Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Зарембо В. Е.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Молодежная политика в контексте евразийской интеграции
В статье представлены сведения о текущем состоянии молодежной политики в странах ЕАЭС. Описываются проблемы, стоящие перед унификацией молодежной политики на территории всех стран-участниц ЕАЭС, выделяются основные направления работы молодежной политики. Приводится статистика по процентному соотношению молодежи в общем составе населения стран-участниц ЕАЭС, по молодежному предпринимательству в России, в том числе по малому и среднему предпринимательству, как основному сектору занятости молодежи. Приведены примеры молодежных организаций ЕАЭС. Сделаны выводы и предложения в отношении совершенствования молодежной политики в контексте евразийской интеграции.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, евразийская интеграция, молодежное предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, направления усиления работы в сфере молодежной политики, молодежные организации ЕАЭС
УДК 314.93   Стр: 49 - 52

«Мир принадлежит молодым» — этот тезис касается абсолютно всех сфер жизни, поэтому очень важное значение в любом государстве приобретает острый вопрос о правильном формировании и реализации молодежной политики.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-p, целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны [1].
Для успешной реализации требуется вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи, формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками, а также гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи [1].
Однако простой формулировки задач недостаточно. Необходимо создание таких условий, в которых потенциал молодых раскроется и воплотится в конкурентные преимущества самих государств и территорий, где будут активно использоваться результаты работы молодежи.
Обладая целым рядом схожих аспектов, касающихся обучения, развития и карьеры молодых людей, страны-члены ЕАЭС демонстрируют и существенные различия, делая упор на тех сторонах, которые в данный момент являются в государстве приоритетными. По-разному реализуются поведенческие и образовательные треки, что, с одной стороны, усложняет взаимодействие, а с другой стороны, представляет собой широчайшие возможности по созданию уникальной стратегии интеграции молодежи на всей территории ЕАЭС.
По словам Евгения Винокурова, «...вообще население ЕАЭС стареет, стареет достаточно быстро. За последние 20 лет во всех странах процент молодежи снизился, особенно сильно он снизился в Российской Федерации», несмотря на это, он признает, что «...молодежь — абсолютно ключевой компонент...» [4].
Обратимся к цифрам — на рисунке 1 представлено процентное соотношение молодежи к общему населению стран-участниц ЕАЭС.
Рис. 1. Процентное соотношение молодежи к общему населению стран-участниц ЕАЭС, 2023 [2]

На фоне приведенных данных требуется пояснение — до сих пор на территории стран-участниц ЕАЭС нет единого возраста, по которому определяется принадлежность к молодежи. В таблице 1 представлены соответствующие показатели.

Таблица 1
Возраст молодежи в странах-участницах ЕАЭС
 РоссияБеларусьКазахстанКыргызстанАрмения
Возрастные ограничения, лет14–3514–3014–3514–3516–30

Таким образом, появляется первый вопрос — имеет ли значение для вовлечения молодежи в интеграцию ЕАЭС возраст и если да, то каким образом это должно регулироваться? Создавая молодежные объединения в рамках интеграции ЕАЭС, на какой верхний возраст участников необходимо ориентироваться: максимальный (35 лет) или минимальный (30 лет)? Очевидно, что максимальный верхний молодежный возраст представлен в трех странах из двух, что дает возможность предположить: для реализации деятельности в рамках молодежного объединения ориентация должна осуществляться на большинство, то есть на максимальный возраст 35 лет.
В качестве иллюстрации хотелось бы привести следующий пример. В России одним из главных направлений деятельности молодежи является молодежное предпринимательство, поскольку за последние 4 года количество молодых предпринимателей выросло в 1,5 раза (см. рис. 2).
Рис. 2. Количество молодых предпринимателей и самозанятых, млн чел. [17]

На рис. 2, приведенном в докладе А.В. Купряковой на тематическом заседании кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ 26.05.2024 была представлена интересная статистика по молодежному предпринимательству в России за последние 5 лет.
Интересно, что такой существенный рост может объясняться в большей степени как заинтересованностью и готовностью молодежи вступать в самостоятельно управляемый бизнес, так и тем, что сегодняшний молодой предприниматель — это человек в возрасте до 35 лет включительно. Увеличенная граница возраста позволяет расширять поддержку на государственном уровне в России, но при этом будет ли 35-летний молодой предприниматель считаться таковым, например, в Белоруссии и Армении?
Сможет ли такой предприниматель получить определенные льготы, как в родном государстве, перемещаясь для ведения бизнеса по территории ЕАЭС?
Таким образом, возникает вопрос об унификации понятийного аппарата в отношении молодежи и, например, молодежного предпринимательства в ЕАЭС. Однако унификация — это только первый шаг к обмену опытом и взаимному бенчмаркингу для внедрения лучших практик.
Если продолжать тему предпринимательства, то хочется сосредоточиться на малом и среднем предпринимательстве, т.к. именно они являются основной точкой входа молодежи в бизнес.
В России на долю молодежного малого и среднего предпринимательства в 2023 году приходилось 44% вновь зарегистрированных компаний. С учетом роста, продемонстрированного на рис.2, это значительное количество.
Цифры Армении в 2023 году показывают, что количество МСП не выросло (порядка 80 тыс. МСП), а самое главное, что малому бизнесу не удается развиться в средний, а среднему — в крупный. Ряд исследователей связывают этот факт с тем, что политика выведения из тени крупного бизнеса не только не дает желаемых результатов, не и ухудшает положение малого и среднего бизнеса. Например, с 1 января 2024 года будет действует обязательное декларирование доходов, обязательное медицинское страхование, закон о 20% штрафе с налога на оборот для недокументированных товаров, а также обязательное требование инвентаризации остаточного товара и некоторые другие [2].
В Республике Беларусь количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 1 января 2024 года по сравнению с 1 января 2023 года. То есть и закрылись, и меньше регистрируются. Если в 2022 году вклад МСП в создание внутреннего валового продукта страны составил 25,7%, то за 2023 год — чуть меньше 25,2% [8].
В Казахстане в результате мер государственной поддержки количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 марта 2024 года составило 68 192 единицы [15]. На 1 октября 2023 года общая численность занятых в МСП увеличилась на 107,6% и достигла 125 073 человек [15].
В Кыргызстане темпы роста сектора МСП сохраняются на высоком уровне с 2021 г. [13] Так, среднеквартальный темп роста валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной МСП (в номинале), сложился на уровне 26,5%. Значительный рост экономической активности сектора МСП привел к повышению его доли в экономике до 33,3% в 2021 г. по сравнению с 32,8% от ВВП в 2020 г. Согласно стратегическому плану развития РК, доля МСП в экономике страны к 2025 году должна составить 35%. Исходя из текущих значений, уже сейчас существует высокая вероятность, что данная цель может быть достигнута досрочно.
Интересным является тот факт, что во всех странах-участницах ЕАЭС к основным направлениям деятельности, к которым стремятся молодые предприниматели, относятся следующие [2, 5, 15, 17]:
1. розничная и оптовая торговля;
2. общественное питание;
3. персональные услуги;
4. информационные технологии.
Таким образом, на сегодняшний день вполне сформированы направления, в которых молодым предпринимателям на всей территории ЕАЭС требуется поддержка.
Но предпринимательство — это только одна сторона очень многогранного дела по поддержке молодежи. Если изучить материалы конференций и панельных дискуссий, посвященных вопросам молодежи на территории стран-участниц ЕАЭС, то станет очевидным, что основными направлениями, по которым следует прилагать большие совместные усилия, являются следующие:
1. перспективы сотрудничества в сфере образования для обеспечения более унифицированной подготовки студентов различных специальностей;
2. построение карьеры и трудовая миграция;
3. социальные аспекты молодежной политики стран-участниц ЕАЭС.
Рассмотрим эти направления более подробно. С точки зрения образования среди всех стран-участниц ЕАЭС наиболее популярным поставщиком образовательных услуг является Российская Федерация, куда в течение многих лет постоянно приезжают поступать и в дальнейшем учиться молодые люди из других стран ЕАЭС. Интересно отметить, что для обучающихся сохраняется статус «иностранный студент». В общем числе иностранных студентов из ЕАЭС, поступивших в рамках приемной кампании 2023/2024 гг., больше всех было ребят из Беларуси, Казахстана и Кыргызстана [6]. Наибольшей популярностью пользовались программы бакалавриата. В указанном году, в процентном соотношении общее количество поступивших в российские вузы студентов составило 86%, а студентов из стран ЕАЭС — 14%. В числе последних: студентов из Белоруссии — 43%; из Казахстана — 36%; из Кыргызстана — 21%.
Необходимо учитывать, что общая численность населения страны очень сильно влияет на процентное соотношение студентов в наборе, поэтому отсутствие в данной статистике Армении ни в коем случае не свидетельствует о непопулярности российского образования среди армянских студентов.
Статистика по обучению российских студентов в вузах стран-участниц ЕАЭС на 2023 год отсутствует, но показатели прошлых лет позволяют судить о том, что российские абитуриенты и студенты предпочитают учиться дома. Такое положение дел способствует следующему выводу: в перспективе можно сосредоточить реализацию образовательного направления молодежной политики в России, либо необходимо усиливать эту работу в контексте интеграции в ЕАЭС. И это подводит к следующему направлению, по которому требуется усиленное внимание работе с молодежью — карьера и трудовая миграция.
По данным ЕЭК [14], например на 2021 год, когда пандемия, наконец, стала отступать, количество безработных людей в возрасте менее 24 лет в России и Беларуси было примерно одинаковым — около 20%. При этом в Казахстане тот же показатель был меньше — 9%, что является самым низким значением среди всех стран ЕАЭС. По мнению исследователей, которое разделяет и автор, на это «молодежное чудо» необходимо обратить самое пристальное внимание. В Казахстане действует большое количество различных программ, способствующих трудоустройству молодежи [4]. И благодаря этому, молодые специалисты, даже отучившись в России, возвращаются в родную страну.
Если же говорить в целом, то по данным ЕЭК [14], за последние 2 года среднегодовой поток трудовой миграции составил порядка миллиона человек, при этом Россия снова является основной принимающей стороной. Одним из немаловажных факторов, способствующих этому, является продолжающийся демографический спад. Недостаток сотрудников на производстве, в сфере обслуживания и т.д. может проявиться относительно скоро и станет главным блокатором экономического роста нашей страны. Молодежь, способная устранить этот недостаток, уже сейчас является крайне ценным ресурсом, поскольку опыт, который они могут наработать уже сейчас, окажется в высшей степени востребованным в ближайшие десятилетия. Поэтому особую важность приобретает создание и поддержание благоприятного климата для трудовой миграции молодежи. Необходимо учитывать, что с 2022 года, в силу разных причин, миграционные тренды претерпели определенные изменения, вследствие которых Россия перестала восприниматься как единственно возможная страна назначения для трудовых мигрантов. И сама миграционная политика РФ становится все более жесткой как в целом, так и в отношении трудовых ресурсов. Однако миграционная политика РФ является более мягкой в отношении тех, кто хотел бы приехать с разными целями из стран-участниц ЕАЭС, что подтверждается условиями, вводимыми с 2025 года. Например, запреты на работу в определенных сферах или квоты на количество иностранных специалистов не коснутся граждан ЕАЭС. То есть для молодых людей, которые хотели бы, например, продолжить карьеру после обучения в российском вузе, практически нет никаких препятствий.
Хотелось бы подчеркнуть, что это все касается Российской Федерации. Процент, например, студентов, окончивших российский вуз и вернувшихся на родину, достаточно велик — как указывалось выше, многие выпускники возвращаются в Казахстан, который, уже испытывая достаточно серьезный кадровый голод, готов оказывать разнообразную поддержку молодежи. Меры поддержки, оказываемые молодым специалистам, например, в Беларуси, также являются достаточно привлекательными для того, чтобы выпускники не уезжали из страны или, пройдя обучение за рубежом, вернулись. Безусловно, каждая страна-участница ЕАЭС стремится и будет продолжать усиливать свое стремление к сохранению молодых способных кадров в своем хозяйстве, поэтому на уровне ЕАЭС необходимо выработать совместные меры для того, чтобы создать максимально унифицированную среду для молодежи, желающей построить свою карьеру, в том числе и с международной точки зрения.
Наконец, социальные аспекты молодежной политики требуют усиленного внимания. И здесь возникает вопрос не только о культурной, но и об образовательной среде, которая будет являться инкубатором для «...воспитания гражданственности, патриотизма, преемственности традиций...» [1]. Идентичность и традиционность обязательно должны учитываться, но также должно учитываться и то, что мир очень быстро меняется, и реакция на эти изменения — прерогатива молодежи. С одной стороны, «приземление» на исторической родине чрезвычайно полезно в условиях геополитических сдвигов и штормов, а с другой стороны, это способствует развитию определенной ограниченности. И в данном случае, очень важно услышать, что сами молодые люди думают о приоритетности тех или иных направлений развития, условиях, чего им не хватает, что должно быть создано и т.д. Кроме этого, очень важно услышать предложения молодежи по тем или иным вопросам и включить их в молодежную политику.
Приятно констатировать тот факт, что в рамках ЕАЭС всегда отмечалась значимость работы в области молодежной политики и что молодежь стран-участниц ЕАЭС является активной, проявляет желание участвовать в работе как национальных правительственных учреждений, так и международных образованиях ЕАЭС, например, в Молодежном совете ЕЭК. К сожалению, информация о деятельности Молодежного совета ЕЭК обновляется нерегулярно, поэтому сделать какие-либо существенные выводы о достигнутых им результатах сложно. Последняя доступная информация была опубликована на сайте ЕЭК [9] в ноябре 2022 года, в открытом доступе сообщение об участии Молодежного совета в работе Евразийского конгресса 2023 года [10]. В 2017 году был создан Молодежный совет Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) [11], однако найти информацию, свидетельствующую о его активной работе, автору также не удалось.
Тем не менее, в 2023 году была проведена сессия «Новое поколение Евразии: молодые таланты» по вопросам «...работы с молодежью государств-членов ЕАЭС, информирования молодежи об актуальной повестке дня ЕАЭС, формирования у нее чувства сопричастности с ценностями и перспективами евразийской интеграции, а также содействия взаимопониманию и атмосфере доверия между молодыми людьми из стран Союза...» [12]. Там было анонсировано открытие сетевой магистерской программы ЕАЭС, но по состоянию на июнь 2024 года набор пока не был объявлен.
Наконец, одним из главных инструментов, способствующих соответствующему развитию молодежной политики на уровне ЕАЭС, стало основание в 2022 году Евразийского сетевого университета [7], который открылся в 2024 году и объединил 32 вуза стран-участниц ЕАЭС. Целями его деятельности «...являются развитие человеческого и интеллектуального капитала Евразийского экономического союза, содействие глобальной конкурентоспособности и долгосрочному процветанию экономик стран ЕАЭС...» [7], и очевидно, что это начинание должно принести большую пользу.
Однако в противовес предыдущему примеру, существует большое количество инициатив, также упомянутых выше, которые пока не преобразовались во что-то постоянное или хотя бы что-то значимое с точки зрения молодежной политики в ЕАЭС. Такие начинания требуют создания соответствующих условий. Остается загадкой, почему целый ряд идей так и не был реализован. Например, в сентябре 2022 году было сделано предложение о создании Евразийского фонда поддержки молодежных инициатив, реализация которого существенно увеличила бы участие молодежи в интеграционных процессах на территории ЕАЭС [16]. К сожалению, пока более подробной информации о работе или даже открытии этого фонда нет, то есть можно предположить, что эта инициатива пока так и осталась без дальнейшего развития. Хотя, на взгляд автора, такой фонд дал бы принципиально новый толчок к взаимодействию между странами — участницами ЕЭАС.
Союзбек Надырбеков, заместитель Министра культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики в 2022 году говорил о необходимости просвещения молодежи в отношении евразийской интеграции и автор полностью поддерживает это мнение. Например, с 2013 года в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете проводится международный конкурс на лучшую научную работу / проект «Евразийская интеграция: молодежное измерение». За 11 лет был сформирован целый пул достойных, важных и продуманных проектов, которые предлагают молодые ученые. К сожалению, частично такие проекты уже утратили свою актуальность или требуют серьезной доработки с учетом сегодняшних реалий. Сведений о том, какое количество этих проектов было реализовано и было ли вообще исполнено соответствующими государственными структурами также отсутствует.
Все это говорит о том, что ЕАЭС в целом готово к широкомасштабной работе в области молодежной политики, имеется большое количество очень значимых предложений и начинаний, которые требуют реализации и внимания, и при должной обработке будут способны принести желаемые результаты в процессе углубления евразийской интеграции.
Выводы.
1. Необходима унификация понятий о молодежной политике на территории стран-участниц ЕАЭС.
2. Необходимо повышение осведомленности молодежи о возможностях, которые предоставляет ЕАЭС для них.
3. Необходимо осуществление дальнейшего развития предложенных раннее инициатив по вовлечению молодежи в интеграционные процессы ЕАЭС.
4. Основными направлениями поддержки молодых предпринимателей на территории стран-участниц ЕАЭС являются: розничная и оптовая торговля, общественное питание, персональные услуги, информационные технологии.
5. Необходимо внедрять и развивать инициативы самой молодежи.
6. Государства — члены ЕАЭС должны как можно скорее создать все предпосылки для обеспечения наиболее комфортной среды для молодежи с точки зрения обучения, возможностей построения карьеры, самостоятельного ведения бизнеса, здравоохранения и прочих социальных аспектов.
7. Необходимо дальнейшее развитие предложенных и созданных раннее молодежных организаций ЕАЭС.


Статья подготовлена на основе доклада, сделанного В.Е. Зарембо на 5-м Казанском международном конгрессе евразийской интеграции 13–14 июня 2024 года

Список использованных источников:
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Консультант Плюс. Электронный ресурс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/259d15e3e1e1cdf34051651764c142ec83e16404/ (дата обращения: 12.06.2024)
2. Селищева Г. Статистика о детях в странах СНГ. Электронный ресурс. Совещание экспертов ЕЭК ООН/ЮНИСЕФ по статистике положения детей г. Женева, 04–06 марта 2024 года. Электронный ресурс: https://unece.org/sites/default/files/2024–02/8TransMonEE%20CIS_RUS.pdf (дата обращения 06.06.2024)
3. В Армении понизят порог возраста молодежи. Армения сегодня, 01.04.2024. Электронный ресурс: https://armeniatoday.news/society-ru/729500/ (дата обращения 10.06.2024)
4. В Казахстане реализуется программа по трудоустройству молодежи из южных регионов страны. Ритм Евразии. Электронный ресурс: https://www.ritmeurasia.ru/news--2024–11–16--v-kazahstane-realizuetsja-programma-po-trudoustrojstvu-molodezhi-iz-juzhnyh-regionov-strany-76870 (дата последнего обращения 18.11.2024)
5. Вовлечение молодежи в деятельность и процессы функционирования ЕАЭС. Росконгресс, 18.06.2022. Электронный ресурс: https://roscongress.org/sessions/spief-2022-vovlechenie-molodezhi-v-deyatelnost-i-protsessy-funktsionirovaniya-eaes/discussion/ (дата обращения 10.05.2024)
6. В российских вузах обучается почти 356 000 иностранцев, и их становится больше. Ведомости. 27.05.2024. Электронный ресурс: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2024/05/27/1039611-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-pochti-356–000-inostrantsev (дата последнего обращения 12.06.2024)
7. Евразийский сетевой университет. Известия. 10.10.2024. Электронный ресурс: https://iz.ru/1772714/2024–10–10/otkrylsia-pervyi-evraziiskii-setevoi-universitet (дата последнего обращения 12.11.2024)
8. Малый бизнес: четверть ВВП и массовое закрытие ИП. Экономическая газета, 22.05.2024. Электронный ресурс: https://neg.by/novosti/otkrytj/malyy-biznes-chetvert-vvp-i-massovoe-zakrytie-ip/ (дата обращения 08.06.2024)
9. Молодежный совет ЕЭК. Электронный ресурс: https://eec.eaeunion.org/youth_agenda/council/ (дата последнего обращения: 08.06.2024)
10. Молодежный совет ЕЭК принял участие в работе Евразийского конгресса’23. Официальный сайт ЕЭК. Электронный ресурс: https://eec.eaeunion.org/news/molodezhnyy-sovet-eek-prinyal-uchastie-v-rabote-evraziyskogo-kongressa-23/ (дата последнего обращения 12.06.2024)
11. Молодежный совет ЕОЭС. Официальный сайт ЕОЭС. Электронный ресурс: https://eurasianeconomic.org/special/y-council.phtml (дата последнего обращения 12.06.2024)
12. Новое поколение Евразии: молодые таланты. Официальный сайт МГИМО. Электронный ресурс: https://mgimo.ru/about/news/main/novoe-pokolenie-evrazii-molodye-talanty/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата последнего обращения 12.06.2024)
13. Обзор сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Halyk Research. 06.10.2022. Электронный ресурс: https://halykfinance.kz/download/files/analytics/sme_082022.pdf (дата обращения 08.05.2024)
14. Около миллиона человек составляет среднегодовой поток трудовой миграции в ЕАЭС. Официальный сайт ЕЭК. Электронный ресурс: https://eec.eaeunion.org/news/speech/okolo-milliona-chelovek-sostavlyaet-srednegodovoy-potok-trudovoy-migratsii-v-eaes/ (дата последнего обращения 12.06.2024)
15. Отчёт о развитии малого и среднего предпринимательства. Управление предпринимательства и промышленности Кызылординской области. Электронный ресурс: https://www.gov.kz/memleket/entities/kyzylorda-kasipkerlik/press/article/details/92146?lang=ru (дата обращения 09.06.2024)
16. Предложено создать Евразийский фонд поддержки молодежных инициатив. Euro-Register. Электронный ресурс: https://euro-register.ru/info/news/predlozheno-sozdat-evraziyskiy-fond-podderzhki-molodezhnykh-initsiativ/ (дата обращения 10.06.2024)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия