Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024
Салимьянова И. Г.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Трейман М. Г.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Инновационный потенциал стран ЕАЭС и его развитие в современных условиях
В статье представлены особенности организации взаимодействия стран-участниц ЕАЭС в области управления инновационным развитием, рассмотрены приоритеты стран и их перспективы экономической деятельности. Проведен анализ инновационных индексов, который дает возможность спрогнозировать изменения в инновационной деятельности. Показано, что приоритетными направлениями развития инновационного потенциала является формирование технологических инноваций, создание цифрового пространства и общей цифровизации отраслей народного хозяйства.
Ключевые слова: управление инновациями, инновационный потенциал, экономическое развитие страны, инновационная политика, интеграция стран ЕАЭС
УДК 338.2; ББК 65   Стр: 13 - 16

Инновационная деятельность в современных странах должна поступательно развиваться, но инновации, с одной стороны, это двигатель прогресса, а с другой — рисковый инструмент, поэтому необходимо выработать четкую стратегию развития инновационной деятельности и определить ее приоритетные направления. Евразийский экономический союз является перспективным объединением именно для совместного инновационного развития государств и их взаимодействие в рамках ЕАЭС дает возможность более прогрессивно действовать как в части развития национальной инновационной политики, так и в рамках совместного сотрудничества, что будет способствовать совокупному росту экономик.
Взаимодействие государств на уровне ЕАЭС даёт одновременно возможность добиться им технологического суверенитета. Данное объединение позволяет создать общую систему управления инновациями, а совместные проекты и софинансирование позволяют внедрять их как на региональном и локальном, так и на межстрановом уровне. Для осуществления совместной эффективной деятельности в данном направлении необходимо создать систему нормативно-правовых актов и сформировать правовое поле разработки, внедрения и регулирования деятельности всех участников инновационного процесса. В нормативно-правовых документах также будет отражаться ответственность сторон в части инновационной деятельности.
Развитие и гармонизация инфраструктуры инноваций, а также формирование совместного внешнего рынка — все это перспективные направления инновационного развития стран Евразийского экономического союза. Уровень ЕАЭС дает возможность регулировать государственные отношения в области инноваций в современной действительности. На основании совместных усилий появится больше возможностей сформировать внешний рынок инноваций, позволяющий создавать благоприятные условия и факторы для их развития [8].
В табл. 1 представлены основные приоритеты развития стран-участниц ЕАЭС.

Таблица 1
Распределение приоритетов в политике стран-участниц ЕАЭС [4], [6]
№ п/пСтранаОсновные приоритеты страны
123
1ЕАЭС– Организация макроэкономической устойчивости предприятий.
– Формирование условий для деловой активности и инвестиционной привлекательности стран.
– Модернизация и технологическое развитие стран путем внедрения инноваций.
– Развитие инновационной инфраструктуры.
– Рациональное использование ресурсов и энергоэффективность.
– Реализация внешнеторгового потенциала.
– Осуществление регионального развития.
2Армения– Формирование промышленных кластеров, планируется 11 кластеров: медицинский, химический, ЖКХ-сфера, логистическая деятельность, туристическая сфера, информационно-коммуникационные технологии, энергетика, химическое производство, развитие АПК-комплекса и др.
– Развитие информационные технологий.
– Развитие экспортных отраслей: ювелирная промышленность, фармацевтика, биотехнологическая отрасль и др.
3Беларусь– Развитие принципов цифровой трансформации экономики.
– Формирование национальной инновационной системы.
– Рост конкурентоспособности промышленного комплекса и сельскохозяйственных отраслей.
– Развитие внутреннего и внешнего туризма.
– Улучшение управления лесным хозяйством страны.
4Казахстан– Улучшение использования государственных активов и корректировка кредитно-денежной политики страны.
– Необходимость создания инновационных решений в области черной и цветной металлургии, нефтяной отрасли, строительной и информационной сферы.
– Развитие робототехники и генной инженерии.
– Индустриализация экономики страны с помощью программы «100 шагов».
– Перспективное развитие инноваций в транспортной сфере.
– Создание логистического хаба, транспортно-логистической инфраструктуры, морских портов на западе страны, что позволит улучшить логистическое взаимодействие с Россией, Китаем, Ираном и странами Евросоюза.
5Кыргызстан– Развитие отрасли горнодобычи.
– Развитие отраслей сельского хозяйства и формирование кластеров по АПК.
– Создание новых объектов в области гидроэнергетики.
6Российская Федерация– Развитие транспортно-логистического комплекса.
– Всеобщая цифровизация и внедрение информационных технологий.
– Повышение конкурентоспособности промышленного комплекса.
– Инновационные решения в промышленном комплексе, энергетике, АПК, логистическом секторе.


Таким образом, страны ЕАЭС при совместном взаимодействии смогут выстроить эффективную инновационную политику и улучшить показатели экономической деятельности. Наибольший вклад страны планируют осуществлять в технологические инновации, а также развивать различные типы высокотехнологичных индустрий. Отдельно необходимо развивать цифровизацию и осуществлять цифровую трансформацию основных производственных процессов в различных отраслях.
Все эти предпосылки дадут возможность сформировать модель горизонтальной и вертикальной интеграции внедрения инновационных разработок в различные сферы экономической жизни общества. В первую очередь, согласно спросу и трендам стран, важнейшим является технологическое развитие, поэтому упор будет сделан на производственный сектор. Органы государственной власти и местного самоуправления являются полноправными участниками инновационной деятельности, а иногда и регулируют ее. Инновационная экономика дает возможность странам ЕАЭС планомерно и системно изменяться, а также наращивать конкурентоспособность отдельных сфер деятельности и отраслей промышленности [7].
На рис. 1 представлена оценка рейтинга глобального инновационного индекса, позволяющего оценить уровень развития инноваций в разных странах.
Рис. 1. Рейтинг Глобального инновационного индекса за 2023 год по странам-участникам ЕАЭС

Объединение инновационных потенциалов стран дает возможность странам ЕАЭС усиливать свои конкурентные позиции и наращивать экономические возможности. Благодаря данному типу взаимодействия будет налажено сотрудничество между странами в инновационной деятельности и создано единое инновационное пространство, позволяющее эффективно обмениваться результатами инновационной деятельности. Развитие инновационной деятельности будет способствовать повышению интереса к инновациям в развивающихся странах. Все эти факторы способствуют формированию инновационных стратегий стран [10].
Рост инновационного потенциала за счет трансграничного сотрудничества позволяет улучшать интеграционные трансграничные отношения, которые формируются за счет создания высокотехнологичного и наукоемкого производства. Инновационный потенциал стран растет за счет постоянного взаимодействия между странами, что позволяет развивать логистику и трансграничное движение капитала, что привлечет дополнительное инвестирование [1].
В настоящее время инновационный потенциал стран ЕАЭС неоднороден в связи с различиями в экономической и инновационной политике стран. Отсюда возникает необходимость обратить внимание на распределение ресурсов для организации инновационной деятельности стран. Как известно, ресурсы также являются движущей силой инновационной деятельности и без них нет возможности создать полноценный инновационный продукт [3], [5].
Одним из условий формирования инновационной модели экономики является эффективная организация внешнеторгового оборота между государствами, входящими в ЕАЭС, которая способствует рациональному распределению экономических ресурсов.
Рис. 2. Динамика по индексу инноваций по странам мира, %

Согласно представленным статистическим данным, инновационная деятельность стран ЕАЭС пока отстает от стран Европейского союза. Главная проблема, препятствующая развитию инфраструктурной базы инноваций, заключается в отсутствии эффективной инновационной политики и недостаточности финансирования инновационной деятельности, из-за чего существенно снижается инновационная активность компаний в странах ЕАЭС. Следовательно, необходимо создать систему мер государственной поддержки и стимулирования предпринимателей к инновационной деятельности, что будет способствовать внедрению наукоемких и высокотехнологичных производств и подъему экономики стран ЕАЭС в целом [12].
Одной из причин слабого развития наукоемкости в странах ЕАЭС является низкий уровень инновационной активности частного сектора: «доля инновационно активных предприятий в государствах ЕАЭС составляет 5–20% (в Кыргызстане — 5%, в Казахстане — 11%, в России — 12%, в Беларуси — 20%) по сравнению с 70–80% в передовых странах [2].
Необходимо модернизировать промышленный сектор, как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения фундаментальных и прикладных исследований, что даст возможность повысить наукоемкость и усилить научно-исследовательскую деятельность. В настоящее время создана программа финансирования «Евразийская инновационная система», источниками финансирования в данном случае будет бюджет стран ЕАЭС. Евразийская интеграция приближается к фазе зрелости, но при этом важно создать комплексные подходы к развитию хозяйственной деятельности. Именно интеграция позволяет создать межстрановую промышленную кооперацию, что даёт возможность развивать инновационную деятельность в рамках созданного промышленного комплекса [11].
Совместное развитие высокотехнологичного производства позволит изменить тип экономического развития и за счет эффективного взаимодействия страны ЕАЭС смогут перейти на новый технологический уклад. Одними из самых важных его направлений являются биотехнологии, развитие ИТ-сектора, нанотехнологии.
К совместным инновационным направлениям развития стран ЕАЭС можно отнести следующие [9]:
1. Создание сетевого взаимодействия в системе высшего образования и совместных программ обучения, что способствует активизации инновационных методов образования.
2. Формирование промышленных кластеров, технологических и цифровых платформ, развитие совместной транспортно-логистической инфраструктуры, что способствует внедрению высоких технологий и созданию новых производства, а также модернизации традиционных.
3. Активизация научной деятельности в промышленном комплексе, способствующей развитию наукоемких производств, повышению качества и конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Совместное сотрудничество стран способствует диверсификации экономики. Взаимодействие государств в данном случае занимает центральное место, поскольку позволяет создавать совместные государственные программы по развитию и формированию инновационной базы.
Переход к новому технологическому укладу возможен в случае обеспечения непрерывного инновационного процесса и постоянного взаимодействия стран ЕАЭС. Необходимо вырабатывать связь между производителем продукции и ее потребителем, что позволит обеспечить межотраслевую координацию инноваций. Важным аспектом для развития инноваций являются процессы инвестирования, но необходимо учитывать, что инновационные процессы имеют высокие риски, что отталкивает потенциальных инвесторов консервативного типа. В рамках ЕАЭС должен быть создан единый механизм регулирования инновационных процессов, который позволит развивать инновационные разработки и гармонизировать их в рамках нормативно-правовых документов, действующих на государственном уровне. Также необходимо внедрять единые стандарты качества и развивать инновационные процессы; унификация норм и ГОСТов дает возможность выходить на рынки друг друга и создавать продукцию, пользующуюся спросом в странах-партнёрах. Экономическая интеграция становится фактором экономического роста, что позволяет положительно влиять на промышленный сектор. Интеграция в рамках ЕАЭС дает возможность организовать сокращение транзакционных издержек, а безвизовый режим и сокращение таможенных издержек дает странам большие преимущества в организации взаимной торговли.
Заключение. Отметим, прежде всего, рост конкурентоспособности на внутреннем рынке ЕАЭС, особенно это коснулось промышленного сектора. В то же время наблюдаются разновекторные тенденции в экономической политики государств ЕАЭС. В этой связи необходимо создать единую стратегию конкурентоспособности, которая будет включать в себя:
1. анализ и последующую оценку конкурентных преимуществ объекта конкуренции;
2. оценку изменений условий среды при внешней и внутренней конкуренции;
3. формирование стратегического плана для прогнозирования различных конкурентных ситуаций.
Для реализации стратегии необходимо учитывать следующие моменты:
– разработанный план должен корректироваться согласно изменению внешних условий;
– мероприятия, включенные в стратегию, должны выполняться.
Как известно, для обеспечения успеха в глобальной экономической конкуренции необходимы условия для научно-технологического развития. Совместная инновационная инфраструктура сможет создать необходимое логистическое сообщение между Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерации.
Софинансирование технологических проектов позволит странам развивать инновационную деятельность во всех отраслях народного хозяйства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
а) совместное инновационное развитие стран ЕАЭС позволит странам-участницам повысить экономическую эффективность и улучшить инновационную политику;
б) совместное развитие промышленности и сельского хозяйства даст возможность странам внедрять инновации, хотя они и сопряжены с риском, но совместное финансирование государственных программ в данном направлении позволяет их преодолеть. Наиболее перспективными направлениями для совместной инновационной деятельности являются: промышленный сектор, АПК, информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, инновационные подходы в расширении научно-технической и производственно-технологической кооперации промышленных предприятий стран-участниц ЕАЭС, опережающее освоение новых перспективных технологий, развитие цифровых пространств и цифровых инструментов, создание единых нормативно-правовых документов в области инновационной деятельности и создание унифицированной инновационной политики дает возможность повысить конкурентоспособность экономик стран за счет интеграции инновационных процессов.


Список использованных источников:
1. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. — 2013. — №3. — C. 3–37.
2. Глазьев С.Ю., Митяев Д. А., Ткачук С. П. «О возможностях экономического развития ЕАЭС в долгосрочной перспективе» (научный доклад) [Электронный ресурс] — Режим доступа https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/d34/NIR_macro.pdf (дата обращения 19.03.2024)
3. Кабат П., Винокуров Е., Ровенская Е. Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения / Санкт-Петербург: Европейский банк развития, Центр интеграционных исследований: [Laxenburg]: International institute for applied systems analysis, 2016. — 35 с.
4. Карпович О.Г., Мантусов В.Б. Евразийский экономический союз в контексте новых глобальных изменений: монография — Москва: РИО Российской таможенной академии, 2018. — 142 с.
5. Комов М.С. Формирование единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы: монография. — Москва: МАКС Пресс, 2021. — 127 с.
6. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты: монография — Новокузнецк: Петровский К.В., 2020. — 131 с.
7. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз: инструменты защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции: монография. — Москва: Проспект, 2018. — 320 с.
8. Осадчая Г.И. Евразийский экономический союз: потенциал развития, формат сотрудничества: монография. — Москва: Экон-Информ, 2021. — 346 с.
9. Сунгуров А.Ю. Как возникают политические инновации: «Фабрики мысли» и другие институты-медиаторы. — Москва: РОССПЭН, 2015. — 382 с.
10. Хейфец Б.А. Как модернизировать Евразийский экономический союз / Российская академия наук, Институт экономики. — Москва: Институт экономики РАН, 2019. — 44 с.
11. Lanfer J. Innovationen in Politik und Gesellschaft / Jens Lanfer. — Wiesbaden: Springer VS, cop. 2018. — 520 c.
12. Stoneman P. Soft innovation: economics, product aesthetics and the creative industries /Paul Stoneman. — [Repr.]. — Oxford [etc.]: Oxford univ. press, 2011. — 366 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия