| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Воронцова Г. Г. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук Воронцова А. В. доцент кафедры туристского бизнеса
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат географических наук
| |
| | В статье рассматриваются мероприятия по интенсификации процессов в сфере туристской отрасли Санкт-Петербурга, представлен сравнительный анализ въездного туристского потока в город, а также портрет иностранного и российского туриста за последние три года из сран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья. Выделены основные условия темпов роста иностранного туристского потока в Санкт-Петербург, а также возможности формирования «нового типа» сотрудников гостеприимства для преодоления кадрового кризиса в гостиничном секторе. | Ключевые слова: Санкт-Петербург, туристский поток, въездной туризм Санкт-Петербурга, интенсификация процессов в туризме, портрет туриста, потрет работника гостиницы, страны СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья | УДК 378.147; ББК 74.48 Стр: 176 - 180 | Изменения внешнеполитических условий вокруг России, вызванных экономическими санкциями и таможенными ограничениями, привели к существенным последствиям для развития экономики нашего государства в туристской сфере и сфере гостеприимства. Для решения проблем в данной отрасли были приняты ряд мер государственного и регионального характера, что существенно повлияло на развитие внутреннего и въездного туризма. В Указе Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлены задачи, которые предполагают достичь к 2030 году следующих показателей: 140 миллионов турпоездок, подготовить 400 тысяч новых кадров, повысить долю ВВП до 5%, а также увеличить в 3 раза экспорт услуг [9].
Результаты въездного туризма в России свидетельствуют также о его росте, ежегодно граждане СНГ являются лидерами среди въезжающих в Россию туристов, как свидетельствует Федеральная служба безопасности России, поэтому актуальность анализа турпотока из этих стран не вызывает сомнений.
Таблица 1
Количество туристов из стран СНГ, прибывших в Россию [8] | Перечень
стран | Кол-во туристов,
прибывших в Россию по годам, чел. |
---|
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|
1 | Казахстан | 3 563 572 | 685 938 | 565 045 | 2 500 000 | 3 160 000 | 2 | Беларусь | 143 345 | 51 853 | 58 118 | 289 300 | 410 000 | 3 | Армения | 550 834 | 106 612 | 180 539 | 491 600 | 620 000 | 4 | Кыргызстан | 442 814 | 65 014 | 132 419 | 866 200 | 1 140 000 | | Итого | 4 700 565 | 909 417 | 936 121 | 4 147 100 | 5 330 000 |
Несмотря на санкции, которые были введены сначала в связи с Ковидом, потом с СВО и отменой авиасообщений между Россией и странами СНГ, а также запретом использования воздушного пространства над рядом стран, что привело к сокращению количества авиаперелетов на 67% [6], международный турпоток развивается и растет.
Как видно из данных табл. 1, среди стран СНГ лидирует Казахстан, но необходимо также отметить рост потока туристов из Узбекистана — на 52% и Таджикистана — на 32%. Значительный рост туристов отмечен из Монголии — на 79% и Туркменистана — в 9,5 раз [8], хотя эти две страны на входят в состав стран СНГ, а являются только наблюдателями и ассоциированными членами соответственно. Но данный сегмент туристов является довольно привлекательным для России, поскольку эти страны имели тесные связи сотрудничества в сфере туризма, культуры и образования еще с советских времен. В современных реалиях граждане этих стран и молодое поколение, в частности, проявляют активный интерес к нашей стране.
В 2023 году иностранцы ездили в Россию почти на 20% больше, чем в 2022 году. Турпоток начал оживать, показав рост в 3,5 раза: отмечен рост туристов из стран БРИКС (Китая — в 6 раз, ОАЭ — в 8 раз) [8], здесь учитываются и туристы, посетившие Россию с частными целями.
Погранслужба ФСБ указывает, что в 2023 году количество поездок увеличилось на 18,6% от 2022 года, в сумме количество пересечений границы России составляет 15,4 млн раз [8]. Среди основных целей въезда можно отметить: деловой туризм, работа, частная поездка, образовательный туризм, а также приезд в связи со сменой места жительства.
Анализ статистических данных по туристскому потоку в Санкт-Петербург с 2020 года показал резкий его спад в связи с Ковидом, переводом значительной части крупных выставочных, конгрессных и культурных мероприятий в онлайн формат или полной их отмены. С одной стороны, Правительство города и профессиональное сообщество было вынуждено решать беспрецедентные задачи по сохранению туристской отрасли и инфраструктуры сферы гостеприимства. С другой стороны, это дало толчок к поиску новых технологических решений и разработке программ как на общегосударственном, так и на региональном уровне, что позволило уже с 2021 года добиться значительного увеличения турпотока. На рис. 1 представлены результаты изменения туристского потока в Санкт-Петербурге с 2019 по 2023 гг. | |  | Рис. 1. Изменение турпотока в город Санкт-Петербург с 2019 по 2023 годы (млн поездок) [7] | В последнее время Санкт-Петербург активно стал разрабатывать туристские программы, мероприятия и проекты по продвижению города на внутреннем рынке. По словам Сергея Корнеева с 2019 года внутренний поток увеличился на 45% [4]. Новые внешние условия, связанные с политическими и экономическими санкциями, подтолкнули представителей отрасли к переориентации в области въездного туризма с европейских государств на страны СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья и, в первую очередь, на страны СНГ. Благодаря активной и разносторонней деятельности Комитета по туризму города, а также консолидации профессионального сообщества сферы туризма и гостеприимства удалось установить прочные связи со странами Ближневосточного и Азиатского регионов.
Анализ результатов статистики по въездному туризму Санкт-Петербурга с 2021 по 2023 гг. показывает устойчивый рост для стран СНГ со 124,2 тыс. поездок в 2021 году, до 153,4 тыс. поездок в 2022 году, а для стран БРИКС и Дальнего зарубежья со 140,4 тыс. поездок в 2021 году, до 188,1 тыс. поездок в 2022 году, изменения относительно 2023 года между странами СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья произошли пропорционально.
Как видно из рис.2, в 2021 году было 264 тыс. чел, в 2022 — уже 341 тыс. чел. [5], в 2023 — 574,2 тыс. чел. [7]. Общий поток иностранных туристов в 2023 году в наш город увеличился на 6%, что позволило увеличить доход Санкт-Петербурга на 54,3 млрд рублей, а это на 84% превышает аналогичный показатель за 2022 год [1]. | |  | Рис. 2. Изменение въездного турпотока Санкт-Петербурга с 2021 по 2023 гг. из стран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья (тыс. чел.) [5, 7] | В данном исследовании к странам Ближнего зарубежья относятся страны, входящие в СНГ, Туркменистан и Монголия, а к странам Дальнего зарубежья специалисты отнесли: страны БРИКС — Китай, Иран, Индию, ОАЭ, страны Евросоюза.
Нами были проанализированы результаты статистики по размещению в коллективных средствах размещения (КСР) Санкт-Петербурга иностранных туристов за 2021, 2022 и 2023 гг. Был отмечен рост таких размещений в КСР на 54,8%, а в арендованном жилье/апартаментах — на 4,9% [5]. В 2023 году проживание в КСР составило на 3,2% меньше, а в арендованном жилье/апартаментах на 4,7% больше, чем 2022 году [7].
Если посмотреть статистику туристов, проживающих в Санкт-Петербурге по странам, можно отметить, что наибольший турпоток по странам СНГ отмечается из Беларуси — 72,6 тыс. чел, на 2 месте Узбекистан — 13,9 тыс. чел., на 3-м Казахстан — 12,5 тыс. чел., далее Азербайджан — 3,2 тыс. чел. и Армения — 2,7 тыс. чел. По странам БРИКС: на 1 месте КНР — 53,8 тыс. чел.; далее Иран — 17,2 тыс. чел.; Турция — 7, 8 тыс. чел.; Индия — 3,8 тыс. чел. и ОАЭ — 2,0 тыс. чел. [7].
Хотя Турция не входит в объединение стран БРИКС, мы приводим показатели по этой стране, поскольку они почти в 2 раза выше, чем объем туристов из Индии, принимаемых отелями города, а это свидетельствует о необходимости разработки ряда мер по интенсификации процессов взаимодействия Правительства Санкт-Петербурга и отельеров города со странами БРИКС в области туризма и гостеприимства. | |  | Рис. 3. Перечень стран лидеров по прибытию иностранных граждан стран СНГ и БРИКС по размещению в КСР Санкт-Петербурга в 2023 году (тыс.чел) [7] | Для понимания необходимости разработки иных стратегий привлечения гостей из стран СНГ и БРИКС, в отличии от российских туристов, необходимо более детально рассмотреть портреты представителей этих групп стран. Если сравнить портрет иностранного и российского туриста по основополагающим критериям, то можно увидеть некоторые различия и в целом следующую картину.
Среди российских туристов преобладают молодые активные люди от 18 до 44 лет, и они составляют 62,4% от общего количества опрошенных, 80% из них имеют высшее и незаконченное высшее образование, причем, женщины преобладают (55,1%) над мужчинами, они составляют 44,9% опрошенных. Примечательно, что выросло количество семей с детьми, таких оказалось 53,2%. Хочется особо отметить, что все больше туристов организуют поездку в Санкт-Петербург самостоятельно. Таких туристов оказалось — 86,5% от общего количества, посетивших наш город.
Можно представить характеристики портрета иностранного туриста из стран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья. Среди потока туристов из стран СНГ преобладают молодые люди активного возраста, и они составляют 89,7% (СНГ), 87,8% (БРИКС и Дальнее зарубежье) и мужчины превалируют над женской частью туристов в соотношении 61,1% и 39,9% (СНГ), 64,4% и 35,8% (БРИКС и Дальнее зарубежье), а в портрете российского туриста женщины занимают ведущую роль и составляют 55,1% [7]. Мы предполагаем, что это можно объяснить разницей в менталитете представителей стран СНГ, БРИКС и Дальнего зарубежья, а также культурных и религиозных традиций.
Статистика также подтверждает значительную разницу среди туристов по критерию наличия высшего образования, для представителей стран СНГ — 56%, а для стран БРИКС и Дальнего зарубежья — 68% прибывших, российские туристы — свыше 80%. В основном в Санкт-Петербург едут руководители, специалисты и представители бизнеса — 51,3% (СНГ), 61,4% (БРИКС и Дальнее зарубежье), а среди российских туристов большая часть приезжающих это семьи с детьми 53,2% [7].
На основе анализа всех представленных выше данных для привлечения и заинтересованности туристов из стран СНГ и БРИКС желательно сконцентрироваться на целевой аудитории из молодых людей. Можно предположить, что для них необходимо разрабатывать турпродукт, связанный не только с гастрономическими и культурными традициями, но и с образованием, инновационными технологиями и промышленным потенциалом города.
Если говорить о современных трендах интенсификации процессов в туристской и гостиничной сфере, то следует отметить, что тут явно просматривается тенденция на самостоятельную организацию поездок потребителем без участия посредников, что подтверждается результатами статистики. 77,8% иностранных туристов из стран СНГ и 76,9% из стран БРИКС, а также 86,5% российских гостей предпочитают организовывать свои поездки самостоятельно. Это свидетельствует об активной цифровизации в отрасли, а также о происходящем процессе «сращивания» туроператоров с турагрегаторами [2, 3].
При анализе NPS (индекса удовлетворенности) иностранных и российских туристов за 2022 и 2023 гг. можно отметить рост этого показателя на 5,3% с 64,2% до 69,3% для гостей из стран СНГ, и на 2,8% с 70,0% до 72,8% для гостей из стран БРИКС и Дальнего зарубежья. Хотелось бы отметить, что данные по показателям стран БРИКС и Дальнего зарубежья за 2022 и 2023 годы, на наш взгляд, не совсем корректно сравнивать, поскольку количество стран и их состав не представлены в официальной статистике в полном объеме. Что касается российских туристов, то их NPS повысился всего лишь на 0,3%. Возможно, на эти показатели повлиял уход ведущих сетевых операторов с гостиничного рынка России и Санкт-Петербурга, а также поставщиков товаров и технологий для обеспечения сервисных и операционных процессов, что, в свою очередь, повлияло на решение управленческих задач и снижение уровня сервиса на гостиничных предприятиях. | |  | Рис. 4. Результаты изучения индекса удовлетворенности NPS российских и иностранных туристов поездкой в Санкт-Петербург в 2022–2023 гг. [7] | Если рассматривать приоритеты в выборе основных объектов показа в рамках национальных туристических маршрутов «Санкт-Петербург. Новая география» и «Петербург. Петр. От первого камня до последнего», а также проекта «Серебряное ожерелье», то можно выделить следующие приоритеты у туристов: вкусная еда и напитки — 69%, интересные выставки — 59%, интересное времяпрепровождение — 53%, Санкт-Петербург, как место для прогулок, отдыха и расслабления отмечают 44%, а 36% отметили его как место посещения семей с детьми, хорошую организацию путешествия обозначили также 36% и 25% отметили город как место, где можно послушать музыку и посетить концерты.
Анализ событийного календаря Санкт-Петербурга за 2023 год в рамках деловых мероприятий показал участие в них около 80% гостей из стран СНГ, БРИКС, а также ЕС и Дальнего зарубежья. В среднем количество событий культурного календаря города с 2021 по 2023 гг. увеличилось на 30%, в 2023 году было проведено более 500 мероприятий, что позволило привлечь в город 574 тыс. иностранных туристов и составило 6% от общего числа гостей города [1, 4].
Активно меняется инфраструктура города и области, открываются новые объекты показа и туристской привлекательности. С 2003 по 2023 год было введено 154 объекта, задействованных в туризме.
Наибольший интерес вызвал проект «Форты Кронштадта», активно развиваются проекты образовательного туризма, в которых участвуют ведущие вузы Санкт-Петербурга.
Таким образом, можно констатировать, что в городе активно проводятся различного рода мероприятия, направленные на привлечение туристов и гостей разной целевой, как российской аудитории, так и гостей из дружественных нам стран. Планируется, что проект «Из г. Москвы в г. Санкт-Петербург», составляющий на сегодняшний день макротерриторию, к 2030 году привлечет общий турпоток 57 млн поездок, среди которых 50,5 млн — внутренние туристы, а 6,5 млн — иностранные гости [4].
Активную роль в развитии туристских проектов на территории города и Ленинградской области играют туроператорские и турагентские компании, которые разрабатывают интересные и креативные проекты с учетом пожеланий групповых и индивидуальных путешественников. Результаты представлены ниже на диаграмме. | |  | Рис. 5. Структура предложений туроператоров по детскому и молодежному туризму [составлено по 7] | Среди проанализированных туроператоров Санкт-Петербурга 60% предлагают комбинированные многодневные туры.
Таким образом, аналитический анализ въездного туристского потока в Санкт-Петербург за последние три года показывает стабильный рост, причем турпоток из стран СНГ (Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан и Армения) превышает поток туристов из стран БРИКС (КНР, Иран, Индия и ОАЭ).
Как уже отмечалось выше, ряд проблем с процессами сервисного обслуживания на предприятиях города связаны со снижением трудового потенциала в туристской отрасли, особенно резко это отразилось на предприятиях гостиничного сектора. Многие работодатели в сфере гостеприимства сейчас столкнулись с серьезной проблемой нехватки персонала, причем как линейного, так и руководителей подразделений. В целом это проблема наблюдается во всех отраслях экономики, но в туриндустрии это очень актуально, поскольку до пандемии достаточное количество около 20% мест линейного персонала в отелях занимали представители стран СНГ.
В связи с невозможностью вернуть данный контингент сотрудников работодатели вынуждены были изменить стратегии поиска персонала и сформулировать для себя и рекрутинговых предприятий новый тип контингента. Нами был проведен опрос руководителей кадровых служб ведущих отелей города категории 5 и 4 звезд. Ниже в таблице 2 представлены обобщенные портреты сотрудников из стран СНГ, которые работали ранее в отелях, и новый тип сотрудников из Российской Федерации.
Таблица 2
Портреты старого и нового типа контингентов сотрудников в отелях Санкт-ПетербургаСотрудники из стран СНГ, возраст до 50 лет | Новые категории сотрудников из РФ: студенты вузов (от 18 лет); обучающиеся по направлению подготовки «Гостиничное дело» (практика или рабочие места) от 16 лет; сотрудники сезонных курортных регионов до 60 лет; сотрудники из новых регионов РФ от 18 до 60 лет; бывшие офисные сотрудники «воротнички» до 60 лет | знание русского языка
«чистый» пакет документов
отсутствие религиозной атрибутики
эстетический вид
психологическая устойчивость
без вредных привычек
способность к обучению | эстетический вид
психологическая устойчивость
без вредных привычек
способность к обучению
коммуникабельность |
Как видно из табл. 2, ограничения по возрасту у сотрудников «старого типа» заявлено до 50 лет, поскольку они в основном занимали должности горничных или работников хозяйственной службы, а также подсобных рабочих в ресторанной службе, а это физически затратные профессии.
У «нового типа» сотрудников возрастной ценз указан от 18 лет и старше, поскольку молодые сотрудники могут работать на линейных позициях, готовы к физически затратному труду, но у них есть мотивация на карьерный рост в профессии и в целом в сервисной индустрии.
Запросы к работодателям у сотрудников «старого» и «нового» типа также разные. Оба типа сотрудников хотят иметь: организованное питание, социальный пакет и страховку, корпоративную одежду, входное обучение. Сотрудники «старого» типа дополнительно указывают еще возможность проживания (хостел или общежитие), а вот сотрудники «нового» типа хотят размещение в кампусе, расширить социальный пакет и добавить фитнес, компенсацию проезда, а также программы релаксации, обучение в течение всей карьеры, выстраивание карьерной траектории.
Таким образом разработка новой кадровой стратегии в сфере туризма и гостеприимства это как государственная, так и отраслевая задача совместно с образовательными учреждениями. Наиболее остро в отрасли стоит вопрос в конкурентоспособных и квалифицированных кадрах 3–4-го профессиональных уровней (рабочие кадры), частично 5–6-го профессиональных уровней (регулярный менеджмент и управление). В связи с уходом западного менеджмента из гостиничной отрасли Санкт-Петербурга после экономических и политических санкций возникли проблемы и в поиске персонала 7-го (исполнительный орган организации/директор) и 8-го (корпоративное управление — владелец/акционеры/учредители) профессиональных уровней квалификации.
Частично эту проблему можно решить, восполнив их работниками из стран СНГ и БРИКС, в целом лояльным к Российской Федерации, а также жителями новых регионов РФ и миграцией профессиональных сотрудников гостиниц в низкий сезон из курортных территорий, а также переподготовкой российских кадров из других сфер деятельности для желающих прийти в сферу гостеприимства
Вывод. Повышение доли турпотока в Санкт-Петербург связано с интенсификацией процессов по реализации различных мероприятий, направленных на продвижение города в рамках проектов «Добро пожаловать в Санкт-Петербург»; «Два города — миллион впечатлений»; введением единой электронной визы для иностранных граждан из 55 стран, желающих приехать в Россию; среднегодовым приростом событийных мероприятий в городе; ростом востребованности гастрономических туров и пакетных предложений с учетом национальных и культурных особенностей туристов; использованием цифровых технологий и возможностью самостоятельно сформировать пакет предложений по размещению, питанию и досуговым мероприятиям с учетом собственных предпочтений.
Среди перспективных направлений взаимодействия представителей туротрасли Санкт-Петербурга и стран СНГ можно отметить необходимость:
– представить на официальном сайте «Турбарометр Санкт-Петербурга» более четко структурированный анализ статистики иностранных туристов по странам СНГ и БРИКС, как наиболее дружественным странам к России, с целью понимания запросов туристов конкретных групп стран, специфики их обслуживания, а также разработке конкретных программ, турпродуктов и мероприятий со стороны специалистов сферы туризма, гостеприимства, а также креативных индустрий;
– активнее продвигать туристский бренд Санкт-Петербурга среди студентов и молодежи стран СНГ и БРИКС, разрабатывая для них различные образовательные программы;
– расширять пул туристских продуктов с использованием цифровых технологий и возможностью самостоятельно формировать пакет предложений по размещению, питанию и досуговым мероприятиям с учетом собственных предпочтений;
– активизировать процесс использования аудиогидов в музеях, на объектах показа, а также перевода сайтов отелей и культурных объектов на различные языки азиатских стран;
– продолжить создание в городе гастрономических пространств для знакомства с национальными аутентичными кухнями представителей стран СНГ и БРИКС;
– для решения проблемы нехватки персонала и трудовой миграции в городе расширить возможность знакомства туристов, приезжающих из дружественных нам стран, с промышленными предприятиями, что позволит им выстроить траекторию собственного профессионального развития, адаптации и закрепления на предприятиях города;
– подготовить соглашения между учебными заведениями Санкт-Петербурга и странами СНГ, БРИКС, занимающимися подготовкой кадров для гостеприимства, сервиса и туризма, по долгосрочному обучению студентов с прохождением производственной практики или временного трудоустройства иностранных студентов на гостиничных объектах города;
– для понимания специфики межэтнического взаимодействия организовать дополнительную подготовку и переподготовку работников туротрасли и желающих прийти в сферу гостеприимства, а также создать необходимые условия в отелях и гостиничных номерах для удовлетворения межконфессиональных потребностей туристов из стран СНГ и БРИКС;
– сформировать Кадровый Совет для индустрии гостеприимства при Комитете по развитию туризма или Комитете по экономической политике и стратегическому развитию Санкт-Петербурга для выработки единой кадровой стратегии и координации взаимодействия представителей бизнеса и образовательных учреждений, занятых в процессе подготовки и переподготовки кадров для сферы гостеприимства. |
| |
|
|