| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024 | | Кашбразиев Р. В. профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва),
доктор экономических наук Левина К. А. студент Факультета международных экономических отношений
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)
| |
| | Статья посвящена изучению потенциала России в качестве страны, возглавляющей объединение углеродных рынков БРИКС. Рассматриваются современное состояние и перспективы развития углеродных рынков стран БРИКС. Анализируются предпосылки и потенциальное влияние российских инициатив в области углеродных рынков на международное сотрудничество и сглаживание последствий введения трансграничного углеродного налога Евросоюза (ЕС). В результате проведенного исследования сделаны выводы о ведущей роли России в процессе интеграции углеродных рынков стран БРИКС. | Ключевые слова: углеродные рынки, БРИКС, торговля углеродными единицами, ESG-Ассоциация БРИКС, трансграничный углеродный налог | УДК 339.9 Стр: 24 - 27 | В ответ на чрезвычайную и неотложную климатическую ситуацию растет интерес к углеродным рынкам, выступающим в качестве меры снижения антропогенного воздействия на климат, инструмента стимулирования высокотехнологичных отраслей и важнейшего средства обеспечения углеродной нейтральности.
К настоящему времени сложились две рыночные схемы сокращения выбросов: 1) система обязательного углеродного квотирования и торговли (далее — система торговли выбросами, emission trading system, ETS), 2) добровольный рынок углеродных единиц.
В рамках ETS правительства устанавливают верхний предел выбросов, или общее количество разрешений (квот) на загрязнение, которые распределяются между регулируемыми фирмами. Распределение квот может осуществляться либо путем их бесплатного предоставления, либо путем продажи на аукционах. Одно разрешение, соответствующее одной тонне CO2, становится правом собственности, которое фирма может продать другим субъектам рынка, которые превысили свой предел выбросов [1].
Развитие ETS создало основу для добровольного рынка углеродных единиц в секторах, не охваченных системой обязательного углеродного квотирования и торговли. Механизм функционирования добровольного углеродного рынка заключается в том, что свободные от квотирования предприятия реализуют климатические проекты и продают единицы сокращения выбросов регулируемым предприятиям для покрытия (компенсации) недостающих квот. Заметим, что вырученные средства от продажи углеродных единиц не только обеспечивают дополнительный источник монетизации климатического проекта, но и стимулируют инвестиции в научные исследования и разработки для последующей модернизации производства [2].
По состоянию на май 2023 года, 25 стран внедрили национальные системы торговли выбросами [3, с. 29], также произошло становление международного добровольного рынка углеродных единиц с участием специализированных компаний-верификаторов, выполняющих функции оценки и подтверждения сокращения выбросов.
В этой связи интересен опыт стран БРИКС по развитию правовых и институциональных основ рыночных схем сокращения выбросов. Представим обобщенную информацию по текущему состоянию углеродных рынков в странах объединения в таблице 1.
Таблица 1
Текущее состояние углеродных рынков стран БРИКС [4–11]Страна | Статус системы торговли выбросами | Статус добровольного рынка углеродных единиц |
---|
Бразилия | Запуск планируется в 2026 году | Действует | Россия | Действует в рамках пилотного проекта с 2022 года | На начальной стадии развития | Индия | Запуск планируется в 2025–2026 гг. | Действует | Китай | Действует с 2021 года, предшествовали региональные пилотные проекты с 2013 года | Действует | Южно-Африканская Республика | Не анонсирована | Действует | Египет | Запуск планируется в 2024 году | Действует | Эфиопия | Не анонсирована | Действует | Объединенные Арабские Эмираты | Не анонсирована | Действует | Иран | Не анонсирована | На начальной стадии развития | Саудовская Аравия | Не анонсирована | Действует |
Из всех стран, представленных в таблице 1, наиболее продвинутым опытом регулирования национального углеродного рынка обладает Китай. В 2021–2022 гг. китайская национальная система торговли выбросами — крупнейшая в мире по объему квотируемых выбросов — зарегистрировала совокупный объем транзакций по передаче углеродных единиц на сумму 11,03 млрд юаней, обеспечивая сокращение 240 млн тонн СО2 [4]. Бразилия, Индия и Египет намерены в ближайшие годы ввести ограничения на выбросы и обязать компании, превышающие установленные квоты, платить за дополнительное загрязнение от экономической деятельности [5–7]. ЮАР, Эфиопия, ОАЭ и Саудовская Аравия поддерживают инфраструктуру добровольного углеродного рынка, ориентированного на международную торговлю углеродными единицами [8–11]. Ограниченное использование Ираном возможностей рыночных схем сокращения выбросов следует объяснить отсутствием технологий и международной финансовой поддержки для осуществления климатических проектов.
Что касается России, развитие национального рынка углеродных единиц имеет хорошие перспективы: идет интенсивное формирование инфраструктуры российского углеродного рынка и активная разработка методологической базы для сопровождения вывода углеродных единиц на рынок. По данным на 29 июня 2024 года, утверждено и опубликовано 17 методологий климатических проектов [12]. Достаточно быстрые темпы развития бизнеса — в российском реестре углеродных единиц зарегистрировано 28 климатических проектов и более 79 миллионов планируемых к выпуску углеродных единиц (около 1,9 миллионов уже выпущено). Приведем в таблице 2 перечень сделок с углеродными единицами в России по состоянию на 30 апреля 2024 года.
Таблица 2
Сделки с углеродными единицами в России [13–14]Дата | Место проведения | Продавец | Покупатель | Объем сделки | Цена | Сентябрь 2022 г. | НТБ | ООО «ДальЭнергоИнвест» | АО «ТАМАК», ООО «СовТех Волго-Вятка» (Группа «Сбер») | 20 ед. | 1000 руб./ед. | Декабрь 2022 г. | Вне биржи | ГК «БерезкаГаз» | ООО «Кофемания» | н/д | н/д | Август 2023 г. | Green Digital Platform | ПАО «Сибур Холдинг» | Группа Qiwi | 3121 ед. | н/д | Сентябрь 2023 г. | Вне биржи | ПАО «РусГидро» | ООО «Удоканская медь» | 1000 ед. | н/д | Ноябрь 2023 г. | НТБ | АО «Сибур Химпром» | ООО «Карбон Зиро», «ГПБ Комплект» (АО) | 2735 ед. | 700 руб./ед. |
Теперь рассмотрим тенденции развития углеродного рынка России, способствующие международной кооперации со странами БРИКС по линии углеродных рынков. Можно дать положительную оценку движению углеродного рынка России от внебиржевых сделок к организованным торгам с рыночным ценообразованием. Соответствующая инфраструктура реализована на Национальной товарной бирже (Группа «Московская биржа»). Если первая биржевая сделка в сентябре 2022 года общим объемом 20 углеродных единиц носила больше символический характер, то в результате торгов в ноябре 2023 года было продано 2735 углеродных единиц по средневзвешенной цене 700 рублей. Данная цена (ниже 10 долл. США за единицу сокращения СО2) соответствует практике стран со средним уровнем дохода [3, с. 29]. Аукцион является наиболее распространенной формой торговли выбросами в мире, которой планирует придерживаться и Китай.
Значимым событием для российского рынка углеродных единиц в 2023 году стал допуск иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, к открытию счета в российском углеродном реестре. Принятая мера будет способствовать покупке российских углеродных единиц дружественными странами (БРИКС, ЕАЭС и т.д.) и увеличению ликвидности данного рынка.
Страны БРИКС обладают исключительным потенциалом реализации климатических проектов. Только в природных экосистемах России потенциал сокращения выбросов составляет от 100 до 400 млн тонн СО2 [15]. Однако для использования этого потенциала необходимо создание следующих условий:
1) развитие отрасли климатических проектов;
2) налаживание международного обмена технологиями и опытом в области декарбонизации;
3) введение механизмов трансграничной передачи углеродных единиц.
Далее анализируются причины, по которым Россия, будучи страной, испытывающей определенные трудности в перечисленных областях, может взять ведущую роль в координации усилий по объединению углеродных рынков БРИКС.
В сегодняшних геополитических условиях российские компании практически не имеют возможности продать углеродные единицы на международном рынке, так как крупнейшие международные верификаторы (Verra, Gold Standard и др.) отказывают в регистрации климатических проектов из России [16]. Инициированный «Группой семи» запрет на осуществление инвестиций в ключевые секторы российской экономики, включая энергетический сектор, ставит Россию перед необходимостью развивать собственные инновационные разработки для снижения уровня выбросов. Вместе с тем, целесообразно рассмотреть возможность получения критически важных технологий и оборудования от дружественных стран. Кроме того, политизация международных механизмов учета результатов климатических проектов поднимает для России вопросы создания международной инфраструктуры для взаимного признания и совместного использования углеродных единиц в рамках дружественных объединений.
В этой связи весьма актуальной представляется инициатива России по созданию климатического совета БРИКС, выдвинутая в декабре 2023 года представителем крупнейшего российского финансового института — ПАО «Сбербанк» [17]. Данная инициатива может способствовать созданию единой основы для углеродного регулирования в странах БРИКС и цифровой платформы для обмена технологическими практиками в сфере снижения углеродного следа.
Создание цифровой платформы для недискриминационного доступа к зарубежным экологически чистым технологиям развивает ранние предложения Платформы энергетических исследований стран БРИКС, запуск которой также был российской инициативой в части создания «интегрированного технологического оператора» и «совместных режимов демонстрации проектов чистой энергетики» [18]. Продвижение совместных исследований, а также намерения стран БРИКС стимулировать взаимные инвестиции в энергетику крайне важны для России в условиях санкционного давления западных стран.
В рамках XXVII Петербургского международного экономического форума, проведенного в июне 2024 года, стало известно о создании Ассоциации БРИКС по вопросам устойчивого развития (далее — ESG-Ассоциация) — своеобразной консолидации предыдущих планов по объединению подходов стран БРИКС к климатическому регулированию и «зелёному» развитию. Инициатором выступил АО «Газпромбанк» [19]. Создание ESG-Ассоциации БРИКС, несомненно, будет способствовать активизации работы по различным направлениям климатической повестки, включая развитие единой инфраструктуры углеродного рынка БРИКС. ESG-Ассоциация БРИКС, выступая в роли консультационного органа, могла бы предоставить многостороннюю оценку рисков имплементации углеродных рынков с учетом национальных особенностей стран объединения.
Совместная разработка единой платформы для реестров углеродных единиц обеспечит России сближение с углеродными рынками дружественных стран и увеличит сотрудничество с институтами развития данного объединения в процессе создания основ трансграничной углеродной торговли.
В настоящее время становится актуальным вопрос зачета углеродных единиц, выпущенных в России и других странах БРИКС для уменьшения трансграничного углеродного налога Евросоюза. Механизм его уплаты предполагает, что импортеры товаров в ЕС будут покупать сертификаты на выбросы углерода, соответствующие содержанию углерода во ввозимых товарах, по цене европейской ETS (по данным на март 2024 года около 63 евро за тонну CO2 [20]). Высокая цена на углерод в Европе по сравнению со странами БРИКС приведет к оттоку финансовых ресурсов из этих стран, что в краткосрочной перспективе вызовет сокращение производства. Потенциальное воздействие трансграничного углеродного налога ЕС неравномерно распределено между регионами и в основном приходится на Китай, Россию и Индию [21]. При этом стоимость сертификата может быть уменьшена на сумму, которую уплатит импортер в стране происхождения товара в связи с осуществлением выбросов в результате его производства [22]. Например, российский производитель мог бы приобрести необходимый объем углеродных единиц, компенсирующий выбросы его продукции, и впоследствии уменьшить европейский углеродный налог при её продаже в ЕС.
Между тем, стало известно о намерениях Глобального углеродного совета (GCC) по аккредитации российских верификаторов углеродных единиц, что положит начало их международному признанию на Глобальном Юге [23]. Гармонизация методологий климатических проектов и таксономий под эгидой ESG-Ассоциации БРИКС позволила бы преодолеть разрозненность в национальных стандартах оценки выбросов и выпуска углеродных единиц и привести их в соответствие с мировой практикой, в том числе европейской. Положительные примеры признания российских методологий развитыми странами уже имеются. Так, Сингапур создал прецедент, заявив о готовности приобретать российские углеродные единицы в силу их высокого качества [24]. Данное обстоятельство означает, что на национальном уровне и на уровне интеграционных образований является востребованным научный подход к определению достоверности результатов климатических проектов, которым руководствуется и Россия. ESG-Ассоциация БРИКС могла бы стать центром экспертизы в области климата и устойчивого развития, который бы удовлетворял требованиям как развивающихся, так и развитых стран.
Формирование единого перечня доверенных верификаторов углеродных единиц стран БРИКС как одно из направлений деятельности ESG-Ассоциации БРИКС представляется средством повышения качества углеродных единиц БРИКС, гарантии их признания и широкого использования для снижения торговых барьеров, создаваемых климатической политикой развитых стран. Добавим, что единый реестр позволит компании, открывшей в нем счет, видеть климатические проекты из десяти ведущих развивающихся стран и определять, чьи углеродные единицы она намерена купить или кто является потенциальным покупателем результатов её климатических проектов.
Подводя итог исследованию, отметим, что рассмотренные российские инициативы способствуют развитию отрасли климатических проектов и введению механизмов трансграничной передачи углеродных единиц. Тем не менее, в целях комплексного сотрудничества стран БРИКС в области углеродных рынков представляется целесообразным включить в рабочую программу ESG-Ассоциации создание механизмов международного обмена технологиями и опытом в области декарбонизации.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что России отведена особая роль в согласовании и направлении действий по интеграции углеродных рынков стран БРИКС, подтверждаемая активной разработкой предложений в области международной кооперации. |
| |
|
|