| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Василенко Н. В. профессор кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского горного университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье показана необходимость дальнейшего развития терминологического аппарата экономической безопасности, отражающего интегративный характер ее современного проблемного поля. В качестве элементов системы базовых обобщающих понятий экономической безопасности предложены цепочки «безопасность — объекты безопасности — субъекты безопасности», «экономические отношения — интересы — институты», «опасность — вызов — угроза — риск — ущерб», позволяющие описать в обобщенном виде ее структуру и объяснить ряд важнейших закономерностей в указанной области. Полученные результаты могут быть использованы при разработке государственных и корпоративных стратегий экономической безопасности, в том числе по ее отдельным направлениям. | Ключевые слова: экономическая безопасность, объекты экономической безопасности, субъекты экономической безопасности, экономические интересы, институты, угрозы | УДК 330.1; ББК 65.01 Стр: 90 - 95 | Защита экономических интересов до сих пор решалась в рамках нескольких парадигм экономической безопасности (протекционистcкой [1], кейнсианской, десотианской [2], устойчивого развития [3]), соответствующих особенностям того или иного состояния национальной экономики и преобладающему типу угроз. Опыт противодействия соответствующим угрозам нашел отражение в различных областях экономической наук [4, 5], а также в механизмах и инструментах государственной экономической политики [6, 7]. В настоящее время проблематика экономической безопасности переживает новый этап своего развития, что связано прежде всего с переосмыслением последствий глобализации для функционирования национальных экономик [8] и переходом к формированию многополярного мира [9] в условиях роста геополитической напряженности. Смена акцентов мирового и национального экономического развития, осложнение внешней и внутренней экономической ситуации требует новых подходов для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации [10], учитывающих множественность актуальных угроз и вызовов, а также существенный размер потенциального ущерба для экономики в целом и ее отдельных отраслевых и региональных составляющих. Интегративный характер современного проблемного поля экономической безопасности определяет необходимость развития терминологического аппарата указанной научной области, обобщающего сущностные черты экономической безопасности как явления и соединяющего существующие подходы к организации защиты экономических интересов в различных областях. Разработка элементов системы базовых обобщающих понятий экономической безопасности и является целью данной работы.
Исследование показало, что для достижения поставленной цели целесообразно обратиться к родовому понятию экономической безопасности, то есть собственно понятию «безопасность». Исходя из морфемного разбора, «безопасность» означает отсутствие опасности. Поскольку на практике многие опасности существуют объективно и не могут быть полностью устранены, в нашем случае уместно под безопасностью понимать состояние защищенности, степень которой может быть разной и во многом зависит от уровня предпринимаемых усилий по обеспечению безопасности. Совокупность таких усилий и формирует существующие системы безопасности, сознательно направленные на защиту определенных объектов, в качестве которых могут выступать ресурсы, процессы, информация, системы и т.п., подлежащие защите. Отсюда безопасность — это состояние защищенности некоторого объекта от опасностей или угроз. Объект безопасности — это то, что требует защиты, так как находится под угрозой. Субъект безопасности — это тот, кто осуществляет защиту, имея интерес и ресурсные возможности для обеспечения безопасности. Именно субъект, как правило в сотрудничестве с другими субъектами, разрабатывает стратегии и меры защиты, привлекая к этому необходимые финансовые, организационные и силовые ресурсы. При этом объект и субъект могут совпадать, если речь идет о собственной безопасности субъекта, например, государства или отдельного человека.
Несмотря на то, что ряд авторов включает понятия «объект» и «субъект» в состав базовых понятий экономической безопасности [11], значение этих понятий в формировании непротиворечивого терминологического аппарата экономической безопасности, на наш взгляд, недооценивается. Практическим последствием такого положения можно считать фокус внимания в концептуально-стратегических документах, прежде всего «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (2021), «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (2017) и др., на развернутом, но разноплановом перечне угроз и вызовов. Между тем, соотнесение вызовов и угроз с объектами экономической безопасности дает представление о необходимых направлениях ее обеспечения, ориентируя на участие заинтересованных субъектов экономической безопасности в формировании систем защиты различного уровня.
На теоретическом уровне выявление объектов безопасности позволяет обосновать ее структуру, поскольку, как показало исследование, масштабность объекта безопасности является критерием выделения ее уровней, а неоднородность объектов безопасности и соответственно необходимых ресурсов и защитных мер приводит к необходимости функциональной типологии ее видов.
С учетом масштабности объектов безопасности в рамках экономической науки наиболее часто выделяют уровни:
– личный, охватывающий в качестве объектов человеческие жизни, здоровье, имущество, активы, личную информацию, а также гражданские права и свободы;
– корпоративный, задачи которого связаны с защитой ресурсов, активов и интересов того или иного предприятия или организации, а также обеспечением его (ее) устойчивой деятельности;
– региональный (внутри одного государства), подразумевающий защиту безопасности населения, а также предприятий и организаций, инфраструктурных объектов, функционирующих в пространственных границах региона;
– национальный, предполагает защиту территории, национального суверенитета, с обсуждением вопросов национальной обороны, разведки, политической стабильности, социально-экономического развития и т.д.;
– международный, региональный (охватывающий несколько государств), связанный с отношениями между странами и безопасностью на наднациональном (мировом, глобальном, мировом региональном) уровне.
Личный уровень безопасности касается физических лиц, которые и являются субъектами своей безопасности, при этом передавая часть своих интересов и полномочий более высоким уровням: корпоративному, через отношения найма, и национальному, через так называемый «общественный договор», через который по сути определяется полнота прав и свобод, а также общественных благ и социальных гарантий населению со стороны государства. Следует отметить, что в настоящее время личный уровень безопасности для развития экономики и обеспечения национальной безопасности крайне важен в финансовой и информационной областях, что обосновывает постановку проблем повышения финансовой грамотности и развития цифровых навыков населения.
Корпоративный уровень безопасности соответствует уровню предприятий, организаций или их объединений. Как объекты, так и субъекты кооперативной безопасности могут иметь выраженную отраслевую, либо региональную окраску, что определяет специфику обеспечения их защиты и, следовательно, актуальность более углубленных исследований. Однако можно выделить наиболее общие составляющие.
В наиболее общем виде объектами корпоративной безопасности могут выступать:
– физические активы, включающие здания и сооружения, то есть производственные помещения, офисы, склады, транспортные средства и другие физические ресурсы, которые являются собственностью организации;
– информационные активы, охватывающие конфиденциальные данные, объекты интеллектуальной собственности, коммерческие секреты, клиентские базы данных, финансовую информацию и другие данные, требующие защиты от несанкционированного доступа и утечки;
– бизнес-процессы и операции, включая операционные системы, каналы поставок и сбыта, поскольку их нормальное функционирование и надежность важны для успешной работы предприятия;
– финансовые ресурсы, в том числе деньги, банковские счета, инвестиции и др., требующие защиты от мошенничества, кражи и других финансовых рисков;
– репутация и бренд, которые представляют собой ценные активы и требуют защиты от негативного влияния, в том числе в ходе недобросовестной конкуренции, с целью сохранения и поддержания доверия клиентов, партнеров и общественности;
– правовое и контрактное соответствие, предполагающее соблюдение законов и стандартов в отношении бизнес-практик, данных клиентов, охраны труда и других сторон жизнедеятельности предприятия или организации.
К субъектам корпоративного уровня безопасности относятся лица или организации, которые имеют интерес и ресурсные возможности по обеспечению безопасности перечисленных выше объектов предприятия или организации. Субъекты корпоративной безопасности представлены следующими группами:
– собственники, руководители и топ-менеджеры, в зависимости от организационно-правовой формы определяющие стратегию развития организации в целом, стратегию обеспечения ее безопасности, а также принимающие решения по ресурсам, направляемым на реализацию стратегии безопасности;
– специалисты по безопасности, сотрудники службы безопасности предприятия, осуществляющие планирование, разработку и реализацию необходимых мер безопасности, включая все функциональные составляющие, которые будут рассмотрены далее;
– весь персонал предприятия или организации, которому надлежит соблюдать правила безопасности и принимать активное участие в обеспечении безопасности бизнес-процессов и окружающей их среды;
– клиенты и пользователи продуктов и услуг предприятия или организации, рассчитывающие на сохранность личных данных, конфиденциальность обслуживания, а также на безопасное потребление приобретаемых благ;
– поставщики сырья и материалов, которые также должны соответствовать стандартам и требованиям безопасности;
– партнеры, в том числе консалтинговые фирмы, охранные предприятия и т.д., сотрудничество с которыми направлено на повышение уровня безопасности предприятия или организации;
– другие заинтересованные лица, среди которых особое место занимают конкуренты, прямые и потенциальные, которые могут активно применять методы недобросовестной конкуренции, например, промышленный шпионаж, либо методы конкурентной разведки с целью выявления слабых конкурентных позиций для последующего вытеснения с рынка.
Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций государства и предполагает наличие целого комплекса мер, направленных на сохранение целостности государства. Поэтому объектами национальной безопасности являются различные составляющие, включая ценности, которые необходимы для обеспечения стабильности, благополучия и интересов национального государства. Они представляют собой то, что подлежит защите от внешних и внутренних угроз, чтобы обеспечить национальную безопасность.
В состав основных объектов национальной безопасности включают:
– территориальную целостность, предполагающую защиту границ, территории и суверенитета государства от внешних угроз, таких как территориальные претензии, вооруженные конфликты и агрессия со стороны других государств и т.д.;
– политическую стабильность, подразумевающую защиту конституционного порядка и политической системы от внутренних угроз, таких как экстремизм, попытки государственного переворота и т.д.;
– устойчивое развитие экономики, обеспечиваемое защитой экономических ресурсов, инфраструктуры, финансовой системы, инвестиций и торговли от угроз, которые могут привести к экономическим потерям и зависимости от внешних субъектов;
– жизнедеятельность и благополучие населения, включая предотвращение преступности, терроризма и обеспечение общественной безопасности.
Все эти объекты национальной безопасности важны для сохранения стабильности, развития и благополучия государства, а их защита является ключевой задачей субъектов национальной безопасности, к которым следует отнести:
– органы государственной власти, в функции которых включены определение приоритетов и разработка политики национальной безопасности, принятие законов, а также создание силовых структур для обеспечения защитных мер;
– вооруженные силы (армия, флот, военно-воздушные силы), обеспечивающие оборону страны от внешних угроз, охрану государственных границ, принимающие участие в международных операциях для защиты национальных интересов;
– правоохранительные органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность, в том числе посредством борьбы с преступностью, терроризмом и другими угрозами внутри страны;
– разведывательные и контрразведывательные службы, собирающие информацию о потенциальных угрозах, анализирующие разведывательные данные и предоставляющие информацию соответственным органам для принятия решений в области безопасности;
– субъектов критической инфраструктуры, которая необходима для обеспечения жизнедеятельности государства и его населения, а также для поддержания нормального функционирования экономики. Она включает энергетические, транспортные, телекоммуникационные системы, системы водообеспечения, а также финансовую систему.
На международном уровне безопасности решаются задачи предотвращения конфликтов между государствами, сотрудничества в борьбе с транснациональными угрозами, обеспечения мирового порядка и мироустройства. Решаемые в каждый период задачи и определяют объекты международной безопасности в зависимости от контекста и приоритетов международного сообщества. В общем случае объектами международной безопасности являются различные явления, процессы и сферы деятельности, которые могут представлять угрозу или вызывать беспокойство у международной общественности. В настоящее время требуют активного внимания территориальная целостность государств, сохранение мира и стабильности, нераспространение ядерного оружия с целью предотвращения ядерных конфликтов, борьба с терроризмом и экстремизмом, защита киберпространства, обеспечение надежности, безопасности и доступности энергетических и продовольственных ресурсов, защита прав человека, борьба с геноцидом, преступлениями против человечества и др.
Интересы и ресурсные возможности для решения указанных задач международной безопасности имеют следующие субъекты:
– национальные государства, заключающие договор, ратифицирующие международные соглашения и обязательства, принимающие меры для обеспечения безопасности собственной территории, населения и интересов;
– международные организации, такие как Организация объединенных наций (ООН), БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др., вырабатывающие международные нормы, координирующие действия государств с целью урегулирования возможных конфликтов, поддержания мира и безопасности, сотрудничества и предоставления различного рода помощи странам, находящимся в кризисных ситуациях;
– международные суды и трибуналы, имеющие компетенцию по разрешению споров между государствами, расследованию и судебному преследованию нарушений международного права и прав человека;
– негосударственные субъекты, такие как неправительственные организации, транснациональные корпорации, медиа, оказывающие влияние на международную безопасность через свою деятельность, например, в сферах защиты окружающей среды или защиты прав человека;
– нерегулируемые территории и группы, такие как нелегитимные государства, террористические группировки и т.д., действия которых могут представлять угрозу для международного мира и стабильности.
Следует отметить, что обеспечение международной безопасности определяется во многом соотношением переговорных сил в международных отношениях, что находит выражение в концепциях аполярного, однополярного, биполярного и многополярного мира [9].
Неоднородность объектов безопасности для организации их защиты требует их классификации, которая с теоретической точки зрения позволяет обосновать функциональную структуру безопасности, а с практической — выявить субъектов, в зону ответственности которых следует отнести разработку и реализацию необходимых защитных мер. Разработка такой типологии возможна на любом из рассмотренных ранее уровней, но затрудняется взаимосвязанностью и взаимозависимостью выделяемых видов безопасности, поэтому в научной литературе можно встретить множество различных вариантов, целесообразность которых определяется целями проводимого научного исследования.
Наиболее часто на уровне национальной безопасности выделяют следующие ее составляющие:
– политическая безопасность, подразумевающая обеспечение стабильности системы государственной власти, защиту национального суверенитета и независимости, предотвращение государственного переворота, гражданской войны, внутренних конфликтов и т.д.
– экономическая безопасность, означающая обеспечение стабильности и устойчивого развития национальной экономики, высокого уровня занятости и благосостояния населения, предотвращение финансовых кризисов, защиту экономических интересов и ресурсов страны;
– военная безопасность, предполагающая обеспечение национальной обороноспособности, защиту государственных границ от военной агрессии и угрозы;
– социальная (общественная) безопасность, подразумевающая обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, его прав и свобод, защиту от преступных посягательств, терроризма и других социальных угроз;
– информационная безопасность, охватывающая защиту информационных ресурсов и систем, в том числе от киберугроз, а также контроль за информационными потоками и дезинформацией;
– экологическая безопасность, включающая защиту окружающей среды, предотвращение экологических катастроф, рациональное использование природных ресурсов и пр.
На корпоративном уровне декомпозиции, как правило, подвергается непосредственно экономическая безопасность, а основными ее функциональными составляющими наиболее часто выступают финансовая, интеллектуальная, кадровая, технико-технологическая, политико-правовая, экологическая, информационная, силовая безопасность. При этом разные авторы вкладывают в них различное содержание. Так, например, вопросы патентной охраны могут включать, как интеллектуальную, так и в информационную составляющую экономической безопасности предприятий. Достаточно часто финансовая составляющая абсолютизируется и отождествляется с полным содержанием экономической безопасности предприятия или организации [12]. Это представляется ошибочным, поскольку не позволяет выстраивать результативные стратегии безопасности организаций, учитывающие все источники угроз и соответствующие меры предупреждения их реализации.
Важно, что обеспечение каждого из перечисленных видов является необходимым для решения общей задачи достижения определенного уровня национальной безопасности. Однако такое разделение представляет собой по сути декомпозицию общей задачи на более мелкие, которые будут решаться субъектами более низких уровней по отношению к специфическим объектам, соответствующим отдельному виду безопасности. Так, например, общественная безопасность будет обеспечиваться правоохранительными органами, полицией и т.д., а военная — вооруженными силами и т.д.
Как мы убедились, безопасность имеет сложную функционально-уровневую структуру взаимосвязанных и взаимозависимых между собой компонентов. С определенной долей экономического империализма, рассматривая все процессы через их ресурсную обеспеченность, а силовые варианты разрешения противоречий — в качестве крайнего способа конкурентной борьбы за ресурсы, в том числе между государствами, можно сделать вывод о ключевом значении обеспечения экономической безопасности для решения подавляющего большинства задач в исследуемой нами области. При этом, избегая подмены родового понятия «безопасность» на видовое понятие «экономическая безопасность», изучение практики обеспечения безопасности и экономической безопасности свидетельствует о целесообразности при необходимости расширения содержания понятия «экономическая безопасность» в зависимости от решаемых исследовательских или практических задач и уровня объекта, подлежащего защите.
Таким образом, цепочка понятий «безопасность — объекты безопасности — субъекты безопасности» позволяет раскрыть ее функционально-уровневую структуру и обосновать в ней ведущее место экономической безопасности. Кроме того, наличие перечня объектов экономической безопасности способствует выявлению проблем экономической безопасности, понимая под такой проблемой нежелательное состояние объекта экономической безопасности, в которое он может перейти, либо уже перешел под воздействием угрозы, и потому требующее принятия защитных мер соответствующими субъектами.
Определение субъектов безопасности очерчивает круг тех, чьи интересы могут мотивировать активные действия в отношении тех или иных объектов, создавая угрозы и вызовы по отношению друг к другу. Практика показывает, что именно несовпадение интересов во многих случаях приводит к возникновению и нарастанию угроз в борьбе за доступ к ресурсам, что обосновывает связь задач обеспечения экономической безопасности предприятий и организаций с проблематикой поддержания их конкурентоспособности, объясняя анализ различных рисков при разработке стратегий корпоративного развития. Национальная экономическая безопасность в таком ключе представляет собой концепцию защиты национальных экономических интересов от различных опасностей и угроз, которые могут нанести ущерб стабильности, развитию национальной экономики и благосостоянию граждан и государства. Экономическая безопасность личности — это состояние защищенности жизненно важных экономических интересов человека от различных угроз, обеспечиваемое им самим, государством и обществом.
Носителями интересов являются субъекты, связанные определенными экономическими отношениями. Под экономическими отношениями понимают общественные отношения и связи между людьми, возникающие в процессе и по поводу прав собственности, производства, распределения, перераспределения (обмена и т.д.) и потребления материальных и нематериальных благ. Мотивами вступления в экономические отношения являются экономические интересы. Отсюда под экономическими интересами следует понимать объективные мотивы деятельности людей или социальных групп, отражающие их место в системе общественного производства.
Объективность экономических интересов обусловлена необходимостью удовлетворения сложившейся в обществе системы потребностей. Поскольку научно-технологическое развитие предлагает новые способы удовлетворения потребностей, преобразуя структуру экономики и соотношение переговорных сил, содержание экономических интересов динамично, оно меняется под воздействием различных факторов внешней среды. Система потребностей общества, отражая его неоднородность, предполагает определенную иерархию в соответствии с социальной стратификацией. Поэтому система экономических интересов, связанная с потребностями через мотивы к их удовлетворению, также имеет иерархическую структуру. В такой структуре можно выделить интересы общества в целом, государства, отдельных социальных слоев или групп, а также отдельных членов общества.
Отсюда структура экономических интересов с точки зрения их носителя может быть соотнесена с уровневой структурой, а структура экономических интересов с учетом их содержательного наполнения — с функциональной структурой экономической безопасности, определяемой классификацией ее объектов. Конкретная форма интереса и процесс его реализации определяется положением его носителя в социально-экономической структуре общества и той системе экономических отношений, в которую он вступает. Поэтому процесс реализации экономических интересов требует соответствующей защиты от угроз со стороны субъектов, имеющих несовпадающие с нашими интересы относительно тех же объектов. Столкновение встречных интересов субъектов безопасности, например, в отношении одного и того же ресурса, именуемой часто конкурентной борьбой, неминуемо порождает угрозы, состоящие, прежде всего, в потенциальной возможности вытеснения с рынка одного субъекта другим. Причем это верно и на уровне государств, и на уровне хозяйствующих субъектов. Совпадающие, параллельные и расходящиеся интересы субъектов могут стать основой для соединения усилий и сотрудничества в определенных направлениях деятельности.
Поскольку субъекты экономической безопасности могут быть разделены по уровням, защита их интересов должна иметь два направления: по вертикали и по горизонтали. На практике она проявляется в выработке и закреплении разными способами определенных норм и правил взаимодействия субъектов экономической безопасности, при достаточной распространенности и устойчивости именуемой институтами. На практике они находят выражение в различных документах и организационных структурах.
В составе институтов, регулирующих взаимодействия субъектов по поводу интересующих их объектов, в контексте экономической безопасности следует различать: формальные институты, находящие отражение в законодательстве, нормативно-правовой базе и локальной официальной документации на корпоративном уровне, а также организационных структурах, осуществляющих свои функции в соответствии с указанными документами; неформальные институты, суть социальные нормы и ценностно-этические ограничения, зафиксированные в обычаях и традициях деловой жизни. Особым видом институтов являются контракты, фиксирующие достигнутые договоренности между субъектами экономической безопасности, имеющими относительно равную переговорную силу. Контракты также могут быть формальными и неформальными (устными договоренностями), но в любом случае они представляют собой добровольно принятые на себя обязательства. Каждый вид институтов включает в свой состав соответствующие санкции как механизм наказания нарушителей, формируя ограничительные рамки предпочтительной деятельности субъектов экономической безопасности.
Таким образом, цепочка понятий «экономические отношения — интересы — институты» позволяет обосновать, что структура экономических интересов совпадает со структурой объектов экономической безопасности, субъекты безопасности являются носителями интересов, а институты представляют собой результат институциализации экономических интересов с целью достижения различных компромиссов между субъектами, связанных экономическими отношениями, а также формирования гарантий соблюдения компромиссных условий. Наличие достаточной плотной институциональной среды, регламентирующей взаимодействия между субъектами экономической безопасности, не гарантирует само по себе защиту от любых вызовов и угроз, но помогает оптимизировать ресурсы, привлекаемые в системы экономической безопасности, и минимизировать возможный ущерб при реализации угроз.
Для формирования обобщенного терминологического поля экономической безопасности крайне важно рассмотреть еще одну совокупность понятий, связанных с угрозами. В научной литературе существует множество трактовок взаимосвязи понятий «угроза», «опасность», «вызов», «ущерб» и «риск» [13]. В концептуально-стратегических документах дан ряд определений, затрагивающих, прежде всего, вызовы, угрозы и риски. Систематизация существующих подходов приводит к следующим выводам. В общепринятом смысле под угрозами могут рассматриваться различные неблагоприятные факторы развития. В контексте экономической безопасности угроза представляет собой некоторое потенциальное событие, обстоятельство, действие, которые могут негативно повлиять на жизненно важные экономические интересы субъекта и (или) нанести ему ущерб (финансовый, имущественный, репутационный и т.д.).
Потенциальность негативного влияния и небесплатность мер защиты приводит к необходимости определения степени опасности и оценки потенциального ущерба. Поэтому различают понятие «опасность», берущее свое теоретическое обоснование из наличия противоречия в экономических интересах субъектов и возможных неблагоприятных изменениях внешней, в том числе природной среды, и «угроза», требующая затрат на защиту. Опасность требует наблюдения над ситуацией, дабы не пропустить момента принятия необходимых защитных действий. Между «опасностью», существующей теоретически, и «угрозой», приобретающей конкретную форму нанесения ущерба, располагается «вызов», свидетельствующий о нарастании угрозы, но ее еще можно отразить, а ущерба избежать. При недостаточном или невозможном ответе на вызов угроза может реализоваться со всеми вытекающими из такой ситуации негативными последствиями.
В «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» показано следующее различие между угрозой и вызовом экономической безопасности: «угрозы экономической безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую и косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере; вызовы экономической безопасности — совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности» [14]. При этом под условиями понимаются обстоятельства, от которых что-либо зависит или обстановка, в которой что-либо происходит, а под факторами — существенные стороны какого-либо процесса или явления, способные оказать влияние по происходящее. То есть условия отражают пассивные, а факторы — активные аспекты экономической действительности. Факторы могут быть политическими, экономическими, социальными, информационными, экологическими и т.д.
Угрозы также имеют своих объектов и субъектов. Объектами угроз являются нуждающиеся в защите экономические интересы субъектов. Поэтому субъекты одновременно представляют собой и носителей интересов, и источники угроз. При этом важно понимать, что источниками угроз, помимо рассмотренных ранее субъектов, могут быть также природные факторы и социально-экономические факторы кумулятивного характера. К последним следуют отнести экономические кризисы разного масштаба: от инфляционных шоков вследствие необоснованной денежной эмиссии до нижних фаз длинных циклов Кондратьева.
В современном мире в качестве инструментов реализации угроз могут выступать:
– манипуляции на финансовых рынках и мошенничество с ценными бумагами, создающие угрозы для финансовой стабильности экономических субъектов и способные нарушить инвестиционные процессы;
– кибератаки в информационных системах, с целью хищения конфиденциальных данных и нарушения бизнес-процессов;
– действия недобросовестных сотрудников, приводящие к производственным авариям, утечке информации и др. негативным последствиям в работе предприятий;
– террористические акты, разрушающие производственную, транспортную и др. инфраструктуру и уносящие здоровье и жизни населения и т.д.;
– экономические санкции, торговые войны и другие формы экономического давления, создающие угрозы для функционирования экономик других стран.
Понятие «риск» через вероятностную оценку помогает связать понятия «угроза» и «ущерб» и более рационально выстроить систему мер обеспечения экономической безопасности. Риск, оценивающий сочетание вероятности и глубины последствий некоторого события, позволяет соотнести вероятность реализации угрозы и величину ущерба и тем самым сконцентрировать ресурсы на самых чувствительных для субъекта направлениях противодействия угрозе.
Таким образом, выстраивается еще одна цепочка понятий: «опасность — вызов — угроза — риск — ущерб», позволяющая проследить и проанализировать процесс формирования, нарастания и реализации угроз и наметить общие подходы к отражению различных видов угроз экономической безопасности.
В любом случае центральным понятием в рассматриваемой системе понятий экономической безопасности является понятие «угроза», поскольку именно ее специфические особенности определяют степень опасности и серьезность реагирования.
Итак, в данной работе описаны три цепочки понятий, характеризующих экономическую безопасность: «безопасность — объекты безопасности — субъекты безопасности», «экономические отношения — интересы — институты», «опасность — вызов — угроза — риск — ущерб». Проведенное исследование показало, что включение указанных цепочек понятий в систему базовых обобщающих понятий экономической безопасности позволит внести вклад в развитие методологии экономической безопасности в части формирования ее терминологического поля. Предлагаемые цепочки понятий могут быть использованы при изучении отдельных составляющих экономической безопасности в рамках ее функционально-уровневой структуры, а также для разработки механизмов и инструментов в рамках государственной и корпоративной политики в области экономической безопасности. |
| |
|
|