| | Проблемы современной экономики, N 4 (92), 2024 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Яброва О. А. профессор кафедры гостиничного дела
Института торговли и сферы услуг
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
доктор экономических наук Терещенко Н. Н. профессор кафедры торгового дела и маркетинга
Института торговли и сферы услуг
Сибирского федерального университета,
доктор экономических наук Филиппова В. С. преподаватель кафедры теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризма
Института физической культуры, спорта и туризма
Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
| |
| | В статье рассмотрены вопросы развития экосистемы туристских услуг как важного структурного элемента сферы потребительских услуг и экономики в целом. Представлено авторское определение категории «экосистема туристских услуг», определены состав и взаимодействия отдельных бизнес-структур в данной системе. На основе исследования статистических данных осуществлен анализ основных показателей развития экосистемы туристских услуг Красноярского края, позволивший выявить тенденции и особенности ее развития. Определены взаимосвязи туристского потенциала Красноярского края и развития различных видов туризма в регионе. | Ключевые слова: Красноярский край, экосистема туристских услуг, туристские услуги, туристские фирмы, предприятия общественного питания, коллективные средства размещения, туристский потенциал | УДК 338.48:303.4(571.51); ББК 65.433(2Рос-4Крн) Стр: 180 - 184 | Туризм в настоящее время, несмотря на последствия пандемии коронавируса и санкции против России со стороны ряда зарубежных стран, является одной из наиболее динамично, перспективно развивающихся сфер экономики России, способной гибко и оперативно адаптироваться к быстроизменяющимся условиям внешней среды и обеспечивающей создание значительного числа рабочих мест и повышение уровня занятости населения и качества жизни за счет организации сферы досуга, стимулирование развития экономики регионов как за счет самой отрасли туризма, так и за счет смежных отраслей, пополнение бюджетов за счет повышения налоговых отчислений.
Туризм является одним из важнейших факторов социокультурного и экономического развития отдельных регионов, что обуславливает интерес к данной сфере услуг как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов [1]. В настоящее время в России параллельно осуществляются процессы устойчивого развития экономики и общества и развития сферы туризма [2].
В связи с этим Правительством Российской Федерации и ее отдельных субъектов уделяется большое внимание стимулированию и поддержки развития туризма в стране и отдельных ее регионах.
В соответствии с основными положениями Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [3], национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [4], государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» [5], в Красноярском крае были разработаны и приняты государственные программы Красноярского края «Развитие туризма» [6], «Развитие культуры и туризма» [7], региональные проекты «Развитие туристической инфраструктуры (Красноярский край)» [8] и «Повышение доступности туристических продуктов (Красноярский край)» [9] и другие законодательные, нормативные документы, которые и определили основные направления развития туристических услуг в крае в целом, и в его отдельных макрорегионах.
Следует отметить, что вышеуказанные стратегические документы недостаточно полно рассматривают туризм как определенную экосистему региона, что вызывает необходимость определения понятия и состава экосистемы туристических услуг, дифференциации и характеристики ее ресурсов.
Экосистемный подход, по мнению Левченко К.К. наиболее полно соответствует растущим глобальным вызовам современного общества и представляет определенный тренд в современных исследованиях [10]. В последние годы в экономической литературе все большее распространение получают термины «бизнес-экосистема», «экосистема», характеризующие функционирование рыночных субъектов в различных сферах деятельности с учетом современных тенденций развития кооперационно-сетевого взаимодействия, глобализации экономики [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и др.].
В настоящее время отсутствует единый теоретико-методологический подход к определению понятия бизнес-экосистема, что требует уточнения и конкретизации данной категории. По нашему мнению, экосистему туристических услуг следует рассматривать как сложную, динамичную бизнес-модель, функционирующую на основе платформенной концепции, состоящую из независимых участников с различными, определенными ролями и функциями на рынке, производящих товары и/или услуги, и в совокупности реализующие взаимосвязанные решения и обладающие конкретными ценностными предложениями на различных уровнях экосистемы.
Экосистема туристических услуг в целом представляют собой взаимодействия отдельных бизнес-структур на рынке:
– путем признания участниками системы совместных целей и ценностей деятельности;
– кооперации и интегрирования своих ресурсов или их определенных частей, необходимых для осуществления деятельности на рынке, при сохранении самостоятельности, независимости участников;
– соблюдении добровольной связанности при взаимодействии с рыночными субъектами;
– гармонизации взаимоотношений иерархических, рыночных и сетевых структур.
В экосистемах должны быть сформированы завершенные цепочки создания ценностей между участниками системы, то есть для сферы туризма — это продвижение, реализация туристского продукта и его потребление клиентами в соответствии со спросом и предложением на рынке туристических услуг, осуществление консолидации произведенных туристических продуктов и выход на различные рынки с помощью цифровых платформ.
Экосистема туристических услуг, по нашему мнению, имеет определенный состав и форматы взаимодействий основных участников, деятельность которых направлена на наиболее полное удовлетворение потребностей туристов в соответствии с их спросом, и находится в сложных многосторонних отношениях, отличающихся с одной стороны относительной независимостью, а с другой стороны определенной подчиненностью и адаптацией к экосистеме (рис. 1). | |  | Рис. 1. Состав и взаимодействия основных субъектов экосистемы туристических услуг
Источник: обобщено авторами | В целом экосистема туристических услуг оказывает значительное мультипликативное влияние на развитие общества и экономики России и ее отдельных субъектов, при котором доходы, получаемые от одного туриста, превышают сумму расходов в месте своего пребывания на покупку потребительских товаров, оплату туристских и широкого спектра сервисных услуг, стимулируя при этом развитие значительного числа сопутствующих, обслуживающих отраслей.
Деятельность любых экосистем характеризуется системой экономических показателей, позволяющих представить как общую динамику и тенденции их развития, так и оценку отдельных направлений и видов деятельности. Осуществим анализ развития бизнес-экосистемы туризма в Красноярском крае по основным статистическим показателям (табл. 1).
Таблица 1
Динамика основных показателей развития экосистемы туристских услуг в Красноярском крае в 2010–2023 годах (составлено авторами по [17, 18])Показатели | 2010 | 2015 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | Темп роста
к 2010 году, % |
---|
Число туристских фирм (на конец года) всего, единиц | 145 | 330 | 333 | 296 | 304 | 329 | 345 | 237,9 | Темпы роста, % | 100,0 | 227,6 | 100,9 | 88,9 | 102,7 | 108,2 | 104,9 | х | В том числе занимающихся турагентской деятельностью, % | 77,9 | 93,6 | 91,6 | 90,5 | 88,8 | 90,0 | 90,4 | х | Число реализованных населению турпакетов, единиц | 40621 | 55116 | 50360 | 19652 | 33151 | 48405 | 55608 | 136,9 | Темпы роста, % | 100,0 | 135,7 | 91,4 | 39,0 | 168,7 | 146,0 | 114,9 | х | Стоимость реализованных населению турпакетов, млн руб. | 1810,4 | 3782,3 | 4723,1 | 1663,6 | 3571,1 | 4353,9 | 8095,6, | 447,2 | Темпы роста, % | 100,0 | 208,9 | 124,9 | 35,2 | 214,7 | 121,9 | 185,9 | х | Число ресторанов, кафе, баров, единиц | 1157 | 1548 | 1537 | 1137 | 1112 | 1190 | 1256 | 108,6 | Темпы роста, % | 100,0 | 133,8 | 99,3 | 73,9 | 97,8 | 107,0 | 105,6 | х | Число мест в них, единиц | 55637 | 83874 | 84666 | 58187 | 58101 | 63150 | 67612 | 121,5 | Темпы роста, % | 100,0 | 150,8 | 100,9 | 68,7 | 99,9 | 108,7 | 107,11 | х | Число гостиниц и аналогичных средств размещения, единиц | 131 | 141 | 288 | 271 | 305 | 317 | 321 | 245,0 | Темпы роста, % | 100,0 | 107,6 | 204,3 | 94,1 | 112,6 | 103,9 | 101,3 | х | Число санаторно-курортных организаций, единиц | 28 | 19 | 24 | 24 | 23 | 22 | 22 | 78,6 | Темпы роста, % | 100,0 | 67,9 | 126,3 | 100,0 | 95,8 | 95,7 | 100,0 | х |
Анализ данных табл.2 свидетельствует о динамичном развитии экосистемы туристских услуг в Красноярском крае в период с 2010 по 2023 гг., за исключением периода пандемии в 2019–2020 году. Число туристских фирм в регионе в 2023 году выросло по сравнению с 2010 годом в 2,4 раза и на 4,6 % по сравнению с 2015 годом. Цепные темпы роста числа туристских фирм с 2021 года имеют положительную динамику со средним значением прироста 5,3%. Следует отметить, что большая часть (более 90%) туристских фирм в крае представлена организациями, занимающимися турагентской деятельностью с тенденцией увеличения их доли в общем числе туристических фирм на 0,4% в 2023 году по сравнению с 2022 годом и на 1,6% по сравнению с 2021 годом.
Число реализованных населению Красноярского края турпакетов составило в 2023 году 55608 единиц, что выше уровня 2022 года на 14,9% и на 36,9% уровня 2010 года. С 2021 года прослеживается устойчивая тенденция снижения темпов роста числа реализованных турпакетов (168,7% в 2021 году, 146,0% в 2022 году, 114,9% в 2023 году) при одновременном увеличении цепных темпов роста стоимости реализованных населению турпакетов с 2022 года (121,9% в 2022 году и 185,9% в 2023 году). Стоимость реализованных населению края турпакетов выросла в 2023 году в 4,5 раза по сравнению с 2010 годом и в 2,1 раза по сравнению с 2015 годом, что объясняется ростом инфляции, удорожанием самих туров за счет обеспечения более высокого уровня туристических услуг.
Таблица 2
Взаимосвязи туристского потенциала Красноярского края и развития видов туризма в регионе
(составлено авторами по [6, 7, 8, 9, 18, 21])Вид и характеристика потенциала | Виды туризма |
---|
Природно-рекреационный потенциал | Ландшафтное многообразие на территории региона | экологический туризм | Разнообразный биоклимат с выделением арктического, субарктического и умеренного климатических поясов и биоресурсы от арктической тундры на севере до лесостепи и степи на юге края с богатой фауной (Таймырский биосферный заповедник, природные заповедники «Большой Арктический», «Путоранский», «Тунгусский», «Североземельский», плато Путорана и т.д.) | экологический туризм
приключенческий туризм
охота и рыбалка | Арктические территории с уникальной биосистемой (посещение Арктических территорий, чемпионат мира по плаванью в открытой воде (арктический заплыв) «Х-WATERS» на плато Путорана и др. | арктический туризм
приключенческий туризм
экстремальный туризм
охота и рыбалка | Богатые гидроресурсы, включая Енисей и другие реки региона, Красноярское водохранилище, более 300 тысяч озер | водный туризм
речные круизы
экологический туризм
приключенческий туризм | Разнообразные гидроминеральные ресурсы, включая богатые по составу минеральные воды и грязи (Санаторий «Озеро Учум», Санаторий «Сосновый бор» (оз. Тагарское) и др.) | лечебно-оздоровительный туризм | Наличие скальных комплексов (Столбы, Манские столбы и т.д), пещер | скалолазание
спелеологический туризм | Природные достопримечательности, включая заповедники Таймырский, Центрально-Сибирский, Саяно-Шушенский, природные заповедники Столбы, Путоранский, Тунгусский, Большой Арктический, национальные парки «Шушенский бор», парк «Ергаки», более 30 федеральных и региональных заказников | экологический туризм
приключенческий туризм | Культурно-исторический потенциал | 27 музеев и их филиалов, около 4000 памятников истории и культуры
Разнообразие событийных мероприятий, носящих постоянный характер (Красноярский экономический форум, Международный фестиваль этнический музыки и ремесел «Мир Сибири», День Минусинского помидора, Международный Канский видеофестиваль и др.)
Наличие исторических религиозных объектов (Свято- Троицкий и Никольский храмы, церковь Николая Чудотворца и др. | культурно-познавательный туризм
событийный
религиозный | Производственно-научный потенциал | Наличие большого количества производственных и научных предприятий, в том числе флагманов отрасли, предприятий с передовыми технологиями (Красноярская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, судоподъемник Красноярской ГЭС и т.п.) | промышленный туризм | Сельскохозяйственный потенциал | Наличие разнообразных сельскохозяйственных угодий с широким спектром выращиваемых культур, в том числе фермерских хозяйств с реализуемой экологически чистой продукцией
Многообразие выращиваемых животных (оленей, маралов и т.п.) | сельский туризм
экологический туризм | Инфраструктурный потенциал | 12 санаториев и 32 санаториев-профилакториев, 7 профилакториев, 78 детских оздоровительных лагерей | лечебно-оздоровительный туризм | Многообразие предприятий общественного питания | гастрономический туризм
обслуживание всех видов туризма | Транспортная доступность региона с регулярным железнодорожным, авиа, автомобильным сообщением, судоходством | все виды туризма | Достаточно большое количество гостиниц и аналогичных средств размещения (321 единица в 2023 году), а также числа санаторно-курортных организаций (22 единицы в 2023 году) | все виды туризма | Наличие горнолыжных комплексов («Бобровый лог», «Ергаки», «Гора отдельная», «Канский» и т.д.) | горнолыжный, спортивный туризм | Наличие лыжных комплексов (Академия биатлона и др.), лыжных и велосипедных трасс, конных и пешеходных маршрутов на территории края | спортивный туризм |
Кризис, вызванный распространением коронавируса, носил острый характер и имел предельно негативные последствия, затронув все отрасли экономики и нанеся мощный удар по туризму, обусловив существенное снижение показателей деятельности туристических фирм как в целом по стране, так и отдельных регионов, и приостановку или полное прекращение деятельности туристических фирм [19, 20]. Так, в 2020 году число туристских фирм в Красноярском крае снизилось на 11,1% по сравнению с 2019 годом при сокращении реализованных населению турпакетов на 61%. Стоимость реализованных населению края турпакетов снизилась в 2020 году на 64,8% по сравнению с 2019 годом, что существенно ухудшило финансовое положение туристских фирм в регионе и привело к прекращению деятельности ряда организаций в данной сфере деятельности.
Предприятия общественного питания являются важной составной частью экосистемы туристских услуг, удовлетворяя потребности туристов в разнообразном питании в соответствии с их предпочтениями и вкусами. Число ресторанов, кафе, баров, обслуживающих сферу туризма в регионе, составило в 2023 году 1256 предприятий, увеличившись на 8,6% по сравнению с 2010 годом и на 5,6% по сравнению с 2022 годом.
При этом следует отметить положительную тенденцию опережения темпов роста числа посадочных мест над темпами роста числа ресторанов, кафе, баров в регионе. В следствие пандемии коронавируса и ее последствий число ресторанов, кафе, баров в крае снизилось в 2020 году на 26,1% по сравнению с 2019 годом и на 2,2% в 2021 году по сравнению с 2020 годом с дальнейшим устойчивым ростом в 2022–2023 годах.
Коллективные средства размещения составляют базис развития экосистемы туристических услуг, обеспечивая проживание туристов и отдыхающих в разнообразных средствах размещения в соответствие с потребностями и спросом клиентов. В Красноярском крае наблюдается положительная тенденция устойчивого роста числа гостиниц и аналогичных средств размещения в 2010–2023 гг. за исключением 2020 года, когда произошло уменьшение числа данных видов коллективного размещения на 5,9%. Следует отметить существенную неравномерность размещения гостиниц и аналогичных средств размещения по территории Красноярского края с сосредоточением в основном в краевом центре, что создает определенные трудности с размещением туристов и отдыхающих в других районах края.
Негативной оценки заслуживает тенденция снижения в крае числа санаторно-курортных организаций на 21,4% в 2023 году по сравнению с 2010 годом и на 4,3% по сравнению с 2021 годом с их стабилизацией в 2022–2023 годах.
В целом проведенный анализ показателей экосистемы туристских услуг в Красноярском крае свидетельствует о стабильном развитии основных субъектов данной системы, успешно преодолевших последствия пандемии коронавируса и оперативно преодолев трудности, связанные с введением санкций против России со стороны ряда зарубежных стран.
Эффективное развитие экосистемы туристских услуг невозможно без наличия различных видов туристского потенциала, которые, по нашему мнению, целесообразно объединить в 5 основных групп: природно-рекреационный, культурно-исторический, производственно-научный, сельскохозяйственный, инфраструктурный. Характеристика данных групп туристского потенциала Красноярского края и соответствующих видов туризма представлена в табл. 2.
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод, что разнообразный туристский потенциал Красноярского края обуславливает возможности развития широкого круга туристских услуг, обеспечивая наиболее полное удовлетворение потребностей и спроса туристов за счет предоставления при необходимости комплексных сервисных услуг.
Вместе с тем, существует и ряд проблем: неравномерность размещения инфраструктурных объектов по территории региона, высокая сезонность спроса на туристские услуги внутри региона, в основном в летний период, недостаточная материально-техническая база туризма края, характеризующаяся высокой степенью износа, проблема транспортной доступности основных туристических центров, недостаточно высокий уровень современных сетевых информационных технологий и телекоммуникационных средств в сфере оказания туристических услуг и т.п. Все это требует внедрения инновационных механизмов регулирования и поддержки сферы туризма с учетом компромиссного характера взаимодействия органов власти, бизнес-среды и общества [19]. Для эффективного развития экосистемы туристических услуг необходимо дальнейшее развития процессов цифровизации в данной системе по трем основным направлениям: искусственный интеллект, ИКТ, облачные технологии и геоинформационные технологии [22]. |
| |
|
|