| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Ван Ябин аспирант кафедры финансового менеджмента факультета государственного управления
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Пятаева О. А. зам. директора Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва),
доктор экономических наук, доцент
| |
| | Статья посвящена анализу ключевых стратегических законодательных документов, регулирующих аспекты экономической безопасности на уровне государств в Российской Федерации и Китае. Рассмотрены значение и функции экономической безопасности в общей системе национальных приоритетов безопасности в условиях нарастающих внешних угроз и вызовов. На основании анализа национальных и международных статистических показателей выявлены ключевые показатели экономической безопасности Российской Федерации и Китая. Установлено, что, несмотря на высший приоритет экономической безопасности как основы обеспечения национальной безопасности в обеих странах, китайская экономика значительно опережает российскую. При этом, сформированная ещё в 2014 году идея экономической безопасности Китая, в настоящее время позволяет Поднебесной заменять роль Евросоюза в качестве ведущего импортёра для Российской Федерации. | Ключевые слова: Китай, национальная безопасность, экономическая безопасность, национальные приоритеты, стратегические приоритеты, российско-китайские отношения | УДК 338.2; ББК 65.6 Стр: 70 - 75 | Калейдоскоп глобальных потрясений последнего времени (пандемия COVID-19, мировой энергетический кризис, участившиеся локальные военные конфликты, неопределённость и фрагментация мировой экономики, скачки цен, рост инфляции, а также климатические изменения) в настоящее время «ставит под вопрос экономическую безопасность развития большинства стран и отдельных компаний» [11, с. 152]. Более того, в настоящее время, вследствие разнонаправленного поведения крупных держав (конкуренция, дипломатия, государственное управление и даже открытые военные вмешательства), в глобальной экономической безопасности происходят структурные изменения, которые подрывают экономическую безопасность малых государств [14]. С другой стороны, террористическая и противоправная деятельность именно ряда небольших государств представляет серьёзную угрозу для обеспечения мировой экономической безопасности. Кроме того, согласно позиции экспертов Всемирного экономического форума, рост геополитической напряженности и усилий по снижению рисков привели к тому, что национальная (экономическая) безопасность заняла более заметное место в дебатах о внутренней политике в отношении торговли и инвестиций [20]. В настоящее время стремление многих стран к формированию новой, многополярной модели миропорядка, сменяющей пережитки послевоенных взглядов, приводит к тому, что мир становится всё более небезопасным.
В самом общем смысле безопасность представляет собой отсутствие опасности. Начиная с зафиксированного в XII в. в словаре Р. Гроссетеста определения термина «безопасность» на индивидуальном уровне [12, с. 10] и заканчивая правовым обеспечением безопасности на мировом и национальном уровнях, данный тезис можно считать фундаментальным. Безопасность может связываться с государством, бизнесом, обществом или человеком, она может включать в себя множество направлений: дипломатию, борьбу с терроризмом, гуманитарные интервенции, торговлю оружием, здоровье и безопасность, транснациональную безопасность, кибербезопасность и т.д. Теоретических подходов к безопасности также выделяется достаточно много. Например, А. Коллинз выделяет следующие подходы: реализм, либерализм, исторический материализм, социальный конструктивизм, постколониализм, теорию секьюритизации и др. [13]. Одним из подходов также является подход с точки зрения экономической науки.
Экономическая безопасность является частью общей безопасности и предметом экономической науки; она также может связываться с бизнесом, государством и обществом. Вообще, экономическая безопасность — это довольно широкое понятие, которое по-прежнему остаётся расплывчатым, поскольку четко не определено в научной литературе, что достаточно подробно описано в коллективной монографии экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова [11, с. 9–15]. Вопросам экономической безопасности посвящены труды десятков российских исследователей: В.А. Легасова, Л.И. Абалкина, В.В. Лихолетова, С.Ю. Глазьева, Л.П. Гончаренко, В.К. Сенчагова, Е.М. Белого, В.Ш. Уразгалиева, Д.В. Валько, Е.И. Кузнецовой, О.Н. Бабуриной, Е.В. Баланюк и мн. др. В трудах этих и других учёных приводится множество определений экономической безопасности, которые связываются с состоянием экономики, экономическим (устойчивым) развитием, защищённостью национальных интересов [12, с. 15–17.], устойчивым к внешним и внутренним факторам состоянием экономической системы [5, с. 14], совокупностью свойств состояния производственной подсистемы, социальными аспектами и независимым состоянием государства [7, с. 24], и мн. др. Сложность определения экономической безопасности обуславливается тем, что можно выделить сразу несколько её видов: демографическую; промышленную (технико-производственную, технологическую и оборонно-промышленную); инвестиционную и инновационную; продовольственную; финансовую. Это значительно усложняет поиск универсального определения. Общим для всех определений можно считать наличие двух критериев экономической безопасности: защищённости и устойчивости экономики.
При этом, экономическая безопасность обычно рассматривается на четырёх разных уровнях: международном (глобальном), национальном, региональном и индивидуальном (личном). Национальная безопасность, как термин, была употреблена в США ещё в начале XX в. Т. Рузвельтом и с тех пор вопросы национальной безопасности являются неотъемлемой частью государственных политик большинства стран мира. На национальном уровне экономическая безопасность, как правило, связывается с устойчивым состоянием экономики и экономических процессов; достижение устойчивости, в свою очередь, способствует благосостоянию общества и обеспечению его защиты от различных угроз, как внешних, так и внутренних. Ключевым фактором экономического роста становится научно-технический прогресс, укрепляющий независимость и стабильность экономической системы. Основой этого процесса является развитая производственная база, поддерживающая воспроизводство национального продукта и социальное согласие для долгосрочного развития страны.
Важно подчеркнуть, что измерение экономической безопасности также представляет собой проблему, поскольку включает в себя множество критериев и факторов. Так, к критериям оценки управления экономической безопасностью на национальном уровне можно отнести развитие, уровень жизни, финансы, целостность экономики, преступность, государственное регулирование [7, с. 41]. Для понимания масштаба можно также отметить труд С. Д. Савченко, в котором предложена универсальная система факторов, влияющих на экономическую безопасность на различных уровнях; она включает в себя 256 факторов, или нежелательных эффектов, и до сих пор не теряет своей актуальности, в том числе она приводится в современной работе В. В. Лихолетова [8, с. 50–85].
Вместе с тем, экономическая безопасность не только интегрирована в систему национальной безопасности, но и формирует её основу, поскольку находится в тесной взаимосвязи с другими ключевыми элементами. Она служит фундаментом, обеспечивающим устойчивость всей системы безопасности страны (рис. 1). | |  | Рис. 1. Национальная безопасность страны: место экономической безопасности
Источник: [11] | Безусловно, помимо того, что экономическая безопасность имеет различные определения, виды, уровни и критерии измерения, стратегические подходы к её обеспечению различаются в зависимости от конкретной юрисдикции и истории её формирования на национальном уровне.
Е. И. Кузнецова выделяет три концепции экономической безопасности: западную (США), российскую и международную (ООН).
Западная концепция предполагает, что страна может быть независимой в том, какие экономические управленческие решения ей принимать и каким образом поддерживать стабильный уровень жизни населения за счёт устойчивой перспективы противостояния внешним угрозам, которые могут нарушить такие ключевые параметры, как занятость, доходы или доступ к ресурсам. Под угрозой рассматривается также утрата суверенитета, способная ослабить контроль государства над внутренней и внешней экономической политикой.
Согласно концепции ООН, безопасность человека заключается в возможности безопасно осуществлять свободный выбор, оставаясь при этом в условиях уверенности в том, что доступные сегодня ресурсы и права сохранятся и в будущем. Эксперты ООН утверждают, что данное понятие выходит за рамки оборонных или территориальных аспектов, поскольку отражает более широкие социальные и экономические потребности, которые нельзя обеспечить посредством одной лишь силы. Современный подход фокусируется на переходе от защиты государств к гарантиям безопасности индивидуальных прав посредством устойчивого развития.
Российская модель экономической безопасности основывается на специфике политических и социально-экономических преобразований, происходящих внутри страны. Важными направлениями национальных интересов России в экономической сфере считаются обеспечение устойчивого роста экономики, повышение её конкурентоспособности на мировых рынках и улучшение уровня жизни населения. Темпы развития при этом должны соответствовать амбициям по восстановлению геополитических позиций государства, а расширение влияния в глобальной культурной среде рассматривается как неотъемлемый компонент этого процесса [7, с. 25–28].
На наш взгляд, в настоящее время следует учитывать необходимость дополнения этих концепций включением экономической безопасности стран восточноазиатского региона и, прежде всего, Китая.
В настоящее время к одним из самых крупных мировых игроков относятся Российская Федерация и Китай — две могущественные державы, которые совместно заинтересованы в обеспечении мировой безопасности на основе идеи равноправия и многополярного мира. И в России, и в Китае экономическая безопасность занимает особенное место в системе приоритетов национальной безопасности, однако оно не одинаково. Поэтому актуальным представляется изучение особенностей стратегического формирования экономической безопасности в этих странах.
В Российской Федерации экономическая безопасность — это высший приоритет национальной безопасности. Данное положение закреплено, прежде всего, в Указе Президента Российской Федерации № 400 [1] (далее — Указ № 400) и Стратегии экономической безопасности [2] (далее — Стратегия 2030).
Согласно Указу № 400, экономическая безопасность является одной из составляющих, обеспечивающих национальную безопасность страны, или стратегическим национальным приоритетом. В данном Указе сформулированы 8 тезисов экономической безопасности:
– глобальная экономика сталкивается с рецессией, волатильностью рынков и сокращением инвестиций, что усиливает роль государств в торговых отношениях;
– рост протекционизма, санкции и снижение доверия между странами ухудшают перспективы мировой экономики, что углубляет социально-экономические разрывы;
– на фоне технологических изменений глобальная экономика переживает трансформацию, перераспределяются роли и влияние между странами;
– Россия обладает ресурсами, территориальными преимуществами и научно-техническим потенциалом для модернизации экономики;
– развитие переработки сырья и внедрение новых технологий повысят конкурентоспособность и устойчивость экономики России;
– инновационные проекты и насыщение внутреннего рынка российскими товарами укрепляют экономику и безопасность страны;
– для структурных преобразований необходимо устранить экономические дисбалансы и развивать инновационную и финансовую системы;
– опора на внутренние ресурсы и укрепление связей с мировыми центрами обеспечат устойчивость российской экономики.
Цель обеспечения экономической безопасности Российской Федерации сводится к защите суверенитета России, увеличению конкурентоспособности и устойчивости её экономики, а также формированию условий для её роста, в том числе опережающего мировые темпы [1]. В Указе № 400 обозначены 35 задач, способствующих достижению этой цели. Обобщая эти задачи, можно установить, что они охватывают все основные аспекты экономического развития Российской Федерации.
Концептуально стратегическая приоритетность экономической безопасности направлена на достижение одного из национальных интересов России — «устойчивого развития российской экономики на новой технологической основе» [1].
Стратегия 2030 на официальном уровне закрепляет понятие «экономическая безопасность» [2], интерпретация которого позволяет отметить, что отечественным законодателем зафиксированы ключевые связанные с ним понятия, отражающие смысл всей Стратегии 2030 (рис. 2). | |  | Рис. 2. Ключевые понятия экономической безопасности в Стратегии 2030
Источник: обобщено и составлено авторами на основе Стратегии 2030 [2] | Экономическая безопасность — это своего рода щит национальной экономики. В Стратегии 2030 концептуализирована взаимосвязь между факторами, влияющими на устойчивость российской экономической системы. Выделены вызовы, которые могут создавать угрозы для стабильности экономики. В результате этих угроз могут возникать риски, которыми необходимо управлять для предотвращения негативных последствий. Для этого требуется организация эффективной системы защиты, направленной на поддержку таких ключевых аспектов экономической безопасности, как независимость (суверенитет) российской экономики, её целостность, а также на охрану национальных интересов страны.
В Стратегии 2030 описано 25 ключевых вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации, в основе которых лежат последствия перехода от модели однополярного мира к модели многополярного мира.
Структура государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности заключается в следующем: имеется 6 ключевых целей и 8 ключевых направлений, для реализации каждого из которых описываются несколько задач. В частности, одним из факторов для повышения российской экономической безопасности выступает преодоление сырьевой ориентации [4, с. 27]. В Стратегии 2030 также предложено 40 показателей (индексов, долей и коэффициентов) состояния экономической безопасности.
Следует отметить, что в настоящее время приоритетность экономической безопасности в рамках национальной безопасности Российской Федерации особенно усиливается в контексте новой реальности, а именно мобилизационной экономики, обусловленной беспрецедентным экономическим давлением со стороны стран коллективного Запада во главе с США и их сателлитами. При этом, в настоящее время продолжают нарастать торговые конфликты США, ЕС и Китая. В частности, вследствие беспрецедентного роста китайской экономики и нежелания США уступать роль гегемона мировой экономики, наступление на Поднебесную со стороны США «ведётся по всем фронтам. По экономике страны бьют всё возрастающими ввозными пошлинами и ограничением доступа к зарубежным технологиям» [9, с. 151].
В Китае экономическая безопасность также является значимым приоритетом национальной безопасности, однако, в отличие от Российской Федерации, в Поднебесной нет стратегии экономической безопасности как отдельного нормативного правового акта. Основными стратегическими документами, регулирующими экономическую безопасность на национальном уровне, являются Концепция всеобъемлющей национальной безопасности, принятая Си Цзиньпином в 2014 г. (далее — Концепция 2014), и Закон о национальной безопасности Китайской Народной Республики, принятый Указом Президента № 29 (далее — Закон № 29).
Концепция 2014 — это фундаментальный документ в области обеспечения экономической безопасности Китая, выдвинутый Си Цзиньпином. Лидер Китая предложил системный и целостный подход к национальной безопасности. Концепция 2014 опирается на научную теоретическую основу, позволяющую последовательно и всесторонне анализировать угрозы и риски, которые возникают в условиях изменяющейся обстановки безопасности в новой эпохе. Защита государства и его граждан возможна только при полном и последовательном соблюдении этого подхода. В его основе лежат одна ключевая цель, пять неотъемлемых элементов и пять координационных задач.
Экономическая безопасность в рамках Концепции 2014 относится к основному из пяти неотъемлемых элементов и вместе с тем выступает в качестве основы национальной безопасности Китая.
В Концепции 2014 отмечается, что Китаю необходимо обеспечить защиту экономического развития от любых внешних посягательств, поддерживать стабильный и поступательный рост экономики, а также укреплять экономическую мощь страны. Только так можно создать прочную материальную основу для национальной безопасности [21]. Кроме того, отмечается, что чем более открытым Китай становится для мира, тем более важным становится вопрос экономической безопасности. Требуется синхронизировать развитие с обеспечением безопасности, а также укреплять способность страны к регулированию, конкуренции и управлению рисками. Концепция экономической безопасности основана на социалистической рыночной экономике, которая требует постоянного совершенствования системы. Ключевой задачей является усиление экономической мощи и способности Китая защищаться от внутренних и внешних угроз, с акцентом на предотвращение рисков и защиту национальных интересов [21].
Закон № 29 — это специальный закон, принятый в 2015 г. В тексте данного закона упоминается необходимость защиты основных экономических интересов Китая, включая важнейшие отрасли и ключевые инфраструктурные объекты. Ст. 19 Закона № 29 гласит, что государство должно создавать и поддерживать механизмы предотвращения и преодоления экономических угроз для обеспечения безопасности важнейших секторов и проектов, имеющих стратегическое значение для национальной экономики [3].
Также важно отметить, что экономическая безопасность Китая является неотъемлемой частью экономической мысли Си Цзиньпина, вплетая в себя целый комплекс иных стратегических документов, которые непосредственно связаны с экономической безопасностью. К таким документам можно отнести Закон о кибербезопасности 2016 г., Закон о продовольственной безопасности 2023 г., Обновлённый закон о борьбе со шпионажем 2023 г. и др.
После состоявшегося в 2012 г. XVIII съезда Коммунистической партии Китая в условиях сложной международной обстановки и внутренних вызовов Си Цзиньпин и команда его единомышленников представили новый набор концепций для управления экономикой.
Этот подход, базирующийся на марксистских принципах, направлен на адаптацию к новым реалиям и модернизацию Китая. Экономическая мысль Си Цзиньпина стала неотъемлемой частью его более широкой социалистической теории и стала охватывать ключевые направления развития в рамках перехода Китая в новую эпоху. Центральное место в этой системе занимает идея о необходимости тесного взаимодействия государства и рынка. Си Цзиньпин отмечает важность сохранения регулирующей роли государства, что позволяет оптимизировать распределение ресурсов и преодолевать институциональные барьеры. Особое внимание уделено реформам, направленным на изменение структуры экономики и адаптацию к «новым нормам» экономического роста. Кроме того, одной из центральных задач является достижение высококачественного роста, что стратегически предполагает структурную модернизацию экономики с упором на инновации, урбанизацию, сельскохозяйственные реформы и информатизацию. Особое место занимает реализация программы «Один пояс, один путь» и развитие наиболее значимых регионов страны (Пекин, Тяньцзинь и Хэбэй). Эти усилия способствуют более сбалансированному развитию и формированию прочных экономических связей как внутри страны, так и за её пределами [19]. Представленные лидером Китая идеи послужили основой для долгосрочного развития страны в условиях глобальных вызовов и обеспечения её устойчивого роста.
Таким образом, экономическая безопасность в России и Китае занимает важное место в системе национальной безопасности, однако подходы стран всё же различаются. В российской модели экономическая безопасность рассматривается как ключевой стратегический приоритет, что прямо отражено в Стратегии 2030. В Китае экономическая безопасность также рассматривается как неотъемлемая часть национальной безопасности, однако здесь она встроена в более широкий концепт «всеобъемлющей национальной безопасности», предложенный в 2014 г. Экономическая безопасность в Китае тесно связана с защитой стратегических отраслей, управлением рисками и стабильным экономическим развитием в условиях глобальных вызовов. Китайский подход основан на принципах социалистической рыночной экономики, которая требует гибкого управления конкуренцией, предотвращения рисков и синхронизации экономического роста с вопросами безопасности.
Однако то, каким образом указанное и продекларированное в законах и стратегиях будет реализовываться на практике, зависит от грамотности управления и стимулирования экономики. Следует полагать, что немаловажную роль в этом отношении играет умение предсказать развитие мировой экономики и расклад сил на мировой экономической арене.
В связи с вышеизложенным, далее целесообразно перейти к сравнительному анализу некоторых показателей (индикаторов) экономической безопасности в Российской Федерации и Китае.
Здесь, прежде всего, следует отметить, что в рамках одной статьи невозможно отразить все факторы и показатели (критерии, индикаторы или индексы), отражающие состояние экономической безопасности. В частности, в работах Л.П. Гончаренко, Е.И. Кузнецовой, В.В. Лихолетова, О.Н. Бабуриной, В.Ш. Уразгалиева и других российских авторов приводятся и утверждённые в Стратегии 2030 показатели состояния экономической безопасности, и показатели, предложенные академиком С. Ю. Глазьевым, и собственные адаптированные системы показателей.
В настоящем исследовании принято решение ограничиться ключевыми показателями экономической безопасности, отчасти предложенными в указанной ранее коллективной монографии [11, с. 9–15], а также дополнить их иными показателями, для которых имеются общие данные, соотносящиеся с обеими сравниваемыми странами.
Источниками информации для проведения сравнительного анализа послужили данные Росстата, включая специализированную информационную страницу [16], и данные Национального бюро статистики Китая (NBS), включая соответствующую базу открытых данных [23]. Кроме того, информация дополнялась данными Мирового банка [25] и Международного валютного фонда [22]. В качестве исходного периода был выбран год, предшествующий пандемии COVID-19, а в качестве конечного — 2023 г., как последний завершённый. Значения проанализированных показателей за последние 5 лет (2019–2023 гг.) представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Динамика ключевых показателей экономической безопасности в Российской Федерации и Китае, 2019–2023 гг.Показатель | Российская Федерация | / | Китай | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | / | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ВВП по ППС, доля в мировом ВВП, % | 3,07 | 3,08 | 3,07 | 2,93 | 2,95 | / | 17,16 | 18,07 | 18,42 | 18,35 | 18,73 | ВВП на душу населения, в текущих ценах, темп прироста, % | 5,5 | -1,7 | 26,5 | 14,7 | 11,2 | / | 6,9 | 2,5 | 13,3 | 4,8 | 4,7 | Индекс промышленного производства, % | 3,4 | -2,1 | 6,3 | 0,7 | 4,1 | / | 5,7 | 2,8 | 9,6 | 3,6 | 4,6 | Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года (100 %) | 103,0 | 104,9 | 108,4 | 111,9 | 107,4 | / | 102,9 | 102,5 | 100,9 | 102,0 | 100,2 | Инфляция, дефлятор ВВП (доля в годовом исчислении), % | 3,3 | 0,9 | 19,4 | 16,7 | 7,1 | / | 1,3 | 0,5 | 4,6 | 1,8 | -0,5 | Доля населения в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет) в общей численности населения, % | 67,4 | 67,0 | 66,7 | 66,5 | 66,3 | / | 69,7 | 69,4 | 69,2 | 69,0 | 68,9 | Уровень участия в рабочей силе, всего (доля от всего населения в возрасте 15–64 лет), % | 74,1 | 74,3 | 75,2 | 75,5 | — | / | 75,4 | 74,3 | 75,8 | 75,9 | — | Доля населения, денежные доходы которого ниже величины прожиточного минимума, % | 12,4 | 12,2 | 11,1 | 9,0 | 8,5 | / | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | Коэффициент бедности на уровне 6,85 долл. США в день (по ППС 2017 г.) | 2,6 | 2,0 | 1,7 | — | — | / | 24,9 | 24,8 | 17,0 | — | 17,2 | Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % | 20,4 | 21,5 | 19,3 | 19,8 | 22,0 | / | 40,4 | 41,2 | 41,2 | 44,5 | 44,6 | Импорт товаров и услуг (доля от ВВП), % | 20,8 | 20,4 | 20,4 | 15,2 | 18,7 | / | 17,5 | 16,2 | 17,4 | 17,6 | 17,6 | Источник: составлено авторами по указанным выше данным [16, 22, 23, 25].
Примечания: ВВП — Валовой внутренний продукт; ППС — паритет покупательной способности.
Анализируя данные таблицы 1, можно отметить следующие основные моменты.
– Доля в мировом ВВП по ППС для России незначительно снижается, что указывает на некоторое ослабление её позиции в глобальной экономике. Китай же стабильно удерживает высокий уровень этой доли, несмотря на небольшие колебания, что свидетельствует о его устойчивом вкладе в мировой ВВП.
– Прирост ВВП на душу населения в России показал резкое замедление, особенно в 2022–2023 гг. В Китае аналогичные показатели также существенно снизились после всплеска в 2021 году.
– Индекс промышленного производства в России имеет значительные колебания с отрицательными значениями в 2020 и 2022 гг., что свидетельствует о нестабильности в промышленном секторе. В Китае, напротив, наблюдается более стабильная картина, хотя в 2023 г. также наблюдалось некоторое снижение по данному показателю.
– Индекс потребительских цен в России показывает постоянный рост, что особенно заметно в 2022 г. В Китае аналогичный показатель остаётся на более стабильном уровне с минимальными изменениями.
– Инфляция в России достигла пика в 2022 г., после чего немного снизилась, что может свидетельствовать о частичной стабилизации экономики; в то же время, беспрецедентный рост ключевой ставки Банка России в 2024 г. говорит о обратном. В Китае наблюдается обратная тенденция: после низкой инфляции в предыдущие годы, в 2023 г. зафиксирована дефляция.
– Доля трудоспособного населения в России постепенно сокращается на протяжении 2019–2023 гг., что может указывать на демографические изменения. В Китае аналогичные показатели остаются на стабильном уровне, хотя в 2023 г. также зафиксировано небольшое снижение.
– Уровень участия в рабочей силе в России показывает небольшие колебания, хотя и остаётся относительно стабильным, что свидетельствует об устойчивом вовлечении трудоспособного населения в экономику. В Китае данный показатель остаётся выше российского на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о высокой занятости населения.
– Доля граждан с доходами ниже границы бедности в России постепенно снижается, что свидетельствует о положительных сдвигах в борьбе с бедностью и её искоренением. В Китае данный показатель практически нулевой, что демонстрирует высокую эффективность экономической политики в этой области. Как отмечается Мировым Банком, Китай сумел искоренить нищету ещё в 2020 г. [24].
– Коэффициент бедности, основанный на доходах ниже 6,85 долл. США в день, в России колеблется на низком уровне, при этом с 2022 г. данные отсутствуют. В Китае наблюдается значительное снижение этого показателя, что может свидетельствовать о прогрессе в улучшении благосостояния населения.
– Доля инвестиций в основной капитал в ВВП России показывает рост, который особенно заметен в 2023 г., что может указывать на увеличение инвестиций в развитие инфраструктуры и промышленности. В Китае данный показатель стабильно высок, что подчёркивает высокие темпы инвестиционной активности в Поднебесной.
– Доля импорта товаров и услуг в ВВП России снижается, что, прежде всего, связано с сокращением внешнеторговых операций с партнёрами из недружественных стран и перестройкой внешней торговли. В Китае данный показатель остаётся стабильным на протяжении 2019–2023 гг., что говорит о сбалансированной внешнеэкономической политике.
Таким образом, анализ ключевых показателей экономической безопасности в Российской Федерации и Китае за 2019–2023 гг. позволяет утверждать, что с точки зрения безопасности, Китай сильнее России. Это можно объяснить тем, что в Китае экономическая безопасность заняла значимое место в системе приоритетов национальной безопасности раньше, чем в России. Кроме того, вызовы и следующие за ними угрозы экономической безопасности в отношении России, начиная с 2022 года, носят гораздо более экстремальный характер, чем вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Китай. Тем не менее, некоторые вызовы оказываются в равной степени значимыми как для Россия, так и для Китая: внешние экономические санкции, глобальные изменения в цепочках поставок, а также риски кибербезопасности. В частности, согласно интерактивным данным Лаборатории Касперского, Россия и Китай являются наиболее атакуемыми странами в мире [15]. Оба государства сталкиваются с необходимостью укрепления своей технологической независимости, защиты стратегических отраслей и управления рисками, связанными с глобальной конкуренцией. Рост глобального протекционизма и политизация международных экономических отношений угрожают стабильности российской и китайской экономик, что вынуждает лидеров и правительства этих стран обращать пристальное внимание на экономическую безопасность как наивысший приоритет национальной безопасности.
Общие вызовы и угрозы стимулировали Россию и Китай к активизации торговли. Так, в первой половине 2023 г. торговля между странами увеличилась на 40 % [17], по итогам первого полугодия 2024 г. объём китайского экспорта в Россию достиг исторического максимума, а взаимный товарооборот увеличился на 1,8 % [18].
В целом, к началу третьего десятилетия XXI в. китайская экономика практически встала в один ряд с экономическим могуществом США. Современный Китай — это развитая экономика, «мировая фабрика», в рамках которой к тому же активно формируется региональная сеть торговых отношений со всеми странами мира, а также развивается беспрецедентная инициатива «Один пояс, один путь». Российская экономика, несмотря на тридцатилетний путь формирования, не смогла выйти на подобный уровень, превратившись, главным образом, в нефтяного и сельскохозяйственного экспортёра, пусть и ведущего, но фактически обеспечивающего остальные страны. Поэтому в настоящее время она может рассматриваться лишь в качестве партнёра Китая по восточному экономическому блоку, однако конкурировать на равных с ним не способна, что, в частности, увеличивает риск торговой зависимости российской экономики от Поднебесной, которая успешно заменяет современной России Евросоюз в качестве ведущего импортёра. С инвестиционной точки зрения, Россия интересует Китай как освобожденный от западных компаний рынок, а также как источник дешёвых природных ресурсов. Китай же выступает для России, в первую очередь, поставщиком оборудования для инфраструктурных проектов [6, с. 4685].
Вместе с тем, как в России, так и в Китае процесс обеспечения экономической безопасности не является совершенным, в особенности в рамках формирования устойчивого развития: в обеих странах наблюдается «непроработанность системы формирования приоритетов, недооценка взаимосвязи и взаимовлияния проектов» [10, с. 34]. Это позволяет утверждать, что наличие экономической безопасности как высшего приоритета или основы национальной безопасности ещё не гарантирует её обеспеченность. |
| |
|
|