| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024 | | Ильина Ю. В. зам. директора по общим вопросам
Института тепло- и массообмена им. А.В. Лыкова
Национальной академии наук Беларуси (г. Минск)
| |
| | В статье проведен анализ функционирования и выполнения государственных закупок, в том числе в энергетике, в рамках евразийского экономического пространства. Показано, что для совершенствования интеграционных процессов в ЕАЭС необходимо формирование единого финансового рынка и гармонизация законодательства в сферах, регулирующих государственные закупки. Для обеспечения эффективности торгово-экономических отношений в энергетике в рамках ЕАЭС предложен подход, основанный на внедрении цифровых технологий на базе блокчейн в межгосударственный закупочный процесс на общем энергетическом рынке. | Ключевые слова: энергетика, ЕАЭС, энергетический рынок, государственные закупки, автоматизация закупочного процесса, правовое регулирование, электронно-цифровая подпись | УДК 330.101.2 Стр: 32 - 34 | Энергетика — одна из основных отраслей экономики любой страны и является важнейшей ее составляющей. В то же время энергетика как сфера производства является стратегической в обеспечении экономической и национальной безопасности в рамках международных отношений. Возможность покрыть потребности в энергии возможностями собственной страны, а именно: со стороны производств, домохозяйств, инфраструктурных объектов — доступна не всем странам.
Общий рынок энергоресурсов в Евразийском экономическом союзе планируется запустить с 1 января 2025 года. По словам министра по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбека Кожошева: «Создание общего рынка электроэнергии откроет возможность его участникам осуществлять трансграничную торговлю на евразийском пространстве, причем стоимость электроэнергии будет формироваться с использованием биржевых механизмов, что обеспечит ее прозрачность».
В странах-участниках ЕАЭС энергетическая отрасль является естественной монополией, деятельность которой контролируется государством. Финансирование этой отрасли в основном также осуществляется из бюджетных средств. Поэтому сделки, совершаемые энергетическими предприятиями, должны регулироваться национальными законами о государственных закупках, которые приняты и действуют во всех государствах-участниках ЕАЭС. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям. Однако, выход на общий энергетический рынок евразийского пространства требует разработки особых подходов и инструментов для адаптации и гармонизации национальных законодательств, обеспечения транспарентности совершаемых сделок и повышения эффективности закупочного процесса. Одним из таких инструментов является внедрение в общий евразийский рынок цифровых технологий, в частности — блокчейн.
О необходимости цифровизации государственных закупок в странах ЕАЭС заявляют на самом высоком уровне. Так, президент Беларуси Александр Лукашенко 8 мая 2024 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве отметил, что «существуют проблемы, снижающие темп интеграционных процессов, и они относятся к цифровизации государственных закупок в странах ЕАЭС».
Тема цифровизации закупочного процесса не является новой, и в то же время происходящие преобразования в экономике в целом, и в системе государственного заказа в частности, обусловливают формирование новых подходов для организации закупочного процесса и развития экономических и функциональных взаимоотношений между всеми участниками данного процесса в рамках ЕАЭС, включая сферу энергетики.
Договор о Евразийском союзе от 29 мая 2014 г. содержит основные положения по закупкам, которые представлены в разделе XXII Договора [1]. Кроме того, соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г. создало единое экономическое пространство между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Соглашение включает несколько этапов, предусматривающих цифровизацию экономических отношений между этими странами.
• Первый этап (для Российской Федерации и Республики Беларусь) — до 1 января 2012 г.: реформирование законодательства, внедрение информационных систем для проведения закупочного процесса в электронном формате, введение национального режима.
• Второй этап (для Республики Казахстан) — до 1 июля 2012 г.: корректировка законодательства, внедрение информационных систем для проведения закупочного процесса в электронном формате.
• Третий этап (для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) — до 1 января 2014 г.: введение национального режима для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Ст. 88 Договора о Евразийском союзе установлены базовые принципы осуществления государственных закупок. Государства-члены определяют следующие цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок (далее — закупки):
– регулирование отношений в сфере закупок законодательством государства-члена о закупках и международными договорами государств-членов;
– обеспечение оптимального и эффективного расходования средств, используемых для закупок в государствах-членах;
– предоставление государствам-членам национального режима в сфере закупок;
– недопустимость предоставления третьим странам режима в сфере закупок более благоприятного, чем предоставляемый государствам-членам;
– обеспечение информационной открытости закупочного процесса;
– обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена, другим государством-членом;
– обеспечение наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти государства-члена в сфере закупок (допускается выполнение этих функций одним органом);
– установление ответственности за нарушение законодательства государств-членов о закупках;
– развитие конкуренции, а также противодействие коррупции и другим злоупотреблениям в сфере закупок [1].
К основным методам осуществления государственных закупок в государствах-членах ЕАЭС относятся:
– открытый конкурс, который в том числе может предусматривать двухэтапные процедуры и предварительный квалификационный отбор;
– запрос предложений (если это предусмотрено законодательством о закупках);
– биржевые торги (если это предусмотрено законодательством о закупках);
– закупки из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
При этом государства-члены обеспечивают проведение конкурса и аукциона только в электронном формате и стремятся к переходу на электронный формат при осуществлении других способов закупок [1].
Вопросам энергетической интеграции посвящены три приложения к Договору о ЕАЭС.
1. Приложение №21 «Протокол об электроэнергетике, включающий вопросы обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики».
2. Приложение №22 «Протокол о газе, включающий правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, а также основы ценообразования и тарифной политики».
3. Приложение №23 «Протокол о нефти, регламентирующий порядок организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов».
Договор о Евразийском экономическом союзе устанавливает положения, касающиеся государственных закупок. Однако, законодательство Евразийского экономического союза «О государственных закупках» не соответствует той роли, которая представлена на уровне государств-членов и отражена в их национальном законодательстве. Рассматривая модель системы государственного заказа в различных отраслях экономики в странах ЕАЭС, необходимо обратить внимание на некоторые недостатки функционирования:
– разрозненность в правовых и административных механизмах формирования государственного заказа;
–отсутствие должных кадровых резервов для успешной реализации закупочного процесса;
– слабая внутренняя системная организация работы органов государственной власти в сфере закупок;
– необходимость внедрения новых технологических решений с целью обеспечения транспарентности контрактов и открытости рынков.
Преимуществами текущего состояния государственных закупок в ЕАЭС являются следующие:
– предоставление национального режима для участников процедур закупок из стран ЕАЭС;
– переход к электронному формату закупок;
– единые перечни закупок в формате «один источник».
Несмотря на заметный прогресс в развитии нормативной правовой базы, основным существенным недостатком на пути к гармонизации в интеграционном процессе является отсутствие общей платформы для проведения государственных закупок и взаимного признания электронных цифровых подписей (ЭЦП). Это нивелирует усилия стран ЕАЭС в цифровизации закупочного процесса.
В таблице 1 представлены статистические данные по составу государственных закупок в разрезе проведенных в 2022 г. процедур закупок в странах ЕАЭС.
Таблица 1
Состав госзакупок в разрезе процедур (в % от общей стоимости закупок в стране) [2]Страна | ОК | ЭА | ЗП | ЗЦП (ЗК) | БТ | ОИ (ЕП) | ИС | Армения | 34,3 | 14,1 | – | 9,1 | – | 42,4 | – | Беларусь | 11,0 | 13,4 | – | 2,2 | 0,7 | 72,6 | – | Казахстан | 52,9 | 0,2 | – | 3,4 | 0,7 | 37,7 | 5,2 | Кыргызстан | 52,0 | – | – | 24,0 | – | 24,0 | 0,2 | Россия | 30,4 | 41,9 | 0,1 | 0,9 | – | 26,3 | 0,4 | ОК — открытый конкурс, ЭА — электронный аукцион, ЗП — запрос предложений, ЗЦП (ЗК) — запрос ценовых предложений (запрос котировок), БТ — биржевые торги, ОИ (ЕП) — закупка из одного источника или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), ИС — иные способы.
Государственные закупки в основном осуществлялись (97,6% в стоимостном выражении) с применением трех из шести предусмотренных правовыми нормами ЕАЭС способов:
– электронный аукцион, доля госзакупок по итогам которого составила 36,3% от общей стоимости заключенных в ЕАЭС договоров (контрактов) о госзакупках;
– открытый конкурс — 32,4%;
– способ закупок из одного источника либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — 28,95%.
Следует отметить, что неконкурентная процедура закупки из одного источника (у единственного поставщика) в ряде стран занимает превалирующую позицию.
Доля взаимных закупок товаров (работ, услуг) государств-участников ЕАЭС составляет 1,6 %, при этом доля товаров (работ, услуг) из третьих стран составляет более 78 %.
Для повышения результативности закупочного процесса в государствах-участниках ЕАЭС, в том числе в энергетической отрасли, необходимо, в рамках системы государственных закупок внедрять современные smart-технологи и цифровые инструменты. Как отмечалось выше, одним из таких инструментов может являться блокчейн, который позволяет вывести систему государственного заказа на новый уровень гласности и транспарентности, что приведет к повышению ее эффективности. Применение данного инструмента позволит оптимизировать закупочный процесс, снизить затраты, повысить качество приобретаемых товаров, работ и услуг.
Технология блокчейн открывает множество возможностей при внедрении в систему государственного заказа в ЕАЭС. Можно ожидать снижение затрат и улучшение целостности исполнения государственного заказа, что повлечет повышение уровня транспарентности при реализации закупочного процесса. В связи с введением с 1 января 2025 года общего рынка энергетики в евразийском экономическом пространстве, целесообразно внедрить блокчейн для регулирования экономических отношений в этом секторе экономики с последующим распространением его на другие сегменты закупочного процесса в ЕАЭС.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения технологии блокчейн рассмотрим на примере официальных статистических данных в стоимостном выражении по государственным закупкам, проведенным в рамках ЕАЭС в 2022 г. Согласно критериальной методике оценки эффективности закупочного процесса, разработанной автором [3], в настоящее время из предусмотренных законодательствами стран ЕАЭС процедур закупочного процесса, неудовлетворяющими требованиям конкурентности, гласности и транспарентности являются закрытый конкурс и процедура закупки из одного источника. Количественно экономический эффект от внедрения блокчейна в систему государственного заказа можно рассматривать через призму изменения величин, разработанных автором базисных критериев оценки конкурентности, гласности, транспарентности (К, Г, Т) и интегрального критерия результативности (Р) государственных закупок [3]. Очевидно, что внедрение блокчейна влечет увеличение количества процедур, удовлетворяющих требованиям конкурентности, гласности и транспарентности (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос ценовых предложений и биржевые торги) за счет уменьшения доли процедур закупочного процесса, неудовлетворяющих этим требованиям. Ожидаемый эффект постепенного внедрения блокчейна в систему государственного заказа ЕАЭС, рассчитанный по указанной методике, представлен на рисунке 1. | |  | Рис. 1. Динамика результативности внедрения блокчейна в систему государственного заказа (на основе официальных данных ЕАЭС о стоимостях государственных закупок, проведенных в 2022 году [2]) | Выводы. Евразийский экономический союз находится на стадии формирования и обладает большим потенциалом. Для эффективного функционирования общего рынка государственных закупок во всех сферах экономики, включая энергоресурсы, необходимо продолжить работу по гармонизации законодательств государств-участников ЕАЭС в формате признания единых подходов к реализации закупочных процессов, создания унифицированных информационных систем, а также во взаимном признании электронного документооборота, формирование и использование электронных цифровых подписей, выдаваемых Национальными центрами в странах ЕАЭС.
Внедрение углубленной цифровизации на основе технологий блокчейн, с учетом его сегодняшней технологической зрелости и простоты внедрения, в межгосударственный закупочный процесс стран ЕАЭС в сфере энергетики приведет к существенному экономическому эффекту. Достигается это за счет сокращения закупочных процедур, неудовлетворяющих критериям конкурентности, гласности и транспарентности, которые в настоящее время составляют в количественном плане около 30% от всех проведенных процедур межгосударственного закупочного процесса стран ЕАЭС. |
| |
|
|