Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Воронцова Г. Г.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук

Воронцова А. В.
доцент кафедры туристского бизнеса
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат географических наук


Интенсификация процессов взаимодействия Санкт-Петербурга с государствами СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья в сфере туризма и гостеприимства
В статье рассматриваются мероприятия по интенсификации процессов в сфере туристской отрасли Санкт-Петербурга, представлен сравнительный анализ въездного туристского потока в город, а также портрет иностранного и российского туриста за последние три года из сран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья. Выделены основные условия темпов роста иностранного туристского потока в Санкт-Петербург, а также возможности формирования «нового типа» сотрудников гостеприимства для преодоления кадрового кризиса в гостиничном секторе.
Ключевые слова: Санкт-Петербург, туристский поток, въездной туризм Санкт-Петербурга, интенсификация процессов в туризме, портрет туриста, потрет работника гостиницы, страны СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья
УДК 378.147; ББК 74.48   Стр: 176 - 180

Изменения внешнеполитических условий вокруг России, вызванных экономическими санкциями и таможенными ограничениями, привели к существенным последствиям для развития экономики нашего государства в туристской сфере и сфере гостеприимства. Для решения проблем в данной отрасли были приняты ряд мер государственного и регионального характера, что существенно повлияло на развитие внутреннего и въездного туризма. В Указе Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлены задачи, которые предполагают достичь к 2030 году следующих показателей: 140 миллионов турпоездок, подготовить 400 тысяч новых кадров, повысить долю ВВП до 5%, а также увеличить в 3 раза экспорт услуг [9].
Результаты въездного туризма в России свидетельствуют также о его росте, ежегодно граждане СНГ являются лидерами среди въезжающих в Россию туристов, как свидетельствует Федеральная служба безопасности России, поэтому актуальность анализа турпотока из этих стран не вызывает сомнений.

Таблица 1
Количество туристов из стран СНГ, прибывших в Россию [8]
 Перечень
стран
Кол-во туристов,
прибывших в Россию по годам, чел.
20192020202120222023
1Казахстан3 563 572685 938565 0452 500 0003 160 000
2Беларусь143 34551 85358 118289 300410 000
3Армения550 834106 612180 539491 600620 000
4Кыргызстан442 81465 014132 419866 2001 140 000
 Итого4 700 565909 417936 1214 147 1005 330 000

Несмотря на санкции, которые были введены сначала в связи с Ковидом, потом с СВО и отменой авиасообщений между Россией и странами СНГ, а также запретом использования воздушного пространства над рядом стран, что привело к сокращению количества авиаперелетов на 67% [6], международный турпоток развивается и растет.
Как видно из данных табл. 1, среди стран СНГ лидирует Казахстан, но необходимо также отметить рост потока туристов из Узбекистана — на 52% и Таджикистана — на 32%. Значительный рост туристов отмечен из Монголии — на 79% и Туркменистана — в 9,5 раз [8], хотя эти две страны на входят в состав стран СНГ, а являются только наблюдателями и ассоциированными членами соответственно. Но данный сегмент туристов является довольно привлекательным для России, поскольку эти страны имели тесные связи сотрудничества в сфере туризма, культуры и образования еще с советских времен. В современных реалиях граждане этих стран и молодое поколение, в частности, проявляют активный интерес к нашей стране.
В 2023 году иностранцы ездили в Россию почти на 20% больше, чем в 2022 году. Турпоток начал оживать, показав рост в 3,5 раза: отмечен рост туристов из стран БРИКС (Китая — в 6 раз, ОАЭ — в 8 раз) [8], здесь учитываются и туристы, посетившие Россию с частными целями.
Погранслужба ФСБ указывает, что в 2023 году количество поездок увеличилось на 18,6% от 2022 года, в сумме количество пересечений границы России составляет 15,4 млн раз [8]. Среди основных целей въезда можно отметить: деловой туризм, работа, частная поездка, образовательный туризм, а также приезд в связи со сменой места жительства.
Анализ статистических данных по туристскому потоку в Санкт-Петербург с 2020 года показал резкий его спад в связи с Ковидом, переводом значительной части крупных выставочных, конгрессных и культурных мероприятий в онлайн формат или полной их отмены. С одной стороны, Правительство города и профессиональное сообщество было вынуждено решать беспрецедентные задачи по сохранению туристской отрасли и инфраструктуры сферы гостеприимства. С другой стороны, это дало толчок к поиску новых технологических решений и разработке программ как на общегосударственном, так и на региональном уровне, что позволило уже с 2021 года добиться значительного увеличения турпотока. На рис. 1 представлены результаты изменения туристского потока в Санкт-Петербурге с 2019 по 2023 гг.
Рис. 1. Изменение турпотока в город Санкт-Петербург с 2019 по 2023 годы (млн поездок) [7]

В последнее время Санкт-Петербург активно стал разрабатывать туристские программы, мероприятия и проекты по продвижению города на внутреннем рынке. По словам Сергея Корнеева с 2019 года внутренний поток увеличился на 45% [4]. Новые внешние условия, связанные с политическими и экономическими санкциями, подтолкнули представителей отрасли к переориентации в области въездного туризма с европейских государств на страны СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья и, в первую очередь, на страны СНГ. Благодаря активной и разносторонней деятельности Комитета по туризму города, а также консолидации профессионального сообщества сферы туризма и гостеприимства удалось установить прочные связи со странами Ближневосточного и Азиатского регионов.
Анализ результатов статистики по въездному туризму Санкт-Петербурга с 2021 по 2023 гг. показывает устойчивый рост для стран СНГ со 124,2 тыс. поездок в 2021 году, до 153,4 тыс. поездок в 2022 году, а для стран БРИКС и Дальнего зарубежья со 140,4 тыс. поездок в 2021 году, до 188,1 тыс. поездок в 2022 году, изменения относительно 2023 года между странами СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья произошли пропорционально.
Как видно из рис.2, в 2021 году было 264 тыс. чел, в 2022 — уже 341 тыс. чел. [5], в 2023 — 574,2 тыс. чел. [7]. Общий поток иностранных туристов в 2023 году в наш город увеличился на 6%, что позволило увеличить доход Санкт-Петербурга на 54,3 млрд рублей, а это на 84% превышает аналогичный показатель за 2022 год [1].
Рис. 2. Изменение въездного турпотока Санкт-Петербурга с 2021 по 2023 гг. из стран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья (тыс. чел.) [5, 7]

В данном исследовании к странам Ближнего зарубежья относятся страны, входящие в СНГ, Туркменистан и Монголия, а к странам Дальнего зарубежья специалисты отнесли: страны БРИКС — Китай, Иран, Индию, ОАЭ, страны Евросоюза.
Нами были проанализированы результаты статистики по размещению в коллективных средствах размещения (КСР) Санкт-Петербурга иностранных туристов за 2021, 2022 и 2023 гг. Был отмечен рост таких размещений в КСР на 54,8%, а в арендованном жилье/апартаментах — на 4,9% [5]. В 2023 году проживание в КСР составило на 3,2% меньше, а в арендованном жилье/апартаментах на 4,7% больше, чем 2022 году [7].
Если посмотреть статистику туристов, проживающих в Санкт-Петербурге по странам, можно отметить, что наибольший турпоток по странам СНГ отмечается из Беларуси — 72,6 тыс. чел, на 2 месте Узбекистан — 13,9 тыс. чел., на 3-м Казахстан — 12,5 тыс. чел., далее Азербайджан — 3,2 тыс. чел. и Армения — 2,7 тыс. чел. По странам БРИКС: на 1 месте КНР — 53,8 тыс. чел.; далее Иран — 17,2 тыс. чел.; Турция — 7, 8 тыс. чел.; Индия — 3,8 тыс. чел. и ОАЭ — 2,0 тыс. чел. [7].
Хотя Турция не входит в объединение стран БРИКС, мы приводим показатели по этой стране, поскольку они почти в 2 раза выше, чем объем туристов из Индии, принимаемых отелями города, а это свидетельствует о необходимости разработки ряда мер по интенсификации процессов взаимодействия Правительства Санкт-Петербурга и отельеров города со странами БРИКС в области туризма и гостеприимства.
Рис. 3. Перечень стран лидеров по прибытию иностранных граждан стран СНГ и БРИКС по размещению в КСР Санкт-Петербурга в 2023 году (тыс.чел) [7]

Для понимания необходимости разработки иных стратегий привлечения гостей из стран СНГ и БРИКС, в отличии от российских туристов, необходимо более детально рассмотреть портреты представителей этих групп стран. Если сравнить портрет иностранного и российского туриста по основополагающим критериям, то можно увидеть некоторые различия и в целом следующую картину.
Среди российских туристов преобладают молодые активные люди от 18 до 44 лет, и они составляют 62,4% от общего количества опрошенных, 80% из них имеют высшее и незаконченное высшее образование, причем, женщины преобладают (55,1%) над мужчинами, они составляют 44,9% опрошенных. Примечательно, что выросло количество семей с детьми, таких оказалось 53,2%. Хочется особо отметить, что все больше туристов организуют поездку в Санкт-Петербург самостоятельно. Таких туристов оказалось — 86,5% от общего количества, посетивших наш город.
Можно представить характеристики портрета иностранного туриста из стран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья. Среди потока туристов из стран СНГ преобладают молодые люди активного возраста, и они составляют 89,7% (СНГ), 87,8% (БРИКС и Дальнее зарубежье) и мужчины превалируют над женской частью туристов в соотношении 61,1% и 39,9% (СНГ), 64,4% и 35,8% (БРИКС и Дальнее зарубежье), а в портрете российского туриста женщины занимают ведущую роль и составляют 55,1% [7]. Мы предполагаем, что это можно объяснить разницей в менталитете представителей стран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья, а также культурных и религиозных традиций.
Статистика также подтверждает значительную разницу среди туристов по критерию наличия высшего образования, для представителей стран СНГ — 56%, а для стран БРИКС и Дальнего зарубежья — 68% прибывших, российские туристы — свыше 80%. В основном в Санкт-Петербург едут руководители, специалисты и представители бизнеса — 51,3% (СНГ), 61,4% (БРИКС и Дальнее зарубежье), а среди российских туристов большая часть приезжающих это семьи с детьми 53,2% [7].
На основе анализа всех представленных выше данных для привлечения и заинтересованности туристов из стран СНГ и БРИКС желательно сконцентрироваться на целевой аудитории из молодых людей. Можно предположить, что для них необходимо разрабатывать турпродукт, связанный не только с гастрономическими и культурными традициями, но и с образованием, инновационными технологиями и промышленным потенциалом города.
Если говорить о современных трендах интенсификации процессов в туристской и гостиничной сфере, то следует отметить, что тут явно просматривается тенденция на самостоятельную организацию поездок потребителем без участия посредников, что подтверждается результатами статистики. 77,8% иностранных туристов из стран СНГ и 76,9% из стран БРИКС, а также 86,5% российских гостей предпочитают организовывать свои поездки самостоятельно. Это свидетельствует об активной цифровизации в отрасли, а также о происходящем процессе «сращивания» туроператоров с турагрегаторами [2, 3].
При анализе NPS (индекса удовлетворенности) иностранных и российских туристов за 2022 и 2023 гг. можно отметить рост этого показателя на 5,3% с 64,2% до 69,3% для гостей из стран СНГ, и на 2,8% с 70,0% до 72,8% для гостей из стран БРИКС и Дальнего зарубежья. Хотелось бы отметить, что данные по показателям стран БРИКС и Дальнего зарубежья за 2022 и 2023 годы, на наш взгляд, не совсем корректно сравнивать, поскольку количество стран и их состав не представлены в официальной статистике в полном объеме. Что касается российских туристов, то их NPS повысился всего лишь на 0,3%. Возможно, на эти показатели повлиял уход ведущих сетевых операторов с гостиничного рынка России и Санкт-Петербурга, а также поставщиков товаров и технологий для обеспечения сервисных и операционных процессов, что, в свою очередь, повлияло на решение управленческих задач и снижение уровня сервиса на гостиничных предприятиях.
Рис. 4. Результаты изучения индекса удовлетворенности NPS российских и иностранных туристов поездкой в Санкт-Петербург в 2022–2023 гг. [7]

Если рассматривать приоритеты в выборе основных объектов показа в рамках национальных туристических маршрутов «Санкт-Петербург. Новая география» и «Петербург. Петр. От первого камня до последнего», а также проекта «Серебряное ожерелье», то можно выделить следующие приоритеты у туристов: вкусная еда и напитки — 69%, интересные выставки — 59%, интересное времяпрепровождение — 53%, Санкт-Петербург, как место для прогулок, отдыха и расслабления отмечают 44%, а 36% отметили его как место посещения семей с детьми, хорошую организацию путешествия обозначили также 36% и 25% отметили город как место, где можно послушать музыку и посетить концерты.
Анализ событийного календаря Санкт-Петербурга за 2023 год в рамках деловых мероприятий показал участие в них около 80% гостей из стран СНГ, БРИКС, а также ЕС и Дальнего зарубежья. В среднем количество событий культурного календаря города с 2021 по 2023 гг. увеличилось на 30%, в 2023 году было проведено более 500 мероприятий, что позволило привлечь в город 574 тыс. иностранных туристов и составило 6% от общего числа гостей города [1, 4].
Активно меняется инфраструктура города и области, открываются новые объекты показа и туристской привлекательности. С 2003 по 2023 год было введено 154 объекта, задействованных в туризме.
Наибольший интерес вызвал проект «Форты Кронштадта», активно развиваются проекты образовательного туризма, в которых участвуют ведущие вузы Санкт-Петербурга.
Таким образом, можно констатировать, что в городе активно проводятся различного рода мероприятия, направленные на привлечение туристов и гостей разной целевой, как российской аудитории, так и гостей из дружественных нам стран. Планируется, что проект «Из г. Москвы в г. Санкт-Петербург», составляющий на сегодняшний день макротерриторию, к 2030 году привлечет общий турпоток 57 млн поездок, среди которых 50,5 млн — внутренние туристы, а 6,5 млн — иностранные гости [4].
Активную роль в развитии туристских проектов на территории города и Ленинградской области играют туроператорские и турагентские компании, которые разрабатывают интересные и креативные проекты с учетом пожеланий групповых и индивидуальных путешественников. Результаты представлены ниже на диаграмме.
Рис. 5. Структура предложений туроператоров по детскому и молодежному туризму [составлено по 7]

Среди проанализированных туроператоров Санкт-Петербурга 60% предлагают комбинированные многодневные туры.
Таким образом, аналитический анализ въездного туристского потока в Санкт-Петербург за последние три года показывает стабильный рост, причем турпоток из стран СНГ (Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и Армения) превышает поток туристов из стран БРИКС (КНР, Иран, Индия и ОАЭ).
Как уже отмечалось выше, ряд проблем с процессами сервисного обслуживания на предприятиях города связаны со снижением трудового потенциала в туристской отрасли, особенно резко это отразилось на предприятиях гостиничного сектора. Многие работодатели в сфере гостеприимства сейчас столкнулись с серьезной проблемой нехватки персонала, причем как линейного, так и руководителей подразделений. В целом это проблема наблюдается во всех отраслях экономики, но в туриндустрии это очень актуально, поскольку до пандемии достаточное количество около 20% мест линейного персонала в отелях занимали представители стран СНГ.
В связи с невозможностью вернуть данный контингент сотрудников работодатели вынуждены были изменить стратегии поиска персонала и сформулировать для себя и рекрутинговых предприятий новый тип контингента. Нами был проведен опрос руководителей кадровых служб ведущих отелей города категории 5 и 4 звезд. Ниже в таблице 2 представлены обобщенные портреты сотрудников из стран СНГ, которые работали ранее в отелях, и новый тип сотрудников из Российской Федерации.

Таблица 2
Портреты старого и нового типа контингентов сотрудников в отелях Санкт-Петербурга
Сотрудники из стран СНГ, возраст до 50 летНовые категории сотрудников из РФ: студенты вузов (от 18 лет); обучающиеся по направлению подготовки «Гостиничное дело» (практика или рабочие места) от 16 лет; сотрудники сезонных курортных регионов до 60 лет; сотрудники из новых регионов РФ от 18 до 60 лет; бывшие офисные сотрудники «воротнички» до 60 лет
знание русского языка
«чистый» пакет документов
отсутствие религиозной атрибутики
эстетический вид
психологическая устойчивость
без вредных привычек
способность к обучению
эстетический вид
психологическая устойчивость
без вредных привычек
способность к обучению
коммуникабельность

Как видно из табл. 2, ограничения по возрасту у сотрудников «старого типа» заявлено до 50 лет, поскольку они в основном занимали должности горничных или работников хозяйственной службы, а также подсобных рабочих в ресторанной службе, а это физически затратные профессии.
У «нового типа» сотрудников возрастной ценз указан от 18 лет и старше, поскольку молодые сотрудники могут работать на линейных позициях, готовы к физически затратному труду, но у них есть мотивация на карьерный рост в профессии и в целом в сервисной индустрии.
Запросы к работодателям у сотрудников «старого» и «нового» типа также разные. Оба типа сотрудников хотят иметь: организованное питание, социальный пакет и страховку, корпоративную одежду, входное обучение. Сотрудники «старого» типа дополнительно указывают еще возможность проживания (хостел или общежитие), а вот сотрудники «нового» типа хотят размещение в кампусе, расширить социальный пакет и добавить фитнес, компенсацию проезда, а также программы релаксации, обучение в течение всей карьеры, выстраивание карьерной траектории.
Таким образом разработка новой кадровой стратегии в сфере туризма и гостеприимства это как государственная, так и отраслевая задача совместно с образовательными учреждениями. Наиболее остро в отрасли стоит вопрос в конкурентоспособных и квалифицированных кадрах 3–4-го профессиональных уровней (рабочие кадры), частично 5–6-го профессиональных уровней (регулярный менеджмент и управление). В связи с уходом западного менеджмента из гостиничной отрасли Санкт-Петербурга после экономических и политических санкций возникли проблемы и в поиске персонала 7-го (исполнительный орган организации/директор) и 8-го (корпоративное управление — владелец/акционеры/учредители) профессиональных уровней квалификации.
Частично эту проблему можно решить, восполнив их работниками из стран СНГ и БРИКС, в целом лояльным к Российской Федерации, а также жителями новых регионов РФ и миграцией профессиональных сотрудников гостиниц в низкий сезон из курортных территорий, а также переподготовкой российских кадров из других сфер деятельности для желающих прийти в сферу гостеприимства
Вывод. Повышение доли турпотока в Санкт-Петербург связано с интенсификацией процессов по реализации различных мероприятий, направленных на продвижение города в рамках проектов «Добро пожаловать в Санкт-Петербург»; «Два города — миллион впечатлений»; введением единой электронной визы для иностранных граждан из 55 стран, желающих приехать в Россию; среднегодовым приростом событийных мероприятий в городе; ростом востребованности гастрономических туров и пакетных предложений с учетом национальных и культурных особенностей туристов; использованием цифровых технологий и возможностью самостоятельно сформировать пакет предложений по размещению, питанию и досуговым мероприятиям с учетом собственных предпочтений.
Среди перспективных направлений взаимодействия представителей туротрасли Санкт-Петербурга и стран СНГ можно отметить необходимость:
– представить на официальном сайте «Турбарометр Санкт-Петербурга» более четко структурированный анализ статистики иностранных туристов по странам СНГ и БРИКС, как наиболее дружественным странам к России, с целью понимания запросов туристов конкретных групп стран, специфики их обслуживания, а также разработке конкретных программ, турпродуктов и мероприятий со стороны специалистов сферы туризма, гостеприимства, а также креативных индустрий;
– активнее продвигать туристский бренд Санкт-Петербурга среди студентов и молодежи стран СНГ и БРИКС, разрабатывая для них различные образовательные программы;
– расширять пул туристских продуктов с использованием цифровых технологий и возможностью самостоятельно формировать пакет предложений по размещению, питанию и досуговым мероприятиям с учетом собственных предпочтений;
– активизировать процесс использования аудиогидов в музеях, на объектах показа, а также перевода сайтов отелей и культурных объектов на различные языки азиатских стран;
– продолжить создание в городе гастрономических пространств для знакомства с национальными аутентичными кухнями представителей стран СНГ и БРИКС;
– для решения проблемы нехватки персонала и трудовой миграции в городе расширить возможность знакомства туристов, приезжающих из дружественных нам стран, с промышленными предприятиями, что позволит им выстроить траекторию собственного профессионального развития, адаптации и закрепления на предприятиях города;
– подготовить соглашения между учебными заведениями Санкт-Петербурга и странами СНГ, БРИКС, занимающимися подготовкой кадров для гостеприимства, сервиса и туризма, по долгосрочному обучению студентов с прохождением производственной практики или временного трудоустройства иностранных студентов на гостиничных объектах города;
– для понимания специфики межэтнического взаимодействия организовать дополнительную подготовку и переподготовку работников туротрасли и желающих прийти в сферу гостеприимства, а также создать необходимые условия в отелях и гостиничных номерах для удовлетворения межконфессиональных потребностей туристов из стран СНГ и БРИКС;
– сформировать Кадровый Совет для индустрии гостеприимства при Комитете по развитию туризма или Комитете по экономической политике и стратегическому развитию Санкт-Петербурга для выработки единой кадровой стратегии и координации взаимодействия представителей бизнеса и образовательных учреждений, занятых в процессе подготовки и переподготовки кадров для сферы гостеприимства.


Статья написана на основе доклада на V Казанском международном конгрессе евразийской интеграции — 2024, Казань, 13–14 июня 2024 г.

Список использованных источников:
1. Вклад иностранных туристов в экономику Петербурга в 2023 году составил 54,3 миллиарда рублей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/press/governor/273286/
2. Воронцова Г.Г., Воронцова А.А. Креативный подход и цифровые технологии в проектной деятельности при подготовке кадров для индустрии гостеприимства и туризма // Проблемы современной экономики. — 2024 — №2 — С. 157–160.
3. Главные тренды гостеприимства в 2024 году. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://welcometimes.ru/opinions/glavnye-trendy-gostepriimstva-v-2024-godu
4. Москва и Петербург озвучили показатели турпотока в 2023 году. Ассоциация Туроператоров — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.atorus.ru/node/55598?ysclid=m5lfxeupzb709740638 zaiwkn3lu7fr6nd/Turbarometr_2022.pdf
5. Развитие туристского рынка: статистика (visit-petersburg.ru). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.visit-petersburg.ru/infovisit/lp/b2b/stats/
6. Развитие туристской инфраструктуры. Национальный проект — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/turizm/razvitie-turistskoy-infrastruktury
7. Турбарометр Санкт-Петербурга — 2023 год. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://visit-petersburg.ru/upload/medialibrary/a29/z4q89aulc8g72mypzdb7c5krnzt3soyg/Turbarometr_2023.pdf
8. ФСБ раскрыла данные по поездкам иностранцев в Россию. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/03/02/2024/65bcbba99a79474ea327c8de
9. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=8

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия