Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Курманов А. М.
Генеральный директор Республиканского научно-исследовательского института по охране труда
Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (г. Астана),
кандидат экономических наук

Насырова Г. А.
руководитель отдела стратегического развития и международного сотрудничества
Республиканского научно-исследовательского института охраны труда
Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (г. Астана),
доктор экономических наук

Шегай В. В.
директор Департамента социального обеспечения и социального страхования
Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (г. Астана)


Инфраструктура страхования от несчастных случаев на производстве в Казахстане: институциональный анализ
В статье рассматривается сложившееся в Казахстане инфраструктурное обеспечение системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в институциональном аспекте, изученные в ходе реализации научно-технической программы на тему: «Экономические проблемы безопасного труда и институциональные преобразования механизма страхования в Республике Казахстан» (ИРН -ВЕ11965728-ОТ-22) в рамках программно-целевого финансирования исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан. Определены направления развития и совершенствования институциональной инфраструктуры страхования от несчастных случаев на производстве в соответствии со сложившимися трендами в мировой практике и исходя из оценки текущего состояния и необходимости обеспечения достойных условий труда в Республике Казахстан. Исследование обеспечивается посредством инструментов институционального анализа. Проблематика связана с национальной спецификой осуществления этого вида страхования, его многосубъектностью и участием негосударственных страховых компаний. Результатом исследования являются предложения по реорганизации страхования от несчастных случаев на производстве в целях повышения качества жизни работающего населения.
Ключевые слова: Казахстан, страхование от несчастных случаев на производстве, институциональная инфраструктура, производственный травматизм, безопасный труд
УДК 331; ББК 65.27   Стр: 155 - 161

Введение. Социальная защита работника от профессионального риска получения травмы (увечья, смерти) или приобретения заболевания, вызванного несчастным случаем при осуществлении трудовой деятельности, в Казахстане с 2005 года обеспечивается посредством институтов системы обязательного страхования. Однако, по истечении почти двух десятков лет, в системе скопилось некоторое количество вопросов и проблем. Проблемы методического и практического уровня во многом связаны с недостаточной разработанностью методологии социального страхования от несчастных случаев на производстве. В частности, следует отметить некоторую ограниченность существующей институциональной инфраструктуры, которая понимается авторами как организационно-экономическая система обеспечения социальной страховой защиты работников. Основным правовым актом Республики Казахстан, регулирующим отношения, возникающие в области обязательного страхования работника от несчастных случаев, и устанавливающим правовые, экономические и организационные основы его проведения является Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» и ряд подзаконных нормативных правовых актов. В Казахстане реализуется парадоксальная модель, характеризующаяся многосубъектностью: участие страховых компаний по страхованию жизни и работодателей в страховых выплатах (во многих национальных социально-экономических системах страхование от несчастных случаев покрывается социальными гарантиями через государственные структуры).
Страхование от несчастных случаев на производстве представляет собой один из элементов, составляющих сложную систему социальной защиты населения. Возникновение и развитие института страхования от несчастных случаев на производстве (СНСП) обусловлено развитием технического прогресса, становлением права гражданской ответственности и как результат — отстаиванием профессиональными союзами интересов наёмных рабочих. СНСП, как часть социальной защиты, непосредственно взаимосвязано с системой социального обеспечения в части финансовой поддержки потерявших способность трудиться в связи с утратой здоровья при исполнении своей профессиональной деятельности. Существующая практика страхования от несчастных случаев на производстве в большинстве экономических систем носит обязательный характер, обоснованный законодательными нормами, приобретая тем самым форму социального страхования (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение социальной защиты, социального обеспечения, социального страхования, страхования от несчастных случаев и профиссональных заболеваний (СНСПиПЗ)

Современная отечественная форма СНСПиПЗ, соприкасаясь с системой социального обеспечения, вместе с ней инкорпорирована в более общую систему социальной защиты населения. Основной целевой функцией социальной защиты является управление социальными рисками, в том числе предотвращением и преодолением негативных ситуаций, обусловливающих ухудшение благосостояния людей. Социальный риск характеризуется вероятностью событий, ухудшающих условия жизнедеятельности человека и общества в целом. Риск, как фактор негативных ситуаций, является базовым условием возникновения и внедрения различных форм защиты.
Кроме того, в системе реабилитации пострадавших используются финансовые средства из государственной медицинской и страховой медицинской систем. Сложная схема взаимоотношений приводит к непрозрачности системы социальной защиты пострадавших в результате несчастных случаев на производстве. Уровень охвата страхованием не достигает даже минимально рекомендуемого Международной организации труда (МОТ) — не менее 75% всех наемных работников на промышленных предприятиях. Таким образом, достижение эффективности и результативности социальной защиты работающих в рамках обязательного страхования от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей исходит из обеспеченности системы адекватной институциональной инфраструктурой.
Данное исследование построено на применении институционального анализа в качестве основной методологии с широким использованием методов системного анализа, включая эмпирическую базу. Объектом анализа выбрана институциональная инфраструктура системы обязательного страхования от несчастных случаев при исполнении ими трудовых (служебных) обязанностей. Разнородность и разноуровневость изучаемых элементов инфраструктуры обусловили необходимость их исследования во взаимосвязи и взаимозависимости. Исходной точкой стала идентификация понятия «инфраструктура» в институциональном, экономическом и социальном аспектах. Как обеспечивающая система на формальном уровне институциональная инфраструктура определена приоритетной и направленной на создание взаимосвязей и взаимообусловленности институтов, инкорпорированных в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, определяющих правила и регулирующих механизм взаимодействия субъектов. В основе эмпирических данных использованы материалы Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, законодательной и нормативно-правовой базы в области социального страхования и социального обеспечения и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан.
Национальным законодательством предусмотрено требование по обеспечению страхованием всех работников (включая независимых, т.е. внештатных сотрудников). Исключение составляют работники государственных учреждений. Фактически договорами обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых обязанностей обеспечено 68,6 тыс. хозяйствующих субъектов [1], в том числе 57,6 тыс. юридических и 11 тыс. физических лиц. Для сравнения, общее количество юридических лиц с частной формой собственности составляет — 341,4 тыс. единиц, из которых 100,1 тыс. относится к промышленным предприятиям [2]. В целом, договорами страхования охвачены 3,2 млн застрахованных рабочих единиц [1] при общей численности занятого населения по стране 9,0 млн человек, из которых 6,8 млн наемных [2]. Специфика казахстанской практики проявляется в возмещении вреда посредством периодических ежемесячных выплат напрямую работодателем (вне страхового института) при утрате застрахованным профессиональной трудоспособности до 30 процентов (и не менее 5 процентов). Неполный охват связан тем фактом, что часть бизнеса находится в «серой» зоне. А также это объясняется негосударственными субъектами страховой защиты [2]. Оставшаяся часть возможной выплаты обеспечивается страховой компанией. При разделении ответственности между работодателем и страховой компанией нивелируется суть страховой защиты. В то же время, при ухудшении финансового положения работодателя это негативно влияет на уровень и качество социальной защищённости пострадавших работников.
Исходными в определении внутренней структуры и внешнего институционального окружения системы обязательного страхования от несчастных случаев работающих являются требования и нормативы, определяемые МОТ. Основные функции системы представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные функции системы страхования работников от несчастных случаев на производстве
Источник: Составлено на основании нормативных правовых актов РК и МОТ

В научных работах современных исследователей по вопросам социального страхования от несчастных случаев на производстве рассматриваются различные аспекты проблемы, в том числе соотношение страховой защиты и превенции в различных странах [N.J. Philipcen 2009], сущность социального страхования на производстве [W. Kip Viscusi, 1990], [N. Hajiyev, A. Safwan, 2021]. Изучение вопроса развития социальной защиты широко и достаточно глубоко прорабатывалось в различных аспектах, как в трудах исследователей стран запада [W. Beveridge, 1942], [A.B. Atkinson, 1969, 1993], [E.D. Berkowitz,2003] и др., так и в работах российских авторов [Роик В.Д., 2017, 2004], [Писаренко Ж.В.,2015], [Яновой С.Ю.,], [Куклина Т.В., 2020] и др.
Однако в существующих научных работах не исследованы вопросы инфраструктурного обеспечения социального страхования и, в частности, института страхования от несчастного случая. Исследуя инфраструктурное обеспечение следует выявить институциональный, экономический и социальный аспекты. Инфраструктура создаёт внешние условия эффективного функционирования института и, соответственно, нормальной жизни людей. Разделяем типы инфраструктуры в зависимости от характера влияния на процессы жизнедеятельности общества: экономические (объекты и системы, обусловленные операционной деятельностью), социальные (обеспечивающие восстановление и воспроизводство человеческого капитала), институциональные (основополагающие нормы и правила).
На основе институциональной, социальной и экономической инфраструктуры, инкорпорированных в единую систему, реализуется социальное страхование от несчастных случаев в Республике Казахстан. Экономическая инфраструктура представлена субъектами, государственными органами и организациями, являющимися администраторами или операторами обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (табл. 1).

Таблица 1
Социальная и экономическая инфраструктура в системе обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей
СУБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ И РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Работодатель — страховательЗаключение договора обязательного страхования работника от несчастных случаев
Оплата страхового взноса
Уполномоченный государственный орган по труду (далее — уполномоченный орган) — государственный орган — Министерство труда и социальной защиты РКРеализация государственной политики в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством РК
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК в лице Комитета телекоммуникацийКоординация деятельности ГК «Правительство для граждан»
Государственные органы, осуществляющие регулирование страховых отношений — Агентство по регулированию и развитию страхового рынка РКЛицензирование обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей
Страховщик — юридическое лицо, получившее лицензию на право осуществления страховой деятельности в отрасли «страхование жизни» по классу аннуитетное страхование и данному виду обязательного страхования на территории РК в порядке, установленном законодательством РКСтраховая защита, в том числе:
– аккумулирование страховых взносов;
– осуществление страховых выплат при наступлении страховых случаев
Организации, предприятия в сфере промышленного, технического, экологического надзора и аудитаПроведение экспертизы, аудита
Подтверждение факта несчастного случая на производстве
Установление причин возникновения аварии, несчастного случая
Организации, предприятияПроведение мероприятий в целях предотвращения или уменьшения убытков при наступлении страхового случая, при их наличии
Финансово-кредитные учрежденияОперации с банковскими счетами в связи с осуществлением страховой выплаты
Предприятия, организации, ИП, осуществляющие процедуры банкротства, ликвидации юридических лицПодтверждение факта ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Страховой омбудсман — независимое в своей деятельности физическое лицоУрегулирование разногласий между участниками страхового рынка в соответствии с Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности»
Организации, предприятия, в том числе организации здравоохранения и медицинской экспертизыПроведение лечения и медицинской экспертизы
Подтверждение фактически понесенных расходов на лечение
Составлено на основе Закона РК от 7 февраля 2005 года № 30 «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»

Социальная инфраструктура будет представлена субъектами обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, соответствующих современным стандартам жизни, к которым отнесены участники процесса выполнения социальных гарантий. В зависимости от функционала субъекты отношений системы обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей распределены на экономическую и социальную инфраструктуру.
Институциональная инфраструктура составляет организационно-правовые основы страхования от несчастных случаев в профессиональной деятельности, определяя его методические, нормативные и административные аспекты реализации. Соответственно, под институциональной инфраструктурой страхования от несчастных случаев в профессиональной деятельности понимается институциональная система комплексной социальной защиты работающего населения. При этом она обусловливает формирование социальной и экономической инфраструктуры, составляя им законодательную и нормативную основу страхования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Иными словами, институциональная инфраструктура составляет основу и создаёт рамочные условия для социальной и экономической инфраструктуры.
Выводы. Анализ казахстанского законодательства в сфере трудовых отношений, здравоохранения, социального обеспечения, страховой деятельности и сложившейся практики позволяет дать дефиницию страхованию от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей как комплекса мер, направленных на предупреждение риска производственного травматизма и финансирование расходов по несчастному случаю и профессиональному заболеванию за счёт средств социального и медицинского обеспечения. Под несчастным случаем (в контексте данного вопроса) понимается воздействие на работника вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие их к временной или стойкой утрате трудоспособности, либо смерти [3].
Страхование от несчастных случаев на производстве является современным инструментом урегулирования общественных отношений в трудовой сфере, связанных с риском утраты работающим (в случае его смерти, членами его семьи) дохода (части дохода) в связи с частичной или полной утратой функциональной полноценности (как временной, так и постоянной), или его смерти, в результате несчастного случая, возникшего при исполнении им трудовой (служебной, предпринимательской и иной) деятельности или профессионального заболевания. Системой предусматривается финансирование: превентивных мероприятий, направленных на предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний; мероприятий, направленных на восстановление функциональной полноценности пострадавших работников, а также выплаты (членам их семей, в случае гибели работника) соответствующих пособий (компенсаций).
В большинстве случаев институты, имеющие бесспорную необходимость, не дают ожидаемого эффекта без наличия соответствующей инфраструктуры. Реализация института обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей связана с деятельностью многих государственных структур, организаций и предприятий. Это довольно сложный финансово-экономический и организационный механизм, требующий слаженного взаимодействия всех участников, поскольку речь идёт о здоровье и безопасности работающего населения как фактора создания национального богатства.
Сложность и многосубъектность обязательного страхования от несчастных случаев на производстве в Казахстане обусловливают последовательное, в три этапа, представление инфраструктурного обеспечения. Так, организационное и финансово-экономическое обеспечение реализации института страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей можно разложить на предварительный (ех ante), текущий или современный (de facto) и последующий или пролонгированный (ех post).
Предварительный этап заключается в организации превентивных мероприятий, обеспечивающих предотвращение и/или снижение вероятности несчастного случая. Основная роль и ответственность ложится на работодателя и организацию, призванных обеспечить охрану и безопасность труда работающих, а также на самого работника, обязанного соблюдать условия безопасности. Этап, обозначенный как текущий или современный, отражает сложность процесса страхования. Именно по факту несчастного случая во взаимодействии находятся пострадавший, работодатель, в том числе ответственное за безопасность лицо, государственный инспектор по труду, экспертно-медицинская организация, страховщик, лечебно-профилактическое учреждение и социальные службы. Однако в ряде случаев негативный эффект производственной травмы может иметь пролонгированный характер в виде профессионального заболевания, установление и медицинское обеспечение которого является функцией лечебно-профилактических и социальных учреждений.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний подпадает под государственное регулирование сразу нескольких сфер: трудового, гражданского, административного и уголовного законодательства, законодательства в сфере социального обеспечения и здравоохранения, финансового рынка и страхования. Организационная структура системы страхования от несчастных случаев и профзаболеваний представлена на рис. 3.
Рис. 3. Институциональная инфраструктура страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
Источник: Составлено авторами

Государственное регулирование страхования от несчастных случаев на производстве в соответствии с национальным законодательством осуществляется:
1) уполномоченным органом по труду и социальной защите населения в сфере трудовых отношений — контроль за исполнением требований трудового законодательства по обеспечению работодателем безопасных условий труда, по соблюдению работником правил техники безопасности и других условий;
2) уполномоченным органом по здравоохранению в сфере медицинского обеспечения населения — контроль и надзор санитарно-эпидемиологического благополучия населения при исполнении трудовых обязанностей, установление перечня профзаболеваний, регистрация и учет случаев профзаболеваний, их профилактика и учёт;
3) уполномоченным органом по регулированию и развитию финансового рынка в части установления требований в отношении деятельности компаний по страхованию жизни;
4) государственный контроль на региональном уровне осуществляется местными органами по инспекции труда, координация и проверка деятельности которых находится в компетенции уполномоченного государственного органа по труду.
При наступлении несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, расследование проводят местные органы по инспекции труда. По фактам профессиональных заболеваний расследование проводится государственным органом в сфере санитарно-профилактического благополучия населения совместно с работодателем. Все случаи профессиональных заболеваний (отравлений), обусловленные воздействием вредных производственных факторов в связи с выполнением работником своих трудовых (служебных) обязанностей, подлежат регистрации. Регистрация осуществляется субъектами здравоохранения [4]. Перечень профессиональных заболеваний определяется уполномоченным органом в области здравоохранения. Организация расследования и регистрация несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний на производстве относится к ответственности работодателя.
Медицинская помощь (включающая в себя медицинскую реабилитацию) пострадавшим работникам оказывается субъектами здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). В системе медицинского страхования участвуют как работники (размер взноса 2 процента от трудового дохода для наемных и 5 процентов от дохода самостоятельно занятых работников), так и работодатели (отчисления в размере 3 процента от дохода работника). Взносы государства составляют 1,8 процента от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года (в последующие годы ставка взносов повышается, и будет устанавливаться в коридоре от 2 до 3 процентов в 2026 году).
В случае, если полученная в результате несчастного случая травма (увечье, заболевание) носит временный характер, на период временной нетрудоспособности работодатель обязан осуществлять выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от заработной платы пострадавшего работника.
Если в результате несчастного случая, после проведения субъектами здравоохранения комплекса диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, наблюдается стойкое нарушение функций организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности пострадавшего работника, пострадавшего направляют на медико-социальную экспертизу. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится территориальными подразделениями уполномоченного органа в области социальной защиты населения.
Для пострадавших работников с установленной инвалидностью (стойкая утрата общей трудоспособности) предусмотрены следующие выплаты:
– государственное социальное пособие по инвалидности. Размер пособия зависит от группы инвалидности и устанавливается кратно величине прожиточного минимума;
– застрахованным из системы обязательного социального страхования [5], на случай потери дохода в связи с утратой трудоспособности. Размер выплаты зависит от степени утраты общей трудоспособности и среднемесячного дохода пострадавшего работника. На размер выплаты также влияет стаж участия работника в системе обязательного социального страхования.
Если наряду с утратой общей трудоспособности установлена утрата профессиональной, компенсировать утраченный трудовой доход является обязанностью работодателя. В случае, если данный риск застрахован работодателем в рамках заключенного договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей с любой из частных компаний, осуществляющих страховую деятельность в отрасли «страхование жизни» (по классу аннуитетное страхование) по выбору страхователя, то периодические выплаты осуществляются страховщиком. Однако, выплаты страховщиком осуществляются в случае утраты профессиональной трудоспособности от 30 процентов и выше. В случае отсутствия заключенного договора, либо если утрата профессиональной трудоспособности у работника менее 30 процентов, компенсация утраченного дохода обеспечивается прямыми выплатами работодателя. Размер выплат зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности и утраченного среднемесячного дохода работника. При определении размера страховой выплаты также учитывается степень вины пострадавшего работника. Также, если утраченный доход пострадавшего работника превышает максимальный размер страховой выплаты (страхованием покрывается среднемесячный доход работников, не превышающий 10-кратный размер минимальной заработной платы), работодатель обязан покрыть разницу путем прямых выплат работнику. Размер страховой премии определяется от годового фонда оплаты труда, штатной численности работников и страховых тарифов, дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска в диапазоне от 0,12 до 2,96. В случае, если пострадавшему работнику осуществляется выплата из системы обязательного социального страхования, размер страховой выплаты уменьшается на сумму указанной выплаты. Аналогично организованы процедуры выплат членам семьи (которые были на иждивении умершего) в случае смерти работника.
Медицинская реабилитация преимущественно обеспечивается в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи и системы обязательного медицинского страхования. В свою очередь, медицинское страхование осуществляется за счет солидарных отчислений работодателя и работника (в совокупности в размере 5 процентов от дохода работника), и взносов государства (с 1 января 2023 года — в размере 1,8 процента от объекта исчисления взносов государства, размер взноса поэтапно повышается до уровня — не менее 2, но не более 3 процентов от объекта исчисления взносов государства к 2026 году).
Социальная и профессиональная реабилитация финансируется за счет средств государства и работодателя. Финансирование превентивных мероприятий в рамках страхования работника от несчастных случаев обеспечивается работодателем.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве традиционно во многих странах является элементом национальной системы социального страхования. В Республике Казахстан в соответствии с законодательством страховщиками по обязательному страхованию работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей определены страховые организации, в том числе только одна находится в собственности государства. Таким образом, этот вид страхования приобретает отчасти коммерческую форму. Участие коммерческих страховых компаний в обязательном страховании от несчастных случаев имеет место также в Финляндии. Однако в финской системе общая координация закреплена за Центром страхования от несчастных случаев, который является регулятором административных, экономических и финансовых взаимоотношений между застрахованными работающими, работодателями и страховыми компании. Центр аккумулирует страховые взносы, осуществляет выплаты незастрахованным работникам, ведёт реестр договоров страхования и, в конечном итоге, осуществляет контроль за соблюдением законодательных норм. Сравнивая с финской системой, можно отметить, что в Казахстане наблюдается определённая децентрализованность, отсутствует единоначалие в координации и регулировании системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Можно сделать вывод, что в Казахстане данный социальный риск, преимущественно, обеспечивается вне страхового института — путем прямого финансирования работодателем. Страховой институт покрывает компенсаторную функцию по возмещению утраченного дохода и сравнительно небольшую часть реабилитационной функции — в виде компенсации расходов работника по восстановлению физиологических функций (при условии, что соответствующая помощь, услуги не предоставляются бесплатно), и не обеспечивает выполнение превентивной и реабилитационной функций. Таким образом, действующую схему можно условно обозначить как смешанная схема страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Схема, основанная на ответственности работодателя, при которых работодатель возмещает непосредственно пострадавшим лицам и их семьям вред, причиненный в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, и включающая в себя элементы схемы участия частных страховых компаний (частно-государственная схема страхования), при которой работодатели покупают «страховые пакеты» у частных страховых компаний. Следует отметить, что по мнению МОТ подобные схемы широко использовались до появления государственных социальных схем [6].
Между тем, в условиях усиления глобальной экономической нестабильности, развития цифровых технологий и трансформаций на рынке труда, большинство развитых стран уже перешли на более сбалансированные и финансово-устойчивые схемы социального страхования, при которых ответственность за управление страхованием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний несет уполномоченный государственный орган. В подобных схемах страхования государство отвечает, как за сбор страховых взносов, так и за последующую выплату.
Исторически Казахстаном применялся принцип внедрения наилучших и наиболее приемлемых международных практик при формировании или дальнейшем развитии систем социальной защиты населения. Таким образом, за основу дальнейшего развития системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний целесообразным будет расмотреть переход от несбаллансированной схемы прямых финансовых обязательств работодателя к фондированию его финансовых обязательств к схеме социального страхования, а также изменения фокуса системы от преимущественной компенсации к превалирующей превенции.
Реализации данного подхода в Казахстане, по нашему мнению, будет способствовать повсеместное внедрение цифровых инструментов и создание интегрированной информационной системы, обеспечивающей:
– полноценный персонифицированный учет договоров страхования от несчастных случаев как в разрезе работодателей, так и в разрезе потенциальных выгодоприобретателей — работников (членов семей);
– полноценный контроль и мониторинг несчастных случаев на производстве, обеспечение независимого расследования несчастных случаев инспекцией по труду, их централизованный учет и детализированную отчетность (включая, сведения о ходе и результатах проведенного независимого расследования);
– риск-ориентированный подход к выявлению лиц, относящихся к группе потенциально высокого уровня риска профессионального заболевания, основанный на автоматизированном анализе медицинских, профессиональных (трудовых) и иных индивидуальных показателях.


Список использованных источников:
1. Сводный отчет по объему обязательств по страховым (перестраховочным) организациям Республики Казахстан. — URL: https://www.nationalbank.kz/ru/news/svodnyy-otchet-po-obemu-obyazatelstv/rubrics/1864 (дата обращения: 10.09.2024)
2. Бюро национальной статистики Агентства Республики Казахстан по стратегическому планированию и развитию. — URL: https://stat.gov.kz/official/industry/13/statistic/5 (дата обращения: 10.09.2024)
3. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000414 (дата обращения: 10.09.2024)
4. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360 (дата обращения: 10.09.2024)
5. Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1900000286 (дата обращения: 10.09.2024)
6. Международная организация труда «Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 2010 год. — URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_312468.pdf (дата обращения: 21.09.2024)
7. Philipsen N. J. Compensation for Industrial Accidents and Incentives for Prevention: A Theoretical and Empirical Perspective. 1 Jan 2009 //European Journal of Law and Economics. 28, 2, p. 163–183.
8. Viscusi W Kip. Sources of Inconsistency in Societal Responses to Health Risks // American Economic Review, American Economic Association, vol. 80(2), pages 257–261, May. 1990.
9. Hajiyev N., Salaimeh S.A. The Theoretical Foundations of Social Protection for Workers in the Institution, May 2021//Conference: 37th IBIMA Conference: 30–31November 2021, Cordoba, Spain
10. Beveridge W. Social Insurance and Allied Services // Parliamentary Archives, BBK/D/495
11. Atkinson A.B. The Timescale of Economic Models: How Long Is the Long Run? Review of Economic Studies, 36, 137–152. (1969)
12. Atkinson A.B. Private and Social Insurance, and the Contributory Principle” in Current Issues in the Economics of Welfare (eds. N Barr and D Whynes), Macmillan, 132–160, 1993
13. Berkowitz E. Robert Ball and the Politics of Social Security. Madison: University of Wisconsin Press, 2003.
14. Роик В.Д. Профессиональный риск: оценка и управление = Профессиональные риски: оценка, управление, страхование. — Москва: Анкил, 2004. — 222 с.
15. Роик В.Д. Труд и качество трудовой жизни: практика и теория регулирования в западных странах и России: монография. — Москва: Проспект, 2017. — 485 с. — Библиогр. в примеч.: с. 424–480 .— ISBN 978–5–392–25776–8. — URL: https://rucont.ru/efd/667449 (дата обращения: 20.10.2024)
16. Pisarenko Z.V. Pension reforms in countries with developed and transitional economies // Экономика региона. — 2015. — С. 158–169.
17. Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм / М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. страхования. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2000. — 199 с.
18. Куклина Т.В. Модели страхования профессиональных рисков в зарубежных странах. Вопросы инновационной экономики. — 2020. — том 10. — №2. — С. 721–736. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-strahovaniya-professionalnyh-riskov-v-zarubezhnyh-stranah?ysclid=m2h0jyreey79145752 (дата обращения: 20.09.2024).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия