Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Колесникова А. В.
консультант Совета по изучению производительных сил
Всероссийской академии внешней торговли (г. Москва),
член-корреспондент РЭА, кандидат экономических наук


Анализ развития транспорта на газомоторном топливе как способ декарбонизации транспортной отрасли
Статья посвящена рассмотрению основных тенденций развития транспорта на газомоторном топливе. Отдельное внимание уделено таким направлениям как: автомобильный, железнодорожный, водный и авиационный транспорт. В ходе исследования были выявлены ключевые барьеры, замедляющие развитие транспорта на газомоторном топливе. Результаты работы создают основу для последующего теоретического изучения данного направления, а также могут быть использованы в качестве аналитической базы при формировании предложений с целью совершенствования проводимой государственной, региональной политики в целях декарбонизации транспортной отрасли.
Ключевые слова: транспорт на альтернативных видах топлива, транспорт на газомоторном топливе, транспорт на ГМТ, декарбонизация транспортной отрасли, альтернативные виды топлива, газомоторное топливо
УДК 332.1; ББК 65.37   Стр: 135 - 139

В настоящее время в ряде стран в рамках реализуемых политик по декарбонизации уделяется особое внимание декарбонизации транспортной отрасли, выбросы парниковых газов от которой составляют более чем 16% всех выбросов парниковых газов в мире [1]. Достижение декарбонизации транспортной отрасли во многом формируется за счет переориентации пассажиро- и грузоперевозок в пользу транспорта на альтернативных видах топлива, т.е. транспортных средств, которые в качестве источника энергии не используют бензин и дизельное топливо. Одним из таких видов транспорта является транспорт на газомоторном топливе.
В рамках настоящей статьи осуществлен обзор основных тенденций развития транспорта на газомоторном топливе (далее — ГМТ) в таких сегментах как:
– автомобильный транспорт;
– железнодорожный транспорт;
– водный транспорт;
– авиационный транспорт.
Основные тенденции развития автомобильного транспорта на газомоторном топливе. Мировые тенденции развития автомобильного транспорта на ГМТ, в том числе в рамках проводимой политики декарбонизации транспортной отрасли, свидетельствуют о ежегодном росте использования автомобильных транспортных средств на ГМТ (по данным Всемирной ассоциации газомоторного автотранспорта (NGV Global), средний ежегодный рост составляет 5–6%).
Следует отметить, что рост использования транспорта на ГМТ в азиатских странах выше, чем в других регионах мира, что обусловлено осуществлением масштабного перевода транспорта на ГМТ в Китае и Индии, а также сохранением высокой доли использования такого транспорта в парках Ирана и Пакистана.
В целом развитие транспортных средств на ГМТ обусловлено следующими предпосылками:
– экологические предпосылки — содержание выбросов при использовании природного газа в качестве моторного топлива ниже, чем при использовании бензина и дизельного топлива — в 5–20 раз (для СО2); в 3–4 раза (для азота) и в 2–3 раза (для несгоревших углеводородов) [2], [3];
– экономические предпосылки — развитие транспорта на ГМТ актуально для стран, в которых наблюдаются минимальные цены на ГМТ или максимальная разница между ценами на ГМТ и традиционными видами топлива.
С целью создания условий для развития транспорта на ГМТ вышеуказанные страны активно реализуют политику, направленную на расширение использования указанных видов транспорта в отдельных сегментах, в рамках которой осуществляется реализация мер государственной поддержки. Так, например:
– в Китае принята стратегия, в соответствии с которой приоритет использования ГМТ отдается тяжелым грузовикам и автобусам с большими годовыми пробегами, использование ГМТ для которых является экономически эффективным (в Китае используется более 2,5 млн грузовых транспортных средств и автобусов на ГМТ, которые потребляют в 15–20 раз больше ГМТ, чем легковой сегмент [4]);
– в Индии стимулируется перевод на ГМТ коммунальной техники, автобусов и грузовых транспортных средств;
– в Иране и Пакистане осуществляется стимулирование перевода техники на ГМТ преимущественно в легковом сегменте, а также в сегменте легких коммерческих автомобилей;
– в США при рассмотрении вопроса о переводе техники на ГМТ акцент делается на сегменте тяжелых грузовиков и автобусов.
С целью расширения использования транспорта на ГМТ в мировой практике применяются меры государственной поддержки, которые можно объединить в следующие группы [5], [6], [7]:
– предоставление грантов и дотаций на приобретение автомобилей, работающих на ГМТ;
– нераспространение на автомобили, работающие на ГМТ, запрета на въезд на определенные территории (например, в природоохранные зоны);
– ограничение на использование углеводородных видов моторного топлива;
– предоставление предприятиям, использующим ГМТ, различных преференций;
– налоговые льготы для транспорта, работающего на ГМТ.
Следует отметить, что реализуемая во многих странах политика, направленная на расширение использования транспорта на ГМТ, осуществляется в совокупности с реализацией механизмов по развитию заправочной инфраструктуры для таких транспортных средств, а также по развитию производства самого транспорта на ГМТ. К традиционным механизмам, направленным на развитие заправочной инфраструктуры, относятся [5], [6], [7]:
– освобождение импортного оборудования от таможенных пошлин;
– запрет на строительство АЗС без блока заправки машин ГМТ;
– предоставление грантов и дотаций на строительство заправочных станций для ГМТ;
– налоговые льготы при строительстве и эксплуатации заправочных станций для ГМТ.
Анализ мирового опыта развития газозаправочной инфраструктуры позволил выявить следующие отличия в подходах к созданию таких заправочных станций, применяемых в европейских и азиатских странах:
– в странах Европейского Союза акцент делается на создание корпоративного сегмента газозаправочной инфраструктуры;
– в азиатских странах приоритет отдается развитию общедоступного сегмента газозаправочной инфраструктуры.
Рассматривая вопрос производства транспортных средств на ГМТ, следует отметить роль Китая, на территории которого в настоящее время осуществляется производство транспорта на ГМТ практически во всех сегментах.
В Российской Федерации, несмотря на наличие существенного ресурсного потенциала, использование транспортных средства на ГМТ не превышает 2%. При этом применение ГМТ осуществляется преимущественно на транспорте с большим расходом топлива (грузовой транспорт, пассажирский автотранспорт, коммунальная техника и т.д.), что в целом соответствует мировой практике.
С целью расширения использования транспорта на ГМТ в Российской Федерации реализуются механизмы поддержки, направленные на приобретение техники, переоборудование техники для использования метана в качестве топлива, а также на создание соответствующей инфраструктуры. Кроме того, в ряде регионов дополнительно действуют региональные меры поддержки (например, льготы по транспортному налогу).
Сейчас на территории Российской Федерации установлено более 455 газозаправочных станций [8]. К ключевым регионам, на территории которых используется транспорт на ГМТ относятся Республики Татарстан и Башкортостан, Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Ростовская и Волгоградская области.
Основные тенденции развития железнодорожного транспорта на газомоторном топливе. В настоящее время потенциал развития железнодорожного транспорта на ГМТ в отдельных странах мира оценивается на достаточно высоком уровне, что связано с безопасностью, экологичностью и энергоэффективностью такого транспорта. Вместе с тем, говорить о существенных продвижениях в данном направлении пока преждевременно.
В Российской Федерации также рассматривается возможность применения ГМТ на железнодорожном транспорте. В 2018 году ОАО «РЖД» подписала программу совместных мероприятий по реализации соглашения о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива с ПАО «Газпром», АО «Группа Синара» и ЗАО «Трансмашхолдинг», в соответствии с которой планируется увеличить парк с 3 до 22 единиц, постройка двух малотоннажных заводов СПГ, а также площадки для размещения передвижных заправщиков [9]. В настоящее время функционируют 3 локомотива на СПГ — газотепловоз ТЭМ 19, газотурбовозы ГТ1h-001 и ГТ1h-002 [10].
Следует отметить, что перевод подвижного состава на СПГ имеет как преимущества, так и недостатки.
К преимуществам относятся:
– снижение издержек;
– сокращение выбросов;
– увеличение тяги двигателя,
Среди недостатков можно отметить:
– отсутствие заводов СПГ, расположенных вблизи к железным дорогам;
– потребность в существенном объеме инвестиций для перевода техники на ГМТ.
Основные тенденции развития водного транспорта на газомоторном топливе. При рассмотрении вопроса о развитии транспорта на ГМТ отдельное внимание следует уделить тенденциям развития водного транспорта на ГМТ, история создания которого относится к середине ХХ века (к концу 1940 года в СССР на газовом топливе функционировал флот, состоящий из 469 речных судов разного назначения, оборудованных газогенераторными установками МСВ-84 [11]) и нашла отклик практически во всех странах, для которых водный транспорт имел стратегическое, экономическое и логистическое значение.
Так, начиная с 1980-х годов, в ряде стран стали реализовываться проекты по газификации морских и речных судов природным газом, что говорит об экономической эффективности использования данного вид топлива. К первым судам, переведенным на ГМТ, можно считать каботажное грузовое судно Accolade II (Австралия, 1982 г.), паромы Klatawa (Канада, 1985 г.), Kulleet (Канада, 1988 г.), Elisabeth River I (США, 1995 г.), речные прогулочные суда Mondriaan (Нидерланды, 1994 г.), Rembrandt и VanGogh (Нидерланды, 2000 г.) [12].
В середине 2021 года в мире использовалось более 110 судов различного типа, работающих на ГМТ (прежде всего, СПГ), около 70 из которых используются в Европе [13]. Однако, по мнению экспертов [14], к 2030 году только при учете имеющихся заказов количество судов, работающих на сжиженном газе, достигнет 876 единиц, а при сохранении имеющейся тенденции роста спроса на суда, работающие на ГМТ, их количество достигнет от 2 до 4 тыс. единиц.
При этом, по прогнозам Lloyds List и DNV GL, почти треть новых судов будет строиться с двигателями, работающими на ГМТ, а доля судов, работающих на ГМТ, в составе мирового флота увеличится с 0,1% (2018 г.) до 3,5% (2030 г.) [12]. Следует отметить, что перевод водных судов на ГМТ обусловлено не только экономической эффективностью, но и экологическими требованиями, предъявляемым международной морской организацией IMO к выбросам.
С целью развития использования водного транспорта на ГМТ в ряде европейских стран приняты соответствующие стратегические документы или разделы в них [11], а также предоставляются различные меры государственной поддержки: выделяются гранты на строительство и переоборудование судов на СПГ [15], предоставляются скидки до 30% на портовые сборы для судов на СПГ [16], [17].
Правительствами ряда европейских стран также уделяется внимание развитию производства водных судов на ГМТ. Так, в 2012 году в Норвегии было построено судно снабжения «Viking Prince», в 2013 году — круизный паром Viking Grace, использующий в качестве топлива СПГ, в августе 2018 года — круизное судно Meyer Werft на СПГ. Первый в мире ледокол, работающий на СПГ, был построен в 2016 году на верфи Arctech Helsinki Shipyard [12].
Политика по переводу водного транспорта на ГМТ осуществляется также и в азиатских странах. Так, например:
– в Южной Корее с целью стимулирования производства экологичных судов и развития СПГ-бункеровки Правительство страны объявило о намерении заказать у мелких и средних судостроительных компаний к 2025 году 140 судов, а также вложить более двух млрд долларов в бункеровочную инфраструктуру [18];
– в Китае с целью развития флота на ГМТ предоставляются субсидии на строительство/переоборудование речных судов на СПГ (до 1 млн юаней), ведется строительство заправочных станций вдоль судоходных магистралей и предоставление иных мер поддержки [19], [20];
– в Индии реализуются проекты по модернизации и строительству газотопливных судов для речного флота, а также проект по использованию СПГ для рыболовных судов [21];
– в Сингапуре осуществляется программа по созданию и развитию небольшого бункеровочного узла в Юго-Восточной Азии, в рамках которой предоставляются гранты на строительство судов на СПГ [22].
В Российской Федерации развитие водного транспорта на ГМГ в настоящее время характеризуется невысоким уровнем, что связано, как с технологическим отставанием судостроительной отрасли в целом, так и недостаточным вниманием к развитию водного транспорта на ГМТ. Так, в Российской Федерации только в 1994–1997 годы были проведены эксплуатационные испытания газодизельных пассажирских теплоходов проектов Р-35 «Нева» и Р-51 «Москва», по итогам которых было сделано заключение о возможности перевода пассажирских теплоходов на ГМТ [23].
Вместе с тем, определенные шаги в данном направлении уже сделаны, например:
– Начиная с 2015 года в Российской Федерации реализуется проект по переводу судов на газомоторное топливо, в частности внедрения СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных танкеров. В период 2015–2018 гг. эксплуатировалось 2 танкера типоразмера Aframax. Опыт реализации проекта в указанный период показал его экономическую, техническую и экологическую эффективность и послужил триггером к развитию данного направления [24].
– В 2018 г. компанией «Газпромнефть Марин Бункер» было принято решение о начале строительства первого в России танкера-бункеровщика и развитии СПГ-бункеровки в российских портах, а в 2019 г. в рамках Петербургского Международного Экономического Форума компанией «Газпромнефть Марин Бункер» подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере бункеровки СПГ с 2 российскими компаниями по переводу судов на СПГ — Совкомфлот (в эксплуатации 6 танкеров на СПГ, размещены заказы на 2 аналогичных судна) и Росморпорт (в стадии проектирования 2 железнодорожных парома) [25]. В 2021 году было завершено строительство первого в Российской Федерации бункеровщика для заправки грузовых и пассажирских судов СПГ [26].
– Реализация проекта по разработке и строительству двух автомобильно-железнодорожных паромов газоходов ледового класса Arc 4 на СПГ для линии Усть-Луга — Балтийск (проект CNF19М) — «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» (проект реализуется ФГУП «Росморпорт» совместно с ООО «Невский ССЗ» (подрядчик), ООО «Морское инженерное бюро дизайн СПб» (проектант) и Субподрядной верфью «Kuzey Star Shipyard» (Турецкая республика)) [27].
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание общие тенденции развития использования водных судов на ГМТ и учитывая имеющийся в Российской Федерации ресурсный потенциал, представляется возможным сделать выводы о хорошей перспективе для развития этого направления.
Основные тенденции развития авиационного транспорта на газомоторном топливе. Использование авиатранспорта на ГМТ в настоящее время широкого распространения не получило ни в Российской Федерации, ни в мире. Данное направление находится на стадии исследований и разработок [28], [29], однако работы в этом направлении ведутся.
Так, в Российской Федерации развитие авиационного транспорта на ГМГ в настоящее время находится на начальной стадии, несмотря на наличие достаточно крепкой теоретической и опытно-практической базы, созданной в 1970- нач. 1990-е гг. в советское время [28], [30]:
– разработано альтернативное авиационное сконденсированное пропан-бутановое топливо (АСКТ) и доказана на основе проведения лётных испытаний возможность его использования;
– создан первый в мире опытно-промышленный образец вертолёта Ми-8ТГ, который имел возможность работать как на АСКТ, так и на традиционном авиакеросине;
– показана эффективность (в том числе и экономическая) перевода на АСКТ вертолетов, самолетов региональной авиации (Як- 40, Ан-2(3), Ил-114/112 и др.);
– признано целесообразным (1970-е гг.) рассмотреть СПГ в качестве альтернативного топлива на базе пассажирского самолета Ту-154;
– успешно реализован проект создания авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) НК- 88, который прошел испытание на самолете Ту-154 (на первом этапе испытаний 1 (из 3-х имеющихся двигателей) работал на жидком водороде; на втором этапе (1986 г.) — на сжиженном природном газе (СПГ).
По данным ряда экспертов [30], [31], использование ГМТ, в том числе криогенные газовые топлива, в авиации может позволить достигнуть экономической, экологической, социальной, энергетической и эксплуатационно-технической эффективности.
Вышеприведенный анализ развития транспорта на ГМТ в мире позволяет заключить следующее:
1. В рамках политики декарбонизации, проводимой во многих странах мира, наблюдается тренд внедрения транспорта на ГМТ.
2. К ключевым сегментам транспортной отрасли, наиболее востребованным для перевода транспорта на ГМТ, относится сегмент тяжелой техники (грузовой автотранспорт, автобусы), а также водный транспорт.
3. К странам, на территории которых наблюдается активное расширение использования транспорта на ГМТ, относятся страны, в которых стоимость ГМТ ниже традиционного топлива, а также в которых реализуется активная политика по переводу транспорта на ГМТ — Китай, Иран, Индия, Пакистан.
4. Ключевым фактором развития транспорта на ГМТ является наличие мер поддержки, направленных как на расширение использования транспорта на ГМТ, так и на создание соответствующей инфраструктуры.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время развитие транспорта на газомоторном топливе как отдельное направление транспортной отрасли недостаточно развито, однако, определенные шаги в данном направлении уже сделаны. Дальнейшее развитие данного вида транспорта лежит в плоскости повышения экономической эффективности его использования.


Список использованных источников:
1. Sector by sector: where do global greenhouse gas emissions come from? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://clck.ru/TvrA3/ (дата обращения: 31.08.2023).
2. Акопова Г.С. Индикаторы экологической результативности и безопасности эксплуатации автотранспортных средств на природном газе / Г.С. Акопова, Н.Л. Власенко, Р.В. Тетеревлев // Транспорт на альтернативном топливе. — 2014. — № 2 (38). — С.33–34.
3. Шеховцев, А.А. Воздействие предприятий топливно-энергетического комплекса на окружающую среду / А.А. Шеховцев, С.Г. Чижов // Энергетическая политика. — 2009. — № 1. — С. 32–42.
4. Wang, H. Development of natural gas vehicles in China: An assessment of enabling factors and barriers / H. Wang et al. // Energy Policy. — 2015. — Т. 85. — С. 80–93.
5. Рынок КПГ: мировой опыт развития и уроки для России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/oil-and-gas/ey-cng-market-world-development-experience-and-lessons-for-russia.pdf (дата обращения: 16.04.2024).
6. Обзор лучших практик стимулирования развития рынка ГМТ в странах присутствия Gazprom EP International [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-luchshih-praktik-stimulirovaniya-razvitiya-rynka-gmt-v-stranah-prisutstviya-gazprom-ep-international-b-v (дата обращения: 16.05.2024).
7. Кирилкина И.Л. ГМТ-программы: особенности реализации и перспективы развития России [Электронный ресурс] // Газовая промышленность. — 2019. — №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gmt-programmy-osobennosti-realizatsii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 21.06.2024).
8. Шмаль Г.И. Газомоторка: перспективы и решения / Г.И. Шмаль, С.П. Черных, А.А. Хакимов // Нефтегазовая вертикаль. — 2021. — №3–4.
9. ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», АО «Группа Синара» и ЗАО «Трансмашхолдинг» наметили шаги по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9349/page/4069?id=55293 (дата обращения: 16.04.2024).
10. Евстифеев А.А. Результаты технико-экономического анализа отдельных вариантов обеспечения ОАО «РЖД» газовым моторным топливом [Электронный ресурс] / А.А. Евстифеев, А.Е. Ермолаев // Научно-технический сборник «Вести газовой науки» — 2018. — № 2 (34) — С. 213–224. Режим доступа: http://vesti-gas.ru/sites/default/files/attachments/vgn-2–34–2018–213–224.pdf (дата обращения: 19.01.2024).
11. Пронин Е.Н. Использование сжиженного природного газа на водном транспорте [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gazpronin.ru/LNG_Bunkering_Rview_2016.05.04.pdf (дата обращения: 16.04.2024).
12. Информационно-справочный материал о мировых тенденциях развития применения СПГ в качестве топлива на водном транспорте [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://international.gazprom.ru/d/textpage/9b/155/mirovye-praktiki-primeneniya-spg-na-vodnom-transporte.pdf (дата обращения: 25.01.2024).
13. Воробьев Б. Развитие судов, работающих на газомоторном топливе [Электронный ресурс] / Б. Воробьев, С. Затепякин, А. Надежкин, В. Рычкова, А. Соболенко // Режим доступа: https://morvesti.ru/analitika/1689/90019/ (дата обращения: 16.02.2024).
14. Количество судов-бункеровщиков СПГ в мире достигло 40 ед. к концу 2022 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/277849304 (дата обращения: 25.01.2024).
15. ЕС будет субсидировать часть проекта Baleària, чтобы модернизировать пять пар СПГ до СПГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.denia.com/ru/la-ue-subvencionara-parte-del-proyecto-de-balearia-para-remotorizar-a-gnl-cinco-buques-de-su-flota/ (дата обращения: 20.12.2023).
16. Новый рынок для СПГ — судоходство: аналитический обзор // Транспорт на альтернативном топливе. — 2018. — № 5 (65). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-rynok-dlya-spg-sudohodstvo/viewer (дата обращения: 20.12.2023).
17. Гетеборгский порт планирует ввести 30-процентную скидку для судов, работающих на сжиженном природном газе [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.korabel.ru/news/comments/geteborgskiy_port_planiruet_vvesti_30-procentnuyu_skidku_dlya_sudov_rabotayuschih_na_szhizhennom_prirodnom_gaze.html (дата обращения: 20.12.2023).
18. Южнокорейская Kogas вложит $9 млрд в расширение СПГ-проектов к 2025 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gasandmoney.ru/novosti/yuzhnokorejskaya-kogas-vlozhit-9-mlrd-v-rasshirenie-spg-proektov-k-2025-godu/ (дата обращения: 25.01.2024).
19. Китайский портовый оператор и судостроительная госкомпания переоборудуют речные суда под СПГ топливо [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portnews.ru/news/320230/ (дата обращения: 25.01.2024).
20. Осипов В.А. Практика государственной поддержки судостроения в странах зарубежья [Электронный ресурс] /В.А. Осипов, Л.Н. Жилина, И.С. Астафурова // Известия ДВФУ. Экономика и управление. — 2016. — №1. — С. 77–86. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-gosudarstvennoy-podderzhki-sudostroeniya-v-stranah-zarubezhya (дата обращения: 25.01.2024).
21. Индия заинтересована в пилотном проекте по использованию СПГ в качестве топлива для рыболовецких судов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.reuters.com/article/india-lng-bunker-idUSL4N25A161/ (дата обращения: 20.12.2023).
22. Управление порта Сингапура присуждает грант на строительство судов-бункеровщиков СПГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.reuters.com/article/idUSKCN1J005I/ (дата обращения: 25.01.2024).
23. Костылев И.И. Сжиженный природный газ как судовое топливо: проблемы и перспективы их решения [Электронный ресурс] // Транспорт Российской Федерации. — 2018. — №2(75). — С. 74–78. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/szhizhennyy-prirodnyy-gaz-kak-sudovoe-toplivo-problemy-i-perspektivy-ih-resheniya/viewer (дата обращения: 10.01.2024).
24. СПГ-топливо для судов делают привлекательным насильно [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://oilcapital.ru/news/2021–05–13/spg-toplivo-dlya-sudov-delayut-privlekatelnym-nasilno-1047350 (дата обращения: 20.12.2023).
25. «Совкомфлот» заправится сжиженным газом [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.scf-group.ru/about/scf_group/scf-geo/press_office/news_articles/item101693.html (дата обращения: 20.12.2023).
26. Первый в России СПГ-бункеровщик [Электронный ресурс] // Журнал «ПортНьюс». — 2021. — №3 (2021). — Режим доступа: https://portnews.ru/magazine/a272/ (дата обращения: 20.12.2023).
27. Автомобильно-железнодорожный паром на СПГ проекта CNF19M «Маршал Рокоссовский» вышел с завода Kuzey Star [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portnews.ru/news/323450/ (дата обращения: 20.01.2024).
28. Зайцев В.П. Возможности использования различных газомоторных топлив в авиации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-razlichnyh-gazomotornyh-topliv-v-aviatsii/viewer (дата обращения: 19.01.2024).
29. Волхонский А.Е. Исследование возможностей применения СПГ в качестве авиационного топлива на транспортных самолетах [Электронный ресурс] / А.Е. Волхонский, В.И. Рулин, Г.В. Юдин, С.В. Красовская // Sciences of Europe. — 2019. — №39. — С. 49–56. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vozmozhnostey-primeneniya-spg-v-kachestve-aviatsionnogo-topliva-na-transportnyh-samoletah (дата обращения: 16.02.2024).
30. Архипов В. Прошлое и будущее «газолетов» в России / В. Архипов, И. Замятин, В. Зайцев, Н. Костерев // Газовый бизнес. — 2021. — №2. — С. 53–61.
31. Разносчиков В.В. Анализ использования криогенных и газовых топлив в силовых установках магистральных самолетов [Электронный ресурс] / В.В. Разносчиков, А.И. Чепанов // Научный вестник МГТУ ГА. — 2008. — №134. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ispolzovaniya-kriogennyh-i-gazovyh-topliv-v-silovyh-ustanovkah-magistralnyh-samoletov (дата обращения: 31.07.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия