Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Коростышевская Е. М.
профессор кафедры экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Афанасьева О. Н.
профессор кафедры финансов и валютно-кредитных отношений
Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»,
доктор экономических наук (г. Москва)


Социально-экономическое развитие города Кисловодска как курорта государственного значения
В статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития Кисловодска в 2020–2022 гг., приобретающие особую актуальность с необходимостью развития рекреационной отрасли российского туризма. Проанализированы экономические показатели, отражающие муниципальный сегмент финансово-бюджетных отношений, инвестиционную деятельность, малое и среднее предпринимательство, развитие туризма и санаторно-курортного сектора города — курорта Кисловодск.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, развитие регионов, Ставропольский край, город-курорт Кисловодск, комплексное развитие города, пространственное развитие города, бюджет города, инвестиционный климат, МСП, туризм, санаторно-курортный сектор
УДК 338.48   Стр: 178 - 182

При наблюдающихся структурных сдвигах в сторону «деглобализации», в условиях формирования новых центров экономического роста актуальность приобретают вопросы защиты экономики России от внутренних и внешних угроз, обеспечения целостности экономического пространства страны и ее экономической независимости. Важным является достижение стратегических национальных экономических приоритетов. Основой формирования соответствующей государственной политики является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №  208, неравномерность пространственного развития в которой включена как вызов обеспечению экономической безопасности России. Регионы являются по своим характеристикам уникальными, детальный анализ их социально-экономического развития является одним из важных условий при обеспечении экономической безопасности. Присутствуют различные виды рисков, оказывающих воздействие на экономическое развитие регионов в России [1].
Ставропольский край владеет уникальными ресурсами: природными, сельскохозяйственными и другими. По этой причине он является инвестиционно привлекательным регионом. Стратегическое планирование развития Ставропольского края становится важным элементом управления, который должен определять основные долгосрочные цели развития территории [2]. Условия, в которых находится субъект, являются основой планирования развития регионов, в том числе Ставропольского края [3].
Вопросы социально-экономического развития Ставропольского края, Кавказских минеральных вод и города Кисловодска активно обсуждаются в научной литературе. Приводятся проблемы диспропорций социально-экономического развития, социально-экономического неравенства Ставропольского края [4], раскрываются характеристики и особенности ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития) «Невинномысск» [5]. Исследуются характеристики социально-экономического развития Ставропольского края [6]. Присутствуют работы [7], в которых подтверждается необходимость учета баланса интересов подсистем экономической, природной и социальной для устойчивого развития территории. Ученые — исследователи рассматривают инновационные пути развития, инновационные секторы Ставропольского края [8], показатели экономического развития Ставропольского края [9], пространственное планирование транспорта в Ставропольском крае [10], развитие региональной экономики с целью обеспечения экономической безопасности [11], особенности развития Кавминводской полицентрической агломерации [12], агломераций в Ставропольском крае [13].
Можно отдельно выделить исторические исследования по государственной политике России в развитии курортов Кавказских Минеральных Вод [14], историко-функциональным аспектам социальной работы на Кавказских Минеральных водах [15].
Все чаще встречаются труды отечественных исследователей, содержащие проблемы социально-экономического развития Ставропольского края в условиях внешних ограничений [16].
В условиях необходимости развития внутреннего туризма особое значение приобретает исследование социально-экономического развития города Кисловодск с целью принятия обоснованных управленческих решений. Основой экономического развития города Кисловодск является оказание курортно-оздоровительных услуг, формирование благоприятных условий для повышения уровня жизни населения и улучшения качества предоставления курортных и оздоровительных услуг. В результате должно увеличиться число рабочих мест, повыситься качество жизни населения, что будет способствовать экономическому развитию города.
Одним из базовых документов социально-экономического развития Ставропольского края является Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 г., утвержденная законом Ставропольского края «О Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2035 года» от 27 декабря 2019 г. № 110-кз.
29 декабря 2016 года распоряжением Правительства РФ №  2899-р утвержден перечень мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года.
В настоящее время документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие г. Кисловодска до 2035 года, включают:
1. Перечень мероприятий по комплексному развитию города-курорта Кисловодска до 2030 года. (Распоряжение правительства РФ от 29.12.2016. № 2899-Р).
2. Перечень мероприятий по комплексному развитию городов-курортов региона КМВ до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 11.09.12.2021. № 2540-Р).
3. Стратегия социально-экономического развития города-курорта Кисловодска до 2035 года (Закон Ставропольского края от 12.02.2020 № 27КЗ).
4. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города-курорта Кисловодска до 2035 года (Распоряжение правительства Ставропольского края от 15.07.12.2021. № 258-РП).
5. Стратегия пространственного развития города-курорта Кисловодска до 2035 года (Мастер-План).
Большое значение имеет подбор показателей, которые способны адекватно описать развитие и функционирование городов [17]. В научной литературе присутствуют разработки в области построения интегральных индикаторов оценки социально-экономического развития городов, например, Северо-Кавказского федерального округа [18].
Для проведения анализа социально-экономического развития города Кисловодска авторы исследовали 4 основных параметра:
1. муниципальный сегмент финансово-бюджетных отношений;
2. инвестиционная деятельность;
3. малое и среднее предпринимательство;
4. туризм и санаторно-курортный сектор.
В 2020–2022 гг. социально-экономическое развитие Кисловодска осуществлялось в условиях санкционного давления, пандемии COVID-19. Вместе с тем, в 2022 году по основным макроэкономическим показателям социально-экономическое развитие города шло поступательно и оценивается как стабильное.
Муниципальный сегмент финансово-бюджетных отношений. Важнейшим направлением региональной финансовой политики является развитие муниципальных финансов и местных бюджетов. Местные бюджеты стали выступать центральным звеном муниципальных финансов, формирующим материальную основу для реализации полномочий органов местного самоуправления.
Ключевыми задачами в финансово-бюджетной сфере являются обеспечение устойчивого наполнения бюджета, выполнение расходных обязательств, рациональное использование бюджетных средств и оптимизация бюджетных расходов, а также сохранение социальной направленности бюджета.
В 2022 г. фактическое поступление доходов в бюджет Кисловодска — 5256,9 млн руб., что больше по сравнению с 2020 г. на 1402,7 млн руб. или 136,4% (2020 г. — 3854,2 млн руб.).
Динамика доходов бюджета города-курорта Кисловодска в 2020–2022 гг., в млн рублей представлена в табл.1.

Таблица 1
Динамика доходов бюджета Кисловодска в 2020–2022 гг., млн руб.
 202020212022Динамика, %
Налоговые доходы824,2948,7911,6127
Неналоговые доходы176,7163,4139,079
Безвозмездные поступления3029,94711,34206,2139
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

В 2022 году собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета города Кисловодска составили 1050,7 млн руб., что выше показателя 2020 г. на 226,4 млн руб. или 127%.
Динамика расходов бюджета города-курорта Кисловодска в 2020–2022 гг., в млн рублей представлена в табл. 2.

Таблица 2
Динамика расходов бюджета Кисловодска в 2020–2022 гг., млн руб.
 202020212022Динамика %
Всего за год3805,65640,95207,4136
Образование1468,21943,11765,3120
Социальная политика1039,51094,61174,7113
Физическая культура и спорт93,9162,9617,2657
Жилищно-коммунальное хозяйство710,81590,3605,285
Общегосударственные вопросы232,0276,3442,4220
Культура68,357,3412,3603
Национальная экономика126,3451,0117,993
Обслуживание муниципального долга26,420,519,975
Национальная оборона4,85,17,8182
Средства массовой информации3,53,94,5126
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

За 2022 год расходы бюджета Кисловодска составили 5,207,5 млн руб., что превышает показатель 2020 года (3805,6 млн руб.) на 1401,8 млн руб. или 137%. Структура расходов бюджета города представлена следующим образом: расходы на социальную сферу — 76,2%, образование — 33,9%, социальная политика — 22,5%, культура — 7,9%, физическая культура и спорт — 11,8%.
Таким образом, в 2020–2022 гг. доходы бюджета города Кисловодска росли в основном за счет увеличения налоговых доходов и безвозмездных поступлений, однако к 2022 году произошло их некоторое сокращение.
Инвестиционная деятельность. Важным условием экономического роста является оживление инвестиционной деятельности. Задачи инвестиционной политики города достаточно разнообразны: поддержка малого предпринимательства как основы конкурентных отношений, привлечение частных инвестиций, ускоренное развитие приоритетных отраслей и сфер экономики города (санаторно-курортная, гостиничная, туристская, медицинская деятельность).
По итогам 2022 г. Кисловодск занял первое место по объему инвестиций в основной капитал в регионе Кавказских минеральных вод (КМВ) и пятое в Ставропольском крае.
Прирост инвестиций в муниципальную экономику обеспечивает экономический рост и является критерием эффективности инвестиционной политики. Путем реализации инвестиционной политики могут быть созданы институциональные предпосылки роста инвестиционной активности субъектов экономики.
В таблице 3 представлена динамика в 2020–2022 гг. инвестиций в основной капитал в Кисловодске. Общий объем инвестиций составляет 16887,5 млн руб., в том числе внебюджетные инвестиции — 13140,1 млн руб., бюджетные инвестиции — 3747,4 млн руб. Наблюдается увеличение внебюджетных инвестиций на 5202,0 млн руб. или 165,5% к 2020 году, увеличение бюджетных инвестиций на 1590,6 млн руб. или на 173,7%.

Таблица 3
Инвестиции в основной капитал в Кисловодске в 2020–2022 гг., млн руб.
Инвестиции202020212022Темп роста 2022 к 2020, %
Внебюджетные, млн руб.7938,110379,513140,1165,5%
Бюджетные, млн руб.2156,83511,43747,4173,7%
Итого:1094,913890,916887,5167,3
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

Динамика инвестиций в основной капитал за период с 2020 г. по 2022 г. показывает положительную тенденцию.
Динамика показателей, демонстрирующих социально-экономический эффект реализации инвестиционных проектов в городе-курорте Кисловодске в 2020–2022 гг. в единицах, представлена в табл. 4.

Таблица 4
Динамика показателей, характеризующих социально-экономический эффект от инвестиционных проектов в Кисловодске в 2020–2022 гг., в единицах
Наименование показателя202020212022Всего за 3 года
Инвестиционные проекты реализованные, ед.32362088
Инвестиционные проекты в санаторно-курортной и гостиничной сферах реализованные, ед.961227
Коечные места созданные, ед.31939410421755
Рабочие места созданные, ед.250345354949
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

В Кисловодске за 2022 год реализовано 20 инвестиционных проектов, в том числе 7 по строительству и 5 по оборудованию средств коллективного размещения. Динамика показателей, характеризующих социально-экономический эффект от инвестиционных проектов, представлена следующим образом: новые коечные места — 1042, что на 723 единицы или 326,6% выше показателя 2020 года, рабочие места — 354, что на 104 коечных места или 141,6% больше показателя 2020 года.
Однако, в целом в 2020–2022 гг. наблюдается тенденция сокращения количества реализованных инвестиционных проектов с 32 в 2020 году до 20 в 2022 году, что не является положительным фактом.
Возможно предположить, что помимо факторов социально-экономического характера и природно-климатического инвестиционный потенциал может зависеть от уровня образованности государственных служащих, которые осуществляют привлечение инвесторов [19]. Также для привлечения в город-курорт Кисловодск инвестиций и развития предпринимательского потенциала возможно создание и развитие в нем особой экономической зоны [20].
Повышение инвестиционной и инновационной активности должно позволить усилить технологический потенциал региона, а учитывая специализацию региона на производстве сельскохозяйственной продукции, повысить технологический уровень сельскохозяйственных производств.
Малое и среднее предпринимательство. Фактором устойчивого развития экономики и общества является малое и среднее предпринимательство (МСП). Именно оно формирует благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечения занятости населения городов-курортов.
По состоянию на 01.01.2023 г в Кисловодске зарегистрировано 7 938 субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них: индивидуальных предпринимателей — 3269 человек, крестьянско-фермерских хозяйств — 36, микропредприятий — 850, малых предприятий — 60, средних предприятий — 12, налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые) — 3711 человек.
Общее число субъектов МСП в 2022 г. по сравнению с 2020 г. увеличилось на 2800 ед. или на 154,5% (2021 г. — 6169 ед., 2020 г. — 5138 ед.) (табл.5).

Таблица 5
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в Кисловодске в 2020–2022 гг., в единицах
Категория МСП202020212022Темп роста 2022 к 2020, %
Индивидуальные предприниматели317631563269102,9
Главы крестьянско-фермерских хозяйств363836100
Малые предприятия66666090,9
Микропредприятия98488985086,4
Средние предприятия111212109,1
Самозанятые86520083711429,0
Всего513861697938154,4
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

По итогам 2022 года среднесписочная численность работников малого и среднего предпринимательства в Кисловодске составила 15261 человек, что превысило на 2616 человек или 120,6% показатель 2020 года. (табл. 6).

Таблица 6
Среднесписочная численность работников и субъектов малого и среднего предпринимательства в Кисловодске в 2020–2022 гг.
Категория МСП202020212022Динамика
2022 к 2020, %
Работники средних предприятий16941773166398,2
Работники малых предприятий19091693184596,6
Работники микропредприятий27582498230083,4
Индивидуальные предприниматели32123156306095,3
Работники у индивидуальных предпринимателей217617512646121,6
Главы крестьянско-фермерских хозяйств363836100,0
Самозанятые86520083711429,0
Всего126501291715261120,6
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

Данные табл.6 показывают сокращение к 2022 году по сравнению с 2021 годом среднесписочной численности работников средних предприятий, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств. Однако в этом же году происходил рост численности работников малых предприятий, работников у индивидуальных предпринимателей. Данные демонстрируют неравномерность численности работников и субъектов малого и среднего предпринимательства в Кисловодске.
В 2022 году в Кисловодске в рамках муниципальной программы «Экономическое развитие» (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства») были реализованы мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства для создания благоприятного предпринимательского климата.
Всего за 2022 г. муниципальная поддержка была оказана 65 представителям субъектов МСП, что меньше по сравнению с 2021 г. на 10 единиц.
Туризм и санаторно-курортный сектор. Развитие человека — важная задача государства, нацеленная на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем.
В настоящее время ключевое значение приобретает ориентация на всестороннее развитие человека. Именно человеческий фактор является главным в деле поступательного развития экономики и общества, что усиливает роль социальной сферы в развитии национальной экономики. Основной задачей развития города-курорта Кисловодска является стабильное улучшение качества жизни населения.
Российские ученые проводят отдельные исследования по развитию рекреационной отрасли российского туризма, определяют проблемы и перспективы [21]. Одним из основных показателей уровня и качества жизни населения является здоровье человека, его активное сбережение. В этой связи важнейшее значение приобретают рекреационные ресурсы, удовлетворяющие потребности человека в разнообразном отдыхе. В их числе Северный Кавказ как крупнейший и многофункциональный в рекреационном отношении регион.
Лидирующей деятельностью в структуре экономики Кисловодска являются сфера туризма, гостиничные и санаторно-курортные комплексы.
Туристско-курортная специализация Кисловодска стимулирует ускоренное благоустройство и развитие соответствующей инфраструктуры, что положительно воздействует на туристический поток города. Можно отметить в 2022 году увеличение туристического потока по сравнению с 2020 годом на 332480 человек или на 312%. Так, в 2022 году туристический поток составил 489358 человек. Данный показатель обусловлен пандемией коронавируса 2020 года.
В 2022 году в городе зафиксировано 147 средств размещения — дома отдыха, санатории, гостиницы, что составило на 9 единиц больше показателя 2020 года (Таблица 7).

Таблица 7
Динамика коечных мест, средств коллективного размещения, туристический поток в Кисловодске в 2020–2022 гг.
Наименование показателя202020212022Динамика 2022 к 2020, %
Коечные места, ед.155561595016992109,2
Действующие средства коллективного размещения, ед.138139147106,5
Туристический поток, чел.156878407761489358311,9
Источник: Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. Кисловодская газета. №18. 3 мая 2023 г.

Поступления налогов и сборов в бюджет г. Кисловодска от учреждений санаторно-курортного и гостиничного комплексов: 2020 г. — 183089 млн руб.; 2021г. — 173559 млн руб.; 2022 г. — 188, 924 млн руб. [22].
Увеличивающийся спрос на путешествия и разнообразный отдых стимулируют развитие рекреационных ресурсов, в том числе курортной базы Кисловодска и Кавказских Минеральных Вод (КМВ) в целом, относящихся к рекреационным ресурсам федерального уровня, не имеющих аналогов в мире. Формирование и развитие туристско-рекреационного комплекса обеспечивается благоприятным климатом, уникальными ландшафтами, минеральными источниками, ценными бальнеологическими ресурсами, а также достаточно высоким уровнем социально-экономического развития. За пять предыдущих лет с 2017 г. на КМВ построено 116 туристско-рекреационных объектов [23].
Однако в научной литературе присутствуют выводы о диспропорции между «спросом» и «предложением» со стороны туристов и туризма в Ставропольском крае, предложение значительно ниже спроса [24].
В рамках Комплексной программы развития Кавминвод до 2030 года планируется создать ОЭЗ Туристско-рекреационного типа в Железноводске, Кисловодске, Пятигорске. «Солнечная долина» будет самой большой зоной в Кисловодске, займет 800 га. и разместится на юго-востоке курорта. Это будет современный медицинский кластер, включающий клиниками разных профилей. Отдыхать здесь смогут не менее 220 тыс. туристов в год. Инвестиции составят 12,5 млрд рублей, рабочие места — 3 тыс.

Таблица 8
Инвестиционные площадки на курортах в 2022 г.
КурортыПлощадь, (га)Объем
инвестиций, млрд руб.
Рабочие
места, тыс.
Кисловодск80012,53
Пятигорск2421
Железноводск124447
Источник: Курортная территория — особая экономика //Аргументы и факты. 2022 г. № 51. с. 14.

Также в 2022 году в городе-курорте Кисловодске реализовывалось 12 муниципальных программ, в их числе: «Развитие туристско-рекреационного комплекса» -163,9 млн руб., «Сохранение ценных архитектурных объектов» — 56,8 млн руб.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать выводы о динамичности и стабильности социально-экономического развития города Кисловодска в 2020–2022 годах. Наблюдалась положительная динамика по ряду показателей. Перспективными видами туризма для города Кисловодска являются: экстремальный, досугово-оздоровительный, культурный и событийный, гастрономический, экологический и аграрный, промышленный [25].
Важно отметить, что для региональных и местных бюджетов характерна диспропорция доходов и расходов. Региональные и местные органы власти часто не обладают достаточными средствами для поддержки и развития социальной сферы [26].
В настоящее время присутствует потенциал развития города Кисловодска: развитие перспективных секторов, включающих производство высокотехнологичной продукции, привлечение в промышленность и в образование дополнительных инвестиций, увеличение финансирования научно-исследовательских проектов, увеличение числа сельскохозяйственных производств, повышение качества санаторно-курортного туризма, оздоровительных услуг, формирование комфортных условий для жизни с возможностями самореализации в профессиональной сфере. Важно улучшать инфраструктуру, что будет способствовать привлечению большего числа туристов и организаций, предприятий. Как следствие, будут созданы новые рабочие места, повысится качество жизни населения города Кисловодска. Нельзя забывать о развитии малого бизнеса, который играет большое значение при формировании новых рабочих мест и стимулирует экономический рост во всем регионе.
Дальнейшими направлениями исследований могут стать применение новых технологий, их развитие в городе Кисловодске.


Список использованных источников:
1. Афанасьева О.Н., Гончарова Ю.С., Попов И.В. Виды рисков, влияющих на экономическое развитие регионов РФ // Инновационная наука. — 2022. — №12–2. — С. 24–28.
2. Вицелярова К.Н., Костенко Р.В. Социально-экономическое положение Ставропольского края и стратегические направления его развития // Естественно-гуманитарные исследования. — 2023. — №3 (47). — С. 49–53.
3. Парахина В.Н., Суворова П.Ю. Экономические факторы развития Ставропольского края // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: Экономика. Политика. Право. Сборник научных трудов. Симферополь, 2023. — Издательство: ИТ «АРИАЛ». — С.34–37.
4. Агаян Ш.А., Флоринская М.В., Батаева О.Е. Влияние неоднородности социально-экономического развития территории на финансовую устойчивость Ставропольского края // Вестник Академии знаний. — 2019. — №33(4). — С. 24- 29.
5. Фролов А.С. Формирование территорий социально-экономического развития в Ставропольском крае // Вестник Института дружбы народов Кавказа (теория экономики и управления народным хозяйством) // Экономические науки. — 2019. — №3 (51). — С. 107–11.
6. Котенев А.Д., Воропинова О.А., Енина А.А. Динамические характеристики социально-экономического развития России и Ставропольского края // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. — 2021. — №1. — C.171–190. DOI: 10.47404/2619–0605_2021_1_171
7. Шебзухова Т.А., Батуров А.В., Кшишневская В.Ф. Технологии курортно-рекреационного комплекса. Анализ развития кавказских минеральных вод посредством оценки устойчивости эколого-рекреационного потенциала // Современная наука и инновации. — 2015. — №4. — С. 10- 16.
8. Миргородская О.А., Нарожная Г.А., Рябова Е.Ю. К вопросу об экономическом развитии инновационного сектора Ставропольского края // Вестник СевКавГТИ. — 2017. — Вып.1 (28). — С. 40–43.
9. Мирохина А.А., Бекетова А.С. Характеристика показателей экономического развития Ставропольского края // Региональные детерминанты и закономерности развития экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. Том II. Главный редактор О.Б. Бигдай. Издательство: Филиал ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» в г. Ставрополе. — 2018.- С. 164–167.
10. Крылов П.М. Пространственное планирование транспортной системы Ставропольского края // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. — 2018. — №2. — С. 71–79.
11. Мирохина А.А. Характеристика развития региональной экономики на примере Ставропольского края в аспекте обеспечения экономической безопасности в современных условиях // Вестник СевКавГТИ. — 2018. — Вып.1 (32). — С. 30–33.
12. Белозеров В.С., Щитова Н.А., Сопнев Н.В., Подолкин М.О. Территориальное планирование и демографическое развитие Кавминводской городской агломерации // Географический вестник = Geographical bulletin. — 2022. — № 4(63). — С. 19–33. DOI: 10.17072/2079–7877–2022–4–19–33
13. Гладилин А.В., Рязанцев И.И., Казначеева А.А., Гладилин В.А. Анализ, динамика и перспективы экономического развития агломераций в Ставропольском крае // Вестник института дружбы народов Кавказа (теория экономики и управления народным хозяйством). — 2022. — №3 (63). — С. 129–135.
14. Краснокутская Л.И., Краснокутский В.С. Государственная политика России в управлении курортами Кавказских Минеральных Вод: ее характер и особенности в 1870-е- начале 1880-х гг. // КЛИО. — 2019. — №4 (148). — С. 93–101.
15. Давыдова Е.В., Колесников И.Н. Историко-функциональная эволюция социальной работы на Кавказских Минеральных водах // Вопросы истории. — 2021. — №5–2. — С. 82–90. DOI: 10.31166/VoprosyIstorii202105Statyi36
16. Алескерова С.Э., Романенко Л.В. О социально-экономическом развитии Ставропольского края в условиях экономических угроз // Финансовая экономика. — 2021. — №2. — С. 3–6.
17. Макеев В.А. Функционирование и развитие крупного города: проблема устойчивости// Современные научные исследования и инновации. — 2015. — №6. — Ч.4. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/55334
18. Деневизюк Д.А. Комплексный подход к оценке социально-экономического развития города // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2022. — №9 (143). — С. 36–48. DOI: 10.26726/1812–7096–2022–9–36–48
19. Жуковская Н.П., Штапова И.С. Управление инвестиционным потенциалом территории: региональная практика // RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. — 2021. — Том 4. №4. — С. 93–98.
20. Михайлюк О.В., Тоноян Е.Н. Особая экономическая зона в городе-курорте Кисловодск как элемент социально-экономической системы СКФО // Современные аспекты экономики. — 2022. — №2 (294). — С.64–78.
21. Фомичев А.Н. Проблемы и перспективы развития рекреационного сегмента туристической отрасли Северного Кавказа // RUSSIAN ECONOMIC BULLETIN. — 2023. — Том 6, №1. — С. 179–184.
22. Отчет о результатах деятельности Главы города-курорта и администрации города-курорта Кисловодска за 2022 год. // Кисловодская газета. — 2023. — №18. 3 мая.
23. Курортная территория — особая экономика // Аргументы и факты. — 2022. — № 51. — с. 14.
24. Иволга А.Г., Лисова О.М., Павленко И.Г. Внутренний туризм и туристические ресурсы Ставропольского края: потенциал, ключевые сегменты, перспективные страты //Сервис В России и за рубежом. — 2023. — Т.17, №7. — С. 118–130. DOI: 10.5281/zenodo.10561364
25. Сказочкина П.А., Рокотянская В.В. Перспективы развития различных видов туризма в городе-курорте Кисловодске // Бизнес и дизайн ревю. — 2023. — №4 (32). — С. 51–67.
26. Савчишина К.Е. Современные проблемы и перспективы развития бюджетной системы России // Проблемы прогнозирования. — 2017. — № 6. — С. 101–114.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия