| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ | | Чжао Куньлян аспирант кафедры экономики инновационного развития
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
| |
| | Сегодня государственный сектор находится на этапе, когда он должен переосмыслить все нововведения, чтобы обеспечить успешную и комплексную цифровую трансформацию, которая будет принята обществом. Однако этому тезису противоречит широко распространенная и глубоко укоренившаяся в государственном секторе модель бюрократии. В статье представлена классификация рисков или барьеров, которые стоят на пути цифровизации в масштабе государства. Даны описания рисков и их характеристика, приведены конкретные примеры из практики. С помощью SWOT-анализа сделаны выводы о возможностях процесса цифровой трансформации. | Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, цифровая трансформация экономики, цифровая зрелость, цифровая услуга, цифровое правительство | УДК 369.032; ББК 66.033.141 Стр: 110 - 114 | Введение. Цифровая трансформация изменила не только способы производства, но и способы управления практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере государственного управления. Пандемия COVID-19, охватившая мир в 2020 году, послужила катализатором для технологического рывка для развивающихся стран, которые ранее не инвестировали в технологии [1]. Сегодня руководители стран осознают витальность цифровой трансформации для своего развития, экономического благосостояния и конкурентоспособности на мировом рынке. Показатели цифровой трансформации указывают на то, что подавляющее большинство развивающихся стран страдают от проблем, связанных с неадекватной цифровой инфраструктурой, нехваткой квалифицированных человеческих ресурсов и отсутствием цифровой экономики как таковой [2]. Успешная цифровая инфраструктура, цифровые таланты и платформы цифровых инновационных услуг для граждан закладывают прочную основу для цифрового правительства [3].
Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровая трансформация — процесс еще не оконченный. Академические исследования не поспевают за реальностью и практикой. Нынешние технологические преобразования, движущей силой которых являются в основном страны с развитой экономикой, могут привести к увеличению разрыва в цифровых технологиях между странами, что только усугубит глобальное экономическое неравенство [4]. Более того, темпы технологических изменений могут превысить социальную способность развивающихся стран противостоять им и адаптироваться к ним, что приведет к возникновению «узких мест» в трансформации [5]. Российские и зарубежные исследователи отмечают, что в цифровую эпоху государственное управление может способствовать инновациям и экономическому прогрессу [6].
Использование цифровых технологий государственными органами для предоставления общественных услуг влечет за собой ряд рисков, связанных с сетевыми угрозами, хакерскими атаками и утечкой данных. Эффективная система управления должна разрабатывать надежные меры кибербезопасности, защищать конфиденциальную информацию пользователей и обеспечивать права на приватность в цифровом пространстве [7]. Применение цифровых технологий обеспечивает значительный уровень транспарентности информационных потоков через инициативы открытых данных, онлайн-порталы и цифровые платформы с участием граждан. Когда население имеет доступ к релевантной информации и понимает процесс принятия решений на государственном уровне, это увеличивает степень доверия к государству и отдельным государственным институтам [8].
В данной статье с помощью анализа результатов научных исследований рассматриваются и обобщаются позиции китайских, российских и зарубежных ученых об использовании новых технологий в государственном управлении. Так, российские исследователи А.О. Шуликов, И.К. Санаков описывают, как государственные институты могут использовать технологию блокчейн, подробно останавливаясь на изучении опыта Эстонии, где существует программа электронного гражданства (e-Residency), функционирующая на основе блокчейн. [2]. Детальное представление об опыте применения больших данных в государственном управлении содержится в работе Мартвых Е.А. [1]. Попытка создания матрицы рисков, характерных для цифровой трансформации государственного управления, предпринимается Холоденко Ю.А. [3]. Глобальный опыт на то, как технологические инновации и повышение конкурентоспособности влияют на переход экономики страны на новый уровень развития почерпнуты из работ А.В. Гаврилюка [9]. Разработка и применение технологий искусственного интеллекта позволили раскрыть ценность данных, хранящихся у государства, а также предоставили новые идеи для оптимизации управленческих процессов, подробно описанные в исследованиях Лян Цзянь [10].
Наща цель исследования заключается в определении специфики вероятных для государственного контроля рисков и обозначении потенциальных направлений технологического развития государственного управления в контексте цифровой экономики, обеспечивающего оптимальность функционирования правительственных органов и высокое качество предоставляемых гражданам услуг. Выявление существующих государственных стратегий, направленных на поддержку технологического развития государственного управления; рассмотрение международного опыта в области технологического развития государственного управления и выявление лучших практик. На основании полученной информации обобщение существующих рисков, угроз и возможностей.
В основу проведения исследования были положены такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение и группировка данных, абстрагирование, а также метод аналогии и системного подхода. В работе присутствует SWOT-анализ, который дает наиболее емкое и полное описание преимуществ и недостатков той или иной цифровой технологии, находящейся в арсенале государственного управления. Применение комплексного подхода для решения поставленных задач позволило сгруппировать возможности и вероятные проблемы, с которыми будут сталкиваться сотрудники госаппарата при переходе на новые технологии.
Прорыв в сфере связи и новых технологий, пришедшийся на 1990-е годы, изменил жизнь людей и заставил государственный и частный секторы превратиться в цифровые предприятия [11, 9]. Существуют, по меньшей мере, шесть типов проблем государственного управления, которые могут быть решены с помощью новых технологий: перераспределение ресурсов, проблемы с ориентацией в массивах данных, нехватка экспертов и квалифицированных кадров, процедурные и повторяющиеся задачи, разнообразие ресурсов и необходимость повышения эффективности государственного управления. Так, например, внедрение Chatbot в Северной Каролине, освободило операторов правительственных колл-центров от необходимости задавать идентичные вопросы пользователям [12]. Было установлено, что их использование не только ускоряет диалог, снижает трудозатраты, но и способствует лучшему взаимодействию и обмену информацией между населением и правительством.
Цифровая трансформация государственного управления сулит множество преимуществ. Однако эта трансформация также сопряжена с различными рисками, которые могут стать потенциальными ловушками и проблемами. Понимание и классификация этих рисков имеет решающее значение для успешного внедрения новых технологий в практику государственного управления. Опираясь на исследования китайских и российских авторов, в этой работе угрозы и риски цифровой трансформации в сфере государственного управления поделены на семь групп (табл. 1).
1. Риски кибербезопасности. По мере того, как мир становится все более зависимым от цифровых технологий, киберпреступность растет. В 2023 году наблюдался заметный рост числа кибератак, в результате которых пострадало более 343 миллионов человек по всему миру. Последствия кибератак зачастую далеко идущие и дорогостоящие. В 2022 году скомпрометированные корпоративные электронные письма принесли убытки в размере 2,7 млрд долларов [13].
Утечка данных. По мере перевода государственного управления в цифровой формат конфиденциальная информация становится мишенью для кибератак. Утечки данных могут привести к потере персональных данных, подорвать доверие общества и нанести финансовый и репутационный ущерб. Сегодня кибератаки на государственные системы стали более частыми и сложными. Поэтому защита сервисов от угроз — вопрос национальной безопасности.
Таблица 1
Типологизация рисков при имплементации цифровых технологий в управленческие процессыТип риска | Характеристика |
---|
Риски
кибербезопасности | Угрозы, такие как утечка данных, вредоносное ПО, вымогательское ПО и фишинг, ко`торые подрывают безопасность систем. | Риски конфи-
денциальности | Проблемы, связанные с недостаточной защитой данных и возможным злоупотреблением надзором, ведущие к нарушениям приватности. | Операционные
риски | Проблемы, такие как сбои систем, чрезмерная зависимость от технологий и трудности интеграции новых цифровых решений. | Человеческие
риски | Риски, связанные с недостатком цифровой грамотности, сопротивлением изменениям. | Нормативно-
правовые
риски | Сложности, связанные с соблюдением меняющихся законов, и последствия несоответствия законам о защите данных. | Социальные
и этические
риски | Цифровое неравенство, предвзятость технологий и этические вопросы справедливости и прозрачности. | Финансовые
риски | Возможные превышения бюджета, неопределенность возврата инвестиций и финансовые трудности для бюджетов. | Источник: составлено автором.
2. Риски конфиденциальности. Недостаточные меры по защите данных граждан могут привести к несанкционированному доступу, неправильному использованию или утечке личной информации, что нарушает конституционные права на неприкосновенность частной жизни. Расширение сбора данных граждан в целях безопасности может вызвать этические и правовые проблемы, связанные с нарушением неприкосновенности частной жизни и возможностями для злоупотребления властью [14].
3. Операционные риски. В цифровых системах могут возникать технические сбои, ошибки в программном обеспечении или аппаратные неполадки. Чрезмерная зависимость от цифровых систем может сделать государственное управление уязвимым к технологическим сбоям, включая кибератаки и отключения электроэнергии. В июле 2024 года масштабный сбой в работе платформы облачных вычислений Microsoft Azure затронул работу аэропортов, авиакомпаний, банков и телеканалов по всему миру, которые оказались буквально парализованными на несколько часов [15]. Это один из ощутимых минусов глобализированного мира и причина, по которой многие страны, в том числе Китай и Россия разрабатывают собственные цифровые решения, работающие автономно.
4. Человеческий фактор. В условиях цифровизации возникает острая необходимость в расширении спектра и усовершенствовании программ профессиональной переподготовки, нацеленных на формирование у служащих в государственных структурах должных компетенций по использованию новых технологий в рабочих процессах. Отсутствие необходимых цифровых навыков в значительной степени может препятствовать эффективности реализации государственных услуг. Сотрудникам государственного сектора требуется постоянное повышение квалификации и навыков работы с новыми приложениями, системами, ПО. Исследователи выделяют в отдельный риск сопротивление сотрудников и заинтересованных сторон внедрению новых цифровых технологий [16].
5. Нормативно-правовые риски. Постоянно меняющиеся нормативно-правовые акты могут создавать дополнительные проблемы для усилий по цифровой трансформации, требуя частого обновления и корректировки цифровых систем. Применение алгоритмов и искусственного интеллекта, а также быстрое развитие цифровизации разрушили классическую модель управления, в которой доминировал государственный сектор, и сформировали обратную асимметрию в информационной мощи частного сектора. Цифровизация должна быть включена в законодательство для укрепления связи между государственным сектором и обществом. Также в новой реальности все сложнее охранять интеллектуальные права [17, 21].
6. Социальные и этические риски. Неравный доступ к цифровым технологиям среди различных слоев населения может усугубить социальное неравенство и лишить уязвимые группы доступа к государственным услугам. В этой технологической гонке некоторые группы населения, например, пожилые люди, находятся в невыгодном положении [18]. Так, для решения этой проблемы правительство города Цзяи запустило масштабный образовательный проект, чтобы расширить цифровые возможности всех жителей города. В Китае, как и в других странах, также существует цифровой разрыв между городскими и сельскими районами. Во время эпидемии COVID-19 беспрецедентный масштаб практики онлайн-образования выявил огромный разрыв в цифровом образовании между городскими и сельскими районами.
Использование передовых технологий, таких как ИИ и большие данные, поднимает этические вопросы о предвзятости, справедливости и прозрачности процессов принятия решений. В качестве примера можно привести систему «социального рейтинга», действующую в Китае. Китайская система социального кредитования представляет собой комплексную структуру, внедренную правительством Китая для оценки поведения и надежности отдельных лиц, предприятий и организаций. Китайское правительство считает эту систему решающей для регулирования общества и управления экономикой страны. Система предусматривает дисциплинарные меры в отношении физических или юридических лиц. Например, лицам с низким рейтингом банки могут отказать в кредите, их возможности для поездок по стране могут быть также ограничены. Государство может наложить дополнительные ограничения на предпринимательскую деятельность, например, ограничения на получение государственных контрактов или субсидий [19].
7. Финансовые риски. Проекты цифровой трансформации могут превысить бюджетную смету из-за непредвиденных проблем, что приведет к финансовой нагрузке на бюджеты государственных органов. Неопределенность в отношении окупаемости инвестиций в цифровые инициативы может затруднить обоснование инвестиций и получение поддержки заинтересованных сторон. Исследования McKinsey показывают, что более 70% проектов цифровой трансформации предприятий по всему миру терпят неудачу. Основной причиной является недостаточный потенциал организационной поддержки [20]. Некоторые проекты цифровой трансформации могут сталкиваться с техническими сложностями, такими как интеграция существующих систем, обеспечение безопасности данных и совместимость с различными платформами. Это может задерживать сроки внедрения и увеличивать расходы на проект. Недостаточная стратегическая подготовка и планирование могут привести к неэффективному использованию ресурсов и повышению рисков.
Учитывая конкурирующие приоритеты и структурные барьеры на пути перемен, многие государственные администрации полагаются на небольшие шаги, внося изменения по частям и распределяя инвестиции по различным услугам и каналам. Такие усилия могут привести к постепенным улучшениям, но не оправдывают ожиданий руководителей ведомств и граждан как клиентов. Определение ключевых элементов цифровой трансформации государственного управления имеет решающее значение. Государственное управление должно предлагать своим пользователям проверенный, безопасный и персонализированный опыт, объединяющий различные услуги в одном месте — это повышает удовлетворенность граждан, а также снижает затраты на само управление. Таким образом, может быть реализована настоящая цифровая экосистема государственных услуг — независимо от соответствующего административного уровня (местного, федерального, центрального или муниципального). Инновационная экосистема устроена таким образом, что сам формат сетевого сотрудничества повышает конкурентоспособность каждого ее элемента в отдельности и ускоряет создание инноваций [21].
В современном мире органы государственного управления должны способствовать созданию прямых отношений с гражданами, чтобы помочь им выполнять свои задачи и пользоваться своими правами. Для достижения этой цели новое поколение порталов должно предлагать современные, аутентифицированные, безопасные и персонализированные цифровые веб-интерфейсы, которые соответствуют ожиданиям граждан.
Такая автономия пользователей снижает нагрузку на государственные службы, сокращает время ожидания и позволяет сотрудникам сосредоточиться на других задачах. Например, автоматизация процесса проверки результатов интеллектуальной собственности упрощает работу патентных ведомств и делает ее более эффективной и точной, помогая избегать мошенничества. А.В. Гаврилюк приводит статистику, что использование ИИ позволяет патентным ведомствам США, Китая, Южной Кореи обрабатывать 85% патентных заявок, появляющихся в мире, и выявлять, какие из них созданы с помощью ИИ, а какие с помощью человеческой фантазии и ума [22]. Перед государственными учреждениями стоит задача быстрого реагирования на индивидуальные потребности граждан. Однако устаревшие технологии часто делают это невозможным. В таблице 2 представлен SWOT-анализ цифровой трансформации в государственном управлении.
Новые рабочие процессы, обязанности, улучшенные коммуникационные структуры и повышенная гибкость являются основой и целью цифровой трансформации. Внедрение новых технологий может помочь рационализировать и ускорить внутренние государственные процессы и значительно сократить объем бумажного и ручного ввода данных. Ключевыми проблемами, характеризующими успешную цифровую трансформацию в государственном секторе, можно считать:
• Цифровое предоставление услуг, ориентированных на граждан.
• Использование цифровых технологий для улучшения административных процессов и процедур.
• Внедрение гибкой, безопасной и перспективной ИТ-инфраструктуры.
• Активное продвижение культурных изменений в административном аппарате.
В качестве рекомендаций можно выделить следующие: необходимо создание долгосрочной стратегии с четкими целями и этапами. Должны быть определены ключевые направления и приоритеты, например, это применимо к цифровизации государственных услуг, повышению уровня кибербезопасности. Перевод большинства государственных услуг в онлайн-формат необходим для повышения доступности и удобства сервисов. Их постепенное развитие может привести к возникновению электронного правительства.
Таблица 2
SWOT-анализ цифровой трансформации государственного управления в условиях цифровой экономикиСильные стороны | Слабые стороны |
---|
Повышение эффективности
Автоматизация административных процессов может уменьшить бюрократизм и упорядочить работу.
Цифровые инструменты могут улучшить управление данными и их анализ, что приведет к принятию более обоснованных решений. | Технические проблемы
Интеграция устаревших систем с новыми технологиями может быть сложной и дорогостоящей.
Обеспечение безопасности данных и защита от киберугроз требуют постоянных инвестиций и опыта. | Повышение прозрачности
Цифровые платформы могут обеспечить большую прозрачность деятельности и расходов правительства.
Инициативы по открытому доступу к данным могут повысить уровень доверия и подотчетности населения. | Цифровое неравенство
Неравный доступ к технологиям для различных групп населения может усугубить социальное неравенство.
Старшее поколение и люди с низким уровнем дохода могут с трудом адаптироваться к цифровым услугам. | Улучшение качества государственных услуг
Цифровые сервисы могут облегчить и ускорить доступ граждан к государственным услугам.
Персонализированные онлайн-порталы могут удовлетворять конкретные потребности частных лиц и предприятий. | Сопротивление изменениям
Сотрудники могут сопротивляться новым технологиям из-за отсутствия навыков или страха сменить место работы.
Культурное сопротивление в государственных учреждениях может препятствовать принятию цифровых инициатив. | Экономия средств
Сокращение потребности в физической инфраструктуре и бумажных процессах.
Долгосрочная экономия за счет повышения эффективности работы. | Нормативно-правовые вопросы
Постоянно меняющееся законодательство может осложнить внедрение цифровых решений.
Обеспечение соответствия законам о защите данных и другим нормативным актам является сложной и ресурсоемкой задачей. | Возможности | Угрозы |
---|
Инновации и экономический рост
Технологический прогресс может стимулировать инновации в сфере государственного управления, создавая новые возможности для экономического развития.
Сотрудничество с частными технологическими компаниями может стимулировать дальнейшие инновации и инвестиции. | Риски кибербезопасности
Рост цифровизации делает государственные системы более уязвимыми к кибератакам и утечке данных.
Постоянные киберугрозы могут подорвать доверие общества и нарушить работу важнейших служб. | Улучшение вовлеченности граждан
Цифровые платформы способствуют более активному участию граждан в управлении.
Социальные сети и другие цифровые каналы связи могут улучшить взаимодействие между правительством и гражданами. | Проблемы конфиденциальности
Работа с большими объемами конфиденциальных данных вызывает серьезные опасения с точки зрения конфиденциальности и этики.
Неадекватная защита данных может привести к неправомерному использованию информации. | Расширенное использование данных
Передовая аналитика и большие данные могут дать ценные сведения для разработки политики.
Предиктивная аналитика помогает предвидеть и более эффективно удовлетворять потребности общества. | Быстрые технологические изменения
Чтобы идти в ногу с быстрым развитием технологий, требуется постоянная адаптация и инвестиции.
Если не поддерживать новейшие технологии в актуальном состоянии, системы могут быстро устареть. | Источник: составлено автором.
Заключение. В данной работе типологизированы и описаны различные риски, связанные с цифровой трансформацией государственного управления. Проведен SWOT-анализ, который позволил получить наглядное представление о возможностях и рисках цифровой трансформации. Такой комплексный подход позволил понять потенциальные преимущества и проблемы этого процесса с учетом всех нюансов. Выявив и классифицировав риски и возможности, мы предложили стратегическую основу для навигации по сложностям технологического развития в государственном секторе. Этот анализ подчеркнул важность надежных мер кибербезопасности, инклюзивной политики и постоянной адаптации к развивающимся технологиям для обеспечения эффективной интеграции новых технологий в работу государственных органов. |
| |
|
|