| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Скобельцына А. С. директор Русско-индийского информационного центра (ООО «РИИЦ»)
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат культурологии
| |
| | В статье обозначены основные этапы развития программы «India Friendly», которая стартовала в сентябре 2016 года и сейчас возобновляет свою активность после периода застоя в международном туризме, связанного с пандемией и началом СВО. В настоящий момент программа выходит на новый уровень. Подписано соглашение с Центром стратегических разработок о продвижении программы «India Friendly» в России и Индии, а также с национальной системой качества «Роскачество» о совместной сертификации объектов туризма в России. | Ключевые слова: программа «India Friendly», международный туризм, Индия, система добровольной сертификации, въездной туризм | УДК 379.85; ББК 75.8 Стр: 182 - 186 | В настоящее время в России наблюдается количественный и качественный рост всех видов туризма — как внутреннего, так и международного. Рассмотрим некоторые итоги 2023 года.
Согласно аналитическому исследованию «Сбер», в 2023 году внутренний туризм в России вырос на 28,6% по сравнению с 2022 годом [5]. Россияне совершили 153 млн поездок, путешествуя неоднократно. При этом почти половина (46,8%) этого турпотока пришлась всего на пять субъектов РФ. В топ-5 самых посещаемых туристами регионов вошли Московская область, Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Наибольший рост по этому показателю в прошлом году продемонстрировали регионы Северного Кавказа: Чеченская Республика (106%); Дагестан (89,4%); Карачаево-Черкесия (69,7%).
Также Россия восстанавливает свою привлекательность для иностранных туристов. Общее количество поездок иностранных граждан в Россию по итогам 2023 года, как следует из статистики Погранслужбы ФСБ РФ, составило 15,4 млн, из них с целью туризма — 670,69 тыс. Тем не менее, это на 86,7 % меньше, чем до пандемии в 2019 году [1].
Топ-10 стран, откуда приезжали туристы в Россию в 2023 году (тыс. человек), это Китай — 199,8; Германия — 55,8; Турция — 47,5; ОАЭ — 42,47; Туркмения — 33,7; Иран — 29,5; Казахстан — 16,29; Индия — 14,6; Эстония — 14,5; Латвия — 13,2 [10]. На фоне тяжелой внешнеполитической ситуации данные цифры выглядят более чем оптимистично.
Индия является важным стратегическим партнером России в разных отраслях экономики, в том числе и в сфере туризма.
Есть несколько причин, по которым целесообразно развивать туризм из Индии в Россию. В первую очередь следует отметить общее количество потенциальных туристов в этой стране. Население Индии составляет около 1,5 млрд чел., средний возраст — 27,5 лет, а средний класс, то есть те, кто имеет средства для путешествий за границу — самый быстрорастущий сегмент населения Индии. В период с 1995 по 2021 гг. его численность росла в среднем на 6,3% в год. Сейчас к этой категории относится более 31% населения, но по прогнозам уже к 2031 году ее доля достигнет 38%, а к 2047 году — 60% [11]. Численность среднего класса в Индии к столетию ее независимости (2047 год), как прогнозируют аналитики PRICE, может составить более 1 млрд человек [7].
Все чаще и чаще индийцы путешествуют за рубеж. Например, количество индийцев, выехавших из страны в течение 2021 года, выросло на 17,23% по сравнению с 2020 годом и на 72,9% в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Согласно прогнозам, уже в 2030 году граждане Индии совершат 5 млрд поездок. При этом общие расходы на зарубежные поездки достигнут $410 млрд [9].
Большинство индийских граждан (98,5%), выезжающих из страны, путешествуют воздушным транспортом, остальные 0,8% путешествуют по суше, а 0,8% — по морю. Большинство вылетов за границу граждан Индии (41,23 %) было совершено из аэропортов Дели и Мумбаи [19]. Наиболее привлекательными направлениями для зарубежных поездок являются Объединенные Арабские Эмираты, США, Великобритания, Бангладеш, Канада, Австралия и некоторые другие страны, однако в отчете Министерства по туризму Индии за 2021 год среди 15 наиболее популярных направлений для зарубежных поездок упоминается и Россия [19, C.5].
Россия как туристская дестинация интересна индийцам с точки зрения климата, особенностей культуры, длительной, начиная с Афанасия Никитина, истории взаимоотношений, крепкого экономического партнерства. Многие индийцы учатся и работают в России. Сегодня в условиях внешнеполитических и экономических санкций связи между Россией и Индией получили дополнительные стимулы для развития.
Назовем основные факторы, влияющие на рост турпотока из Индии в Россию.
Во-первых, с 2023 года индийцы могут въехать в Россию по электронной визе. Это существенно упростило и удешевило оформление документов. Электронную визу вводили еще в 2019 году, но пандемия и СВО приостановили эту процедуру. И вот она вновь заработала.
Во-вторых, курс рубля к доллару и индийской рупии в настоящий момент благоприятен для индийцев, что делает стоимость туров в Россию ниже, чем, например, в США или Европу. Следует отметить, что индийцы ассоциируют Россию в большей степени с Европой и европейской культурой, чем с Азией и Востоком в целом.
В-третьих, важным фактором роста турпотока из Индии в Россию является деятельность по продвижению туристских ресурсов России на индийском туристическом рынке. Эти вопросы решаются как на государственном уровне, так и с помощью частной инициативы.
К сожалению, многое в данный момент мешает развитию международного туризма. Во-первых, это экономические санкции стран Запада, отсутствие возможности оплачивать услуги в России банковскими картами Visa и Master Card, а также сложности для туроператоров в осуществлении безналичных платежей между странами. Как раньше, так и сейчас, транспортное сообщение между Индией и Россией осуществляется только с помощью авиаперелетов, и количество рейсов явно недостаточно. В настоящий момент ежедневно летает рейс Аэрофлота по маршруту Москва-Дели, также есть рейсы с пересадками через ОАЭ и другие страны. Но, несмотря ни на что, индийские туристы хотят посетить Россию, а туроператоры, преодолевая, порой, большие сложности, организуют для них эти поездки.
Большую работу по продвижению достопримечательностей России среди индийского турбизнеса ведет Русский информационный центр (РИЦ) в Индии. [14] РИЦ был создан в 2013 году как частная компания, но при содействии и под патронатом Генерального Консульства России в Мумбаи. 13 декабря 2013 года состоялась церемония открытия, начал работу контактный центр в Гоа, в задачи которого входила информационная поддержка русских туристов, помощь в трудных ситуациях, а также обеспечение русскоязычным персоналом отелей Гоа. К открытию контактного центра был приурочен выпуск дайджеста «Краски Гоа». Инициатор создания и бессменный руководитель РИЦ — Екатерина Белякова, россиянка, создавшая семью с индийцем и много лет проживающая в Индии. | | | Рис. 1. Логотип Русского информационного центра в Индии | В марте 2014 года РИЦ дебютировал в международной туристической выставке MITT 2014 в Москве. Участие в мероприятии было организовано совместно с Министерством Туризма штата Гоа.
Постепенно наметилось второе направление в деятельности РИЦ — продвижение России как туристического направления для зарубежных поездок индийцев и организация туров в Россию.
В сентябре 2015 года эксперты РИЦ приняли участие в конференции, на которой обсуждались перспективы безвизового обмена группами туристов между Индией и Россией. Конференция прошла с участием представителей Ростуризма и Министерства туризма индийского штата Гоа.
В январе 2016 года по инициативе РИЦ стартовала «Программа по развитию взаимного турпотока между Россией, странами Евразийского экономического союза и Индией», целью которой стало увеличение взаимного туристического потока. Запуск программы с презентацией туристического потенциала Санкт-Петербурга и Крыма прошёл 29 февраля 2016 года в Мумбаи в Российском центре науки и культуры. Мероприятие прошло при участии Министерства по туризму индийского штата Махараштра [21].
В апреле 2016 года РИЦ при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и Городского туристско-информационного бюро провёл первый рекламный тур для индийских туроператоров, в ходе которого они посетили Москву и Санкт-Петербург. В офисе туристско-информационного бюро Санкт-Петербурга состоялась деловая встреча с представителями Ассоциации туристических агентств Индии. Представители Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга выразили готовность задействовать все возможности для привлечения гостей из Индии, в том числе ходатайствовать о смягчении визового режима [8]. По результатам тура Русский информационный центр в Индии (РИЦ) с учетом мнения Генерального Консульства РФ в Мумбаи разработал инструкцию по работе с индийскими туристами для принимающих туроператоров, отельеров и рестораторов России [12]. Документ был посвящён особенностям индийского менталитета, традициям и привычкам жителей страны, предпочтениям туристов в еде и способах отдыха. Одновременно была выпущена памятка для индийского туриста, который планирует посетить Россию, где было рассказано про то, почему русские улыбаются реже чем индийцы, про культурные особенности русских, а также рекомендации относительно питания, а именно, где в России можно найти привычную индийцам еду, в том числе вегетарианскую [22]. Так был дан старт программе «India Friendly».
Программа «India Friendly» — это система добровольной сертификации субъектов индустрии туризма и гостеприимства, которая позволяет создавать для туристов из Индии комфортные условия пребывания вдали от дома. Ее авторами стали Екатерина Белякова и Пареш Навани, управляющие партнеры РИЦ [16, 17]. | | | Рис.2. Логотип программы «India Friendly» | В сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о старте программы. Его участники: Visit Russia (ФГУП «Национальный маркетинговый центр по туризму» Ростуризма), Союз национальных и международных туристических информационных организаций (СОНАТО), Северо-Западное региональное отделение Российского Союза Туристской Индустрии (РСТ), Русский Информационный центр в Индии (РИЦ), Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ). Соглашение позволило сторонам эффективно координировать действия, направленные на создание комфортных условий пребывания в стране индийских туристов, а также продвигать Россию как популярное направление туризма на индийском рынке, совместно проводить маркетинговые мероприятия любого формата — от пресс- и инфо-туров до участия в индийских выставках и роуд-шоу [20].
Для реализации программы в марте 2017 года в Санкт-Петербурге был создан Русско-индийский информационный центр (ООО «РИИЦ»), сотрудники которого отвечают за разработку методических документов программы, обучение и инспекцию на предмет соответствия требованиям программы, консультируют по вопросам приема индийских туристов, рекламы и маркетинга в Индии.
Участникам программы, а это российские отели, предприятия питания и другие объекты инфраструктуры туризма, требуется выполнить ряд условий, необходимых для того, чтобы индийские туристы чувствовали себя комфортно. После обучения и проведения аудита, предприятиям выдается Сертификат соответствия India Friendly. В период с 2017 по 2020 гг. участниками программы стали 25 отелей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Екатеринбурге, Крыму [4].
Одним из первых участников программы «India Friendly» стал московский отель «Вега Измайлово». Уже в первый год совместной работы с помощью несложных действий удалось добиться результатов, которые выражены в лояльном отношении гостей из Индии, их положительных отзывах и рекомендациях [2].
В отелях, которые прошли сертификацию «India Friendly» должно быть следующее:
– англоговорящий персонал;
– оплата по банковским картам;
– знание персоналом особенностей межкультурной коммуникации с туристами из Индии;
– информационные указатели, ТВ-каналы, информационные материалы на английском языке;
– доставка багажа в номер;
– кондиционер, чайник и некоторые другие особенности оборудования номера;
– организация питания из блюд индийской кухни, в том числе вегетарианского;
– размещение специальных указателей в меню и на шведском столе, касающихся состава блюд, их принадлежности к вегетарианской диете или диете джайнов (особое религиозное течение в Индии).
Структура программы «India Friendly» состоит из трех взаимосвязанных блоков: обучение, сертификация и маркетинг.
1. Обучающие семинары и тренинги на тему особенностей межкультурной коммуникации с туристами из Индии проводятся для персонала контактной зоны туристского предприятия. Этим занимаются штатные сотрудники РИИЦ и привлеченные эксперты. В организации тренингов и разработке методической составляющей партнером РИИЦ выступает факультет сервиса, туризма и гостеприимства Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), и Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций (ИБИН). Всего в период 2017–2024 гг. было проведено более 35 тренингов, как для предприятий — участников программы, так и для широкой аудитории специалистов, занятых в индустрии туризма и гостеприимства. В этом случае инициаторами и организаторами выступали комитеты по туризму и туристско-информационные центры регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Иркутск, Крым, Екатеринбург, Сочи, Мурманск и др.) и медиахолдинг Profi.Travel.
Обучение поваров основам индийской кухни и рецептам базового меню, достаточного для обслуживания индийских групп по системе комплексного питания, проводится для поваров предприятия питания, входящего в состав отеля. Обучение проводили как повара-индийцы, так и российские повара, прошедшие специальную стажировку в ресторанах в Индии. Шеф повар программы «India Friendly» Илья Шапиро как раз относится ко второй группе — он долго жил в Индии, где работал в индустрии размещения и питания. При этом, по наблюдениям РИИЦ, российские предприятия питания более охотно соглашались на обучение на своей площадке поварами из России, русскоговорящими, у которых есть санитарная книжка, чем индийскими — у которых нет ни того, ни другого, и обучение приходилось проводить на арендованной кухне. Для методического обеспечения кулинарных мастер-классов экспертами РИИЦ было подготовлено пособие по индийской кухне с рецептами индийских блюд и блюд русской кухни, адаптированных под требования индийцев [6].
2. После обучения отель должен подготовить свою материальную базу в соответствии с требованиями программы. Далее штатными сотрудниками РИИЦ проводилась инспекция предприятия. Теперь, после заключения договора с «Роскачеством», процедура инспекции и сертификации будет осуществляться совместно [15].
3. После успешного прохождения сертификации для предприятия организуются маркетинговые мероприятий на туристическом рынке Индии (инфо-туры, рассылки, участие в выставках, информационные семинары для турагентов и др.). Логотип компании-участника размещается на сайте India Friendly.in, который продвигается в Индии и уже достаточно хорошо известен среди участников индийского туристического рынка.
В сентябре 2024 года, в связи с ожидаемым ростом турпотока из Индии, программа «India Friendly» вышла на новый уровень. Подписаны два соглашения — с национальной системой качества «Роскачество» и Центром стратегических разработок (ЦСР), в составе которого есть Центр развития международного туризма.
Роскачество и РИИЦ будут сертифицировать туристские объекты по стандарту India Friendly. Соответствующее соглашение подписали заместитель руководителя Национальной системы качества «Роскачество» Юлия Михалева и генеральный директор РИИЦ Анна Скобельцына. «Сегодня в создании комфортных условий для путешественников, а также увеличении въездного туристического потока, ключевую роль играет внедрение высоких стандартов обслуживания. Основная задача India Friendly, как и у ранее запущенных China и Muslim Friendly, — сделать удобной, понятной и доступной среду пребывания иностранных гостей в России», — отметила Юлия Михалева [13].
Соглашение о сотрудничестве с РИИЦ в сфере продвижения России на туристическом рынке Индии подписали Анна Скобельцына и Генеральный директор Центра стратегических разработок Павел Смелов. Он отметил, что «ЦСР ведет большую работу по наращиванию въездных туристических потоков. В программе продвижения туристского потенциала России Индия определена как одна из дружественных и приоритетных стран. В этом году наши эксперты уже приняли участие в крупной международной выставке SATTE в Нью-Дели и представили там единый национальный туристический бренд Discover Russia. С Русско-индийским информационным центром будем совместными усилиями повышать осведомленность индийской аудитории о разнообразных возможностях для путешествий в Россию. РИИЦ — одни из первых, кто начинал работу с «INDIA FRIENDLY» на объектах отечественной индустрии гостеприимства, и сегодня коллеги присоединятся к работе над стандартом, которую ведут ЦСР и Роскачество. Совместная работа позволит нам сделать пребывание индийцев в России максимально комфортным» [18]. Таким образом, все маркетинговые мероприятия для предприятий-участников программы «India Friendly» в Индии будут проводиться совместно с Центром стратегических разработок.
Инфо-туры или рекламные туры — один из способов лучше узнать о дестинации. Всего РИЦ совместно с РИИЦ собрали и провели более двух десятков рекламных туров в Россию. В сентябре 2024 года рекламный тур стал одновременно и мотопробегом. ЦСР, РИИЦ и Тверская область организовали пятый Международный мотопробег, посвящённый русскому путешественнику Афанасию Никитину — знаковой фигуре для истории российско-индийской дружбы [3]. Байкеры, которые в этот раз одновременно являются и турагентами, проехали по маршруту Москва-Тверь-Петербург-Тихвин-Вологда-Ярославль-Москва — сначала на мотоциклах, потом на автомобилях и лично познакомились с достопримечательностями под руководством представителей региональных министерств туризма. Важность рекламных туров определяется еще и тем, что индийцы гораздо чаще бронируют поездку после личного общения с турагентами, уже побывшими в России и готовыми делиться своими впечатлениями.
В ближайших планах команды «India Friendly»:
– восстановить партнерские отношения с отелями, которые проходили обучение и сертифицировались в период до пандемии (2017 — начало 2020 гг.);
– привлечь новых участников (желательно, чтобы во всех регионах России, которые представляют интерес для индийских туристов, были отели и рестораны, прошедшие сертификацию «India Friendly»);
– создать сеть и единую базу сертифицированных объектов размещения и питания «India Friendly» по всей России;
– увеличивать в регионах число англоговорящих гидов, а также гидов, владеющих хинди;
– проводить обучающие семинары для участников российского туристического рынка;
– доработать систему добровольной сертификации «India Friendly» до уровня государственного стандарта. | | | Рис. 3. Директор Центра развития международного туризма Юлия Максутова и директор РИИЦ Анна Скобельцына с участниками Пятого мотопробега имени Афанасия Никитина. |
| |
|
|