Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов 5-го Казанского международного конгресса евразийской интеграции – 2024
Кучумов А. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Еремичева П. Ю.
аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Вклад цифровой экономики в рост ВВП России и Китая
В статье проводится оценка вклада цифровой экономики в ВВП России и Китая, входящих в межгосударственное объединение БРИКС. Проанализированы ключевые экономические показатели за последние несколько лет, выявлена доля сектора цифровой экономики. Статья раскрывает ключевые тенденции развития цифровой экономики в качестве приоритетных направлений в экономическом развитии двух стран, отражает перспективы развития цифровой экономики.
Ключевые слова: ВВП России, ВВП Китая, цифровая экономика, ВВП, экономический рост, цифровизация, БРИКС
УДК 330.101.541   Стр: 35 - 37

Необходимость всестороннего развития государств стимулирует объединительные потребности для решения общих интеграционных вопросов, достижения торгово-промышленных, политических и иных целей, обмена опытом и формирования комплекса инструментов, с помощью которых можно сократить число проблем в указанном контексте. Содружество стран БРИКС является одним из таких объединений и рассматривает общие интересы в сфере безопасности, политических и экономических вопросов, поощряет общее стремление стран-союзников к обеспечению конкурентоспособности на мировой арене, выработку механизмов выгодного сотрудничества в сфере торговли и формирование справедливого многополярного мира.
Одной из задач в повестке объединения государств БРИКС является достижение развития цифровой экономики, которое является одной из основных задач для достижения цели повышения конкурентоспособности. Однако существуют проблемы, связанные с состоянием базового обеспечения, разрозненным опытом освоения базовых цифровых технологий и в принципе общим потенциалом стран-союзников, которые не позволяют ставить участников на один уровень. В связи с этим, в данной статье были выбраны крупные экономики двух стран — России и Китая, которые объединены стремлением к прогрессу, схожей системой ценностей, историческим прошлым, общими инфраструктурными и нефтехимическими проектами и постоянно растущей взаимной торговлей, а также стремлением к развитию высокотехнологичных секторов экономики.
Прежде всего, следует рассмотреть значения ВВП и позиции цифровой экономики в его структуре. Данный показатель относится к общей рыночной стоимости всех товаров и услуг, которые производятся в стране и важен для понимания уровня жизни и состояния экономики. Ниже предложена сравнительная диаграмма, где выделены статистические данные по внутреннему валовому продукту КНР и России (рис. 1).
Рис. 1. Темпы роста внутреннего валового продукта (ВВП) России и Китая (2018–2023 гг., %)
Источник: составлено автором по источникам [11; 14; 15]

Анализируя диаграмму, следует отметить, что в ней оцениваются темпы и интенсивность роста показателя ВВП в рассматриваемых государствах в сравнении с предыдущим периодом. Можно сказать, что за последние несколько лет наблюдаются практически цикличные перепады значений, что объясняется отчасти последствиями пандемии COVID-19. Безусловно, наблюдаемые отрицательные значения, в частности в ВВП Китая, отражают положение экономики в период тяжелой эпидемиологической обстановки и в периоды рецидивов, когда другие страны восстанавливались, в государстве проводилась экстремальная политика по нивелированию негативного эффекта от эпидемии, что приводило к резкому экономическому торможению. В России прослеживается аналогичная ситуация, но причиной экономического спада в 2022 году стали санкции. Стоит отметить, что у государств более выгодное положение нежели у традиционно крепких экономик, таких как США (4,2%) и стран-лидеров Европейского союза, среди которых выделяется Германия (3%). Вклад цифровой экономики в ВВП Китая также компаративно выше по сравнению с самыми развитыми государствами в мире. Далее представлен рис.2, который отражает динамику изменения объема цифрового рынка в Китае.
Рис. 2. Изменения объемов рынка цифровой экономики в Китае (2005–2022 гг., трлн CNY)
Источник: составлено автором по источнику [12]

Анализируя представленные данные, важно отметить, что номинальный рост цифровой экономики в годовом исчислении превышает номинальный рост ВВП страны (на 5,3%). Так, можно сказать, что к 2019 году цифровая экономика составила приблизительно 6% от основного экономического показателя Китая, что в сравнении с другими странами Азии — Южной Кореей (8%) и Японией (10%) позволяет оценивать ИТ-сектор как менее развитый и не являющимся настолько влиятельным в общей структуре экономики. Оценивая долю Китая на мировом рынке информационно-коммуникационных технологий, которые составляют неотъемлемую часть цифровой экономики, т.к. являются инструментами управления процессами внутри нее, важно отметить, что уже на 2020 г. показатель Китая составил 12,3% [13]. Рассматривая настоящий период, Китай демонстрирует снижение значения вклада ИКТ на 0,6%, что несущественно повлияло на его положение относительно государств ЕС.
Изучая тенденции поддержки развития цифровой экономики, как значимого сектора в Китае, стоит рассмотреть управленческие вопросы. Руководство страны отмечает значимость расширения и совершенствования сектора кибербезопасности, в связи с чем были предприняты нормативные меры по регулированию ситуаций со злоупотреблением информационными потоками, сохранением качества функционирования программного обеспечения и контролем монополистического поведения в условиях рынка. Далее представлена таблица 1, в которой отражены описываемые меры по регулированию цифровой экономики в Китае и их характеристики.

Таблица 1
Меры по регулированию цифровой экономики в Китае
ИнициаторГодКатегория документаОписание
Гос. администрация по регулированию рынка (State Administration for Market Regulation)2021Свод антимонопольных документов, руководящие принципыСдерживание монополистического поведения крупных платформ, усиление контроля рынков эл. коммерции. Поощрение честной конкуренции и защиты потребителей
Постоянный Комитет 13-го Всекитайского собрания народных представителей2021Закон о безопасности данных (DSL)Фокус на локализации данных, экспорте информации и требованиях к ее защите
2021Закон о защите личной информации (наряду с Законом о безопасности данных, Законом о кибербезопасности) (PIPL)Укрепление правовой системы, ориентированной на обеспечение безопасности и защиту личной информации
Центр. орган регулирования интернета (надзорный, контролирующий орган) (CAC)2022Административные положения об информационных услугах мобильных интернет-приложенийМаркер, выделяющий приверженность власти к регулированию конфиденциальности и безопасности использования моб. приложений
Источник: составлено автором по источникам [5;16]

Рассматривая обзор нормативных нововведений в качестве основы стратегии дальнейшего развития цифровой отрасли в Китае, важно отметить, что существенный упор сделан на обеспечение информационной безопасности и совершенствовании всевозможных мер по обеспечению цифрового контроля. С точки зрения практической реализации описанных задач, следует заметить, что по итогам Пекинской декларации XIV саммита БРИКС — 2022 была сформирована группа по цифровой экономике, образованная отчасти с учетом представителей группы по вопросам электронной торговли [9].
Переходя к оценке внутреннего валового продукта России, необходимо подчеркнуть, что страна в настоящий период времени переживает ускоренный экономический рост. На рисунке 3 отражены значения показателя за период с 2018 по 2023 гг.
Рис. 3. Рост внутреннего валового продукта (ВВП) в России (2018–2023 гг., млрд руб.)
Источник: составлено автором по источнику [10]

Анализируя представленные данные, важно заметить, что прослеживается устойчивый рост ВВП в рублях, что аргументируется оперативными и активными действиями со стороны государства с точки зрения восстановления экономики после кризисов последних лет и в связи с прямым поручением Президента Российской Федерации обеспечить вхождение страны в четверку крупнейших экономик мира по объему анализируемого показателя [1]. Говоря о доле цифровой экономики в структуре ВВП страны, следует отметить, что сейчас она составляет 3,9%, тогда как к 2025 году планируется увеличение данного показателя за счет цифровизации экономики на 4,1–8,9 трлн руб., что обеспечит от 19% до 34% роста [4]. Важно отметить, что представленный процент практически в два раза ниже чем у Китая, США и стран-представителей ЕС. Возможно, что такие результаты могут свидетельствовать о том, что долгое время в качестве базы под экономический рост рассматривалось решение задач по повышению качества человеческого капитала и иных трудовых ресурсов, что сместило фокус на другие проблемы. Однако, по итогам заседания общественного совета Минцифры, удалось скорректировать результаты реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», определенного на период с 2019 по 2024 год. Среди первостепенных задач в документе были выведены такие, как создание устойчивой системы правового регулирования сектора, обеспечение информационной безопасности с использованием отечественных наработок, создание конкурентоспособной инфраструктуры, совершенствование систем обработки, передачи и хранения данных [8]. Среди успешных проектов были выявлены такие, как:
– формирование базового цифрового каркаса;
– инфраструктурное совершенствование в цифровой среде;
– развитие телеком-отрасли;
– развитие экосистем, укрепление роли и расширение функциональных возможностей искусственного интеллекта и т.д. [7].
Следует отметить, что в России присутствует определенная тенденция, связанная с технологическими, цифровыми и иными инновационными преобразованиями, которые являются инструментом или средством при стратегическом развитии отдельных отраслей или компаний, что формирует определенные препятствия для составления регламентов и принятия управленческих решений в отношении развивающихся высокотехнологичных отраслей со стороны государственных органов. Эта же проблема приводит к сложностям при составлении нормативно-правовой базы в контексте конкретных механизмов инноваций, их использования в изменении структуры производства предприятий, моделировании новых продуктов, преобразовании результатов деятельности и т.п. Подобный момент подчеркивает тот факт, что стратегия развития цифровой экономики сработала медленнее, чем предполагалось.
Несомненно, что на опыте членов объединения БРИКС государство курирует ключевые направления в экономике, организацию институциональной среды, также как и является одной из сторон, участвующих в инновационном развитии, т.к. инновации — один из современных секторов, стимулирующих финансовые потоки. С 2015 года в рамках развития общих интересов членов образования БРИКС было организовано порядка 13 рабочих групп и международных платформ, направленных на реализацию технологического сотрудничества [6].
Таким образом, спорные моменты в вопросах организации развития цифровой экономики и повышения ее вклада во внутренний валовый продукт государства присутствуют у членов БРИКС на приблизительно равном уровне. В то же время, правильное стратегическое планирование укрепления цифрового сектора в экономике государств — это необходимый шаг на пути к качественному изменению ситуации в направлении технологического суверенитета.


Список использованных источников:
1. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 30.03.2024 № Пр-616). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759 (дата обращения: 24.04.2024).
2. Джан Л., Чен С. Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — Том 14. — №2. — 2019. С. 275–303. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_46532589_34129769.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
3. Суюнова, Фотима Баходир Кизи. Особенности цифровизации экономики Индии // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. — 2022. Режим доступа: https://www.oriens.uz/media/journalarticles/67_Суюнова_Фотима_Баходир_қизи_503–508.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
4. Информационный портал «РБК». Цифровая экономика увеличит к 2025 году ВВП России на 8,9 трлн руб. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/07/2017/595cbefa9a7947374ff375d4 (дата обращения: 25.04.2024).
5. Информационный портал «CPL» / Портал законов Китая — CJO. Закон Китая о безопасности данных (2021 г.). Режим доступа: https://ru.chinajusticeobserver.com/law/x/data-security-law-of-the-people-s-republic-of-china20210610?ysclid=lvfq42lg4o196109806 (дата обращения: 25.04.2024).
6. Официальный портал Росконгресса. Торговое и финансовое взаимодействие стран БРИКС в эпоху цифровизацию. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/torgovoe-i-finansovoe-vzaimodeystvie-stran-briks-v-epokhu-tsifrovizatsii/ (дата обращения: 24.04.2024).
7. Официальный портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Максут Шадаев рассказал об итогах реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» на Общественном совете. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/49014/ (дата обращения: 25.04.2024).
8. Официальный портал «Национальные проекты.рф». Цифровая экономика. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika (дата обращения: 25.04.2024).
9. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС (неофициальный перевод), 2022. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/5819 (дата обращения: 25.04.2024).
10. Foreign statistical source “Statista”. Russia: Gross domestic product (GDP) in current prices from 1997 to 2028. Available at: https://www.statista.com/statistics/263772/gross-domestic-product-gdp-in-russia/ (accessed: 24.04.2024).
11. Foreign statistical source “Statista”. Growth rate of real gross domestic product (GDP) in China from 2013 to 2023 with forecasts until 2029. Available at: https://www.statista.com/statistics/263616/gross-domestic-product-gdp-growth-rate-in-china/ (accessed: 24.04.2024).
12. Foreign statistical source “Statista”. Market size of the digital economy in China in selected years from 2005 to 2022. Available at: https://www.statista.com/statistics/1250080/china-digital-economy-size/ (accessed: 25.04.2024).
13. Foreign statistical source “Statista”. Global market share of the information and communication technology (ICT) market from 2013 to 2023, by selected country. URL: https://www.statista.com/statistics/263801/global-market-share-held-by-selected-countries-in-the-ict-market/ (accessed: 25.04.2024).
14. Informational investment source “Investing”. Russia Gross Domestic Product (GDP) Monthly. Available at: https://www.investing.com/economic-calendar/russian-monthly-gdp-407?ysclid=lvfjtndmlk67624396 (accessed: 25.04.2024).
15. Informational source “Countryeconomy.com”. Russia GDP — Gross Domestic Product. Available at: https://countryeconomy.com/gdp/russia?year=2023 (accessed: 25.04.2024).
16. Informational source “China Briefing”. Understanding China’s Digital Economy: Policies, Opportunities, and Challenges. Available at: https://www.china-briefing.com/news/understanding-chinas-digital-economy-policies-opportunities-and-challenges/ (accessed: 25.04.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия