| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024 | | Кучумов А. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Еремичева П. Ю. аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье проводится оценка вклада цифровой экономики в ВВП России и Китая, входящих в межгосударственное объединение БРИКС. Проанализированы ключевые экономические показатели за последние несколько лет, выявлена доля сектора цифровой экономики. Статья раскрывает ключевые тенденции развития цифровой экономики в качестве приоритетных направлений в экономическом развитии двух стран, отражает перспективы развития цифровой экономики. | Ключевые слова: ВВП России, ВВП Китая, цифровая экономика, ВВП, экономический рост, цифровизация, БРИКС | УДК 330.101.541 Стр: 35 - 37 | Необходимость всестороннего развития государств стимулирует объединительные потребности для решения общих интеграционных вопросов, достижения торгово-промышленных, политических и иных целей, обмена опытом и формирования комплекса инструментов, с помощью которых можно сократить число проблем в указанном контексте. Содружество стран БРИКС является одним из таких объединений и рассматривает общие интересы в сфере безопасности, политических и экономических вопросов, поощряет общее стремление стран-союзников к обеспечению конкурентоспособности на мировой арене, выработку механизмов выгодного сотрудничества в сфере торговли и формирование справедливого многополярного мира.
Одной из задач в повестке объединения государств БРИКС является достижение развития цифровой экономики, которое является одной из основных задач для достижения цели повышения конкурентоспособности. Однако существуют проблемы, связанные с состоянием базового обеспечения, разрозненным опытом освоения базовых цифровых технологий и в принципе общим потенциалом стран-союзников, которые не позволяют ставить участников на один уровень. В связи с этим, в данной статье были выбраны крупные экономики двух стран — России и Китая, которые объединены стремлением к прогрессу, схожей системой ценностей, историческим прошлым, общими инфраструктурными и нефтехимическими проектами и постоянно растущей взаимной торговлей, а также стремлением к развитию высокотехнологичных секторов экономики.
Прежде всего, следует рассмотреть значения ВВП и позиции цифровой экономики в его структуре. Данный показатель относится к общей рыночной стоимости всех товаров и услуг, которые производятся в стране и важен для понимания уровня жизни и состояния экономики. Ниже предложена сравнительная диаграмма, где выделены статистические данные по внутреннему валовому продукту КНР и России (рис. 1). | |  | Рис. 1. Темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) России и Китая (2018–2023 гг., %)
Источник: составлено автором по источникам [11; 14; 15] | Анализируя диаграмму, следует отметить, что в ней оцениваются темпы и интенсивность роста показателя ВВП в рассматриваемых государствах в сравнении с предыдущим периодом. Можно сказать, что за последние несколько лет наблюдаются практически цикличные перепады значений, что объясняется отчасти последствиями пандемии COVID-19. Безусловно, наблюдаемые отрицательные значения, в частности в ВВП Китая, отражают положение экономики в период тяжелой эпидемиологической обстановки и в периоды рецидивов, когда другие страны восстанавливались, в государстве проводилась экстремальная политика по нивелированию негативного эффекта от эпидемии, что приводило к резкому экономическому торможению. В России прослеживается аналогичная ситуация, но причиной экономического спада в 2022 году стали санкции. Стоит отметить, что у государств более выгодное положение нежели у традиционно крепких экономик, таких как США (4,2%) и стран-лидеров Европейского союза, среди которых выделяется Германия (3%). Вклад цифровой экономики в ВВП Китая также компаративно выше по сравнению с самыми развитыми государствами в мире. Далее представлен рис.2, который отражает динамику изменения объема цифрового рынка в Китае. | |  | Рис. 2. Изменения объемов рынка цифровой экономики в Китае (2005–2022 гг., трлн CNY)
Источник: составлено автором по источнику [12] | Анализируя представленные данные, важно отметить, что номинальный рост цифровой экономики в годовом исчислении превышает номинальный рост ВВП страны (на 5,3%). Так, можно сказать, что к 2019 году цифровая экономика составила приблизительно 6% от основного экономического показателя Китая, что в сравнении с другими странами Азии — Южной Кореей (8%) и Японией (10%) позволяет оценивать ИТ-сектор как менее развитый и не являющимся настолько влиятельным в общей структуре экономики. Оценивая долю Китая на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий, которые составляют неотъемлемую часть цифровой экономики, т.к. являются инструментами управления процессами внутри нее, важно отметить, что уже на 2020 г. показатель Китая составил 12,3% [13]. Рассматривая настоящий период, Китай демонстрирует снижение значения вклада ИКТ на 0,6%, что несущественно повлияло на его положение относительно государств ЕС.
Изучая тенденции поддержки развития цифровой экономики, как значимого сектора в Китае, стоит рассмотреть управленческие вопросы. Руководство страны отмечает значимость расширения и совершенствования сектора кибербезопасности, в связи с чем были предприняты нормативные меры по регулированию ситуаций со злоупотреблением информационными потоками, сохранением качества функционирования программного обеспечения и контролем монополистического поведения в условиях рынка. Далее представлена таблица 1, в которой отражены описываемые меры по регулированию цифровой экономики в Китае и их характеристики.
Таблица 1
Меры по регулированию цифровой экономики в КитаеИнициатор | Год | Категория документа | Описание | Гос. администрация по регулированию рынка (State Administration for Market Regulation) | 2021 | Свод антимонопольных документов, руководящие принципы | Сдерживание монополистического поведения крупных платформ, усиление контроля рынков эл. коммерции. Поощрение честной конкуренции и защиты потребителей | Постоянный Комитет 13-го Всекитайского собрания народных представителей | 2021 | Закон о безопасности данных (DSL) | Фокус на локализации данных, экспорте информации и требованиях к ее защите | — | 2021 | Закон о защите личной информации (наряду с Законом о безопасности данных, Законом о кибербезопасности) (PIPL) | Укрепление правовой системы, ориентированной на обеспечение безопасности и защиту личной информации | Центр. орган регулирования интернета (надзорный, контролирующий орган) (CAC) | 2022 | Административные положения об информационных услугах мобильных интернет-приложений | Маркер, выделяющий приверженность власти к регулированию конфиденциальности и безопасности использования моб. приложений | Источник: составлено автором по источникам [5;16]
Рассматривая обзор нормативных нововведений в качестве основы стратегии дальнейшего развития цифровой отрасли в Китае, важно отметить, что существенный упор сделан на обеспечение информационной безопасности и совершенствовании всевозможных мер по обеспечению цифрового контроля. С точки зрения практической реализации описанных задач, следует заметить, что по итогам Пекинской декларации XIV саммита БРИКС — 2022 была сформирована группа по цифровой экономике, образованная отчасти с учетом представителей группы по вопросам электронной торговли [9].
Переходя к оценке внутреннего валового продукта России, необходимо подчеркнуть, что страна в настоящий период времени переживает ускоренный экономический рост. На рисунке 3 отражены значения показателя за период с 2018 по 2023 гг. | |  | Рис. 3. Рост внутреннего валового продукта (ВВП) в России (2018–2023 гг., млрд руб.)
Источник: составлено автором по источнику [10] | Анализируя представленные данные, важно заметить, что прослеживается устойчивый рост ВВП в рублях, что аргументируется оперативными и активными действиями со стороны государства с точки зрения восстановления экономики после кризисов последних лет и в связи с прямым поручением Президента Российской Федерации обеспечить вхождение страны в четверку крупнейших экономик мира по объему анализируемого показателя [1]. Говоря о доле цифровой экономики в структуре ВВП страны, следует отметить, что сейчас она составляет 3,9%, тогда как к 2025 году планируется увеличение данного показателя за счет цифровизации экономики на 4,1–8,9 трлн руб., что обеспечит от 19% до 34% роста [4]. Важно отметить, что представленный процент практически в два раза ниже чем у Китая, США и стран-представителей ЕС. Возможно, что такие результаты могут свидетельствовать о том, что долгое время в качестве базы под экономический рост рассматривалось решение задач по повышению качества человеческого капитала и иных трудовых ресурсов, что сместило фокус на другие проблемы. Однако, по итогам заседания общественного совета Минцифры, удалось скорректировать результаты реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», определенного на период с 2019 по 2024 год. Среди первостепенных задач в документе были выведены такие, как создание устойчивой системы правового регулирования сектора, обеспечение информационной безопасности с использованием отечественных наработок, создание конкурентоспособной инфраструктуры, совершенствование систем обработки, передачи и хранения данных [8]. Среди успешных проектов были выявлены такие, как:
– формирование базового цифрового каркаса;
– инфраструктурное совершенствование в цифровой среде;
– развитие телеком-отрасли;
– развитие экосистем, укрепление роли и расширение функциональных возможностей искусственного интеллекта и т.д. [7].
Следует отметить, что в России присутствует определенная тенденция, связанная с технологическими, цифровыми и иными инновационными преобразованиями, которые являются инструментом или средством при стратегическом развитии отдельных отраслей или компаний, что формирует определенные препятствия для составления регламентов и принятия управленческих решений в отношении развивающихся высокотехнологичных отраслей со стороны государственных органов. Эта же проблема приводит к сложностям при составлении нормативно-правовой базы в контексте конкретных механизмов инноваций, их использования в изменении структуры производства предприятий, моделировании новых продуктов, преобразовании результатов деятельности и т.п. Подобный момент подчеркивает тот факт, что стратегия развития цифровой экономики сработала медленнее, чем предполагалось.
Несомненно, что на опыте членов объединения БРИКС государство курирует ключевые направления в экономике, организацию институциональной среды, также как и является одной из сторон, участвующих в инновационном развитии, т.к. инновации — один из современных секторов, стимулирующих финансовые потоки. С 2015 года в рамках развития общих интересов членов образования БРИКС было организовано порядка 13 рабочих групп и международных платформ, направленных на реализацию технологического сотрудничества [6].
Таким образом, спорные моменты в вопросах организации развития цифровой экономики и повышения ее вклада во внутренний валовый продукт государства присутствуют у членов БРИКС на приблизительно равном уровне. В то же время, правильное стратегическое планирование укрепления цифрового сектора в экономике государств — это необходимый шаг на пути к качественному изменению ситуации в направлении технологического суверенитета. |
| |
|
|