Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Раимов А.
аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

К вопросу об изучении опыта сотрудничества стран СНГ в финансовой сфере
В статье исследуется опыт сотрудничества государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ) в финансовой сфере. Определены основные результаты, проблемы и вызовы в сфере финансового сотрудничества между странами организации, а также перспективы развития данного направления. Исследование построено на анализе научных публикаций, статистических данных и практического опыта стран-участниц СНГ. Основные результаты исследования демонстрируют достижения и проблемы сотрудничества в области стабилизации валютных рынков, развития банковской системы, интеграции финансовых рынков и привлечения прямых иностранных инвестиций.
Ключевые слова: СНГ, сотрудничество стран СНГ, финансовая сфера стран СНГ, интеграция, инвестиции, банковская система
УДК 339.72   Стр: 164 - 168

Введение. Внедрение инновационных технологий в финансовый сектор становится приоритетной задачей ряда государств мира, позволяя обеспечить конкурентоспособность в меняющихся экономических отношениях на региональном и национальном уровнях. Постсоветское пространство не является исключением. Содружество Независимых Государств, образованное после распада СССР призвано сохранить и обеспечить взаимодействие постсоветских республик в различных направлениях. В последние годы растет значимость современных технологий, инноваций в жизнедеятельности, что не может не учитываться при проведении государственной экономической политики.
В этой связи, например, в России, Казахстане, Узбекистане и других странах интегрируются системы «Цифровое правительство». Принимаются нормативные акты, призванные обеспечить государственную политику в сфере цифровизации экономики, финансового сектора. В частности, в Узбекистане принята концепция «Новый Узбекистан — 2030», согласно которой в республике проводится работа по активному внедрению в жизнь передовых технологий и программ.
Страны СНГ, обладая многолетним опытом сотрудничества в различных сферах, стремятся формировать механизмы взаимодействия в сфере цифровизации финансового сектора, так как данный сектор обладает рядом преимуществ, вызовов и угроз, решение которых требует международного сотрудничества, в том числе и в части кибербезопасности, обмена информацией, внедрения искусственного интеллекта для обработки данных и др.
Целью данной статьи является оценка основных результатов, вызовов и перспектив развития сотрудничества стран СНГ в сфере цифровизации финансового сектора.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. исследование научной методологии, в том числе объекта, предмета и метода анализа данных;
2. выделение периодов развития сотрудничества государств СНГ в финансовом секторе;
3. оценка преимуществ и достигнутых результатов сотрудничества стран СНГ в финансовом секторе;
4. определение приоритетных направлений сотрудничества государств в рамках СНГ в финансовом секторе.
В рамках анализа публикаций были исследованы особенности взаимодействия государств СНГ, сопоставлены официальные статистические данные международных и национальных органов, таких как Центральные банки стран СНГ, статданные Евразийского экономического союза, Всемирного банка, многосторонние и двусторонние соглашения, программы в сфере цифровизации финансового сектора, а также статданные и материалы аналитических и рейтинговых центров, которые отслеживают уровень развития IT-сектора в странах СНГ и других государств за пределами постсоветского пространства.
Сотрудничество государств СНГ в финансовом секторе являлось объектом изучения многих исследователей. При этом, работы во многом посвящены сотрудничеству государств с Россией, как с государством, которое имеет наиболее проработанные механизмы и IT инфраструктуру на постсоветском пространстве.
Основные публикации представлены как российскими, так и зарубежными авторами. Среди них можно выделить: А.Г. Аганбегяна, который исследует вопросы интеграции на постсоветском пространстве, выявляет проблемы, риски и вызовы, с которыми страны сталкиваются в их взаимоотношениях в различных сферах, в том числе в финансовой; Е. Винокурова [1], который исследует евразийское пространство в сопряжении с интеграционными процессами на постсоветском пространстве через призму инновационного развития государств; Н.А. Закревскую [6], которая анализирует опыт и результаты сотрудничества постсоветских государств и государств дальнего зарубежья в сфере цифровизации финансового сектора; Т.А. Журавлеву, Н.В. Плетневу, которые исследуют состояние финансовой интеграции государств-участников СНГ и выделяют проблемы и перспективы сотрудничества с учетом специфики инновационного развития каждого из государств Содружества.
Необходимо отметить отдельные работы, посвященные направлениям сотрудничества в финансовой сфере, среди которых взаимодействие центральных банков государств (Л.Ю. Свистунова [13]), аспекты интеграции финансовых рынков (И.В. Дульская [3]), сотрудничество в сфере инноватизации инвестиций (О.В. Кудрявцева), перспективы взаимодействия России и СНГ в торгово-экономических отношениях, в том числе в финансовом секторе в условиях экономических санкций (А.Т. Волков [2]), проблемы и перспективы развития торговли между Россией и странами СНГ в контексте ограничений в сфере поставок современных технологий (А.А. Мигранян [11]), вопросы цифровых технологий, проблемы и тенденции, связанные с COVID-19 (Турлуев), проблемы и перспективы развития торговли между Россией и странами СНГ через призму развития современных технологий и их интеграции в сектора экономики (П.С. Федорова, К.В. Анисимова) и др.
Значительный объем научно-практичной литературы не исключает необходимость дальнейшего исследования сотрудничества в финансовом секторе, так как в настоящее время остаются неизученными вопросы сотрудничества в ряде направлений, что обуславливается отсутствием официальных статданных после 2022 года, а также отсутствие исследований о национальных мерах по цифровизации финансового сектора в таких специализированных направлениях, как цифровизация рынка страхования, фондового рынка и др.
Необходимо также отметить, что комплексный подход к анализу финансовой интеграции в объеме всего спектра финансовых инструментов и механизмов отсутствует. Большинство исследований сосредоточены на опыте отдельных стран или сравнении отдельных стран на двустороннем и трехстороннем форматах, тогда как комплексный анализ взаимодействия между всеми государствами СНГ и его влияние на региональную финансовую интеграцию представлен в меньшей степени.
Ряд исследований затрагивают вопросы институционального развития и правовой базы финансового сотрудничества стран СНГ, что является важным фактором успешной интеграции в данной сфере. В этом направлении работы во многом апеллируют к правовой гармонизации, как необходимости приведения в единообразное состояние и положение нормативно-правовых актов, так как правовая база выступает в качестве фундамента для построения взаимоотношений в финансовом секторе и его цифровизации [2].
С другой стороны, недостаточно данных для анализа последствий потенциальных рисков финансовой интеграции стран СНГ, особенно в свете мировых экономических вызовов и геополитических тенденций, таких как односторонние экономические санкции ряда государств в отношении других, в том числе и России, нестабильность цен на сырьевые товары, введение искусственных барьеров, так называемых, «потолков цен» на энергоресурсы, которые в значительной степени затрудняют правовые и административные возможности по цифровой интеграции финансовых секторов.
Недостаточно освещены успешные примеры финансового сотрудничества в других регионах мира, за исключением Европейского союза, которые можно было бы применить в контексте взаимодействия государств СНГ.
Рассмотрим историю развития взаимодействия центральных банков и других финансовых институтов государств СНГ.
Условно можно выделить четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности: период с 1991 по 1999-й гг. — это период становления государственного суверенитета, а также основных сфер государственной деятельности, формирования базовых институциональных экономических и финансовых основ как по субъектному составу, так и по нормативному регулированию [7]. Данный этап также можно назвать этапом формирования СНГ как самостоятельного наднационального субъекта, а также адаптации новообразованных государств к новым экономическим условиям, с которыми они столкнулись, некогда являясь частью одного государства с единым экономическим пространством. На данном этапе основное внимание уделялось стабилизации национальных экономик, контролю инфляции и проведению экономических преобразований. Финансовое сотрудничество в рамках СНГ развивалось медленно и было ограничено в основном вопросами взаимного долга и проблемами перехода к национальным валютам.
Следующий этап (2000–2008 гг.) обусловливается завершением формирования национальных финансовых институтов, а также формированием нормативных, административных и технических основ взаимодействия с другими государствами, как постсоветского пространства, так и вне этого региона. На данном этапе государства активизировали работу над стабилизацией своих национальных валют, укреплением банковской системы, снижением инфляции, решением ряда других основополагающих работ для обеспечения дальнейшего развития финансовых секторов. В международном аспекте финансовое сотрудничество стало расширяться за счет создания двусторонних и многосторонних инструментов сотрудничества, таких как валютные свопы и обменные операции.
Последний этап (период с 2009 г. по настоящее время) обусловливается интенсификацией региональной интеграции и переходом к международной финансовой интеграции, что является подтверждением окончательного формирования национальных институтов [3].
Так, с 2010 года государства-члены Содружества учредили ряд межгосударственных организаций, таких как Евразийский банк развития и Международный банк экономического сотрудничества, чтобы стимулировать финансовое сотрудничество и облегчить доступ к финансированию для стран-членов.
В 2014 году в г. Астане был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, в котором также предусматривалось взаимодействие между договаривающимися сторонами в сфере цифровизации финансового сектора. При этом, ЕАЭС стал дополнением к СНГ в качестве механизма сотрудничества, но уже с более углубленными формами и уровнем интеграции в сравнении с последним.
В последние годы улучшаются механизмы сотрудничества и проводится поиск новых возможностей, так как в рамках Содружества были реализованы различные совместные проекты и инициативы, направленные на улучшение финансового сотрудничества и стабильности в регионе.
К этому периоду уже действовали отдельные механизмы, которые показали свою эффективность. Среди них — межгосударственные организации и институты, такие как Евразийский банк развития, Международный банк экономического сотрудничества и Евразийский фонд стабильности и развития. Они способствуют финансовому сотрудничеству в рамках Содружества, предоставляя финансирование для инвестиционных проектов и поддерживая экономическую интеграцию.
Другим механизмом является нормативное регулирование, а именно двусторонние и многосторонние соглашения о взаимной помощи в случае финансовых кризисов. Такие соглашения позволяют координировать действия стран СНГ в области макроэкономической политики, снижать риски и поддерживать финансовую стабильность [6].
Немаловажное место среди механизмов занимают также валютные свопы и обменные операции между национальными банками государств Содружества, которые обеспечивают устойчивость валютных рынков, снижают волатильность национальных валют и облегчают торговые операции между странами, а также взаимодействие в области финансового регулирования и надзора, включая обмен опытом, информацией и координацию действий между финансовыми регуляторами и надзорными органами финансовых институтов.
Приведенные этапы и механизмы взаимодействия государств содружества показывают, что благодаря этому сотрудничеству, страны смогли стабилизировать свои валюты, развить банковскую систему, углубить региональную интеграцию и привлечь значительные прямые иностранные инвестиции.
Несмотря на отмеченные положительные результаты, в финансовой сфере существует еще множество проблем и вызовов, которые требуют дальнейшей координации между странами СНГ.
Говоря о вызовах и проблемах сотрудничества государств Содружества в финансовом секторе, важно выделить политические аспекты, определяющие уровень и степень взаимодействия между государствами. Сложная политико-правовая ситуация, ограничения в международных финансах создают определенные трудности в межведомственных диалогах, в развитии нормативных основ и претворении в жизнь договоренностей [4].
Введение экономических ограничений в отношении России в 2022-м году и последующие годы в значительной степени формировали повестку сотрудничества стран СНГ в сфере цифровизации финансового сектора. Так, в настоящее время санкции привели к ограничению доступа к международным финансовым рынкам и услугам, что затруднило для России и ее партнеров по СНГ привлечение иностранных инвестиций. Также ограничения вызвали колебания курса рубля, что сказывается на взаимных расчетах и стоимости торговых сделок между странами СНГ. Кроме этого, А. Мигранян отмечает, что участники организации начали более активно развивать внутренние финансовые системы и механизмы взаиморасчетов, чтобы минимизировать последствия экономических ограничений в отношении одного из основных или основного экономического партнера — России [11]. Важно также отметить факторы, которые обусловливаются разным уровнем экономического развития, что усиливает зависимость от экспорта сырьевых товаров, отводя на второй план вопросы инновационного развития. Экономические кризисы и циклические колебания также могут затруднить сотрудничество, так как государства-члены могут быть вынуждены вводить ограничительные меры, направленные на стабилизацию своих национальных экономик.
Другими факторами являются социально-культурные, так как экономики отдельных государств, в частности, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и других государств испытывают влияние «теневой» экономики, нивелирование которой становится одним из приоритетных направлений сотрудничества государств-членов Содружества.
С другой стороны, полное или частичное отсутствие доверия к банковской системе своего государства и финансовым институтам, а также недостаточная финансовая грамотность населения и различия в менталитете могут препятствовать развитию сотрудничества в финансовой сфере. В этой связи, важно устранять имеющиеся причины путем принятия государственных программ по повышению информированности старшего поколения, образованности молодого поколения, укреплять институты гражданского общества и активно поддерживать использование инновационных финансовых услуг на практике. Культурные различия между странами СНГ могут также создавать барьеры для эффективного обмена знаниями и опытом, что важно для успешного сотрудничества в анализируемой сфере.
Помимо этого, социальная асимметрия и низкий уровень жизни в ряде государств Содружества могут оказывать дополнительное давление на правительства, которые вынуждены вкладывать ресурсы в социальную сферу (выплаты пенсий, обеспечение иных социальных выплат и др. статьи расходов госбюджета), что вызывает сложность перераспределения финансовых ресурсов на приоритетные направления [13].
Научно-технологическое неравномерное развитие становится еще одной проблемой в выстраивании равных отношений, так как развитие инноваций и их интегрирование в финансовой сфере требует импортирования IT-технологий и услуг.
Усиление отставания от технологического развития между государствами, непроработанная национальная IT-инфраструктура, недостаточные капиталовложения в инновации и относительно низкий уровень цифровизации финансовых услуг, могут затруднить интеграцию и сотрудничество в финансовой сфере [8].
Для преодоления вышеуказанных проблем государствам-членам Содружества требуется привлекать иностранные инвестиции в научно-техническое развитие, а также интенсифицировать взаимодействие с международными партнерами и экспертами IT-технологий и услуг.
Еще одним важным направлением сотрудничества является взаимодействие в рамках финтех-индустрии, которая позволяет сократить расходы, повысить доступность финансовых услуг для населения и предприятий, а также повысить конкурентоспособность национальных финансовых систем на региональном и глобальном уровнях.
Интеграция финансовых рынков стран СНГ является еще одним перспективным направлением сотрудничества, так как объединение рынков капитала, страхования и пенсионного обеспечения может привести к увеличению инвестиционных возможностей и снижению стоимости капитала для экономик стран СНГ. Для этого необходимо разработать единые правила и стандарты для финансовых организаций, гармонизировать законодательства и усилить международное сотрудничество в области регулирования финансовых рынков.
В этом контексте государствам-членам Евразийского экономического союза согласно Договору о ЕАЭС от 2014 года проще. Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия взаимодействуют в рамках Евразийской экономической комиссии и иных наднациональных институтов, разрабатывают проекты двусторонних соглашений с третьими государствами для поощрения и защиты капиталовложений, преференциальной торговли, взаимодействия в сфере интегрирования инноваций в финансовой сфере и др. Узбекистан и Молдавия являются государствами-наблюдателями [1].
Учитывая, что большинство государств СНГ являются одновременно участниками ЕАЭС, обращение к опыту сотрудничества в рамках последней представляется целесообразным [9]. Конкретные шаги, заключающиеся в принятии финтех-решений и интегрировании блокчейн-технологий могут ускорить расчеты, оптимизировать процессы в рамках финансовой сферы, повысить доступность и качество финансовых услуг для населения. Внедрение электронных платежных систем, цифровых валют и смарт-контрактов также может способствовать интеграции финансовых рынков и укреплению взаимного доверия между странами.
В этом направлении важно активизировать работу не только государственных финансовых институтов, но и лицензированных организаций в сфере IT, которые функционируют в соответствующих центрах, как, например, IT-парк в г. Ташкенте и других городах Узбекистана, для создания многоуровневого партнерства, так как обмен опытом, привлечение специалистов является одним из важных составляющих внедрения инновационных технологий в финансовую сферу [10].
Для реализации этого направления странам организации необходимо активно сотрудничать на уровне законодательства, координации взаимоотношений и стандартизации. Важным шагом будет создание международных рабочих групп и экспертных комитетов для обмена опытом и координации действий. Также необходимо проводить обучение и повышение квалификации специалистов, особенно в области цифровых технологий и финансов.
Заключение. Теоретическое исследование подтвердило, что государства-члены СНГ добились значительных результатов в стабилизации валютных рынков и инфляции, развитии банковских систем, усилении региональной интеграции и привлечении прямых иностранных инвестиций, что подтверждается завершением формирования национальных финансовых институтов, активно участвующих в межгосударственном взаимодействии, а также в проведении сбалансированной валютной политики, призванной обеспечить устойчивость национальных экономик. При этом, необходимо отметить, что существует ряд проблем, влияющих на сотрудничество, среди которых политические, экономические, социально-культурные, технологические, связанные в том числе с экономическими санкциями Запада. Для их преодоления и дальнейшего укрепления взаимодействия стран-участниц СНГ разработаны приоритетные направления, включающие гармонизацию налоговых систем, нормативно-правовых актов, интеграцию финансовых рынков, развитие цифровых технологий в финансовой сфере, обучение и повышение квалификации специалистов в финансовой области.


Список использованных источников:
1. Винокуров Е.Ю. Потенциальные выгоды и издержки валютной интеграции в Евразийском экономическом союзе / Е.Ю. Винокуров, М.В. Демиденко, Д.А. Коршунов // Вопросы экономики. — 2017. — № 2. — С. 75–96.
2. Волков А.Т. Организационные структуры управления интеллектуальной собственностью стран СНГ как фактор создания свободного рынка инноваций // Экономика науки. — 2022. — № 2. — С. 140–151.
3. Дульская И.В. Место технологической политики в системе государственных финансов // Экономический вестник университета. — 2017. — №33. — С.302–314.
4. Егунов Г.Д. Развитие финансового контроля в сфере международных финансов // Студенческий вестник. — 2023. — № 46–8(285). — С. 20–21.
5. Ершов В.Ф. Россия в глобальном финансовом мире // Век глобализации. — 2016. — № 4(20). — С. 122–136.
6. Закревская Н.А. Проблемы и основные направления взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в финансовой сфере // Северный регион: Наука, образование, культура. — 2015. — №2. — С.30.
7. Калинина М.И. Научно-технические связи Российской Федерации со странами СНГ // Проблемы современной экономики. — 2014. — №18. — С. 31–35.
8. Малышев П.Ю. Современное состояние и перспективные направления интеграции финансовых рынков отдельных стран СНГ и России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. — Т. 17, № 12(471). — С. 2297–2313.
9. Мигранян А.А. Экономический потенциал России в странах СНГ: 30 лет спустя // Обозреватель. — 2021. — № 9 (380). — С. 34–35.
10. Мигранян А.А. Экономическое взаимодействие России с СНГ: потенциальные источники роста // Обозреватель. 2021. № 10 (381). С. 77–86.
11. Мигранян А.А. Эффекты антироссийских санкций на постсоветском пространстве // Геоэкономика энергетики. — 2023. — №1 (21). — С. 141–162.
12. Мысина А.И. Сотрудничество государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий на платформе Глобального комплекса инноваций Интерпола // Вестник экономической безопасности. — 2020. — №2. — С. 128–131.
13. Свистунова Л.Ю. Стратегические направления экономического сотрудничества государств — участников СНГ на современном этапе / Л.Ю. Свистунова, П.А. Брежнева // Ленинградский юридический журнал. — 2021. — № 2(64). — С. 157–167.
14. Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности [электронный ресурс] — URL: https://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2023/article_0011.html (дата обращения 25.06.2024)
15. Сайт информационно-аналитического портала IFinance [электронный ресурс] — URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения 11.11.2024)
16. Сайт Бюро национальной статистики Республики Казахстан [электронный ресурс] — URL: https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/national-accounts/publications/117664/ (дата обращения 11.11.2024)
17. Информационный портал Daryo [электронный ресурс] — URL: https://daryo.uz/ru/2024/03/13/v-2023-godu-obem-vvp-uzbekistana-dostig-pocti-91-mlrd (дата обращения 11.11.2024)
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] — URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/vvp-rasschitannyi-metodom-ispolzovaniya-dohodov/2023-god/ (дата обращения 11.11.2024)
19. Биржевой и аналитический портал [электронный ресурс] — URL: https://take-profit.org/statistics/gdp/turkmenistan/ (дата обращения 11.11.2024)
20. Портал TAdviser: Государство. Бизнес. Технологии. [электронный ресурс] — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82 (дата обращения 11.11.2024)
21. Налоговое ведомство Молдовы [электронный ресурс] — URL: https://monitorul.fisc.md/ru/rost-vvp-po-itogam-pervogo-polugodiya-2024-goda-sostavil-22/ (дата обращения 11.11.2024)
22. Официальный сайт Кабинета Министров Кыргызской Республики [электронный ресурс] — URL: https://www.gov.kg/ru/post/s/23858-akylbek-zaparov-2023-zyly-taryxyi-etaptan-ottu-olkonun-idpsy-1-trillion-228-milliard-900-million-somdu-tuzdu (дата обращения 11.11.2024)
23. Портал TAdviser: Государство. Бизнес. Технологии. [электронный ресурс] — URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0_ %D0%A2%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0 (дата обращения 11.11.2024)
24. Интернет-портал стран СНГ [электронный ресурс] — URL: https://e-cis.info/news/566/122122/ (дата обращения 11.11.2024)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия