| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Лямцева К. К. преподаватель кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
| |
| | В статье исследуется проблематика профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона. Предложены и обоснованы группы принципов профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона: ценностные, образовательные, научно-технологические, принципы стимулирования и принципы повышения производительности и эффективности труда. | Ключевые слова: экономика труда, молодые специалисты, занятость, профессиональное обучение, трудоустройство, профессиональная интеграция, принципы профессиональной интеграции | УДК 331.5.024.52 Стр: 144 - 147 | Потребность российского общества в подготовке высококвалифицированных молодых специалистов обусловлена значимой ролью молодежи в социально-экономических преобразованиях, важностью всестороннего обучения современным цифровым навыкам, углубленного понимания современных социально-экономических процессов в настоящее время. Численность молодежи в России в возрасте 14–35 лет составляет около 33 млн чел., что составляет 22,4% населения страны [17]. Профессиональные знания и образование являются ключевыми факторами для эффективного участия представителей молодежи в процессах социально-экономического развития страны. Новый национальный проект «Молодёжь России» призван объединить механизмы поддержки молодежи и нацелен на совершенствование условий для самореализации молодежи как востребованных профессионалов, предпринимателей и ученых [15].
Профессиональное образование играет центральную роль в подготовке молодых специалистов для экономики страны и ее регионов, в «обеспечении возможности для самореализации» и улучшении качества жизни молодежи [14]. Перспективы профессионального трудоустройства подготовленных молодых специалистов по регионам различаются и зависят от приоритетной направленности и отраслевой специализации региональной экономики. В таких условиях возникает необходимость совершенствования подготовки кадров на принципах профессионально ориентированного подхода, формирования социально-экономической среды для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона, а также обуславливает организацию активного сотрудничества образовательных организаций профессионального образования с предприятиями и организациями реального сектора экономики, содействие и поддержку региональных органов власти на этапах подготовки, трудоустройства и профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику регионов.
В современных публикациях активно обсуждаются вопросы подготовки кадров для цифровой экономики: Н.А. Симченко [23], Н.Ю. Анисимова [23], А.А. Яновская [24], М.А. Барзаева [1], Р.А. Долженко, С.Б. Долженко [4] и др. В работах В.Н. Бобкова [3], О.В. Вередюк [3], А.В. Золотова [5], Т.О. Разумовой [16] представлены результаты авторских исследований относительно уровня и качества жизни различных возрастных категорий населения. В трудах С.Ю. Цёхла [26], С.С. Змияка, Е.А. Полищук, Н.А. Ивановой, Л.А. Третьяковой исследуются вопросы регулирования рынка труда молодёжи. Исследователи И.А. Благих, О.В. Аверьянова, А.А. Рябухина, О.С. Муравьева [2], А.Э. Исаева [6], А.В. Махиянова, Э.Ф. Хузиева, Р.Р. Валеева [8] изучают проблемы развития молодежных инициатив в современных условиях. Несмотря на имеющиеся результаты исследований в области занятости молодежи, особую актуальность имеют вопросы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона, что требует разработки и обоснования соответствующих принципов и подходов.
Целью настоящей статьи является формирование и обоснование принципов профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона в условиях наблюдения несбалансированности соответствия численности выпускников высших учебных заведений численности работающих по искомой специальности, а также закрепленных территориально за регионом проживания.
Исследование особенностей профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона характеризует важность проведения анализа динамики численности занятых. В табл. 1 представлены данные, отражающие динамику численности занятых в возрасте 15–72 лет за период 2016–2023 гг.
Таблица 1
Динамика численности занятых в возрасте 15–72 лет за период 2016–2023 гг.Категории | Годы |
---|
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|
Всего тыс. чел.,
из них: | 72684 | 72506 | 72783 | 72227 | 70977 | 72177 | 72532 | 73533 | Руководители | 5104 | 4922 | 4773 | 4366 | 4112 | 3963 | 3290 | 3546 | Специалисты высшего уровня квалификации | 17277 | 17641 | 17875 | 18026 | 18703 | 18917 | 19466 | 19869 | Специалисты среднего уровня квалификации | 9477 | 9584 | 9439 | 10058 | 9777 | 9981 | 10095 | 10294 | Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием | 2263 | 2350 | 2450 | 2081 | 1963 | 1927 | 2504 | 2533 | Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности | 11162 | 11440 | 11697 | 11368 | 10828 | 11277 | 11761 | 12006 | Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства | 2497 | 1777 | 1774 | 1712 | 1736 | 1693 | 1540 | 1422 | Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий | 9418 | 9597 | 9731 | 9678 | 9247 | 9564 | 8904 | 9134 | Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители | 9148 | 9187 | 9177 | 9312 | 9241 | 9263 | 9318 | 9228 | Неквалифицированные рабочие | 6338 | 6008 | 5866 | 5625 | 5369 | 5592 | 5653 | 5500 | * без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
Источник: составлено автором на основе данных Росстата [27]
Как свидетельствуют приведенные статистические данные, численность занятых в возрасте 15–72 лет за период 2016–2023 гг. варьируется по различным категориям. Значительно уменьшилась численность квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства: с 2497,0 тыс. чел. в 2016 году — до 1422,0 тыс. чел. в 2023 году. Также сократилась и численность занятых в категории «руководители»: с 5104,0 тыс. чел. в 2016 году — до 3546,0 тыс. чел. в 2023 году. На фоне указанных данных отметим повышение численности занятых в категории «Специалисты высшего уровня квалификации»: с 17277,0 тыс. чел. в 2016 году — до 19869,0 тыс. чел. в 2023 году.
В табл. 2 приведены данные, характеризующие динамику численности молодежи в общей численности населения России за период 2016–2023 гг.
Таблица 2
Динамика численности молодежи в общей численности населения России за период 2016–2023 гг.Возраст (лет) | Всё население | Городское
население | Сельское
население |
---|
2019 г. | 15 — 19 | 7161329 | 5220936 | 1940393 | 20 — 24 | 6888826 | 4942245 | 1946581 | 25 — 29 | 9427262 | 7357234 | 2070028 | 30 — 34 | 12633143 | 9893091 | 2740052 | Итого молодежь | 36.110560 (24,6%) | 27.413506 | 8.697084 | Всё население | 146748590 | 109562470 | 37186120 | 2020 г. | 15 — 19 | 7271999 | 5299509 | 1972490 | 20 — 24 | 6776000 | 4861531 | 1914469 | 25 — 29 | 8582256 | 6588270 | 1993986 | 30 — 34 | 12423461 | 9773191 | 2650270 | Итого молодежь | 35.053716 (23,9%) | 26.456567 | 8.597149 | Всё население | 146171015 | 109251646 | 36919369 | 2021 г. | 15 — 19 | 7433312 | 5429908 | 2003404 | 20 — 24 | 6773407 | 4879920 | 1893487 | 25 — 29 | 7984791 | 5993455 | 1991336 | 30 — 34 | 11920365 | 9445093 | 2475272 | Итого молодежь | 34.111875 (23,4%) | 25.748376 | 8.363499 | Всё население | 145557576 | 108896373 | 36661203 | 2022 г. | 15 — 19 | 7662690 | 5639580 | 2023110 | 20 — 24 | 7291816 | 5472138 | 1819678 | 25 — 29 | 7547556 | 5675655 | 1871901 | 30 — 34 | 11034920 | 8578406 | 2456514 | Итого молодежь | 33.536982 (22,9%) | 25.365779 | 8.171203 | Всё население | 146447424 | 109655563 | 36791861 | 2023 г. | 15 — 19 | 7843096 | 5745295 | 2097801 | 20 — 24 | 7439208 | 5585613 | 1853595 | 25 — 29 | 7382923 | 5533960 | 1848963 | 30 — 34 | 10112624 | 7847331 | 2265293 | Итого молодежь | 32.777851 (22,4%) | 24.712199 | 8.065652 | Всё население | 146150789 | 109526940 | 36623849 | Источник: составлено на основе данных Росстата [18–22]
Согласно данным Росстата, в России по состоянию на 01 января 2024 года проживало 146,15 млн человек. В соответствии с международными критериями, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более превышает 7% в общей численности. В настоящее время каждый шестой россиянин, т.е. 17,1% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более [22].
Каждый четвёртый житель России (34,6 млн человек на 1 января 2024 г.) — в пенсионном возрасте. При этом численность детей и подростков до 16 лет — на 7,7 млн человек, или на 5,2% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Численность населения в возрасте 0–15 лет за 2023 год сократилась на 314 тыс. человек (1,2%) и составила к началу 2024 года 26,8 млн человек или 18,4% от общей численности населения. Численность населения трудоспособного возраста на начало 2024 года составила 84,7 млн человек [22].
Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2, по состоянию на 01 января 2024 г., молодежь в возрасте от 15 до 34 лет составляла 32,8 млн человек, или 22,4% от всего населения России. Более 75% молодежи указанной возрастной категории проживает в городах, четверть — в сельской местности. Доминирование тенденций урбанизации обусловливает определенные особенности профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 22 апреля 2024 года [10], уточнено понятие «молодой специалист». Так, к молодым специалистам теперь относятся также граждане РФ в возрасте до 35 лет (включительно), которые имеют трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам или по программам профессионального обучения [10]. Отметим, что ранее молодыми специалистами считались граждане РФ в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона), завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией» [9]. Также Федеральным законом № 95-ФЗ введено понятие «молодой работник», который является гражданином Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющий трудовой стаж не более трех лет и не относящийся к категории «молодой специалист» [10].
Профессиональная интеграция молодых специалистов в экономику региона должна опираться на совокупность базовых принципов. Как указывают М.В. Леденёва, Л.В. Шамрай-Курбатова, А.Н. Столярова в своей статье «Проблема оттока молодежи из регионов России в крупнейшие центры притяжения и пути ее решения», «депрессивные регионы являются донорами абитуриентов, молодых и состоявшихся специалистов, в пользу экономически более развитых субъектов РФ — Москву и Санкт-Петербург. В результате регионы-доноры теряют не только молодежь, но и опытных специалистов (родителей абитуриентов). Кроме того, такая миграция является, как правило, безвозвратной, в отличие от случаев, когда абитуриент выезжает на учебу в другой регион без родителей и есть определенная вероятность его возвращения на малую родину» [7, с. 3615].
Рассмотрим базовые принципы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона, которые следует разделить на следующие группы:
1. Ценностные принципы.
– принцип созидательного труда;
– принцип укрепления семейственности;
– принцип преемственности поколений;
– принцип служения Отечеству;
– принцип коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения.
2. Образовательные принципы:
– принцип профессионального обучения;
– принцип патриотического воспитания молодежи, повышения ответственности за достижение результатов, значимых для экономики региона;
– принцип обучения в течение всей трудовой жизни;
– принцип наставничества в развитии талантов молодежи;
– принцип менторства в раскрытии и реализации потенциала социально ответственной личности.
3. Научно-технологические принципы:
– принцип создания высокотехнологических производств в регионах;
– принцип взаимодействия науки, технологий и производства в обеспечении развития наукоемкого предпринимательства;
– принцип развития инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий на основе лучших российских и мировых практик;
– принцип вовлечения молодежи в проекты построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства, который обеспечивает сохранение и развитие интеллектуального потенциала науки региона;
4. Принципы стимулирования:
– принцип совершенствования модели оплаты труда молодых специалистов в регионах;
– принцип обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни;
– принцип формирования современной инфраструктуры сферы здравоохранения, дошкольного, школьного образования, спорта, культуры, активного отдыха;
– принцип развития молодежного предпринимательства, поддержки молодых предпринимателей и инноваторов;
– принцип активизации участия молодежи в общественной и политической жизни региона;
– принцип участия предприятий и организаций региона в поддержке образовательной и грантовой деятельности образовательных организаций региона.
5. Принципы повышения производительности и эффективности труда:
– принцип формирования новой культуры производительности труда и постоянного совершенствования системы производства;
– принцип экспертной поддержки повышения производительности квалифицированными специалистами индивидуально на рабочих площадках;
– принцип профессионального обучения молодых специалистов основам повышения производительности труда;
– принцип участия в городских и региональных мероприятиях по обмену опытом.
Вышеуказанные принципы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона сформированы с учетом основных положений Указов Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
В рамках настоящего исследования, посвященного профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона, планируется разработка организационного механизма в контексте современных условий. |
| |
|
|