Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Чжао Куньлян
аспирант кафедры экономики инновационного развития
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова


Развитие государственного управления на основе цифровых технологических решений: новые вызовы и возможности
Сегодня государственный сектор находится на этапе, когда он должен переосмыслить все нововведения, чтобы обеспечить успешную и комплексную цифровую трансформацию, которая будет принята обществом. Однако этому тезису противоречит широко распространенная и глубоко укоренившаяся в государственном секторе модель бюрократии. В статье представлена классификация рисков или барьеров, которые стоят на пути цифровизации в масштабе государства. Даны описания рисков и их характеристика, приведены конкретные примеры из практики. С помощью SWOT-анализа сделаны выводы о возможностях процесса цифровой трансформации.
Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, цифровая трансформация экономики, цифровая зрелость, цифровая услуга, цифровое правительство
УДК 369.032; ББК 66.033.141   Стр: 110 - 114

Введение. Цифровая трансформация изменила не только способы производства, но и способы управления практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере государственного управления. Пандемия COVID-19, охватившая мир в 2020 году, послужила катализатором для технологического рывка для развивающихся стран, которые ранее не инвестировали в технологии [1]. Сегодня руководители стран осознают витальность цифровой трансформации для своего развития, экономического благосостояния и конкурентоспособности на мировом рынке. Показатели цифровой трансформации указывают на то, что подавляющее большинство развивающихся стран страдают от проблем, связанных с неадекватной цифровой инфраструктурой, нехваткой квалифицированных человеческих ресурсов и отсутствием цифровой экономики как таковой [2]. Успешная цифровая инфраструктура, цифровые таланты и платформы цифровых инновационных услуг для граждан закладывают прочную основу для цифрового правительства [3].
Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровая трансформация — процесс еще не оконченный. Академические исследования не поспевают за реальностью и практикой. Нынешние технологические преобразования, движущей силой которых являются в основном страны с развитой экономикой, могут привести к увеличению разрыва в цифровых технологиях между странами, что только усугубит глобальное экономическое неравенство [4]. Более того, темпы технологических изменений могут превысить социальную способность развивающихся стран противостоять им и адаптироваться к ним, что приведет к возникновению «узких мест» в трансформации [5]. Российские и зарубежные исследователи отмечают, что в цифровую эпоху государственное управление может способствовать инновациям и экономическому прогрессу [6].
Использование цифровых технологий государственными органами для предоставления общественных услуг влечет за собой ряд рисков, связанных с сетевыми угрозами, хакерскими атаками и утечкой данных. Эффективная система управления должна разрабатывать надежные меры кибербезопасности, защищать конфиденциальную информацию пользователей и обеспечивать права на приватность в цифровом пространстве [7]. Применение цифровых технологий обеспечивает значительный уровень транспарентности информационных потоков через инициативы открытых данных, онлайн-порталы и цифровые платформы с участием граждан. Когда население имеет доступ к релевантной информации и понимает процесс принятия решений на государственном уровне, это увеличивает степень доверия к государству и отдельным государственным институтам [8].
В данной статье с помощью анализа результатов научных исследований рассматриваются и обобщаются позиции китайских, российских и зарубежных ученых об использовании новых технологий в государственном управлении. Так, российские исследователи А.О. Шуликов, И.К. Санаков описывают, как государственные институты могут использовать технологию блокчейн, подробно останавливаясь на изучении опыта Эстонии, где существует программа электронного гражданства (e-Residency), функционирующая на основе блокчейн. [2]. Детальное представление об опыте применения больших данных в государственном управлении содержится в работе Мартвых Е.А. [1]. Попытка создания матрицы рисков, характерных для цифровой трансформации государственного управления, предпринимается Холоденко Ю.А. [3]. Глобальный опыт на то, как технологические инновации и повышение конкурентоспособности влияют на переход экономики страны на новый уровень развития почерпнуты из работ А.В. Гаврилюка [9]. Разработка и применение технологий искусственного интеллекта позволили раскрыть ценность данных, хранящихся у государства, а также предоставили новые идеи для оптимизации управленческих процессов, подробно описанные в исследованиях Лян Цзянь [10].
Наща цель исследования заключается в определении специфики вероятных для государственного контроля рисков и обозначении потенциальных направлений технологического развития государственного управления в контексте цифровой экономики, обеспечивающего оптимальность функционирования правительственных органов и высокое качество предоставляемых гражданам услуг. Выявление существующих государственных стратегий, направленных на поддержку технологического развития государственного управления; рассмотрение международного опыта в области технологического развития государственного управления и выявление лучших практик. На основании полученной информации обобщение существующих рисков, угроз и возможностей.
В основу проведения исследования были положены такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение и группировка данных, абстрагирование, а также метод аналогии и системного подхода. В работе присутствует SWOT-анализ, который дает наиболее емкое и полное описание преимуществ и недостатков той или иной цифровой технологии, находящейся в арсенале государственного управления. Применение комплексного подхода для решения поставленных задач позволило сгруппировать возможности и вероятные проблемы, с которыми будут сталкиваться сотрудники госаппарата при переходе на новые технологии.
Прорыв в сфере связи и новых технологий, пришедшийся на 1990-е годы, изменил жизнь людей и заставил государственный и частный секторы превратиться в цифровые предприятия [11, 9]. Существуют, по меньшей мере, шесть типов проблем государственного управления, которые могут быть решены с помощью новых технологий: перераспределение ресурсов, проблемы с ориентацией в массивах данных, нехватка экспертов и квалифицированных кадров, процедурные и повторяющиеся задачи, разнообразие ресурсов и необходимость повышения эффективности государственного управления. Так, например, внедрение Chatbot в Северной Каролине, освободило операторов правительственных колл-центров от необходимости задавать идентичные вопросы пользователям [12]. Было установлено, что их использование не только ускоряет диалог, снижает трудозатраты, но и способствует лучшему взаимодействию и обмену информацией между населением и правительством.
Цифровая трансформация государственного управления сулит множество преимуществ. Однако эта трансформация также сопряжена с различными рисками, которые могут стать потенциальными ловушками и проблемами. Понимание и классификация этих рисков имеет решающее значение для успешного внедрения новых технологий в практику государственного управления. Опираясь на исследования китайских и российских авторов, в этой работе угрозы и риски цифровой трансформации в сфере государственного управления поделены на семь групп (табл. 1).
1. Риски кибербезопасности. По мере того, как мир становится все более зависимым от цифровых технологий, киберпреступность растет. В 2023 году наблюдался заметный рост числа кибератак, в результате которых пострадало более 343 миллионов человек по всему миру. Последствия кибератак зачастую далеко идущие и дорогостоящие. В 2022 году скомпрометированные корпоративные электронные письма принесли убытки в размере 2,7 млрд долларов [13].
Утечка данных. По мере перевода государственного управления в цифровой формат конфиденциальная информация становится мишенью для кибератак. Утечки данных могут привести к потере персональных данных, подорвать доверие общества и нанести финансовый и репутационный ущерб. Сегодня кибератаки на государственные системы стали более частыми и сложными. Поэтому защита сервисов от угроз — вопрос национальной безопасности.

Таблица 1
Типологизация рисков при имплементации цифровых технологий в управленческие процессы
Тип рискаХарактеристика
Риски
кибербезопасности
Угрозы, такие как утечка данных, вредоносное ПО, вымогательское ПО и фишинг, ко`торые подрывают безопасность систем.
Риски конфи-
денциальности
Проблемы, связанные с недостаточной защитой данных и возможным злоупотреблением надзором, ведущие к нарушениям приватности.
Операционные
риски
Проблемы, такие как сбои систем, чрезмерная зависимость от технологий и трудности интеграции новых цифровых решений.
Человеческие
риски
Риски, связанные с недостатком цифровой грамотности, сопротивлением изменениям.
Нормативно-
правовые
риски
Сложности, связанные с соблюдением меняющихся законов, и последствия несоответствия законам о защите данных.
Социальные
и этические
риски
Цифровое неравенство, предвзятость технологий и этические вопросы справедливости и прозрачности.
Финансовые
риски
Возможные превышения бюджета, неопределенность возврата инвестиций и финансовые трудности для бюджетов.
Источник: составлено автором.

2. Риски конфиденциальности. Недостаточные меры по защите данных граждан могут привести к несанкционированному доступу, неправильному использованию или утечке личной информации, что нарушает конституционные права на неприкосновенность частной жизни. Расширение сбора данных граждан в целях безопасности может вызвать этические и правовые проблемы, связанные с нарушением неприкосновенности частной жизни и возможностями для злоупотребления властью [14].
3. Операционные риски. В цифровых системах могут возникать технические сбои, ошибки в программном обеспечении или аппаратные неполадки. Чрезмерная зависимость от цифровых систем может сделать государственное управление уязвимым к технологическим сбоям, включая кибератаки и отключения электроэнергии. В июле 2024 года масштабный сбой в работе платформы облачных вычислений Microsoft Azure затронул работу аэропортов, авиакомпаний, банков и телеканалов по всему миру, которые оказались буквально парализованными на несколько часов [15]. Это один из ощутимых минусов глобализированного мира и причина, по которой многие страны, в том числе Китай и Россия разрабатывают собственные цифровые решения, работающие автономно.
4. Человеческий фактор. В условиях цифровизации возникает острая необходимость в расширении спектра и усовершенствовании программ профессиональной переподготовки, нацеленных на формирование у служащих в государственных структурах должных компетенций по использованию новых технологий в рабочих процессах. Отсутствие необходимых цифровых навыков в значительной степени может препятствовать эффективности реализации государственных услуг. Сотрудникам государственного сектора требуется постоянное повышение квалификации и навыков работы с новыми приложениями, системами, ПО. Исследователи выделяют в отдельный риск сопротивление сотрудников и заинтересованных сторон внедрению новых цифровых технологий [16].
5. Нормативно-правовые риски. Постоянно меняющиеся нормативно-правовые акты могут создавать дополнительные проблемы для усилий по цифровой трансформации, требуя частого обновления и корректировки цифровых систем. Применение алгоритмов и искусственного интеллекта, а также быстрое развитие цифровизации разрушили классическую модель управления, в которой доминировал государственный сектор, и сформировали обратную асимметрию в информационной мощи частного сектора. Цифровизация должна быть включена в законодательство для укрепления связи между государственным сектором и обществом. Также в новой реальности все сложнее охранять интеллектуальные права [17, 21].
6. Социальные и этические риски. Неравный доступ к цифровым технологиям среди различных слоев населения может усугубить социальное неравенство и лишить уязвимые группы доступа к государственным услугам. В этой технологической гонке некоторые группы населения, например, пожилые люди, находятся в невыгодном положении [18]. Так, для решения этой проблемы правительство города Цзяи запустило масштабный образовательный проект, чтобы расширить цифровые возможности всех жителей города. В Китае, как и в других странах, также существует цифровой разрыв между городскими и сельскими районами. Во время эпидемии COVID-19 беспрецедентный масштаб практики онлайн-образования выявил огромный разрыв в цифровом образовании между городскими и сельскими районами.
Использование передовых технологий, таких как ИИ и большие данные, поднимает этические вопросы о предвзятости, справедливости и прозрачности процессов принятия решений. В качестве примера можно привести систему «социального рейтинга», действующую в Китае. Китайская система социального кредитования представляет собой комплексную структуру, внедренную правительством Китая для оценки поведения и надежности отдельных лиц, предприятий и организаций. Китайское правительство считает эту систему решающей для регулирования общества и управления экономикой страны. Система предусматривает дисциплинарные меры в отношении физических или юридических лиц. Например, лицам с низким рейтингом банки могут отказать в кредите, их возможности для поездок по стране могут быть также ограничены. Государство может наложить дополнительные ограничения на предпринимательскую деятельность, например, ограничения на получение государственных контрактов или субсидий [19].
7. Финансовые риски. Проекты цифровой трансформации могут превысить бюджетную смету из-за непредвиденных проблем, что приведет к финансовой нагрузке на бюджеты государственных органов. Неопределенность в отношении окупаемости инвестиций в цифровые инициативы может затруднить обоснование инвестиций и получение поддержки заинтересованных сторон. Исследования McKinsey показывают, что более 70% проектов цифровой трансформации предприятий по всему миру терпят неудачу. Основной причиной является недостаточный потенциал организационной поддержки [20]. Некоторые проекты цифровой трансформации могут сталкиваться с техническими сложностями, такими как интеграция существующих систем, обеспечение безопасности данных и совместимость с различными платформами. Это может задерживать сроки внедрения и увеличивать расходы на проект. Недостаточная стратегическая подготовка и планирование могут привести к неэффективному использованию ресурсов и повышению рисков.
Учитывая конкурирующие приоритеты и структурные барьеры на пути перемен, многие государственные администрации полагаются на небольшие шаги, внося изменения по частям и распределяя инвестиции по различным услугам и каналам. Такие усилия могут привести к постепенным улучшениям, но не оправдывают ожиданий руководителей ведомств и граждан как клиентов. Определение ключевых элементов цифровой трансформации государственного управления имеет решающее значение. Государственное управление должно предлагать своим пользователям проверенный, безопасный и персонализированный опыт, объединяющий различные услуги в одном месте — это повышает удовлетворенность граждан, а также снижает затраты на само управление. Таким образом, может быть реализована настоящая цифровая экосистема государственных услуг — независимо от соответствующего административного уровня (местного, федерального, центрального или муниципального). Инновационная экосистема устроена таким образом, что сам формат сетевого сотрудничества повышает конкурентоспособность каждого ее элемента в отдельности и ускоряет создание инноваций [21].
В современном мире органы государственного управления должны способствовать созданию прямых отношений с гражданами, чтобы помочь им выполнять свои задачи и пользоваться своими правами. Для достижения этой цели новое поколение порталов должно предлагать современные, аутентифицированные, безопасные и персонализированные цифровые веб-интерфейсы, которые соответствуют ожиданиям граждан.
Такая автономия пользователей снижает нагрузку на государственные службы, сокращает время ожидания и позволяет сотрудникам сосредоточиться на других задачах. Например, автоматизация процесса проверки результатов интеллектуальной собственности упрощает работу патентных ведомств и делает ее более эффективной и точной, помогая избегать мошенничества. А.В. Гаврилюк приводит статистику, что использование ИИ позволяет патентным ведомствам США, Китая, Южной Кореи обрабатывать 85% патентных заявок, появляющихся в мире, и выявлять, какие из них созданы с помощью ИИ, а какие с помощью человеческой фантазии и ума [22]. Перед государственными учреждениями стоит задача быстрого реагирования на индивидуальные потребности граждан. Однако устаревшие технологии часто делают это невозможным. В таблице 2 представлен SWOT-анализ цифровой трансформации в государственном управлении.
Новые рабочие процессы, обязанности, улучшенные коммуникационные структуры и повышенная гибкость являются основой и целью цифровой трансформации. Внедрение новых технологий может помочь рационализировать и ускорить внутренние государственные процессы и значительно сократить объем бумажного и ручного ввода данных. Ключевыми проблемами, характеризующими успешную цифровую трансформацию в государственном секторе, можно считать:
• Цифровое предоставление услуг, ориентированных на граждан.
• Использование цифровых технологий для улучшения административных процессов и процедур.
• Внедрение гибкой, безопасной и перспективной ИТ-инфраструктуры.
• Активное продвижение культурных изменений в административном аппарате.
В качестве рекомендаций можно выделить следующие: необходимо создание долгосрочной стратегии с четкими целями и этапами. Должны быть определены ключевые направления и приоритеты, например, это применимо к цифровизации государственных услуг, повышению уровня кибербезопасности. Перевод большинства государственных услуг в онлайн-формат необходим для повышения доступности и удобства сервисов. Их постепенное развитие может привести к возникновению электронного правительства.

Таблица 2
SWOT-анализ цифровой трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики
Сильные стороныСлабые стороны
Повышение эффективности
Автоматизация административных процессов может уменьшить бюрократизм и упорядочить работу.
Цифровые инструменты могут улучшить управление данными и их анализ, что приведет к принятию более обоснованных решений.
Технические проблемы
Интеграция устаревших систем с новыми технологиями может быть сложной и дорогостоящей.
Обеспечение безопасности данных и защита от киберугроз требуют постоянных инвестиций и опыта.
Повышение прозрачности
Цифровые платформы могут обеспечить большую прозрачность деятельности и расходов правительства.
Инициативы по открытому доступу к данным могут повысить уровень доверия и подотчетности населения.
Цифровое неравенство
Неравный доступ к технологиям для различных групп населения может усугубить социальное неравенство.
Старшее поколение и люди с низким уровнем дохода могут с трудом адаптироваться к цифровым услугам.
Улучшение качества государственных услуг
Цифровые сервисы могут облегчить и ускорить доступ граждан к государственным услугам.
Персонализированные онлайн-порталы могут удовлетворять конкретные потребности частных лиц и предприятий.
Сопротивление изменениям
Сотрудники могут сопротивляться новым технологиям из-за отсутствия навыков или страха сменить место работы.
Культурное сопротивление в государственных учреждениях может препятствовать принятию цифровых инициатив.
Экономия средств
Сокращение потребности в физической инфраструктуре и бумажных процессах.
Долгосрочная экономия за счет повышения эффективности работы.
Нормативно-правовые вопросы
Постоянно меняющееся законодательство может осложнить внедрение цифровых решений.
Обеспечение соответствия законам о защите данных и другим нормативным актам является сложной и ресурсоемкой задачей.
ВозможностиУгрозы
Инновации и экономический рост
Технологический прогресс может стимулировать инновации в сфере государственного управления, создавая новые возможности для экономического развития.
Сотрудничество с частными технологическими компаниями может стимулировать дальнейшие инновации и инвестиции.
Риски кибербезопасности
Рост цифровизации делает государственные системы более уязвимыми к кибератакам и утечке данных.
Постоянные киберугрозы могут подорвать доверие общества и нарушить работу важнейших служб.
Улучшение вовлеченности граждан
Цифровые платформы способствуют более активному участию граждан в управлении.
Социальные сети и другие цифровые каналы связи могут улучшить взаимодействие между правительством и гражданами.
Проблемы конфиденциальности
Работа с большими объемами конфиденциальных данных вызывает серьезные опасения с точки зрения конфиденциальности и этики.
Неадекватная защита данных может привести к неправомерному использованию информации.
Расширенное использование данных
Передовая аналитика и большие данные могут дать ценные сведения для разработки политики.
Предиктивная аналитика помогает предвидеть и более эффективно удовлетворять потребности общества.
Быстрые технологические изменения
Чтобы идти в ногу с быстрым развитием технологий, требуется постоянная адаптация и инвестиции.
Если не поддерживать новейшие технологии в актуальном состоянии, системы могут быстро устареть.
Источник: составлено автором.

Заключение. В данной работе типологизированы и описаны различные риски, связанные с цифровой трансформацией государственного управления. Проведен SWOT-анализ, который позволил получить наглядное представление о возможностях и рисках цифровой трансформации. Такой комплексный подход позволил понять потенциальные преимущества и проблемы этого процесса с учетом всех нюансов. Выявив и классифицировав риски и возможности, мы предложили стратегическую основу для навигации по сложностям технологического развития в государственном секторе. Этот анализ подчеркнул важность надежных мер кибербезопасности, инклюзивной политики и постоянной адаптации к развивающимся технологиям для обеспечения эффективной интеграции новых технологий в работу государственных органов.


Список использованных источников:
1. Чмут Г.А. Цифровая трансформация государственного управления на современном этапе // Вестник ГУУ. — 2022. — №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-gosudarstvennogo-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 27.07.2024)
2. Шуликов А.О., Санаков И.К. Применение блокчейна в системе государственного и муниципального управления // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. — 2019. — №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-blokcheyna-v-sisteme-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya (дата обращения: 05.08.2024).
3. Мартвых Е.А. Технологии больших данных в государственном управлении: значение их использования в эпоху цифровизации, проблемы развития оборота данных и перспективы их использования в государственном управлении России // Modern science. — 2021. — № 5(1). — C.112–125.
4. Jin Dandan. The Challenges and Opportunities of Public Governance in the Digital Era. 2024 //International Journal of Social Sciences and Public Administration. Vol. 2. 472–478.
5. Bullock, J. B. Artificial intelligence, discretion, and bureaucracy // The American Review of Public Administration, 2019. 49(7), 751–761.
6. Zhou, Q.; Ge, E.; Chen, X.; Xu, X. Digital government leads to economic development: Mechanism and evidence. J. Manag. Sci. China 2023.40, 49–68.
7. Wang S, Sun X, Zhong S. Exploring the Multiple Paths to Improve the Construction Level of Digital Government: Qualitative Comparative Analysis Based on the WSR Framework // Sustainability. 2023.15(13):9891.
8. Thomas, J.C. Citizen, Customer, Partner: Rethinking the Place of the Public in Public Management // Public Admin Rev, 2013. Vol. 73, 786–796.
9. Гаврилюк А.В. Стратегия перехода на новый уровень технологического развития экономики // Стратегирование: теория и практика. — 2022. — Т.2, № 2(4). — С. 257–269. — DOI 10.21603/2782–2435–2022–2-2–257–269.
10. 梁健. 人工智能运用于社会公共行政管理创新的优势、领域与路径探析 // 兰州学刊. — 2024. — № 3. — C. 89–91. [Лян Цзянь. Изучение преимуществ, областей и путей применения искусственного интеллекта в инновациях социального государственного управления // Ланьчжоуский журнал. — 2024. — № 3. — C. 89–91]
11. Xincheng Wang, Yuan Li, Longwei Tian, Ye Hou. Government digital initiatives and firm digital innovation: Evidence from China // Technovation, Volume 119, 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2022.102545
12. Androutsopoulou, A., Karacapilidis, N., Loukis, E., & Charalabidis, Y. Transforming the communication between citizens and government through AIguided chatbots. Government Information Quarterly,2019. 36(2), pp. 358–367
13. Mariah St. John. Cybersecurity Stats: Facts And Figures You Should Know. Forbes, Feb. 2024. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.com/advisor/education/it-and-tech/cybersecurity-statistics/#:~:text=Cybersecurity%20Fast%20Facts&text=The%20year%202023%20saw%20a,%25%2C%20surpassing%20the%20previous%20record
14. Shava, Elvin & Hofisi, Costa. Challenges and Opportunities for Public Administration in the Fourth Industrial Revolution. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/322676701_Challenges_and_Opportunities_for_Public_Administration_in_the_Fourth_Industrial_Revolution
15. В работе авиакомпаний по всему миру произошел массовый сбой. РБК. 19 июля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/07/2024/669a12809a794752a89937b1?from=from_main_1.
16. Streicher, H. W. Digitale Transformation in der öffentlichen Verwaltung. 2020 // Springer Berlin Heidelberg, 87–111.
17. 王莹. 数字化时代下的隐私权与数据的法律保护 //Hans汉斯. — 2023. — №11. — С.5684–5689. [Ван Ин. Правовая защита частной жизни и данных в цифровую эпоху // Hans. — 2023. — № 11. — C.5684–5689.]
18. Jin Dandan. The Challenges and Opportunities of Public Governance in the Digital Era. 2024 // International Journal of Social Sciences and Public Administration 2(3):472–478
19. 杜治州,卢佳琪.人工智能嵌入廉政治理的伦理风险及其防范//广州大学学报. — 2024.-№ 4.-C.113–121. [Ду Чжичжоу, Лу Цзяци. Этические риски искусственного интеллекта, встроенного в систему управления честностью, и их предотвращение // Журнал Гуанчжоуского университета. — 2024. — № 4. — C.113–121.]
20. Matthias Daub, Axel Domeyer, Abdulkader Lamaa, and Frauke Renz. Digital public services: How to achieve fast transformation at scale. McKinsey. July 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/digital-public-services-how-to-achieve-fast-transformation-at-scale (дата обращения: 27/07/2024)
21. Гаврилюк А.В. Стратегические возможности развития инновационной экосистемы // Стратегирование: теория и практика. — 2022. — Т. 2, № 3(5). — С. 443–453. — DOI 10.21603/2782–2435–2022–2–3–443–453
22. Гаврилюк А.В. Интеллектуальная собственность в цифровой экономике: теоретические и практические аспекты // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2021. — № 2. — С. 20–33. — DOI 10.25198/2077–7175–2021–2–20.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия