Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лямцева К. К.
преподаватель кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского


Принципы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона
В статье исследуется проблематика профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона. Предложены и обоснованы группы принципов профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона: ценностные, образовательные, научно-технологические, принципы стимулирования и принципы повышения производительности и эффективности труда.
Ключевые слова: экономика труда, молодые специалисты, занятость, профессиональное обучение, трудоустройство, профессиональная интеграция, принципы профессиональной интеграции
УДК 331.5.024.52   Стр: 144 - 147

Потребность российского общества в подготовке высококвалифицированных молодых специалистов обусловлена значимой ролью молодежи в социально-экономических преобразованиях, важностью всестороннего обучения современным цифровым навыкам, углубленного понимания современных социально-экономических процессов в настоящее время. Численность молодежи в России в возрасте 14–35 лет составляет около 33 млн чел., что составляет 22,4% населения страны [17]. Профессиональные знания и образование являются ключевыми факторами для эффективного участия представителей молодежи в процессах социально-экономического развития страны. Новый национальный проект «Молодёжь России» призван объединить механизмы поддержки молодежи и нацелен на совершенствование условий для самореализации молодежи как востребованных профессионалов, предпринимателей и ученых [15].
Профессиональное образование играет центральную роль в подготовке молодых специалистов для экономики страны и ее регионов, в «обеспечении возможности для самореализации» и улучшении качества жизни молодежи [14]. Перспективы профессионального трудоустройства подготовленных молодых специалистов по регионам различаются и зависят от приоритетной направленности и отраслевой специализации региональной экономики. В таких условиях возникает необходимость совершенствования подготовки кадров на принципах профессионально ориентированного подхода, формирования социально-экономической среды для закрепления и привлечения молодых специалистов в экономику региона, а также обуславливает организацию активного сотрудничества образовательных организаций профессионального образования с предприятиями и организациями реального сектора экономики, содействие и поддержку региональных органов власти на этапах подготовки, трудоустройства и профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику регионов.
В современных публикациях активно обсуждаются вопросы подготовки кадров для цифровой экономики: Н.А. Симченко [23], Н.Ю. Анисимова [23], А.А. Яновская [24], М.А. Барзаева [1], Р.А. Долженко, С.Б. Долженко [4] и др. В работах В.Н. Бобкова [3], О.В. Вередюк [3], А.В. Золотова [5], Т.О. Разумовой [16] представлены результаты авторских исследований относительно уровня и качества жизни различных возрастных категорий населения. В трудах С.Ю. Цёхла [26], С.С. Змияка, Е.А. Полищук, Н.А. Ивановой, Л.А. Третьяковой исследуются вопросы регулирования рынка труда молодёжи. Исследователи И.А. Благих, О.В. Аверьянова, А.А. Рябухина, О.С. Муравьева [2], А.Э. Исаева [6], А.В. Махиянова, Э.Ф. Хузиева, Р.Р. Валеева [8] изучают проблемы развития молодежных инициатив в современных условиях. Несмотря на имеющиеся результаты исследований в области занятости молодежи, особую актуальность имеют вопросы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона, что требует разработки и обоснования соответствующих принципов и подходов.
Целью настоящей статьи является формирование и обоснование принципов профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона в условиях наблюдения несбалансированности соответствия численности выпускников высших учебных заведений численности работающих по искомой специальности, а также закрепленных территориально за регионом проживания.
Исследование особенностей профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона характеризует важность проведения анализа динамики численности занятых. В табл. 1 представлены данные, отражающие динамику численности занятых в возрасте 15–72 лет за период 2016–2023 гг.

Таблица 1
Динамика численности занятых в возрасте 15–72 лет за период 2016–2023 гг.
КатегорииГоды
20162017201820192020202120222023
Всего тыс. чел.,
из них:
7268472506727837222770977721777253273533
Руководители51044922477343664112396332903546
Специалисты высшего уровня квалификации1727717641178751802618703189171946619869
Специалисты среднего уровня квалификации94779584943910058977799811009510294
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием22632350245020811963192725042533
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности1116211440116971136810828112771176112006
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства24971777177417121736169315401422
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий94189597973196789247956489049134
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители91489187917793129241926393189228
Неквалифицированные рабочие63386008586656255369559256535500
* без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
Источник: составлено автором на основе данных Росстата [27]

Как свидетельствуют приведенные статистические данные, численность занятых в возрасте 15–72 лет за период 2016–2023 гг. варьируется по различным категориям. Значительно уменьшилась численность квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства: с 2497,0 тыс. чел. в 2016 году — до 1422,0 тыс. чел. в 2023 году. Также сократилась и численность занятых в категории «руководители»: с 5104,0 тыс. чел. в 2016 году — до 3546,0 тыс. чел. в 2023 году. На фоне указанных данных отметим повышение численности занятых в категории «Специалисты высшего уровня квалификации»: с 17277,0 тыс. чел. в 2016 году — до 19869,0 тыс. чел. в 2023 году.
В табл. 2 приведены данные, характеризующие динамику численности молодежи в общей численности населения России за период 2016–2023 гг.

Таблица 2
Динамика численности молодежи в общей численности населения России за период 2016–2023 гг.
Возраст (лет)Всё населениеГородское
население
Сельское
население
2019 г.
15 — 19716132952209361940393
20 — 24688882649422451946581
25 — 29942726273572342070028
30 — 341263314398930912740052
Итого молодежь36.110560 (24,6%)27.4135068.697084
Всё население14674859010956247037186120
2020 г.
15 — 19727199952995091972490
20 — 24677600048615311914469
25 — 29858225665882701993986
30 — 341242346197731912650270
Итого молодежь35.053716 (23,9%)26.4565678.597149
Всё население14617101510925164636919369
2021 г.
15 — 19743331254299082003404
20 — 24677340748799201893487
25 — 29798479159934551991336
30 — 341192036594450932475272
Итого молодежь34.111875 (23,4%)25.7483768.363499
Всё население14555757610889637336661203
2022 г.
15 — 19766269056395802023110
20 — 24729181654721381819678
25 — 29754755656756551871901
30 — 341103492085784062456514
Итого молодежь33.536982 (22,9%)25.3657798.171203
Всё население14644742410965556336791861
2023 г.
15 — 19784309657452952097801
20 — 24743920855856131853595
25 — 29738292355339601848963
30 — 341011262478473312265293
Итого молодежь32.777851 (22,4%)24.7121998.065652
Всё население14615078910952694036623849
Источник: составлено на основе данных Росстата [18–22]

Согласно данным Росстата, в России по состоянию на 01 января 2024 года проживало 146,15 млн человек. В соответствии с международными критериями, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более превышает 7% в общей численности. В настоящее время каждый шестой россиянин, т.е. 17,1% жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более [22].
Каждый четвёртый житель России (34,6 млн человек на 1 января 2024 г.) — в пенсионном возрасте. При этом численность детей и подростков до 16 лет — на 7,7 млн человек, или на 5,2% меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Численность населения в возрасте 0–15 лет за 2023 год сократилась на 314 тыс. человек (1,2%) и составила к началу 2024 года 26,8 млн человек или 18,4% от общей численности населения. Численность населения трудоспособного возраста на начало 2024 года составила 84,7 млн человек [22].
Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2, по состоянию на 01 января 2024 г., молодежь в возрасте от 15 до 34 лет составляла 32,8 млн человек, или 22,4% от всего населения России. Более 75% молодежи указанной возрастной категории проживает в городах, четверть — в сельской местности. Доминирование тенденций урбанизации обусловливает определенные особенности профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 22 апреля 2024 года [10], уточнено понятие «молодой специалист». Так, к молодым специалистам теперь относятся также граждане РФ в возрасте до 35 лет (включительно), которые имеют трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам или по программам профессионального обучения [10]. Отметим, что ранее молодыми специалистами считались граждане РФ в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона), завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией» [9]. Также Федеральным законом № 95-ФЗ введено понятие «молодой работник», который является гражданином Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющий трудовой стаж не более трех лет и не относящийся к категории «молодой специалист» [10].
Профессиональная интеграция молодых специалистов в экономику региона должна опираться на совокупность базовых принципов. Как указывают М.В. Леденёва, Л.В. Шамрай-Курбатова, А.Н. Столярова в своей статье «Проблема оттока молодежи из регионов России в крупнейшие центры притяжения и пути ее решения», «депрессивные регионы являются донорами абитуриентов, молодых и состоявшихся специалистов, в пользу экономически более развитых субъектов РФ — Москву и Санкт-Петербург. В результате регионы-доноры теряют не только молодежь, но и опытных специалистов (родителей абитуриентов). Кроме того, такая миграция является, как правило, безвозвратной, в отличие от случаев, когда абитуриент выезжает на учебу в другой регион без родителей и есть определенная вероятность его возвращения на малую родину» [7, с. 3615].
Рассмотрим базовые принципы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона, которые следует разделить на следующие группы:
1. Ценностные принципы.
– принцип созидательного труда;
– принцип укрепления семейственности;
– принцип преемственности поколений;
– принцип служения Отечеству;
– принцип коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения.
2. Образовательные принципы:
– принцип профессионального обучения;
– принцип патриотического воспитания молодежи, повышения ответственности за достижение результатов, значимых для экономики региона;
– принцип обучения в течение всей трудовой жизни;
– принцип наставничества в развитии талантов молодежи;
– принцип менторства в раскрытии и реализации потенциала социально ответственной личности.
3. Научно-технологические принципы:
– принцип создания высокотехнологических производств в регионах;
– принцип взаимодействия науки, технологий и производства в обеспечении развития наукоемкого предпринимательства;
– принцип развития инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий на основе лучших российских и мировых практик;
– принцип вовлечения молодежи в проекты построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства, который обеспечивает сохранение и развитие интеллектуального потенциала науки региона;
4. Принципы стимулирования:
– принцип совершенствования модели оплаты труда молодых специалистов в регионах;
– принцип обеспечения комфортной и безопасной среды для жизни;
– принцип формирования современной инфраструктуры сферы здравоохранения, дошкольного, школьного образования, спорта, культуры, активного отдыха;
– принцип развития молодежного предпринимательства, поддержки молодых предпринимателей и инноваторов;
– принцип активизации участия молодежи в общественной и политической жизни региона;
– принцип участия предприятий и организаций региона в поддержке образовательной и грантовой деятельности образовательных организаций региона.
5. Принципы повышения производительности и эффективности труда:
– принцип формирования новой культуры производительности труда и постоянного совершенствования системы производства;
– принцип экспертной поддержки повышения производительности квалифицированными специалистами индивидуально на рабочих площадках;
– принцип профессионального обучения молодых специалистов основам повышения производительности труда;
– принцип участия в городских и региональных мероприятиях по обмену опытом.
Вышеуказанные принципы профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона сформированы с учетом основных положений Указов Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
В рамках настоящего исследования, посвященного профессиональной интеграции молодых специалистов в экономику региона, планируется разработка организационного механизма в контексте современных условий.


Список использованных источников:
1. Барзаева М.А. Ключевые условия для подготовки кадров цифровой экономики // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2022. — Том XVIII. — №1 (27). — С. 14–19.
2. Благих И.А., Аверьянова О.В., Рябухина А.А., Муравьева О.С. Молодежная социальная политика как проекция будущего в современной России // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 2 (74). — С. 77–80.
3. Бобков В.Н., Вередюк О.В. Академическая дискуссия «Дестандартизация занятости: вызов или решение?» на VIII Санкт-Петербургском международном форуме труда // Уровень жизни населения регионов России. — 2024. Т.20. — № 1. — С. 129–131.
4. Долженко Р.А., Долженко С.Б. Рынок труда в профессиональном сегменте управления персоналом: текущие состояние и перспективы развития // Народонаселение. — 2024. Т. 27. — № 2. — С. 41–55.
5. Золотов А.В. Способы преодоления дефицита трудовых ресурсов в условиях импортозамещения // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: Сборник трудов международной научно-практической конференции. — Симферополь, 2022. — С. 254–255.
6. Исаева А.Э. Особенности и императивы государственной поддержки молодежного предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики // Проблемы современной экономики. — 2024. — №2 (90). С. 223–225.
7. Леденёва М.В., Шамрай-Курбатова Л.В., Столярова А.Н. Проблема оттока молодежи из регионов России в крупнейшие центры притяжения и пути ее решения // Креативная экономика. — 2023. — Том 17. — № 10. — С. 3613–3628. — doi: 10.18334/ce.17.10.119241.
8. Махиянова А.В., Хузиева Э.Ф., Валеева Р.Р. Молодежь на рынке труда: социально-профессиональный портрет безработных и стратегии трудоустройства //Общество: социология, психология, педагогика. — 2021. — № 5. — С. 45–51.
9. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 10.09.2024).
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22 апреля 2024 года № 95-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50480 (дата обращения: 11.10.2024 г.).
11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/?ysclid=m2tegq6y9w824193644 (дата обращения: 11.10.2024 г.).
12. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 14.09.2024 г.).
13. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 14.09.2024 г.).
14. Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. — Режим доступа: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения 18.10.2024)
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024 г. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431/ (дата обращения 18.10.2024).
16. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. — 2023. Т.19. — № 3. — С. 338–349.
17. Росстат. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 14.10.2024).
18. Росстат. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту по состоянию на 01 января 2020 года (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01–01–2020.pdf (дата обращения: 15.10.2024 г.).
19. Росстат. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту по состоянию на 01 января 2021 года (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01–01–2021.pdf (дата обращения: 15.10.2024 г.).
20. Росстат. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту по состоянию на 01 января 2022 года (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01–01–2022.pdf (дата обращения: 15.10.2024 г.).
21. Росстат. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту по состоянию на 01 января 2023 года (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01–01–2023.pdf (дата обращения: 15.10.2024 г.).
22. Росстат. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту по состоянию на 01 января 2024 года (Статистический бюллетень) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01–01–2024.pdf (дата обращения: 15.10.2024 г.).
23. Симченко Н.А., Анисимова Н.Ю. Стратегирование непрерывной профессиональной подготовки кадров в цифровой экономике // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2023. — №5(98). — С. 125–134.
24. Симченко Н.А., Яновская А.А., Астратова Г.В. социо-технологический характер организации труда в цифровой среде // Проблемы современной экономики. — 2023. — №4 (88). — С. 66–70.
25. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 19.12.2022) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 10.09.2024)
26. Цёхла С.Ю., Полищук Е.А., Почупайло О.Е. Специфика трудоустройства и занятости молодежи на рынке труда на примере подростков возрастной группы 15–19 лет // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 12–2. — С. 324–329.
27. Росстат. Трудовые ресурсы, занятость и безработица [Электронный ресурс]. — https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2Fmediabank%2Ftrud_2_15–72.xlsx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 13.10.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия