| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Хасанова А. Ш. профессор кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук Амирова Н. Р. доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им Г.В. Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук Саргина Л. В. доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (г. Москва),
кандидат экономических наук, Хасанов М. И. зав. сектором развития финансовых инструментов в области исследований и разработок
Центра анализа и прогноза развития научно-технологического комплекса
Российского научно-исследовательского института
экономики, политики и права в научно-технической сфере (г. Москва),
кандидат экономических наук.
| |
| | В статье на основе анализа международных стандартов в статистике технологий и инноваций, а также с учетом специфики состояния и развития рынка инновационных продуктов российской экономики предложены критерии отнесения инвестиционных проектов к инновационным. При этом обосновано акцентированное развитие технологических проектных инноваций в совокупности типов новаций для технологических нововведений. Предложен интегральный показатель развития и коммерциализации технологических проектных инноваций. | Ключевые слова: инновация, инновационный продукт, технологическая проектная инновация, инновационность, международные стандарты инновационности, индикаторы технологической проектной инновации | УДК 338.2; ББК 65 Стр: 66 - 69 | Несмотря на повышенное внимание к проблемам инновационной активности субъектов хозяйствования, формирования рынка инновационной продукции и маркетингу инноваций, в экономической науке и практике отсутствует однозначная трактовка критериев инновационности и общепринятая методика оценки инновационной активности субъектов хозяйствования. В этой связи, представляется целесообразным определить порядок отнесения инвестиционных проектов к числу инновационных и выделить приоритетные для Российской Федерации рынки инновационных проектов. Для решения поставленных задач необходимо проанализировать международные стандарты в статистике технологий и инноваций, а также возможности их применения для анализа инновационных процессов в российской экономике. К числу подобных стандартов относится «руководство Фраскати», которое содержит следующие официальные рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по статистике научных исследований и разработок:
1) Руководство по изменению и интерпретации данных баланса платежей за технологии — БПТ Руководство (1990).
2) Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям — Руководство Осло (1992).
3) Использование патентных данных в качестве показателей науки и техники — Патентное руководство 1994.
4) Измерение кадровых ресурсов науки и техники — Руководство Канберры (1995) [1].
В Руководстве Осло, которое стало центральным в составлении вышеперечисленных документов, действующих в редакции 2015 года, содержится анализ роли взаимодействий между экономическими агентами в инновационном процессе; представлены методические подходы к измерению инновационной деятельности в сфере услуг; содержится расширенная трактовка понятия инноваций, которая учитывает наряду с традиционными составляющими наличие организационного и маркетингового компонентов. В соответствии с предложенным в данном Руководстве подходом, выделяются пять типов инноваций: технологические проектные, продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные, что отличается от содержащейся в предыдущем издании классификации на технологические, продуктовые и процессные инновации. Введение понятия технологических проектных инноваций расширило типологизацию инноваций и позволило использовать ее в полной мере для анализа технологических нововведений.
Именно технологические инновации выступают объектом инвестиционного выбора в исследуемых сегментах рынка. Технологическая проектная инновация подразумевает разработанный в результате проведенных исследований и разработок (технологические, инжиниринговые и др.) новый, значительно технологически измененный или усовершенствованный продукт (товар, работа, услуга), производственный процесс, новый или усовершенствованный технологический процесс или способ производства (передачи) услуг, внедренный в производство (практическую деятельность). Технологическая проектная инновация отражает количество реализованных инновационных проектов, связанных с радикальными (новыми для рынка) технологическими инновациями. Радикальная технологическая инновация связана с внедрением продукта (товара, работы, услуги), предполагаемая область применения которого, функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Одним из признаков радикальной инновации является высокий уровень новизны, инновационный продукт на ее основе должен быть новым для рынка.
Процессная инновация предполагает внедрение новой или существенно улучшенной технологии производства и включает значительные изменения в составе активов. Поскольку процессные инновации включают новые или значительно улучшенные технологические приемы и методы, они могут включать существенные изменения в оборудовании и программном обеспечении, которые используются предприятиями в процессе производства. В этой части процессные инновации также могут рассматриваться в качестве объекта инвестиционного выбора, поскольку процесс производства и результат совпадают во времени и в пространстве. Процессные инновации имеют место как в основных, так и вспомогательных сферах деятельности, среди которых следует выделить производственную и сбытовую деятельность предприятия.
Маркетинговая инновация представляет собой внедрение новой технологии маркетинга, которая находит отражение в изменении дизайна, упаковки товара, ценообразовании, формировании сбытовых систем. К числу маркетинговых инноваций могут быть отнесены приемы и методы маркетинга, которые ранее не использовались данным субъектом хозяйствования. Маркетинговые инновации ориентированы на вовлечение потребителей в инновационный цикл на всех стадиях разработки и коммерциализации нововведений.
Организационная инновация предполагает разработку и использование не используемого ранее организационного метода в структуре рабочих мест или для формирования коммуникационных взаимодействий с субъектами внешней среды (в том числе с потребителями). Использование подобных инноваций обеспечивает накопление организационного капитала предприятия и находит выражение в повышении уровня доверия потребителей к производителю.
Предложенная Руководством Осло типологизация инноваций позволяет уточнить состав целей и задач инноваций, что выступает необходимой предпосылкой их оценки (табл. 1).
Исследование показывает, что проектные технологические инновации выступают объектом производительного выбора. Следовательно, субъект хозяйствования непосредственно участвует в процессе их производства и коммерциализации. В то же время производитель выступает косвенным участником процесса создания маркетинговых, процессных и организационных инноваций, поскольку от его поведения зависит возможность расширения ассортимента товаров и услуг, сокращения времени производства, снижения затрат при предоставлении услуг на основе их кастомизации, совершенствования коммуникаций и др.
Традиционными показателями инновационности субъектов предложения выступают: доля оборота, приходящаяся на новые или существенно улучшенные продукты; влияние технологических проектных инноваций на затраты и занятость; влияние инноваций на производительность, а также динамику объема затрат на инновационную деятельность [2].
В 2015 г. Европейский союз предложил свою версию системы индикаторов для оценки состояния инновационной системы (табл. 2) и проведения сравнительного анализа уровня инновационности стран Европейского союза.
Для сравнения с другими крупными странами используется Глобальное инновационное табло (табл. 3).
Таблица 1
Факторы, относящиеся к целям и результатам инноваций [2]Факторы | Проектные технологические | Процессные инновации | Организационные инновации | Маркетинговые инновации | Конкуренция, спрос и рынки: | + | | | | Замещение товаров, теряющих спрос | + | | | | Расширение ассортимента товаров и услуг | | | | | Разработка продукции, дружественной к окружающей среде | + | | | | Удержание или увеличение доли рынка | + | | | | Проникновение новых рынков | + | | | | Улучшение заметности продуктов или их экспонирования | + | | | + | Сокращение времени реагирования на запросы потребителей | | + | + | | Производство и доставка: | | | | | Повышение качества товаров и услуг | + | + | + | | Повышение гибкости производства или предоставления услуг | | + | + | | Повышение потенциала производства или оказания услуг | | + | + | | Снижение стоимости единицы труда | | + | + | | Сокращение потребления материалов и энергии | + | + | + | | Снижение затрат на проектирование | | + | + | | Сокращение времени производства | | + | + | | Движение соответствия техническим стандартам | + | + | + | | Снижение операционных затрат при предоставлении услуг | | + | + | | Повышение эффективности или скорости снабжения и/или доставки товаров и предоставления услуг | | + | + | | Повышение информационно-технологического потенциала | | + | + | | Организация рабочих мест: | | | | | Совершенствование коммуникаций и взаимодействия между различными видами деловой активности | | | + | | Повышение интенсивности обмена знаниями с другими знаниями или передача знаний | | | + | | Повышение возможностей реагировать на различные запросы клиентов | | | + | + | Развитие и укрепление связей с потребителями | | | + | + | Улучшение условий труда | | + | + | | Прочие: | | | | | Снижение воздействия на окружающую среду или повышение уровня охраны здоровья и безопасности | + | + | + | | Соответствие обязательным требованиям | + | + | + | |
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, которые были разработаны для целей формирования плана производства такой продукции, утверждены Приложением к приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10.10.2019 №317. К инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана производства такой продукции относятся технологические проекты, удовлетворяющие следующим критериям: научно-техническая новизна; экономический эффект реализации производства; наличие защиты патентных прав [3].
Таблица 2
Система индикаторов Европейского инновационного табло [2]Условия и предпосылки | – человеческие ресурсы (5) | – финансовая поддержка (4) | Деятельность фирм | – инвестиции (5) | – предпринимательство (4) | – производительность (4) | Результаты | – фирмы инноваторы (3) | – экономические эффекты: занятость, продажи, экспорт (6) |
Таблица 3
Структура глобального инновационного таблоБлок | Индикатор |
---|
Инновационная деятельность фирм | – число триадных патентов на 1 млн населения
– затраты бизнеса на исследования и разработки, в % ВВП | Человеческие ресурсы | – доля лиц с высшим образованием в области науки и техники, в %
– численность работников с высшем образованием, в % от всех занятых
– численность занятых в сфере исследований и разработок, в % от общей численности населения
– число научных статей (по отношению к населению) | Инфраструктура и способности к восприятию технологий | – затраты на информационно-коммуникационные технологии на душу населения
– охват широкополосными коммуникациями на душу населения
– государственные расходы на исследования и разработки по отношению к ВВП |
Для исследования и оценки уровня инновационной активности органы государственной статистики в Российской Федерации используют классификацию инноваций, рекомендованную ОЭСР и ЕвроСтат (Руководство Осло). Однако подобный подход не отражает особенностей поведения фирм, что позволило нам предложить их классификацию, основанную на учете их особенностей как объектов управления, поскольку производительное поведение в контексте данного исследования трактуется как объект управленческого воздействия. В этой связи, в составе технологических проектных инноваций выделяются производственно-экономические, социальные, экологические инновации и др. Учет инструментов управления технологическими проектными инновациями позволяет в их составе выделить маркетинговые, организационные, кадровые инновации. На основе идентификации внешнего эффекта инноваций целесообразно выделить макроинновации, мезоинновации, микроинновации.
Традиционные формы статистической отчётности, используемые органами государственной статистики для мониторинга инновационной деятельности, включают: форму № 2 — Наука: «Сведения о выполнении научных исследований и разработок»; форму № 4 — Инновация: «Сведения об инновационной деятельности организации»; форму № 1 — Технология: «Сведения о создании и использовании передовых производственных технологий»; форму № 3 — Малые предприятия — Инновация: «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)». Перечень, в соответствии с которым составляются перечисленные формы, установлены органами государственной статистики. Однако данный перечень не позволяет учесть особенности поведения производителей инновационной продукции. В этой связи, возникает необходимость в перечне критериев измерения уровней инновационности производимой продукции, которые могут дать представление о технологической, экономической и экологической эффективности ее потребления. При этом подобные критерии должны носить общий характер, что позволит их применять на всех отраслевых рынках, и в то же время необходимо предусмотреть возможность их дополнения специфическими критериями, обеспечивающими возможность их адаптации к локальному рынку.
Степень инновационности продукции, потребляемой предприятиями, целесообразно измерять следующим образом:
(1)
где Ки — степень инновационности издержек производства;
— расходоемкость инновационных товаров, приобретаемых производителем в базовом периоде (отношение объема издержек производства на инновационную продукцию к общему объему издержек в базовом периоде);
— расходоемкость инновационных товаров, приобретаемых фирмой в текущем периоде (отношение объема издержек производства на инновационную продукцию к общему объему издержек производства в текущем периоде).
Повышение значения данного коэффициента свидетельствует о замещении традиционных технологий инновационными, что может быть обусловлено совокупностью факторов, среди которых изменение стоимости на инновационную и традиционную технологию, доходы производителя, предельная производительность и др. В качестве показателей уровня инновационности издержек фирм могут выступать прямые показатели: объем и удельный вес инновационной продукции, характеризующейся признаками системной и базисной инновации (технологической проектной, организационной, процессной, маркетинговой) в общем объеме производства; объем и удельный вес инновационной продукции. Также в качестве показателей уровня инновационности издержек фирмы могут выступать косвенные показатели: число подготовленных патентных заявок с использованием системы управления взаимоотношениями с конкурентами (CRM-системы); число полученных охранных документов по заявкам и изобретениям с использованием системы управления взаимоотношениями с конкурентами (CRM-системы); объем затрат на технологические проектные инновации в общем объеме затрат на науку и инновации; уровень коммерциализации исследований и разработок с использованием системы управления взаимоотношениями с конкурентами (CRM-системы) к общему количеству исследований и разработок; доля продукции, реализуемой на мировом рынке, произведенной с использованием системы управления взаимоотношениями с конкурентами (CRM-системы); прирост качества продукции, производимой с использованием системы управления взаимоотношениями с конкурентами (CRM-системы).
Использование показателя уровня инновационности издержек фирмы позволяет оценить технологическую проектную эффективность инновационного проекта, которая представлена совокупностью экономических эффектов, возникающих вследствие повышения степени лояльности конкурентов, что является отражением соотношения связанных с проектом затрат и результатов. Данный показатель позволяет дать оценку экономической привлекательности проекта для его участников, в состав которых, наряду с производителем и инвестором, входят конкуренты, а также определить зависимость прироста общего эффекта от применения технологических проектных инноваций и увеличения степени лояльности конкурентов в результате изменения технических свойств инновации. Последнее находит отражение в увеличении числа сторонников технологической проектной инновации. При этом, данный показатель может находиться за пределами финансового планирования.
В этой связи, возникает необходимость измерения уровня лояльности конкурентов, который отражается в количестве контрадептов, т.е. конкурентов фирмы, которые отказались от технологической проектной инновации в пользу традиционной или инновационной после того, как внедрили ее пилотный проект. Измерение данного показателя предполагает определение процента сторонников в общей численности фирм-конкурентов, которые сохранились в течение года. При этом представляется возможным использование шкалы экспертных оценок.
5 баллов, если сохранились через год 90–97% фирм.
4 балла, если сохранились через год 65–90% фирм.
3 балла, если сохранились через год 20–65% фирм.
2 балла, если сохранились через год 5–20% фирм.
1 балл, если сохранил через год 0–5% фирм.
Одним из показателей, отражающих уровень эффективности технологической проектной инновации, выступает рост (падение) доходов производителя в результате существенного изменения объемов покупок. Следовательно, динамика показателей доходности предприятия является индикатором показателя эффективности фирмы.
Однако следует признать, что определение экономического эффекта внедрения технологических проектных инноваций в стоимостном выражении крайне сложно. В то же время, существуют частные показатели эффекта применения технологических проектных инноваций, которые включают: сокращение времени и издержек разработки, снижение производственных расходов, а также издержек, связанных с применением инструментов управления маркетингом, увеличение стоимости нематериальных активов компании (goodwill), включающих детализированную клиентскую базу данных, рост репутации и др. В этом случае интегральным показателем экономического эффекта выступает разность между доходами от реализации проекта и затратами на его осуществление. Использование для этих целей показателя ROI (возврат на вложенную сумму) не дает возможности получения достоверной оценки, поскольку существуют сложности расчета затрат, включающих лицензионные платежи; затраты на разработку инновационной идеи и процедуру ее коммерциализации (НИОКР, маркетинг и т.д.); услуги консультантов; затраты на стимулирование потребителей; затраты на формирование и развитие системы коммуникаций с потребителями; расходы на постпродажное обслуживание и др. Одновременно существуют трудности расчета дохода, в составе которого необходимо определить долю дохода от внедрения технологической проектной инновации.
Проведенное исследование показывает возможность использования следующих показателей эффективности технологических проектных инноваций: эффект роста базовой прибыли, эффект роста дохода, эффект экономии на производственных издержках и др. Представленный перечень эффектов подтверждает многогранность процесса воздействия технологических проектных инноваций на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Предложенные показатели могут быть использованы в ходе проведения стратегического анализа внешней среды инновационно ориентированного предприятия, а также в ходе разработки стратегии развития и формирования стимулов инновационной деятельности.
В качестве показателей, динамика которых отражает эффект разработки и диффузии технологических проектных инноваций, выступают, в том числе, показатели финансовой и коммерческой эффективности функционирования предприятия (динамика выручки от реализации продукции, динамика прибыли от реализации инновационной продукции, продолжительность инновационного цикла, увеличение уровня конкурентоспособности товара за счет его уникальных потребительских свойств). Методы оценки эффективности технологических проектных инноваций включают методы финансового анализа (расчет чистого дисконтированного дохода и др.), а также оценку лояльности конкурентов (индекс промоутера).
В заключение следует признать, что разработка критериев инновационности инвестиционных проектов — сложный многогранный процесс, начиная от разработки идеи до производственного внедрения и использования. Ключевой в совокупности типов инноваций выступает технологическая проектная инновация, интегральным показателем развития и коммерциализации которой может выступать положительная динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности фирмы-новатора. |
| |
|
|