимодействие, сотрудничество, создание сетей); (5) оказание услуг, поддерживающих инновационную деятельность (поддержка предпринимателей, поддержка творческих способов решения проблем, способствование [развитию инновационной деятельности любой природы — авт.]); (6) в большей степени латентное, но заметное указание на направляемую деятельность хабов инноваций, что соответствует в нашем понимании их роли как проводника национальной инновационной политики (изменение содержания отраслей, направление потока глобальных инновационных элементов, разрушение рынков, улучшение инновационных процессов, управляемая сообществом инновационная деятельность); и (7) главная задача — всесторонне способствовать обмену полезным знанием с целью генерации и диффузии инноваций. На основании проведенного здесь семантического экспресс-анализа можно предложить следующее, синтезированное на массиве детерминант дефиниции хаба инноваций (табл. 3), концептуальное определение нефинансового института развития федерального или регионального уровня как итеративного хаба инноваций, где прилагательное итеративный [2] введено для того, чтобы показать, что в полном масштабе исполнения своих функций таковой хаб действует не постоянно, но многократно — в периоды проведения событий конгрессно-выставочной отрасли, связанных с инновациями.

Таблица 3
К определению понятия «хаб инноваций»
ГодОпределениеИсточник
2022специальная площадка для тесного взаимодействия всех участников инновационного процесса, который способствует появлению новых технологий, товаров и услуг[27]
2022физическое пространство, объединяющее исследователей, творцов и инноваторов для воплощения идей в инновационных продуктах и услугах, меняющих содержание отраслей[56]
2020*города или мегаполисы, которые могут направлять поток глобальных инновационных элементов и влиять на эффективность распределения соответствующих ресурсов, используя свои уникальные ресурсные преимущества в области науки и технологических инноваций[43]
2020физическое или виртуальное пространство с выделенными ресурсами (программами, наставниками, капиталом) для поддержки предпринимателей, выходящее за рамки традиционной модели коворкинга, за счет выделения ресурсов, обеспечивающих доступ к связям и сетям, пространству и сообществам единомышленников, а также развитию навыков, связанных с инновационной предпринимательской деятельностью[52]
2019центр обучения, идей, совместного творчества и сообществ, который вынашивает инновационные идеи и способствует разрушению рынков [по Шумпетеру — авт.], а также поддерживает творческие способы решения проблем, предлагая поддержку на местах на протяжении всего жизненного цикла инновационных стартапов[34]
2019небольшое физическое место с помещениями для встреч, технологической поддержкой и особыми характеристиками, способствующими развитию социальных инноваций, технологического предпринимательства, бизнес-инноваций или разработке инновационных прототипов[49]
2017платформа, способствующая взаимодействию различных компаний для улучшения инновационных процессов как внутри этих компаний, так и в сети и географическом регионе, в котором они расположены[48]
2017**совокупность организационных форм (институтов), способствующих развитию управляемой сообществом инновационной деятельности за счет сотрудничества и создания сетей, а именно: пре-инкубаторов, инкубаторов, акселераторов, хакерского пространства [судя по контексту — это пространство спилловера инноваций — авт.] и пространства для совместной работы.[40, p. 7–9]
2014регион или место с необычайным количеством накопленных знаний и инноваций[50]
Примечания: * — в этом случае глобальный хаб инноваций (global innovation hub); ** — определение синтезировано автором по указанным страницам источника.
Источник: составлено автором по указанным в таблице источникам

Таким образом, на основании всего вышесказанного, предлагается следующее определение: итеративный хаб инноваций — периодически определяемое локализованное место, куда нефинансовый институт развития (или связанная с ним мета-организация конгрессно-выставочной отрасли), оказывающий поддерживающие инновационную деятельность услуги, целенаправленно (в соответствии с заявляемым для события типом инноваций — например, технологические, социальные) привлекает корпоративных и персонифицированных акторов инноваций (инноваторов), способствуя тем самым обмену полезным знанием с целью генерации и диффузии инноваций в интересах национальной инновационной политики.
Примеры деятельности Фонда Росконгресс как организатора итеративных хабов инноваций федерального уровня. Ранее нами было определено, что Фонд Росконгресс представляет собой нефинансовый институт развития федерального уровня [21]. Заметим, что в контексте достаточно лаконичного и, в то же время, на наш взгляд, исчерпывающего определения экосистемы инноваций — «Экосистема инноваций — это эволюционирующая совокупность акторов, видов деятельности и артефактов [продуктов творческой деятельности человека, то есть, в нашем случае — инноваций — авт.], а также институтов и отношений, включая взаимодополняющие и замещающие отношения, которые важны для инновационной деятельности некоторого актора или группы акторов.» [44, p. 3], нефинансовые институты развития [21] создают в виде периодических событий итеративные хабы инноваций любой природы, способствуя, во многих случаях, реализации национальной политики инновационного развития [10]. Подобные события, которые организуются и проводятся Фондом Росконгресс, как раз и способствуют генерации и диффузии инноваций любой природы, что терминировано в вышеприведенном определении как «артефакты». Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить факты разносторонней деятельности Фонда Росконгресс (см., например, https://roscongress.org/about/), частично представленные в заключительном разделе настоящей статьи, со следующими раскрытием содержания термина «артефакты», а именно [44, p. 3]: «артефакты включают в себя продукты и услуги, материальные и нематериальные ресурсы, технологические и нетехнологические ресурсы, а также другие типы входных и выходных данных этой системы, включая инновации», поскольку организованный обмен почти всеми указанными артефактами или их симулякрами суть важнейшая функция Фонда Росконгресс. В определении основной цели Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли Российской Федерации до 2030 года [24, с. 5] зафиксировано, что обеспечение комплексного развития профессиональной конкурентоспособной конгрессно-выставочной отрасли должно способствовать социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации, в том числе за счет продвижения российских товаров, услуг, результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Курсивом нами выделено именно то, чем по определению должен и занимается нефинансовый институт развития Фонд Росконгресс в роли итеративного хаба инноваций.
Известно, что многие события федерального, международного и глобального уровня (например, ПМЭФ) Фонд Рос­конгресс подготавливает, организует и проводит совместно с другими нефинансовыми институтами развития, а также иными отечественными и зарубежными организациями. Сообщается [29], что только во время ПМЭФ 2024 были подписаны 34 соглашения Фонда Росконгресс с российскими и зарубежными партнерами, направленные на расширение сотрудничества на национальном и международном уровнях с целью совместной организации и продвижения ключевых деловых мероприятий. Поэтому, в соответствии с положениями теории мета-организаций [35], Фонд Росконгресс, с учетом его места и роли в подобных отношениях, мог бы быть классифицирован как мета-организация. Действительно по характерным классификационным признакам [37] мета-организации характеризуются [38] (1) определенными социальные порядками (social orders), под которыми понимаются относительно стабильные социальные структуры или временно фиксированные значимости, такие как ценности, нормы, правила, иерархии, ритуалы или социальные связи, которые придают окружающему миру некоторую степень ожидаемости; (2) структурной организаций, которая состоит из нескольких организаций, не составляя отдельного юридического лица; и (3) ассоциативной организационной природой, поскольку мета-организации представляют собой добровольные объединения [часто недолгосрочные — авт.] ряда организаций как членов мета-организации. Тем более, что определено [37, р. 4], что «мета-организации могут также способствовать обмену знаниями и наращиванию возможностей среди их членов [участников событий — авт.] посредством семинаров, мероприятий, а также выявления и распространения передового опыта [инноваций — авт.]». Иными словами, множество коллективно проводимых событий, в которых Фонд Росконгресс является организатором/участником, может быть также классифицировано как мета-организация, реализующая распределенные между организаторами событий функции итеративного хаба инноваций.
В частности, следует отметить проект «Пространство доверия» — не первый шаг в практике Фонда Росконгресс, касающийся (в терминах теории инноваций) диффузии инноваций, где в соответствии с многомерностью понятия «инновация» которая объединяет в себе инновации, социальную повестку и образование, инновации (классифицируемые по областям появления/применения как продуктовые, процессные, системные и социальные [53]) представляются как инструменты создания устойчивого будущего, или будущего устойчивости. Очевидно, что «Пространство доверия» должно обеспечивать обновление взгляда на будущее социально-экономическое развитие, формируя повестку и содействуя выстраиванию диалога и сотрудничества между участниками инновационной и социальной экосистемы, в частности [https://rusinvestforum.org/archive/2020/building-trust-area/], за счет интегрирования Территории инноваций и Лаборатории «Инносоциум» в единое тематическое пространство. Оператором программы «Пространство Доверия» является Фонд Инносоциум — социальная платформа Фонда Росконгресс, которая стала опорным проектом Фонда Росконгресс и Фонда Инносоциум для освещения лучших социальных практик, накопленных в регионах России. В свою очередь Территория инноваций — флагманский проект Фонда Росконгресс — площадка для диалога, полемики и обсуждения трендов с экспертами в области инновационных проектов, искусственного интеллекта и цифровой экономики. К примеру, в 2023 году, на Международном форуме «Эко Алтай. Нить природы» [25], в рамках Территории инноваций были представлены 14 проектов, специально отобранные экспертами Территории инноваций.
Представленные примеры деятельности Фонда Росконгресс отражают лишь малую толику событий, организация и проведение которых соответствует назначению и содержанию событий в конгрессно-выставочной отрасли, которые могут трактоваться как итеративные хабы инноваций. В рамках экосистемного подхода, позволяющего избирательно собрать юридически независимых друг от друга акторов, которых можно рассматривать как гибридные структуры, обеспечивающие сочетание рыночной и иерархической власти, а также сочетание рыночных и иерархических стимулов [47], что обеспечивает большую гибкость и результативность решений, выглядит совершенно естественным появление класса временных централизованных мета-организаций (hic — итеративных хабов инноваций), состав участников которых зависит от целей и задач планируемого конгрессно-выставочного события. Ожидается, как и в случае макроэкосистемы брендинга страны [29], подобная централизованная мета-организация должна показывать повышенную эффективность и результативность диффузии инноваций в силу свойственного централизованным экосистемам интегрирования системной синергии (эффект масштаба событий) и компетентностной синергии (целенаправленный обмен полезным знанием между участниками событий) [22].


Список использованных источников:
1. Агальцова И.А. Инсентив-туризм как способ мотивации персонала // Сервис в России и за рубежом. — 2016. — №5(66). — С. 40–48.
2. Алыева Г.Б. К вопросу о понятии повторяемости действий и выражающих их глаголов // Вестник науки и образования / Bulletin of Science and Education. — 2015. — №9 (11). — C. 50–57. URL: https://scienceproblems.ru/images/PDF/VNO-9–11.pdf
3. Воронова О.В., Лящук А.С., Смирнова С.А., Белокурова М.Э. Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности //Научный вестник Южного института менеджмента. — 2019. — №4. — С. 103–108. https://doi.org/10.31775/2305–3100–2019–4–103–108
4. Дмитриев В.А. Место конгрессной индустрии в экономическом развитии России // CongressTime. — 2018. — №7. — С. 4–7.
5. Дуненкова Е.Н., Исаева М.И. Развитие конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации // Вестник университета — 2022. — № 5. — С. 100–107. DOI 10.26425/1816–4277–2022–5–100–107
6. Дьяченко О.Н., Полесская О.П. Организация специальных видов туризма — Брянск: ФГБОУ БГУ, 2017. — 170 с.
7. Карлина М.М. Значение конгрессной и выставочной деятельности в формировании инновационного имиджа региона // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2013. — №2. — С. 188–193.
8. Карпов Д.А., Глухов В.В. Экономика конгрессно-выставочного мероприятия: оценки и принципы организации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2020. Т.13. — № 3. — С. 105–114. DOI: 10.18721/JE.13308
9. Карпов Д.А., Левенцов В.А. Конгрессно-выставочная деятельность как механизм духовно-нравственного воспитания в модели университета 4.0 //Сб. статей IX Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием «Инженерное образование как ответ на вызовы общества» в рамках Петербургского международного образовательного форума — Санкт-Петербург, 23 марта 2021. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44953792_78329141.pdf
10. Кирсанов Р.Г. Инновационная политика в современном обществе: принципы и особенности реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. — 2013. — № 1 (23). — С. 179–183.
11. Королева А.Н. Правовая природа инновационных хабов // Актуальные проблемы правоведения. — 2020. — №2 (66). — С. 56–61. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43056007_88312966.pdf
12. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Междисциплинарные взаимодействия в современной науке: подходы и перспективы // Экономическая наука современной России. — 2017. — № 3 (78). — С. 7–21.
13. Монастырный Е.А. Инновационный кластер // Инновации. — 2006. — № 2 (89). — С. 38–43.
14. Петров А.Н., Хорева Л.В., Карпова Е.Г., Шокола Я.В. Вклад конгрессно-выставочных услуг в экономику дестинации: развитие методики оценки // Управленческое консультирование. — 2018. — №12. — С. 100–109. DOI 10.22394/1726–1139–2018–12–100–109
15. Решетникова Н.Н., Змияк С.С., Магомедов М.Г. Современные тенденции и перспективы развития индустрии MICE: российский и мировой опыт // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2020. — № 1. — С. 62–72.
16. Роздольская И.В., Ледовская М.Е., Лысенко В.В., Болотова И.С. Информативно-целевое назначение конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона // Сервис в России и за рубежом. — 2017. Т.11. Вып.1. — С. 109–124. DOI: 10.22412/1995–042X-11–1-10
17. Степанова А.Ю., Кичигин О.Э. Конгрессно-выставочная деятельность как элемент механизма инновационного развития // Сб. статей V Международной научно-практической конференции «Инновационная экономика и менеджмент». — Москва: МГУ, 2020. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49514484_59201943.pdf
18. Стуглев А.А. Деловой он-лайн — это сформировавшаяся ниша на событийном рынке // CongressTime. — 2020. — №2(11). — С. 14–15.
19. Стуглев А.А. Конгрессно-выставочная деятельность как усилитель национальной конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. — 2023. — N3 (87). — С.187–192.
20. Стуглев А.А. Синергия в макроэкосистеме брендинга страны: теоретический аспект // Бизнес. Образование. Право. — 2023. — № 4(65). — С. 171—179. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.65.849.
21. Стуглев А.А. Фонд Росконгресс как нефинансовый институт развития федерального уровня // Проблемы современной экономики. — 2023. — № 4 (88). — С. 44–49.
22. Стуглев А.А. Экосистемный подход к повышению международной конкурентоспособности страны // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2023. — №6–1(144). — С. 31–39.
23. Стуглев А.А., Ходько С.Т. Инновационные решения для экономического развития: зарубежный опыт мировых форумов // Инновации. — 2019. — № 8 (250). — С.15–18. doi 10.26310/2071–3010.2019.250.8.003
24. Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/7gWpeLi8RMSiT8RzWY18SI130KlHIRVz.pdf
25. Территория инноваций Фонда Росконгресс представил 14 проектов на Международном форуме «Эко Алтай. Нить природы» // Парус Электро 2023, 05.10 URL: https://parus-electro.ru/company/news/territoriya_innovatsiy_fonda_roskongress_predstavil_14_proektov_na_mezhdunarodnom_forume_eko_altay/
26. Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — №1. — С. 9–20. doi: 10.18334/ce.10.1.2232
27. Уразбахтина Л.Р., Дадашов Э.М., Митрофанова Е.А. Создание инновационных хабов и их влияние на развитие экономики // MODERN SCIENCE. — 2022. — №5–1. — С. 94–97. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48464186_73952462.pdf
28. Филиппова И.Г., Деревянко К.И., Карпова Е.Г., Хорева Л.В. Современное состояние рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг: проблемы и тенденции развития в крупном городе // Экономика и управление. — 2020. Т.26. — № 10. — С. 1136–1147. http://doi.org/10.35854/1998–1627–2020–10–1136–1147
29. Фонд Росконгресс подписал 34 соглашения о сотрудничестве на полях ПМЭФ-2024 // Росконгресс Пространство доверия, Новости, 13.06.2024. URL: https://roscongress.org/news/fond-roskongress-podpisal-34-soglashenija-o-sotrudnichestve-na-poljah-pmef-2024/
30. Черенков В.И., Старов С.А., Гладких И.В., Таничев А.В. Инбрендинг: вопросы генезиса, концептуализации, кодификации и целей // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2022. — №3. — С.174–187. URL: https://grebennikon.ru/article-ge0l.html
31. Черенков В.И., Стуглев А.А. Брендинг страны: некоторые вопросы концептуализации // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2023. — №3. — С. 168–179. URL: https://grebennikon.ru/article-0e8i.html
32. Черенков В.И., Стуглев А.А. Брендинг страны: от концептуализации к операционализации // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2023. — №3. — С.168–179.
33. Черенков В.И. Толстобров М.Г. Модель глобального трансфера инноваций как инструмент интернационализации российского малого высокотехнологичного бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент. 2007. — Вып. 1. — С. 43–64.
34. Afrilab and Briter Bridges. 2019. Building a conducive setting for innovators to thrive: A qualitative and quantitative study of a hundred hubs across Africa. URL: https://www.afrilabs.com/wp-content/uploads/2019/11/AfriLabs-Innovation-Ecosystem-Report.pdf
35. Ahrne, G., Brunsson, N. Organizations and meta-organizations // Scandinavian Journal of Management, 2005, Vol. 21, Iss. 4, pp. 429–449.
36. Bathelt, H., Malmberg, A., Maskell, P. Clusters and knowledge: local buzz, global pipelines and the process of knowledge creation // Progress in Human Geography, 2004, 28(1), 31–56. https://doi.org/10.1191/0309132504ph469oa
37. Berkowitz, H., Brunsson, N., Grothe-Hammer, M., Sundberg, M., Valiorgue, B. Meta-Organizations: A Clarification and a Way Forward // M@n@gement, 2022/2 Vol. 25, pp. 1–9. URL: https://www.cairn.info/revue-management-2022–2-page-1.htm
38. Berkowitz, H., Grothe-Hammer, M. From a Clash of Social Orders to a Loss of Decidability in Meta-organizations Tackling Grand Challenges: The Case of Japan Leaving the International Whaling Commission, In: Organizing for Societal Grand Challenges (Research in the Sociology of Organizations, Vol. 79), Eds. A.A. Gümüsay, E. Marti, H. Trittin-Ulbrich, C. Wickert, Emerald Publishing Limited, Leeds, pp. 115–138. https://doi.org/10.1108/S0733–558X20220000079010
39. Borodako, K., Berbeka, J., Rudnicki, M. Technology Used in Knowledge Management by Global Professional Event Services // Journal of Global Information Management. 2021, № 29(1), С. 145–163.
40. Chirchietti, N. The role of Innovation Hubs taking start-ups from idea to business. The case of Nairobi, Kenya // IZNE Working Paper Series Nr. 17/7, September 2017. URL: https://pub.h-brs.de/frontdoor/deliver/index/docId/3362/file/N_Chirchietti_The_role_of_Innovation_Hubs.pdf
41. Davis, C., Ben, B., Rachel, R., Yayboke, L. Building innovation ecosystems: Accelerating tech hub growth // McKinsey & Company, Our Insights, February 28, 2023. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/building-innovation-ecosystems-accelerating-tech-hub-growth#/
42. Getz, D., Page, S. Progress and prospects for event tourism research // Tourism Management, 2015, 52. doi:10.1016/j.tourman.2015.03.007
43. Global Innovation Hubs Index 2020 // URL: https://www.nature.com/articles/d42473–020–00535–9.pdf
44. Granstrand, O., Holgersson, M. Innovation ecosystems: A conceptual review and a new definition // Technovation, 2020, Volumes 90–91. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2019.102098
45. Hamdouch, A. Innovation Clusters and Networks: A Critical Review of the Recent Literature // 19th EAEPE Conference, Universidade do Porto, 1–3 November 2007. URL: https://www.researchgate.net/publication/228637919_Innovation_Clusters_and_Networks_A_Critical_Review_of_the_Recent_Literature
46. Khan, M.F. MICE Tourism // International Journal of Multidisciplinary Research and Development. 2015, Vol.2, Iss.4, pp.299–304.
47. Kretschmer, T., Leinonen, A., Schilling, M., Vasudeva, G. Platform ecosystems as meta-organizations: Implications for platform strategies // Strategic Management Journal, 2020, 43(5), 1–20 DOI: 10.1002/smj.3250
48. Lantz, Ch.E., Wu, K.Y. Building and managing an innovation hub: A case study of the challenges and opportunities faced by a Northern Swedish innovation hub URL: https://umu.diva-portal.org/smash/get/diva2:1118192/FULLTEXT01.pdf
49. Mejia, S.P., Montes Hincapie, J.M., Taborda Giraldo, J.A. A Hub-based University Innovation Model // Journal of Technology Management & Innovation 2019, vol. 14 no.1. http://dx.doi.org/10.4067/S0718–27242019000100011
50. Oksanen, K., Hautamäki, A. Transforming regions into innovation ecosystems: A model for renewing local industrial structures // The Innovation Journal: The Public Sector Innovation Journal, 2014, 19(2), article 5. URL: https://innovation.cc/wp-content/uploads/2014_19_2_5_oksanen-hautamaki_eco-innovation.pdf
51. Ratajczak-Mrozek, М. Cooperation, Innovations and Knowledge in MICE Tourist Product Perception // Proceedings of the 5th EMAC Regional Conference — Marketing Theory Challenges in Emerging Markets DOI: 10.13140/2.1.3031.1685
52. Renando, Ch. The Role of Innovation Hubs in Building Community Resilience — A Thesis submitted for the award of Doctor of Philosophy, 2020, University of Southern Queensland URL: https://research.usq.edu.au/download/0fc45b6bf21d41b42de9eec75016c6e7e645d5cc0ac756a5daa705abf511553d/7767688/Chad%20Renando%20PhD%20Thesis_11.5_nomarkup.pdf
53. Schulz, K.-P. The nature of innovation and implications on innovation management // “Insightful Encounters — Regional Development and Practice–Based Learning” Conference on Regional Development and Innovation Processes March 5th-7th, 2008, Porvoo — Borgå, Finland URL https://www.researchgate.net/publication/228759610_The_nature_of_innovation_and_implications_on_innovation_management:
54. Tanichev, A. Networking as a Key Factor for Successful Implementation of Innovations (Comprehensive Analysis of Russian and European Experience) // Acta Technica Corviniensis — Bulletin of Engineering, 2010, 4(10), pp. 71–74
55. Understanding Business Markets, Ed.: D. Ford Academic Press, London, 1990
56. What Is an Innovation Hub? // Innovation Quarter, March 15, 2022, URL: https://www.innovationquarter.com/articles/what-is-an-innovation-hub/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия