| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Чжао Шэнь аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | Данная статья посвящена исследованию состояния развития уникального финансового инструмента в КНР — климатического финансирования. Автор статьи обобщает проблемы текущего периода развития данного инструмента, выдвигает соответствующие предложения по решению этих проблем и приходит к выводу, что климатическое финансирование, являясь важной частью «зеленых» финансов Китая, представляет собой одну из основных движущих сил, способствующих «зеленому» переходу и устойчивому развитию. | Ключевые слова: Китай, климатическое финансирование, «зеленые» финансы, «зеленые» облигации, углеродное финансирование, пилотные зоны климатических инвестиций и финансирования, КНР, климатический фонд | УДК 336.711; ББК 65.262.1:65.7 Стр: 152 - 155 | Введение. В настоящее время изменение климата является одной из наиболее важных и актуальных проблем, стоящих перед человечеством, на основании чего Китаем была поставлена цель «углеродного пика и углеродной нейтральности» для смягчения последствий этой проблемы. Климатическое финансирование, будучи важной стратегией развития, также быстро набирает обороты.
Определение климатического финансирования. Климатическое финансирование — это предоставление средств, необходимых для реагирования на изменение климата в глобальном масштабе. Климатическое финансирование можно трактовать в широком и узком смыслах. В широком смысле, климатическое финансирование включает:
1) перевод средств между развитыми странами;
2) перевод средств из развитых стран в развивающиеся страны;
3) перевод средств между развивающимися странами;
4) финансирование реагирования на изменение климата внутри каждой страны.
Климатическое финансирование в узком смысле в основном включает:
1) перевод климатического финансирования из развитых стран в развивающиеся страны, т.е. международное климатическое финансирование. При этом, эти средства являются новыми, дополнительными, предсказуемыми и надежными с 2010 года;
2) климатическое финансирование внутри развивающихся стран, т. е. внутреннее климатическое финансирование [1].
Для Китая климатическое финансирование в настоящее время подразделяется на международное и внутреннее [2]. Среди них международное климатическое финансирование — это средства, которые Китай получает с международного рынка или источники которых связаны с международным рынком, включая, в частности, средства государственных фондов развитых стран, международного углеродного рынка, благотворительных и неправительственных организаций, традиционного международного финансового рынка и средства от прямых иностранных инвестиций. Внутреннее климатическое финансирование — это средства, полностью привлеченные на внутреннем рынке, включая средства государственных фондов, углеродного рынка, благотворительных организаций, внутренних финансовых рынков и прямых инвестиций предприятий.
Политические основы финансирования климатических программ в Китае. На международном уровне многие развитые страны обычно называют климатическое финансирование климатическими финансами (англ. Climate Finance) и принимают систему политической поддержки климатического финансирования в качестве политической гарантии [3]. Международное климатическое финансирование в основном базируется на финансовых механизмах, созданных на основе международных переговоров по климату, а также на соответствующих стимулах и стимулирующей политике внутри страны.
В Китае климатические инвестиции и финансирование, являясь важными составляющими «зеленых» финансов, сосредоточены на деятельности, связанной со смягчением последствий изменения климата и адаптацией к ним, с более крупным масштабом и более значительными выгодами. Получаемые выгоды, в свою очередь, напрямую влияют на устойчивость экономики Китая. В августе 2016 года семь министерств и комиссий, включая Народный банк Китая (НБК), совместно выпустили документ под названием «Руководящие мнения по созданию «зеленой» финансовой системы», который является первым в мире проектным документом по «зеленым» финансам на национальном уровне, обеспечивающим прочную основу для построения системы «зеленой» финансовой политики Китая. В октябре 2020 года пять министерств и комиссий, а именно: Министерство экологии и окружающей среды (МЭО); Национальная комиссия по развитию и реформам (НКРР); Народный банк Китая (НБК); CBRC и Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам (SFC) совместно выпустили документ под названием «Руководящие мнения по стимулированию инвестиций и финансирования для решения проблемы изменения климата», ознаменовавший начало создания системы политики инвестиций и финансирования в области климата [4].
В «Руководящих мнениях по стимулированию инвестиций и финансирования для решения проблемы изменения климата» климатическое финансирование определяется как финансовая деятельность, которая направляет и способствует увеличению объема средств, инвестируемых в сферу изменения климата, и которая в основном поддерживает деятельность по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, а также направлена на поощрение большего числа финансовых учреждений к активному участию и осуществлению инвестиционной и финансовой деятельности в связи с изменением климата путем совершенствования системы политики и стандартов.
Сфера поддержки климатического финансирования. Климатическое финансирование относится к финансовой деятельности, которая направляет и поощряет увеличение средств на решение проблемы изменения климата для достижения цели низкоуглеродного развития, и является важной частью «зеленых финансов». Сфера поддержки включает в себя как смягчение последствий, так и адаптацию к ним.
1) Смягчение последствий изменения климата. Этот пункт включает в себя корректировку промышленной структуры; активное развитие стратегических новых отраслей; оптимизацию энергетической структуры; развитие неископаемых источников энергии; реализацию проектов энергосбережения; реконструкцию с целью снижения выбросов углерода; проведение пилотных демонстраций улавливания, утилизации и связывания углерода; контроль выбросов парниковых газов в результате неэнергетических видов деятельности, таких как промышленность, сельское хозяйство и переработка отходов; увеличение площади лесов, лугов и других поглотителей углерода.
2) Адаптация к изменению климата. Этот пункт включает в себя повышение адаптационного потенциала в таких ключевых областях, как сельское хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство, океаны и моря; метеорология; предотвращение стихийных бедствий, смягчение их последствий и оказание помощи; укрепление базового потенциала для адаптации; ускорение строительства инфраструктуры; повышение научно-технического потенциала.
Инструменты климатического финансирования. В области финансирования климата основными финансовыми инструментами на финансовом рынке Китая в настоящее время являются: климатические фонды, кредитные инструменты финансирования климата, инструменты страхования финансирования климата, «зеленые» облигации, углеродные фонды и т. д.
Климатические фонды. Примерами климатических фондов Китая являются Китайский фонд механизма чистого развития (МЧР) и Фонд сотрудничества Юг-Юг по вопросам изменения климата, который находится в стадии разработки.
Китайский фонд МЧР — это фонд, ориентированный на политику, утвержденный государством и управляемый в соответствии с моделью социального фонда. Основным источником средств фонда является принадлежащая государству часть доходов от сокращения выбросов парниковых газов в рамках МЧР-проектов.
В 2023 году китайские проекты МЧР, ориентированные на возобновляемые источники энергии, заняли первое место в мире. По количеству проектов Китай также находился на первом месте с 3861 зарегистрированным МЧР проектом [5].
В сентябре 2014 года был создан Фонд сотрудничества Юг-Юг в области изменения климата, и по состоянию на июнь 2023 года правительство Китая выделило более 1,2 млрд юаней на его развитие в области изменения климата, а также подписало 46 меморандумов о сотрудничестве Юг-Юг в области изменения климата с 39 развивающимися странами [6].
Кредитные инструменты климатического финансирования. Под «зеленым» кредитованием понимаются кредиты, которые инвестируются в «зеленые» проекты и способствуют улучшению состояния окружающей среды. С 2016 года отрасль «зеленого» финансирования в Китае развивается быстрыми темпами, масштабы рынка продолжают расширяться, и в 2024 году «зеленое» финансирование в Китае сохранит высокие темпы роста. Данные, опубликованные НБК показали, что на конец 2023 года баланс «зеленых» кредитов в национальной и иностранной валютах в Китае составил 30 трлн юаней, увеличившись на 36,5% по сравнению с предыдущим годом, превысив темпы роста всех кредитов на 26,4%, а по масштабам заняв первое место в мире. Средства от «зеленых» кредитов в основном инвестируются в «зеленые», энергосберегающие, низкоуглеродные, природоохранные и другие смежные отрасли [7]. В настоящее время «зеленый» кредит стал ядром китайских «зеленых» финансов, как самый ранний и самый крупный инструмент финансирования.
Инструменты страхования климатического финансирования. В настоящее время основным страховым инструментом для финансирования климатических программ в Китае выступают различные виды «зеленого» страхования, наиболее типичным из которых является страхование ответственности за загрязнение окружающей среды, при котором страховая компания выплачивает компенсацию жертвам загрязнения. Кроме того, на рынок выходят страхование лесов, страхование от катастроф и новые виды страхования, связанные с чистой энергией, «зеленым» транспортом и «зеленым» строительством. Согласно статистике Страховой ассоциации Китая (IAOC), совокупная страховая сумма «зеленого» страхования в 2018–2023 годах составила 124,67 трлн юаней, а в 2023 около 22,97 трлн юаней.
«Зеленые» облигации. В настоящее время «зеленые» облигации являются наиболее отработанным и широко используемым финансовым инструментом в рамках китайской системы финансирования климата. Каждый год китайский «зеленый» рынок выпускает множество инновационных разновидностей облигаций на основе рыночного спроса. 2023 год ознаменовался непрерывным ростом «зеленых» облигаций в Китае — по состоянию на 31 декабря 2023 года совокупный объем рынка «зеленых» облигаций составил 221 575,31 млрд юаней. За весь 2023 год в Китае было зарегистрировано 481 новых «зеленых» облигаций с объемом листинга 839,864 млрд юаней с участием 305 эмитентов. Более 70% «зеленых» облигаций прошли оценку и сертификацию, а с точки зрения общей доли рынка облигаций, «зеленые» облигации составляют более 3% от общего объема рынка.
Значительное развитие получили и другие новые категории «зеленых» облигаций, например, по состоянию на 31 декабря 2023 года совокупный объем облигаций, связанных с устойчивым развитием (SLBs), составил 128 единиц с объемом 125,115 млрд юаней, а совокупный объем облигаций с низкоуглеродным переходом — 49 единиц с объемом 43,238 млрд юаней. В общей сложности было зарегистрировано 113 углеродно-нейтральных облигаций объемом 171,085 млрд долларов США, что составляет 23,49 % и 20,37 % рынка «зеленых» облигаций по объему и размеру, соответственно [8].
Углеродный фонд. Китайский фонд «зеленого» углерода — это специальный фонд в рамках Китайского фонда озеленения, который является национальным государственным фондом, направленным на содействие развитию лесных проектов по поглощению углерода с целью посадки деревьев и сокращения выбросов. Является одним из основных «зеленых» стратегических действий.
По данным Всемирного банка, китайский углеродный рынок, основанный на углеродном финансировании, стал крупнейшим в мире по объему выбросов парниковых газов. Основные мировые системы торговли углеродными выбросами охватывают 17,95% глобальных выбросов парниковых газов, из которых около 40% приходится на долю национального углеродного рынка Китая. За последние два года национальный рынок торговли углеродными выбросами работал бесперебойно, первоначально появился механизм установления цен, значительно повысилась осведомленность и способность предприятий сокращать выбросы, что сыграло положительную роль в содействии достижению цели углеродного пика и углеродной нейтральности. 16 июля 2021 года на национальном рынке торговли углеродными выбросами была запущена онлайн-торговля. По состоянию на 25 октября 2023 года совокупный оборот квот на выбросы углерода составил 365 млн тонн, а совокупный денежный оборот — 19,437 млрд юаней [9].
Пилотные зоны климатических инвестиций и финансирования. Региональное развитие является важной основой для реализации цели «двойного углерода». В целях содействия местному климатическому финансированию, изучения различных моделей финансирования, организационных форм, способов обслуживания и систем управления, а также формирования воспроизводимого и масштабируемого успешного опыта, Китай в августе 2022 года запустил 23 пилотные зоны климатических инвестиций и финансирования, включая 12 городов, 4 округа и 7 новых районов национального уровня: Миюнь и район Тунчжоу в Пекине, город Баодин в провинции Хэбэй, города Тайюань и Чанчжи в провинции Шаньсии и другие [10].
После более чем года развития на территории пилотной зоны были проведены плодотворные исследования в таких областях, как создание синергетической системы политики и рабочего механизма, изучение дифференцированных путей развития и инновационных моделей финансирования. Например, новый район Пудун в Шанхае активно изучает стандартную систему климатических инвестиций и финансирования на базе Шанхая и распространяет ее на дельту реки Янцзы; а провинции Сычуань и Чунцин подписали меморандум о сотрудничестве по углублению экологической среды экономического круга городов-побратимов Чэнду-Чунцин на основе пилотного проекта по климатическим инвестициям и финансированию.
Практика показала, что пилотные зоны климатических инвестиций и финансирования сыграли положительную роль в содействии трансформации экономической кинетической энергии, продвижении глубокой интеграции снижения загрязнения и сокращения выбросов углерода, поддержке развития реальной экономики, а также стали важной гарантией для продвижения местных «зеленых» и низкоуглеродных преобразований и высококачественного развития.
Основные проблемы развития климатического финансирования в Китае.
1) Несовершенство институтов и механизмов. В настоящее время система и механизм управления климатическими инвестициями и финансированием в Китае всё ещё находятся на стадии развития.
2) Отсутствует четкое определение сферы климатических инвестиций и финансирования, еще не создана соответствующая система проверки отчетов о мониторинге, в результате чего не могут быть сформированы соответствующие механизмы стимулирования и сдерживания.
3) Неясно определение пилотных зон климатического финансирования и пилотных зон реформ и инноваций в область «зеленых» финансов.
4) Недостаточные стимулы для банков к финансированию климатических проектов. Из-за высокой стоимости финансирования возобновляемых источников энергии и того факта, что банки должны предоставлять «зеленое» и климатическое финансирование с дополнительной сертификацией проектов (и, следовательно, сталкиваться с дополнительными расходами и регуляторными рисками), это привело к явной нехватке стимулов для банков предоставлять кредиты на проекты климатического финансирования.
5) Недостаточный строительный потенциал. На уровне местных органов власти развитие климатического финансирования затруднено из-за того, что еще не созданы система управления низкоуглеродным сектором, система оценки и анализа, а также система статистики и не хватает соответствующих специалистов.
Предложения по развитию климатических инвестиций и финансирования в Китае.
1) Создать механизм и систему координации и управления климатическим финансированием. Например, создать рабочую группу по климатическому финансированию для координации и управления соответствующими строительными работами и назначить соответствующие ведомства, такие как Министерство окружающей среды, для координации и продвижения строительства китайской системы климатических инвестиций и финансирования.
2) Создать платформу поддержки климатического финансирования для предоставления информации и наращивания потенциала для климатических инвестиций и финансирования с помощью Интернета, больших данных и других технологий.
3) Создать систему стандартов климатического финансирования на основе системы стандартов «зеленого» финансирования, которая станет важной основой для банков и других финансовых учреждений в разработке финансовых продуктов.
4) Содействовать синергетическому развитию пилотных зон климатических инвестиций и пилотных зон реформ и инноваций в область «зеленых» финансов.
Рекомендуется, чтобы пилотная зона климатических инвестиций и финансирования была включена в существующую пилотную зону реформ и инноваций в область «зеленых» финансов, что позволит сформировать синергию между двумя пилотными зонами. В то же время пилотная зона климатических инвестиций и финансирования также должна извлечь некоторые уроки из раннего этапа строительства пилотных зон реформ и инноваций в области «зеленой» финансовой системы в Китае, например, при выборе пилотных районов лучше всего использовать весь город. Другой пример — при выборе пилотной зоны необходимо всесторонне учитывать стадию низкоуглеродного развития и потенциал развития климатических инвестиций и финансирования в данном месте.
5) Укрепление механизма раскрытия климатической информации. Создание и оптимизация системы раскрытия климатической информации, мониторинга, отчетности и сертификации является важной гарантией развития климатических инвестиций и финансирования. Регулирующие органы должны ускорить процесс создания платформы для отслеживания, раскрытия и управления климатической информацией, одновременно усиливая надзор или привлекая стороннее агентство, уполномоченное правительством, для проведения оценки, сертификации и надзора.
6) Разработать политику поддержки стимулов. Правительство может оказать целевую поддержку финансовым учреждениям в осуществлении климатических инвестиций и финансировании бизнеса посредством налоговых льгот и налоговых субсидий. Местные власти также могут изучить вопрос о создании механизма распределения рисков дефолта по «зеленым» облигациям, чтобы стимулировать инвестиционные институты к инвестированию в «зеленые» облигации.
Заключение. Климатическое финансирование является важной инициативой для Китая по решению проблемы изменения климата, участию в глобальном управлении климатом и достижению цели «двойного углерода». Климатическое финансирование может направлять и способствовать инвестированию большего количества средств в сферу изменения климата и является важной частью «зеленых» финансов.
В последние годы в Китае климатическим инвестициям и финансированию уделяется все большее внимание: правительство дает рекомендации, поощряет предприятия к участию, создает пилотные проекты и внедряет соответствующую политику стимулирования, а также стремится к качественному развитию климатического финансирования с точки зрения стандартов классификации климатических проектов, инструментов климатического финансирования, объема поддержки и создания системы климатического финансирования в пилотных городах.
К сожалению, поскольку климатическое финансирование в Китае находится на ранней стадии развития, все еще существует множество проблем, таких как недостаточное развитие соответствующих институтов, отсутствие четкого определения сферы климатических инвестиций и финансирования, высокая стоимость, дублирование функций «зеленых» финансов и т. д. Поэтому для достижения устойчивого развития климатического финансирования правительство может обеспечить поддержку и гарантию высококачественного развития климатического финансирования путем разработки стимулирующей и поддерживающей политики, содействия созданию комплексного механизма и системы управления климатическими инвестициями и финансированием на финансовом рынке, а также путем разработки стандартов климатических инвестиций и финансирования на основе «зеленых» финансовых стандартов. Кроме того, необходимо содействие синергетическому развитию пилотных зон климатических инвестиций и финансирования и пилотных зон реформ и инноваций в область «зеленых» финансов, а также укреплению механизма раскрытия климатической информации в аспекте надзора. Климатическое финансирование, как важная часть зеленых финансов, является движущей силой для китайской экономики в достижении «зеленых» преобразований и устойчивого развития. |
| |
|
|